Научная статья на тему 'Развитие инфраструктуры, или как обеспечить запас прочности качества образования'

Развитие инфраструктуры, или как обеспечить запас прочности качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ ЭЛЕМЕНТОВ / ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КЛАССНЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ / ИГРОВАЯ ЛАБОРАТОРИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕЗУЛЬТАТ / INTERCHANGEABILITY OF ELEMENTS / INFRASTRUCTURE SUBDIVISIONS / CENTER OF ADDITIONAL EDUCATION / FORM MASTER / GAME LABORATORY / PEDAGOGICAL RESULT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каменский Алексей Михайлович

Становление и развитие школьной инфраструктуры. Элементы инфраструктуры и расширение образовательного пространства ребёнка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каменский Алексей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие инфраструктуры, или как обеспечить запас прочности качества образования»

РАЗ ВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ,

или Как обеспечить запас прочности качества образования

Алексей Михайлович Каменский,

директор лицея № 590 г. Санкт-Петербурга

Инфраструктура — комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, составляющих основу обеспечения качественного образования. Чем её дополнить и как развивать?

• взаимозаменяемость элементов • инфраструктурные подразделения

• центр дополнительного образования • классный воспитатель

• игровая лаборатория • педагогический результат

Оо! Ои

образовательной практике понятие нфраструктуры остаётся несколько размытым. В Президентской образовательной инициативе задача формирования развитой инфраструктуры рассматривается, когда речь идёт о строительстве новых школьных зданий. Если школы не подлежат капитальной реконструкции, говорят о совершенствовании имеющейся инфраструктуры.

Взаимозаменяемость

Один из признаков словарного определения инфраструктуры — отсутствие взаимозаменяемости элементов: наличие хорошей столовой в школе не заменяет отсутствия актового зала. Нам представляется

такой подход стратегически ущербным: отсутствие взаимозаменяемости частей делает систему уязвимой, особенно при возникновении каких-либо чрезвычайных обстоятельств. В образовательных системах, рассчитанных на выполнение серьёзных задач, при конструировании предусматриваются одна, две и более дублирующие составляющие, что повышает степень их надёжности и безопасности функционирования. В школе элементы инфраструктуры должны быть построены по принципу избыточности. В начале функционирования школы обычно бывает запущено в действие только минимально необходимое количество обязательных элементов, тех, без которых школа не может функционировать (системы отопления, водоснабжения, финансирования, обеспечения учебно-справочной литературой и т.п.). По мере становления и развития школы начинает

разрастаться и школьная инфраструктура: появляется школьный музей, разбивается на прилегающей территории школьный сад, сооружается стадион, создаётся сайт школы и т.д. Развитая инфраструктура становится своеобразным «запасом прочности» школы, для её создания требуются затраты дополнительных ресурсов, но эта деятельность становится новым ресурсом развития.

Новые элементы инфраструктуры не должны навязываться извне, они должны органично возникать из недр уже существующей инфраструктуры, быть её логическим продолжением и опираться в своей деятельности на интересы и предпочтения участников образовательного процесса.

Элементы инфраструктуры

Инфраструктура школы состоит как из материальных элементов, так и элементов социального взаимодействия. Она представляет собой как формализованную составляющую, утверждаемую учредителем, имеющую штатное расписание (отделение дополнительного образования, информационно-библиотечный и ресурсный центры и т.д.), так и неформализованную составляющую (школьный спортивный клуб, игровая лаборатория, педагогический клуб и т.д.). Взаимосвязи между элементами инфраструктуры тесно переплетены, но при этом каждый из элементов сохраняет высокую степень автономности. Деятельность всех элементов инфраструктуры школы расширяет образовательное пространство ребёнка.

Классное руководство

В начале девяностых годов, с момента основания нашего лицея, были опробованы различные методики организации воспитательной работы. Исходным вариантом стало классное руководство одновременно всей параллелью, которая тогда состояла из семи, восьми и более классов. Выяснилось, что такая модель неэффективна, так как не обеспечивает индивидуализации образовательного процесса (на одного педагога в этих обстоятельствах приходилось по двести-триста учащихся).

