Научная статья на тему 'Развитие информационно-коммуникативных технологий в процессе взаимодействия органов региональной власти и общественных организаций'

Развитие информационно-коммуникативных технологий в процессе взаимодействия органов региональной власти и общественных организаций Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
181
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА / ОРГАНЫ ВЛАСТИ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ИНТЕРНЕТ / КРАУДСОРСИНГ / ПРОЕКТ / НАРОДНОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TOOLS / GOVERNMENT / PUBLIC ORGANIZATIONS / CIVIC ENGAGEMENT / CIVIL SOCIETY / INTERNET / CROWDSOURCING / PROJECT / PEOPLE'S GOVERNMENT / TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Головин Юрий Алексеевич, Дан-Чин-Ю Елена Юрьевна, Комаров Олег Евгеньевич

Рассматривается развитие информационно-коммуникативных технологий в процессе взаимодействия органов региональной власти и общественных организаций. Особый внимание уделено оценке степени влияния ИКТ на развитие форм гражданской активности. Стремительное распространение информационно-коммуникационных технологий в современном мире создает оптимальные условия для дальнейшего развития гражданского общества и реализации гражданской активности. Интернет и ИКТ изменяют баланс в отношениях и транзакциях между традиционными политическими элитами, государством и гражданским обществом. В настоящее время возрастает интерес к гражданскому обществу способному оказывать влияние на властные отношения в рамках реализации разнообразных форм общественного участия. Без поддержки институтов гражданского общества, простых граждан и их объединений любые конструктивные и смелые реформы и действия государства во всех сферах социально-экономической жизни страны обречены на провал. Наиболее эффективное обеспечение взаимодействия высокой гражданской активности и государственности происходит в рамках местного самоуправления. Органы местного самоуправления более тяготеют к общественному управлению, гражданскому обществу. В связи с этим, в местном самоуправлении каждый гражданин имеет возможность быть непосредственным и активным участником реализации собственных интересов. Представлена реализация в Ярославле современных Интернет-проектов, которые способствуют развитию гражданской активности на практике, выявлены положительные и отрицательные особенности каждого из них. Объектами исследования являются: Народное правительство Ярославской области, Губернаторский проект «Решаем вместе», проекты «Делаем вместе», «Планета.ру». В качестве вывода представлен перечень возможностей современных информационно-коммуникативных технологий для влияния на развитие гражданской ответственности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Головин Юрий Алексеевич, Дан-Чин-Ю Елена Юрьевна, Комаров Олег Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INFORMATION AND COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF INTERACTION OF REGIONAL GOVERNMENT AND PUBLIC ORGANIZATIONS

The article considers the development of information and communication technologies in interacting between regional government and public organizations. Particular emphasis in the work has been placed on impact assessments of information and communication technologies on the development of civic engagement forms. The rapid spread of information and communication technologies in the modern world creates optimal conditions for the further development of civil society and the realization of civic engagement. The Internet and ICT change the balance in relations and transactions between traditional political elites, the state and civil society. Currently, there is an increasing interest to civil society, which would be able to influence the relations in implementing of forms of social inclusion. Without the support of civil society institutions, ordinary citizens and their associations, any constructive and courageous reforms and actions of the state in all spheres of the country’s socio-economic life are condemned to failure. The most effective provision of interaction of high civic engagement and statehood occurs within the framework of local self-government. Local governments are more oriented to public administration, civil society. In this regard, every citizen in local government has the opportunity to be a direct and active participant in the advancement of their personal interests. The implementation of the modern Internet projects that contribute to the development of civic engagement in Yaroslavl was provided in practice. The pros and cons of these projects were found. The objects of the research are “The People’s Government of the Yaroslavl Region”, the governor’s project “Deciding Together”, the projects “Doing Together” and “Planet.ru”. As a conclusion, the list of the opportunities of the modern information and communication technologies to influence on the development of civil liability is presented

Текст научной работы на тему «Развитие информационно-коммуникативных технологий в процессе взаимодействия органов региональной власти и общественных организаций»

Политология

УДК 32.019.52

DOI: 10.21209/2227-9245-2019-25-9-42-51

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

DEVELOPMENT OF INFORMATION AND COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF INTERACTION OF REGIONAL GOVERNMENT AND PUBLIC ORGANIZATIONS

Ю. А. Головин,

Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, г. Ярославль yagolovin@rambler.ru

Е. Ю. Дан-Чин-Ю,

Российский университет транспорта, г. Москва danchinyuelena@yandex.ru

О. Е. Комаров,

Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, г. Ярославль oleg93komarov@mail.ru

