ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
УДК 371.21
Елена Александровна Марыганова
К.э.н., доцент, доцент кафедры экономической теории и инвестирования МЭСИ
Тел. 89165922073,
E-mail: emariaanova@rambler.ru
В статье рассмотрены проблемы развития инклюзивного образования в России в контексте международных документов и решений международных организаций. Проанализирован опыт развития инклюзивного образования в учебных заведениях Москвы. Рассмотрены перспективы и пути совершенствования инклюзивного образования в Российской Федерации
Ключевые слова: инклюзивное образование, эксклюзия, равные возможности, Саламанкская декларация, Конвенция прав инвалидов, мэйнстриминг, интеграция, дистанционное обучение.
Elena Aleksandrovna Maryganova
Ph.D., assistant professor, associate professor of chair "economic theory and investing", MESI Tel. 89165922073, E-mail: emariaanova@rambler.ru
DEVELOPMENT OF INCLUSIVE EDUCATION IN RUSSIA
The article discusses the development of inclusive education in Russia in the context of international instruments and international organizations. The experience of the development of inclusive education in Moscowisset out. Perspectives and ways of improvement of inclusive education in the Russian Federation are presented.
Keywords: inclusion, exclusion, equal opportunities, the Salamanca Statement, the Convention on the rights of people with disabilities, mainstreaming, integration, distance learning.
1. Введение
Важнейшим условием повышения эффективности социальной политики в Российской Федерации является использование для решения острых социальных проблем принципов, методов и накопленного международного опыта, закрепленных в документах международных организаций и форумов. Одной из таких проблем выступает развитие инклюзивного образования в России.
«Инклюзия» от английского «inclusion» означает "включенность". Инклюзивное (включенное) образование предполагает предоставление возможности всем учащимся, включая детей и молодежь с ограниченными возможностями здоровья, получать образование в общеобразовательных (массовых) школах, детских садах, институтах. В нашей стране в последние годы делаются определенные шаги по развитию «инклюзивного образования», однако широкая общественность еще слабо знакома с этим направлением государственной политики в сфере образования, ее успехами и проблемами. Между тем, на международном уровне необходимость инклюзивного образования закреплена в целом ряде документов, поддерживается международными организациями (ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ), успешно осуществляется на практике.
2. Идеология «инклюзивного образования»
Декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями была принята на Всемирной конференции, прошедшей в Саламанке (Испания) 7-10 июня 1994 года. В ней приняли участие более трехсот делегатов, представлявших 92 правительства стран мира и 25 международных организаций [1]. «Саламанкская декларация» провозгласила принцип «включения», признания необходимости создания "Школ для всех", которые объединяют всех детей,учитывая при этом ихразличия и соответствуя индивидуальным потребностям каждого ребенка. Такие школы вносят важный вклад в достижение целей качественного и доступного образования для всех, обеспечивают повышение эффективности учебных заведений с точки зрения преподавания.
Положения Саламанкской конференции об исключении любой дискриминации детей и создании условий для обеспечения детям-инвалидам всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми были подтверждены Конвенцией о правах инвалидов ООН, принятой Генеральной Ассамблеей 13 декабря 2006 г. и вступившей в силу 3 мая 2008 года[2].
Необходимость инклюзивного образования обосновывается тем, что в традиционной образовательной системе определенная часть детей подвергается «экск-люзии» (exclusion), выбывает из образовательного процесса, поскольку обычная система образования не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Следует подчеркнуть, что это не сами дети не способны учиться в общеобразовательной системе, а система их исключает. Считается, что их доля составляет около 15 % от общего числа школьников. Выбывшие дети оказываются обособленными, по сути, нарушаются их права на получение качественного образования, а в будущем это препятствуетдостижению ими успеха во взрослой жизни. Применяемая государственная опека над детьми-инвалидами в специализированных учреждениях, к примеру, в интернатах, школах-интернатах, далеко не всегда отвечает интересам опекаемых детей, что подчеркнуто в Рекомендации NR (2005) 5 Комитета министров Совета Европы «О правах детей, постоянно проживающих в специализированных учреждениях» (принята 16.03.2005 на 919-ом заседании представителей министров) [3].
