Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБМЕН ОПЫТОМ ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ СВЯЗИ С ВУЗАМИ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И РАЗВИТИЮ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБМЕН ОПЫТОМ ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ СВЯЗИ С ВУЗАМИ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И РАЗВИТИЮ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ / СРЕДА РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ / КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА / INFORMATION AND EDUCATION ENVIRONMENT / ELECTRONIC LIBRARY SYSTEM / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / ELECTRONIC READING ROOM / DEVELOPMENT ENVIRONMENT OF ELECTRONIC TEXTBOOKS / CONTROL OF ASSIMILATION OF A TRAINING MATERIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ишимов Сергей Леонидович, Ренсков Андрей Анатольевич, Чирушкин Константин Анатольевич

В статье на примере Военной академии связи рассматриваются вопросы создания и развития информационно-образовательной среды в военном вузе Министерства обороны Российской Федерации, приводится ее типовая структура, состоящая из взаимоувязанных элементов. Авторами сделан акцент на электронной библиотечной системе, занимающей центральное место в информационно-образовательной среде Военной академии связи, а также других элементах, определяющих ведомственную принадлежность военного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ишимов Сергей Леонидович, Ренсков Андрей Анатольевич, Чирушкин Константин Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION AND DEVELOPMENT OF THE INFORMATION AND EDUCATION ENVIRONMENT EXCHANGE OF EXPERIENCE OF MILITARY ACADEMY OF COMMUNICATION WITH HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF DEFENCE OF THE RUSSIAN FEDERATION ON CREATION AND DEVELOPMENT OF THE INFORMATION AND EDUCATION ENVIRONMENT

In article on the example of Military academy of communication questions of creation and development of the information and education environment are considered in military higher education institution of the Ministry of Defence of the Russian Federation, its standard structure consisting of interconnected elements is given. Authors placed emphasis on the electronic library system taking the central place in the information and education environment of Military academy of communication, and also other elements defining departmental accessory of military higher education institution.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБМЕН ОПЫТОМ ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ СВЯЗИ С ВУЗАМИ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И РАЗВИТИЮ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

СЛ. ишимов,

A.A. РЕНСКОВ, К.А. ЧИРУШКИН

S.L. ISHIMOV, A.A. RENSKOV, К.А. CHIRUSHKIN

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

DEVELOPMENT OF THE INFORMATION AND EDUCATION ENVIRONMENT

ОБМЕН ОПЫТОМ ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ СВЯЗИ С ВУЗАМИ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И РАЗВИТИЮ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

EXCHANGE OF EXPERIENCE OF MILITARY ACADEMY OF COMMUNICATION WITH HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF DEFENCE OF THE RUSSIAN FEDERATION ON CREATION AND DEVELOPMENT OF THE INFORMATION AND EDUCATION ENVIRONMENT

Сведения об авторах: Ишимов Сергей Леонидович - заместитель начальника Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного по учебной и научной работе, генерал-майор, кандидат военных наук, доцент (г. Санкт-Петербург);

Ренсков Андрей Анатольевич - начальник кафедры автоматизированных систем специального назначения Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного, полковник, кандидат технических наук, доцент (г. Санкт-Петербург);

Чирушкин Константин Анатольевич - старший преподаватель кафедры автоматизированных систем специального назначения Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного, подполковник, кандидат технических наук (г. Санкт-Петербург).

Аннотация. В статье на примере Военной академии связи рассматриваются вопросы создания и развития информационно-образовательной среды в военном вузе Министерства обороны Российской Федерации, приводится ее типовая структура, состоящая из взаимоувязанных элементов. Авторами сделан акцент на электронной библиотечной системе, занимающей центральное место в информационно-образовательной среде Военной академии связи, а также других элементах, определяющих ведомственную принадлежность военного вуза.

Ключевые слова: информационно-образовательная среда, электронная библиотечная система, электронные образовательные ресурсы, электронный читальный зал, среда разработки электронных учебников, контроль усвоения учебного материала.

