Научная статья на тему 'О программах информатизации здравоохранения России (обзор)'

О программах информатизации здравоохранения России (обзор) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1363
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / PUBLIC HEALTH INFORMATIZATION / PROGRAMME

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пашкина Е. С., Зарубина Т. В.

В статье описаны целевые программы информатизации здравоохранения Российской Федерации: «Разработка и внедрение автоматизированных консультативных систем диагностики, прогноза и выбора лечебной тактики при неотложных состояниях на 1978-1982 гг., 1983-1990 гг.», «Информатизация здравоохранения России на 1993-1995 гг., на 1996-1998 гг.», «Основные направления информатизации здравоохранения России» (1999-2002 гг.) и др. Указаны цели и задачи программ, результаты выполнения. Приведены данные о головных организациях и научных руководителях программ. В соответствии с программами разработка проектов информатизации здравоохранения осуществлялась по уровням: федеральному (государственному), территориальному, лечебно-профилактических учреждений, медико-технологических систем. Подчеркнута необходимость разработки новой современной программы информатизации здравоохранения России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About programmes of public health informatization in Russia

The paper describes purposefull programmes of public health informatization in Russia: «Development and implementation of automatized consultative system of diagnosis, prognosis and choose medical care by emergency states for 1978-1982 years, 1983-1990», «Informatization public health of Russia for 1993-1995, 1996-1998», «Main trends of public health informatization in Russia (1999-2002)» et cetera. Program aims and tasks, details, problems and work results are presented. Describes head organizations and scientific chiefts of programmes. The development of public health informatization projects was carried aut according to the programmes by rating: state, regional, departments, medical-technology systems. The necessity to develop and to offer new modern programme of health informatization is noticed.

Текст научной работы на тему «О программах информатизации здравоохранения России (обзор)»

Ш1

kill

1 и информационные

технологии

История информатизации здравоохранения

%

>

Е.С. ПАШКИНА,

к.м.н., ведущий научный сотрудник Российского государственного медицинского университета, г. Москва, elpashkina@yandex.ru Т.В. ЗАРУБИНА,

д.м.н., профессор, заведующий кафедрой медицинской кибернетики и информатики Российского государственного медицинского университета, г. Москва, t_zarubina@mail.ru

О ПРОГРАММАХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ (ОБЗОР)

УДК 614:002.6(091)(470+571)

Пашкина Е.С., Зарубина Т.В. О программах информатизации здравоохранения России (обзор)

(Российский государственный медицинский университет, г. Москва).

Аннотация: В статье описаны целевые программы информатизации здравоохранения Российской Федерации: «Разработка и внедрение автоматизированных консультативных систем диагностики, прогноза и выбора лечебной тактики при неотложных состояниях на 1978-1982 гг., 1983-1990 гг.», «Информатизация здравоохранения России на 1993-1995 гг., на 1996-1998 гг.», «Основные направления информатизации здравоохранения России» (1999-2002 гг.) и др. Указаны цели и задачи программ, результаты выполнения. Приведены данные о головных организациях и научных руководителях программ. В соответствии с программами разработка проектов информатизации здравоохранения осуществлялась по уровням: федеральному (государственному), территориальному, лечебно-профилактических учреждений, медико-технологических систем. Подчеркнута необходимость разработки новой современной программы информатизации здравоохранения России.

Ключевые слова: программа; информатизация здравоохранения.

UDK 614:002.6(091)(470+571)

Pashkina E.S, Zarubina T.V. About programmes of public health informatization in Russia (review) (Russian State Medical University, Moscow, Russia)

Abstract: The paper describes purposeful! programmes of public health informatization in Russia: «Development and implementation of automatized consultative system of diagnosis, prognosis and choose medical care by emergency states for 1978-1982 years, 1983-1990», «Informatization public health of Russia for 1993-1995, 199б—1998», «Main trends of public health informatization in Russia (1999-2002)» et cetera. Program aims and tasks, details, problems and work results are presented. Describes head organizations and scientific chiefts of programmes. The development of public health informatization projects was carried aut according to the programmes by rating: state, regional, departments, medical-technology systems. The necessity to develop and to offer new modern programme of health informatization is noticed.

Keyword: Programme; public health informatization

«...Настоящему, чтоб обернуться будущим, требуется вчера»

Иосиф Бродский

Математическое моделирование биологических процессов, вычислительная диагностика, прогнозирование, информационная поддержка при ведении больных, создание автоматизированных информационных систем учреждений здравоохранения — вот далеко не полный перечень проблем, которыми занимаются специалисты по медицинской кибернетике и информатике. Решение этих проблем и в настоящее время далеко от завершения.

© Е.С. Пашкина, Т.В. Зарубина, 2009 г.

■■ “6 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

История информатизации здравоохранения

www.idmz.nu

2009, №6

А

■■■■

Ш1

Ш1

На различных этапах информатизации здравоохранения работа осуществлялась с разными приоритетами, различными объемами финансирования, неодинаковой скоростью разработки информационных систем и их внедрения.

