Ю.А. Головин, Е.Ю. Дан-Чин-Ю, И.Ю. Киселев
ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ В РАМКАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Yu. Golovin, Ue. Dan-Chin-Ue, I. Kiselev
TECHNOLOGIES OF ENHANCING CIVIL PARTICIPATION THROUGH INTERACTION OF THE REGIONAL AUTHORITIES AND PUBLIC ORGANISATIONS
Аннотация
Взаимодействие органов власти и общества - важное условие функционирования любого государства. В современной России формируется механизм такого взаимодействия. Организационной основой механизма взаимодействия власти и граждан стали общественные палаты федерального, регионального и муниципального уровней, некоммерческие общественные организации. Динамика политического процесса и политических отношений в Ярославской области - предмет исследований ярославских ученых - политологов. Доказано, что уровень доверия к власти, особенно на региональном и муниципальном уровне находится на низком уровне, но и роль общественных организаций в развитии гражданской активности граждан и взаимодействии с органами власти должна быть больше.
Abstract
interaction of authorities and public society is vital for any state. Such interaction mechanism is being shaped in Russia now. The institutional basis of interaction of the authorities and civil society is represented by the civic chambers on a federal, regional and municipal levels as well as by non-governmental public organisations. The political process dynamics in the Yaroslavl Oblast is heavily studied by the politologists in Yaroslavl. It is proved that trust level to the power, especially at the regional and municipal level is at a low level, but also the role of public organizations in development of civil activity of citizens and interaction with authorities has to be more.
Ключевые слова:
гражданская активность, конфликт, сотрудничество, общественная палата, некоммерческие организации, Ярославская область, Россия.
Key words :
civil participation, conflict, co-operation.
В современной России становится всё более актуальным развитие гражданской активности, взаимодействия и взаимопонимания власти и об-
щества. В условиях негативных явлений в социально-экономической сфере, сложной внешнеполитической обстановки, обострения внутриполитических противоречий требуется создание эффективного механизма взаимодействия органов государственной и муниципальной власти и общественных организаций [4]. Не секрет, что некоторые некоммерческие организации, созданные в 90-х годах прошлого века при финансовой поддержке зарубежных фондов, занимали деструктивную позицию по отношению к органам государственной власти. События, происходящие в настоящее время на Украине показывают, к каким негативным последствиям приводит такая позиция. Среди исследователей современных проблем политической власти, модернизации и управления необходимо выделить - В.И. Буренко [1, с. 16-20], Б.Г. Златанова [5, с. 297-298.], Л.Г. Титову [9], О.Ф. Шаброва [10, с. 116-118]. Работы вышеуказанных исследователей позволяют нам сделать более объективный прогноз политическому развитию рассматриваемому субъекту Российской Федерации.
Большие надежды по совершенствованию механизма взаимодействия власти и общества возлагаются на общественные палаты, которые созданы на федеральном, региональном и даже муниципальном уровнях. На примере общественных палат Ярославской области, а в состав общественных палат Ярославской области и города Ярославля входят преподаватели нашей кафедры - социально-политических теорий Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова, можно сказать, что с этой задачей они справляются. Сам институт общественных палат, не без оснований, критикуют за способы его формирования, недостаточные ресурсы по влиянию на принимаемые органами власти управленческие решения. Тем не менее, общественные палаты становятся основой механизма разрешения конфликтов между органами власти и общественными организациями и повышения гражданской активности [7, с. 2668-2672].
Летом 2015 г. в Ярославле прошел уже XIII Гражданский форум Ярославской области. Ежегодные Гражданские форумы стали уникальной диалоговой площадкой для органов власти и общественности. Проведению форума предшествует большая научно-исследовательская работа по выявлению тенденций общественно-политической обстановки в регионе.
Департаментом общественных связей в период с 1 по 21 октября 2014 г. проведено социологическое исследование: генеральная совокупность - жители Ярославской области старше 18 лет. Общее количество
респондентов - 1200 человек. Метод сбора эмпирической информации -личное интервью по месту жительства респондентов. Выборочная совокупность репрезентативна для области в целом. Уровень достоверности данных составляет в целом по области 95%, статистическая погрешность находится в рамках диапазона ±3,1%; по городу Ярославлю - 95% и ±4,8%. Опрос проводился в г. Ярославле, Рыбинске, Переславле-Залесском, Тутаеве, Угличе и сельских населенных пунктах [6].
