Научная статья на тему 'Опыт организации и реализации образовательной программы для специалистов социально ориентированных некоммерческих организаций Республики Татарстан (со НКО рт) в развитии системы государственной поддержки третьего сектора'

Опыт организации и реализации образовательной программы для специалистов социально ориентированных некоммерческих организаций Республики Татарстан (со НКО рт) в развитии системы государственной поддержки третьего сектора Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
511
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕКОММЕРЧЕСКИЙ СЕКТОР / ОБУЧЕНИЕ ЛИДЕРОВ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА / ФОРМИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА / THE FORMATION OF NON-PROFIT INFRASTRUCTURE SEСTOR / NON-PROFIT SECTOR / EDUCATION LEADERS NONPROFIT ORGANIZATIONS / GOVERNMENT SUPPORT FOR THE THIRD SECTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулькова Варвара Юрьевна

Опыт организации и реализации образовательной программы для специалистов СО НКО в РТ раскрывается в контексте: описания содержательного контента модулей «Разработка социальных проектов», «Управление проектом», «Региональные повседневные практики проектной деятельности в СО НКО в РТ», «Фандрайзинг», «PR в фандрайзинге», «Техника делового общения»; выделения специфики образовательной программы, обусловленной особенностями организации учебного процесса при работе со взрослой аудиторией. Внимание уделяется трансляции технологий привлечения слушателей и постобучающему сопровождению с приведением конкретных форм делопроизводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN ORGANIZING AND IMPLEMENTING EDUCATIONAL PROGRAMS FOR SOCIALLY ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN (RT CO NGOS) IN THE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF STATE SUPPORT FOR THE THIRD SECTOR

Experience of the organization and realization of an educational program for experts FROM NPO in RT reveals in a context: descriptions of a substantial content of modules "Development of Social Projects", "Management of the Project", "Regional Daily Practicians of Design Activity in FROM NPO in RT", "Fandrayzing", "PR in a fandrayzing", "Equipment of Business Communication"; allocations of specifics of the educational program caused by features of the organization of educational process during the work with adult audience. The attention is paid to translation of technologies of involvement of listeners and post-training maintenance, with reduction of concrete forms of office-work.

Текст научной работы на тему «Опыт организации и реализации образовательной программы для специалистов социально ориентированных некоммерческих организаций Республики Татарстан (со НКО рт) в развитии системы государственной поддержки третьего сектора»

УДК: 378 ББК: 74

Кулькова В.Ю.

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН (СО НКО РТ) В РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА

Kulkova V.Y.

EXPERIENCE IN ORGANIZING AND IMPLEMENTING EDUCATIONAL PROGRAMS FOR SOCIALLY ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN (RT CO NGOS) IN THE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF STATE SUPPORT FOR THE THIRD SECTOR

Ключевые слова: некоммерческий сектор, обучение лидеров некоммерческих организаций, государственная поддержка третьего сектора, формирование инфраструктуры некоммерческого сектора.

Keywords: non-profit sector, education leaders nonprofit organizations, government support for the third sector, the formation of non-profit infrastructure se^or.

Аннотация: опыт организации и реализации образовательной программы для специалистов СО НКО в РТ раскрывается в контексте: описания содержательного контента модулей «Разработка социальных проектов», «Управление проектом», «Региональные повседневные практики проектной деятельности в СО НКО в РТ», «Фандрайзинг», «PR в фандрайзинге», «Техника делового общения»; выделения специфики образовательной программы, обусловленной особенностями организации учебного процесса при работе со взрослой аудиторией. Внимание уделяется трансляции технологий привлечения слушателей и постобучающему сопровождению с приведением конкретных форм делопроизводства.

Abstract: experience of the organization and realization of an educational program for experts FROM NPO in RT reveals in a context: descriptions of a substantial content of modules "Development of Social Projects", "Management of the Project", "Regional Daily Practicians of Design Activity in FROM NPO in RT", "Fandrayzing", "PR in a fandrayzing", "Equipment of Business Communication"; allocations of specifics of the educational program caused by features of the organization of educational process during the work with adult audience. The attention is paid to translation of technologies of involvement of listeners and post-training maintenance, with reduction of concrete forms of office-work.

