Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ'

РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1585
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / ИНВАЛИДЫ / ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ / ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ситникова Виктория Владимировна, Нюхтик Елена Сергеевна

Изучение историко-теоретических основ возникновения и развития инклюзивного образования в России имеет большую актуальность, обусловленную необходимостью совершенствования сложившейся системы образования, разработки методов и форм обучения, распространения знаний среди обучающихся. Цель данной работы - раскрыть историко-теоретические основы развития инклюзивного образования в России, сформулировать предпосылки возникновения и развития новой образовательной системы, охарактеризовать современную инклюзивную ситуацию в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INCLUSIVE EDUCATION IN RUSSIA: HISTORICAL AND THEORETICAL FOUNDATIONS

The study of the historical and theoretical foundations of the emergence and development of inclusive education in Russia is of great relevance, due to the need to improve the existing education system, develop methods and forms of education, and disseminate knowledge among students. The purpose of this work is to reveal the historical and theoretical foundations of the development of inclusive education in Russia, to formulate the prerequisites for the emergence and development of a new educational system, to describe the modern inclusive situation in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ»

УДК 316

DOI 10.23672/w4314-1382-6480-w

Ситникова Виктория Владимировна

кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы,

Амурский государственный университет elena.nyukhtik@mail.ru

Нюхтик Елена Сергеевна

магистрант кафедры социальной работы,

Амурский государственный университет elena.nyukhtik@mail.ru

Victoria V. Sitnikova

Candidate of Social Sciences Associate Professor of the Department of Social Work Amur State University elena.nyukhtik@mail.ru

Elena S. Nyukhtik

Master Student

of the Department of Social Work, Amur State University elena.nyukhtik@mail.ru

Развитие инклюзивного

образования в россии: историко-теоретические основы

Development of inclusive

education in russia: historical and theoretical foundations

Аннотация. Изучение историко-теоретических основ возникновения и развития инклюзивного образования в России имеет большую актуальность, обусловленную необходимостью совершенствования сложившейся системы образования, разработки методов и форм обучения, распространения знаний среди обучающихся. Цель данной работы - раскрыть историко-теоретические основы развития инклюзивного образования в России, сформулировать предпосылки возникновения и развития новой образовательной системы, охарактеризовать современную инклюзивную ситуацию в Российской Федерации.

Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивное обучение, дети с особыми образовательными потребностями, инвалиды, история возникновения, предпосылки развития.

Annotation. The study of the historical and theoretical foundations of the emergence and development of inclusive education in Russia is of great relevance, due to the need to improve the existing education system, develop methods and forms of education, and disseminate knowledge among students. The purpose of this work is to reveal the historical and theoretical foundations of the development of inclusive education in Russia, to formulate the prerequisites for the emergence and development of a new educational system, to describe the modern inclusive situation in the Russian Federation.

Keywords: inclusive education, inclusive training, children with special educational needs, disabled people, the history of emergence, a development prerequisite.

Вопрос, связанный с совместным обучением детей с особыми образовательными потребностями и детей без проблем со здоровьем, в последние годы приобретает все большее внимание и получил название инклюзивного образования. Оно признано мировым сообществом наиболее гуманным и эффективным, поскольку предоставляет право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям школьной системы; кроме того, способствует расширению личностных возможностей всех детей; способствует развитию таких качеств, как гуманность, толерантность, готовность помочь [2].

Инклюзивное образование - это такая организация процесса обучения, когда все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей включены в общую систему образования и обучение в той же локальной окрестности общеобразовательных школ с их здоровыми

сверстниками; в данных условиях образовательная организация обязана учитывать особые образовательные потребности своих учеников и оказывать необходимую поддержку [3].

Целью инклюзивного образования является устранение социальной изоляции, которая является следствием негативного, недоброжелательного отношения и отсутствия должной реакции на различия по признаку расы, экономического положения, социального происхождения, этнического происхождения, языка, религии, индивидуальных способностей. Процесс образования во многих странах осуществляется как в контексте формального, так и неформального образования, как в семьях, так и в более широких общинах. Следовательно, инклюзивное образование не должно рассматриваться как второстепенный вопрос; оно должно играть решающую роль в обеспечении качественного образования для всех учащихся, быть направлено на достижение социального равенства.

В России инклюзивное образование - это новая система, где учащиеся и учителя работают над общей целью - доступным и качественным образованием для всех детей без исключения. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации понятие «инклюзивное образование» трактуется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом многообразия их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей»; понятие «обучающийся с проблемами здоровья» подразумевает «человека, имеющего физическое и (или) психологическое развитие», а «проблемы», как «подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие образованию без создания конкретных условий».

