УДК 32.019.5
СОКОЛОВ Александр Владимирович — кандидат политических наук, доцент кафедры социально-политических теорий Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова (150000, Россия, г. Ярославль, ул. Советская, 10; alex8119@mail.ru)
ФРОЛОВ Александр Альбертович — кандидат политических наук, ассистент кафедры социально-политических теорий Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова (150000, Россия, г. Ярославль, ул. Советская, 10; a.a.froloff@gmail.com)
НЕКОММЕРЧЕСКИЙ СЕКТОР ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ: ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 2015 г.
Аннотация. В статье рассматриваются новые векторы развития некоммерческого сектора России, рост числа организаций - как официально зарегистрированных, так и простых объединений граждан по интересам. Для оценки деятельности НКО, характера взаимоотношений общественных организаций со структурными подразделениями органов власти, бизнес-структурами и населением в статье приводятся результаты опроса, проведенного среди представителей общественных и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории Ярославской обл.
Ключевые слова: гражданское общество, НКО, гражданская активность, Ярославская область
В Российской Федерации в ходе интенсивных процессов конструирования и развития гражданского общества большое значение приобретает деятельность некоммерческих организаций, которым уделяется повышенное внимание со стороны как государственной власти, так и общественности [Галкина 2009]. Сектор НКО всегда рассматривался как основа гражданского общества. Существует широкий спектр направлений, по которым некоммерческие организации формируют гражданскую позицию. К ним можно отнести деятельность разнообразных клубов по интересам, благотворительных фондов, профессиональных объединений, религиозных организаций, узконаправленных объединений, политических организаций и др. [Исаева и др. 2015: 25].
В последние годы НКО постепенно набирают общественную репутацию, стараются быть более открытыми для участия граждан в их деятельности. Так, появилось новое понятие — «социально ориентированные НКО» (СО НКО). Федеральным законом от 5 апреля 2010 г. N 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» это понятие было введено в законодательство. К ним относятся НКО, которые в соответствии с учредительными документами осуществляют деятельность, направленную на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в России [Доклад о состоянии... 2013: 25].
Можно говорить о том, что сектор НКО с каждым годом получает новые векторы развития, увеличивается число организаций, причем как официально зарегистрированных, так и простых объединений граждан по интересам, не получающих статуса юридического лица. Российский некоммерческий сектор уже играет заметную роль в социально-экономической жизни страны, выступая источником различных социальных инноваций. Он развивается динамично и работает эффективно, о чем свидетельствуют высокие темпы роста выпуска продукции и услуг НКО в условиях нестабильного финансирования [Кирсанов, Сесявин 2015: 153]. Ежегодно увеличивается число НКО,
участвующих в распределении денежных средств в виде государственных субсидий и конкурсов.
Некоммерческий сектор и государство являются потенциальными партнерами в решении социальных задач. Выстраивание эффективного партнерства предполагает создание и внедрение системы технологий межсекторного взаимодействия [Михайлова 2007: 70]. Можно сказать, что основной особенностью НКО в России становится сильная централизация взаимодействия власти и НКО в рамках стимулирования и поддержки инициатив социально ориентированных НКО.
Для оценки деятельности НКО, характера взаимоотношений общественных организаций со структурными подразделениями органов власти, бизнес-структурами и населением в феврале 2016 г. был проведен опрос 63 представителей общественных и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в 20 муниципальных образованиях Ярославской обл. Исследование было ориентировано на оценку отношений, имевших место в 2015 г. Полученные данные были сопоставлены с результатами аналогичных исследований, проведенных авторским коллективом в предыдущие годы.
В ходе опроса все эксперты говорили об эффективности своей деятельности. Однако 43,5% общественников, вошедших в выборку, отмечают, что в 2015 г. их НКО сталкивались с проблемами, связанными с недостатком материальных средств и пассивностью населения.
Согласно результатам опроса, 2/3 некоммерческих организаций, попавших в выборку исследования, уже сейчас оказывают населению социальные услуги. НКО специализируются на предоставлении бесплатных социальных услуг, связанных с организацией досуга населения и оказанием ему информационно-консультативной помощи (в т.ч. юридической). Платные услуги в настоящий момент составляют не более 9% в работе общественных объединений, попавших в выборку исследования. В перечень платных услуг НКО в регионе сегодня входят экскурсии, парикмахерские, консультационные и культурно-познавательные услуги. Рынок платных социальных услуг НКО в регионе крайне скуден.
В России начат процесс разгосударствления социальной сферы, а некоммерческие организации могут войти в реестр НКО — поставщиков социальных услуг населению. Информированность региональных общественников об указанных изменениях на сегодняшний день высока. Так, знают о возможности вхождения ряда НКО в реестр поставщиков социальных услуг населению 81,4% экспертов, ничего не знают об этом — 17%. О готовности участвовать в системе предоставления социальных услуг населению заявляют 45,6% представителей НКО.
