КРАУДСОРСИНГОВЫЕ ПЛОЩАДКИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ «ОТКРЫТЫЙ РЕГИОН» И «ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО») 1
Соколов А . В .
Соколов Александр Владимирович, Ярославский государственный университет, 150000, Россия, Ярославская область, г. Ярославль. ул. Советская, д. 14. Эл. почта: [email protected].
Краудсорсинг предоставляет органам власти возможность создать специфический канал коммуникации с населением. Объектом исследования стали федеральные программы «Открытый регион» и «Электронное правительство».
Появление платформ, в рамках которых граждане могут координировать свою деятельность и обмениваться мнениями, становится незаменимым ресурсом для НКО, предпринимателей, государственных служащих. Организаторам и создателям подобного рода площадок необходимо аккумулировать всю полученную информацию и систематизировать ее. Такого рода практики собирают вокруг себя широкие слои общественности и уже не могут быть проигнорированы властными структурами. Для населения это возможность не только выразить свою гражданскую позицию и найти единомышленников, но и почувствовать сопричастность к политическим процессам, происходящим на федеральном и региональном уровнях. В некоторых случаях возможно решение спорных ситуаций без вмешательства властных структур, кооперирование граждан посредством сетевых коммуникаций позволяют достичь существенных результатов самостоятельно.
Целью статьи является анализ внедрения указанных программ в субъектах Российской Федерации на примере Хабаровского края, Ульяновской, Тульской, Мурманской областей.
В ходе исследования проводился анализ функционирования созданных в данных регионах информационных порталов, в том числе по таким критериям, как наличие обратной связи, полнота информации, частота обновления и т.д.
Результаты исследования демонстрируют, что реализация проектов на уровне регионов зависит от позиции властных структур, готовности налаживать коммуникативное взаимодействие с гражданами. При создании функциональных и удобных интернет-порталов для пользователей количество участников со стороны населения увеличивается. Результатом организации обратной связи и публикации результатов деятельности может стать эффективное коммуникативное взаимодействие на уровне власть-общество.
Ключевые слова: Интернет, краудсорсинг, «Открытый регион», электронное правительство, гражданская активность.
1 Статья подготовлена в рамках исследования, финансируемого за счет гранта РГНФ №1433-01241 «Гражданская кооперация в современной России: формы, механизмы и результаты».
Краудсорсинг в настоящее время активно развивается в качестве модели для решения различного вида проблем и задач, стоящих как перед бизнесом, так и перед государством и обществом в целом. Участие граждан в решении проблем заключается в том, чтобы собирать и присылать информацию о какой-либо проблеме или информации. Это становится возможным благодаря различным техническим средствам, главную роль из которых играют Интернет и мобильные телефоны. Именно благодаря им сегодня расширилось число людей, которые могут быть источниками информации.
Государственным структурам при решении социально значимых вопросов необходима консолидация с общественными институтами, которые официально являются представителями от населения. Граждане могут проявить свое участие в сборе информации по той или иной проблеме, а общественные институты служат связующим звеном между людьми и государством.
Краудсорсинг эффективно используется в кризисных ситуациях, при возникновении разного рода природных катастроф. Для оперативного разрешения проблемных вопросов усилий только государственных структур недостаточно. Пользователи Интернета и активные блоггеры путем налаживания сетевых коммуникаций активизируют самоорганизацию граждан, формируя сетевую общественность в online среде (Мирошниченко, 2011).
Появление платформ, в рамках которых граждане могут координировать свою деятельность и обмениваться мнениями, может стать незаменимым ресурсом для НКО, предпринимателей, государственных служащих. Организаторам и создателям подобного рода площадок необходимо аккумулировать всю полученную информацию и систематизировать ее. Такого рода практики собирают вокруг себя широкие слои общественности и уже не могут быть проигнорированы властными структурами. Для населения это возможность не только выразить свою гражданскую позицию и найти единомышленников, но и почувствовать сопричастность к политическим процессам, происходящим на федеральном и региональном уровнях. В некоторых случаях возможно решение спорных ситуаций без вмешательства властных структур, кооперирование граждан посредством сетевых коммуникаций позволяют достичь существенных результатов самостоятельно. Подобного рода феномен носит название «governance without government» (Кустарев, 2007). Это понятие было введено в 1992 г. Джеймсом Розенау и Эрнстом-Отто Чьемпилем (Rosenau, Czempiel, 1992). Управление без участия правительства становится успешным благодаря широкому применению информационных технологий.