Information about the authors: Sergey Ishimov - is the deputy chief of Military academy of communication of Marshall of the Soviet Union of S.M. Budenny on educational and scientific work, the major general, the candidate of military sciences, the associate professor (St. Petersburg);

Andrey Renskov - is the chief of department of the automated systems of a special purpose of Military academy of communication of Marshall of the Soviet Union of S.M. Budenny, the colonel, Candidate of Technical Sciences, the associate professor (St. Petersburg);

v 9 fh

/ИОДЙ I

11J

ш

Konstantin Chirushkin - is the senior teacher of department of the automated systems of a special purpose of Military academy of communication of Marshall of the Soviet Union of S.M. Budenny, the lieutenant colonel, Candidate of Technical Sciences (St. Petersburg).

Summary. In article on the example of Military academy of communication questions of creation and development of the information and education environment are considered in military higher education institution of the Ministry of Defence of the Russian Federation, its standard structure consisting of interconnected elements is given. Authors placed emphasis on the electronic library system taking the central place in the information and education environment of Military academy of communication, and also other elements defining departmental accessory of military higher education institution.

Keywords: information and education environment, electronic library system, electronic educational resources, electronic reading room, development environment of electronic textbooks, control of assimilation of a training material.

В последние годы вопросам создания и развития информационно-образовательной среды (ИОС) в России уделяется много внимания.

В своем послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации отметил, что важнейшим условием на пути к принципиально новому качеству образования является современная ИОС, активно развивающаяся в настоящее время как в гражданских, так и в военных вузах страны.

По поручению Министра обороны Российской Федерации создан и в настоящее время успешно реализуется приоритетный инновационный проект - Создание

и внедрение автоматизированных систем военного образования - «Электронный вуз». В ходе работы над практической его реализацией для вузов высшего военного образования разработаны и успешно применяются:

- единый стандарт электронного учебника;

- требования к ИОС высших образовательных организаций МО РФ;

- паспорт ИОС высших образовательных организаций МО РФ.

Данные документы позволили обеспечить планомерный переход от традиционной к инновационной ИОС в вузах высшего военного образования, определить приоритетные цели ее создания и развития.

Концепция создания и развития ИОС прежде всего предусматривает качественное информационное обеспечение обучаемых, военного и гражданского преподавательского состава, а также управления вуза. Не случайно ИОС организуется на принципах доступности информационных ресурсов, модульности, масштабируемости, адаптивности, однократности введения информации, интегрируемости. Отличием от традиционной ИОС вуза является обеспечение обучаемых постоянным доступом к образовательным ресурсам.

Для достижения цели функционирования ИОС как единой системы в Военной академии

Сжтгвш

КИ||*1|Щ.1ЦНО»ПМ\

ресурсов

Скстгмд (

oGpiiminufjQ.iBik

диггельиогш ВВУНя

DfiecipniitUB pcgypcu

Эли* ipOIIIKV Gut*Iii I li*ietf W № W mi 0(Ю езгнапи

Cniim к персти JlliC Ii ВУЗ» it сети «Нтврдаг»

1—

_t£J

M'SVfrH проверки ш nuiwifppaigf» 0{К) tui мши л

Ли'ошн вдШщл

II Iiplt№l№l!K*

•«on рдаиш учвбицов _frnredSi.fi)_

atpicuMu «Aßujypiteicr»

ITuJ^ltÜtuMU тк>рма»мй ofy'ifiai*

И ДИШШв(ИО№1ЫЯ

_ДИШСМРГИЙ_

С'МИПЫИН »tim'ifl.ll'liUMiil

дщсилнвдтН

('« ТГМД ППУСГДНСРКвН

дппт.ш.Нкк iK ВВУЪ

riiwwnaci

t0ti0litpO№ltl$!S II tuiitfuRi liosea^iroaiti jprrajjuwctt»