Yu. Golovin,

Yaroslavl State University named after P. G. Demidov, Yaroslavl

E. Dan-Chin-Yu,

Russian University of Transport, Moscow

O. Komarov,

Yaroslavl State University named after P. G. Demidov, Yaroslavl

Рассматривается развитие информационно-коммуникативных технологий в процессе взаимодействия органов региональной власти и общественных организаций. Особый внимание уделено оценке степени влияния ИКТ на развитие форм гражданской активности. Стремительное распространение информационно-коммуникационных технологий в современном мире создает оптимальные условия для дальнейшего развития гражданского общества и реализации гражданской активности. Интернет и ИКТ изменяют баланс в отношениях и транзакциях между традиционными политическими элитами, государством и гражданским обществом. В настоящее время возрастает интерес к гражданскому обществу способному оказывать влияние на властные отношения в рамках реализации разнообразных форм общественного участия. Без поддержки институтов гражданского общества, простых граждан и их объединений любые конструктивные и смелые реформы и действия государства во всех сферах социально-экономической жизни страны обречены на провал. Наиболее эффективное обеспечение взаимодействия высокой гражданской активности и государственности происходит в рамках местного самоуправления. Органы местного самоуправления более тяготеют к общественному управлению, гражданскому обществу. В связи с этим, в местном самоуправлении каждый гражданин имеет возможность быть непосредственным и активным участником реализации собственных интересов. Представлена реализация в Ярославле современных Интернет-проектов, которые способствуют развитию гражданской активности на практике, выявлены положительные и отрицательные особенности каждого из них. Объектами исследования являются: Народное правительство Ярославской области, Губернаторский проект «Решаем вместе», проекты «Делаем вместе», «Планета.ру». В качестве вывода представлен перечень возможностей современных информационно-коммуникативных технологий для влияния на развитие гражданской ответственности

Ключевые слова: информационно-коммуникативные средства; органы власти; общественные организации; гражданская активность; гражданское общество; Интернет; краудсорсинг; проект; народное правительство; технологии

© Ю. А. Головин, Е. Ю. Дан-Чин-Ю, 42

0. Е. Комаров, 2019

The article considers the development of information and communication technologies in interacting between regional government and public organizations. Particular emphasis in the work has been placed on impact assessments of information and communication technologies on the development of civic engagement forms. The rapid spread of information and communication technologies in the modern world creates optimal conditions for the further development of civil society and the realization of civic engagement. The Internet and ICT change the balance in relations and transactions between traditional political elites, the state and civil society. Currently, there is an increasing interest to civil society, which would be able to influence the relations in implementing of forms of social inclusion. Without the support of civil society institutions, ordinary citizens and their associations, any constructive and courageous reforms and actions of the state in all spheres of the country's socio-economic life are condemned to failure. The most effective provision of interaction of high civic engagement and statehood occurs within the framework of local self-government. Local governments are more oriented to public administration, civil society. In this regard, every citizen in local government has the opportunity to be a direct and active participant in the advancement of their personal interests. The implementation of the modern Internet projects that contribute to the development of civic engagement in Yaroslavl was provided in practice. The pros and cons of these projects were found. The objects of the research are "The People's Government of the Yaroslavl Region", the governor's project "Deciding Together", the projects "Doing Together" and "Planet.ru". As a conclusion, the list of the opportunities of the modern information and communication technologies to influence on the development of civil liability is presented

Key words: information and communication tools; government; public organizations; civic engagement; civil society; Internet; crowdsourcing; project; people's government; technology

Б ведение. Стремительное распространение информационно-коммуникационных технологий в современном мире создает оптимальные условия для дальнейшего развития гражданского общества и реализации гражданской активности. Интернет и информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) изменяют баланс в отношениях и транзакциях между традиционными политическими элитами, государством и гражданским обществом. Развитие ИКТ в России играет важную роль для кардинальной модернизации всех сфер жизнедеятельности общества. В частности, государственная политика развития ИКТ нацелена на совершенствование системы муниципального и государственного управления, повышение качества жизни населения [10]. Эффективность применения информационно-коммуникационных технологий напрямую зависит от степени развития информационного и гражданского обществ.

Одной из особенностей гражданской активности является все большее использование сетевого принципа для ее организации. Основные механизмы сетевой мобилизации граждан в современной России можно разделить на традиционные и новые. Первые включают все приемы взаимодействия с населением, мотивирующие к участию: распространение информации посредством печатной продукции, радио и телевидения; формирование имиджа лидера движения;

постановка целей; организация мероприятий и т. д. Новые механизмы расширяют границы действия инициативных граждан, их объединение и взаимодействие происходит через интернет. Специфика заключается в использовании более оперативной взаимосвязи, онлайн-площадок для обсуждения [3].

