УДК 378.14.014.13, 378.14.014.13
О. В. Краснова, А. А. Краснов
РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ВУЗЕ: ШЕСТИУРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ
Аннотация. В статье представлен пример приложения структурно-динамической теории развития систем педагогических взаимодействий к задаче формирования информационно-технологической компетентности студентов в вузе на примере одного из направлений. Теория на основе структурнодинамических характеристик позволяет структурировать процесс, выделяя шесть качественных уровней сформированности компетентности. Процесс обучения выстраивается как пять межуровневых переходов, в которых структурные характеристики исходного и актуального уровней позволяют точно определить целе-содержательные и деятельностные параметры взаимодействий преподавателя со студентами.
Ключевые слова: информационные технологии, информационно-технологическая компетентность, структурно-динамический подход, уровни, этапы.
Владение информационными технологиями сегодня включено в компетентностью профили практически всех направлений образования. Преподавание связанных с информационными технологиями дисциплин не претерпело значительных изменений в связи с компетентностной парадигмой. Их роль осознана уже давно, и соответствующие компетенции формируются через содержание минимум двух учебных курсов «Информатика» и «Информационные технологии (или системы) в профессии (указывают конкретно - экономика, управление и пр.)». Часто представлен также курс «Компьютерные технологии в профессиональной деятельности». Для обеспечения преемственности, разумной последовательности и доступности путь освоения студентами информационнотехнологических компетенций целесообразно обозревать целостно. Мы рассмотрели его, используя аппарат структурно-динамической теории функционирования и развития систем педагогических взаимодействий [1; 2]. Данная теория на основе структурнодинамических характеристик позволяет структурировать процесс, выделив шесть качественных уровней сформированности компетентности. Процесс обучения выстраивается как пять межуровневых переходов, в которых структурные характеристики исходного и актуального уровней позволяют точно определить целе-содержательные и деятельностные параметры взаимодействий преподавателя со студентами. С одной стороны, это можно использовать для уточнения меры требований к студентам и степени их самостоятельности на разных этапах процесса, с другой - применять качественные характеристики уровней для оценивания результатов обучения.
Покажем кратко применение модели и его результат в виде характеристики уровней и содержания этапов процесса.
Дисциплины «Информатика», «Информационные системы в экономике (управлении)», «Компьютерные технологии в профессиональной деятельности» носят практикоориентированный характер, имеют связи преемственности и реализуют разные уровни задач обучения специалиста в целостной системе его информационно-технологической компетентности (мы проводили основной формирующий эксперимент со студентами
специальностей «Мировая экономика», «Менеджмент организации», 2003-2008 гг., ПГУ, МНЭПУ, наш опыт актуален сегодня не в меньшей степени).
Основные задачи общеобразовательного курса «Информатика» (два семестра по 20-34 ч аудиторных занятий) - повторение и знакомство с основными универсальными приложениями, необходимыми для использования в учебной, бытовой и профессиональной деятельности любого специалиста (MS Word, MS Publisher, MS Power Point, введение в MS Excel).
Основные задачи курса «Информационные системы в экономике» (три семестра по 18-34 ч аудиторных занятий) - знакомство с теорией и практикой создания и применения информационных систем для автоматизации процессов во всевозможных профессиональных задачах, в том числе в экономике и управлении (ИСЭ), с основными требованиями к ИСЭ, с особенностями имеющихся ИСЭ, в том числе недостатками; обучение пользователя работе с распространенным в настоящее время на практике продуктом 1С: Предприятие (Бухгалтерия и налоги; зарплата и кадры), формирование представления о роли специалиста (экономиста, менеджера) в создании профессионально ориентированных информационных продуктов.
Задачи курса «Компьютерные технологии в профессиональной деятельности» (два семестра по 18-34 ч аудиторных занятий, курсовое проектирование) - освоение профессионально полезных инструментальных компьютерных технологий (математические расчеты, задачи оптимизации и моделирование в MS Excel, создание программных модулей для автоматизации решения конкретных профессиональных задач, организация рабочего места специалиста - информационно-технологический инструментарий), знакомство с основными представлениями об информационной безопасности профессиональной деятельности.
Таким образом, задачи эволюционируют от знакомства с тривиальными общеизвестными приложениями, через простые пользовательские навыки в профессионально ориентированном продукте к самостоятельному созданию и творческому решению профессиональных задач на основе свободного и уверенного владения комплексом инструментальных средств.