В государстве, где власть открыта для общества, интерес к подобным проектам должен быть особенно высок. В России часто можно встретить недоверие к власти, гражданское общество начинает проявлять свою активность в митингах и акциях протеста. Для того чтобы граждане начали решать проблемы позитивным путем, необходим отклик со стороны государства и содействие
гражданским инициативам. Особенно важно конструктивное сотрудничество различных субъектов в условиях чрезвычайных ситуаций. Сетевые сообщества в данном случае позволяют создать площадки для взаимодействия власти и граждан в условиях чрезвычайных ситуаций, развить новые управленческие технологии, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, реагирование и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций (Морозова, Мирошниченко, 2010).
В демократическом государстве сотрудничество власти и общества служит залогом устойчивости политической системы и благополучия граждан. Такие проекты позволяют проводить мониторинг совершенно разных мнений и обращать внимание властей на те проблемы, о которых говорит общество. Россия как государство с обширными труднодоступными территориями и многоконфессиональным обществом особенно должно быть заинтересовано в развитии и поддержании подобных гражданских инициатив. При этом новые информационно-коммуникационные технологии заставляют властные институты меняться, в том числе и посредством создания «Открытое правительство» (Пономарев, 2011).
Чтобы оценить значимость внедрения краудсорсинга в сферу государственного управления, важно также оценить проекты, инициатива создания которых принадлежит органам власти. Примерами таких программ можно обозначить «Открытый регион» и «Электронное правительство».
Объектом исследования стали федеральные программы «Открытый регион» и «Электронное правительство».
Федеральный проект «Открытый регион», стартовавший уже во многих субъектах Российской Федерации, призван сделать органы власти более открытыми, повысить качество их работы за счет внедрения системы общественного контроля. В рамках проекта «Открытый регион» предусматривается создание площадки в сети Интернет, которая объединила бы неравнодушных граждан и предоставила им методы поиска новых вариантов решения существующих проблем.
«Открытый регион» — реализация органами власти субъекта Российской Федерации системы мер по формированию и развитию открытого государственного управления на уровне субъекта Российской Федерации (Открытый регион.). Внедрение механизмов открытости государственного и муниципального управления в субъектах Российской Федерации, в первую очередь, направлено на:
- повышение кадрового потенциала;
- повышение качества решений;
- снижение уровня коррупции;
- повышение качества государственных услуг;
- повышение инвестиционного потенциала региона и рост конкурентоспособности территорий;
- рост качества жизни;
- рост доверия между государством и обществом.
Система электронного правительства в первую очередь призвана наладить коммуникации между гражданами и властью через сеть Интернет, сделать работу государственных органов максимально открытой и доступной для обычного пользователя, а также упростить процедуры доступа населения к государственным услугам.
В Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства под электронным правительством понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов (О Концепции формирования в Российской Федерации...).
Готовность регионов к электронному правительству неодинакова (Мелюхин, 2007). Определяющими факторами развития регионального электронного правительства РФ являются политическая воля руководства, бюджет региона, наличие научного потенциала для освоения ИКТ.
Показателями эффективности работы по созданию Электронного правительства служат:
- рост количества жителей региона, активно использующих информационные технологии в повседневной жизни, в выстраивании своих отношений с органами власти и бюджетными учреждениями;
- рост удовлетворенности населения качеством получаемых государственных услуг в электронном виде, повышение доверия к исполнительным органам государственной власти;
- сокращение финансовых, трудовых, временных затрат при осуществлении органами государственной власти и местного самоуправления своей текущей деятельности за счет внедрения ИКТ в их работу;
- повышение качества общественных услуг в сфере образования, медицинской помощи, социальной защиты населения за счет информатизации и внедрения ИКТ;
- повышение степени безопасности жизни населения за счет внедрения ИКТ органами правопорядка и гражданской обороны;
- устойчивое развитие рынка ИКТ (Рычкова, Манахова).
Общественный контроль является одним из приоритетных и наиболее значимых механизмов по внедрению принципов открытого государства, потому
что позволяет непосредственно власти и гражданину вырабатывать совместные решения. Гражданин должен видеть, каким образом его усилия и его вовлеченность приводит к конкретным изменениям.
Как отмечает министр РФ по вопросам открытого правительства Михаил Абызов, проект «Открытый регион» создается для того, чтобы вывести население из «серой зоны настороженности», а проще говоря, чтобы повысить доверие к региональной и муниципальной власти (Министр РФ по вопросам.).
В нашем исследовании электронное правительство рассматривается как одна из составляющих программы «Открытый регион». Критериями отбора областей для исследования выступили несколько показателей.