В настоящее время возрастает интерес к гражданскому обществу, которое способно оказывать влияние на властные отношения в рамках реализации разнообразных форм общественного участия. Без поддержки институтов гражданского общества, простых граждан и их объединений любые конструктивные и смелые реформы и действия государства во всех сферах социально-экономической жизни страны обречены на провал [6].

Гражданская активность представляет собой форму общественной активности, направленной на реализацию социальных интересов граждан, которая может быть присуща различным общественным объединениям и индивидам [4]. Также гражданская активность - это осознанное участие гражданина в жизни общества, в рамках которого отражены реальные, сознательные, социально-значимые действия, которые направлены на улучшение состояния общества при разумном соотношении общественных и личных интересов [12]. Обеспечение взаимодействия высокой гражданской активности и государственности наиболее эффективно про-

исходит в рамках местного самоуправления. Органы местного самоуправления тяготеют к общественному управлению, гражданскому обществу. В связи с этим в местном самоуправлении каждый гражданин имеет возможность быть непосредственным и активным участником реализации собственных интересов [14].

Методология исследования. При работе над проблематикой использовались как общенаучные, так и специальные методы исторической и политической наук. В частности, в рамках исследования использованы такие методы, как ивент-анализ, экспертный опрос и структурно-функциональный анализ политических институтов.

Основой данного исследования служит теория коллективного действия. Согласно Большому толковому социологическому словарю, коллективное действие представляет собой организованное действие группы в защиту ее интересов. Б. Бимбер, А. Фланажин и С. Стол определили коллективные действия как совокупность действий, совершаемых двумя или более людьми ради достижения одного и того же общественного блага [17].

Результаты исследования. В условиях разворачивающегося кризиса для государства и его структур особенно важным становится обратная связь с населением. Она позволяет власти своевременно улавливать тенденции развития общественных процессов, корректировать управленческие решения, канализировать накопившееся общественное напряжение [2]. Интернет-проекты, направленные на укрепление взаимодействия органов власти с населением по вопросам регионального или городского благоустройства и развития, пользуются большой популярностью у граждан, так как дают возможность принять участие в совершенствовании деятельности институтов власти, непосредственно затрагивающей интересы населения. В частности, в Ярославской области в настоящее время активно функционирует портал «Народное правительство» [11]. Он создан с целью объединения знаний и опыта граждан, региональной власти, организаций и экспертов для наиболее эффективного развития региона. Жители области могут принимать непосредственное участие в обсуждении существующих механизмов развития территории региона, которые зафиксированы в проектах отраслевых политик, в

общественных экспертизах законопроектов, разработке альтернативных проектов документов, оценке и комментировании конкретных предложенных поправок, а также в разработке стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 г Региональная власть учитывает предложения и мнения, которые высказаны гражданами. Существует потенциал для конструктивного диалога между гражданами и представителями органов региональной власти.

В Народном правительстве можно участвовать в процессах регионального управления посредством избрания в общественные советы при органах власти Ярославской области, являющихся консультативно-согласовательными. Ключевыми задачами данных советов являются общественный контроль над органами региональной власти, выработка политики в профильной сфере [1]. Подробная схема образования общественных советов при органах исполнительной власти в Ярославской области наглядно отображена на рис. 1.

Народное правительство - это открытый общественный контроль над деятельностью городских властей по разрешению проблем, что существенным образом повышает ответственность чиновников. По состоянию на 3 апреля 2019 г, число участников, зарегистрированных на портале, достигло 14 699. Несмотря на все возможности, представленные Народным правительством, показатели участия граждан в общественном обсуждении в настоящее время крайне низкие и ухудшаются ежегодно. В частности, на портале Народное правительство в 2016 г размещено 83 инициативы для общественной экспертизы и внесения в них изменений. Однако суммарно к данным инициативам оставлено пользователями лишь 10 комментариев. За 2017 г оставлено 14 комментариев, однако число размещенных инициатив значительно увеличилось -244. В 2018 г ситуация вновь ухудшилась: к 270 инициативам - лишь 3 комментария. За 01.01.2019-03.04.2019 гг на портале опубликовано 62 инициативы, при этом комментарии в настоящее время отсутствуют.