Задачи каждого курса и каждой отдельной темы могут быть структурированы в соответствии с шестиуровневой моделью. Здесь покажем магистральную линию развития информационно-технологической компетентности специалиста-менеджера на протяжении обучения в вузе, структурированную в соответствии с шестиуровневой моделью.
Уровень I - начало обучения по курсу «Информатика» (в школе, вузе), эпизодические бытовые представления об информатике и информационных технологиях.
Уровень II - кризис интеграции: проблема рассогласования индивидуальных возможностей студента с темпом и языком объяснения нового материала, формами контроля и требованиями преподавателя, необходимость запоминания многочисленных незнакомых терминов, производных от иноязычных слов, запоминания расположения меню и кнопок (это уже становится редкостью); у гуманитариев (экономистов, менеджеров) нередкими на этом уровне являются также «страх перед сложной машиной» и предметом, которого «не было у нас в деревне», тревожность, вызванная негативным опытом изучения информатики (в школе - бывает, к сожалению!).
Уровень III - на уровне действий по образцу усвоены тривиальные операции: студент способен создать, редактировать и сохранить в заданном месте текстовый документ, осуществить поиск и запуск приложений, обращение к каталогам и файлам, перенос, копирование, удаление файлов и папок, архивировать и извлекать из архивов документы,
настраивать параметры страницы, абзаца, размер и тип шрифтов, менять направление текста, вставлять стандартные символы, задавать тип границ и заливки ячеек таблиц, объединять и разбивать (где можно) ячейки таблиц, создавать рисунки и схемы группировкой стандартных графических объектов, внедрять разными способами рисунки и создаваемые формулы в текст (настраивать положение объекта), выбирать оформление и разметку слайда (MS Power Point), добавлять текст, фото- и видеообъекты в слайды, задавать тип смены слайдов и анимации объектов; создавать на базе шаблонов и без них открытки, уведомления, приглашения и т.п.; студент освоил простые функции базы 1С: Предприятие - заполнение данными, обращение к данным, формирование и вывод на печать документов и отчетов, запомнил коды плана счетов, умеет настроить параметры системы, включая разграничение доступа лиц к просмотру и редактированию базы и т.п. Зачет (достаточный по образовательным стандартам уровень) по курсу «Информатика», начало обучения и зачет (достаточный по образовательным стандартам уровень) по курсу «Информационные системы в экономике».
Уровень IV - уровень реальных практически значимых задач профессиональной аналитики, вычисления, моделирования, структурирования и хранения данных, подготовки типовых и полнотекстовых документов к публикации: в MS Word и MS Excel студент умеет автоматизировать создание полноценного текстового издательского или профессионального продукта, включая оглавления и алфавитные указатели, создавать документы слияния разными способами, выполнять математические расчеты любой сложности (уточнение корней уравнений и систем до заданной точности), строить графические модели функциональных зависимостей, диаграммы структуры и динамики процессов, использовать сложные комбинации вложений функций, создавать автоматизированные объекты, например автоматизированную ведомость по начислению заработной платы сотрудникам или автоматизированный журнал учета работы студентов с необходимой аналитикой, извлекать необходимые данные по заданным признакам из базы (фильтровать базу в MS Excel), решать типовые задачи оптимизации, ориентироваться в способах отражения тех или иных условий задачи в компьютерной процедуре решения; студент способен производить уточнение корней нелинейных уравнений и систем до любой заданной точности с отражением процесса на графике, создавать автоматизированные листы для решения профессиональных задач, организовать функциональное рабочее место специалиста своей профессии (комплекс инструментальных и специализированных средств); начало обучения и зачет (достаточный по образовательным стандартам уровень) по курсу «Компьютерные технологии в профессиональной деятельности».
Уровень V - «шире профессии», задачи - не из стандартных и обязательных -ставятся и выполняются с удовольствием, на основе интереса и желания повысить свою компетентность в предмете и получить удовлетворение от процесса и результатов. Примеры деятельности: моделирование и решение нетиповых оптимизационных задач, владение функциями работы с массивами данных и осуществление с их помощью решения систем линейных уравнений в моделировании экономических или других процессов, проектирование оригинальных баз данных (в MS Access) вплоть до внедрения их в реальную работу фирмы или применения в быту (например, систематизация домашней видеотеки), начало изучения программирования, способность создавать несложные программные модули профессионального и непрофессионального назначения в сотрудничестве с преподавателем и коллегами (областей меньше, разрешается их свободный выбор, но их сложность, практическая значимость и затраты времени на освоение - выше).