1. К пилотным регионам официально реализующими программу «Открытый регион», относятся 17 регионов. В этих регионах программа была официально запущена по поручению федерального центра. На данные регионы возложена большая ответственность, поскольку по результатам их работы можно будет судить о показателях реализации данного проекта. Одиннадцать субъектов и 3 муниципалитета присоединились к внедрению открытости государственного управления по собственной инициативе. Это те регионы, которые чувствуют необходимость и готовность проводить данную практику самостоятельно. На основе данного критерия решено было для исследования отобрать 2 пилотных региона и 2 региона присоединившихся.
2. Следующий критерий — региональные интернет-ресурсы каждого из регионов. Здесь оценивались направления, по которым работают властные структуры в регионе, и та сфера, где более всего налажено взаимодействие власть-общество.
3. Последним критерием стал индекс открытости правительства регионов России (Индекс открытости регионов), включающий перечень регионов, в которых правительство и властные структуры наиболее всего открыты гражданам данных регионов. Индекс рассчитывается на основе показателей, характеризующих четыре направления открытого правительства:
- сервисы социальных сетей (использование социальных сетей для взаимодействия с гражданами);
- открытые правительственные данные (доступность, легальность и возможность получить в машиночитаемом виде открытые данные);
- онлайновое сотрудничество с гражданами (использование онлайновых инструментов для сотрудничества с гражданами при выработке, реализации и оценке результатов политики органов власти субъектов РФ);
- интегрированные/сетевые сервисы (оценка по методологии ООН использования органами власти различных инструментов для получения обратной связи от граждан — опросов, досок объявлений, чатов, дискуссионных форумов и т.д.).
Таким образом, были отобраны для исследования 4 региона:
1) Хабаровский край — проект-пилот по поручению, с низким индексом открытости правительства в данном регионе и малым количеством реализуемых интернет-проектов;
2) Ульяновская область — проект-пилот по поручению, занимает лидирующие позиции по открытости правительства в регионе, где особо развиты интернет-ресурсы, направленные на улучшение взаимодействия между властью и обществом;
3) Тульская область — присоединившийся регион; несмотря на то что индекс открытости правительства в данном регионе находится на низком уровне, он является передовым по реализации проекта «Открытый регион» и имеет самое большое количество интернет-ресурсов, которые призваны наладить коммуникативное взаимодействие населения и властных структур;
4) Мурманская область — присоединившийся проект; по индексу открытости правительства данный регион находится на последних позициях, на официальном портале программы «Открытый регион» от данной области не было заявлено ни одного интернет-ресурса, что говорит о низкой заинтересованности данного региона в реализации проекта.
Для дальнейшего изучения необходимо ознакомиться с указанными регионами и проследить ход реализации на их территории данных проектов.
В рамках проекта «Открытый регион» в Хабаровском крае открыт интернет-портал, где каждый житель может оставить обращение по любому вопросу и ознакомиться с данными об органах власти. К работе на данном ресурсе подключены более ста государственных структур, в том числе Правительство Хабаровского края. Для того чтобы отправить обращение или жалобу, необходимо выбрать из предложенного списка тему и адресата. Так, жители могут обратиться с жалобой или обращением по разным вопросам, не только ознакомиться со сложившейся ситуацией в своем регионе, но и увидеть действенность обратной связи. Также на сайте ведется мониторинг количества поступивших обращений и решенных проблем.
По данным пресс-службы администрации Хабаровского края (Число обращений жителей.), по итогам 2013 г. жители Хабаровского края стали чаще обращаться через Интернет: из 55 тысяч направленных запросов 21 тысяча поступила через Интернет. По сравнению с 2012 г. данные показатели были ниже практически на 70%. Причиной таких изменений стало удобство в использовании данного ресурса, прежде всего скорость рассмотрения обращений и обратной связи. Больше всего обращений касается сферы жилищно-коммунального хозяйства и в период чрезвычайных ситуаций.
Упростилась процедура авторизации на сайте: требуется только наличие телефона. Раньше для авторизации на портале необходимо было использовать СНИЛС и иметь пароль для доступа к сайту «Госуслуги» либо получить пароль
в ближайшем отделении многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг.
Механизмы электронного правительства как составляющей открытости региона предусматривают создание электронного бюджета, электронный документооборот, предоставление электронных муниципальных услуг.
На портале «Открытый регион» жители обращаются с различными проблемами социального характера. Каждый посетитель видит ход решения собственной проблемы и то, с какими проблемами обращаются другие пользователи. На сегодняшний момент речь идет только о жалобах и обращениях.
