УДК 330.322:332.1
М.В. Лысенкова1, Л.А. Шичко2
1 Академия управления при Президенте Республики Беларусь,
Минск, 220007 e-mail: [email protected]; 2 Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники,
Минск, 220007 e-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАХ: СПЕЦИФИКА, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
В статье обоснованы особенности инновационной и инвестиционной деятельности в регионе. Введены новые категории: «региональная инновационно-инвестиционая деятельность» и «региональный инновационно-инвестиционный проект», представлено их авторское понимание, обозначены цели и виды. Изучена специфика инновационных региональных проектов. Определена значимость бизнес-инкубаторов и проектов, разрабатываемых и реализуемых высшими учебными заведениями в развитии региона. Представлены авторские рекомендации по обеспечению роста результативности разрабатываемых в регионе социально-экономических инвестиционных и инновационных проектов.
Ключевые слова: региональная инновационно-инвестиционная деятельность, региональный инновационно-инвестиционный проект, социально-экономическое развитие.
M.V. Lysenkova1, L.A. Shychko2
1 Academy of Management under the President of the Republic of Belarus,
Minsk, 220007 e-mail: [email protected];
2 Belarusian State University of Informatics and Radioelectronics,
Minsk, 220007 e-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF INNOVATION AND INVESTMENT PROJECT ACTIVITY IN REGIONS: SPECIFICITY, PROBLEMS AND PROSPECTS FOR IMPLEMENTATION
OF REGIONAL PROJECTS
The features of innovation and investment activities in the region are described. New categories such as "regional innovation and investment activity" and "regional innovation and investment project" are introduced. The author's understanding is presented. The goals and types are outlined. The specifics of innovative regional projects are studied. The importance of business incubators and projects developed and implemented by higher educational institutions in the development of the region is determined. The author's recommendations to ensure growth in the effectiveness of socio-economic investment and innovation projects being developed in the region are presented.
Key words: regional innovation and investment activity, regional innovation and investment project, socioeconomic development.
Каждый регион имеет свой потенциал роста и развития, который во многом обеспечивается за счет вложения инвестиционных ресурсов. Региональное развитие включает финансирование экономических субъектов по административно-территориальному принципу, инвестирование объектов социального характера, а также вложение инвестиций в инфраструктуру региона. Однако существует ряд проблем, тормозящих развитие региона. К ним можно отнести нехватку
бюджетных средств на финансирование объектов общественной и социальной инфраструктуры, а также высокую стоимость привлекаемого кредитного капитала и недостаток собственных средств хозяйствующих субъектов на нужды самоинвестирования. Кроме того, ряд дополнительных ограничений, коснувшихся регионального инвестиционного развития, обусловлен последствиями СОУГО-19 и санкционной политики недружественных стран, начиная с 2020 г. Таким образом, необходимо предпринять ряд мер, касающихся самого механизма привлечения инвестиций в регион, процесса принятия и обоснования инвестиционных и инновационных проектов, их инвестирования, локализации проектов в определенном регионе, а также требуется активизация инновационно-инвестиционной деятельности всеми субъектами региона, особенно это касается размещенных на самой территории субъектов инновационой инфраструктуры, а также крупных предприятий региона, малого и среднего бизнеса и учреждений высшего образования.
Проблемы социально-экономического развития регионов, а также вопросы стратегического планирования региональной экономической системы и оценки эффективности региональных инвестиционных проектов не теряют актуальности на протяжении длительного периода времени. Так, их исследовали в своих трудах такие известные ученые-экономисты, как И.А. Бланк, Л.Н. Булгакова, П.Л. Виленский, Л.В. Канторович, Н.Н. Киселева, В.В. Ковалев, В.Н. Лившиц, С.В. Лившиц, И.В. Липсиц, Б.А. Райзберг и др. Неоднократно были определены первостепенные задачи по регулированию инвестиционной и инновационной деятельности предприятий и регионов, их инвестиционного потенциала. С течением времени изменяется вектор внимания, подходы и принципы, но неизменной остается актуальность исследования данного вопроса.
Инновационно-инвестиционную деятельность, реализуемую в рамках любого региона, можно представить в виде совокупности, по сути, портфеля инвестиционных и инновационных проектов, разных типов, содержания и уровня доходности. При этом социально-экономическое развитие региона во многом зависит от степени интенсивности и эффективности инновационно-инвестиционной деятельности, реализуемой субъектами, размещаемыми на территории региона. Для обеспечения результативности инновационно-инвестиционной деятельности необходимо разработать ряд эффективных мер и мероприятий, касающихся ранжирования и приоритетов в финансировании, в т. ч. выделении средств государственной поддержки на более перспективные инвестиционные и инновационные проекты, которые помимо коммерческой эффективности имеют социальный, экологический или иной полезный эффект в будущем.