В книге С.А. Гаспаряна и Е.С. Пашкиной «Страницы истории информатизации здравоохранения России» (2002) отмечено, что на развитие информатизации здравоохранения России влияли:

• государственная политика в области информатизации общества, определяющая мотивацию руководителя и пользователя; стабильность руководства органов управления здравоохранением;

• сложившаяся практика государственного планирования;

• технические характеристики средств вычислительной техники, уровень развития системных программных средств, качество систем связи;

• уровень развития школ информатики в медицине и здравоохранении, создание кафедр по обучению врачей и подготовке специалистов;

• финансовые ресурсы здравоохранения в государстве и его регионах [4, 5].

Значительную роль в развитии информатизации здравоохранения России, наряду с другими структурами, сыграл Научный совет по медицинской кибернетике и вычислительной технике при Ученом медицинском совете Минздрава РСФСР, образованный в 1974 г. на базе головного учреждения — 2 МОЛГМИ им. Н.И. Пирогова, переименованный в дальнейшем в Проблемную комиссию по медицинской кибернетике, а затем в 1993 г. — в секцию информатизации здравоохранения Ученого совета Минздрава РФ.

При непосредственном участии членов данной Проблемной комиссии совместно с отделом статистики и информатики Минздрава РФ были разработаны целевые программы информатизации здравоохранения:

• Республиканская целевая программа «Разработка и внедрение автоматизированных консультативных систем диагностики, прогноза и выбора лечебной тактики при неотложных состояниях на 1979-1982 гг.» (1-я очередь), на 1983-1990 гг.» (2-я очередь) [15, 16].

• Республиканские целевые программы «Информатизация здравоохранения России на 1993-1995 гг.», 1996-1998 гг. [17, 18].

• «Основные направления информатизации здравоохранения России» (1999-2002 гг.) [12].

Научным руководителем всех целевых программ являлся председатель секции информатизации здравоохранения Ученого медицинского совета Минздрава России, профессор Гаспарян С.А.

Кроме того, разрабатывались и существовали иные программы информатизации здравоохранения. В частности, в течение нескольких лет велись работы по комплексной программе научно-технического прогресса стран-членов СЭВ «Разработка и внедрение автоматизированных систем для здравоохранения» с приоритетным направлением «электронизация народного хозяйства» на 1986-1990 гг. и до 1995 г. (2005 г.), работы прекратились с исчезновением СЭВ. Министерством здравоохранения СССР, главным вычислительным центром Минздрава СССР разрабатывалась «Программа информатизации здравоохранения на 1991-2005 гг. (основные направления), которая в связи с распадом СССР осталась в виде проекта.

В первые годы создания Научного совета по медицинской кибернетике и вычислительной технике при Ученом медицинском совете Минздрава РСФСР ежегодно формировался сводный план основных научных исследований. Первые исследования касались проблемы автоматизированных систем управления — «.АСУ в здравоохранении». Разрабатывались подсистемы АСУ здравоохранением республики, территориального уровня, медицинским учреждением и формировались методы организации базы данных в АСУ различного

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 47 ■

Ш1

kill

История информатизации здравоохранения

и информационные

технологии

уровня. В разработке проектов принимали участие учреждения Москвы (2МОЛГМИ им. Н.И. Пирогова, Республиканский информационно-вычислительный центр, Московский НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, ИВЦ ГУ здравоохранения г. Москвы, Московский НИИ рентгенологии и радиологии М3 РСФСР, 1 ММИ им. Сеченова, ВНИИМП Министерства медицинской промышленности, Московский НИИ педиатрии и детской хирургии М3 РСФСР, ВЦ 4 ГУ М3 РСФСР: Новосибирска (Новосибирский медицинский институт, ИВЦ Облздравотдела), Новокузнецка (Новокузнецкий ГИДУВ, ИВЦ Горздравотдела, НИИ комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний СФ АМН СССР), Ижевска (Ижевский горздравотдел, МЧС «Ижмаш»), Кемерово (Проблемная лаборатория АСУ Прокопьевского филиала НИИТО, ИВЦ Облздравотдела, Кемеровский медицинский институт) и лаборатория медицинской кибернетики Ростовского областного врачебно-физкультурного диспансера.

Первой республиканской целевой программой явилась комплексная программа «Разработка и внедрение автоматизированных консультативных систем диагностики, прогноза и выбора лечебной тактики при неотложных состояниях». Программа разрабатывалась поэтапно и содержала две очереди (1-я — на 1978-1982 гг. и 2-я — на 1983-1990 гг.). Именно реализация данной программы сыграла наибольшую роль в развитии диагностических систем.

К концу 70-х годов средства вычислительной техники и разработки в области математических методов медицинской диагностики и прогнозирования создали условия для реализации практических диагностических систем, аккумулирующих в себе опыт клинической медицины. Технические средства позволяли придать таким системам дистанционный характер для возможности обращения медицинских учреждений за консультативной помощью в дистанционно-диагностические центры.

Следует заметить, что проведение современных телемедицинских консультаций отличается возможностью проведения телеконференций с прямой демонстрацией пациента, а идеи, цели, задачи остались те же самые.

С точки зрения жестких временных ограничений при оказании неотложной медицинской помощи с наибольшей эффективностью, такие системы могли быть использованы при наиболее часто встречающихся угрожающих состояниях: в неотложной кардиологии,

неотложной абдоминальной хирургии, при острых расстройствах мозгового кровообращения, черепно-мозговой травме, угрожающих состояниях у детей, что и определило выбор головных учреждений и их соисполнителей. Кроме того, именно при неотложных состояниях фактор времени играет решающую роль в борьбе с заболеванием.

