Научная статья на тему 'Современные модели информационного общества: типологическая характеристика'

Современные модели информационного общества: типологическая характеристика Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5528
863
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / МОДЕЛИ ПОСТРОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / АФРИКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / INFORMATION / THE INFORMATION SOCIETY / THE MODELS OF THE INFORMATION SOCIETY / THE INFORMATION AND COMMUNICATION SPACE / AFRICA / THE NATIONAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Панцерев Константин Арсеньевич

В статье приводится типологический анализ современных моделей построения информационного общества: англосаксонской, континентальной, азиатской, латиноамериканской и африканской. Особое внимание автор уделяет пятой, африканской модели построения информационного общества, выделение которой, возможно, является несколько преждевременным, но, с другой стороны, без учета африканских стран приведенная классификация не будет иметь законченный вид. Разумеется, в масштабах целого континента выработка единой общеафриканской модели информационного общества представляется маловероятной. Однако отдельные регионы (Южная и Северная Африка) добились в этом направлении значительных успехов. В целом, давая общую оценку указанным концепциям, автор приходит к выводу, что в современном мире наметилась тенденция к либерализации информационно-телекоммуникационного сектора и закреплению в этой области лидирующих позиций государств англосаксонской системы. Что же касается африканских стран, то им в своем стремлении к равноправной интеграции в глобальное информационно-коммуникационное пространство надлежит разработать такую концепцию информационного общества, которая наиболее полно отражала бы культурную идентичность африканских народов и оказалась бы достаточно гибкой к происходящим в современном мире социальным изменениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Up-to-date Models of the Information Society: the typological description

The article gives the typological description of the up-to-date models of building the information society: the Anglo-Saxon model, the Continental, the Asian, the Latin American and the African ones. The author pays special attention to analyzing the African concept of modeling the information society. Probably it is rather early to distinguish the African model of the information society but it is clear enough that without taking into account the African countries this classification will be never completed. Still it seems to be unlikely to build the Pan African model of the information society. Nevertheless some African regions (especially South and North Africa) have been able to make a significant progress in the development of the information sector. In general, when giving the general appraisal of the models mentioned above, the author concludes that in the modern world there is the principal trend of the liberalization of the information and telecommunication sector and the consolidation of the leading position of the Anglo-Saxon system States. As for the African countries, striving for the equal integration into the information and communication space they should elaborate the doctrine of the information society which would represent the cultural identity of the African nations and would be flexible enough to the social changes taking place in the modern world.

Текст научной работы на тему «Современные модели информационного общества: типологическая характеристика»

МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ ВОСПРИЯТИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

УДК 008

К. А. Панцерев

современные модели информационного общества: типологическая характеристика

В современном мире, когда знание, информация и новейшие информационные технологии становятся неотъемлемым компонентом жизнедеятельности человека, приобретают товарный статус и являются важным стратегическим ресурсом, не может вызывать сомнений тот факт, что развитие национальной информационной инфраструктуры признается большей частью международного сообщества наций наиболее важной стратегической целью государства.

Понятно, таким образом, что доктрина современного глобального информационного общества должна исходить из принципа, что всем государствам, которые стремятся к равноправной интеграции в глобальное информационно-коммуникационное пространство, надлежит разработать, основываясь на своей национальной идентичности, собственную модель построения информационного общества.

Подобных национальных доктрин вхождения в глобальное информационно-коммуникационное пространство на сегодняшний день существует достаточно много. В частности, такие концепции были предложены США, Германией, Швецией, Францией, Великобританией, Австрией, Чехией, Южной Кореей, Сингапуром, Японией, Индией, Аргентиной и Чили.

С целью проведения определенной систематизации различных по своему содержанию национальных концепций информационного общества их принято подразделять на четыре основные типологические модели: англосаксонскую, континентальную, азиатскую и латиноамериканскую, осуществляя группировку по регионально-культурному принципу.

Англосаксонская модель построения информационного общества основывается на полной либерализации рынка информационных технологий. Роль государства сводится только к защите конкурентной среды. Основополагающим принципом всей идеологии построения информационного общества выступает акцент на техническое обеспечение, на создание сетей, информационных супермагистралей. Отличительной

© К. А. Панцерев, 2011

чертой данной модели является наличие гибкого законодательства, которое обеспечивает главенство личной инициативы. В странах англосаксонской системы «государство должно как можно меньше вмешиваться в процесс развития информационного общества, роль государства ограничивается созданием условий для расцвета рыночных сил» [1, с 56]. Таким образом, государству в телекоммуникационной сфере отводится весьма незначительная роль.