По мнению экспертов — представителей НКО, большинство некоммерческих организаций области имеют опыт предоставления социальных услуг, причем перечень отраслей социальной сферы, где общественные объединения выступают в качестве поставщиков социальных услуг и помощи, достаточно широк. Возможно, по этой причине большинство экспертов выступают за привлечение НКО к оказанию услуг, производимых во всех отраслях социальной сферы. Наибольшее единодушие представители НКО проявили по следующим направлениям: «медицинские услуги во всех формах социального обслуживания» (за передачу данного вида услуг выступили 88% участников исследования), «психологические услуги» (79%) и «услуги по улучшению навыков поведения в быту и общественных местах для инвалидов» (73,5%). Менее консолидированным мнение экспертов оказалось по такой позиции, как «неотложные социальные услуги нуждающимся» (61%).
В силу специфики своей деятельности некоммерческие организации постоянно находятся во взаимодействии с контрагентами (властью, населением, дру-
гими НКО, бизнесом). Характер сотрудничества, как показал опрос, во многом определяется конкретным партнером. Согласно исследованию, самое большое взаимопонимание НКО находят в третьем секторе (т.е. среди других НКО) и журналистской среде, реже сторонников своих идей и проектов они встречают в бизнес-структурах. Такая картина наблюдается в течение 3 последних лет.
НКО региона в 2015 г. вели активную работу со структурными подразделениями региональных и местных органов власти. По словам участников опроса, как и в
2014 г., в процессе взаимодействия с чиновниками они, помимо поддержки, подвергались определенному административному давлению. По мнению некоторых экспертов, на их организацию в прошедшем году пытались оказать давление федеральные (16,3%), региональные (19,2%) и местные органы власти (19,2%).
Поддержку от федеральных органов власти в 2015 г. получили 45% НКО области, от региональных — 82,5%, местных — 83,0%. В целом уровень поддержки некоммерческих организаций со стороны органов власти в последние годы остается стабильно высоким.
Сотрудничество НКО и органов власти, как правило, осуществляется сразу по нескольким направлениям. По данным экспертов, самые распространенные в
2015 г. формы взаимодействия НКО с властью — публичные слушания (65%), обращения (53%), участие в работе общественных палат (50%), членство в консультативных и общественных советах при органах власти (47%), а также гранты и субсидии для НКО (47%). Четырехлетние наблюдения позволяют говорить, что это основные виды сотрудничества общественников и чиновников.
Самые эффективные формы сотрудничества в 2015 г. (те, в которых взаимодействие сопровождалось достижением результата) — это участие в работе общественных палат (средняя экспертная оценка составила 3,89 балла по 5-балльной шкале), гранты и субсидии (3,67 балла), а также обращения в органы власти (3,55 балла). В 2015 г. существенно возросла результативность участия НКО в работе общественных палат, а также ряде других видов совместной работы НКО и власти (см. табл. 1).
Таблица 1
Результативность участия НКО (по 5-балльной шкале)
Средняя оценка, 2011 г. Средняя оценка, 2012 г. Средняя оценка, 2014 г. Средняя оценка, 2015 г.
Участие в работе общественных палат (Ярославской области или муниципальных образований) 3,52 3,80 3,3 3,89
Гранты и субсидии для НКО 3,38 3,42 3,8 3,67
Обращение в органы власти 3,36 3,62 3,2 3,55
Членство в консультативных и общественных советах при органах власти 3,27 3,10 3,1 3,37
Публичные слушания 2,76 2,85 2,9 3,31
Общественная экспертиза законодательства 2,38 2,41 2,7 3,11
Социальный заказ 2,71 2,73 2,6 2,90
Правотворческая инициатива 2,43 3,21 2,5 2,84
Экологическая экспертиза 2,13 2,16 2,6 2,44
Как и 4 года назад, относительное большинство представителей некоммерческих организаций убеждены, что в 2015 г. инициатива сотрудничества власти и
2016'08
ВЛАСТЬ
77
третьего сектора наиболее часто исходила либо от НКО (такого мнения придерживаются 45% экспертов), либо была обоюдной (40%). В то же время динамика показывает, что с 2012 г. в 4 раза возросло число запросов власти на сотрудничество с некоммерческими организациями — с 4,3% в 2012 г. до 20% в 2015 г. Это говорит о том, что с 2012 г. в Ярославской обл. усилился интерес органов власти к деятельности НКО. Они активнее стали использовать потенциал общественных объединений в решении социально значимых проблем и задач, спускаемых «сверху». Поэтому указанное выше давление органов власти на НКО можно рассматривать в значительной степени не как негативный фактор, а как усиление взаимодействия власти и НКО.