Рассмотрим более детально сущность категорий инвестиционный и инновационный проект и их роль в развитии региона.
Под инвестиционным проектом принято понимать совокупность документов и иных материалов, определяющих целесообразность, условия и способы вложения инвестиций, объемы и источники их финансирования, связанные по срокам и исполнителям мероприятия, направленные на достижение заданного участниками инвестиционного проекта результата за определенный промежуток времени [1]. Развитие современной экономики показывает, что в последние годы в основном инвестиционные ресурсы вкладываются, как правило, в проекты, имеющие ту или иную инновационную составляющую, что и привело к пониманию инновационного проекта как отдельной категории на стыке результатов инвестиционной и инновационной деятельности.
Инновационный проект - это проект, содержащий технико-экономическое, правовое и организационное обоснование конечной инновационной деятельности [2]. Инновационный проект, в отличие от проекта инвестиционного, предполагает наличие инновационной составляющей. Это может быть инновационный проект, услуга, использование инновационной техники и технологии производства. Кроме того, в проекте обязательно приводится обоснование эффективности и результативности внедрения рассматриваемого новшества и перспективность его финансирования. Указывается коммерческая эффективность, инновационность, экспортоориентированность, уровень импортозамещения и величина добавленной стоимости (ДС) по проекту в сравнении с аналогичными показателями в Европейском союзе (ЕС) по данному виду экономической деятельности (расчетная величина ДС должна быть не меньше, указанной по ЕС). Целью реализации инновационного проекта является внедрение новшества технического, технологического, социального, организационного, маркетингового, информационного и иного характера, способного приносить в будущем доход. Таким образом, инновационный проект является преобразованной формой инвестиционного проекта, а сами эти преобразования обусловлены инновационным вектором раз-
вития экономики, когда на первый план для достижения долгосрочных целей роста и развития субъектов реального сектора экономики, включая региональный аспект, выходит необходимость вложения инвестиций в научно-исследовательские, опытно-конструкторские, опытно-технологические и иные разработки, связанные с производством, сбытом и продвижением инновационных продуктов и услуг.
Часто разрабатываемый инвестиционный проект имеет инновационную составляющую, или, наоборот, инновационный проект лишен специфики и близок к инвестиционному. В этом случае нет принципиальной разницы между данными проектами, которые можно назвать инновационно-инвестиционными. Аналогичным образом, естественно, пересекается и инновационная, и инвестиционная деятельность, приобретая черты инновационно-инвестиционной.
Рассмотрим регион как пространственно-территориальное образование, в рамках которого реализуется инновационно-инвестиционная деятельность субъектов, относящихся к данной административно-хозяйственной единице. При этом следует отметить, что на реализацию инновационных и инвестиционных проектов в рамках того или иного региона будет оказывать влияние экономическая, социальная, природно-климатическая специфика самого региона, а также количество субъектов, локализующихся на данной территории, их величина, значимость (например, вклад в региональный бюджет посредством налоговых отчислений), а также результативность производственно-хозяйственной и финансово-экономической их деятельности. В связи с этим авторами предлагается ввести и рассмотреть качественно новые категории - региональной инновационно-инвестиционной деятельности и региональных инвестиционных и инновационных проектов.
Под региональной инновационно-инвестиционной деятельностью следует понимать совокупность инновационных и инвестиционных проектов, программ и разработок, предусматривающую активное финансирование различного рода преобразований, а также внедрение новшеств в систему экономики региона, его социальную сферу, обеспечивающих рост и развитие валового регионального продукта и валовой региональной добавленной стоимости, а также получение социально-экономического регионального эффекта в будущем.
Основным элементом региональной инновационно-инвестиционной деятельности является так называемый региональный проект, который может являться только инвестиционным или только инновационным, или иметь признаки инновационно-инвестиционного проекта. Под региональным инновационно-инвестиционным проектом следует понимать проект, направленный на достижение стратегических целей социально-экономического развития региона, стимулирование и финансирование модернизационных преобразований и инновационных разработок в экономике региона, с учетом региональных конкурентных преимуществ, обоснования объема требуемых инвестиционных ресурсов для получения экономического, социального, экологического и иного полезного эффекта в будущем, а также соответствующий установленным критериям эффективности и приоритетности (например, роста ВДС региона).
Предполагаемые цели и виды региональных инновационно-инвестиционных проектов представлены в таблице.