Согласно данным проведенного опроса, подавляющее большинство жителей Ярославской области с различной степенью регулярности следят за событиями в регионе, в том числе за деятельностью Губернатора и Правительства Ярославской области (85,2%). Однако, лишь 9,8% регулярно знакомятся с новостной информацией о деятельности региональных органов власти и ее отдельных представителей.
По оценкам 56,3% опрошенных, информации о работе органов власти Ярославской области в средствах массовой информации вполне достаточно, и получить ее можно без каких-либо затруднений. Не согласны с этим утверждением 27,4% опрошенных; а каждый десятый респондент (8,5%) убежден, что информации о работе региональных органов власти в СМИ нет вовсе.
В целом, доступность органов власти Ярославской области для простых граждан, по данным опроса, невысока: 38,3% респондентов считают, что органы региональной власти доступны для простых людей, в то время как 47,9% придерживаются противоположной точки зрения - органы власти недоступны для граждан. При этом, 46,5% убеждены, что органы власти проводят недостаточную работу по прямому общению с жителями региона (встречи, собрания, заседания, круглые столы и пр.).
Учитывая мнение жителей Ярославской области о доступности органов власти региона, а также общественную оценку работы органов власти по прямому общению с жителями региона, становится вполне объяснимо распределение ответов респондентов на вопрос анкеты о наличии/отсутствии возможности у граждан оказывать влияние на решения органов власти: лишь 12% уверены, что такие возможности существуют и они эффективны; 37,1% заявляют о наличии таких возможностей и их неэффективности; 29,0% уверены, что у них нет возможности влиять на решения региональных органов власти. Еще 21,9% затруднились ответить на соответствующий вопрос.
В целом, как показал опрос, удовлетворены возможностями участия в решении задач региона и принятии решений органами исполнительной власти в области 42,1% жителей ярославского региона.
Система «Народного правительства» - это одна из форм гражданского участия в жизни своего региона и государства. Согласно опросу, о ней знают либо что-то слышали 39,8% жителей Ярославской области. Учитывая тот факт, что она начала работать лишь в 2013 году, можно без преувеличения говорить о высокой осведомленности населения о системе «Народного правительства» Ярославской области.
Рассуждая о том, что такое «Народное правительство» мнения жителей области разделились. Однако, относительное большинство жителей области «правильно» понимают причину создания и функции системы «Народного правительства»: 33% респондентов полагают, что это один из способов участия граждан в обсуждении и принятии решений органов власти и взаимодействия с органами власти, еще 11% заявили что «Народное правительство» - это альтернативное правительство из простых граждан.
Не тем, что такое «Народное правительство» и для чего оно было создано 38,7%.
Большинство положительно относятся к созданию системы «Народного правительства» - 70,2%. Однако хотели бы принять участие в его работе лишь 6,2% жителей области. Негативно к созданию системы «Народного правительства» отнеслись 18% жителей области. По их мнению, это пустая трата времени и способ отвлечь людей от действительно важных вопросов.
По мнению участников опроса, деятельность «Народного правительства» прежде всего, должна быть направлена на решение наиболее актуальных проблем населения, защиту прав и свобод граждан при реализации государственной политики, осуществление контроля за деятельностью региональных органов власти.
В январе 2015 года среди сотрудников органов власти и управления Ярославской области НКО «Центр социального партнерства» был проведен опрос, направленный на анализ деятельности гражданского общества, некоммерческих организаций и общественных объединений в регионе. К участию в опросе были привлечены представители 14-ти региональных органов государственной власти и структурных подразделений
Правительства Ярославской области, а так же сотрудники администраций 15-ти муниципальных образований [6, с. 51-58]. Всего в опросе приняли участие 66 экспертов - сотрудников региональных органов власти и местного самоуправления.
По мнению проинтервьюированных экспертов - представителей органов власти регионального и местного уровня, гражданское общество в Ярославской области сегодня характеризуется с одной стороны инертностью (20,0%), с другой стороны ростом активности (24,0%). Рост активности в гражданском обществе представители региональных и местных органов власти, очевидно, связывают с созданием механизмов взаимодействия власти и общества (диалоговые площадки, общественные советы, общественный контроль и т.п.), на что в ходе опроса указали 12,0% экспертов и активной работой общественных организаций - 4,0%. Значительная часть представителей органов власти указывают на несформиро-ванность гражданского общества в Ярославской области (16,0%), на наличие в нем разобщенности (8,0%), а так же - боязливости граждан (8,0%) и равнодушия (6,0%). Интересно, что если представители региональных органов власти чаще говорили о несформированности гражданского общества в Ярославской области, то эксперты, работающие в местных органах власти - об инертности общества.