Надо сказать, что в информационном секторе стран континентальной Европы также наметилась общая тенденция к либерализации данного вида деятельности. Однако при этом европейские страны, и именно в этом заключается отличительная черта континентальной модели построения информационного общества, стремятся найти определенный баланс между контролем со стороны государства и рынком, пытаясь, таким образом сочетать государственные и рыночные силы, роль каждой из которых меняется во времени. Европейская модель указывает на необходимость дальнейшей либерализации информационно-телекоммуникационного сектора экономики. Однако при этом отмечается, что государство ни в коем случае не должно терять своей регулирующей функции. Именно государству, а не транснациональным корпорациям, следует определять «правила игры» на информационном рынке, предотвращать его монополизацию и, посредством развития и постоянного совершенствования системы информационного законодательства, гарантировать свободный и равный доступ всех граждан к информационным ресурсам страны.

В основе азиатской модели также лежит идея сотрудничества государства и предпринимателей. Государство участвует в принятии решений в области крупных вложений частного капитала. Кроме того, государство играет активную роль в создании материальной и социальной инфраструктуры. Следует особенно подчеркнуть, что азиатские страны основывают свою концепцию информационного общества «на отрицании западных норм, на утверждении собственных ценностных ориентаций и стремлении разработать новый подход к индустриализации и социальному развитию» [1, с 57].

Наиболее любопытен, с нашей точки зрения, индийский опыт построения информационного общества. Дело в том, что Индия отказалась от приватизации и даже от известной либерализации информационно-телекоммуникационного сектора. Уже созданные государственные телекоммуникационные предприятия, как, впрочем, и вся международная и междугородняя связь, остаются в ведении государства. Только на рынке местных услуг возможно 49% иностранного присутствия, что, с нашей точки зрения, лишний раз подтверждает стремление республики сохранить контроль над информационно-телекоммуникационным сектором экономики. При этом Индия на пути в глобальное информационное общество как никакая другая страна стремится опираться на свою богатую культуру и исторические традиции. Но такой подход, по понятным причинам, не способен решить все возникающие перед страной проблемы.

Прежде всего проблемы перенаселенности. Напомним, что общая численность населения Индии на сегодняшний день превышает 1 млрд человек. Понятно, что для проведения широкомасштабной информатизации такой густонаселенной территории потребуются колоссальные ресурсы. Большая часть индийских деревень до сих пор остаются без телефонной связи [2]. Следовательно, ключевой составляющей политики информатизации в Индии должна быть реформа всей существующей системы телекоммуникаций с тем, чтобы каждый индиец в конечном итоге получил доступ к телекоммуникационным ресурсам страны.

Надо признать, что в этой области Индия сумела добиться определенных успехов. В частности, она активно проводит и поддерживает научные разработки в сфере новейших информационных технологий. К тому же индийское правительство придает большое значение совершенствованию информационного законодательства с целью регулирования дальнейшего распространения информационно-телекоммуникационных систем в стране. Эти три составляющие политики информатизации дают Индии возможность не без оснований заявлять об известной готовности страны к интеграции в мировое информационное пространство на равноправной основе.

Наконец, в основе четвертой, латиноамериканской модели построения информационного общества лежат два принципа: приватизация, т. е. передача государственных предприятий в частные руки, и либерализация — устранение препятствий для вхождения на рынок информационно-коммуникационных технологий новых участников, которые должны составить конкуренцию монопольным производителям тех или иных видов товаров или услуг. Однако правительства развивающихся стран не имеют возможности эффективно контролировать проведение приватизации и либерализации, которые грозят перерасти в стихийный необратимый процесс. «Опыт показал, что те страны, которые пытались одновременно проводить приватизацию и либерализацию потерпели неудачу и растянули достижение этих целей во времени» [1, c. 57]. Эти страны не располагали потенциалом, который необходим для грамотного проведения процесса приватизации и либерализации. Для них, как нам представляется, более целесообразным было сохранение жесткого государственного регулирования информационного сектора при одновременном постепенном расширении конкурентной среды в этой сфере экономики. Но любая частная инициатива должна подлежать контролю со стороны государства.