Программными исследованиями определялась разработка принципов построения, структуры медико-информационного, математического, технического и организационного обеспечения подобных систем, а также научно-исследовательские и проектные работы по созданию типовой системы на основе отечественных средств вычислительной техники, что в тот момент было особенно актуально.

Создание и внедрение типовой автоматизированной системы диагностики, прогнозирования и выбора лечебной тактики при неотложных состояниях для территориальных служб здравоохранения осуществлялись в целях:

• приближения консультативной помощи по диагностике и выбору лечебной тактики ведения больных при неотложных состояниях к первичному медицинскому звену;

• повышения качества диагностики, в первую очередь на догоспитальном и госпитальном неспециализированном уровнях обслуживания больных с неотложными состояниями;

• повышения степени превентивности оказываемой помощи путем ранней диагностики неотложных состояний;

■■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

История информатизации здравоохранения

www.idmz.nu

2009, №6

А

■■■■

Ш1

Ш1

• снижения летальности больных путем повышения качества и своевременности диагностических обследований и обеспечения квалифицированной помощи специалистами и выездными бригадами центров санитарной авиации областных и республиканских больниц;

• повышения эффективности использования медицинских ресурсов при оказании экстренной помощи за счет централизации и интенсификации работы консультативных дистанционно-диагностических центров.

Пользователями являлись: фельдшерскоакушерские пункты, сельские участковые и центральные районные больницы, скорая и неотложная медицинская помощь, судовые медицинские лазареты и другие передвижные средства.

Программа объединила 12 НИИ, 3 ВУЗа, 3 ИВЦ, ее консультировали главные специалисты Минздрава РСФСР (академик АМН СССР, профессор В.С. Савельев и руководитель раздела, член координационного совета, профессор Л.Г. Ерохина). Ученые степени и звания у разработчиков указаны на момент выполнения программы.

Головным учреждением являлся РИВЦ Минздрава РСФСР (С.А. Гаспарян — профессор, научный руководитель программы, председатель координационного совета; М.Л. Быховский — профессор, заместитель председателя координационного совета, научный консультант).

Головным учреждением по разработке проектной документации был Информационно-вычислительный центр Приморского крайздравотдела (А.А. Рыбченко — к.т.н., заместитель председателя координационного совета, руководитель раздела; А.А. Савчук — ученый секретарь раздела программы). Головными учреждениями по разделам (направлениям) программы являлись: Саратовский филиал Ленинградского НИИ кардиологии (Э.Ш.Хал-фен — заслуженный деятель науки РСФСР, профессор, заместитель председателя координационного совета, руководитель раздела;

В.Н. Шеметенков — ученый секретарь раздела программы), Ярославский медицинский институт (М.П. Вилянский — профессор, руководитель раздела, член координационного совета; А.А. Чумаков — доцент, к.м.н.; ученый секретарь раздела программы А.Н. Хорев), 2-й МОЛГМИ им. Н.И. Пирогова (С.М. Пригожи-на — к.м.н., с.н.с., ученый секретарь программы, член координационного совета; В.А. Бояджян — д.м.н.; Е.С. Пашкина — ученый секретарь раздела программы), Ленинградский НИИ нейрохирургии им. проф. А.Л. Поленова (Ю.В. Зотов — профессор, руководитель раздела, член координационного совета; Б.Г. Будашевский — к.м.н., с.н.с. и А.Ф. Лепехин — к.б.н. — ученые секретари раздела программы), Ленинградский педиатрический медицинский институт (И.М. Воронцов — профессор, руководитель раздела, член координационного совета; Е.В. Гублер — профессор, ученый секретарь раздела программы, член координационного совета), Московский НИИ педиатрии и детской хирургии (Ю.Е. Вельти-щев — заслуженный деятель науки РСФСР, член-корреспондент АМН СССР, профессор, руководитель раздела, член координационного совета; Б.А. Кобринский — к.м.н., ученый секретарь раздела программы, член координационного совета).

Соисполнителями являлись: МОНИКИ

им. М.Ф. Владимирского (Т.С. Виноградова — профессор, член координационного совета; М.П. Пачин — к.т.н., член координационного совета), Алтайский краевой медицинский ИВЦ, Алтайский медицинский институт (К.Н. Емешин — к.м.н., доцент, член координационного совета), ИВЦ Свердловского облздравотдела (В.Л. Гуревич — к.м.н., ученый секретарь раздела программы, член координационного совета), Горьковский медицинский институт (В.Д. Трошин — профессор, член координационного совета; Е.П. Камышева — профессор, член координационного совета; Л.Г. Стронгин — ответственный исполнитель), Горьковский НИИ травматологии и ортопедии

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 49 ■

Ш1

kill

История информатизации здравоохранения

и информационные

технологии

(Л.Б. Лихтерман — профессор, руководитель раздела, член координационного совета; Ю.И. Неймарк — профессор, ученый секретарь раздела программы; В.М. Трошин — к.м.н., с.н.с. — ответственный исполнитель), ИВЦ Главного управления здравоохранения Ленгорисполкома (Э.Р. Усеинов — член координационного совета; М.М. Зимнев — ученый секретарь раздела программы), Городская больница № 3 г. Санкт-Петербурга (Г.А. Хай — к.м.н., руководитель раздела, член координационного совета), Свердловский медицинский институт (Е.Н. Крупин — профессор; М.Я. Чар-нис — ответственный исполнитель). Кроме того, членами координационного совета республиканской целевой комплексной программы являлись В.А. Алексеев — к.м.н., доцент, заместитель начальника лечебно-профилактической помощи детям и матерям Минздрава РСФСР и С.М. Кулагин — к.м.н., начальник Главного управления лечебно-профилактической помощи Минздрава РСФСР.