Обучение представителей

некоммерческих организаций и государства входит в комплекс мер по реализации первого этапа развития системы государственной поддержки НКО в РФ1 и является компонентом инфраструктурной поддержки третьего сектора в зарубежной практике2. Под реализацию направлений

1http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/fe e7758047d36ab5ab2fff0b17164af7/presentation .pdf? MQD=AJPERES&CACHEID=fee7758047d36ab5ab2fff0b1 7164af7 (свободный режим доступа от 18.01.2012).

2Кулькова, В.Ю. Российские тренды развития

государственной поддержки за рубежом создана целостная инфраструктура . В РФ государственная поддержка третьего сектора осуществляется на федеральном и субфедеральном уровнях. На федеральном

некоммерческих организаций (НКО) в международной компаративистике //

Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2012. - № 30 (170). - С. 37-46.

3Кулькова, В.Ю. Организационно-

информационная поддержка деятельности СО НКО в РФ и Республике Татарстан / В.Ю. Кулькова, Н.В. Мироненко, О.В. Рудакова // Вестник Орел ГИЭТ. -2012. - № 2 (20). - С. 165-171.

уровне поддержка НКО реализуется предоставлением целевых грантов, выделяемых: Министерствами (программы Минздравсоцразвития,

Минэкономразвития); Президентом РФ (программа Президентских грантов); региональными органами власти

(региональные программы поддержки НКО, проведение конкурсов социальных проектов профильными Министерствами,

ведомствами, департаментами и т.д.). Вместе с тем, наблюдается вариация тематических направлений выделения грантов, тем самым категорий поддерживаемых НКО, от профильности деятельности грантодателя (Программа Минздравсоцразвития -реабилитация, поддержка ветеранов, поддержка профсоюзов) до широкого перечня направлений по технологиям социальной работы по отдельным категориям населения (поддержка семьи и детей, молодежи, реабилитация и адаптация инвалидов - региональные программы; профилактика социального сиротства, повышение качества жизни пожилых, социальная адаптация инвалидов -Программы поддержки СО НК МЭР) и секторов социальной сферы (социальная политика, образование, культура, защита прав человека - Программа Президентских грантов). Отличным является механизм распределения средств. Гранты

Минздравсоцразвития предоставляются без организации конкурса организациям-получателям по фиксированному списку. Средства остальных программ

государственной поддержки НКО предоставляются на конкурсной основе: в рамках конкурса Президентских грантов 5 НКО-операторов распределяют

финансирование по направлениям; по конкурсу региональных программ гранты распределяют профильные министерства и ведомства; в конкурсе МЭР распределяется финансирование между субъектами РФ и крупными СО НКО. Кроме того на федеральном уровне поддержка НКО осуществляется фондом Ельцина, фондом «Русский мир».

Отдельное место в приоритетах государственного финансирования по каналу МЭР занимают мероприятия по обучению

специалистов НКО, развитию

инфраструктурной поддержки: создание региональных и межрегиональных ресурсных центров, оказывающих информационно-консультацион-ную, кадровую, научно-исследовательскую,

методическую поддержки СО НКО, осуществляющих экспертную деятельность в развитии кооперации государства и НКО.

Примечательно, что в субъектах РФ сложилась практика планомерного развития третьего сектора. В данном направлении, как представляется, опыт Республики Татарстан имеет аналитические перспективы, поскольку модель социально-

экономического развития Татарстана - это модель социально-ориентированной

экономики, с устойчивым типом роста, интегрированной в национальное хозяйство, приводимой в действие: внешними инвестициями за счет высокой добавленной стоимости товаров и услуг при активной регулирующей роли государства, наличием значительного количества

зарегистрированных НКО, реализуемой региональными властями политикой по поддержке СО НКО.В рамках региональной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Татарстан ежегодно проводятся конкурсы среди социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе: конкурс социальных проектов