IblflPlliElUliCJ J'L CI

С'жкш кос пи m ten идам piiioiw

()|>|;111№;1ЦНМШ10- (*МГ1Т№Е1 ('Hrrc&tu шуши-

ТР Х ItH'ITCMH ос НОШ Р £1 КМ* ДР ЙСТТ1NH С KfC /ГДР l-.l IP Л1.С ко н

ИОС ааймйвж деятслыпето

t'licraKi ifHWIlSIlL ipiqiofciHHi

)(OpJHSl I liiiu-1 ф.ию*йе

u£titi|1U*M3 III«

Г1о№№1сМ;1 >llfiiü Пенна iCCI^ltOW. ¡«41 IHM I I

ЩЦММОДОГСНИ! с

Пол? I Gto Mit мпнмодйГш»11< с иргшеши л сшито У1фям<тм

Поде I EiC №1

I [иди № нема мипроля и NMHmuflltlim lUyilK* ЩЁПйДОВЛЮПШаШ ДШМВПЫЮСПЕ

Схема. Структура информационно-образовательной среды академии

связи развернута инфокомму-никационная система в составе центра обработки данных (ЦОД), локальных вычислительных сетей (сетей передачи данных - СПД) открытого, закрытого (ЗС) и конфиденциального сегментов военных городков академии, серверных, коммутационного и мультимедийного оборудования учебных аудиторий.

Инфокоммуникационная система обеспечивает связность всех объектов военных городков академии, категорий пользователей из учебных аудиторий и служебных помещений к информационным и вычислительным ресурсам ЦОД. Также поддерживает все виды современных услуг пакетной передачи данных (передача голоса, видео, файлов и др.). ЦОД предоставляет вычислительные ресурсы и обеспечивает хранение данных в интересах образовательной, научной и повседневной деятельности академии, позволяет обеспечить широкий спектр информационных услуг.

Условно структуру ИОС академии можно представить в виде следующих элементов (см. схему): - система информационных ресурсов;

- система организации образовательной деятельности военного вуза;

- система повседневной деятельности военного вуза;

- организационно-техническая основа ИОС;

- система взаимодействия с войсками;

- система научно-исследовательской деятельности.

Создание и развитие ИОС в академии регламентировано руководящими документами.

Одними из важнейших элементов ИОС академии являются системы информационных ресурсов и организации образовательной и научно-исследовательской деятельности. Рассмотрим элементы данных систем более подробно на примере их реализации в академии.

Центральное место занимает электронная библиотечная система (ЭБС) академии (см. рис.).

ЭБС - это совокупность электронных библиотек. В ее состав входят: ЭБ МО РФ; ЭБ академии; внешние ЭБ.

Важнейшим компонентом ЭБС являются электронные образовательные ресурсы, внедрение которых требует концентрации

ресурсов в едином месте - ЭБ. ЭБС академии обеспечена доступом к ЭБ МО РФ, а через защищенную точку доступа к сети Интернет - к внешним ЭБС.

Все структурные подразделения академии обеспечены постоянным доступом к ЭБ академии.

Ни одна из традиционных библиотек вузов не обходится без читального зала. Не является исключением и библиотека академии, имеющая до недавнего времени читальный зал со всей традиционной атрибутикой. Внедрение электронных изданий (учебников, учебных пособий и др.) изменило само представление о библиотеке и ее читальном зале, повысило роль электронного читального зала, оборудованного автоматизированными рабочими местами (АРМ), объединенными в единую локальную сеть и имеющими доступ к хранилищу электронных изданий академии. Следует подчеркнуть, что электронный читальный зал ЭБ академии состоит более чем из 20 АРМ, обеспечивающих читателям доступ не только к хранилищу электронных изданий академии, но и к электронным образовательным ресурсам ЭБ МО РФ.

«Лань», еиЬгагу, Инфра-М и др.

ЬРВЕРНАЙ ГРУППА

Рис Электронная библиотечная система академии

ГопЪ

Читальный зал ЭБ МО

МЭРФ

s>: !1I :|m ULU

Доступ слушателей и курсантов к электронным образовательным ресурсам, размещенным в ЭБ академии, а также на страницах сайтов структурных подразделений, обеспечен белее чем из 27 компьютерных классов - «филиалов» электронного читального зала ЭБ академии, имеющих в своем составе более чем 425 стационарных и 202 мобильных АРМ. Кроме этого, обеспечены доступом к ИОС (к ЭБ) академии более чем с 700 АРМ (со своих персональных АРМ) должностные лица всех структурных подразделений, обращающиеся в ЭБ академии за новыми или архивными электронными изданиями, связанными с их служебной деятельностью.

