Научная статья на тему 'Развитие информатизации здравоохранения в регионах России'

Развитие информатизации здравоохранения в регионах России Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
524
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие информатизации здравоохранения в регионах России»



ь

В.К.ГАСНИКОВ,

академик МАИ и РАМТН, профессор, Отличник здравоохранения СССР, Заслуженный работник здравоохранения РФ

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИИ

1

Региональный уровень управления здравоохранением занимает особое место в системе организации медицинской помощи населению страны. Именно здесь происходит преобразование глобальных целей государственного уровня в конкретные задачи органов и учреждений здравоохранения и в конечном итоге обеспечивается успех или неудача их реализации. Вполне естественно, что и информатизация управления здравоохранением на региональном уровне занимает свое особенное место.

В числе важнейших проблем информатизации здравоохранения регионального уровня является включение в систему сбора и обработки информации всех структурных подразделений, входящих в регион, а также постепенный охват информатизацией основных функций, свойственных органу управления регионального здравоохранения. Решение этих проблем даже в настоящее время еще далеко от завершения и неоднозначно происходило на различных этапах развития.

Целенаправленное внимание разработкам компьютерных технологий управления здравоохранением на региональном уровне стало уделяться в конце 60-х годов. В стране тогда насчитывалось более 120 территориальных органов управления здравоохранением, и руководство некоторых из них было готово к восприятию и реализации этих идей на уровне своих регионов. Прежде всего это было характерно для тех территорий, где был достигнут высокий уровень развития здраво-

© В.К.Гасников, 2005 г.

F4I

www.idmz.ru . hil

2005,

Li

охранения, центры располагались в городах с сильным научным и промышленным потенциалом и имелся опыт успешного решения задач автоматизации других отраслей народного хозяйства.

В числе первых таких территорий следует назвать Новосибирскую область, где работы по использованию ЭВМ в управлении здравоохранением велись с 1968 года.

С 1973 г. в Кемеровской области на базе ИВЦ областной психиатрической больницы, оснащенного ЭВМ «БЭСМ-4М», внедрялась автоматизированная информационно-поисковая система (ИПС) психиатрической службы.

В эти же годы в Ростовской области при обл-здравотделе была создана лаборатория, состоящая из двух секторов: медицинской кибернетики и медицинской электроники.

В Иркутской области разрабатывался комплекс задач по управлению аптечной сетью области. В Хабаровском крае велись работы по подсистеме «Медицинское обслуживание населения сельского района».

На городском уровне (Москва) ИВЦ Главного управления здравоохранения и Московский НИИ скорой помощи имени Н.В.Склифо-совского Минздрава РСФСР за годы 9-й пятилетки разработали для города Москвы первую очередь АСУ экстренной госпитализации больных.

В Новокузнецке с 1970 года велись работы по созданию первой очереди АСУ «ГОРЗДРАВ».

Начальный период развития разработок и внедрения автоматизированных технологий управления на территориальном уровне был достаточно продуктивным. Именно в те годы были заложены принципиальные основы будущих подходов к решению этих проблем. Уже тогда стали формироваться два основных пути развития: «революционный», который базируется одновременно на создании комплексных территориальных АСУ с ориентацией на

повышение эффективности управления, и «эволюционный», ориентированный на постепенную автоматизацию отдельных функций или структур по мере их созревания. Первый путь - более трудоемкий, он требует глубокого осмысления проводимых разработок, длительных сроков реализации, больших материальных затрат и продуманных взаимосвязанных нововведений на всех уровнях управления. Однако при нем значительно возрастает вероятность получения высокого конечного эффекта. Второй путь позволяет получить результат в более короткие сроки, с меньшими затратами. Но при этом невозможно избежать многочисленных переделок программ при их стыковке с различными уровнями, с другими подсистемами и с ранее внедренными комплексами задач. Накопленный опыт показал, что оба пути имели право на реализацию и в различном соотношении использовались в разных регионах.