При ежегодно растущем числе инициатив, вынесенных на общественное обсуждение, наблюдается значительное снижение числа комментариев к данным инициативам. Несмотря на имеющуюся возможность принятия активного участия в общественном

обсуждении законопроектов, интерес граждан к данному процессу находится на крайне низком уровне.

Относительно эффективной является краудфандинговая площадка «Планета. ру» [18]. Краудфандинг представляет собой способ финансирования проектов неограниченным количеством людей, в рамках которого деньги на создание нового товара или продукта поступают от любых пользователей, которые получают взамен какие-либо товары или услуги. Площадка позволяет организовать сбор денежных средств для реализации любого собственного проекта. До настоящего времени жителями Ярославской области в рамках данной площадки инициировано 27 проектов, что относительно соседних областей имеет достаточно высокое значение. На «Планета.ру» в Ивановской области размещено 11 проектов, в Костромской - 16, в Вологодской - 18, во Владимирской - 14.

Ключевым показателем эффективности в рамках изучения данной платформы является количество привлеченных денежных средств. Здесь Ярославская область также занимает уверенное первое место: суммарное количество привлеченных средств составило 3 427 350 р. Для сравнения: Костромская - 2 978 158 р., Ивановская - 291 990 р., Вологодская - 1 644 199 р., Владимирская -1 281 934 р. Это подтверждает, что жители Ярославской области охотно пользуются возможностями краудфандинга для реализации собственных проектов, при этом, делают это максимально эффективно, привлекая относительно большую сумму денег Однако финансирование неравномерно относительно размещенных на портале проектов, что во многом обусловлено целями, качеством оформления проекта, бонусами за вложения, количеством требуемых средств.

Согласно постановлению Праоитслынва области НоЭ72-пот 22.M.2Û14 «О NûfiHiiii образования общественных «№t<i При ОИВ ЯО>

Уведомление о начале процедуры образования общественного совета на портале www.narod yairegton.ru

Выдвижение

кандидатов 8 члены

общественного

совета

И в срок, указанный & уведомлении

И н тер нет - голосе в а н не

за выдвинуты к кандидатов на портале

www пзгсч! yamegion. ru. 1120 календарных дней

0

Общественная палата области рассматривает полученные документы.

Проводится встреча Общественной папа ты с руководителем органа исполнительной власти //14 рабочих дней

Органи исполнительной власти направляет в Общественную палату области:

- сводный список всех кандидатов (с указанием результатов интернет-голосования и приложением анкет кандидатов); - предложения органа исполнительной власти по включению кандидатов в совет

il 7 рабочих дней

©

Общественная палата области согласует состав общественного совета и уведомляет об этом орган власти.

Орган исполнительной власти утверждает персональный состав общественного совета

И 10 рабочий дней

Рис. 1. Схема образования общественных советов при органах исполнительной власти в Ярославской области*/ Fig. 1. Scheme for the formation of public councils under executive bodies in Yaroslavl region

*Согласно постановлению Правительства области № 372-п от 22.04.2014 «О порядке образования общественных советов при ОИВ ЯО»

Особый интерес вызывает реализованный на территории Ярославской области Губернаторский проект «Решаем вместе» [13]. Он представляет собой площадку инициативного бюджетирования, предполагающего решение местных проблем при участии и инициативах граждан. Жители Ярославской области имеют право самостоятельно выбрать объекты, которые будут благоустроены за счет бюджетных средств. Проект позволяет благоустроить дворы МКД; произвести ремонт асфальтобетонного покрытия; установить малые архитектурные формы; восстановить уличное освещение; произвести капитальный ремонт учреждений и др. Так, в 2018 г проведено голосование среди жителей Ярославля по выбору из 6 общественных территорий той, которая будет благоустроена первой. В результате в голосовании приняло участие более 193 тыс. жителей Ярославля, что составляет примерно треть всего населения города. Более 57 тыс. голосов получил парк Нефтяников в Красноперекопском районе, который в рамках проекта реконструирован и благоустроен. В частности, организованы освещение парка, пешеходные дорожки, установлены малые архитектурные формы. Парки «Юбилейный» (56,3 тыс. голосов) и «30-летия Победы» (48 953 голосов), занявшие соответственно 2-е и 3-е места, будут по такому же принципу благоустроены в течение 2019 г

Помимо этого, в рамках проекта в 2018 г проведено голосование по выбору дворовых территорий Ярославля для благоустройства. По итогам, благоустроено 20 дворовых территорий, набравших наибольшее число голосов, с охватом около 120 многоквартирных домов. Заявку на благоустройство дворовой территории может представить любой житель Ярославской области. Всего по проекту «Решаем вместе» планировалось за 2018 г преобразить 450 проектов за 662,5 млн р. По итогам, работы выполнены на 447 проектах, что составило 99,3 % от заявленного.

