подвержена рыночной конъюнктуре. В этом случае конкурентоспособностью будет тяжело управлять, и ее тяжело будет прогнозировать. Управление превращается в спасательные краткосрочные операции. Вложение средств в медленные факторы позволит получить эффект роста конкурентоспособности через некоторое продолжительное время с одной стороны, но с другой - на более длительный срок. В целом повышение конкурентоспособности страны должно осуществляться комплексно, но с учетом приоритетности и скорости возможных изменений.
Список использованных источников
1. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 // [Электронный ресурс]. - 2007. - Режим доступа: http://rlst.org.by/library.htm. - Дата доступа: 10.10.1007.
2. Градов, А. П. Национальная экономика / А. П. Градов. - Санкт-Петербург : ЭКО, 2005. - 240 с.
3. Никитенко, П. Г. Синергетический подход к оценке конкурентоспособности экономической системы / П. Г. Никитенко, Л. А. Платонова // Общество и экономика. - 2007. - №4. - С. 5-25.
4. Платонова, Л. А. Национальная экономика в контексте самоорганизации и конкурентоспособности / Л. А. Платонова. - Витебск : УО «ВГТУ», 2006. - 350 с.
5. Бондарь, А. В. Экономическая безопасность и экономическая политика : учеб. пособие / А. В. Бондарь, В. Н. Ермашкевич, С. Н. Князев, Е. Г. Моисеенко. - Минск : БГЭУ, 2007. - 423 с.
SUMMARY
The influence of competitiveness factors over external economic security of the Republic of Belarus is investigated. The competitiveness raising ways are offered in the world countries community. The author's special methodology is used for this research and factors speed, coefficient ranks, subsystems factor, competitiveness factor indicator ranks are included.
УДК 332:142
ВКЛАД ИННОВАЦИОННЫХ И ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФАКТОРОВ В ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УРОВНЯ ПРОИЗВОДСТВА РЕГИОНОВ РЕСПУБЛИКИ
Л.В. Прудникова
ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ
При организации производственной деятельности в современных условиях хозяйствования учитывается территориальный, локальный фактор. Территории, обособленные территориально-производственные системы приобретают все возрастающее значение и представляют собой точки пересечения локального и глобального. Некоторые из этих территорий строятся на основе определенных в данном регионе производственных компетенций и структурных организационных связей; таким образом, происходит тесное взаимодействие между региональной экономической деятельностью и территорией. Возможность развития региональной производственной деятельности базируется на трехстороннем подходе: район -технология - среда (промышленный район, технополия, инновационная среда) [1].
В условиях обострения конкурентной борьбы инновации превращаются в решающий фактор устойчивого развития регионов и страны в целом, поскольку они обеспечивают приспособляемость, адаптивность территорий к быстроизменяющимся условиям рыночной конъюнктуры и внешней среды [2]. Как с
территориальной, так и с практической точки зрения эффект близкого соседства и территориальной концентрации предприятий является важнейшим фактором производства и развития инноваций [1]. Инновационная политика региона должна быть направлена на стимулирование воспроизводства, обновления и экономического развития производительных сил, что способствует росту технологического уровня и увеличивает восприимчивость региона к инновационным процессам. В свою очередь реализация региональной инновационной политики неизбежно связана с инвестированием. С одной стороны, инвестиции должны обеспечить условия простого и расширенного воспроизводства капитальных ресурсов в регионе (новые технологии, оборудование, методы организации хозяйственной деятельности и др.), с другой - финансирование затрат на исследования и разработки.
Технологический уровень, уровень инновационной и инвестиционной активности являются сферами непрерывной адаптации, трансформации и эволюции, но при этом динамика развития везде разная. Соответственно необходимо выявить технологические, инновационные и инвестиционные особенности регионов республики, так как это предполагает совершенно разные подходы к регулированию экономики регионов.
ВЫЯВЛЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УРОВНЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ РЕСПУБЛИКИ УРОВНЮ ИХ ИНВЕСТИЦИОННОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ
Для выявления закономерностей формирования инновационных стратегий целесообразно провести классификацию регионов Беларуси по ряду признаков. При этом необходимо оценить[3]: уровень инновационной активности; технологический уровень экономики региона; уровень инвестиционной активности.