Ульяновскую область можно назвать передовой по внедрению системы «Открытое правительство», «Открытый регион». Она стала первым регионом, который ввел пост министра по вопросам открытого правительства. В феврале 2014 г. в регионе был составлен рейтинг эффективности региональных органов власти и муниципальных образований с точки зрения наличия открытых данных на их официальных сайтах.
В марте 2014 г. была обновлена информация по местным спортивным объектам и учреждениям, рекламным агентствам, отраслям промышленности, музеям, культурным учреждениям и др.
В Ульяновской области существует множество порталов, призванных повысить уровень открытости в регионе. «Открытые данные» — информационный портал, где каждый житель области может ознакомиться с любой интересующей его информацией по разным разделам — от образования до промышленности. На сайте ведется статистика посещения гражданами портала. На портале «Электронное правительство Ульяновской области» можно получить информацию о государственных и муниципальных услугах, подать жалобу, обратиться с предложением, ознакомиться с функционирующим законодательством. Портал «Электронный Ульяновск» работает по профилю приобщения государственных и негосударственных структур к системе электронного взаимодействия друг с другом и населением, а также повышения компьютерной грамотности среди населения. В регионе также действует федеральная социальная программа «Бабушка — онлайн», направленная на повышение компьютерной грамотности граждан старшего возраста. Всего обучение навыкам работы с информационными технологиями летом 2014 г. прошли около 56 тыс. жителей Ульяновской области.
Важным достоинством интернет-ресурсов в области является разноплановость информации. Ни один из порталов не содержит одинаковой информации и каждый из жителей региона может найти именно то, что его интересует на данный момент.
Рядовой гражданин обращается на портал «Открытый регион», поскольку именно там можно оповестить о проблеме оперативно и так же оперативно
получить информацию о ее решении. На сайте «Электронное правительство» в обсуждении разного рода проектов и НПА участвуют уже более компетентные граждане. Таким образом, охвачены все социальные слои населения.
В рамках программы «Открытый регион» в Тульской области на портале openregion71.ru запущен сервис «Вопрос — ответ», который позволяет жителям получить ответ за 10 дней вместо обычных 30 дней. По просьбам жителей был добавлен сервис «Народный контроль», призванный контролировать качество выполняемых работ. В настоящее время на портале размещено более 20 сервисов для жителей: народная карта Тульской области, народный бюджет, народная программа, открытый муниципалитет, классификатор вопросов-ответов для решения проблем жителей за 10 дней, инвестиционная карта Тульской области, Культурный навигатор Тульской области (мобильный гид Тулы).
Правительством Тульской области была утверждена Программа совершенствования государственного управления в Тульской области «Открытый регион» на 2014-2016 годы (О программе совершенствования государственного.). Цель данного нормативного правового акта систематизация дальнейших действий и совершенствование нормативного правового регулирования дальнейшего развития системы открытого государственного и муниципального управления в Тульской области.
Программа совершенствования государственного управления в Тульской области «Открытый регион» на 2014-2016 годы (Программа совершенствования.) является базовым для разработки целой системы документов, направленных на повышение качества и эффективности государственного управления, институционального развития и обеспечения роста качества жизни, доверия граждан, устойчивого развития, улучшения инвестиционного климата и конкурентоспособности через инструменты расширения форм и каналов участия граждан в государственном и муниципальном управлении, подотчетности и прозрачности деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления.
Портал «Народное правительство Тульской области» призван освещать вопросы кадрового потенциала региона. Здесь обсуждается список рекомендованных для включения в резерв управленческих кадров Тульской области, каждый желающий может ознакомиться с данным списком и с порядком назначения властных структур в регионе.
Портал открытых данных правительства Тульской области содержит 9 приложений: открытый бюджет Тульской области, открытое ЖКХ, электронное МВД, дороги Тульской области, мобильное приложение «Донор», культурный навигатор, открытый регион 71, инвестиционный портал Тульской области, бесплатный wi-fi Тульской области. На портале также размещены информационные данные по разным направлениям. Все разделы отображены на карте области, где каждый желающий может выбрать интересующую его сферу, информацию о ней и местоположение.
