Научная статья на тему 'Развитие информационных технологий в странах Тропической Африки: проблемы и перспективы'

Развитие информационных технологий в странах Тропической Африки: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1836
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Панцерев К. А.

Статья посвящена исследованию процесса интернетизации в странах Тропической Африки. Рассмотрена проблема неравномерного распределения информационных технологий на территории Африки и выявлены факторы препятствующие их проникновению в глубь континента. Проведен содержательный анализ африканского Интернет-пространства, в результате которого выделены пять основных групп сайтов: 1) Официальные Интернет-порталы; 2) Национальные информационные Интернет-порталы; 3) Электронные версии африканских СМИ; 4) Сайты международных правительственных и неправительственных организаций; 5) Сайты африканских высших учебных заведений. Особое внимание уделено проблеме дальнейшего развития информационных технологий в Африке и участию в нем национальных правительств и иностранных инвесторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Панцерев К. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of Information Technologies in the states of Tropical Africa: problems and prospects

The article is devoted to the problems of information technologies expansion in the states of Tropical Africa. The author considers the problem of unequal distribution of information technologies in Africa and reveals the obstacles in the way of their expansion inside the region. Detailed analysis of the African Internet area allows the author to underlined five main groups of African sites: 1) Official National Internet sites; 2) National Information Internet sites; 3) Electronic versions of African mass media; 4) Sites of international governmental and non-governmental organizations; 5) Sites of African higher schools. The author also focuses on the further evolution of information technologies in Africa and the role of national governments and foreign investors in this process.

Текст научной работы на тему «Развитие информационных технологий в странах Тропической Африки: проблемы и перспективы»

К. А. Панцерев

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СТРАНАХ ТРОПИЧЕСКОЙ АФРИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Информация является неотъемлемым компонентом современной мировой политики. За последние годы информационные технологии «стали интенсивно внедряться в повседневную жизнь буквально каждого человека. Более того, телекоммуникационные и информационные технологии интегрируются, образуя так называемые „информационные супермагистрали“»1. В сложившихся условиях позиции любого государства на международной арене во все более возрастающей степени зависят от успехов именно в информационном секторе.

Благодаря быстрому развитию Интернета доступ к информации становится одинаково простым в любой точке земли, однако можно с уверенностью констатировать тот факт, что распространение информационных технологий по группам стран и регионов на сегодняшний день характеризуется крайней неравномерностью. Это привело к появлению нового типа неравенства — информационного. Примером «информационно бедных стран» могут служить государства Тропической Африки, и это несмотря на то, что к началу ХХ! в. все они имели постоянное подключение к Интернету, а на их территориях появился целый ряд местных провайдеров, предоставляющих полный спектр телекоммуникационных услуг2. Как правило, интернетизация в Африке затрагивает только крупные города3. Что же касается жителей густонаселенных сельских районов, то они вынуждены связываться со своими провайдерами по телефонным линиям. Это означает, что им приходится оплачивать не только телекоммуникационные услуги провайдеров (дорогостоящие сами по себе), но еще и услуги междугородной телефонной связи. Существуют две основные причины, препятствующие проникновению Интернета в глубь региона: во-первых, недостаточное количество местных Интернет-провайдеров4 (и как следствие, дороговизна телекоммуникационных услуг); во-вторых, высокий уровень неграмотности сельского населения, не испытывающего потребности в таком глобальном информационном ресурсе, как Интернет.