Внедрение инклюзивного образования стало одним из приоритетов государственной социальной политики России, его целью является создание таких условий для полноценного образования и воспитания детей-инвалидов, которые должны быть адекватны их состоянию и здоровью. Данная цель является приоритетной в образовательной политике в настоящее время.

Распространение инклюзивного процесса в нашей стране - включение детей с проблемами психического и/или физического здоровья в образовательные учреждения совместно со сверстниками - не только отвечает требованиям времени, но и реализует права детей на образование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все дети, несмотря на их физические, интеллектуальные, этнические, социальные и другие особенности, должны быть включены в систему общего образования, должны воспитываться вместе со сверстниками в районе их проживания [4]. Инклюзивное образование повышает статус детей с особыми образовательными потребностями и их семей в обществе, способствует развитию толерантности, взаимоуважения, взаимопомощи, поддержки, ответственности, социального равенства.

История становления новой системы образования в Российской Федерации достаточно коротка, так как инклюзивное образование стало феноменом последних лет, процесс его развития в нашей стране еще не завершен, напротив, он находится на начальных этапах формирования, внедрения и распространения. Поэтому становится актуальным следующий вопрос: Что стало основой возникновения и развития инклюзивного образования в нашей стране, каково его происхождение?

Теоретическими основами формирования и развития идей инклюзивного образования в России послужили:

- концепция экзистенциализма, в которой человек выступает как единственная, уникальная и свободная личность;

- теория социокультурного конструктивизма;

- концепция индивидуализации в обучении в контексте философско-этических учений Зеньков-ского (1996), Толстого (1989) и других;

- педагогические концепции;

- концепции гуманистической педагогики; культурное понятие личностно-ориентированного образования; концепция адаптивной школы и многие другие.

Концептуальные идеи инклюзивного образования основаны на недопустимости дискриминации детей с проблемами здоровья и на необходимости включения каждого ребенка с проблемами здоровья в образовательное пространство (Конвенция о правах ребенка 1989 г.).

История возникновения инклюзивного образования восходит к XVII веку, когда в математике появился термин «интеграл». К XX веку термин «интеграция» постепенно проникает в философию, психологию, социология, а затем и в педагогику. Затем, в педагогике появился термин «социальная интеграция». В словаре иностранных слов «интеграция» [фр. Intégration - лат. integratio завершение, реституция - целое «целое»] означает:

1. Объединение двух или более вещей вместе так, чтобы они эффективно работали вместе.

2. Когда люди становятся частью группы или общества и принимаются ими.

Первоначально, этот термин использовался в США для обозначения расовых, этнических меньшинств; позже он был применен к детям иммигрантов, и только в последние десятилетия (с 60-х годов ХХ века) термин был включен в речь на европейском континенте и применялся в контексте проблем, касающихся людей с проблемами здоровья (инвалидов) [6].

Россия в этот период отстала от исследований. Когда весь мир обсуждал интегрированное образование детей с проблемами здоровья (60-е годы ХХ века), российские педагоги практиковали изолированное обучение детей с особыми образовательными потребностями, то есть, применялась медицинская модель их обучения, которая приводила к полной изоляции таких детей. В форме эксперимента идея интегрированного образования стала предметом исследований в НИИ дефектологии АПН СССР (70-е годы).

В 80-е годы ХХ века уже в США появилась новая терминология «инклюзии», а для России того времени стала характерна «модель нормализации», интегрирующая людей с проблемами здоровья в общественную жизнь [5].

Термин «инклюзия» вошел в педагогическую практику России только в 90-е годы ХХ века после того, как были разработаны новые международные документы, ставшие руководством к действию для ряда развитых стран. Поэтому разработку и распространение нормативно-правовых документов и актов в западном мире следует рассматривать как одну из предпосылок возникновения инклюзивного образования в России: Декларация прав человека (ООН, 1948) в статье 26 провозглашает право каждого на бесплатное обязательное начальное образование, «доступное

всем на основе заслуг»; Декларация прав ребенка (ООН, 1959) где принцип 7 провозглашает: «Ребенок имеет право на получение образования... Ему должно быть дано образование, которое будет способствовать развитию его общей культуры и разрешить ему, на основе равенства возможностей, развить его способности, его индивидуальные решения, и его чувство моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества».

В связи с этим:

- в 1990 году в СССР была подписана Конвенция о правах ребенка;

- в 1992 году появился Закон «Об образовании в Российской Федерации»;

- в 2008 году Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов.

Кроме того, в 2008 году были утверждены Рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации по созданию условий для обучения детей с особыми потребностями здоровья в Российской Федерации. В декабре 2010 года Государственная Дума Российской Федерации приступила к практической работе по изменению российского законодательства в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов. В 2012 году были внесены изменения в Закон «Об образовании в Российской Федерации», связанные с инклюзивным образованием детей с проблемами здоровья.