Инклюзивное образование исходит из того, что все дети - это индивидуумы с различными потребностями в обучении. Поэтому подход к обучению должен быть более гибким для удовлетворения различных потребностей детей. От введения инклюзивного образования выигрывают все дети, а не только дети с особыми потребностями. Инклюзивные школы помогают детям на практике познакомиться с правами человека. Дети учатся общаться друг с другом, понимать и принимать различия, что ведет к уменьшению дискриминации и развитию толерантности в обществе.
На практике инклюзивное образование предполагает, что все дети ходят в находящийся рядом с домом детский сад, школу, а впоследствие могут выбрать
№6, 2010
8
любое среднее или высшее профессиональное учебное заведение. Методика обучения разработана таким образом, чтобы обеспечить обучение детей с различными способностями, что повышает качество образовательных услуг, их адаптивность и улучшает показатели всех детей, а не только детей с особыми потребностями. Все дети принимают участие в жизни коллектива, участвуют во всех мероприятиях: представлениях, конкурсах, экскурсиях, спортивных мероприятиях. Непременным условием является совместная поддержка инклюзивного обучения учителями, родителями, всеми теми, кто может оказать посильную помощь в этом деле.
3. Развитие форм обучения детей-инвалидов в России и в Москве
В России в последние годы интерес инклюзивному образованию значительно вырос. Однако о широком применении принципов и методов инклюзивного образования говорить рано.
За рубежом внедрение новых подходов к образованию инвалидов началось в 70-е годы. Но и там в образовательной политике применяется несколько взаимодополняющих подходов. Наряду с инклюзивным обучением получили развитие «расширение доступа к образованию» (wideningparticipation), «мэйнстриминг» (mainstreaming), «интеграция» (integration). Мэйнстриминг означает общение учеников-инвалидов со сверстниками в сфере досуга, на праздниках. Интеграция предполагает, что дети с психическими и физическими нарушениями приспосабливаются к массовой системе образования, остающейся неизменной, не приспособленной для них, в то время как инклюзия означает приспособление системы обучения к нуждам детей, включая перепланировку учебных помещений, чтобы они отвечали потребностям детей-инвалидов.
В настоящее время в большинстве западных стран сложилось устойчивое мнение об эффективности инклюзивного обучения и интеграции детей-инвалидов в общественную жизнь. Необходимо отметить, что школы получают бюджетное финансирование на обучение детей с особыми потребностями и заинтересованы в увеличении числа учащихся-инвалидов.
В России пакет нормативных документов, на основе которых развиваются формы образования, базируется на Конституции РФ, Конвенции о правах
ребенка и Протоколе №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и включает федеральный закон «Об образовании», федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ». В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов», но она еще не ратифицирована из-за неготовности России исполнять взятые на себя обязательства по соблюдению прав инвалидов. В статье двадцать четвертой Конвенции «О правах инвалидов» говорится, что в целях реализации права на образование государства-участники должны «обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека».
В России следует развивать и совершенствовать систему интеграции детей-инвалидов в общество, обеспечивать их право на качественное и доступное образование. Необходимо учитывать ключевые принципы инклюзивного образования, не пытаясь "импортировать" сложившуюся на Западе систему в российскую действительность.
В Российской Федерации используется целый ряд форм обучения детей-инвалидов:
Спецшколы и интернаты - образовательные учреждения, где обучающиеся пребывают круглосуточно. Их задача - оказание помощи семье в воспитании детей, их социальная защита, формирование у детей навыков самостоятельной жизни.
Дома-интернаты социальной защиты - в этих учреждениях образовательные программы осуществляются силами социальных педагогов. Юридически такие дома-интернаты не являются образовательными учреждениями и не могут выдавать документ об образовании.
Коррекционные классы общеобразовательных школ - позволяют решать задачи помощи в обучении детям с ограниченными возможностями здоровья. У детей-инвалидов имеется возможность участвовать во многих школьных мероприятиях вместе со сверстниками из других классов. Важным положительным фактором является то, что дети учатся ближе к дому и находятся в семье.
Домашнее обучение - при этом варианте обучения преподаватели образовательных учреждений посещают ребенка и проводят занятия по месту его проживания. Обучение, как правило, осуществляется силами педагогов
ближайшей школы. Существуют и специализированные школы надомного обучения детей-инвалидов. Домашнее обучение ведется по общей либо по вспомогательной программе с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенок получает аттестат об окончании школы общего образца, где указана программа, по которой он проходил обучение.