«Общественная инициатива»; конкурс для некоммерческих организаций, участвующих в реализации социально значимых проектов; ежегодный конкурс на оказание социально значимых услуг в области государственной молодежной политики и другие. В 2011 году в Республике Татарстан утверждена республиканская целевая программа «О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Татарстан на 2011-2013 годы», мероприятия которой направлены на развитие и повышение эффективности взаимодействия, содействия развитию институтов

гражданского общества и повышению гражданской активности. С вышеуказанной программой в 2011 году Республика Татарстан заняла третье место по величине выделенных субсидий по результатам

конкурса программ поддержки СО НКО среди субъектов РФ, проводимого Минэкономразвития РФ. Однако за пределами мероприятий, предусмотренных вышеупомянутой РЦП, остался вопрос повышения компетенций специалистов СО НКО. Этот пробел был восполнен в рамках организации КМ РТ (Кабинетом Министров Республики Татарстан) конкурса для социально ориентированных

некоммерческих организаций с выделением номинации «Обучение представителей НКО». По результатам конкурса было выбрано пять операторов реализации образовательных программ: Экономическое общество РТ; Ассоциация налоговых консультантов; Ассоциация педагогических работников высшей школы; Институт экономики, управления и права; Городской центр образования взрослых «ГЦОВ».

Целью статьи является презентация образовательной программы для

специалистов социально ориентированных некоммерческих организаций Республики Татарстан, осуществляемой городским центром образования взрослых в рамках проекта «Региональный ресурсный центр поддержки СО НКО РТ» (заказчик Министерство экономики РТ).

Содержательный контент

образовательной программы для лидеров СО

НКО включал в себя следующие предметные модули: «Разработка социальных проектов»; «Управление проектом»; «Региональные повседневные практики проектной деятельности вСО НКО в РТ»; «Фандрайзинг»; «РЯ в фандрайзинге»; «Техника делового общения». Приведем краткую характеристику каждого модуля в контексте цели курса, целевой аудитории, требованиям к слушателям, формы и содержания учебных занятий.

Модуль «Разработка социальных проектов».Цель курса - сформировать представления о структуре, содержании текстового описания социального проекта и развить навыки текстового описания социального проекта.

Целевая аудитория: руководители, специалисты НКО.

Требования к слушателям:

- Направление (заявка) от НКО;

- Высшее и среднее профессиональное образование;

- Проектная идея для проведения практических занятий.

Календарный график, формы и содержательный контент модуля

«Разработка социальных проектов» приведены в таблице 1.

17 марта 2012 (суббота) 09.30-14.30 ч. Место проведения: г. Казань, ул. Муштари, д. 13 Тема 1. «Разработка и оформление социального проекта». Семинар «Социальный проект: основные признаки и предмет социального проектирования». Текстовое описание проекта: рождение замысла, структура и концепция проекта. Семинар «Концепция социального проекта». Формулировка актуальности проекта. Определение цели и задач. Описание предметно-объектной области проекта. Содержание предполагаемой деятельности. Правовое, экономическое, организационное обоснование проекта. Ожидаемые последствия его осуществления.

22 марта 2012 (четверг) 18.00-21.00 ч. Место проведения: г. Казань, ул. Муштари, д. 13 Тема 2. «Бюджет проекта». Практикум «Типичные ошибки при составлении бюджета». Рекомендации по формированию статей бюджета». Семинар «Технологии презентации проекта».

Таблица 1 - Календарно-тематический план модуля «Разработка социальных проектов»

24 марта 2012 Тема 3. «Презентация и экспертиза проекта».

(суббота) Тренинг «Презентация проекта и экспертная оценка социальных

09.30-14.30 ч. проектов слушателей курсов».

Место проведения: Защита социальных проектов слушателей курсов.

г. Казань,

ул. Муштари, д. 13

Модуль «Управление проектами». Цель курса - сформировать представления о подходах и методах проектного

менеджмента и развить навыки применения инструментария проектного менеджмента в разработке и реализации социальных проектов.

Целевая аудитория: руководители, специалисты НКО.