Таким образом, правовое развитие и правовая зрелость зарубежных стран не могли не сказаться на развитии образовательной и социальной политики России. Но появление такой законодательной базы было невозможно без внутренних изменений, происшедших в обществе и государстве, без осознания необходимости изменения отношения к инвалидам и людям с особыми образовательными потребностями, признания их права на полноценную жизнь. Все это составляет гуманистическую предпосылку становления инклюзивного образования, как в России, так и в мире.

Идеи инклюзивного образования в России активно поддерживаются в силу следующих социальных причин: в России, как и во всем мире, наблюдается увеличение числа детей, рожденных с отклонениями в развитии: нарушением слуха и зрения, нарушением психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, тяжелыми нарушениями речевых навыков вследствие анатомо-физиологических особенностей органов артикуляции или поражением головного мозга. Обучение и воспитание таких детей осуществлялось в специализированных (коррек-ционных) детских садах и школах. Многие родители детей с проблемами со здоровьем выступают против такого образования, против изоляции детей от общества, активно поддерживают инклюзивное образование, потому что в инклюзивной школе никто не будет клеймить своего ребенка как инвалида, как человека, отличающегося от других. В образовательной инклюзии все

дети, независимо от того, инвалиды или нет, имеют равные права, и приоритет отдается личности, их человеческим качествам: доброте, взаимопомощи, дружбе, открытости, честности и многим другим чертам. Такое желание родителей можно объяснить тем, что инклюзивное образование - это возможность посещать близлежащую школу, не разлучаясь надолго с родственниками, учиться с друзьями - это возможность общаться со сверстниками, участвовать в общих праздниках и мероприятиях, это возможность вести полноценную жизнь [7].

В России первое инклюзивное образовательное учреждение появляется в начале 90-х годов ХХ века. Так, в Москве в 1990 году по инициативе Московского центра медицинской педагогики и родительской общественной организации появляется первая школа инклюзивного образования «Ковчег». Свое название школа получила от европейской общественной организации «Ковчег», оказывающей помощь людям с ограниченными физическими возможностями. Первоначально, в классе было десять учеников, среди которых был один ребенок с проблемами развития. Позднее, данную школу стали посещать дети с более серьезными заболеваниями, такими как аутизм, шизофрения, синдром Дауна, детский церебральный спастический паралич, расстройство слуха. Целью такой школы является воспитание и социальная адаптация детей независимо от уровня их психофизического развития, воспитание гуманности и толерантности друг к другу. С 2006 года в Санкт-Петербурге началась реализация программы инклюзивного образования [1].

Сейчас в России существует множество образовательных учреждений, работающих по программе инклюзивного образования. Она вводится в качестве эксперимента в образовательных учреждениях различного типа в ряде субъектов Федерации: Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской и других областях. Реализация проекта инклюзивного образования началась в Татарстане, Чувашии, Марий Эл, Удмуртия, Башкортостан и других республиках.

Таким образом, инклюзивное образование получает все большую поддержку в нашей стране и стало приоритетным направлением образовательной политики каждого субъекта Российской Федерации, потому что современное общество нуждается в такой системе образования, которая основана на уважении, толерантности, гуманности. Она приобрела такой приоритет, потому что данная система образования адаптируется к потребностям ребенка, а не наоборот. Преимущества доступны для всех детей, а не только для некоторых специальных групп; часто используются новые подходы к образованию, вариативные формы и методы воспитания, дети с особыми потребностями могут находиться в группе все время или некоторое время, они учатся с поддержкой и по своему индивидуальному учебному плану. Обучение ведется так, как это наиболее удобно для каждого конкретного ребенка.

Образование всегда было неотъемлемой частью сложных исторических процессов, связанных с функционированием и развитием культуры, в целом. История образования людей с особыми образовательными потребностями прошла в России долгий путь: от изоляции к инклюзии. Разработаны различные формы и методы обучения таких людей. Наконец, общество создало идеальную модель образования.

Инклюзия - это возможность для всех учащихся участвовать в жизни детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Цель инклюзивной школы - дать всем учащимся возможность полноценной социальной жизни, участия в коллективе, местном сообществе, обеспечивая, тем самым, взаимодействие и заботу друг о друге как о членах сообщества [4].

Главное требование к современному образованию - оно должно стать гуманистически ориентированным, рассматривать человека как главную ценность, быть нацеленным на развитие личности. Такой подход рассматривает любые формы, методы, технологии обучения в контексте одной из основных задач образования - обеспечения наиболее благоприятных условий для саморазвития и адаптации.