Во второй половине 70-х годов работы по созданию и внедрению АСУ в здравоохранение России начали переходить на плановую основу. К началу 1980-х годов были организованы 12 информационно-вычислительных центров при органах управления здравоохранением территорий и 2-х крупных городах (Ленинград, Новокузнецк), оснащенных в основном ЕС ЭВМ и СМ ЭВМ - машинами III поколения. Наиболее крупными информационно-вычислительными центрами территорий России в 1981 году были ИВЦ Кемеровского облздрав-отдела, Новокузнецкого горздравотдела, Новосибирского облздравотдела, Приморского крайздравотдела, Ростовского облздравотдела, Минздрава Удмуртии, Управления здравоохранением Ленгорисполкома, аптекоуправления Ленгорисполкома, Свердловского облздрав-отдела, Омского облздравотдела, Ставропольского крайздравотдела. Кроме того, при областных (краевых) больницах были созданы к тому времени 14 отделов АСУ.

>

Ь

>

В это время остро встала проблема создания научно-исследовательской структуры, ориентированной на региональный уровень разработки АСУ. Создать такую структуру целесообразнее всего было бы на какой-либо из территорий России, близко подошедшей к пониманию и решению этой проблемы.

К концу 70-х годов наиболее подготовленной территорией была признана Кемеровская область. Руководство здравоохранения области проявляло большую заинтересованность в комплексной автоматизации управления отраслью, в чем был уже накоплен определенный опыт.

На этой основе Министерством здравоохранения РСФСР в 1981 году была организована Кемеровская научно-исследовательская лаборатория медицинской кибернетики (КНИЛМК), и на нее было возложено осуществление координации разработки и внедрения в России АСУ здравоохранением территориального уровня.

Силами КНИЛМК в 1981-1982 гг. было разработано техническое задание «Типовая АСУ здравоохранением территориального уровня», которое в апреле 1983 года утверждено заместителем министра, главным конструктором ОАСУ Минздрава РСФСР Сергеевым Г.В.

Структура АСУ ЗТУ состояла из трех уровней: территориальный, городской(районный) и учрежденческий. В качестве технической базы АСУ ЗТУ предполагалось использование сети ЭВМ, базирующейся на ЭВМ третьего поколения серий ЕС и СМ.

В середине 80-х годов в качестве типовых автоматизированных систем управления здравоохранением на территориальном уровне широко внедрялись разработки РИВЦ МЗ РСФСР, РШЦ Приморского крайздравотдела, ИВЦ Новосибирского облздравотдела, ИВЦ Свердловского облздравотдела, Новокузнецкого ИВЦ и другие.

В целом следует отметить, что плановое оснащение территорий средствами вычислительной техники, четкая координация деятельности по разработке и внедрению типовых программных комплексов территориального уровня, использование системы формирования целевых задач на конкретные периоды времени способствовали широкому распространению компьютеризации здравоохранения регионов России.

Продолжалось развитие сети информационно-вычислительных центров и отделов АСУ, общее число которых увеличилось с 47 в 1985 г. до 82 в 1990 году. За эти 5 лет вновь были образованы Рязанский, Томский, Новгородский, Сахалинский и Дагестанский информационно-вычислительные центры. К концу 1990 г. только 10 территорий России не имели самостоятельных подразделений информационно-вычислительной службы (Костромская, Орловская, Кировская, Белгородская и Магаданская области, Марийская, Калмыкская, СевероОсетинская, Тувинская и Якутская автономные республики).

Для более четкой координации развития компьютерных технологий на уровне регионов в эти годы был создан Совет директоров ИВЦ. Он достаточно активно функционировал с середины 80-х годов до середины 90-х годов. Все эти годы его возглавлял Чеченин Г.И., директор одного из старейших ИВЦ в России г.Новокузнецка, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой медицинской кибернетики Новокузнецкого ГИДУВа, он и сейчас является одним из наиболее признанных авторитетов отрасли.

Широкое распространение персональных ЭВМ в конце 80-х-начале 90-х годов способствовало мощному ускорению развития компьютеризации здравоохранения во многих регионах и на всех уровнях. Открытие экономических границ страны и расширение самостоятельности территории сделали возможным ускоренное оснащение органов и учреждений

Развитие информатизации здравоохранения

гчш

www.idmz.ru .