Среди наиболее эффективных форм взаимодействия власти и общественных организаций (НКО) эксперты выделяли такие как Общественная палата (со средним баллом 3,8 по пятибалльной шкале), институт обращения граждан (3,6), система распределения грантов и субсидий (3,5), общественные советы при органах исполнительной власти (3,4). Менее продуктивными, но все же получившими положительную оценку оказались: институт публичных слушаний (3,1) и социальный заказ (3,0). Самую низкую оценку экспертов по итогам 2014 года получила такая форма взаимодействия, как экологическая экспертиза (средний балл по 5-ти балльной шкале составил - 2,4). Год назад наименьшая оценка была выставлена - общественной экспертизе законодательства (2,4 балла по итогам 2013 года по 5-ти бальной шкале).
Деятельность общественных организаций и НКО приносит пользу органам региональной и местной власти - в этом уверены 95,5% экспертов. По их мнению, польза заключается, прежде всего, в информировании граждан (25,0%), помощи в решении проблем местного значения
(20,5%) и участии организации и проведении различных мероприятий и проектов (20,5%).
Рассуждая об Общественной палате Ярославской области и ее деятельности, большинство экспертов (75,8%) заявили, что, по их личному убеждению, для региональной Общественной палаты приоритетными являются интересы населения; а, по мнению 37,9% участников опроса, для неё первостепенны интересы власти. Интересно, что те, кто сталкивались с деятельностью Общественных палат (местных и региональной), чаще говорят о приоритетности в её деятельности интересов власти (43,8%, что 6 п.п. выше среднего показателя).
В целом работу Общественной палаты Ярославской области второго созыва эксперты оценили на 5,6 баллов по 10-ти бальной школе. Следует обратить внимание, что оценки экспертов, взаимодействующих с Общественной палатой в течение периода её работы, были более позитивны, чем тех, кто с ней не взаимодействовал (6,3 баллов и 5,2 балла соответственно).
Интересные результаты показал опрос о состоянии гражданской активности, проведенный в 29-30 января 2015 года среди жителей Ярославской области в возрасте 18 лет и старше. Опрос проводился методом (телефонного интервью) по мету жительства респондентов по заранее разработанной анкете [6, с. 7-21]. В опросе приняли участие 615 человек - представители различных социально-демографических групп проживающие в различных населенных пунктах Ярославской области:
Выборка репрезентативна для области в целом. Уровень достоверности данных составляет в целом по области 95%, статистическая погрешность находится в рамках диапазона 5,0%.
Анализируя оценки респондентов в отношении текущего уровня развития гражданской активности в их населенном пункте, можно увидеть, что они достаточно сдержаны. Только каждый четвёртый участник опроса (22,5%) охарактеризовал его как «высокий» (4,6%) либо «скорее высокий» (17,9%). Чаще остальных такого мнения придерживались жители малых городов и сельских населенных пунктов. Остальные респонденты, не считая тех, кто затруднился ответить на соответствующий вопрос (17,9%), оценивают уровень общественной активности в населенном пункте своего проживания как «скорее низкий» (34,5%) и «безусловно низкий» (25,2%).
Анализ результатов двух социологических замеров, сделанных в декабре 2013 года и конце января 2015 года, на первый взгляд говорит о заметном снижении гражданской активности в муниципальных образованиях Ярославской области. Если в декабре 2013 года 30,8% респондентов заявили о высоком/среднем уровне гражданской активности, то в январе 2015 таких набралось 22,5% (минус 8,3 п.п.). Однако, при проведении сравнительного анализа результатов указанных замеров нужно учитывать исключительность 2013 года для Ярославской области с точки зрения таких общественно-политических событий - арест мэра г. Ярославля, главы г. Рыбинска. Указанные события и сопутствующие им мероприятия активно и всестороннее освещались в региональных и местных средствах массовой информации. Можно предположить, что оценочные характеристики уровня гражданской активности, выставленные респондентами в 2013 году, во многом стали следствием эмоционального восприятия гражданами указанных эпизодов [2, с. 73-82].