Таблица 2 - Календарно-тематический план модуля «Управление проектами»

19 апреля 2012 18.00-21.00 ч. Место проведения: г. Казань, ул. Муштари, д. 13 Тема 1. «Управление проектами: определение и ключевые концепции». Семинар. Управление проектами. Ключевые концепции проектного менеджмента. Модель управления проектами: управленческие процессы и функциональные группы управленческих задач. Проектно-ориентированное управление. Тема 2. «Управление содержанием проекта». Семинар. Концепция содержанием проекта. Метод структурной декомпозиции работ. Построение иерархической структуры работ. Структура организации проекта. Матрица ответственности. Контроль выполнения комплекса работ проекта и управления изменениями. Тренинг «Разработка содержания проекта».

21 апреля 2012 09.30-14.30 ч. Место проведения: г. Казань, ул. Муштари, д. 13 Тема 3. «Управление проектом по временным затратам». Семинар. Управление временем проекта. Разработка и алгоритм плана проекта. Определение последовательности выполнения работ и расчет календарного плана (диаграммы: сетевая. Контрольных событий. Гантта). Оптимизация сроков проекта. Метод Критического пути. Контроль исполнения проекта по временным параметрам. Тренинг «Разработка календарного плана проекта»

Требования к слушателям:

направление (заявка) от НКО; высшее или среднее профессиональное образование; опыт работы в социальных проектах.

Календарный график, формы и содержательный контент модуля

«Управление проектами» приведены в таблице 2.

26 апреля 2012 18.00-21.00 ч. Место проведения:

г. Казань, ул. Муштари,

д. 13

Тема 4. «Управление стоимостью проекта». Семинар. Типы оценки стоимости. Диапазоны оценок стоимости. Составляющие оценки стоимости, Смета. Бюджет проекта. Индекс выполнения стоимости.

Управление рисками проекта.

Определение концепции управления рисками проекта. Метод календарного планирования (PERT). Разработка плана реагирования на риски. Мониторинг и контроль рисков.

Тема 5. «Управление персоналом проекта». Семинар. Набор команды проекта. Матрица компетенций основных членов проектной команды. Развитие команды проекта. Тренинг «Командообразование».

Характеристика модуля «Фандрайзинг» по выбранным параметрам приведена в таблице 3.

Таблица 3 - Содержательный контекст модуля «Фандрайзинг»

Цель курса -

приобретение 29 марта 2012 Тема 1. «Введение в фандрайзинг».

теоретических 18.00-21.00 ч. Семинар «Портрет эффективного

знаний и Место проведения: фандрайзера: необходимые качества, умения,

практических г. Казань, способности».

навыков в области ул. Муштари, д. 13 Тренинг «Презентации участников

фандрайзинга программы» (проектные идеи, стейкхолдеры).

специалистами НКО.

Целевая аудитория: 31 марта 2012 Тема 2. «Ресурсное обеспечение проектов».

лидеры, 09.30-14.30 ч. Семинар «Карта ресурсов проекта». Список

специалисты, источников ресурсов. Стратегии привлечения

проект-менеджеры Место проведения: ресурсов. Инструменты для привлечения

НКО. г. Казань, ресурсов. Планы действий по привлечению

Требования ул. Муштари, д. 13 ресурсов.

к слушателям: Практикум «Определение и работа с

- направление стейкхолдерами».

(заявка) от НКО;

- высшее или 5 апреля 2012 Тема 3. «Технологии фандрайзинговых

среднее 18.00-21.00 ч. мероприятий».

профессиональное Место проведения: Семинар «Фандрайзинговое мероприятие, его

образование; г. Казань, цели, виды, преимущества и сложности».

- проектная идея для ул. Муштари, д. 13 Практикум «Организация и проведение

проведения фандрайзингового мероприятия».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

практических Анализ результатов.

занятий.

Модуль «PR в фандрайзинге» - привлечении ресурсов, характеристика дана специализированный подход к в таблице 4.