Центром проектирования типовой тиражируемой системы дистанционной вычислительной диагностики неотложных состояний на основе разработанных в НИИ и ВУЗах алгоритмов и программ стал ИВЦ Приморского крайздравотдела (директор — к.т.н. А.А. Рыбченко).

Система дистанционной вычислительной диагностики неотложных состояний работала на основе формализованных карт. Центры консультативной диагностики разворачивались при пунктах санитарной авиации областных, краевых и республиканских больниц. Их работа осуществлялась в круглосуточном режиме. По прямой телефонной связи пользователь диктовал номера признаков клинической стандартизированной карты, которые вводились дежурным медиком диагностического центра в ЭВМ и затем, приблизительно через 20-30 секунд, выдавался вероятный диагноз. Иногда предлагались признаки, которые надо было добрать (клинические или лабораторные) для более качественного разделения альтернативных (вероятных) диагнозов.

Проведенный С.А. Гаспаряном анализ результатов 39 тысяч консультаций в процессе 2-летней работы трех консультативных центров показал, что общий уровень качества диагностики врачей сельских и районных больниц составляет 63%. При обращении за консультацией в центр вычислительной консультативной диагностики точность поднимается до 86%, при повторном обращении с выдачей дополнительных данных для ЭВМ — до 96%.

Таким образом было повышено качество ранней диагностики при угрожающих состояниях на догоспитальном этапе и в стационарах без увеличения ресурсов экстренной помощи. Это способствовало снижению более чем на 15% летальности в детских стационарах Ленинграда за период с 1976-77 до 1981-82 гг. и некоторому снижению смертности детей до года. Повысилась также достоверность статистической информации об угрожающих состояниях и их исходах, а также удалось получить данные о дефектах в работе медицинских служб, приведших к возникновению угрожающих состояний.

Разработанная система дистанционной вычислительной диагностики неотложных состояний была внедрена более чем на 40 территориях РСФСР, в том числе использовалась Дальневосточным рыболовецким флотом. Система решала важную народно-хозяйственную проблему улучшения качества диагностики при неотложных состояниях в условиях сельской местности, в отдаленных районах и на судах, находящихся в плавании. Более подробно разработки, проводимые по программе дистанционной вычислительной диагностики, описаны в книге Гаспаряна С.А., Пашкиной Е.С. [4].

Программа «Информатизация здравоохранения России на J 993— J 995 годы»,

одобренная коллегией и утвержденная Приказом Министерства здравоохранения России №308 от 30.12.93, была обращена на информатизацию здравоохранения по четырем важным направлениям:

■■ “0 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

История информатизации здравоохранения

www.idmz.nu

2009, №6

■■■■

Ш1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ш1

• информатизацию здравоохранения на федеральном уровне — разработка 16 проектов;

• информатизацию здравоохранения на региональном уровне — разработка 7 проектов;

• информатизацию деятельности органов и учреждений здравоохранения на районном и городском уровнях — разработка 5 проектов;

• информатизацию процессов диагностики и выбора тактики лечения (медико-технологические системы) — разработка 12 проектов.

При подведении итогов выполнения программы «Информатизация здравоохранения России на 1993-1995 годы» выяснилось, что из 40 проектов выполнено полностью 19, разработаны завершенные этапы по 15 проектам, не выполнено из-за отсутствия финансирования 6 проектов.

В результате реализации программы разработана и внедрена в эксплуатацию в опытных зонах Автоматизированная информационная система (АИС) ведения Государственного регистра больных сахарным диабетом, проведены работы по развертыванию информационной медицинской телекоммуникационной сети «Mednet». Разработаны типовые системы функционирования лечебно-профилактических учреждений в системе ОМС, созданы Автоматизированные рабочие места (АРМ) для работников аппарата Минздрав-медпрома России, система планирования и анализа завершенных НИР в подведомственных учреждениях, а также ряд диагностических интеллектуальных систем и АРМ врачей.

В 1993-1995 годах Минздравмедпром России поддержал всех разработчиков проектов Программы, а также НИИ, ВУЗы и ГИДУВы выделением средств вычислительной техники. В Приказе Министра Минздравмед-прома РФ № 158 от 23.04.96 о программе «Информатизация здравоохранения России на 1996-1998 годы» отмечено, что «к основным общим трудностям при реализации Программы 1993-1995 гг. следует отнести: отсутствие централизованного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструк-

торских работ для выполнения проектов в полном объеме; слабую координацию работ руководителями разделов программы; отсутствие инициативы объединения финансовых ресурсов с привлечением средств органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и ОМС; отсутствие методических материалов по разработке автоматизированных систем различного назначения, использованию средств телекоммуникаций, информационному обеспечению многоуровневых мониторинговых систем, созданию баз и банков данных. Основным недостатком программы явилась ее слабая ориентация на широкое внедрение в практическое здравоохранение».