Согласно полученным данным, без учета института выборов, самыми распространенными и широко представленными в Ярославской области формами гражданской активности, на сегодняшний день, являются: письма и сбор подписей под обращениями (61,1%), митинги и публичные акции (53,2%), благотворительные акции (49,3%).
Широкая распространенность, встречаемость отдельных форм общественной активности в населенных пунктах Ярославской области не говорит о высоком уровне вовлеченности в них граждан и их массовости. Так, сообщи о том, что принимали участие в митингах лишь 13,7% респондентов и это несмотря на имеющиеся возможности и осведомленность населения о их проведении (коэффициент соотношения показателей «представлены» и «учувствовал» ранен 0,25). Данный факт позволяет говорить о непопулярности среди населения региона данного механизма решения наиболее злободневных вопросов жизни общества.
Результаты говорят о том, что сегодня среди жителей Ярославской области самые популярные формы участия в жизни общества (без учета института выборов) - сбор подписей под обращениями в органы власти (социальные организации) (23,3%) и благотворительные акции (22,1%). Однако, и эти цифры в два-три раза меньше потенциальных, учитывая распространенность (представительность) данных форм гражданской активности на территории Ярославской области.
Каждый десятый житель Ярославской области (11,9%) используют в осуществлении своей общественной деятельности и отстаивании своей гражданской позиции (сбор подписей) сеть Интернет и это притом, что имеют такую возможность и знают о ней 29,6% жителей области. Данная форма общественной активности имеет одно из лучших соотношений показателей «представлены» и «участвовал» (0,4), больше лишь у «благотворительных акций» (0,44). Очевидно, это связано с тем, что граждане могут принять участие в сборе подписей, данном случае, не выходя из своего дома и даже не вставая с «кресла».
Если говорить о деятельности некоммерческих организаций, представленных в населенных пунктах Ярославской области, то здесь можно отметить важность актуализации информации об их деятельности и дальнейшего увеличения числа НКО и числа их отделений (филиалов) в городах, поселках, селах региона [8, с. 155-170]. Это позволит увеличить число их участников в два-три раза. Данный вывод опирается на закономерность, наблюдаемую в соотношении показателей «представительность» и «участие» других форм гражданской активности. На начало 2015 года заявляют о наличии в их населенном пункте некоммерческой организации (её отделения/филиала) 20,5% респондентов. Сообщают о личном участии в деятельности некоммерческой организации лишь 3,6%.
Согласно результатам исследования, 45,9% жителей Ярославской области в той или иной мере сталкивались с ситуациями, когда возникала необходимость защищать свои законные права перед местными или региональными органами власти. Из них: лично оказались в такой ситуации - 31,4%, в такое положение попали знакомые - 10,1%, еще 4,4% просто слышали о таких случаях в целом [3, с. 122-128].
Если говорить о личном опыте столкновения с нарушениями прав и интересов граждан, то здесь чаще, чем остальным свои законные права приходится защищать ярославцам (36,6%) и жителям сельских населенных пунктов (31,9%).
В Ярославской области ситуации с нарушением прав граждан, как правило, возникают в трех сферах: жилищно-коммунального хозяйства (60,9%), трудовых прав (25,3%) и здравоохранения (24,5%). Особенно часто, согласно результатам опроса, законные права граждан в сфере ЖКХ нарушаются в малых городах (70,0%), в сфере трудовых прав боль-
ше всего нарушений фиксируется в г. Рыбинске (31,6%), в сфере здравоохранения - в крупных и малых городах региона (28,0%).
Две трети тех, кто в той или иной мере сталкивался с ситуациями, когда возникала необходимость защищать свои законные права перед местными или региональными органами власти, сообщили, что им или их знакомым удалось полностью либо частично отстоять свои законные права (69,7%).
Никогда не слышали о ситуациях, когда гражданам нужно было защищать свои законные права перед местными или региональными органами власти 41,0% респондентов.
О деятельности Общественных палат (Российской Федерации, Ярославской области, муниципального образования области) знают лишь 22,1% жителей Ярославской области. Причем осведомленность населения ограничивается лишь двумя общественными институтами федеральной Общественной палатой и региональной (43,2% и 39,2% соответственно). В ходе исследования многие участники опроса путали Общественную палату с различными органами власти, их подразделениями и структурами (например: счетной палатой).
Большинство жителей региона не знают, чьи интересы, прежде всего, являются приоритетными для Общественной палаты Ярославской области. На соответствующий вопрос ответ «населения» дали только 27,2% респондентов.