2005,

41

здравоохранения персональными ЭВМ импортного производства, в основном 1ВМ - совместимыми - сначала 1ВМ-РС ХТ, а затем - на базе 286 и 386 процессоров. Стали появляться и более мощные ЭВМ.

Заметное смещение акцентов информатизации здравоохранения в сторону регионального уровня объясняется не только ростом самостоятельности территорий и исчезновением централизованных поставок техники и программ. Руководители органов здравоохранения и на местах, и в центре все больше проникаются идеей, что эффективного управления можно ожидать лишь в том случае, если на федеральном уровне в процесс информатизации будут вовлечены все регионы России, а на региональном - все входящие в него функциональные и структурные подразделения. Все более очевидным становилось, что планирование развития информатизации здравоохранения и на федеральном, и на территориальном уровнях целесообразно осуществлять с использованием программно-целевого подхода. Причем желательно ограничиться 3-летним сроком периода планирования - больший срок нерационален из-за быстрых темпов развития компьютерных технологий, а меньший - из-за значительной трудоёмкости составления таких целевых программ.

С учетом всех перечисленных положений и была разработана целевая комплексная программа «Информатизация здравоохранения России на 1993-1995 гг.», утвержденная Приказом МЗ РФ №308 от 30.12.93. Руководителем регионального уровня федеральной программы был утвержден ИВЦ Минздрава Удмуртии, а городского и учрежденческого уровня - ИВЦ Департамента здравоохранения Новокузнецка. Именно в эти годы было создано отделение медицинской информатики МАИ.

Подобные целевые программы стали разрабатываться на многих территориях России, что способствовало более активному разви-

тию компьютерных технологий информатизации управления здравоохранением регионального уровня.

В новых экономических условиях финансирование программ информатизации стало осуществляться за счет бюджетов территорий, муниципальных образований и отдельных учреждений с привлечением средств фондов обязательного медицинского страхования.

Совершенствование компьютерных технологий в управлении здравоохранением на территориальном уровне получило дальнейшее развитие в целевой программе «Информатизация здравоохранения России на 19961998 гг.», которая утверждена Приказом МЗ РФ №158 от 23.04.96.

В настоящее время в Российской Федерации нет ни одной территории, где бы не имелось примеров внедрения автоматизированных информационных систем регионального уровня. В целом ряде территорий эти работы ведутся целенаправленно и эффективно уже много лет. Кроме уже вышеназванных территорий, следует выделить республики: Татарстан, Чувашию, Башкирию; Приморский, Хабаровский, Красноярский, Ставропольский и Краснодарский края; Свердловскую, Воронежскую, Иркутскую, Кемеровскую, Курскую, Нижегородскую, Омскую, Пермскую, Рязанскую, Самарскую, Томскую, Новосибирскую, Ростовскую, Тульскую области; Москву, Санкт-Петербург, Тольятти и другие регионы и города страны.

Мощным толчком развития компьютерных технологий информатизации в регионах послужили начавшееся реформирование здравоохранения и внедрение элементов страховой медицины. Особенно остро встала необходимость решения проблем персонального учета застрахованных, оценки объемов и качества оказываемой медицинской помощи, динамики состояния здоровья и проводимых взаиморасчетов. Во многих регионах страны разработаны и эффективно эксплуатируются ком-

>

Ь

>

пьютерные системы поддержки функционирования субъектов медицинского страхования и их взаимодействия.

За последние годы в регионах страны стали более активно решаться многие комплексные проблемы, которые быстро назревали в условиях интенсивного развития информатизации здравоохранения. Так, существенно активизировалось развитие телекоммуникационных средств связи, появился опыт практического применения телемедицины. В ряде регионов России активно идет формирование баз данных для

единого информационного пространства отрасли, осуществляется объединение разрозненных информационно-вычислительных, статистических, организационно-методических и других структурно-функциональных подразделений в единые информационно-аналитические центры и службы территорий. Идет активное развитие учебно-производственных структур по подготовке и переподготовке медицинских кадров по использованию компьютерных технологий.