Таким образом, можно констатировать, что в современном мире достаточно четко прослеживается общая тенденция к либерализации информационно-телекоммуникационного сектора. Все вышеперечисленные модели построения информационного общества отличаются, по сути, только отношением государств к данному процессу. Это обстоятельство, с нашей точки зрения, неизбежно приведет к диффузии границ между отдельными типологическими моделями, что будет свидетельствовать об окончательном закреплении лидирующих позиций в информационном секторе за странами англосаксонской системы.

Надо сказать, что для этого сложились определенные предпосылки. Во-первых, концепция информационного общества на теоретическом уровне была разработана американскими учеными (в качестве примера приведем имена таких выдающихся исследователей информационного общества, как Д. Белл и М. Кастельс). На практическом уровне именно вице-президент США А. Гор в 1993 г. предложил идею строительства информационных супермагистралей и создания «национальной и глобальной информационной инфраструктуры с целью усиления экономического развития страны» [3, c. 42]. Отметим, что идея А. Гора сегодня лежит в основе практически всех существующих национальных моделей развития информационного общества. Во-вторых, глобальная информационная сеть Интернет обязана своим появлением американским специалистам из министерства обороны. А лидирующие позиции в мире по продажам программного обеспечения занимает американская корпорация Microsoft, глава которой Бил Гейтс в 2009 г., по версии журнала “Forbes”, в очередной раз, несмотря на финансовый кризис,

был признан самым богатым человеком планеты. Понятно, что США не без основания претендуют на статус информационной сверхдержавы.

Ни континентальная Европа, ни развивающиеся страны не способны создать достойную конкуренцию США в области информационно-коммуникационного производства. На наш взгляд, изначальное представление европейских правительств о сильной роли государства в распространении информационных технологий было верным. Однако дальнейший курс на всеобщую либерализацию информационно-телекоммуникационного сектора скрывает в себе опасность полной утраты государством контроля над процессом внедрения и совершенствования современных информационно-телекоммуникационных систем, а самое главное — над содержанием распространяемой посредством новейших информационных технологий информации, тем самым ставя под угрозу информационную безопасность страны. При подобном развитии событий границы континентальной Европы окажутся открытыми для бесконтрольного потока американской информационной продукции и американских информационных технологий в ущерб национальным производителям.

Что касается общей оценки приведенной классификации, то, с нашей точки зрения, она достаточно подробна и в полной мере отражает, с одной стороны, цивилизационные особенности тех или иных регионов, стран и народов, а с другой — некоторые общемировые тенденции, наметившиеся в информационно-коммуникационной сфере. Однако и у нее есть определенные недостатки. В частности, она не учитывает страны Африки, тогда как на самом деле было бы ошибочным попросту игнорировать этот большой по территории, богатый природными ресурсами, имеющий высокую плотность населения и одновременно наименее развитый континент.

Конечно, о создании информационного общества в его западном понимании в Африке речи пока не идет, однако нельзя сказать, что африканские государства не проявляют заинтересованности в развитии на своей территории информационно-телекоммуникационного сектора. В целом можно констатировать, что Интернет как социально-культурный феномен в Африке известен. Более того, с начала нового тысячелетия информационные технологии в африканских странах совершили достаточно большой скачок в своем развитии.

Для того чтобы приведенная выше классификация имела законченный характер и учитывала в той или иной степени все регионы планеты, нам представляется необходимым выделение пятой модели построения информационного общества — африканской.

Ее ключевая особенность, с нашей точки зрения, заключается в самом отношении африканских политических лидеров к современным информационно-телекоммуникационным системам. С одной стороны, странами Африки изначально был взят курс на осуществление жесткого государственного регулирования информационно-телекоммуникационного сектора экономики. Однако, с другой стороны, во многом под давлением ведущих мировых держав, стремящихся закрепиться на африканском информационном рынке и оказывающих широкую поддержку в создании современной информационно-коммуникационной инфраструктуры в Африке, большинство африканских государств были вынуждены пойти на известную либерализацию данного сегмента.

