УДК [304.4:36](470.41)
Кулькова В.Ю.,
член-корреспондент РАЕ, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ», г. Казань
Билалова Л.Х.,
аспирант кафедры менеджмента НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ», г. Казань
РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРНОЙ ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В рамках проблемного подхода в статье описан региональный тренд развития социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Татарстан. Для нивелирования выявленных проблем предложен комплекс мероприятий по инфраструктурной поддержке СО НКО, проведена оценка результативности каждого мероприятия, что нашло отражение в программе «<Есть ресурс», разработанной авторами и направленной на конкурс по выделению субсидий из федерального бюджета для СО НКО.
Ключевые слова: инфраструктурная поддержка, социально ориентированные некоммерческие организации, государственное регулирование в социальной сфере, программно-целевые инструменты, ресурсный центр.
Введение
Как показывает зарубежный опыт, социально ориентированные некоммерческие организации (СО НКО) являются устойчивым звеном взаимодействия государственных структур и бизнеса в процессе осуществления социально значимых проектов и источником социальных инноваций через внедрение управленческих, образовательных и информационных технологий.
Развитие информационных технологий, возрастающая роль и значимость интеллектуально-креативных ресурсов в целом, современные, стремительно меняющиеся условия деятельности СО НКО ведут к необходимости регулярного обновления технологий, совершенствования ресурсного обеспечения, что требует развития инфраструктурной поддержки деятельности субъектов третьего сектора. Инфраструктурная поддержка НКО является одним из направлений, которое должно развиваться параллельно с развитием новых информационных, образовательных, проектных технологий, при
планировании которой должна быть учтена специфика функционирования как национальных, так и региональных условий деятельности СО НКО.
Важнейшим компонентом инфраструктурой поддержки, позволяющим за счет концентрации различных ресурсов наиболее эффективно осуществлять деятельность, является Ресурсный центр. Цель деятельности ресурсных центров заключается в расширении доступа субъектов к информационным, образовательным, консультационным ресурсам. Как правило, ресурсные центры создаются за счет концентрации финансовых и материальных ресурсов из государственного бюджета без образования нового юридического лица. Однако, для организации инфраструктурной подержки НКО путем создания Ресурсного центра недостаточно усилий одного государства, важно участие всех заинтересованных сторон: государства, нацеленного на развитие гражданского общества, СО НКО, фондов — основных производителей и потребителей информационных, проектных и др. ресурсов, а также граждан, заинтересованных в практической реализации деятельности СО НКО. Таким образом, ресурсный центр представляет собой форму объединения, интеграции и концентрации ресурсов от различных субъектов (государства, СО НКО, образовательных организаций, физических лиц), тем самым является организационной формой для реализации взаимодействия НКО с государством и научным сообществом.
Региональный тренд развития СО НКО (кейс Республики Татарстан)
Примечательно, что в субъектах РФ сложилась практика планомерного развития институтов гражданского общества. В данном направлении, как представляется, опыт Республики Татарстан имеет аналитические перспективы, поскольку модель социально-экономического развития Республики Татарстан — это модель социально-ориентированной экономики, с устойчивым типом роста, интегрированной в национальное хозяйство, приводимой в действие внешними инвестициями за счет
высокой добавленной стоимости товаров и услуг, при активной регулирующей роли государства, наличием значительного количества зарегистрированных НКО.
Так, по данным Министерства юстиции в Республике Татарстан по состоянию на 1 апреля 2011 года зарегистрировано 5777 некоммерческих организаций, из них:
— 2655 общественных объединений, в том числе 1153 — общественные организации, 1117 — профессиональные союзы, 38 — национально-культурные автономии, 9 — общественные объединения с участием государства, 21 — общественное движение, 8 — общественные учреждения, 184 — общественные фонды, 9 — органы общественной самодеятельности, 170 — союзы (ассоциации) общественных объединений, 99 — структурные подразделения (отделения, организации) общероссийских, межрегиональных и региональных общественных объединений;
— 1655 некоммерческих объединений, из них 362 автономные некоммерческие организации, 1 адвокатская палата субъекта Российской Федерации, 3 адвокатских бюро, 2 ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, 25 коллегий адвокатов, 8 некоммерческих партнерств, 17 территориальных общественных самоуправлений, 3 казачьих общества;
— 1467 религиозных организаций.