Необходимость завершения основных проектов информатизации и внедрения их в практику, развитие и становление системы мониторинга здоровья населения России как государственной системы, актуальность информатизации специализированных служб, а также развитие системы обязательного медицинского страхования, повлекшее за собой развитие систем информатизации лечебно-профилактических учреждений на базе сетевых структур, обусловили целесообразность разработки новой «Программы информатизации здравоохранения на 1996-1998 годы», которая обеспечивала преемственность проводимых разработок и предусматривала целый ряд новых проектов.

Главной целью этой программы было создание новых информационных технологий на всех уровнях управления здравоохранением, основанных на использовании компьютерных телекоммуникационных средств, создание новых интеллектуальных медико-технологических систем, направленных на повышение качества и эффективности лечебно-профилактической помощи населению России.

Общее финансирование работ по программе планировалось в размере 44 млрд. рублей на 1996-1998 гг. Финансирование осуществлялось следующим образом: 46% —

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 51 ■

Ш1

kill

История информатизации здравоохранения

и информационные

технологии

за счет федерального бюджета, 49,6% — за счет субъектов РФ, 1,6% — за счет РАМН, 2,9% — за счет коммерческих структур.

По программе планировалось разработать 23 автоматизированных рабочих места (АРМ врача-токсиколога, педиатра, кардиолога, стоматолога, рентгенолога, врача-бактериолога-лаборанта, реаниматолога, иммуногематолога, патолого-анатома и др.), 20 компьютерных диагностических и экспертных систем, в том числе информационно-аналитическую систему оценки и прогноза лечения инфаркта миокарда, программу экспресс-обработки данных и их анализа для прогнозирования действий вра-ча-реаниматолога; экспертную систему для диагностики и выбора тактики лечения больных с острым химическим отравлением; автоматизированную диагностическую систему оценки моторной функции желудочно-кишечного тракта; экспертную консультативно-диагностическую систему дифференциальной диагностики эндокринной патологии.

Учитывая ошибки прошлых лет — создание многолетних проектов, программа 1996-1998 гг. предусматривала завершение проектов в каждом году, больше всего (66 проектов) — в 1997 г. Всего в результате реализации программы планировалось разработать и внедрить 117 проектов. Все разделы целевой программы возглавлялись головными НИИ Минздрава России.

Программа информатизации здравоохранения России на 1996—1998 гг. была построена по принципу решения проблем информатизации по укрупненным блокам, охватывающим информатизацию процессов управления здравоохранением (головная организация — НПО «Медсоцэкономинформ», Ю.М. Комаров); информатизацию деятельности учреждений здравоохранения, процессов диагностики и выбора тактики лечения (Российский государственный медицинский университет, В.Н. Ярыгин); информационно-поисковые системы (ИПС) для управления при чрезвычайных ситуациях (Федеральное управление меди-

ко-биологических и экстремальных проблем при Минздравмедпроме России, В.Д. Рева и Всероссийский центр медицины катастроф «Защита», С.Ф. Гончаров); ИПС в акушерстве и гинекологии (Московский областной НИИ акушерства и гинекологии, В.И. Краснопольский); информатизацию процессов охраны здоровья детей (Московский НИИ педиатрии и детской хирургии, Ю.Е. Вельтищев); информатизацию противотуберкулезной (Российский НИИ фтизиопульмонологии, А.А. Приймак), онкологической (Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена, В.И. Чиссов), психиатрической (Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, Т.В. Дмитриева), стоматологической (Центральный НИИ стоматологии, В.М. Безруков), травматологической (Российский НИИ травматологии и ортопедии им. Р.Р. Вредена, Н.В. Корнилов) служб; специализированные медицинские регистры; развитие информационной телекоммуникационной сети «Mednet» (ГВЦ Мин-здравмедпрома России, Э.Н. Червочкин), в связи с чем в ней предусмотрено значительное увеличение количества проектов и учрежде-ний-разработчиков, по сравнению с предыдущей программой.

В Программе информатизации здравоохранения России на 1996-1 998 гг. каждая подпрограмма службы представлена проектами, направленными на информатизацию на различном уровне иерархии систем управления: федеральном, территориальном, учрежденческом, медико-технологических систем и предусматривает проекты от АРМ главного специалиста республики до информационноаналитических систем, АРМ конкретных врачей [2]. При анализе и обсуждении отчетов на ежегодном совещании в декабре 1998 г. было выявлено, что из 117 проектов выполнено полностью 73 проекта, частично — 16 и не выполнено 28.

Анализ отчетов показал, что основными причинами невыполнения целого ряда проек-

■■ “2 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

История информатизации здравоохранения

www.idmz.nu

2009, №6

А

■■■■

Ш1

Ш1

тов, особенно наукоемких, запланированных к выполнению в научных медицинских институтах, оказались резкое ухудшение финансового положения в здравоохранении, снижение реальной заработной платы научных сотрудников, сокращение ряда научных коллективов, работающих по программе, отсутствие возможности закупки современной вычислительной техники; отсутствие системного подхода при разработке систем, недостаточность методических материалов по разработке постановок задач и проектированию систем, отсутствие широкой информации в сети Mednet о сертифицированных программных продуктах, трудности в координации работ головными учреждениями, а также изменение условий сертификации программных продуктов Минздравом РФ [3, 13, 14 ].