Уровень VI - свободное творческое владение предметом, самодостаточность, автономность, способность самостоятельно выбирать, осваивать и практически оценивать новые продукты, способность поделиться опытом с другими.
Этот процесс представлен структурированно в табл. 1.
Таблица 1
Развитие информационно-технологической компетентности специалиста-менеджера
в процессе обучения в вузе
Этап развития Деятельность преподавателя Деятельность студента
1 2 3
I—>II ориентационный Работа, направленная на диагностику уровней развития студентов в сфере информационных технологий и формирование у них мотивации достижений в этой сфере, управление вниманием и контроль доступности изложения для каждого отдельного студента (как правило, 10 компьютеров, за каждым -1-3 человека). Ознакомительные вводные беседы. Новые термины и названия функций с примерами реализации -в электронном виде и под запись. Практический показ. Организация систематического повторения Установка на запоминание и повторение. Изучение-запоминание названий функций и меню, путей выбора необходимых опций, простейших возможностей редактирования документов
й ы н н 0 и ц а н в а « а 1 I I — I I Практическая повторяющаяся демонстрация способов действий. Форма учебной деятельности студентов - бригадная в выполнении аудиторных и внеаудиторных заданий. Требование составления бригадных отчетов по лабораторным работам с пошаговым описанием операций со зегееп-образами с экрана. Контроль индивидуальный в четыре шага: 1) оценка качества произведенного продукта (буклета, презентации, бланка, др.); 2) изучение отчета бригады о процессе выполнения задания, если есть существенные ошибки -требование доработать отчет; з) индивидуальное собеседование по отчету, контроль идентификации (достижений предыдущего этапа); 4) контроль воспроизведения (именно воспроизведение входит в задачи данного этапа) стандартных способов действий, при этом на экране - выполненная работа в электронном виде, преподаватель может нарушить в ней тот или иной компонент для того, чтобы убедиться, что студент способен самостоятельно восстановить разрушенное, или предлагает студенту простые задания, аналогичные тем, которые были в лабораторной Установка на упражнения, оттачивание умений до автоматизма. Изучение-запоминание и формирование навыков путем выполнения тривиальных операций, записи и многочисленных повторений отдельных упражнений. Тренинг и применение сформированных тривиальных операций в выполнении целостных заданий оформительского характера и применение типовых функций (оформление резюме, создание рекламных и информационных буклетов, презентаций, таблиц, графических объектов, формул в MS Equation, размещение их в текстовых документах, вычисления посредством формул и стандартных функций в MS Excel, автозаполнение, функции типа «дата/время», сортировка, итоги, автофильтры; основные операции в 1С: Предприятие - без программирования)
Продолжение табл. 1
з
В
В
Я
я
м
В
Ч
«
В
о
в
я
X
с
!в
н
п
Постановка задач в структурированном виде. Четкое определение параметров оценки требуемого результата и процесса. Структурированное объяснение способа(-ов) решения класса задач в форме лекции (беседы, демонстрации) и/или в форме инструкции или методических указаний с примерами и вариантами заданий, представляемых студентам в электронном виде для самостоятельного освоения и выполнения. Формирование представлений о сфере практического применения ме-тода(-ов). Указание на возможные исключения и другие «подводные камни». Формирование понимания и умения по каждому классу задач и постепенное наращивание системных представлений у учащихся о практическом применении информационных технологий и систем в профессиональных задачах. Организация и контроль ориентации студентов в сложных алгоритмах действий, их способности получения посредством применения информационных технологий требуемого результата в заданных пределах затрат времени. Организация взаимоконтроля студентами их уровня готовности к применению информационных технологий и систем в профессиональной и учебной деятельности. Проведение итогового контроля (контрольных работ) и деловых игр
Установка: ориентация на результат в реальных практических задачах, практика - показатель обученности, самоконтроль. Выполнение цельных лабораторных заданий с реальными практически полезными результатами (автоматизированное создание алфавитных указателей и оглавлений, слияние документов, два вида ссылок, построение графиков функций и поверхностей, условное форматирование, расширенный фильтр, логические, статистические, текстовые функции в создании автоматизированных аналитических и учетных таблиц, автоматизация быстрого поиска и выбора по электронным прайс-листам, циклические ссылки для исследования итерационных процессов). Необходимо практиковаться в комбинировании освоенных умений и функций в выполнении приближенных к профессиональным ситуациям задач: заполнение и редактирование базы данных (кадры по отделам, номенклатура изделий, движение товара на складе), поиск информации по базе, автоматизированное формирование и вывод финансовых и налоговых документов. Применение умений и навыков в курсовом проектировании и учебно-научной работе по другим предметам, в практике по профессии