Как серьезный шаг в усилении информационного обеспечения управления региональным

Рис 1. Взаимодействие процессов управления, информатизации и развития компьютерных технологий в здравоохранении

Развитие информатизации здравоохранения www.idmz.ru

2005, ^

Li

здравоохранением следует оценить включение в номенклатуру учреждений здравоохранения информационно-аналитических центров (Приказ МЗ РФ №180 от 04.06.01), что позволяет поднять этот вид деятельности на новый, более высокий уровень.

Резюмируя свое краткое сообщение, позвольте остановиться на двух ключевых проблемах, которые зачастую остаются за пределами внимания ученых и практиков, однако являются чрезвычайно важными для повышения эффективности развития информационных технологий на всех иерархических уровнях здравоохранения.

Первая проблема - недостаточная интеграция процессов управления, информатизации и развития компьютерных технологий (рис. 1). Это приводит к тому, что нередко забывается, что компьютерные системы - это хотя и чрезвычайно важный элемент, но всего лишь один из инструментов совершенствования технологии управления. И если самые современные информационные системы не используются для принятия действенных управленческих решений и эффективность управления при этом не

Подходы к выделению этапов развития

возрастает, то и вся обрабатываемая информация переходит в разряд информационного шума. К тому же в условиях использования АИС резко меняется роль ЛПР и служб информационно-аналитического обеспечения, понимание чего развивается еще медленно.

Вторая проблема - это недостающая формализация представлений о том, на каком этапе развития мы находимся, в каком направлении движемся, какие следует выбирать приоритеты и что нас ожидает в ближайшей и отдаленной перспективе. И хотя процессы насыщения СВТ в здравоохранении уже необратимы, однако их результативность может существенно варьировать от объективного использования закономерностей их развития. И чрезвычайно полезными при этом являются понимание и использование различных подходов к выделению этапов развития компьютерных технологий информатизации. Поскольку единой классификации таких подходов не существует, разрешите остановиться на некоторых из них, наиболее значимых для здравоохранения (табл. 1), а также на анализе циклич-

Таблица1

компьтерных технологий информатизации

№ Содержание подходов Автор Выделяемые этапы

1 Эволюция носителей информации, методов ее получения, хранения, обработки и передачи Глушков В.М. (1987) • добумажный; • бумажный; • безбумажный

2 Эволюция технических средств и государственной политики Гаспарян С.А. (2002) • зарождение (до 1965 г.); • начальный (1965—1974 гг.); • государственно-политический (1975—1984 гг.); • перестроечный (1985—1984 гг.); • реформенный (1995—настоящее время)

3 Эволюция информационных систем Киселев А.С. (2002) • технический; • эпидемиологический; • моделей болезней; • мониторинга здоровья, основанного на базе данных

4 Развитие обеспечения процессов управления Гасников В.К. (2001) • информационно-технический (1965—1975 гг.); • системно-аналитический (1975—1995 гг.); • содержательно-технологический (1995—настоящее время)

5 Развитие жизненных циклов Николаев А.П., Эльчиян Р.А. (2000) • цикл жизни АИС —10—15 лет; • цикл жизни ОС —4—5 лет; • цикл жизнедеятельности организации -11-22 года; • цикл старения ПВЭМ —4—5 лет

Гасников В.К. (2001) (2004) • цикл жизни целевых программ —3—5 лет; • цикл жизнедеятельности ИВЦ МЗ УР —9 лет; • цикличность развития компьютерных технологий информатизации здравоохранения России на региональном и федеральном уровнях

>

1965-1969 1973-1976 1980-1983 1986-1997 1990-1994 1996-2001

Рис 2. Цикличность активности развития компьютерных технологий информатизации здравоохранения России на региональном и федеральном уровнях

ности активности развития информатизации здравоохранения России на региональном и федеральном уровнях и факторах, их определяющих (рис. 2).

Сделано немало, но предстоит сделать еще больше. И можно надеяться на успех, если заинтересованность, поддержка и взаимопонимание на всех уровнях будут и впредь разви-

ваться и углубляться на основе преемственности поколений специалистов. Принятые в течение 2004 г. решения на федеральном уровне позволяют надеяться на ускорение и активизацию этих процессов в ближайшей перспективе. Хочется верить, что в решении этих вопросов большую роль сыграет создание Ассоциации медицинской информатики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.