Появление и первоначальное развитие Интернета в странах Тропической Африки носило стихийный характер, который, по-видимому, сохраняется до сих пор, о чем свидетельствует отсутствие государственных программ и стратегий по развитию и дальнейшему продвижению в глубь континента современных информационных систем. Вполне резонно «возникает вопрос о роли государства в регулировании развития Интернета в Африке»5. В настоящее время наиболее активными пользователями Интернета являются неправительственные организации, университеты и частные компании. Ключевая роль в распространении информационных технологий принадлежит университетам. Однако ввиду высоких затрат на коммуникационные услуги круг университетских пользователей значительно ограничен. В большинстве африканских университетов у основной массы студентов нет доступа к Интернету, правом пользования им обладают только преподаватели и сотрудники высших учебных заведений. Государственные структуры используют возможности

© К. А. Панцерев, 2008

новых информационных технологий не очень активно. Даже официальные сайты, которые должны поддерживать имидж страны на международной арене и быть ее «виртуальным лицом», имеются далеко не у каждого африканского государства.

Трудно с достаточной точностью проследить распространение Интернета по африканскому континенту, тем не менее попытки такого рода предпринимаются как на национальном, так и на международном уровнях. В Камеруне, например, созданы специализированные организации, целью которых является изучение Интернет-пространства страны. Одна из них, финансируемая государством, учреждена при отделении информатизации Министерства почты и связи; другая — Сетевая Программа Устойчивого Развития (Sustainable Development Network Program) — является частью Программы развития ООН в Камеруне. «Обе они не только исследуют возможности рынка, но и сами принимают активное участие в его развитии. Особенно активно в этом участвует программа ООН, что обеспечивается ее стабильным финансированием и наличием квалифицированных кадров»6. Единственной в своем роде международной организацией, которая занимается продвижением и распространением современных компьютерных технологий в глубь континента, является Африканский телекоммуникационный союз, задача которого сводится именно к налаживанию международного информационного обмена посредством современных телекоммуникационных технологий7. Опираясь на полученные данные, эти службы способны выступать с инициативными предложениями по дальнейшему развитию Интернет-технологий. Что же касается их реализации, то она далеко не всегда успешна. Так, «не удалось пока создать Африканский сетевой центр, хотя эта идея обсуждается уже несколько лет: возникли трудности с выбором государства для размещения этого центра и организации, которая будет отвечать за деятельность центра»8.

Об уровне развития информационных систем в той или иной африканской стране следует судить не только на основе количественных показателей распространенности Интернет-технологий, но и по качественным характеристикам наиболее крупных африканских Интернет-порталов. Опираясь на данные, полученные по итогам уже проводившихся нами исследований9, а также на вновь полученные результаты, мы пришли к выводу о возможности разделить все африканские сайты, в совокупности образующие “AfraNet” (этот термин мы предлагаем использовать для обозначения африканского Интернет-пространства), на пять основных групп.

Первую группу образуют т. н. Официальные Национальные Интернет-порталы: правительственные и министерские сайты10. Все они обладают рядом схожих черт: во-первых, страницы рассматриваемых сайтов написаны на языках бывших метрополий (английском и французском); во-вторых, они носят сугубо описательный характер; в-третьих, Национальные Интернет-сайты не предусматривают интерактивности и общения в режиме Online. Пользователь не имеет возможности зарегистрироваться на сайте, оставить в гостевой книге свое сообщение, принять участие в каком-либо Интернет-форуме по интересующей его проблематике. Как правило, сайты сообщают только адрес электронной почты, на который пользователь может отправить сообщение. Проведенный анализ выявил также, что все Интернет-ресурсы этой группы ориентируются, прежде всего, на внешнего пользователя, а не на внутреннего (т. е. не на африканца). Об этом свидетельствует характер информации, размещенной на этих сайтах. Большинство крупных национальных сайтов, за исключением, пожалуй, некоторых министерских и правительственных страниц, которые носят более специализированный характер, ориентировано на предоставление информации гражданам других государств. Представляя в Интернете ту или иную африканскую страну,

они сообщают сведения о визовом режиме, местных достопримечательностях, природных богатствах, государственной структуре, экономическом и финансовом состоянии страны. По умолчанию считается, что внешний пользователь — это представитель развитого делового мира, который проводит мониторинг конкретной африканской страны с тем, чтобы произвести крупные финансовые вложения в ее экономику либо провести в ней свой отпуск. Развитию туристического сектора африканские страны придают особое значение, в связи с чем туризм также можно отнести к экономическим инвестициям.