использованию PR - инструментов в

Таблица 4 - Характеристика модуля «PR в фандрайзинге»

4 апреля 2012 Тема 1. «РЯ-технологии в деятельности НКО»

09.30-17.30 ч. Тема 2. «Информационное сопровождение проектной

Место проведения: г. Казань, деятельности».

ул. Муштари, д. 13 Тема 3. «Информационные кампании»

Тема 4. «Креативные подходы»

Модуль «Техника делового общения».Цель курса - повысить компетентность участников тренинга в проведении деловых переговоров.

Задачи:

получить представление о

современных теоретико-методологических подходах в сфере общественных отношений;

владеть основами современных

коммуникативных технологий;

уметь использовать в практической работе коммуникативный инструментарий;

отработать навыки межличностного взаимодействия с использованием техник убеждения, отстаивания своей позиции.

Календарно-тематическая характеристика модуля «Техника делового общения» приведена в таблице 5.

Таблица 5 - Календарно-тематическая характеристика модуля «Техника делового общения»

20 и 27 сентября 2012 г. с 18.00 - 20.30 ч.

Место проведения: г. Казань,

ул. Муштари, д. 13_

Тема 1. Вербальные и невербальные средства коммуникации Тема 2. Критика и комплементы в деловой коммуникации Тема 3. Вопросы и ответы в деловой коммуникации Тема 4. Барьеры в общении Тема 5. Самопрезентация

Тема 6. Правила создания благожелательной атмосферы общения

Календарно-тематическое содержание практики проектной деятельности в СО модуля «Региональные повседневные НКО в РТ» отражено в таблице 6.

Таблица 6 - Содержание модуля «Региональные повседневные практики проектной

деятельности в СО Н НКО в РТ»

12 апреля 2012 г. 18.00-21.00 ч. Место проведения: г. Казань, ул. Муштари, д. 13 1. Опыт благотворительного фонда «Окно в НАДЕЖДУ» в грантовой деятельности (на примере социальных проектов «Организация социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями с применением метода оздоровительной верховой езды (иппотерапии) и «Дом активной жизни для детей с множественными нарушениями в развитии»). 2. Технология организации публичных мероприятий по решению проблем детей с множественными нарушениями в развитии (на примере организации международной конференции по синдрому Ретта и акций, посвященных «Дню редких болезней»).

Проведенная содержательная

характеристика модулей образовательной программы СО НКО, дает основания для выделения ее специфики, обусловленной учетом особенностей организации учебного процесса при работе со взрослой аудиторией, которые были обозначены факторами микрофона:

- форма учебных занятий с учетом андрогогических особенностей контингента слушателей: сочетание лекционного интенсива (20 мин) с коммуникационным интерактивом: тренинги, кейс-стади, мастер-

класс;

- мобильная команда педагогов: широкой географии и широких компетенций (представители «продвинутых» СО НКО, Общественной Палаты РТ, научного сообщества, представители других субъектов РФ);

- итоговая аттестация: тестирование и отзыв слушателей о содержании, технологии и качестве преподавания в произвольной форме как инструмент обратной связи.

На успешный опыт реализации обра-

зовательной программы дляСО НКО, проводимой ГЦОВ, повлияли технологии привлечения лидеров СО НКО для участия в модулях образовательной программы, в частности:

- адресная рассылка (электронная, телефонная) о всех услугах ГЦОВа СО НКО РТ по реестру, полученному в Минэконом РТ;

- сайт ГЦОВ;

- сайт Общественной палаты РТ;

- проведение «Предварительных» работ:

- создание страницы Регионального ресурсного центра поддержки СО НКО на сайте НОУ «ГЦОВ» ИЦр://йсеп1ег. tisbi.ru/SONKO.htm;

- разработка практико-ориентирован-ных программ обучения и их, методического обеспечения;

- разработка методических указаний по «Проектному менеджменту», с размещением на сайте.

Отличительной особенностью

реализации рассматриваемой

образовательной программы выступили:

- во-первых, организация информационная поддержка реализации образовательной программы СО НКО РТ1,

- во-вторых, постобучающее сопровождение слушателей.