Следующий шаг — переход к классному руководству в двух классах одновременно при

сохранении у педагога предметной нагрузки, но не в полном объёме. И наконец, наиболее эффективной оказалась модель с освобождённым классным воспитателем в каждом классе. При таком подходе каждый классный воспитатель знал досконально особенности каждого ребёнка. Однако и этот подход потребовал коррекции, так как в этом случае педагог не успевал полностью вырабатывать своё рабочее время. Основная часть его работы функционально приходилась на вторую половину учебного дня, а она не может затягиваться на столь длительное время после окончания основных занятий.

Был найден компромисс: освобождённый классный руководитель часть функций выполняет только в рамках своего класса, оставшееся рабочее время используется на организацию второй половины дня всей параллели (работа кружков, секций, кураторство над детскими структурами самоуправления и т.д.). В результате в лицее возникло множество структур дополнительного образования, ориентированных не только на учебную деятельность вне рамок урока, но и на физическое развитие ребёнка, организацию отдыха, проведение свободного времени.

Центр дополнительного образования

В лицее начал работать центр дополнительного образования, задолго до появления общегородской программы, по которой в школах открывались отделения дополнительного образования как филиалы районных домов творчества юных. Отделение востребовано, полностью укомплектовано кадрами и материально-техническими ресурсами. Сегодня оно насчитывает уже более пятидесяти различных клубов и секций направленности, в которых занимаются ребята из нашей и других школ.

На базе школьного отделения дополнительного образования возник детский

A.M. Каменский. Развитие инфраструктуры, или Как обеспечить запас прочности качества образования

спортивный клуб со множеством секций. Одна из таких секций — школа бокса Николая Валуева. Знаменитый спортсмен непосредственно курирует своё детище: проводит показательные тренировки, помогает с материально-техническим оснащением. Занятия посещают ученики нескольких школ. За короткое время работы секции они добились впечатляющих успехов, заняли призовые места на городских, всероссийских и международных соревнованиях.

Учащиеся из футбольной секции, выиграв чемпионат города, достойно представляли Санкт-Петербург на первенстве России. Баскетбольные команды мальчиков и девочек регулярно занимают призовые места в спортивных чемпионатах.

«Издательский дом» лицея постепенно стал информационным комплексом: выпускаем газету, ежемесячный альманах, ежедневную радиопередачу. Постоянно обновляется школьный сайт с подпиской на все школьные издания в их электронной версии. У сайта высокий индекс цитируемости. Трудно выстраивалась новостная лента. Школьники учились находить и распознавать события в пространстве лицея, преподносить эту информацию так, чтобы сверстникам было интересно с ней познакомиться. Увеличивался штат корреспондентов, готовых делать новостные обзоры, умеющих аналитически обрабатывать материалы. Проводим регулярные опросы (очные и виртуальные), выявляющие читательские предпочтения и интересы. Достаточно быстро пришло понимание, что новости не могут быть умозрительными, а порождаются деятельностью всех школьных инфраструктурных подразделений.

Игротека

Так, например, игровая лаборатория школы, включающая игротеку, регулярно проводит чемпионаты по интеллектуальным играм дидактической направленности. Репортажи о соревнованиях, чествовании победителей становятся информационным поводом. Игровая ла-

боратория активно занимается пропагандой игровых форм учебной деятельности и на уроках. Преподаватели делятся своими находками, помогают молодым педагогам овладевать активными методами работы со школьниками. Популярной традицией стала практика проведения игровых перемен в начальной школе. Малыши любят игры, развивающие воображение, фантазию, умение взаимодействовать друг с другом, подвижные игры, выполняют поисковые задания. Таким образом, игротека лицея стала звеном лицейской жизни, при этом необходимость в какой-либо формализации её статуса не возникло.