Все вышеназванное не позволило полностью выполнить планируемые задачи и вынудило прекратить разработку ряда проектов. Неудачной явилась попытка планирования проектов на 1 год. Так, из 23 проектов, которые должны были быть выполнены за 1996 год, только три были полностью выполнены, на доведение остальных потребовалось дополнительное время.

Наиболее значимыми проектами для науки и практического здравоохранения, разработанными по данной программе, на наш взгляд, явились следующие. На основе концепции информатизации здравоохранения России [6,7] были разработаны концепции развития информатизации отдельных служб здравоохранения: психиатрической и наркологической [10], стоматологической [1], педиатрической [11], противотуберкулезной.

Совместно с Роскоминформом разработана концепция создания Государственной системы мониторинга здоровья населения России (Указ Президента Российской Федерации № 468 от 20.04.93, п. 4б) [9]. Был создан значительный методический, информационный и технический задел для построения государственной системы мониторинга здо-

ровья населения Российской Федерации (НПО «Медсоцэкономинформ», Российский государственный медицинский университет).

Разработана и внедрена типовая автоматизированная информационная система ЛПУ на базе локальной вычислительной сети (АОЗТ Научно-техническое предприятие

«АИТ», г. Москва).

Впервые в России разработана система оценки здоровья населения округа и г. Москвы на основе потенциальной демографии. Система позволяет оценить заболеваемость, смертность, инвалидизацию, временную утрату трудоспособности по половозрастным группам населения, рассчитать потери потенциала жизни, трудового потенциала популяции и дать не только социальную, но и экономическую оценку этих потерь (Российский государственный медицинский университет, Комитет здравоохранения г. Москвы, Научнопрактический центр по оказанию экстренной медицинской помощи, Управление здравоохранением Юго-Западного округа г. Москвы).

Интегральная автоматизированная система постоянного интенсивного наблюдения (для больных с острой абдоминальной патологией) предназначена для длительного слежения за состоянием тяжелых больных в условиях отделения интенсивной терапии и реанимации. Система обеспечивает построение синдромальных заключений по системам кровообращения, дыхания, кислотно-щелочного равновесия, а также анализ динамики основных параметров и систем гомеостаза. Система позволяет объективно оценивать степень тяжести состояния больных с распространенными формами перитонита с помощью прогнозирования исхода заболевания и обеспечивает поддержку решений врача-реанимато-лога на всех этапах оказания больному медицинской помощи (Российский государственный медицинский университет).

Экспертная консультативно-диагностическая система дифференциальной диагностики эндокринной патологии по разделу «Заболе-

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 53 ■

Ш1

kill

История информатизации здравоохранения

и информационные

технологии

вания щитовидной железы» позволяет организовать поддержку процесса формирования диагностической гипотезы и ее обоснования в ходе проведения обследования пациента эндокринологом в соответствии с двухэтапным обоснованием диагноза «диагностика состояния функции щитовидной железы — дифференциальная диагностика заболеваний щитовидной железы с использованием результатов специальных исследований». В экспертной системе использовано представление знаний в виде семантических иерархических пороговых сетей, которое близко к обычным способам описания врачом результатов обследования пациента, что делает систему простой для освоения и использования на практике, а также для понимания заключений системы (Российский государственный медицинский университет).

В системе лечебного воздействия при диагностике нарушенных функций с помощью компьютерного дермографа разработан замкнутый цикл диагностики и лечения выраженных дисфункций организма с помощью аппаратного комплекса «Компьютерный дермограф КД-01» и «Корректор функциональный резонансный КФР-01-16». Корректор способен целенаправленно изменять состояние любой функции органа, которую диагностирует КД (ИВЦ Приморского крайздравотдела, Владивостокский медицинский институт).

Были созданы необходимые для практического здравоохранения автоматизированная программа «Демограф», позволяющая анализировать основные демографические характеристики детского возраста (МНИИПДХ, Федеральный детский НПЦ противора-диационнной защиты, ФАПСИ) и автоматизированная система профилактических осмотров подростков, позволяющая выявить отклонения в состоянии здоровья по 24 профилям патологии, оценить активность процесса, уровень физического и биологического развития (СПбПМА, НВТ «БИМК»).

Разработаны АРМ главного педиатра субъектов РФ и АРМ главного специалиста

республики по акушерско-гинекологической службе (ИВЦ М3 УР).

Создан комплект программ, позволяющий формировать многоуровневую систему сбора и обработки данных по туберкулезу. Система внедрена на 40 территориях России. Организован сбор полицевых данных о впервые выявленных больных туберкулезом из 10 регионов (НИИ фтизиопульмонологии ММА им. И.М. Сеченова), а также разработана система мониторинга туберкулеза в рамках ПТС г. Москвы. Программы слежения за контингентами внедрены в 13 ПТД г. Москвы (НИИ фтизиопульмонологии ММА им. И.М. Сеченова, МГНПЦ БТ, НПЦ ЭМП г. Москвы).

В 1998 г. осуществлялось внедрение системы автоматизированного мониторинга злокачественных новообразований на базе популя-ционнного ракового регистра в специализированных территориальных учреждениях, специализированных онкологических отделениях ряда региональных медицинских учреждений общей лечебной сети, ведомственных специализированных онкологических учреждениях (Центр информационных технологий и эпидемиологических исследований в области онкологии Московского научно-исследовательского онкологического института им. П.А. Герцена).