При этом страны Африки не пытаются найти баланс между государственным регулированием и либерализацией. Скорее наоборот, мы можем предположить, что со временем информационно-телекоммуникационный сектор экономики большинства

африканских стран будет полностью открыт для западных инвесторов и взят последними под полный контроль. Это может свидетельствовать лишь о том, что у стран Африки нет четко выраженных национальных приоритетов и стратегий в развитии информационных технологий. Вместо этого они предпочитают перенимать зарубежный, прежде всего западный и отчасти азиатский, опыт построения информационного общества. Однако слепое проецирование континентальной, англосаксонской или азиатской модели без учета африканской специфики не может привести к ожидаемым положительным результатам.

Это значит, что странам Африки необходимо найти свой самобытный путь в информационное общество, который, с одной стороны, может и безусловно должен учитывать западный опыт, но с другой, африканским странам, исходя из национальных стратегических интересов, необходимо выработать собственное представление о том, каким образом и в каком объеме на их суверенной территории будут развиваться новейшие информационные технологии в целом и глобальная сеть Интернет в частности.

Понятно, что в масштабах целого континента выработка единой общеафриканской модели информационного общества представляется маловероятной. Этому препятствует целый ряд как объективных, так и субъективных обстоятельств: общий не очень высокий уровень социально-культурного и экономического развития большинства африканских государств, время от времени возникающие в Африке очаги напряженности, благодаря которым за этим регионом прочно закрепился стереотип континента перманентной напряженности и др. Однако мы с определенной долей уверенности можем утверждать, что большинство африканских стран по тем или иным причинам видят в развитии на своей территории современных информационных технологий одну из первоочередных задач социально-культурного развития.

По понятным причинам из всех африканских государств наибольших успехов в развитии информационных технологий добилась Южноафриканская республика. ЮАР на сегодняшний день обладает достаточно развитой информационно-телекоммуникационной инфраструктурой, в стране действует целый ряд Интернет-провайдеров, в числе которых выделяются M-Web и Kalahari.net. К тому же правительство ЮАР взяло курс на усиление конкуренции телекоммуникационных компаний и развитие Интернет-экономики. Основные составляющие этой новой политики — снижение тарифов и облегчение процесса лицензирования новых Интернет-провайдеров. Такие меры, по мнению правительства, должны способствовать созданию новых компьютерных сетей, появлению новых Интернет-компаний, что, в конечном итоге, должно обеспечить быстрое развитие Интернета и электронной коммерции в стране.

Определенных успехов в развитии информационных технологий добились и страны Северной Африки, среди которых лидером по распространению Интернет-технологий является Тунис, следом за ним идут Египет и Марокко.

Таким образом, нам представляется возможным выделение южноафриканской и североафриканской моделей построения информационного общества.

Что касается стран Тропической Африки, следует признать, что по уровню развития информационных технологий они существенно отстают от ЮАР и государств Северной Африки, а потому, возможно, еще рано выделять самостоятельную тропоафриканскую модель информационного общества, но определенные предпосылки ее возникновения все-таки имеются. Некоторые государства рассматриваемого региона добились значительных успехов в этом направлении. Однако в Тропической Африке как ни в каком

другом регионе континента прослеживается неравномерность в распространении информационных технологий, что в конечном итоге препятствует полноценному включению этого региона в глобальный информационный обмен.

Так, в Западной Африке лидирующие позиции в информационно-коммуникационной сфере занимают Сенегал, Гана, Камерун и Габон, а такие страны, как Гвинея и Либерия, сильно отстают. В Восточной Африке наибольшее распространение Интернет получил в Кении и Уганде, а также в Танзании и Эфиопии. Самым же слаборазвитым субрегионом является Центральная Африка, государства которой (Чад, Центральноафриканская Республика) существенно отстают по уровню развития информационных систем [4].

В целом сложившаяся ситуация представляется достаточно закономерной. «Столь примечательное географическое распределение Интернет-населения с его концентрацией на юге и на севере Африки объясняется, прежде всего, более развитой инфраструктурой в этих регионах и более высоким уровнем экономического развития, а следовательно, и доходов граждан» [5, с. 16].

Что же касается государств Центральной Африки, то они, с одной стороны, не имеют выхода к морю, а с другой — граничат с пустыней Сахара. Иными словами, данные страны расположены в крайне неблагоприятной с экологической точки зрения природно-климатической зоне, на опустыненных территориях, для которых характерны длительные засухи, что существенно затрудняет производство сельскохозяйственной продукции, которая продолжает оставаться основной статьей экспорта большинства африканских государств [6].