Уровень инновационной активности можно оценить, используя усеченную систему индикаторов, ограничиваясь удельными затратами на исследования и разработки. Однако для более глубокой оценки инновационной активности региона целесообразно расширить перечень индикаторов, увеличив их до трех основных, так как большое число разнородных индикаторов не позволяет получить выпуклые результаты анализа.
Таким образом, оценить уровень инновационной активности можно с помощью индекса, который для каждого региона вычисляется как средняя трех относительных индексов: удельных затрат на исследования и разработки, доли отгруженной инновационной продукции, доли инновационно-активных предприятий, по следующей формуле:
1иа(0 = (1зи(1) + 1иап(0 + !ип(1)) / 3, где !зи(1) - индекс удельных затрат на исследования и разработки по 1-му региону, %; !иап(1) - индекс доли инновационно-активных предприятий по 1-му региону, %; !ип(1) - индекс доли отгруженной инновационной продукции по 1-му региону.
Выше названные индексы рассчитываются относительно среднереспубликанского уровня по формулам:
!зи(1) = (Зир (I) / Зир (рес)) * 100%, !иап(1) = (Диап (I) / Диап (рес) ) * 100%, !ип(1) = (Дип (I) / Дип (рес) ) * 100%, где Зир (I) - удельные (на одного занятого) затраты на исследования и разработки по 1-му региону, млн. руб.; Зир (рес) - удельные (на одного занятого) затраты на исследования и разработки в среднем по республике, млн. руб.; Диап (I) - доля инновационно-активных предприятий по нму региону; Диап (рес) - доля инновационно-активных предприятий в среднем по республике; Дип (I) - доля отгруженной инновационной продукции по нму региону; Дип (рес) - доля отгруженной инновационной продукции в среднем по республике.
Технологический уровень экономики региона можно оценить, используя в качестве индикатора производительность труда. Однако для более глубокой оценки технологического уровня экономики региона число индикаторов следует увеличить, включив такие, как фондоотдача и материалоотдача.
Таким образом, оценить технологический уровень экономики можно с помощью индекса, который для каждого 1-го региона вычисляется как средняя трех относительных индексов: производительности труда, фондоотдачи, материалоотдачи по следующей формуле:
!ту(1) = (1пт(1) + 1фо(1) + !мо(1>) / 3, где !пт(1) - индекс производительности труда по 1-му региону, %; !фо(1) - индекс фондоотдачи по 1-му региону, %; !мо(1) - индекс метериалоотдачи по 1-му региону, %.
Выше названные индексы рассчитываются относительно среднереспубликанского уровня по формулам:
!пт(1) = (ПТ(1) / ПТ(рес)) * 100%, !фо(1) = (Фо(1) / Фо(рес)) * 100%, !мо(1) = (Мо(1) / Мо(рес)) * 100%, где ПТ(1) - производительность труда по 1-му региону, млн.руб./чел.; ПТ(рес) -производительность труда в среднем по республике, млн.руб./чел.; Фо(1) -фондоотдача по 1-му региону, руб.; Фо(рес) - фондоотдача в среднем по республике, руб.; Мо(1) - метериалоотдача по 1-му региону, руб.; Мо(рес) -метериалоотдача в среднем по республике, руб.
Оценить уровень инвестиционной активности можно с помощью индекса !ина(1), который для каждого региона вычисляется с помощью показателя удельных инвестиций в основной капитал, который соотносится со среднереспубликанским уровнем:
!ина(1) = (И(1) / И(рес)) * 100%, где И(1) - удельные (на одного занятого) инвестиции в основной капитал по 1-му региону, млн. руб./чел.; И(рес) - удельные (на одного занятого) инвестиции в основной капитал в среднем по республике, млн. руб./чел.
Рассчитаем значение выше перечисленных индексов по регионам республики за 2006г. (таблица 1).
Для построения классификации регионов республики составим следующую градацию уровней: низкий (!(1) < 50%); средний (50 < !(1) < 100%); высокий (!(|) > 100%).
Таблица 1 - Индексы инновационной и инвестиционной активности, технологического уровня по регионам республики за 2006г._
Регионы !зи,% !иап, % !ип,% !иа,% !пт,% !фо, % !мо, % !ту,% !ина, %
Брестская область 10 140 43 64 69 109 98 92 98
Витебская область 31 76 68 58 162 149 90 134 84
Гомельская область 59 87 163 103 147 104 99 117 111
Гродненская область 20 92 42 51 80 87 99 89 105
г. Минск 335 138 133 202 89 95 105 96 101
Минская область 33 75 103 70 85 92 108 95 110
Могилевская область 20 87 39 49 72 70 104 82 82
Источник: собственная разработка на основе статистических данных [4].