Информационная поддержка

реализации образовательной программы СО НКО РТ, осуществлялась в рамках деятельности Регионального ресурсного центра поддержки социально

ориентированных некоммерческих

организаций на сайте Городского центра образования взрослых по следующим разделам:

- «Информационные ресурсы»,

включающего законодательную базу; статьи; методические рекомендации и материалы;

НКО_в_исследованиях; субъекты

инфраструктурной поддержки НКО;

- Обучение: расписание занятий; заявка на семинар; состав преподавателей;

- Услуги: консалтинг; электронные рассылки;

- Дайджест новостей: мероприятия

НКО; информация о конкурсах и грантах

- Продвижение проектов СО НКО:

рекомендации по презентации проектов; база доноров; проекты НКО.

Постобучающее сопровождение включало:

1) организацию социальных проектов СО Рекомендуемая структура проекта:

Информация о НКО

- название НКО

- адрес

- телефон, факс

- e-mail

- сайт

- Ф.И.О. руководителя организации

- направление деятельности НКО

Содержание проекта

- проблемы, на решение которых направлен проект.

- цель проекта.

- задачи проекта.

- мероприятия (работа) по проекту.

- необходимые ресурсы для реализации проекта (информационно-методичес-кие, материальные, организационные и т.д.).

- ожидаемые результаты (количественные и качественные показатели).

- риски, связанные с реализацией проекта.

2) экспертизу, оценку и ресурсную поддержку (информационная, методическая и т.д.) проектов СО НКО с целью их продвижения и реализации. Результаты экспертизы проекта оформлялись в специально разработанной форме таблице 7.

презентаций НКО РТ. презентаций

1http://gcenter.tisbi.ru/SONKO.htm

Таблица 7 - Форма- экспертиза проекта

Критерии (направления) экспертной оценки

1. Описание проекта

Формулировка актуальности проекта

Постановка цели и задач

Описание целевой группы проекта

Наименование мероприятий (работ) проекта

Календарный план проекта

Ресурсный план проекта

Бюджет проекта

2. Стр зуктурно - логический анализ проекта

Соответствие: цели -задачам - мероприятиям - конечные результаты

3. Наличие всех форм, соответствующих требованиям донора

4. Рекомендации

3) оказание консультационной поддержки деятельности СО НКО в вопросах финансового менеджмента, права,

консультирования в он-лайн режиме. Заполнение журнала консультаций по разработанной форме таблице 8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и др. включая организацию Таблица 8 - Журнал консультаций

системы

№ ФИО консультанта Консультируемая организация (представитель) Дата консультации Предмет (вопросы) консультации Время консультации Удовлетворен-ность Подпись консультируемого

Думается, что проведенное обощение опыта организации и реализации образовательной программы для

представителей СО НКО,

проиллюстрированное конкретными

технологими по привлечению слушателей,

формами постпрограммного сопровождения, окажет последователям значительное методическое содействие в организации и проведении программ повышения квалификации лидеров и специалистов некоммерческого сектора.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кулькова, В.Ю. Российские тренды развития некоммерческих организаций (НКО) в международной компаративистике // Национальные интересы: приоритеты и безопасность.

- 2012.- № 30 (170). - С. 37-46.

2. Кулькова, В.Ю. Организационно-информационная поддержка деятельности СО НКО в РФ и Республике Татарстан / В.Ю.Кулькова,Н.В.Мироненко, О.В. Рудакова // Вестник Орел ГИЭТ. - 2012. - № 2 (20). - С. 165-171.

3. Кулькова, В.Ю. Позиционирование НКО как формы частно-государственного партнерства в стимулировании инновационного развития //«Россия: тенденции и перспективы развития». - М.: ИНИОН РАН, 2012. Вып.7. - С. 157-165.

4. Трубачева, С.И. Основные принципы формирования требований к компетенциям студента // Вестник Волжского университета им. В.И. Татищева. Серия «Информатика». Вып. 17. - С.151-156.

5. Трубачева, С.И. Повышение эффективности использования кадрового ресурса // Вестник Волжского университета им. В.И. Татищева. Серия «Информатика». Вып. 18. - С. 154.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.