Дистанционное обучение - система обучения с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии, и прежде всего, при помощи Интернета. Первоначально дистанционное обучение создавалось с целью повышения квалификации людьми, уже получившими очное образование. С появлением мощной техники возможности дистанционного образования неизмеримо расширились. Однако для дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование, с помощью которого поддерживается связь обучающегося с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит общение между преподавателем и учеником в режиме онлайн, выполнение заданий с последующей отправкой результатов преподавателю. В России, как и во многих других странах, с помощью дистанционного обучения можно получить не только среднее, но и высшее образование.
В Москве сложилась и функционирует развитая система оказания образовательных услуг детям с ограниченными возможностями. Адресную образовательную помощь можно получить как по месту жительства (в специализированных учреждениях, а также в форме дистанционного обучения), так и в обычных детских садах и школах в интегрированной или инклюзивной форме.
В 1991 году в Москве по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321). В 2008 - 2009 гг.,по данным Министерства образования и науки РФ, модель инклюзивного образования в порядке эксперимента внедряется в образовательных учреждениях в отдельных субъектах Российской Федерации, в частности, в Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской областях. В Москве в на-
Экономика, Статистика и Информатика
№6, 2010
9
стоящий момент из более, чем полутора тысяч общеобразовательных школ по программе инклюзивного образования работают 47. В целом, в инклюзивном режиме в Москве работают 110 образовательных учреждений.
2009 год был объявлен в Москве «Годом равных возможностей» (постановление Правительства Москвы от 17 февраля 2009 г. № 115-ПП «О Годе равных возможностей в городе Москве и стратегии повышения качества жизни инвалидов в городе Москве на период до 2020 года»). Указанная Стратегия определила общие принципы деятельности, цели и задачи органов государственной власти Москвы по решению проблем инвалидов и членов их семей [4].
Одним из важнейших направлений «Года равных возможностей» признано развитие инклюзивного образования. Департаментом образования Москвы была сформулирована стратегия развития инклюзивного образования и разработана инструктивно-методическая база. В Московском городском психолого-педагогическом университете созданы Институт проблем интегрированного (инклюзивного) образования и Городской ресурсный центр по развитию интегрированного (инклюзивного) образования. В каждом округе были открыты окружные ресурсные центры по сопровождению инклюзивного образования.
Помимо общеобразовательных школ, работающих по программе инклюзивного образования, в столице функционирует разветвленная сеть специализированных учебных заведений для детей с ограниченными возможностями здоровья: детские сады компенсирующего (234) и комбинированного (426) видов, специальные (коррекцион-ные) школы и школы-интернаты (54), начальные школы - детские сады компенсирующего вида (29), средние общеобразовательные учреждения "Школа надомного обучения" (14), средние общеобразовательные учреждения "Школа здоровья" (81), санаторно-лес-ные школы (4), санаторные школы-интернаты (3), центры образования (2), образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (54), учреждения начального и среднего профессионального образования (45).Согласно данным Департамента образования г. Москвы в 2009 году во всех типах образовательных учреждений воспитывалось и обучалось свыше 50
№6, 2010
тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе свыше 19 тысяч детей-инвалидов, что на 16% выше, чем в 2008 году [5].
На сайте Департамента образования г. Москвы в помощь родителям, учащимся, педагогам и другим заинтересованным лицам размещена интерактивная карта,где отражены все образовательные учреждения, приспособленные для нужд разных категорий инвалидов. На сайте создан специальный портал, посвященный детям с ограниченными возможностями здоровья, информация на котором постоянно дополняется и обновляется.
4. Инклюзивное образование в ВУЗах
Инклюзивный подход позволяет дать детям с особыми потребностями обучения, включая инвалидов, возможность получить качественное образование и достичь успеха в жизни. Этот факт подтверждается наблюдающимся в последние годы увеличением числа инвалидов, поступающих в высшие учебные заведения. ЕГЭ и льготы при поступлении абитуриентам-инвалидам обеспечивают доступность для них высшего профессионального образования.