=В
3
в
в
о
в
я
я
м
в
§
в
н
с
о
к*
Программа минимум реализована. Мотивационные действия со стороны преподавателя: для того, чтобы студент сам захотел развиваться дальше в предмете, необходимы ситуации констатации, в том числе публичной, его успехов и потенциала, расширения круга возможностей, которые он может обрести в случае продолжения учения. Организация условий и атмосферы творческого сотрудничества и обмена идеями и опытом. Освещение возможных направлений дальнейшего совершенствования студентов в сфере профессионально ориентированных информационных технологий. Постановка проблемных вопросов с указанием информационных источников и без него. Стимулирование и поощрение исследовательской работы студентов и их участия в создании электронных продуктов и процедур для учеб-
Установка на расширение своих возможностей в сфере информационных технологий: двигаемся от «готовых» типовых функций к гибкому вариативному использованию и самостоятельному созданию электронных продуктов в профессиональных и научно-исследовательских задачах. Наращивание специализированных предметных знаний, стремление к системному взгляду на возможности информационных технологий. Задачи и функции для освоения: финансовые функции, подбор параметра, создание макросов, моделирование с применением уравнений и систем линейных и нелинейных уравнений, поиск корней различными методами в MS Excel, решение типовых и произвольных задач оптимизации, автоматизация решения профессиональных задач -создание программных модулей и про-
1
2
Окончание табл. і
1 2 3
й ы н н о и ц а з в § ти п о V t IV ного процесса по другим предметам. Помощь студентам в поиске ошибок, если таковая понадобится. Эта работа, как правило, ведется, с «продвинутыми» студентами, быстро освоившими основной курс, в то время как остальная часть группы еще занимается «азами», поэтому у «продвинутых» есть время на реализацию задач за пределами программного минимума ектирование профессиональных баз данных. Примеры: автоматизация учета и оплаты электроэнергии, продажи авиа- и железнодорожных билетов, видеопроката, договоров рассрочки оплаты за производство мебели, автоматизированных баз данных «Склад», «Столовая» и др. со всеми составляющими (информация о поставщиках, продуктах, товарах, меню, сменах сотрудников и т.д.); оптимизация плана выпуска продукции предприятия, распределения средств на рекламу, распределения сотрудников для проведения аудита на различных предприятиях, оптимизация маршрута - эти задачи решаются в MS Excel и VBA, MS Arcess и др.
и и ц а з и м о н о н и а п а эт VI t V Внешнее наблюдение, констатация успехов студента, консультации по обращению студента. Обмен новостями в сфере развития информационных технологий Установка на расширение контекста: от прагматических профессиональных к творческим задачам по интересам. Программирование для профессии и сферы интересов (связь программных модулей с ячейками электронных таблиц: автоматизация заполнения и изменение содержимого, вычисления и сохранение результатов, формирование запросов для обращения к содержимому ячеек), а также ради тренировки алгоритмического мышления и получения удовлетворения от процесса (вычисление сумм числовых рядов, инвертирование последовательностей символов, задачи сортировки двумерных и многомерных массивов, выбора элементов по заданным признакам, исследования и построения числовых последовательностей с заданными условиями, поворота двумерного массива и др.). Возможно создание оригинальных электронных продуктов (это уже деятельность не по специальности)
VI ^ переход к новой системе дидактических взаимодействий Рефлексия опыта педагогического взаимодействия, ретроспективный анализ ошибок и достижений, усовершенствование программы и методов Автономное существование со сформированными знаниями, умениями и опытом их творческого применения. Использование перечисленного в профессиональной и научно-исследовательской деятельности. Практика самостоятельного освоения новых продуктов, появляющихся на рынке информационных технологий, или новых функций известных продуктов - в случае профессиональной необходимости или независимого интереса. Передача опыта применения и освоения информационных продуктов другим
Как видно, модель позволяет реализовать характерную асимметрию в процессе педагогических взаимодействий: состав задач преподавателя значителен на начальных этапах и уменьшается по мере продвижения к высшим, деятельность студентов, напротив, набирает меру субъектности, осознанности, ответственности и самостоятельности.