Таким образом, официальные Интернет-сайты представляют собой online-презентации африканских стран для мирового сообщества с целью привлечения зарубежных инвесторов и туристов. Этим обусловлена структура сайтов, содержащая соответствующие рубрики: визовый режим, местные достопримечательности и т. д. Например, на сайте Камеруна уже в течение долгого времени размещается информация о государственной политике по борьбе с коррупцией, при этом в последний раз она обновлялась в 2006 г. Национальный сайт Кении (более всего похожий на традиционные сайты туристических фирм) приглашает богатых туристов провести отпуск в этой интересной с точки зрения достопримечательностей стране: посетить Национальный парк, организовать сафари и другие виды активного отдыха. На этом же сайте предлагается приобрести собственность в Кении. Наиболее подробным является Национальный сайт Танзании. Помимо сообщений о значимых событиях и актуальных новостях, на нем размещен небольшой исторический очерк, а также информация экономического характера, в том числе сведения о банковской системе страны. Здесь также представлены основные нормативно-правовые акты, в частности, Конституция и Программа развития Танзании до 2025 г. Более того, самая важная национальная информация, размещенная на сайте, разбита на тематические разделы, такие как государственное устройство, сельское хозяйство, транспорт, энергетика, системы коммуникации, частный сектор, промышленность и т. п., что во многом упрощает навигацию по сайту. Однако все эти разделы создают лишь видимость информационного наполнения. При более детальном изучении обнаруживается, что представленная информация носит исключительно описательный и фрагментарный характер, напоминая краткие статьи в энциклопедии. Далеко не все ссылки активированы, на некоторых страницах полностью отсутствует текст. Впрочем, крайне скудная информация, как и ее редкое обновление, являются недостатками практически всех африканских национальных сайтов. В частности, на сайте камерунского правительства делается основной «акцент на знакомстве посетителей с личностями и биографией конкретных людей, ограничиваясь минимальными (и не оперативными) данными об их государственной деятельности»11.

Вторую группу составляют Национальные информационные Интернет-порталы12. Достаточно трудно провести четкую грань между первой и второй группами, но все же их можно различить по характеру предоставляемой информации. Сайты первого типа носят описательный характер (т. н. информационно-описательные сайты), их цель — представить ту или иную африканскую страну мировому сообществу. Сайты второй категории относятся к разряду новостных (информационно-новостные сайты). Они посвящены не описанию страны, а происходящим в ней событиям. Источником новостей далеко не всегда выступают африканские СМИ. Например, на Конголезском информационном портале CongoStar основная информация поступает из английских источников — “The Guardian” и “The Observer”, а также из других ведущих мировых СМИ. Главная страница информационного сайта Сенегала, размещая подборку основных новостей дня, ссылается на электронные версии национальных и французских газет. Что касается информационных

Интернет-порталов Камеруна, то в основном они подготавливают т. н. «новостные подборки», но исчерпывающей, или хотя бы подробной, информации по тому или иному событию не предоставляют. Аналогичные новостные порталы, с характерными для них недостатками, лежат в основе всей африканской сетевой журналистики. Предлагаемый новостной материал весьма скудно освещает важнейшие события из жизни африканских стран; новости плохо структурированы; отсутствует архив, содержащий новостные блоки, которые утратили актуальность, но могут быть востребованы определенным кругом заинтересованных лиц. Отсутствие подробной информации, архива, а также серьезных аналитических материалов значительно осложняет попытки представить точную картину того или иного события. Широкое распространение получают только анонсы новостей.