В рамках региональной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Татарстан ежегодно проводятся конкурсы среди социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе конкурс социальных проектов «Общественная инициатива»; конкурс для некоммерческих организаций, участвующих в реализации социально значимых проектов; ежегодный конкурс на оказание социально значимых услуг в области государственной молодежной политики и другие. В 2011 году в Республике Татарстан утверждена республиканская целевая программа «О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Татарстан на 2011—2013 годы», мероприятия которой в целом направлены на развитие и повышение эффективности
взаимодействия, содействие развитию институтов гражданского общества и повышение гражданской активности. Однако за пределами мероприятий, предусмотренных вышеупомянутой РЦП, остались направления повышения как компетенций специалистов СО НКО, так взаимодействий государства, СО НКО, граждан в форме организации «коммуникационных площадок».
Ключевая проблема СО НКО сопряжена с финансовой обеспеченностью, в большей степени некоммерческие организации «живут» за счет зарубежных и российских грантов, практически не используя другие фандрайзинговые технологии. В то же время среди некоммерческих организаций республики лишь не более 0,2% выигрывают российские гранты, и это на протяжении нескольких лет одни и те же организации, имеющие в своем составе специалистов по написанию заявок на гранты. Большая часть некоммерческих организаций не имеет в составе профессиональных фандрайзеров и проектных менеджеров, что не позволяет активно использовать технологии привлечения негрантовых средств для осуществления успешной деятельности. Повышение профессиональной компетентности специалистов НКО позволит повысить эффективность их деятельности, инициировать социально значимые гражданские инициативы в Республике Татарстан, расширить спектр их социальных услуг.
Другая проблема — вакуум информационной поддержки деятельности НКО. Основным информационным источником о деятельности НКО остаются СМИ, между тем население и многие представители власти не в полной мере информированы о деятельности НКО. Так, по результатам социологических опросов, каждый второй государственный служащий ничего не знает о деятельности НКО. Среди респондентов категории населения 8% знают о деятельности НКО; 15,7% «знают, но мало»; 5,7% могут судить о деятельности по собственному опыту работы в них1.
В деятельности региональных СО НКО обнаруживаются «слабые» кооперационные связи с органами государственной власти и научной общественностью. По ре-
зультатам вышеупомянутого исследования, респонденты — государственные служащие отмечают регулярное взаимодействие НКО с органами власти — 40,3%, из них лишь 15% знакомы с непосредственными результатами деятельности НКО, а 13,7% заявляют о непосредственном участии в работе с НКО. В то же время одной из задач НКО является непосредственное участие в разработке и практическом осуществлении механизмов диалога, равноправного партнерства между властью на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, другими словами, это задача активного участия в формировании социальной политики. Кроме того, отсутствие взаимодействий между учеными-исследователями и практиками, представителями НКО, знающими первоочередные потребности граждан, является одним из самых серьезных препятствий для повышения вклада научного сообщества и СО НКО в формирование социальной политики.
Учитывая вышеобозначенные проблемы можно констатировать, что в настоящее время в республике имеется острая необходимость в формировании инфраструктурной поддержки развития некоммерческих организаций в форме создания Регионального ресурсного центра СО НКО, включающего коммуникационные площадки, оказывающего информационно-консультационную, кадровую, научно-исследовательскую, методическую поддержку СО НКО, осуществляющего экспертную деятельность.
Инструментарий инфраструктурной поддержки СО НКО
Как показывает опыт развитых стран, эффективным производителем и поставщиком социальных услуг населению выступают социально ориентированные некоммерческие организации. Столь весомый вклад НКО в решение социальных проблем обусловлен реализацией государственной политики по формированию институциональной среды для третьего сектора. Мировой опыт свидетельствует, что государство берет на себя многие функции, связанные с формированием инфраструктуры деятельности НКО, определением приоритетов развития, обеспе-
чением пропорций и взаимосвязей между государственными структурами и бизнес-сообществом и НКО, а также с разработкой и реализацией политики государственного регулирования третьего сектора. Для реализации последней функции активно используются программно-целевые инструменты.
Учитывая международный опыт в рамках государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Татарстан, представляется целесообразным использование программного инструментария.
Выявленные проблемы в региональных трендах развития СО НКО в Республике Татарстан обусловили постановку цели и задач, разработку мероприятий по поддержке СО НКО, отраженных в программе «Есть ресурс», разработанной авторами и направленной на конкурс по выделению субсидий из федерального бюджета для СО НКО.