Цели и виды инновационно-инвестиционных региональных проектов
Цели разработки и реализации региональных проектов Виды региональных инновационно-инвестиционных проектов
Детализация стратегического направления развития региона Полный бизнес-план коммерческой идеи инновационно-инвестиционного проекта
Оценка, прогноз и контроль развития инвестиционной и инновационной деятельности региона Бизнес-план проекта как заявка на кредит (займ), необходимый для решения инвестиционно-инновационных задач развития региона
Привлечение внешнего финансирования для обеспечения инновационного развития региона (кредиты, займы, гранты, средства инновационных и венчурных фондов) Бизнес-план проекта как заявка на получение средств различных фондов, грантов и др.
Привлечение в регион бизнес-партнеров с их капиталом в рамках государственно-частного партнерства (инвесторы, акционеры, бизнес-ангелы) Бизнес-план проекта для получения иностранных инвестиций для развития региона (финансирования средствами Всемирного банка, Международного валютного фонда и др. международными финансовыми организациями)
Источник: собственная разработка.
В качестве возможных показателей оценки эффективности реализуемых инвестиционных и инновационных региональных проектов, направленных на совершенствование социально-экономического развития региона, можно представить: количество созданных высокопроизводительных рабочих мест, в т. ч. модернизированных; объем реализации инновационной продукции, созданной в результате выполнения проекта (темп роста объемов выпуска инновационной продукции в регионе), в т. ч. от патентно-лицензионной деятельности малого инновационного предприятия, созданного за счет проектного финансирования; объем налоговых выплат в региональный бюджет и др.
В настоящее время сложнее всего проходит разработка и реализация инновационных проектов, т. к. зачастую не определен заранее рынок сбыта, не сформированы потребительские запросы и предпочтения, т. е. не решен вопрос в первую очередь с реализацией полученного новшества - инновации в бизнес-среде и на потребительском рынке. Кроме того, инновационные проекты являются всегда более рисковыми, по сравнению с проектами инвестиционного характера, в силу более высокой степени неопределенности внешней среды и ее влияния на различные составляющие проекта, а также на участников инновационно-проектной деятельности. А сама реализация инновационных проектов требует гораздо больше инвестиционных ресурсов, т. к. необходимо, кроме прочего, финансировать не только производственно-хозяйственную деятельность, но и научные исследования и разработки, которые предшествуют появлению самой инновации и зачастую являются более дорогостоящим мероприятием, чем ее массовое производство в дальнейшем [3]. Особое внимание при обосновании и реализации инновационного проекта следует обратить на защиту прав интеллектуальной собственности и патентную чистоту внедряемой инновации. Важным является также возможность реализации новшества на уже имеющихся рынках сбыта или формирование рынка и потребностей потребителей под исключительно новый товар, продукцию, услугу.
Для инновационной разработки важна оценка реальных перспектив ее коммерциализации, выхода на многосерийное производство. Кроме того, коммерческая составляющая инновационного проекта должна быть четко определена и выделена. Конечным же продуктом будет выступать бизнес-план инновационного проекта, составленный в соответствии с национальными требованиями к разработке бизнес-планов проектов. Это особенно важно в условиях недостаточности финансирования научных исследований и невостребованности инновационных разработок в том или ином регионе.
Важными субъектами инновационно-инвестиционной деятельности в регионе выступают технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий. Естественно, те регионы, где локально размещены данные субъекты инновационной инфраструктуры в большем количестве имеют больше возможностей развиваться в части поддержания и активизации инновационно-инвестиционной деятельности на уровне малых и средних предприятий. Однако и крупные промышленные производства зачастую также прибегают к помощи специализированных структур, оказывающих содействие и развитие в части инновационных разработок и их дальнейшего продвижения на рынки.
Существует и проблема распределения средств, выделяемых в регионах на финансирование инновационной деятельности и инновационного развития субъектов региона. Следует отметить, что выделяемые на инновационные цели средства инновационных фондов, которые также распределены по административно-территориальному принципу (в рамках каждого конкретного региона формируется свой инновационный фонд исходя из налоговых отчислений резидентов региона), различны по своей величине по каждому региону [2]. Что касается последних, зачастую формируется ситуация, когда в одних регионах существует высококонкурентная среда при конкурсном распределении безвозмездных средств, накопленных за период инновационным фондом, когда только высокоэффективные проекты получают финансирование. А в других регионах уже на стадии проведения конкурса проектов понятно, что количество представленных проектов и требования их финансирования значительно меньше самого выделяемого бюджета на эти цели. Тогда возникает ситуация, при которой к финансированию средствами инновационного фонда предлагаются не самые эффективные или приоритетные с точки зрения социально-экономического развития региона инновационные проекты.