В настоящее время в академии разработано и переведено в формат PDF более чем 308 учебников и учебных пособий, а также более чем 204 в формате html и exel. Дополнительно по гуманитарным и общепрофессиональным дисциплинам закуплено более 80 электронных учебников и учебных пособий. На ресурсе ЭБ академии размещена почти сотня базовых электронных учебников и учебных пособий других вузов. Их численность постоянно возрастает по мере поступления в академию, а также разработанных в академии. Доступ к электронным пособиям осуществляется через сайт, обладающий функцией поиска изданий по названию или автору а также с помощью «фильтров»: «Год издания», «Издательство», «Кафедра» и «Тип электронного учебника».

В академии разработана ИОС, которая представлена типовыми сайтами структурных подразделений, наделенных определенной оригинальностью.

Каждая страница его - это необходимый минимум информации об основных задачах, личном составе, новостях, образовательных ресурсах (в разделе «Библиотека») и др., а также не вошедших в состав ЭБ академии.

Разработчики используют различные среды электронных учебников и учебных пособий. В академии широко используют наиболее эффективные среды разработки и соответствующее программное обеспечение, такое, как ТигЬоБйе, еАиЙюгСВТ и випЕау.

Достоинства и недостатки есть у каждого из приведенного выше программного обеспечения. Однако, сопоставив все их отрицательные и положительные стороны, в качестве базовой среды (программного обеспечения) в академии принято решение использовать вип11ау. Оно неоднократно использовалось в академии при тестировании от 100 до 200 обучаемых и хорошо себя зарекомендовало.

Накануне поступления в академию с определенной категорией гражданской молодежи проводится агитационная кампания, направленная на формирование списков личных дел. Поступившие личные дела анализируются с помощью информационной системы «Абитуриент», обладающей полной информацией о каждом поступающем в академию. Она позволяет значительно повысить эффективность подготовки и проведение конкурсного отбора среди поступающих и заблаговременно сформировать списки учебных групп.

Одной из самых трудоемких процедур планирования является составление расписания учебных занятий на большое количество учебных групп. В этот процесс вовлечены практически все подразделения, которые формируют исходные данные для составления расписания учебных занятий в академии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ходе реализации образовательной деятельности в академии особое внимание уделяется вопросам контроля усвоения учебного материала. Для решения данной задачи посредством тестирования реализуются два подхода.

Первый подход - использование встроенной системы тестиро-

вания в электронных учебниках. Данный вариант удобен для процедуры самоконтроля обучаемых в процессе самостоятельной работы. Изучив или повторив учебный материал, в оболочке электронного учебника есть возможность пройти тест, результатом которого будет оценка своей подготовленности к занятию.

Второй подход - самостоятельная система тестирования. Она позволяет провести оценку знаний большого количества обучаемых с использованием базы контрольных вопросов, расположенных на сервере академии, и вариантности ожидаемых ответов (одиночный или множественный выбор, расстановка, ввод результатов и т.д.). Данный подход удобен в ходе проведения практически всех видов учебных занятий, а также промежуточной аттестации обучаемых.

Большое количество полученных обучаемыми оценок накладывает определенные ограничения на условия применения системы учета и анализа результатов успеваемости. Задачу оперативного управления образовательной деятельностью и «гибкого» учета анализа результатов успеваемости решает информационная система «Электронный журнал@ВАС». Она позволяет проводить анализ большого массива данных в виде оценок, причин отсутствия, фамилий преподавателей и тематики учебных занятий. Это дает возможность проводить анализ состояния успеваемости в учебных группах, на факультетах, на кафедрах и в академии в целом.

Одним из результатов обучения является написание ими магистерских диссертаций и выпускных квалификационных работ соответственно. Для того чтобы получить допуск к защите, все слушатели и курсанты представляют их для проверки на плагиат. Данную задачу решает разработанная в академии одноименная автоматизированная система «Антипла-гиат@ВАС» (см. фото).

