Научная статья на тему 'Развитие идиопатического сколиоза у ребенка связано с его психофизиологическими характеристиками'

Развитие идиопатического сколиоза у ребенка связано с его психофизиологическими характеристиками Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
95
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие идиопатического сколиоза у ребенка связано с его психофизиологическими характеристиками»

РАЗВИТИЕ ИДИОПАТИЧЕСКОГО СКОЛИОЗА У РЕБЕНКА СВЯЗАНО С ЕГО ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ

Ендолов В.В., Муравьева М.С.

Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, кафедра зоологии, физиологии и методики преподавания биологии, г. Рязань

Идиопатический сколиоз представляет наибольшую опасность среди других видов сколиозов, так как имеет тенденцию к прогрессированию. Между тем его этиология у детей разного возраста по-прежнему остается неясной (об этом свидетельствует и сама характеристика заболевания - идиопатический). Как правило, оперативные вмешательства, не позволяют полностью избавить ребенка от этого тяжелого недуга. Профилактические мероприятия, включающие в себя комплекс физических упражнений, направленных на укрепление мышечного корсета туловища, весьма эффективны, при этом очень важным является оценка величины факторов риска развития заболевания у конкретного ребенка. Ранее нами была показана связь вероятности развития идиопатического сколиоза у детей с типом межполушарных взаимодействий. Конкретно, с их профилем латерализации функций переднего мозга в моторной и сенсорной сферах (Способ прогнозирования развития сколиоза. Патент РФ на изобретение № 2289321 от 20.12.2006 г.). Информативным для прогноза развития сколиотической болезни является также определение различий в распределении нагрузки на правую и левую ногу (Беленький В.Ю., Попова Н.Ю.,1994). При вставании ребенка правой и левой ногой на разные портативные напольные весы (под контролем строго вертикального положения тела) различие более чем в 10% свидетельствует, что ребенок должен быть отнесет к группе риска с точки зрения перехода нарушения осанки в сколиотическую болезнь.

Проведение скрининга по этим признакам детей с высокой вероятностью развития сколиотической болезни открывает возможность целенаправленного формирования у конкретного ребенка такого мышечного корсета туловища, который предотвращал бы развитие искривления позвоночника.

Кроме того, наши наблюдения показывают связь появления сколиотической болезни с некоторыми другими факторами и характерными чертами индивидуального развития детей, а также с их психологическим состоянием. В частности, в анамнезе у детей, больных идиопатическим сколиозом, как правило, трудные или патологические роды (часто в сочетании с оперативным вмешательством в первое полугодие жизни). Очень часто появление на свет такого ребенка - результат нежелательной беременности. Для родителей это -нежеланные дети (со всеми вытекающими глубокими психологическими последствиями влияния этого обстоятельства на формирование личности).

Для детей с идиопатическим сколиозом характерны так же некоторые морфологические особенности структур лица - в частности, касающиеся формирования костей носа. У них отмечается существенно более выраженное, чем у здоровых, углубление в той части спинки носа, которая образована её костями. Возможно, речь может идти о наследственно обусловленной патологии с участием сцепленного наследования генов предрасположения к развитию сколиотической болезни и этих особенностей структур лица, или о плейотропном действии гена.Каким образом эти индивидуальные психофизиологические, психологические и морфологические особенности, в конечном счете, реализуются в процессе индивидуального развития в форме идиопатического сколиоза, остается неясным, однако эта связь, по нашим наблюдениям, действительно существует. В практическом смысле они могут быть использованы, по крайней мере, как фенотипические маркеры состояния повышенного риска развития у ребенка сколиотической болезни, и принятия превентивных мер, направленных на предупреждение её развития у ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011г.

2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010г.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009г.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008г.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007г.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006г.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005г.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004г.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003г.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г.

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г.

12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г.

13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011г.

14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010г.

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009г.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008г.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007г.

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

18. Электронный сборник научных трудов

19. Электронный сборник научных трудов

20. Электронный сборник научных трудов

21. Электронный сборник научных трудов

22. Электронный сборник научных трудов

23. Электронный сборник научных трудов

«Здоровье и образование в XXI веке». 2006г. «Здоровье и образование в XXI веке». 2005г. «Здоровье и образование в XXI веке». 2004г. «Здоровье и образование в XXI веке». 2003г. «Здоровье и образование в XXI веке». 2002г. «Здоровье и образование в XXI веке». 2001г.

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.