Третью и наиболее многочисленную группу африканских сайтов составляют электронные версии конкретных печатных изданий. Именно на них можно обнаружить подробное изложение новостей и текущих событий. «Пользователям Интернета доступны сайты 120 африканских журналов и газет, из которых две трети публикуются в странах Тропической Африки. Разумеется, лучше представлены медиа тех государств, где наиболее развиты информационные технологии: Гана, Кения, Кот д’Ивуар, Сенегал, Танзания, Камерун. Многие из этих изданий обновляются в ежедневном режиме, а также имеют архивы номеров за последние несколько лет»13. Например, в Камеруне свои сайты имеют: наиболее популярная в стране ежедневная газета “Cameroon Tribune”, а также “Le Messager”14 и “Le Nouvelle Expression”15. Существует также специализированный сайт радио- и телевещательных компаний16.

Четвертую группу африканских Интернет-сайтов составляют выполненные на достаточно высоком уровне сайты международных правительственных и неправительственных организаций, среди которых следует особенно отметить сайт Африканского союза17, освещающий основные направления деятельности этой международной организации. Другим важным Интернет-ресурсом являются сайты Программы «Новое партнерство для развития Африки» (НЕПАД)18 и Африканского банка развития19.

Пятая группа африканских Интернет-порталов — это сайты африканских высших учебных заведений. В частности, свои страницы в Интернете имеют Институт международных отношений Камеруна20 и Университет Найроби21. К сожалению, и эти электронные ресурсы носят преимущественно описательный характер, содержат минимум контактной информации и, как ни странно, обходят стороной всю научную жизнь, умалчивая о проходящих в стенах университетов форумах, семинарах и других событиях. Внимание акцентируется исключительно на текущих учебных программах.

Проведенный анализ показывает, что «пока еще рано говорить о полноправном включении Африки в систему международного информационного обмена. Это связано и с высоким уровнем неграмотности, низким уровнем доходов населения и экономического развития государств и, как следствие, небольшой степенью распространения компьютерных технологий»22. Вероятнее всего, в ближайшее время ситуация радикально не изменится. Важно уже то, что руководители африканских государств постепенно осознают остроту и важность проблем, связанных с развитием Интернета, и готовы признать его приоритетное значение. Принятая в октябре 2001 г. Программа НЕПАД («Новое партнерство для развития Африки») содержит положения, свидетельствующие о понимании того, что современные информационно-коммуникационные технологии, существующие тенденции в их развитии и, в частности, технологическая конвергенция традиционных СМИ (от которой непосредственно зависит развитие сетевой журналистики) являются

главными факторами экономики будущего, основанной, прежде всего, на информации. В этой связи лидеры африканских государств ставят перед собой достаточно сложные задачи: снизить стоимость телекоммуникационных услуг, подключить к глобальной сети самые отдаленные и труднодоступные африканские территории. Основные надежды при этом возлагаются на Африканский Телекоммуникационный Союз23, который должен разработать модель проведения телекоммуникационных реформ и их законодательного закрепления на национальном уровне.

Африканским странам необходимо преодолеть постоянно увеличивающийся «цифровой разрыв», однако для этого недостаточно общей декларации намеченных целей, нужны конкретные программы совместно принимаемых мер по развитию информационных систем, а их до сих пор нет ни у лидеров стран, ни у Африканского Телекоммуникационного Союза. Какие конкретные шаги следует предпринять Африканскому Телекоммуникационному Союзу? Какие он должен выработать рекомендации? Что собой должна представлять реформа телекоммуникационного сектора? В тексте НЕПАД отсутствуют ответы на эти вопросы. Создается впечатление, что у лидеров африканских государств нет понимания конкретных способов решения намеченной программы, отсюда и определенная «вялость» по отношению к ее практической реализации. На наш взгляд, если государство будет и далее занимать пассивную позицию, это может привести к серьезному ослаблению роли государства в информационной сфере и, как следствие, к усилению иностранного контроля над коммуникациями Африки. В настоящее время крупнейшими поставщиками Интернет-услуг для Африки продолжают оставаться транснациональные корпорации, такие как British Telecom, France Telecom, World Communications, Sprint и Cable and Wireless. Большая часть хостинга (около 70 %) осуществляется в США24. Эти факты — очевидный показатель влияния индустриально развитых стран в африканском регионе.