На портале «Открытый регион 71, портал управления Тульской областью» представлены электронные данные, с помощью которых граждане получают доступ к государственным услугам в регионе, на сайте можно обратиться с проблемой разной направленности, отметить ее на карте и ознакомиться с вопросами, с которыми граждане уже обращались. Граждане могут влиять на политику в регионе и осуществлять народный контроль при помощи экспертизы нормативно-правовых актов, раздел «Народное управление» предусматривает проведение проектной деятельности среди представителей территориального общественного самоуправления. Каждый из жителей может участвовать в программе «Народный бюджет», для этого на сайте есть подробное описание проекта и правила участия в нем. В рамках направления «Народный контроль» введена горячая линия для обращений граждан, тематика народного контроля — сфера ЖКХ. Раздел оснащен видео- и фотоматериалами о результатах деятельности. Раздел «Мониторинг исполнения указов президента» демонстрирует результаты работы по выполнению закрепленных главой государства показателей развития.
Несмотря на то что Интернет становится неотъемлемой частью каждого жителя страны, уровень правовой и политической грамотности остается по-прежнему на низком уровне. Доступность, открытость, функциональность являются необходимыми составляющими при создании подобных интернет-ресурсов.
Отстающей среди изученных областей является Мурманская область. Интернет-ресурсы региона в основном носят информационный характер. На портале Мурманской области «Регион 51» можно увидеть новости региона и федерального центра, комментарии жителей города по поводу прошедших мероприятий в регионе. Данный портал не имеет индивидуальных особенностей и представляет собой информационный, новостной портал. Таким образом, можно сделать вывод, что из всех изученных регионов Мурманская область находится на самом низком уровне по реализации проекта «Открытый регион». Невозможно проследить результаты работы как властных структур, так и позиции жителей региона.
Исследование реализации проектов «Открытый регион» и «Электронное правительство» позволило прийти к нескольким выводам. Активность граждан во взаимодействии с органами власти через сеть Интернет обусловлена удобством и функциональностью порталов, действующих в рамках реализации данных программ. Показатель результатов в регионах не зависит от того, является ли область участником проекта по поручению или по собственной инициативе. Взаимодействие между властью и обществом эффективно в тех регионах, где направления работы властных органов через сеть Интернет разноплановы: каждый гражданин может обратиться с той проблемой, которая интересует именного его. Ключевыми показателями также служат обратная связь и публикация
результатов работы. Каждому жителю необходимо чувствовать сопричастность к политическим процессам, происходящим в регионе.
На основании изученных областей можно сделать следующие выводы:
1) реализация проектов на уровне регионов зависит от позиции властных структур, готовности налаживать коммуникативное взаимодействие с гражданами;
2) эффективность реализации проектов «Открытый регион», «Электронное правительство» не зависит от статуса региона и того, является он пилотным проектом или присоединившимся;
3) наиболее правильно сконструированными и информативными являются интернет-порталы, деятельность и направленность которых различна;
4) при создании функциональных и удобных интернет-порталов для пользователей количество участников со стороны населения увеличивается;
5) организация обратной связи и публикации результатов деятельности позволит наладить коммуникативное взаимодействие на уровне власть-общество.
Проекты краудсорсинга могут быть использованы представителями власти и общественности для решения разного рода проблем. Данная практика на современном этапе затрагивает разноплановые проблемы: борьба с катастрофами, поиск новых маркетинговых идей, актуализация мнений общественности на региональном и федеральном уровнях. Сетевые коммуникации сейчас позволяют минимизировать последствия временной разницы и расстояний между гражданами разных стран. В поиске качественно новых решений практически не остается ограничений.
Краудсорсинг, как правило, не представляет собой мнение большинства, тем не менее, он может быть использован в ходе опроса, когда граждане обсуждают какой-либо вопрос и выражают свое мнение после обсуждения (Изместьева, 2013). Также краудсорсинг очень уязвим для лоббирования, что не всегда служит плохим признаком. Важность краудсорсинга для граждан заключается в том, что он становится новым инструментом для активизации мнений и лоббирования интересов сообщества.
Многие проблемы не требуют вмешательства со стороны государства и могут быть решены силами самих граждан. И все чаще краудсорсинг становится практически единственным способом граждан сказать о существующих проблемах и найти помощь среди других людей, не доверяя государству. Такое отношение, в частности, сложилось у населения во время пожаров 2010 г., когда в период чрезвычайной ситуации проявились неподготовленность и нескоординирован-ность действий многих ответственных органов. Тогда единственным источником помощи друг другу были сами люди. Сетевые ресурсы стали связующим звеном, основанным на взаимном доверии пользователей сети. Иногда такого рода консолидация возникает по причине недоверия граждан официальным органам. Из
этого можно сделать вывод, что в российской действительности краудсорсинг зачастую используется в тот момент, когда действия власти неэффективны.