Разработаны информационно-обучающие системы по оказанию медицинской помощи пострадавшим с механическими, термическими и радиационными поражениями в чрезвычайных ситуациях (ЦИТО им. Н.Н. Приорова).

Впервые в России разработаны информационно-поисковая (справочная) система «Стоматология», система выборочного мониторинга стоматологической заболеваемости населения России, автоматизированная компьютерная система управления стоматологической поликлиникой, автоматизированные компьютерные системы для дифференциальной диагностики основных стоматологических заболеваний, автоматизированные компьютерно-лазерные системы для дифференциальной диагностики и лазерного лечения стома-

- -В4 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

История информатизации здравоохранения

www.idmz.nu

2009, №6

■■■■

Ш1

Ш1

тологических заболеваний, автоматизированные компьютерные системы для экспресс-обследования стоматологических больных на СПИД; аппаратное и программное обеспечение унифицированного компьютерного учебно-тренажерного комплекса для обучения студентов, врачей-стоматологов и преподавателей стоматологических ВУЗов компьютерным технологиям (ЦНИИ стоматологии).

В этот период начата работа двух телемедицинских центров: в Институте сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева и Московском НИИ педиатрии и детской хирургии Минздрава РФ. Важным направлением деятельности являются консультации больных ведущими специалистами в целях диагностики, лечения, реабилитации, решения вопросов направления в специализированные центры из отдаленных точек России. Другой аспект деятельности связан с телеобучением, обеспечением врачей оперативной информацией о новых способах диагностики, лечения, о принимаемых организационных решениях.

Таким образом, в результате реализации программ информатизации здравоохранения на 1993-1995 гг. и 1996-1998 гг. научно-исследовательскими организациями Минздрава, РАМН, территориальными медицинскими ИВЦ, коммерческими структурами созданы проекты информатизации процессов управления на федеральном и территориальном уровнях, разработаны концепции мониторинга здоровья населения России, информатизации ряда служб и проекты информатизации этих служб на уровне ведения персонифицированных медицинских баз данных городскими и областными диспансерами. Разработан ряд многоуровневых регистров федерального значения: медико-генетический, диабета,

онкологический, фтизиатрический и другие, предусматривающих обеспечение информацией с уровня медицинского учреждения до Минздрава России.

В рамках реализации этих программ созданы типовые проекты информационных

систем для стационаров, поликлиник, родильных домов, станций скорой помощи, станций переливания крови, медико-генетических консультаций, разработаны проекты автоматизированных рабочих мест врачей-специалистов различного профиля. За эти же годы создана коммуникационная сеть Mednet.

В этот же период в результате выполнения «Комплексной программы информатизации системы ОМС РФ на 1994-1997 годы» удалось в основном создать техническую базу информатизации ЛПУ, фондов и страховых организаций, которая может быть использована для решения широкого круга задач, связанных с информатизацией здравоохранения.

Опытная и промышленная эксплуатация систем выявила острую необходимость взаимодействия медицинских баз данных как на горизонтальном уровне, так и по вертикали, что может быть реализовано целым комплексом мер по стандартизации информационного, программного и технического обеспечения систем, эксплуатируемых в учреждениях Минздрава, Федерального фонда ОМС и Госсанэпидслужбы. Очевидно, что без организации единого информационного пространства и создания автоматизированной информационной системы отрасли решить эти задачи невозможно.

К сожалению, учитывая неопределенность с финансированием работ в современных экономических условиях, в 1999 году не представлялось возможным разработать программу информатизации здравоохранения на очередной период и были разработаны «Основные направления развития информатизации охраны здоровья населения на 1999-2002 гг.», утвержденные Приказом Минздрава РФ №279 от 14.07.99.

«Основные направления развития информатизации охраны здоровья населения на 1999-2002 гг.» включили в себя следующие крупные разделы: 1. Информатизация процессов охраны здоровья населения и оценка общественного здоровья на федеральном

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 55 ■

Ш1

kill

1 и информационные

технологии

История информатизации здравоохранения

уровне. 2. Информатизация охраны здоровья населения на уровне субъектов Российской Федерации. 3. Информатизация специализированной медицинской помощи. 4. Информационные технологии учреждений здравоохранения, научных и образовательных учреждений. 5. Медико-технологические системы и АРМы для автоматизации процессов сбора данных о состоянии здоровья и поддержки врачебных решений. 6. Телекоммуникационные технологии и глобальные корпоративные сети. 7. Информатизация процесса подготовки кадров и последипломного образования.

8. Методологические, методические и правовые аспекты информационных технологий.

Так как «Основные направления развития информатизации охраны здоровья населения на 1999-2002 гг.» не содержали конкретных исполнителей, то и подводить итоги по ним было невозможно. Следует отметить лишь разработку концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации [8].

За десять лет почти полного отсутствия координации деятельности со стороны Министерства здравоохранения и социального развития сообщество специалистов в области информатизации здравоохранения России приспособилось к создавшейся ситуации. Возникли и активно действуют неформальные объединения ученых и практиков: Академия медицинской информациологии на правах отделения Международной академии инфор-

матизации, рабочая группа по информатизации здравоохранения при Президиуме РАМН, Ассоциация развития медицинских информационных технологий.