Последнее обстоятельство, с нашей точки зрения, убедительно свидетельствует о том, что к интеграции в глобальное информационно-коммуникационное пространство на сегодняшний день готовы только ЮАР и отчасти страны Северной Африки. Что же касается даже наиболее развитых государств Тропической Африки, то, на наш взгляд, основное препятствие на пути к построению в них информационного общества — отсутствие четкого представления о том, каким в конечном итоге это общество должно быть.

С нашей точки зрения очевидно, что странам Тропической Африки не следует стремиться к построению информационного общества по зарубежному образцу. Многолетний печальный опыт показал несостоятельность концепции «догоняющего развития» и сменившей ее «структурной перестройки экономик африканских стран» [7, с 39]. Напротив, африканским государствам следует привнести в концепцию информационного общества свои национальные особенности, основываясь на собственных культурных ценностях и представлениях.

Не учитывать национальную и культурную самобытность африканских народов было бы ошибочным, что лишний раз свидетельствовало бы о том, что Африка практически полностью отстранена от участия в мировых информационно-коммуникационных процессах. Любая модель информационного общества должна непременно основываться на определенных культурных и национальных особенностях.

Таким образом, можно утверждать, что решающее влияние на величину спроса на информационно-телекоммуникационные технологии оказывают прежде всего культурные факторы национального и регионального характера, продиктованные культурной идентичностью проживающих на территории африканского континента народов. В связи с этим представляется очевидным, что в случае, если страны Африки претендуют на создание уникальной доктрины информационного общества, отличной от западных аналогов, им надлежит в первую очередь учитывать свои национальные

и культурные особенности. Связано это с тем, что каждая страна имеет свои особенности использования частот, свои модели адаптации новых информационных технологий, свою культуру организации и культуру управления, свою культуру труда, свои нормы восприятия и использования информации [1, с. 54]. Все перечисленные факторы формируют национальную идентичность государства и, безусловно, должны быть учтены при выработке национальной концепции построения информационного общества. В африканских государствах эта задача может оказаться достаточно сложной, поскольку большинство стран Тропической Африки — государства многонациональные, населенные огромным количеством этносов и народностей, каждая из которых имеет собственную культурную идентичность и свое представление о характере формирующегося информационного пространства, в необходимости которого убеждены далеко не все члены африканского общества. Отметим, что последнее обстоятельство стало известным препятствием на пути выработки национальных моделей информационного общества, что в очередной раз свидетельствует об отсутствии в странах Африки национального единства.

Достижение подобного единства, с нашей точки зрения, возможно только в случае появления в Африке харизматических политических лидеров нового «информационного» поколения, способных в конечном итоге объединить проживающие в Африке различные по своим представлениям и менталитету племена и народы вокруг общей идеи — построения информационного общества и равноправной интеграции в мировое информационно-коммуникационное пространство. Только в этом случае сохраняется надежда выработки в странах Африки такой концепции информационного общества, которая наиболее полно отражала бы культурную идентичность африканских народов и оказалась бы достаточно гибкой по отношению к происходящим в современном мире социальным изменениям.

Литература

1. Вершинская О. Н. Существующие Модели построения информационного общества // Информационное общество. 1999. № 3. C. 53-58.

2. World Bank [официальный сайт]. URL: http://www.worldbank.org.in (дата обращения: 10.02.2011).

3. Чернов А. А. Основные историко-теоретические этапы развития концепций глобального информационного общества // Информация. Дипломатия. Психология / Отв. ред. Ю. Б. Кашлев. М.: Известия, 2002. С. 31-50.

4. Jensen M. African Internet Status [электронный ресурс] // The African Internet and Telecom Summit, Banjul, the Gambia, 5-9 June 2000. URL: http://www.itu.int/africainternet2000/Documents/ doc9_e.htm (дата обращения: 10.02.2011).

5. Абрамова И., Поликанов Д. Африка в век информационных технологий: возможность прорыва // Азия и Африка сегодня. 2001. № 8. С. 15-21.

6. Галунина И. А., Фитуни Л. Л., Шаталов С. И. Тридцать лет спустя. Кризис развития и структурные преобразования в Африке. М.: Наука, 1992. 148 с.

7. Лебедева Э. Плюсы и минусы модернизации // Азия и Африка сегодня. 1999. № 9. С. 38-42.

Статья поступила в редакцию 23 сентября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.