Руководители ВУЗов отмечают, что специализированные интернаты в целом дают хороший уровень знаний, поскольку там имеется удобная обстановка для обучения. Те, кто обучались инклюзивно, вообще мало отличаются от обычных абитуриентов.
Для развития инклюзивного образования в вузах необходима государственная программа, включающая ряд мер:
• изменение архитектурной среды высших учебных заведений, приспособление ее к потребностям студентов с ограниченными возможностями здоровья;
•создание условий для дальнейшего развития дистанционного образования, выделение средств для насыщения вузов техническими средствами передачи информации;
• доработку нормативно-правовой базы, с целью создания удобных условия для обучения инвалидов, которым бывает необходимо проходить курсы лечения, что отвлекает от учебы;
• стимулирование преподавателей, которые должны оказывать студентам-инвалидам помощь в рамках специальных семинаров или другой формы поддержки.
5. Заключение
В России делаются шаги по созда-
нию условии для полноценного воспитания и образования детеИ с ограниченными возможностями здоровья. Вместе с тем, дальнейшее вовлечение детеИ-инвалидов в общеобразовательные учебные заведения предполагает ускорение процессов создания доступноИ среды, включая архитектурную среду учебных заведении. Необходима разработка учебных программ и методик обучения. Требуется повышение квалификации педагогов и воспитателей для работы в системе эксклюзивного образования. Необходим пересмотр оплаты их труда. Наконец, надо формировать толерантное отношение общества к инвалидам и их проблемам. Должно придти понимание того, что инвестиции в образование людеИ с ограниченными возможностями - это инвестиции в будущее. Став профессионалами, они не только повысят качество собственной жизни, но внесут вклад в развитие общества в целом.
Литература
1. Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г. // Права инвалидов и их защита. Перспектива. Региональная общественная организация инвалидов. - URL:http://pravo/ perspectiva-inva.ru/index.php?id=95 (дата обращения 12.12.10)
2. Конвенция о правах инвалидов // Права инвалидов и их защита - Конвенция ООН. - URL: http:// pravo.perspektiva-inva.ru/?475 (дата обращения 12.12.10)
3. Рекомендация nr (2005) 5 Комитета министров Совета Европы «О правах детеИ, постоянно проживающих в специализированных учреждениях» (принята 16.03.2005 на 919-ом заседании представителеИ министров) //Lawmix. Актуальная правовая информация. -URL: http://www. lawmix. ru/abro/6152 (дата обращения 12.12.10)
4. Постановление Правительства Москвы от 17 февраля 2009 г. № 115-ПП «О Годе равных возможностеИ в городе Москве и стратегии повышения качества жизни инвалидов в городе Москве на период до 2020 года». -URL: // http://www.uvao.ru/uvao/ getimage?objectId=80442 (дата обращения 12.12.10)
5. Стратегия повышения качества жизни инвалидов в городе Москве на период до 2020 года. // http://
www.uvao.ru/uvao/getimage?objectId= 80442 (дата обращения 12.12.10)
References
1. Salamanca Declaration on principles, policies and practices in special needs education. Salamanca, Spain, 7-10 June 1994//Disability rights and their protection. Vista.Regional public organization of invalids. - URL:http:// pravo/perspectiva-inva.ru/ index.php?id=95 (date of access 12.12.10)
2. Convention on the rights of persons
with disabilities//Disability rights and their protection - the UN Convention. - -URL : http : //pravo. perspektiva-inva.ru/ ?475 (date of access 12.12.10)
3. Recommendation No. r (2005) (5) the Council of Europe Committee of Ministers on the rights of children living in institutions (adopted on 919 16.03.2005th meeting of the Ministers) // Lawmix. Relevant legal information. -URL:http:// www.lawmix.ru/abro/6152 (date of access 12.12.10)
4. Decree of the Government of
Moscow on February 17th, 2009 № 115-PP "About the year of equal opportunities in the city of Moscow and strategies to improve the quality of life of persons with disabilities in Moscow up to 2020". - //-URL: http://www.uvao.ru/uvao/ getimage?objectId=80442 (date of access 12.12.10)
5. Strategy to improve the quality of life of persons with disabilities in Moscow until 2020. // http://www.uvao.ru/uvao/ getimage?objectId=80442 (date of access 12.12.10)
Экономика, Статистика и Информатика
№6, 2010