Разработаны новые алгоритмы и системы, многие идеи, высказанные и опубликованные 20-30 лет назад, получили развитие и воплощение. Постепенно выкристаллизовывается понимание основных препятствий на пути информатизации здравоохранения России и вариантов их преодоления.

Созданный около года назад Департамент информатизации здравоохранения Министерства здравоохранения и социального развития РФ пока не стал стратегическим центром решения проблем в данной области, хотя в последнее время наметилась тенденция к диалогу. Получится ли он конструктивным — покажет время.

В целях определения основных направлений развития информатизации и обеспечения единой политики необходима новая, основанная на системном подходе, целевая республиканская программа по информатизации здравоохранения России в условиях нынешней экономической ситуации. Нужно расставить приоритеты, наметить этапы последовательной информатизации здравоохранения на ближайшие годы. Претворить их в жизнь можно только совместными усилиями информационного сообщества и Министерства здравоохранения и социального развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Безруков В.М, Прохончуков А.А., Жижина Н.А. Концепция развития информатизации стоматологической службы России//Новое в стоматологии. — 1997. — №5. — С. 42-55.

2. Гаспарян С.А, Пашкина Е.С. О проекте программы «Информатизация здравоохранения России на 1996-1998 гг.»//Туберкулез и экология. — 1996. — № 1. — С. 8-11.

■■ “6 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

История информатизации здравоохранения

www.idmz.nu

2009, №6

■■■■

Ш1

Ш1

3. Гаспарян С.А, Пашкина Е.С. Об итогах целевой программы «Информатизация здравоохранения РФ на 1996-1998 гг.»//В сб. Материалы Всероссийской конференции «Основные направления развития информатизации здравоохранения и системы ОМС на 1999-2000 годы». — Воронеж, 1999. — С. 60-63.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Гаспарян С.А., Пашкина Е.С. Страницы истории информатизации здравоохранения России. — М., 2002. — 304 с.

5. Гаспарян С.А., Пашкина Е.С. К вопросу об истории информатизации здравоохранения в России//В сб. Тезисы докладов II Съезда конфедерации историков медицины (международной). — М., 2003. — С. 45-46.

6. Гаспарян С.А, Тимонин В.М. Основы концепции информатизации здравоохранения/^ сб. Информатизация в деятельности медицинских служб. Республиканский сборник научных трудов. — М.: РГМУ, 1992. — С. 3-28.

7. Концепция информатизации здравоохранения России/Ред. С.А. Гаспарян, В.М. Тимонин, Э.И. Погорелова. — М., 1992. — 32 с.

8. Концепция развития телемедицинских технологий в Российской Федерации/ Приказ Минздрава РФ и РАМН №344/76 от 27.08.2000. — М., 2001. — 23 с.

9. Концепция создания государственной системы мониторинга здоровья населения России/Ред. Д.Д. Венедиктов, С.А. Гаспарян, Л.А. Дартау, В.И. Дмитриев, М.С. Домнин, А.С. Киселев, Б.А. Кобринский, А.Н. Кольба, Б.Р. Логинов, Т.М. Максимова, В.А. Манжос, Э.И. Погорелова, Д.А. Поспелов, З.Б. Рахманова, Е.А. Савостина, А.В. Солдатенков, А.И. Эрлих. — М., 1996. — 23 с.

10. Концепция развития информатизации психиатрической и наркологической служб Российской Федерации/Ред. А.А. Чуркин, В.Б. Голланд, С.А. Андреев. М., 1996. — 17 с.

11. Концепция развития информатизации педиатрической службы Российской Федерации/Ред. Б.А. Кобринский. — М., 1998. — 21 с.

12. Основные направления развития информатизации охраны здоровья населения России на 1999-2002 годы. Приказ Минздрава РФ №279 от 14.07.99. — М., 1999. — 8 с.

13. Погорелова Э.И, Пашкина Е.С. Итоги и перспективы целевой программы «Информатизация здравоохранения РФ на 1996-1998 гг.»//В сб. Тезисы докладов Всероссийской научной конференции «Медицинская информатика накануне 21 века». — С-Пб., 1997. — С. 4-5.

14. Погорелова Э.И, Пашкина Е.С. О программе «Информатизация здравоохранения России на 1996-1998 гг.»//В сб. Проблемы медицинской информатики. Всероссийский сборник научных трудов [Под ред. С.А. Гаспаряна]. Российский государственный медицинский университет, Д-25831 в ГЦНМБ от 02.04.1998. — М., 1998. — С. 16-24.

15. Республиканская целевая программа «Разработка и внедрение автоматизированных консультативных систем диагностики, прогноза и выбора лечебной тактики при неотложных состояниях» на 1979-1982 гг. (1 очередь). — М., 1979.

16. Республиканская целевая программа «Разработка и внедрение автоматизированных консультативных систем диагностики, прогноза и выбора лечебной тактики при неотложных состояниях» на 1983-1990 гг. (2 очередь). — М., 1983. — 101 с.

17. Целевая программа информатизации здравоохранения России на 1993-1995 гг./ Приказ Минздрава РФ №308 от 30.12.93. — М., 1993.

18. Целевая программа информатизации здравоохранения России на 1996-1998 гг./ Приказ Минздравмедпрома РФ № 158 от 23.04.96. — М., 1996.

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 57 ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.