Однако стоит отметить, что государство располагает значительным количеством ресурсов. И решение большинства социальных проблем не обходится без участия властных структур. В то же время краудсорсинговые проекты могут служить неким сигналом для органов власти, чтобы они могли своевременно реагировать на социальные изменения и проблемы.
Опыт краудсорсинговых платформ показывает, что они могут быть достаточно гибкими. Они создаются для решения конкретных ситуаций, но продолжают свое существование после ее разрешения и могут также быть использованы в будущем для решения схожих проблем.
Проанализировав примеры применения методов краудсорсинга в социальной и политической сферах, можно определить ряд положительных показателей, которых достигают граждане и представители власти.
При помощи методики краудсорсинга, граждане разных стран могут видеть злободневные ситуации с более объективной стороны.
Информация, которая постоянно обновляется самими пользователями, позволяет взглянуть на проблему в динамике.
Появление такого рода платформ внушает надежду на то, что они смогут стать независимыми от влияния государственных структур, отражая настроения граждан по тому или иному вопросу. Формы гражданской активности из агрессивной трансформируются в конструктивный диалог.
Традиционные и нетрадиционные СМИ активно освещают подобные проекты. В результате власти не могут уклониться от решения проблем.
Граждане начинают осознавать свою причастность к социальным и политическим процессам, происходящим в государстве.
В то же время есть и ряд возможных негативных последствий: легкость манипулирования чужими мнениями в процессе обсуждения; большой объем информации, которая дублируется; некомпетентность граждан в некоторых вопросах, невозможность объективно оценить информацию; как правило, признание среди граждан получает самый активный пользователь, а не тот, кто конструктивно высказывает свое мнение.
Несмотря на то что традиционные СМИ активно участвуют в обсуждении проблемных вопросов, зачастую проблема освещается несколько однобоко — этот ресурс освещает преимущественно роль государства, а позиция граждан отражается в сети Интернет (блоги и социальные сети). Разница традиционных СМИ и краудсорсинговых платформ проявляется также в освещении событий. Традиционные СМИ обычно делают ставку на решение проблемы, как правило, занимая провластную позицию. Практика краудсорсинга, наоборот, в первую очередь уделяет внимание самим проблемам, а уже потом их решению и ме-
тодам решения. Таким образом, ограничивается монополия государства на обладание информацией и распространение ее в нужном свете.
С одной стороны, пользователем такой платформы может стать любой человек, но с другой — существуют специальные краудсорсинговые проекты, предназначенные исключительно для представителей властных структур («Регионалочка», «ГосБук»). Глобальные проекты призваны максимально систематизировать поступающую информацию, такая наглядность позволяет быстро оценить ситуацию и осуществлять помощь адресно. Кроме того, краудсорсин-говые платформы малозатратны по времени и финансам.
К основным принципам краудсорсинга относятся: принцип мотивации (поощрение или вознаграждение участника); принцип диалога; принцип комфортности условий (данная платформа должна быть удобной как для клиента, так и для заказчика); принцип состязательности.
Ключевым является вопрос, касающийся мотивации. Можно выделить ряд причин участия граждан в краудсорсинговых проектах:
- возможность изменить существующие проблемные ситуации;
- ощущение ответственности за предложенные и реализованные идеи и решения;
- возможность самореализации;
- осознание того, что твое мнение важно и является вкладом в общее дело;
- реальное вознаграждение в виде разного рода поощрений;
- общение с представителями экспертного сообщества;
- возможность приобретения новых навыков и знаний.
Краудсорсинг, использующийся в политике, затрагивает вопрос интеграции
мнений людей в финальное решение. Но существует опасность, что краудсор-синг останется лишь инструментом для политиков, чтобы привлечь внимание и обеспечить себе популярность. В таком случае проект превращается в формальный краудсорсинг и снижает мотивацию людей участвовать в краудсорси-новых проектах в дальнейшем.
Российская практика использования краудсорсинга для решения различных социальных и политических проблем указывает на готовность российского общества кооперировать свои усилия для помощи друг другу. Обществу и государству сегодня нужен конструктивный диалог. Для этого необходимо, чтобы государство было заинтересовано в поддержке и развитии подобных общественных инициатив.
В различных кризисных ситуациях люди, которые обычно не склонны доверять друг другу, объединяются общей проблемой и у них появляется взаимное доверие. Краудсорсинг позволяет задействовать механизмы взаимопомощи и сотрудничества между людьми, а также механизм самоорганизации. Эти три механизма — неотъемлемый признак гражданского общества, которое действует без участия государства и само решает различные сложности.