Целью программы является развитие инфраструктурной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Татарстан.
Цель конкретизируется в постановке следующих задач программы:
1. Создание Регионального ресурсного центра поддержки СО НКО как формы частно-государственного партнерства в Республике Татарстан (на базе Городского центра образования взрослых).
2. Усиление кооперативных (партнерских) связей через организацию межведомственных и коммуникационных взаимодействий СО НКО для выявления, обобщения и распространения лучших практик СО НКО.
3. Повышение компетентности специалистов социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Татарстан.
Деятельность по развитию инфраструктурной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Татарстан предполагает три этапа осуществления:
1 этап - информационно-подготовительный. Данный этап включает в себя мероприятия, направленные на создание
Регионального ресурсного центра поддержки СО НКО на базе Городского центра образования взрослых и выявление потребностей целевой группы программы. В рамках данного этапа предполагается осуществить следующие мероприятия:
1.1. Формирование рабочей группы. Мероприятие позволит сформировать рабочую группу по реализации программы в составе: руководителя Программы, менеджеров по направлениям реализации Программы, бухгалтера, ответственного за ведение бухгалтерской и финансовой отчетности.
1.2. Разработка и утверждение Положения о Региональном ресурсном центре поддержки СО НКО. Положение определяет цель, задачи, направления и организационную структуру деятельности Регионального ресурсного центра поддержки СО НКО.
1.3. Подбор преподавателей, тренеров, привлечение специалистов, экспертов, консультантов для реализации отдельных направлений деятельности Ресурсного центра поддержки СО НКО (в течение всего периода реализации Программы). Данное мероприятие позволит сформировать кадровый состав Регионального ресурсного центра поддержки СО НКО в Республике Татарстан для проведения отдельных мероприятий Программы.
1.4. Формирование материально-технической базы Регионального ресурсного центра поддержки СО НКО. Необходимое материально-техническое оснащение для функционирования Регионального ресурсного центра поддержки СО НКО.
1.5. Создание сайта Регионального ресурсного центра поддержки СО НКО. Открытие и поддержка сайта в актуальном состоянии позволит осуществлять информационную и консультационную, методическую поддержку СО НКО дистанционно, эффективно и малозатратно. Предполагаемое количество пользователей сайта — 50% от действующих СО НКО в Республике Татарстан.
1.6. Проведение социологического исследования, ориентированного на получение информации о наиболее актуальных потребностях и проблемах СО НКО, на
выявление необходимых компетенций по видам деятельности СО НКО в Республике Татарстан. Исследование будет проводиться по малой выборке не менее 30% от СО НКО Республики Татарстан. Исследование позволит выявить и проанализировать проблемы, запросы специалистов СО НКО в Республике Татарстан; определить необходимые профили компетенций СО НКО; выявить предложения СО НКО по реализации государственной и региональной политики в области поддержки СО НКО.
2 этап, основной. Деятельность на данном этапе нацелена на формирование практических навыков в различных областях деятельности СО НКО и организацию коммуникационных площадок, обеспечивающих транспарентность и упрощение коллективного доступа в интересах формирования гражданского общества. Основными мероприятиями этапа станут:
2.1. Разработка по результатам социологического исследования практико ориентированных программ, методического и тестового обеспечения обучения. Мероприятие позволит разработать и прорецензировать не менее 12 программ обучающих семинаров, тренингов и мастер-классов по различным направлениям деятельности СО НКО, включая технологии работы с определенными категориями населения.
2.2. Проведение обучающих семинаров, тренингов, мастер-классов для специалистов СО НКО. Предполагается проведение не менее 40 учебных циклов (обучающих семинаров, тренингов и мастер-классов), в которых примут участие не менее 600 специалистов СО НКО РТ. Для наибольшего охвата целевой группы Программы обучение будет проводиться в городах: Казань, Набережные Челны, Альметьевск, Нижнекамск. Мероприятие позволит повысить компетентность и профессионализм специалистов СО НКО, оказывающих социальные услуги, а также расширить спектр оказываемых ими услуг.
2.3. Проведение исследований эффективности и мониторинга деятельности СО НКО, включая заказы на социологические исследования от СО НКО. Предполагается проведение исследований, необходимых для осуществление проектной деятельно-
сти СО НКО. На основе обобщения зарубежных практик оценки эффективности деятельности НКО (кейсы США, Великобритании) разработаны методические рекомендации и методика мониторинга и оценки деятельности СО НКО. Выявлены проблемы деятельности субъектов третьего сектора в РТ.