По мнению относительного большинства участников опроса, основными мотивами работы членов Общественной палаты Ярославской области являются их меркантильные интересы: возможность получения финансирования (24,1%), статус (23,6%), возможность лоббирование интересов своей организации (12,8%). Каждый третий полагает, что членов Общественной палаты Ярославской области мотивация вообще отсутствует.
Таким образом, уровень доверия к власти, особенно на региональном и муниципальном уровне находится на низком уровне, но и роль общественных организаций в развитии гражданской активности граждан и взаимодействии с органами власти должна быть больше.
Литература
1. Буренко В.И. Мимикрия как политическая технология в условиях демодернизации // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. №16.
2. Головин Ю.А. Политические технологии в избирательных кампаниях 2011-2012 годах // Конфликтология. 2012. №3.
3. Дан-Чин-Ю Е.Ю. Участие населения в местном самоуправлении: формы и модели взаимодействия // Социология власти. 2011. №1.
4. Златанов Б.Г. Модернизация в политической системе // Евразийский юридический журнал. 2015. № 9 (88).
5. Златанов Б.Г. Особенности политической модернизации в современных условиях // Евразийский юридический журнал. 2015. №11(90).
6. Моисеев А.Н., Шумилов А.В. Эффективность и инновации молодежной политики в современной России: противоречия теории и практики измерения // Современные проблемы науки и образования. 2015. №1-1.
7. О состоянии гражданского общества в Ярославской области за 2014 год: доклад Общественной палаты Ярославской области. Ярославль, 2015.
8. Сковиков А.К. Власть и гражданское общество: диалог взаимодействия // Фундаментальные исследования. 2014. №12-12.
9. Титова Л.Г. Региональный аспект политической активности // Конфликтология. 2010. №3.
10. Титова Л. Государство и общественно-политические движения в современной России // Государственная служба. 2006. №4.
11. Шабров О.Ф. Стандарты качества в государственном управлении и политике // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2009. Т. 2. №5.
12. Шумилов А.В. Инновационные факторы гражданской активности молодежи (региональная специфика) // Современные проблемы науки и образования. 2014. №6.
References
1. Burenko V.I. Mimikriya kak politicheskaya tekhnologiya v usloviyakh demodernizatsii. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniya). 2014. №16.
2. Golovin Yu.A. Politicheskie tekhnologii v izbiratel'nykh kampaniyakh 2011-2012 godakh. Konfliktologiya. 2012. №3.
3. Dan-Chin-Yu E.Yu. Uchastie naseleniya v mestnom samoupravlenii: formy i modeli vzaimodeistviya. Sotsiologiya vlasti. 2011. №1.
4. Zlatanov B.G. Modernizatsiya v politicheskoi sisteme. Evraziiskii yuridi-cheskii zhurnal. 2015. № 9 (88).
5. Zlatanov B.G. Osobennosti politicheskoi modernizatsii v sovremennykh usloviyakh. Evraziiskii yuridicheskii zhurnal. 2015. №11(90).
6. Moiseev A.N., Shumilov A.V. Effektivnost' i innovatsii molodezhnoi politiki v sovremennoi Rossii: protivorechiya teorii i praktiki izmereniya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. №1-1.
7. O sostoyanii grazhdanskogo obshchestva v Yaroslavskoi oblasti za 2014 god: doklad Obshchestvennoi palaty Yaroslavskoi oblasti. Yaroslavl', 2015.
8. Skovikov A.K. Vlast' i grazhdanskoe obshchestvo: dialog vzaimodeistviya. Fundamental'nye issledovaniya. 2014. №12-12.
9. Titova L.G. Regional'nyi aspekt politicheskoi aktivnosti. Konfliktologiya. 2010. №3.
10. Titova L. Gosudarstvo i obshchestvenno-politicheskie dvizheniya v so-vremennoi Rossii. Gosudarstvennaya sluzhba. 2006. №4.
11. Shabrov O.F. Standarty kachestva v gosudarstvennom upravlenii i politike. Problemnyi analiz i gosudarstvenno-upravlencheskoe proekti-rovanie. 2009. T. 2. №5.
12. Shumilov A.V. Innovatsionnye faktory grazhdanskoi aktivnosti molodezhi (regional'naya spetsifika). Sovremennye problemy nauki i ob-razovaniya. 2014. №6.