Библиографический список
1. Изместьева, Е. Краудсорсинг для демократии: новая эра в принятии политических решений. Режим доступа: http://te-st.ru/2013/05/28/crowdsourcing-for-democracy-new-era-in-policy-making/
2. Индекс открытости регионов. Режим доступа: http://eregion.ru/opengov
3. Кустарев, А. (2007). Кем и как управляется мир. Pro et contra, ноябрь-декабрь, 6-19.
4. Мелюхин, И. С. (2007). Информационное пространство современного общества. Информационное общество, 2, 4-16.
5. Министр РФ по вопросам открытого правительства Михаил Абызов: «Опыт Ульяновской области должен быть распространён в других субъектах России». Режим доступа: http://ulgov.ru/news/regional/16072012/23912/
6. Мирошниченко, И. В. (2011). Конструирование сетевой общественности в online-среде публичной политики. Каспийский регион: политика, экономика, культура, 4, 138-145.
7. Морозова, Е. В., Мирошниченко, И. В. (2010). Сетевые сообщества в условиях чрезвычайных ситуаций: типы поведения акторов. Человек. Сообщество. Управление, 4, 16-24.
8. О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года: Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 № 632-р (ред. от 10.03.2009). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ laW_86005/?frame=1
9. О программе совершенствования государственного управления в Тульской области «Открытый регион» на 2014-2016 годы: Постановление правительства Тульской области от 22.04.2014 № 209. Режим доступа: http://tulapravo.ru/products/consultant/ news/news_tula/15029.html
10. Открытый регион. Электронное правительство. Режим доступа: http://большое-правительство.рф/openregion/
11. Пономарев, C. B. (2012). Государство в сети: новые институты коммуникации. Власть, 11, 38-41.
12. Программа совершенствования государственного управления в Тульской области «Открытый регион» на 2014-2016 годы. Режим доступа: http://www.openregion71. ru/ekspertiza-npa/o-proekte-programma-sovershenstvovaniya-gosudarstvennogo-upravleniya-v-tulskoy-oblasti-otkrytyy-region-na-2014-2016-/
13. Рычкова, Ю. В., Манахова, И. А. Ульяновская область на пути к электронной демократии. Режим доступа: http://kalinovsky-k.narod.ru/b/gkr_2013/source/authors/ Richkova_Manakhova.pdf
14. Число обращений жителей Хабаровского края в органы власти увеличилось из-за наводнения. Режим доступа: http://www.rigma.info/news/company/chislo_obrashcheniy_ zhiteley_khabarovskogo_kraya_v_organy_vlasti_uvelichilos_iz_za_navodneniya/
15. Rosenau, J. & Czempiel, E. (1992). Governance without Government: Order and Change in World Politics. New York: Cambridge University Press.
Статья поступила в редакцию 10.02.2015.
GOVERNMENTS' CROWDSOURCING PLATFORMS (THE CASE OF THE REGIONAL PROGRAMS «OPEN REGION» AND «E-GOVERNMENT»)
Sokolov A. V
Sokolov Alexander Vladimirovich, Yaroslavl State University, 150000, Russia, Yaroslavl region, Yaroslavl, st. Sovetskaya, 14. E-mail: [email protected].
This article was prepared within the framework of a study funded by the grant of Russian Foundation for Humanities № 14-33-01241 "Civic cooperation in modern Russia: the forms, mechanisms and results".
Crowdsourcing gives authorities the opportunity to create a specific channel of communication with the public. The object of the study were the federal programs "Open Region" and "e-government".
The advent of platforms through which citizens can coordinate their activities and exchange opinions, become an indispensable resource for NGOs, entrepreneurs and civil servants. Organizers and creators of this sites need to accumulate all the information and organize it.
Such practices collect around itself general public and can not be ignored by the authorities. It is an opportunity for the population not only to express their civic position and to find like-minded people, but also to feel involvement in the political processes taking place at the federal and regional levels. In some cases the solution of controversial situations can be without intervention of the authorities, citizens' co-operation through network communications can achieve significant results on their own.
The aim of the article is to analyze the implementation of these programs in the Russian Federation on an example of Khabarovsk Krai, Ulyanovsk region, Tula region, Murmansk region.
The research analyzed the functioning of the established in these regions information portals, including such criteria as the availability of feedback, completeness of information, the frequency of updates, etc.
Results of research show that the implementation of the projects at the regional level depends on the position of the authorities, theirs willingness to establish communicative interaction with citizens.
The number of participants from the population increases when online portal is functional and user-friendly. The result of the organization of the feedback and publication of results of activity could be effective communicative interaction at the level of authority-society. Key words: Internet, crowdsourcing, "Open Region", e-government, civic engagement.