2.4. Организация презентаций социальных проектов, выставки-форума и конференций по актуальным вопросам деятельности СО НКО с привлечением представителей научной общественности, НКО, представителей государственной власти, СМИ, в том числе из субъектов ПФО. Мероприятие позволит разработать рекомендации по совершенствованию деятельности СО НКО и государственной поддержки СО НКО, обсудить актуальные проблемы деятельности СО НКО и т.д.
2.5. Оказание информационной поддержки деятельности СО НКО, включая использование сайта. Информационная поддержка будет осуществляться как в дистанционной форме с использованием сайта Ресурсного центра поддержки СО НКО, так и при обращении СО НКО в Ресурсный центр (коммуникационные площадки). Для информационной поддержки предполагается: разместить результаты 5 исследований, статей, монографий по деятельности СО НКО, нормативно-правовые документы для СО НКО, информационно-статистические материалы, информацию о конкурсах и грантах; сформировать банк социальных проектов СО НКО и библиографический список актуальной литературы; разместить информационные баннеры о мероприятиях, проводимых СО НКО, а также использовать сайт для привлечения ресурсов на реализацию проектов СО НКО.
2.6. Экспертиза, оценка и ресурсная поддержка (информационная, методическая и т.д.) социальных проектов СО НКО с целью их реализации (в течение всего периода реализации Программы). Мероприятие будет направлено на:
— разработку критериев и методик оценки эффективности социальных проектов;
— продвижение лучших социальных инициатив и проектов путем предостав-
ления экспертных заключений ведущих экспертов, консультантов Программы, публикацию аннотации проекта в средствах массовой информации и рекомендацию проекта ведомственным органам власти, Ассоциации предпринимателей и Общественной палате Республики.
2.7. Создание фонда методической и научной литературы, включая ее размещение на сайте. Данное мероприятие предполагает разработку и выпуск специальной литературы:
• Брошюру «Зарубежные практики оценки эффективности деятельности НКО (США и Великобритания)».
• Сборники лучших практик СО НКО, включающие описание практик и их применения.
• Сборник типовых документов деятельности НКО.
• Справочник СО НКО РТ.
• Методические рекомендации и материалы «Проектный менеджмент для НКО».
• Методические рекомендации и материалы «Фандрайзинг в деятельности НКО».
• Сборник материалов по итогам работы конференции.
2.8. Оказание консультационной поддержки деятельности СО НКО в областях проектного финансового менеджмента, права, включая организацию системы консультирования в дистанционной форме.
3 этап, заключительный. Мониторинг реализации этапов, включая подготовку финансовых и аналитических отчетов. Мероприятие включает подготовку финансовых и аналитических отчетов по реализации Программы.
В заключение отметим, что дальнейшее развитие инфраструктурной поддержки СО НКО предполагает создание Межрегионального ресурсного центра поддержки социально ориентированных организаций в Приволжском федеральном округе Российской Федерации.
1 Шаталова Е.Ю. Социальная политика — роль общественных организаций. Социальная жизнь регионов: между прошлым и будущим (сборник материалов по итогам семинаров, проведенных Координационным советом по социальной стратегии при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ в Центральном, Сибирском и Северо-Западном федеральном округах). М., 2007. С. 18.
Kul'kova V.U., e-mail: [email protected]
Corresponding member of RANS, Doctor of Economic Sciences, professor of the Department of Management, University of Management "TISBI", Kazan Bilalova L.H., e-mail: [email protected]
Post-graduate student of the Department of Management, University of Management "TISBI", Kazan
THE DEVELOPMENT OF INFRASTRUCTURE SUPPORT OF THE SOCIALLY-ORIENTED
NON-PROFIT ORGANIZATIONS
In the framework of the problem approach regional trend of the development of socially-oriented non-profit organizations in the Republic of Tatarstan is described in the article. To level raised problems the complex of measures for infrastructure support for SO NPO is offered, the effectiveness of each activity is assessed, which is reflected in the program "There is the resource", developed by the authors and sent to the contest on the allocation of subsidies from the federal budget for SO NPO.
Key words: infrastructure support, socially-oriented non-profit organizations, state regulation in the social sphere, program-target instruments, resource centre.