.л ^

I г

I

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПРОВЕРКИ ТЕКСТОВ НА ЗАИМСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ 'АНТИПЛАГИАТ €>ВАС

ГЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА АНТИПЛАГИАТ ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ ВЬйШ

личный мтт

Ойтус гьт&таъ

Имя . #*ТкП Огчхтж д&пп

ЗАГРУЖЕННЫЕ РАБОТЫ || ПРОВЕРЕННЫЕ РАБОТЫ

На и мен оолите Автор Подразделение Вид Рубрика Уникальность

Удалить

управлений кафедрой

У Адаптивное управление доступе«

ЯДЭШШ к нфдрндционнын ресурсам АССН

Хритинин В,В,

Лощении

Д.Е

31 кафедра Магистерская АССН 31 кафедра Магистерская АССН

Удалитъ

Удалить Удалить

Удалить

Оценка функциональной надежности локальной вычислительной сети пункта управления объединения

Оценка качества логической

структуры базы данных иатенатнчеосини негадан к

Математические модели сиены состояний АССН

Методика построения Виртуальных локальных вычислительных Сетей из командном пункте военного округа

Ищенко Д.В, 31 кафедра Магистерская АССН

Денисенко А.С.

Ковальчеико ДА.

31 кафедра Магистерская АССН 31 кафедра Магистерская АССН

Аксенов СХ. 31 кафедра Магистерская АССН

Оптимизация протоколов Удалит^ повышения достоверней в сетях Кочкин В.А, передачи данных

Удалить Технологии корпоративных сетей

Компьютерные сети. Глава 2 УЛМНТ* Компьютерные сети. Глава 3

Максим Кулыин

Олифер

Олифер

31 кафедра Магистерская АССН 31 кафедра Учебник АССН 31 кафедра Учебник АССН

31 кафедра

Учебник АССН

19,05,2016 10:19:04

19,05,2016 10:52:42

15.05,2016 11:05:4$

19.05,2016 11:19:45

19.05,2016 11:46:51

19.05,2016 11:55:16

19,05,2016 11:58:09

19,05,2016 12:30:36

19,05,2016 12:59:26

19,05,2016 13:49:46

91,4 Скачать J

В5,5 | Скачать]

91 Скачан» |

90,2 Скачать ]

§2,3 Скачать [

вь,ь 1 Скачать

92 Скачать |

87,7 | Скачать"]

87,7 Скачать |

вб,1 | Скачать]

Фото. Автоматизированная система «Антиплагиат@ВАС»

В ходе работы государственных экзаменационных комиссий возникает необходимость предварительного ознакомления со служебными характеристиками и учебными картами выпускников. Данную задачу решает информационная система «Портфолио выпускника», позволяющая проверяющим получить общее представление о человеке по основным видам деятельности за весь период обучения в академии.

Научная деятельность является обязательным видом деятельности для профессорско-преподавательского состава. Для повышения эффективности планирования, учета и контроля выполнения основных мероприятий ее разработана информационная система «Портал научной работы».

Вывод. Создание ИОС в академии и дальнейшее ее развитие позволили сформировать перспективные направления достижения

главной цели образовательного процесса - повышение качества обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. - М.: Кремль, 2008.

2. Федеральный закон № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (29 декабря 2012 г.).

3. Единый стандарт электронного учебника (утвержден Министром обороны Российской Федерации 29 сентября 2015 г.).

4. Требования к информационно-образовательной среде военной образовательной организации Министерства обороны Российской Федерации (утверждены Министром обороны Российской Федерации 16 января 2019 г.).

5. Методические рекомендации по экспертной оценке качества

электронных учебных изданий (утверждены статс-секретарем - заместителем Министра обороны Российской Федерации 22 января 2019 г.).

6. Методические рекомендации по созданию интерактивных электронных учебников и обучающих курсов для подготовки военных специалистов по основным и дополнительным профессиональным программам (утверждены статс-секретарем - заместителем Министра обороны Российской Федерации 30 мая 2016 г.).

7.Ренсков, А.А., Чируш-кин, К А. Опыт создания информационно-образовательной среды в Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного: Сборник материалов семинара «Развитие информационно-образовательной среды военной образовательной организации Министерства обороны Российской Федерации». - М.: ГУК МО РФ, 2019. С. 51-57.

г 31 /

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.