Музей

А вот музею истории лицея для обоснования всего одной ставки заведующего потребовалось пройти многотрудную процедуру аккредитации. Был потрачен не один год на приведение экспозиции в соответствие с разработанными нормативными требованиями. Востребованным оказалось умение найти успехи и достижения тех, кто находится рядом с тобой, ежечасно и ежеминутно одерживает маленькие победы. Практически в музее истории школы находится столько экспонатов, сколько школьников и педагогов, ведь о каждом из них есть что рассказать.

Отдельная область музейного пространства — выставочная галерея профессиональной живописи, работа которой не вписалась в официальные рамки деятельности школьных музеев, но значение которой признано городским педагогическим сообществом и художественной общественностью.

Школьный театр

Интегративной, синтетической формой педагогического воздействия на ребёнка стал школьный театр. В наш театр нет никакого отбора, все желающие зачисляются в труппу, но в дальнейшем театральные роли могут распределяться по-разному. Кому-то интереснее быть звукорежиссёром или осветителем, другому — автором

сценариев, а третий видит себя только исполнителем ведущих ролей. Школьный театр — неисчерпаемый источник образовательного материала. При постановке исторического спектакля ребята погружаются в контекст соответствующей исторической эпохи, в работе над декорациями осваивают основы дизайнерского искусства, для театральных эффектов им надо вникать в вопросы химии и физики, музыкаль ное сопровождение спектакля требует знания азов музыкальной грамотности. Школьный театр объединяет не только учащихся, нам охотно помогают родители.

Лицейское экскурсионное бюро объединяет ребят, любящих путешествовать, познавать новое, изучать незнакомые места. Школьный автобус используется не для развозки детей, как это делается в большинстве случаев, особенно если школа находится в сельской местности. Многие лицеисты живут на окраине города и редко оказываются в историческом центре. В лицейской образовательной программе заложены обязательные четыре экскурсии в год и приветствуется расширение этого норматива. Посещение музеев, выставок, концертов, памятных мест, организация встреч с интересными людьми — всё это плоды усилий школьного экскурсионного бюро. С помощью преподавателей ребята разрабатывают маршрут, определяют содержание экскурсии, собирают материалы, анализируют проведённые мероприятия, делятся друг с другом впечатлениями, открывают для себя новые знаковые места. Образование, приобретаемое таким путём, становится не поверхностным, а сущностным.

В педагогике невозможно подвести итог: результат нашего труда проявляется в другом че ловеке. Люди меняются в течение всей своей жизни, нельзя останавливаться и подводить черту. Когда ребёнок находится под нашим педагогическим влиянием, он продолжает развиваться самостоятельно, и его развитие обусловлено самыми различными факторами, как позитивными, так и негативными. Даже дидак тические задачи и то не могут быть однознач-

но оценены с точки зрения их выполнения: что можно назвать достижением преподавателя, что обусловлено природными дарованиями ученика и его самостоятельными заслугами, а что — успехами другого педагога, репетитора. После окончания школы развитие не только не останавливается, а становится ещё более интенсивным, так как, взрослея, человек всё меньше нуждается в опеке, среда его деятельности становится всё более открытой.

Когда говорят о педагогическом результате, чаще всего имеют в виду некоторые признаки его проявления. В дидактической области принято за результат принимать уровень овладения знаниями, умениями и навыками, формирование компетенций и компетентности. Он проверяется с помощью различного вида контрольных работ, тестов, экзаменов, которые в значительной степени ориентированы на проверку формального уровня.

В воспитательной области результат практически не проверяется. Безуспешные попытки в советской педагогике были связаны с определением уровня воспитанности школьника и не нашли дальнейшего практического продолжения. Качество воспитательной работы школы сейчас оценивается в основном по количеству проведённых воспитательных мероприятий, а также определяется по отсутствию нарушений дисциплины.

Смена педагогической парадигмы приводит нас к необходимости расширить критериальный ряд: по отношению к ученику, к педагогу и к школе необходимо искать новые критерии успешности. В этой связи важны собственная внутренняя самооценка деятельности участниками образовательного процесса и внешняя оценка ближайшего окружающего школу социума. Один из основных факторов, влияющих на эту оценку, — развитая, богатая, работоспособная инфраструктура школы. НО

Экскурсионное бюро

Педагогический результат

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.