В целом, данный проект позволяет собрать на одной площадке проекты для улучшения жизненной среды и проводить он-лайн-голосования, контролировать качество выполнения возложенных поручений на местах; благоустраивать общественные территории, учитывая мнение и пожелания населения, что в целом позволяет сформировать и поддерживать имидж региональной власти.

По аналогии с проектом «Добродела», который доказал свою эффективность в Московской области, в Ярославле создан и реализован проект «Делаем вместе» [7]. Данный проект функционирует на основе применения технологии краудсорсинга. Краудсорсинг имеет применение как технология решений любого вида задач и проблем, которые относятся как к государству, так и обществу в целом [15]. Данный проект представляет собой площадку прямого диалога населения с органами власти для решения проблем местного уровня. Он создан для оперативного получения от населения информации о существующих проблемах, исполнения обязательств по жалобам и просьбам, устранения существующих недостатков в работе коммунальных организаций и муниципальных предприятий. Представители исполнительных органов власти оперативно изучают предоставленную информацию, своевременно решают обозначенную проблему, организуют связь с авторами писем и отчитываются в выполнении работ.

По состоянию на 3 апреля 2019 г на портале зарегистрировано 4150 пользователей. За все время работы проекта получено 7523 сообщений, из которых 6097 проблем, 1329 предложений и 97 благодарностей. Существующие проблемы классифицируются на 7 категорий: двор, придомовые территории; транспорт; дом, ЖКХ; автомобильные дороги; безопасность; медицинские учреждения; работа МФЦ. Наиболее популярными среди граждан являются обращения на темы благоустройства дворов, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, что наглядно отображено на рис. 2.

В частности, число обращений сферы благоустройства дворов за все время составило порядка 2665, из их значительную часть занимают обращения, связанные с неработающими фонарями освещения, нарушения правил уборки дворов и территорий. В зимний период актуален вопрос уборки дворов и тротуаров от снега и наледи. Число обращений на тему транспорта составило 1783, ключевыми являются проблемы нарушения графика движения общественного транспорта и неудовлетворительное состояние городского пассажирского транспорта. Также актуальны проблемы из сферы жилищно-коммунального хозяйства, число обращений по которой составило 891. Данные обращения связаны с

проблемами содержания контейнерных площадок, перебоями горячей воды, навалами мусора и несанкционированными свалками.

Обращения неравномерно распределены среди участников проекта. В частности, почти треть проблем опубликованы двумя пользователями. В связи с этим, целесообразным выглядит ограничение приема обращений граждан до определенного количества (не более 10 обращений в день от одного гражданина). Также среди проблем,

выявленных в функционировании данного проекта, можно выделить то, что на выполнение работ любого характера ответственному исполнителю дается 10 дней, вне зависимости от сложности работ. Условно: на выполнение ямочного ремонта асфальтобетонного покрытия дается столько же времени, сколько и на спил аварийного дерева. В связи с этим возникают ситуации для одновременного возврата обращения гражданина и регистрации повторного.

Рис. 2. Статистика обращений на портале «Делаем вместе» / Fig.2. Statistics of appeals on the portal "Doing Together"

В целом, в Ярославской области посредством применения информационно-коммуникационных технологий созданы благоприятные условия для развития гражданской активности в регионе. Однако число проектов, ориентированных на развитие гражданской активности, невелико. При этом проекты, которые реализуются в настоящее время, позволяют:

- за минимальные сроки узнать о существующих проблемах и привлекать к их решению жителей региона;

- принимать участие в муниципальном и региональном управлении;

- вносить коррективы в законопроекты;

- собирать в одном месте проекты для улучшения жизненной среды и проводить он-лайн-голосования;

- решать проблемы местного значения;

- проводить контроль над качеством выполнения возложенных поручений на местах;

- привлекать денежные средства для реализации проектов населения;

- формировать и поддерживать позитивный имидж региональных руководителей и всего региона в целом;

- получать аналитические сведения о ситуации в регионе в отельных отраслях;

- привлекать волонтеров к решению различных социально значимых задач.

В феврале 2019 г среди представителей общественных и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории Ярославской области, проведен экспертный опрос. Цель - выявить характер взаимоотношений общественных объ-

единений и некоммерческих организаций с элементами гражданского общества. Всего в опросе приняли участие 82 экспертов (руководители и сотрудники общественных и некоммерческих организаций Ярославской области).