Представители НКО в 2015 г. инициировали сотрудничество с органами власти, главным образом обращаясь за помощью (об этом сообщили 34% участников исследования) либо, наоборот, предлагая поддержку (34%). Сотрудники органов власти, инициируя взаимодействие с НКО, предлагали им помощь (17,7%) или обращались за поддержкой (17,7%).
По сравнению с 2012 г. в 2 раза увеличилось число предложений помощи от общественников в адрес органов власти, в 3 раза активнее чиновники стали обращаться к НКО. Первый факт свидетельствует о наращивании материально-технической и социальной базы некоммерческих организаций, второй — о росте понимания в среде чиновников значения и роли НКО в деятельности органов власти и развитии региона.
По данным экспертов, в 2015 г. поддержка, оказанная чиновниками общественным объединениям, заключалась преимущественно в финансировании (46,2%). НКО содействовали органам власти чаще всего в организации различных общественно-культурных мероприятий и социально значимых проектов (40,7%).
Несмотря на позитивные тенденции во взаимоотношениях власти и НКО, некоторые общественники указали на негативные аспекты сотрудничества с должностными лицами. Практически каждый шестой общественник связывает их с работой органов власти (по мнению 6,3% экспертов, их совместная работа с властью не принесла никакой пользы, 8% указали на формальность и незаинтересованность органов власти в общении с НКО).
Об отсутствии негативного эффекта для некоммерческих организаций (общественных объединений) от взаимодействия с органами власти и должностными лицами говорил каждый пятый представитель третьего сектора (20,6%). 51% экспертов затруднились дать ответ на вопрос о негативных последствиях взаимодействия с органами власти.
2/3 представителей НКО говорили о готовности расширить ассортимент оказываемых ими услуг и применить новые формы работы, например через использование сети Интернет. Расширять ассортимент оказываемых услуг НКО готовы по 3 направлениям — это информационно-консультационные услуги, организация досуга и обучение. Вместе с тем довольно большая группа участников исследования говорила о неготовности их НКО осваивать новые виды услуг и новые технологии ведения работы (34,7%). За 2 последних года доля таковых увеличилась на 6%.
Таким образом, НКО в Ярославской обл. в целом готовы оказывать социальные услуги населению. Это подтверждается и наличием планов на предоставление этих услуг населению, и тем, что многие общественные объединения оказывают социальные услуги уже сегодня. Наблюдается тенденция активизации взаимодействия НКО и органов власти. При этом инициатива данного сотрудничества все чаще исходит от официальных структур, что позволяет говорить о повышении роли НКО.
В то же время НКО пока не обладают необходимой материальной базой и не способны в полной мере принимать участие в реформировании социальной сферы, направленной на ее разгосударствление и перевод в НКО 10% социальных услуг, оказываемых населению за счет бюджетных средств.
Исследование проведено при поддержке гранта РГНФ № 15-33-01262.
Список литературы
Галкина Е.В. 2009. Тенденции взаимодействия НКО и государственной власти на современном этапе. — VВсероссийский конгресс политологов: доклады. Доступ: http://www.civisbook.ru/files/File/Galkina_RAPN.pdf (проверено 24.06.2016).
Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2013 год. М.: Общественная палата РФ. 2013. 132 с.
Исаева Е.А., Маклашин И.С., Соколов А.В., Фролов А.А. 2015. Региональные аспекты гражданской активности в современной России (на примере Ярославской области): монография. М.: Проспект. 216 с.
Кирсанов М.Ю., Сесявин Е.А. 2015. НКО и их роль в реализации инновационной политики. — Теоретические и прикладные аспекты современной науки. № 8-6. С. 152-155.
Михайлова В.В. 2007. Основные характеристики взаимодействия НКО и государства в Нижегородской области. — Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. № 1(6). С. 70-74.
SOKOLOV Aleksandr Vladimirovich, Cand.Sci.(Pol.Sci.), Associate Professor of the Chair of Social and Political Theories, Demidov Yaroslavl State University (10 Sovetskaya St, Yaroslavl, Russia, 150000; alex8119@mail.ru) FROLOV Aleksandr Albertovich, Cand.Sci.(Pol.Sci.), Assistant of the Chair of Social and Political Theories, Demidov Yaroslavl State University (10 Sovetskaya St, Yaroslavl, Russia, 150000; a.a.froloff@gmail.com)
THE UNCOMMERCIAL SECTOR OF THE YAROSLAVL REGION: EFFECTIVENESS EVALUATION IN 2015
Abstract. The article deals with the non-profit sector in Russia, which demonstrates a variety of activities during the last few years. The non-profit sector received new vectors of development, the number of organizations, both officially registered and ordinary citizens' associations built on interests increased. Based on the results of a survey conducted among representatives of public and non-profit organizations (NPOs) operating in the territory of the Yaroslavl region, the authors evaluate the activity of relationship of NPOs with the structural units of authorities, businesses and the public. Keywords: civil society, NPO, civic engagement, Yaroslavl region