В формирующем эксперименте по развитию информационно-технологической компетентности мы не только структурировали вышеописанным способом процесс, но и раскрывали его сущность студентам. Участвовали учащиеся государственного и коммерческого вузов; слушатели ФПК и ФДО из экспериментальной работы были исключены в связи с ограниченностью программ и большими перерывами в обучении. Структуры распределения контрольных и экспериментальных групп внутри вузов в нулевых замерах практически не имели значимых различий (I - 0,01 %, II - 92,65 %, III - 7,32 %, IV - 0,02 %, VI - о %). Информирование студентов о механизме развития проводилось двумя способами: 1 - объяснялись качественные особенности уровней и задачи переходов без сообщения о структурно-динамической основе, 2 - давалось полное объяснение, включающее основу. В экспериментальных группах наблюдалась более быстрая динамика структур, и итоговые структуры (распределение студентов по достигнутым итоговым уровням) - с превышением количества студентов по сравнению с контрольными группами на IV (58,4 %) и V (23,2 %) уровнях и минимизацией на III (18,4 % - с учетом «слабых» студентов-договорников), что свидетельствует о повышении качества результатов и процесса обучения. Существенность сдвига структуры в результате формирующей работы подтверждена методом Джонкира (Б - критерий тенденций - рассчитывался для каждых шести замеров в группах по 10 единиц, сформированных в начале эксперимента случайным образом, так как нет таблиц для с > 6 и п > 10), существенность различий между экспериментальными и контрольными группами - методом Розенбаума (^-критерий применялся для сравнения затрат времени, количества единиц каждого уровня в экспериментальных и контрольных группах, функциональных характеристик - в последнем случае ярко проявляется существенность качественных различий между единицами, отнесенными к разным уровням). Вариант осведомления студентов о структурнодинамической основе механизма показал непредвиденный эффект: часть (не более 10 %) студентов, осознав трансдисциплинарность механизма и модели, стала ориентироваться на него в учебной работе по информатике и другим предметам. Так, на этапах оптимизации и автономизации эти студенты рассматривали шестиступенчато процесс создания ими программных модулей - от ориентации в проблеме при помощи преподавателей до самостоятельной отладки и дизайна готового продукта.
Таким образом, наш эксперимент по применению аппарата структурно-динамической теории функционирования и развития систем педагогических взаимодействий для оптимизации процесса формирования информационно-технологической компетентности удался, математико-статистический анализ подтвердил это. Этот опыт, с одной стороны, дает жизнь конкретному подходу педагогически целесообразного структурирования процесса обучения, задач и требований к студентам, деятельности преподавателей с учетом межпредметности содержания компетенций, с другой - показывает жизнеспособность и практическую значимость теории, аппарат которой применен, что и требовалось.
Список литературы
1. Володина, О. А. Основы и примеры приложений теории развития систем педагогических взаимодействий / О. А. Володина, А. В. Краснов, О. В. Краснова // Современные образовательные технологии: психология и педагогика : моногр. / Л. В. Абдульманова [и др.] ; под общ. ред. Е. В. Коротаевой, С. С. Чернова. - Новосибирск : ЦРНС - Изд-во «СИБПРИНТ», 2008. - Кн. 2. -С. 12-73.
2. Краснова, О. В. Проблема поиска единого механизма функционирования и развития систем педагогических взаимодействий: опыт структурно-динамического исследования / О. В. Краснова // Образование и наука. - 2009. - № 11 (68). - С. 123-139.
Краснова Оксана Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии профессионального обучения,
Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]
Krasnova Oksana Viktorovna
candidate of pedagogical sciences, associate professor, sub-department of pedagogics and psychologics of professional education, Penza State University
Краснов Андрей Андреевич
студент,
Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]
Krasnov Andrej Andreevich
student,
Penza State University
УДК 378.14.014.13, 378.14.014.13 Краснова, О. В.
Развитие информационно-технологической компетентности в вузе: шестиуровневая модель /
О. В. Краснова, А. А. Краснов // Вестник Пензенского государственного университета. - 2013. - № 1. - С. 14-21.