В исследование включены сотрудники некоммерческих организаций с различным опытом работы (от 1 года до 10 лет и более) и осуществляющие свою деятельность в различных населенных пунктах региона.

Институты гражданского общества функционируют в открытой системе, постоянно контактируя с ее элементами. Отчасти они не всегда могут решать проблемы, с которыми приходится сталкиваться в своей работе, и, конечно, деятельность любой общественной организации построена на участии в жизни социума.

На первоначальном этапе становления социально ориентированных некоммерческих организаций (2010-2013) в Ярославской области они, скорее, неуверенно осваивали поле межсекторного взаимодействия, осуществляя поиск сторонников и единомышленников, разрабатывая свою эффективную стратегию общения с ними. То есть, происходило их самоопределение, сделана попытка искусственной специализации на общении с конкретными сторонами межсекторного взаимодействия. Появился первый опыт ведения межсекторного взаимодействия.

В 2014 г пришло осознание того, что только совместные усилия всех участников общества способны решать жизненно важные проблемы. Поэтому именно с этого периода абсолютное большинство некоммерческих организаций начали строить свою работу по принципу «чем больше и "разно-шерстней" состав партнеров, тем больше шансов решить социальную проблему». В настоящее время абсолютное большинство некоммерческих организаций Ярославской области, несмотря на отдельные случаи недопонимания, стараются взаимодействовать с максимально возможным кругом участников гражданского общества: государственными структурами - 86,4 %; муниципальными структурами - 95,1 %; бизнес-структурами -81,9 %, другими НКО - 91,0 %; СМИ - 95,1 %; населением и отдельными гражданами -97,5 %.

Стоит отметить, что подобное взаимодействие не всегда давало положительные

результаты. Согласно ответам экспертов, им постоянно приходится сталкиваться с изменением настроения отдельных элементов общества, отношения к ним и их деятельности. Для общественников общение с властью, бизнесом, СМИ, населением сравнимо с катанием на американских горках. В 2014 и 2017 гг. сложно шли переговоры со СМИ и государственными структурами, 2015 и 2016 гг. - бизнесом и муниципальными органами власти.

В 2018 г. абсолютное большинство некоммерческих и общественных организаций осуществляли взаимодействие с государственными и муниципальными структурами, при этом подобное взаимодействие не всегда носило положительный характер. Однако, если говорить в целом, 2018 год оказался плодотворнее предыдущих пяти лет. Общественные деятели чаще получали поддержку со стороны органов власти, и реже сталкивались с административным давлением. Так, в 2018 г. получили поддержку со стороны федеральных властных структур 65,6 % общественных организаций региона (почти две трети). Это на 10 п. п. ниже значения 2017 г В то же время давление федеральной власти за год снизилось в 1,5 раза, т. е., согласно признаниям общественных деятелей, чувствовалось лишь для 1,3 % некоммерческих организаций (8 % в 2017 г). Единичные подобные случаи снизились с 32,6 до 27,6 %.

Примерно та же картина наблюдается и во взаимодействии некоммерческих организаций с региональными и местными органами власти. Доля тех, кто получил поддержку, ситуация осталась практически на уровне прошлого года, а процент столкнувшихся с административным давлением на региональном и местном уровне сократился и в том, и в другом случае на 12 п. п.

Говоря об административном давлении, каждый эксперт вкладывает в него свое понимание. Поэтому не следует забывать, что для одних такое давление - это случаи противоправных действий в отношении общественных организаций, для других - попытки власти принудить к соблюдению условий предоставления грантов (сроки, мероприятия, отчетность и т. п.) [1].

Заключение. В настоящее время в России намечается актуализация гражданских ценностей и рост гражданской активности относительно предыдущих лет [8]. Идея и

практическая реализация гражданского общества образуют принципиально новую систему связей, пока не объясненную политической наукой в силу ее сосредоточенности на популяризации зарубежных достижений гражданской жизни и критике отечественных (особенно советских) традиций гражданственности [5]. Гражданскую активность и соответствующие ценности можно рассматривать через призму политической вовлеченности и участия граждан в деятельности негосударственных общественных объединений и движений [9]. Однако гражданская активность имеет непосредственное отношение не только к социально значимым событиям и политике, но также встроена в повседневную жизнь граждан. Ключевой составляющей гражданской активности является внутренняя установка на активное преображение окружающего мира и, собственно, самого себя.