США, подобно другим членам мирового сообщества, выступают с инициативными предложениями по сокращению «цифрового разрыва» между развитыми и развивающимися странами. В 1996 г. Агентство США по международному развитию утвердило программу, направленную на развитие в странах Тропической Африки современных компьютерных технологий, которая получила название «Инициатива Леланда». Согласно программе, необходимо создать в 10 африканских государствах25 «главный Интернет-шлюз и осуществить подсоединение к нему внутри каждой страны. Еще в 16 странах26 Инициатива Леланда и местные миссии Агентства по международному развитию предусматривают обеспечить доступ в Интернет ведущим учреждениям, в том числе университетам, парламентам и частным группам»27. По нашему мнению, указанная программа имеет весьма существенный недостаток, будучи чрезмерно политизированной. Казалось бы, в ее основу закладывались базовые общечеловеческие принципы всеобщего благополучия, в соответствии с которыми главной задачей должно стать распространение современных компьютерных технологий по всему африканскому континенту. На деле далеко не все африканские страны подпали под действие «Инициативы Леланда», в которой прямо утверждается: «Мы беремся работать только со странами, готовыми проводить современную, благоприятную для Интернета коммуникационную политику, основанную на низких ценах, внедрении конкуренции и свободном потоке информации»28. Нетрудно догадаться, что речь идет о тех странах, которые проводят благоприятную политику в отношении США и входят в зону американских экономических интересов.

Лидеры африканских стран, со своей стороны, относятся к большинству инициатив США достаточно осторожно, прекрасно понимая, что США руководствуются не столько

желанием помочь слаборазвитым государствам преодолеть свою технологическую отсталость, сколько стремлением стать мировым лидером, в том числе и в информационном секторе. Специалисты считают, что «Африка стала одной из мишеней проводимой Соединенными Штатами политики агрессии и экономической эксплуатации, что разработчики политики США искусственно разжигают конфликты между соседями, особенно когда речь идет о странах, проводящих независимый внешнеполитический курс, не останавливаясь при этом перед грубым вмешательством во внутренние дела африканских государств»29. В связи с этим можно предположить, что американские инициативы и предлагаемые программы на деле будут способствовать не сокращению «цифрового разрыва» между развитыми и развивающими странами, а напротив, его увеличению, поскольку преследуются, прежде всего, интересы страны-донора. Подобная политика развитых держав будет только увеличивать зависимость стран Тропической Африки от зарубежных инвесторов, препятствуя их равноправной интеграции в глобальное информационное пространство.

Проблему преодоления «цифрового разрыва» невозможно решить усилиями одного государства. Это одна из наиболее актуальных глобальных проблем человечества, которая должна решаться сообща всем международным сообществом. Однако некоторые позитивные сдвиги в этой сфере уже прослеживаются. «На глобальном уровне значительные усилия прилагаются различными органами системы ООН. Главной целью таких программ становится повышение уровня компьютерной грамотности в странах Африки, оценка применимости информационных технологий для целей развития, а также расширение доступа населения к Интернету и другим телекоммуникациям»30. Подобные меры должны привести к сокращению разрыва между «информационно богатыми» и «информационно бедными» странами, что само по себе является лишь средством для достижения конечной цели — построения глобального информационного общества.