Проведя классификацию регионов по таким признакам, как инновационная активность и технологический уровень, используя выше описанную градацию уровней, построим инновационную матрицу, которая позволит, расположив регионы на пересечении соответствующих групп, выявить их положение в экономике Беларуси (таблица 2).
Таблица 2 - Инновационная матрица регионов республики за 2006 г.
Технологический уровень Инновационная активность
Низкая Средняя Высокая
Низкий
Средний Могилевская Брестская, Минская, Гродненская
Высокий Витебская г. Минск, Гомельская
Полученный результат свидетельствует о том, что Могилевская область занимает самую нижнюю позицию по сравнению с другими регионами республики и требует многоступенчатого процесса повышения как инновационной активности, так и технологического уровня для перехода в число экономических лидеров.
Теоретически развитие любого региона республики состоит в движении по диагонали полученной матрицы из левого верхнего угла в правый нижний угол. Однако такое движение в современных условиях может быть затруднено или невозможно по ряду объективных причин. Поэтому регионы осуществляют ступенчатое движение, которое предполагает сначала повышение технологического уровня, а затем инновационной активности (обратное движение практически никогда не происходит- темные квадранты матрицы). Такой порядок объясняется тем, что чем выше технологический уровень, тем выше инновационная восприимчивость экономики региона. При наличии низкого технологического уровня и его значительном отставании от инновационной активности инновации не будут востребованы архаичным производством. Однако, обратная ситуация, при которой технологический уровень обгоняет уровень инновационной активности, является приемлемой и формирует высокую инновационную восприимчивость только при определенном, не слишком большом опережении (высокий технологический уровень и низкая инновационная активность) [3].
Проведя классификацию регионов по таким признакам, как инвестиционная активность и технологический уровень, используя выше описанную градацию уровней, построим инвестиционную матрицу, которая позволит, расположив регионы на пересечении соответствующих групп, выявить соответствие уровня инвестиционной активности региона его технологическому уровню (таблица 3).
Таблица 3 - Инвестиционная матрица регионов республики за 2006г.
Технологический уровень Инвестиционная активность
Низкая Средняя Высокая
Низкий
Средний Брестская, Могилевская Гродненская, Минская
Высокий Витебская г. Минск, Гомельская
В качестве фундаментального фактора роста технологического уровня экономики региона выступают капиталовложения. Это означает, что инновации не могут существовать без соответствующих вложений в обновление оборудования, соответственно инвестиции в основной капитал способствуют внедрению инноваций. Таким образом, рост уровня инвестиционной активности должен соответствовать росту технологического уровня либо опережать его. Как правило, недостаточная инвестиционная активность тормозит рост технологического уровня производства.
Тенденция развития любого региона должна соответствовать движению по диагонали инвестиционной матрицы и осуществляться в определенной последовательности - сначала повышение уровня инвестиционной активности, а затем повышение технологического уровня. Обратное движение практически никогда не происходит (об этом свидетельствуют темные квадранты матрицы). Однако необходимо обратить внимание на расположение Витебской области в квадрантах матрицы. Для того, чтобы удержать достаточно высокий технологический уровень Витебской области, необходимо повысить инвестиционную активность.
Таким образом, основываясь на том, что технологический уровень производства выступает в качестве индикатора инновационной восприимчивости экономики региона и зависимости его роста от динамики инвестиций в основной капитал, можно построить матрицу, которая позволит выявить соответствие уровня технологического перевооружения (удельные инвестиции в основной капитал) уровню инновационной активности (удельные затраты на исследования и разработки) (таблица 4).
Полученный результат свидетельствует о том, что такие области, как Гродненская и Минская должны увеличить затраты на исследования и разработки, иначе в дальнейшем их можно будет отнести к разряду технологически "перезрелых".
Таблица 4 - Матрица соответствия вложения инвестиций в основной капитал и научные исследования и разработки регионов республики за 2006г._
Инвестиции в основной капитал Затраты на научные исследования и разработки
Низкая Средняя Высокая
Низкий
Средний Брестская, Витебская, Могилевская
Высокий Гродненская, Минская Гомельская г.Минск
Анализируя сказанное, можно сделать вывод о существовании определенных инновационных стадий развития региональных экономик, причем каждая стадия сопряжена с инвестиционной активностью, технологическим уровнем и инновационной активностью. И как это характерно для всех стадий эволюционного развития, "перескоки" через стадии на практике, как правило, приводят к негативным последствиям и риску разрушения экономической системы [3].