Список литературы _

Несмотря на существующие возможности, для многих проектов характерно неравномерное распределение инициатив и предложений среди участников. Значительная часть всех предложений генерируется относительно небольшим кругом лиц, а учитывая общую численность участников сообществ, это означает, что их большинство в процесс не вовлечены. Также во многих проектах инициативы отсутствуют, несмотря на возможность решения проблем в регионе. В связи с этим, существующие проблемы предполагают необходимость проведения со стороны государства действий, направленных на повышение уровня гражданственности и гражданской ответственности, на формирование социальной среды, что в дальнейшем позволит реализовывать существующие проекты максимально продуктивно на благо всего общества.

1. Бобылев А. И., Горшкова Н. Г., Ивакин В. И. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления. М.: Право и государство, 2006. 304 с.

2. Головин Ю. А. Публичная политика и политическая безопасность // Вестник социально-политических наук. 2011. № 10. С. 45-48.

3. Головин Ю. А., Фролов А. А. Практики сетевой гражданской активности в современной России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2016. № 2. С. 195-198.

4. Грин Д. Возвращение в гражданское общество. Социальное обеспечение без участия государства. М.: Новое издательство, 2009. 220 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Дан-Чин-Ю Е. Ю. Участие населения в местном самоуправлении: формы и модели взаимодействия // Социология власти. 2011. № 1. С. 122-128.

6. Дан-Чин-Ю Е. Ю. Участие общественных организаций в развитии гражданского общества (на примере Ярославской области) // Ярославский педагогический вестник. 2010. Т. 1, № 4. С. 159-163.

7. Делаем вместе. URL: https://www.delaem.vmeste76.ru (дата обращения: 03.04.2019). Текст: электронный.

8. Добролюбов С. В. Теория социогенеза обществ // Социологические исследования. 2010. № 3. С. 3-14.

9. Капустин Б. Г. Что такое «гражданское общество»? // Критика политической философии: избранные эссе. М., 2010. С. 27-42.

10. Миронов А. Л. Государственное управление в России. Конституционный и институциональный аспекты. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 139 с.

11. Народное правительство Ярославской области. URL: https://www.narod.yarregion.ru (дата обращения: 03.04.2019). Текст: электронный.

12. Пилипенко А. Д. Гражданская активность в современной России: сущность понятия, формы проявления, факторы формирования // Молодой ученый. 2018. № 23. С. 366-368.

13. Решаем вместе. URL: http://www.vmeste76.ru (дата обращения: 03.04.2019). Текст: электронный.

14. Риль В. Г. Гражданское общество. М.: Типо-литография А. Е. Ландау, 1883. 412 с.

15. Соколов А. В., Комаров О. Е. Краудсорсинг в процессах гражданской кооперации // Девятые Байкальские международные социально-гуманитарные чтения: сб. ст. Иркутск: ИрГУ. 2016. Т. 1. С. 82-87.

16. Стребков А. И., Бондарев В. Г. Социально-политический механизм снижения конфликтного потенциала рынка // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. 2014. № 1. С. 55-64.

17. Bimber B., Flanagin A. J., Stohl C. Reconceptualizing collective action in the contemporary media environment // Communication Theory. 2005. Vol. 15, No. 4. P. 365-388.

18. Planeta - Российская краудфандинговая платформа. URL: https://www.planeta.ru (дата обращения: 03.04.2019). Текст: электронный.

References _

1. Bobylev A. I., Gorshkova N. G., Ivakin V. I. Ispolnitelnaya vlast vRossii: teoriya ipraktika ee osushchest-vleniya (Executive power in Russia: theory and practice of its implementation). Moscow: Law and State, 2006. 304 p.

2. Golovin Yu. A. Vestnik sotsialno-politicheskih nauk (Bulletin of social and political sciences), 2011, no 10, pp. 45-48.

3. Golovin Yu. A., Frolov A. A. Gosudarstvennoe imunitsipalnoe upravlenie. UchenyezapiskiSKAGS (State and municipal management. Scholarly notes of SKAGS), 2016, no. 2, pp. 195-198.

4. Green D. Vozvrashchenie v grazhdanskoe obshchestvo. Sotsialnoe obespechenie bez uchastiya gosudarstva (Return to civil society. Social security without state involvement). Moscow: New Publishing House, 2009. 220 p.

5. Dan-Chin-Yu E. Yu. Sotsiologiya vlasti (Sociology of Power), 2011, no. 1, pp. 122-128.

6. Dan-Chin-Yu E. Yu. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik (Yaroslavl Pedagogical Bulletin), 2010, vol. 1, no. 4, pp. 159-163.