References
1. Izmestieva, E. Kraudsorsing dlya demokratii: novaya era v prinyatii politicheskikh resheniy [Crowdsourcing for democracy: a new era in the political decision-making]. Retrieved from: http://te-st.ru/2013/05/28/crowdsourcing-for-democracy-new-era-in-policy-making/
2. Indeks otkrytosti regionov [Disclosure Index regions]. Retrieved from: http://eregion.ru/ opengov
3. Kustarev, A. (2007). Kem i kak upravlyayetsya mir [By whom and how the world is governed]. Pro et contra [Pro et contra]. November-December, 6-19.
4. Melyuhin, I. S. (2007). Informatsionnoye prostranstvo sovremennogo obshchestva [Information space of modern society]. Informatsionnoye obshchestvo [Information Society], 2, 4-16.
5. Ministr RF po voprosam otkrytogo pravitel'stva Mikhail Abyzov: "Opyt Ul'yanovskoy oblasti dolzhen byt' rasprostranon v drugikh sub»yektakh Rossii" [Minister for Open Government Mikhail Abizov: "The experience of the Ulyanovsk region should be extended to other regions of Russia"]. Retrieved from: http://ulgov.ru/news/region-al/16072012/23912/. Verifying access — 02/23/2014.
6. Miroshnichenko, I. V. (2011). Konstruirovaniye setevoy obshchestvennosti v online srede publichnoy politiki [Construction of the public network in an online public policy]. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kul'tura [Caspian region: politics, economy, culture], 4, 138-145.
7. Morozova, E. V., Miroshnichenko, I. V. (2010). Setevyye soobshchestva v usloviyakh chrez-vychaynykh situatsiy: tipy povedeniya aktorov [Network community in emergency situations: the behaviors of actors] Chelovek. Soobshchestvo. Upravleniye [Human. Community. Management], 4, 16-24.
8. O Kontseptsii formirovaniya v Rossiyskoy Federatsii elektronnogo pravitel'stva do 2010 goda: rasporyazheniye Pravitel'stva RF ot 06.05.2008 N632-r (red. ot 10.03.2009). [About the Concept of the Russian Federation in the form of e-government until 2010: the disposal of the Government of the Russian Federation of 06.05.2008 N632-p (ed. By 10.03.2009)]. Retrieved from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_laW_86005/?frame=1
9. O programme sovershenstvovaniya gosudarstvennogo upravleniya v Tul'skoy oblasti "Otkrytyy region" na 2014-2016 gody: Postanovleniye pravitel'stva Tul'skoy oblasti ot 22.04.2014 № 209 [About the program to improve governance in the Tula region "Open Region" on 2014-2016 years: Resolution of the Government of Tula region of 22.04.2014 № 209]. Retrieved from: http://tulapravo.ru/products/consultant/news/news_tula/15029.html
10. Otkrytyy region. Elektronnoye pravitel'stvo. [Open region. E-government]. Retrieved from: http://6oAbmoenpaBMTeAbCTBO.p^/openregion/
11. Ponomarev, C. B. (2012). Gosudarstvo v seti: novyye instituty kommunikatsii [The State on the network: the new institutions of communication]. Vlast' [Power], 11, 38-41.
12. Programma sovershenstvovaniya gosudarstvennogo upravleniya v Tul'skoy oblasti "Otkrytyy region" na 2014-2016 gody [Program to improve governance in the Tula region "Open Region" on 2014-2016 years]. Retrieved from: http://www.openregion71. ru/ekspertiza-npa/o-proekte-programma-sovershenstvovaniya-gosudarstvennogo-upravleniya-v-tulskoy-oblasti-otkrytyy-region-na-2014-2016-/
13. Rychkova, Y. V., Manahova, I. A. Ul'yanovskaya oblast' na puti k elektronnoy demokratii [Ulyanovsk region on the road to e-democracy]. Retrieved from: http://kalinovsky-k.narod. ru/b/gkr_2013/source/authors/Richkova_Manakhova.pdf
14. Chislo obrashcheniy zhiteley Khabarovskogo kraya v organy vlasti uvelichilos' iz-za navodneniya [Number of hits residents of Khabarovsk Krai to the authorities increased due to flooding]. Retrieved from: http://www.rigma.info/news/company/chislo_obrash-cheniy_zhiteley_khabarovskogo_kraya_v_organy_vlasti_uvelichilos_iz_za_n
15. Rosenau, J. & Czempiel, E. (1992). Governance without Government: Order and Change in World Politics. New York: Cambridge University Press.