Таким образом, к регионам республики, обладавшим высоким технологическим уровнем производства по отношению к среднереспубликанскому уровню в 2006г. можно отнести Витебскую, Гомельскую области и г. Минск. Остальные регионы Республики Беларусь в 2006г. обладали средним технологическим уровнем производства. Соответственно, такие области, как Гомельская, Витебская и г. Минск обладали достаточно высокой инновационной восприимчивостью экономики данных регионов, что свидетельствует о необходимости поддержания высокой инновационной активности, так как производство сможет эффективно "абсорбировать" генерируемые инновации.
Для повышения технологического уровня производства таким областям, как Брестская и Могилевская необходимо повысить уровень инвестиционной активности. В свою очередь, Витебской области необходимо повысить инвестиционную активность для того, чтобы удержать достаточно высокий технологический уровень производства.
Для достижения более высокого уровня инновационной активности, помимо роста технологического уровня производства, Гродненской и Минской областям необходимо увеличить затраты на исследования и разработки, иначе в дальнейшем в экономической системе может возникнуть напряжение из-за неудовлетворенности спроса на новые технологические решения.
Приоритетным направлением инвестиционной политики областей республики в 2007-2010гг. должно стать привлечение инвестиционных ресурсов в производственную сферу и сосредоточение их на реализации инновационных проектов с использованием наукоемких и ресурсосберегающих технологий экспортной и импортозамещающей направленности.
Список использованных источников
1. Фуркад, Колет. «Новые территории» в странах с переходной экономикой как средство интеграции в мировую экономику / Колет Фуркад // Актуальные проблемы развития промышленных предприятий : теория и практика : сбор. науч. трудов, посвященный 60-летию кафедры промышленных предприятий БГЭУ, Минск, 2006 / Бел. гос. экон. ун-т. - Минск, 2006. - С. 49-59.
2. Байнев, В. Ф. Управление экономикой региона : пособие / В. Ф. Байнев, С. А. Пелих, А. М. Радевич ; под общ. ред. проф. А. С. Пелиха. - Минск : Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. - 214 с.
3. Балацкий, Е. Инновационные и инвестиционные факторы эффективности производства / Е. Балацкий, А. Раптовский // Общество и экономика. - 2007. - №1. - С. 3-27.
4. Регионы Республики Беларусь: статистический сборник 2006. - Минск : УП Минстата Республики Беларусь «Главный вычислительный центр», 2007. -832 с.
SAMMARI
In the article methodological questions of evaluation of innovation and investment processes on the regional level are considered: methodological toolbox of evaluation of technological production level, innovation and investment level activity allowing to conduct a categorization of regions and to reveal regularities of shaping innovations strategies is offered and approved.
УДК 658.1
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Г.А. Яшева
Кластерная концепция экономического роста и повышения конкурентоспособности экономических систем получает все большее распространение в мире, что связано с процессами глобализации, развитием средств коммуникации, активным формированием сетевых структур. Она состоит в том, что сетевые структуры (кластеры товаропроизводителей1) рассматриваются в качестве важнейшего фактора повышения конкурентоспособности предприятий, регионов, отраслей и национальной экономики. Вопросы формирования кластерной политики исследовали такие ученые, как М. Портер [1], Марк Тири, Рашель Моро, Людо Петерс [5], Б. Бугнукс, Р. Ассосье [4], М. Гулати [3]. Проведенный анализ зарубежного опыта формирования кластерной политики позволил сделать следующие выводы: 1) многообразие методов обеспечения кластерной политики, которые определяются национальными особенностями и принятой кластерной концепцией; 2) кластерные политики государств различаются
1 Кластер товаропроизводителей рассматривается как сетевая организация комплементарных, территориально взаимосвязанных отношениями сотрудничества предприятий и организаций (включая специализированных поставщиков, в т.ч. услуг, а также производителей и покупателей), объединенных вокруг научно-образовательного центра, которая связана отношениями партнерства с местными учреждениями и органами государственного управления с целью повышения конкурентоспособности предприятий, регионов и национальной экономики.