7. Delaem vmeste (We do it together). URL: https://www.delaem.vmeste76.ru (Date of access: 03.04.2019). Text: electronic.

8. Dobrolyubov S. V. Sotsiologicheskie issledovaniya (Sociological studies), 2010, no. 3, pp. 3-14.

9. Kapustin B. G. Kritika politicheskoy filosofii: izbrannye esse (Criticism of political philosophy: selected essays), Moscow, 2010, pp. 27-42.

10. Mironov A. L. Gosudarstvennoe upravlenie v Rossii. Konstitutsionny i institutsionalny aspekty (Public administration in Russia. Constitutional and institutional aspects). Moscow: UNITY-DANA, 2015. 139 p.

11. Narodnoe pravitel'stvo YAroslavskoj oblasti. URL: https://www.narod.yarregion.ru (Date of access: 03.04.2019). Text: electronic.

12. Pilipenko A. D. Molodoy ucheny (Young Scientist), 2018, no. 23, pp. 366-368.

13. Reshaem vmeste (We decide together). URL: http://www.vmeste76.ru (Date of access: 03.04.2019). Text: electronic.

14. Ril V. G. Grazhdanskoe obshchestvo (Civil Society). Moscow: Tipolithography A. E. Landau, 1883. 412 p.

15. Sokolov A. V., Komarov O. E. Devyatye Baykalskie mezhdunarodnye sotsialno-gumanitarnye chteniya: sb. st. (The Ninth Baikal International Social and Humanitarian Readings: Collected articles). Irkutsk: ISU, 2016, vol. 1, pp. 82-87.

16. Strebkov A. I., Bondarev V. G. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta (Bulletin of St. Petersburg State University), 2014, no. 1, pp. 55-64.

17. Bimber B., Flanagin A. J., Stohl C. Communication Theory (Communication Theory), 2005, vol. 15, no. 4, pp. 365-388.

18. Planeta - Rossijskaya kraudfandingovaya platforma (Planeta - Russian crowdfunding platform). URL: https://www.planeta.ru (Date of access: 03.04.2019). Text: electronic.

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта № 19-011-00268 «Трансформация гражданской активности в условиях развития информационно-коммуникативных технологий (на примере Ярославской области)»

Коротко об авторах _

Головин Юрий Алексеевич, д-р полит. наук, профессор, гл. редактор научного журнала «Социальные и гуманитарные знания», Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, г. Ярославль, Россия. Область научных интересов: политическое управление, национальная безопасность, политическая конфликтология yagolovin@rambler.ru

Дан-Чин-Ю Елена Юрьевна, канд. полит. наук, доцент, Российский университет транспорта, Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, г. Москва, Россия. Область научных интересов: региональное и муниципальное управление danchinyuelena@yandex.ru

Комаров Олег Евгеньевич, аспирант, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, г. Ярославль, Россия. Область научных интнресов: гражданское общество, краудсорсинг, интернет-технологии oleg93komarov@mail.ru

Briefly about the authors_

Yuriy Golovin, doctor of political sciences, professor, editor-in-Chief of the scientific journal "Social and humanitarian knowledge", Yaroslavl State University named after P. G. Demidov, Yaroslavl, Russia. Sphere of scientific interests: political governance, national security, political conflictology

Elena Dan-Chin-Yu, candidate of political sciences, associate professor, Russian University of Transport, Moscow Institute of Railway Engineers, Moscow, Russia. Sphere of scientific interests: Regional and municipal management

Oleg Komarov, postgraduate, Yaroslavl State University named after P. G. Demidov, Yaroslavl, Russia. Sphere of scientific interests: civil society, crowdsourcing, internet technologies

Образец цитирования_

Головин Ю. А., Дан-Чин-Ю Е. Ю., Комаров О. Е. Развитие информационно-коммуникативных технологий в процессе взаимодействия органов региональной власти и общественных организаций // Вестник Забайкальского государственного университета. 2019. Т. 25, № 9. С. 42-51. DOI: 10.21209/2227-9245-2019-25-9-42-51.

Golovin Yu., Dan-Chin-Yu E., Komarov O. Development of information and communicative technologies in the process of interaction of regional government and public organizations // Transbaikal State University Journal, 2019, vol. 25, no. 9, pp. 42-51. DOI: 10.21209/2227-9245-2019-25-9-42-51.

Статья поступила в редакцию: 09.09.2019 г. Статья принята к публикации: 12.11.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.