Отдельно следует отметить различного рода инновационные и инвестиционные проекты и стартапы, разрабатываемые и реализуемые в системе высшей школы, которые также, безус-
ловно, оказывают значительное влияние на развитие регионов. Непосредственное участие университетов в развитии регионов обусловлено следующими особенностями: университет, как правило, выступает крупным работодателем и потребителем услуг на региональном уровне; оказывает непосредственное воздействие на рынок труда в регионе через подготовку соответствующих кадров; развивает предпринимательство в регионе через разработку и реализацию различного рода проектов и стартапов учащимися высшего учебного заведения, что впоследствии приводит к образованию новых малых инновационных предприятий.
Кроме того, инновационно-инвестиционная проектная деятельность высших учебных заведений осуществляется через усиление роли вузов в создании инноваций в регионе и развитие кооперации. Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы [4] предполагается сформировать для этого в регионах тринадцать кластеров с учетом наличия потенциала и развития компетенций. К 2024-2025 гг. поставлена задача обеспечить развитие внутреннего спроса, импортозамещение и перейти к экспорту высокотехнологичной продукции; создать производственно-технологическую базу для формирования новых подотраслей промышленности, способных в долгосрочной перспективе заменить существенную часть продуктов более высокотехнологичными. В стратегической перспективе развитие инновационной политики позволит обеспечить выход на уровень производства высокотехнологичной продукции в Беларуси в размере около 0,5% ВВП к 2030 г. и создание условий для достижения сектором объемов не менее 3% ВВП к 2050 г.
В Национальной инфраструктурной стратегии Республики Беларусь на 2017-2030 годы в перечень 100 базовых инфраструктурных проектов включено 27 проектов по развитию инфраструктуры образования на общую сумму 307,79 млн долл. [5]. В качестве источников финансирования предполагается привлечение средств в рамках реализации механизма государственно-частного партнерства, инвестиционных договоров, проектного и венчурного инвестирования, а также средств фондов поддержки отдельных секторов экономики.
Вклад университетов в социально-экономическое развитие региона можно оценить по таким основным показателям, как налоговые отчисления в бюджет, общий объем НИОК(Т)Р, выполняемых университетами; количество реализованных инновационных и инвестиционных проектов, стартапов, полученных свидетельств на объекты интеллектуальной собственности как показатель коммерциализации результатов научной и инновационной деятельности учреждений высшего образования, развитие человеческого капитала в виде подготовки квалифицированных кадров на I (бакалавриат) и II (магистратура) ступени высшего образования, а также переподготовки и повышения квалификации специалистов на рынке труда.
С целью роста перспектив социально-экономического развития регионов через комплекс разрабатываемых и принимаемых к реализации инвестиционных и инновационных проектов субъектов данного региона [6] можно рекомендовать следующий комплекс мер и мероприятий: оказываемые налоговые льготы и преференции проекту должны быть обусловлены его вкладом в ВДС региона; особый правовой режим инвестиционных договоров должен предусматривать гарантию выкупа определенного объема продукции, производимого по проекту в рамках госзаказа; законодательное закрепление «стабилизационной оговорки» позволило бы обеспечить дополнительную гарантию защиты прав инвестора, финансирующего инновационный проект; процедура принятия решения и заключения договора на выдачу земельного участка для реализации такого проекта должна быть локализована на уровне органов местной власти (исполкомов); поощрение проектов, реализация которых предусматривает проектное финансирование или использование механизма государственно-частного партнерства; активизация и выделение дополнительных средств финансирования инновационно-инвестиционной проектной деятельности на базе учреждений высшего образования.
Литература
1. Лысенкова М.В. Инвестиционное проектирование: Учеб. пособие. - Минск: БГЭУ, 2021. - 418 с.
2. Лысенкова М.В. Обоснование инвестиционных и инновационных проектов: Учеб. пособие. - Минск: РИВШ, 2021. - 608 с.
3. Герасенко В.П. Региональная инвестиционная политика // Экономический вестник университета. - Минск: БГЭУ, 2016. - Вып. № 29/1. - С. 65-71.
4. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы [Электронный ресурс]. - URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=P32100292 (дата обращения: 20.10.2022).
5. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2035 года [Электронный ресурс]. - URL: https://economy.gov.by/uploads/files/ObsugdaemNPA/NSUR-2035-1.pdf (дата обращения: 22.11.2022).
6. Лысенкова М.В. Инвестиционная политика и механизм инвестиционного обеспечения инновационного развития экономики Беларуси // Научные труды Белорус. гос. экон. университета. - Минск: БГЭУ, 2021. - Вып. 14. - С. 280-287.