В настоящее время инклюзивное образование в нашей стране получает все большее распространение. Это подкрепляется законодательством, соответствующим международными требованиями и процессами мировой интеграции. Зарубежный опыт показывает, что этот проект потребует много времени и участия всех желающих

Его главная цель - организовать образовательный процесс таким образом, чтобы все дети имели возможность учиться, развиваться, общаться все вместе, быть счастливыми и довольными, а качество образования должно быть на высоком уровне.

Инклюзивное образование в России призвано решать следующие задачи:

- создание в образовательных учреждениях специфических условий образовательной среды, не ограничивающих физический доступ обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (подъездные пути, широкие выходы, лифты,

Литература:

1. Алехина С.В. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» / С.В. Алехина, В.К. Зарецкий // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». М., 2010. С. 104-116.

2. Батыгина Т.И. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика : учебно-методическое пособие / Т.И. Батыгина. Петрозаводск, Изд-во КГПА, 2009. 63 с.

3. Безюлёва Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации

приспособленные санузлы, соответствующее оборудование в учебных классах);

- развитие специализированных служб для детей; подготовка и квалификация соответствующих кадров (психолого-педагогические, логопедические, социальные службы);

- организацию психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, соответствующая помощь детям, родителям и учителям;

- разработку специализированных программ и методик обучения в инклюзивном образовательном учреждении;

- повышение профессиональной компетентности педагогов;

- вовлечение родителей в образовательный процесс;

- взаимодействие специалистов различного профиля;

- формирование толерантности участников образовательного процесса к людям (детям) с особыми образовательными потребностями;

- совершенствование законодательной базы;

- обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с проблемами здоровья.

Инклюзивное образование - это новый этап культурного, нравственного, социального, политического развития российского общества, вызванный правовыми, гуманистическими, социальными причинами.

Развитие инклюзивного образования в России -длительный и трудоемкий процесс, требующий от всех его участников большого терпения, интеллектуальных и духовных усилий, направленных на достижение высшего результата всей инклюзивной образовательной системы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что российское инклюзивное образование, несмотря на свое недавнее появление, уже имеет свою историю и теоретические основы, дальнейшее становление и развитие которых будет зависеть от всех участников образовательного процесса

Literature:

1. Alekhina S.V. Inclusive approach to education in the context of the project initiative «Our new school» / S.V. Alekhina, V.K. Zaretsky // Psychological and pedagogical support of the national educational initiative «Our new school». M., 2010. P. 104-116.

2. Batygina T.I. Integration of children with disabilities: theory and practice : educational and methodological manual / T.I. Batygina. Petrozavodsk, KSPA Publishing House, 2009. 63 p.

3. Bezyuleva G.V. Psychological and pedagogical support of professional adaptation of students and

учащихся и студентов : монография. М. : НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. С. 24-26.

4. Жаворонков Р.Н. Развитие инклюзивного образования в России на современном этапе: соци-альноправовые аспекты / Р.Н. Жаворонков // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2011. № 4. URL : http// www.psy-edu.ru

5. Малофеев Н.Н. Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы / Н.Н. Малофеев // технологическая школа № 1299. URL : http://school.msk.ort.ru/integration/index.php? p=teor_iovrzpip

6. Мельник Ю.В. Инклюзивное образование в России и за рубежом: теория и практика : монография / Ю.В. Мельник, Н.А. Одинокова, А.А. Смирнова. Новосибирск : Сибпринт, 2013. 205 с.

7. Твардовская А.А. Инклюзивное образование инвалидов: состояние и перспективы развития / А.А. Твардовская, Н.А. Федорова // Инклюзивное профессиональное образование. Челябинск : Изд-во Челябинского университета, 2015. С. 245250.

students : monograph. M. : NOU VPO Moscow Psychological and Social Institute, 2008. P. 24-26.

4. Zhavoronkov R.N. Razvitie inclusivnogo obra-zovaniya v Rossii na sovremennom stage: sotsialno pravovye aspekty / R.N. Zhavoronkov // The development of inclusive education in Russia at the present stage: socio-legal aspects. 2011. № 4. URL : http// www.psyedu.ru

5. Malofeev N.N. Integrated education in Russia: t as ks , problems and prospects / N.N. Malofeev / Internet resource technological school № 1299. URL : http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p= teor_iovrzpip

6. Melnik Yu.V. Inclusive education in Russia and abroad: theory and practice : monograph / Yu.V. Melnik, N.A. Odinokova, A. A. Smirnova. Novosibirsk : Sibprint, 2013. 205 p.

7. Tvardovskaya A.A. Inclusive education of disabled people: the state and prospects of development / A.A.Tvardovskaya, N.A. Fedorova // Inclusive professional education. Chelyabinsk : Publishing House of the Chelyabinsk University, 2015. P. 245-250.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.