Мировое сообщество уже достигло понимания универсального характера проблемы массовых коммуникаций и необходимости решать ее путем объединения усилий всех государств. В рамках ЮНЕСКО на рубеже тысячелетий была принята новая Программа «Информация для всех», которая определила глобальные цели информационного развития мирового сообщества в условиях интенсивного и массового внедрения информационных технологий. Предметом данной Программы является информационная политика, ориентированная на человека, развитие его потенциала, ресурсов, навыков, знаний31. В основе Программы лежит идея о том, что все люди должны быть максимально вовлечены в мировые процессы. С этой целью необходимо обеспечить всем, в том числе и людям, проживающим в развивающихся стран, одинаково свободный и эффективный доступ к информации через сеть Интернета. Однако, чтобы претворить в жизнь все эти декларации и программы, африканским государствам и развитым западным странам необходимо сообща разработать конкретные шаги по их реализации. Только в этом случае «информационный разрыв» будет преодолен или, по крайней мере, сокращен.

1 Лебедева М. М. Мировая политика: Учебник. М., 2006. С. 153.

2 Например, в Камеруне это CamNet, GcNet, SUP Telecom Interactive, AFRICANCES и New Technology Incorporation SA.

3 Дуала и Яунде в Камеруне, Дар-эс-Салам в Танзании.

4 Большинство государств Тропической Африки имеют одного-двух провайдеров на всю страну.

5 Абрамова И., Поликанов Д. Африка в век информационных технологий: возможность прорыва // Азия и Африка сегодня. М., 2001. № 8. С. 19.

6 Захарченко В. Камерун: накануне Интернета // Русский журнал. 2001. 9 декабря.

7 http://www.atu-uat.org.

8 Абрамова И., Поликанов Д. Указ. соч. С. 18.

9 См. об этом, например: ПанцеревК. А. Африка: открытая страница в Интернет // Периодическая печать на пороге электронной эры / Отв. ред. Б. Я. Мисонжников. СПб., 2000. С. 92-97.

10 См. например: Сайт Танзании ( http://www.tanzania.go.tz); сайт Кении (http://www.kenyaweb.com); сайт Сенегала (http://www.gouv.sn); сайт Камеруна (http://www.spm.gov.cm).

11 Захарченко В. Указ. соч.

12 См., например: Конголезский информационный портал ^ngoStar (http://congostar.com); сайт Интернет-провайдера CamNet (http:// www. camnet.cm); Информационный сайт республики Камерун (http://www.cameroun-online. com); новостной сайт Сенегала (http://www.homeviewsenegal.com).

13 Абрамова И., Поликанов Д. Указ. соч. С. 17.

14 http://www.messager.net.

15 http://www.iccnet.cm.nouvelexpression.

16 http://www.crtv.cm.

17 http://www.airica-union.org.

18 http://www.nepad.org.

19См., например: http://www.afdb.org.

20 http://www.iricuy2.net.

21 http://www.uonbi.ac.ke.

22 Абрамова И., Поликанов Д. Указ. соч. С. 17.

23 См. об этом более подробно: The New Partnership For Africa’s Development (NEPAD). Abuja, Nigeria. October 2001 // http://www.nepad.org.

24 Абрамова И., Поликанов Д. Указ. соч. С. 20.

25 Бенин, Гвинея, Гвинея-Бисау, Кот д’Ивуар, Мадагаскар, Малави, Мали, Мозамбик, Руанда, Эритрея.

26 Гана, Замбия, Зимбабве, ДРК, Намибия, Нигер, Нигерия, Лесото, Свазиленд, Сенегал, Танзания, Уганда, Чад, Эфиопия, ЮАР.

27Смит Л. Африка выходит на Интернет // Глобальные проблемы. Эволюция Интернета: Электронный журнал государственного департамента США. Т. 8. № 3. Ноябрь 2003. С. 12 / http://usinfo.state.gov/journals/journalr.htm.

28 Там же. С. 14.

29 Вишневский М. Л. Отношение африканских стран к политике США // США. Канада. Экономика-политика-культура. 2005. № 1. С. 35.

30 Абрамова И., Поликанов Д. Указ. соч. С. 20.

31 См. об этом: Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» // www. ifap. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.