Колодяжная Татьяна Павловна
Kolodyazhnaya Tatyana Pavlovna Южный федеральный университет Southern Federal University доцент кафедры коррекционной педагогики lecturer of the Department for Special Education Кандидат педагогических наук 13.00.01 — Общая педагогика, история педагогики и образования
E-Mail: [email protected]
Развитие идей свободного воспитания в современных концепциях личностно-ориентированного образования
Development ideas freely of education in modern concept of personal and oriented
education
Аннотация: В статье представлена эволюция представления о свободном воспитании через изменение содержательного наполнения ведущих принципов природосообразности, культуросообразности, социализации через самопознание, а также модель воспитания человека культуры.
The Abstract: In the article presented at the submission Evolution of education freely through Amendment soderzhatelnoho Filling LEADING principles pryrodosoobraznosty, kulturo-soobraznosti, socialization through samopoznanye, as well as a model of education human culture.
Ключевые слова: Личностно-ориентированное воспитание, принцип, свободное воспитание.
Keywords: Personal and oriented of education, the principle svobodnoe education.
***
Современная педагогика творчески развивает идеи свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо и Л.Н. Толстого. Принципы природосообразности, самосовершенствования, развития своей внутренней природы остаются неоспоримыми, однако, в концепциях личностноориентированного воспитания преодолевается негативизм по отношению к воспитательным системам. Личностно-ориентированное воспитание обращено к таким воспитательным механизмам, которые не искажают, а, наоборот, стимулируют процесс самопознания, саморазвития, обретения искомой внутренней свободы.
Схема 1
Схема эволюции принципа природосообразности в концепциях свободного воспитания
Схема 2
Основные направления свободного воспитания
ПРИРОДА
Экологическое воспитание
д
1Г
Человек свободный
ОБЩЕСТВО КУЛЬТУРА
социализация культурная идентификация
Концепция свободного человека в современных личностно-ориентированных концепциях также может быть представлена схематически (схема 2). [4]
Таким образом, личностная ориентация современного образования основана на принципах детской природосообразности, культуросообразности, социализации через самопознание, свободное вхождение во взрослую жизнь, самостоятельный выбор программы поведения и будущих видов деятельности. «Целью воспитания... его категорическим императивом является идея всестороннего развития творческой личности и индивидуальности, достижимого ... в оптимально развитых условиях, обеспечивающих полноценное самостановление, самораскрытие всей физической и духовной природы ребенка. Задача в том, чтобы общественную, экономическую, социальную, культурную жизнь превратить в среду свободной самореализации и полного суверенитета человеческой личности и индивидуальности» [7].
По определению Е.В. Бондаревской, принцип природосообразности «означает отношение к ребенку как к части природы, что предполагает его воспитание в единстве и согласии с природой и заботу об экологически чистой среде его обучения и развития. Этот принцип предписывает создавать оптимальные физические и умственные нагрузки беречь детскую ин-
дивидуальность, не стремится ее переделывать и каждого ребенка принимать, учить и воспитывать таким, какой он есть, создавая доступные ему зоны развития» [3]. Принцип природо-сообразности утверждает построение такого жизненного пространства, в котором ребенок гармонизирует свои отношения с окружающим миром, «овладевает способами установления гармонических отношений, приобретает опыт быть свободным умственно, морально, духовно» [8].
Принцип культуросообразности ориентирован на развитие внутреннего мира ребенка, «его собственного образа, формирование детского опыта и «культурных способов освоения мира». В качестве ведущей цели современного образования ученые рассматривают человека культуры - такой тип личности, ядро которого составляют «субъектные свойства, определяющие меру ее свободы, гуманности, духовности, жизнетворчества. Человек культуры должен быть способен к самоопределению в мире культуры. Он наделен «высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства, самоуважения, самостоятельностью, самодисциплиной, независимостью суждений... умением осуществлять свободный выбор содержания своей жизнедеятельности, линии поведения, способов своего развития» [4]. Таким образом, принцип культуросообразности определяет отношение к ребенку как к целостной личности, готовой «по мере своего культурного развития к самостоятельному выбору ценностей, самоопределению в мире культуры и творческой самореализации».
Реализация данного принципа представлена в оригинальной модели воспитания человека культуры:
Воспитание свободной личности Высокий уровень самосознания. Гражданственность. Чувство собственного достоинства, ориентировка в духовных ценностях жизни, свободный выбор содержания жизнедеятельности.
Воспитание гуманной личности Милосердие, доброта, способность к состраданию, стремление к миру, понимание ценности человеческой жизни.
Воспитание духовной личности Потребность познания и самопознания. Рефлексия. Поиск смысла жизни. Автономия внутреннего мира, цельность.
Воспитание творческой личности Развитые способности, потребность в преобразующей деятельности, знания, умения, навыки, жизнетворчество
Воспитание практичной личности Трудолюбие, знание обычаев, здоровый образ жизни, эстетический вкус, хорошие манеры
В контексте рассматриваемой нами проблемы особенно важна такая характеристика человека культуры, как духовная личность.
Она непосредственным образом восходит к представлениям Ж.-Ж. Руссо и Л.Н. Толстого о самопознании и самосовершенствовании как основе свободного воспитания.
Подлинное воспитание чуждо любым способам навязывания определенных ценностей. Оно лишь стимулирует свободный выбор ребенка, его последующую рефлексию над своими действиями и поступками, а также чувство ответственности за свой выбор.
Культуросообразное воспитание «побуждает культурное саморазвитие ребенка», приобщает детей к ценностям культуры и создает условия для индивидуально-творческой самореализации личности. Ребенок рассматривается как «самобытная субкультура» [8]. Принцип культуросообразности, предполагающий культурную идентификациюличности, свободный
Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800) Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru
выбор и осуществление «культуросообразного образа жизни, поведения, I самодетермина-
ции в горизонте Большого и Малого времени культуры» [1] является результатом отношения к культуре как важнейшему воспитательному фактору, который формирует духовную жизнь ребенка, закладывает основы эмоционального и интеллектуального развития, приобщает к общечеловеческим нравственным ценностям. Задача личностно-ориентированного воспитания культурологического типа - найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в него механизмы самоопределения, самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и достойной человеческой жизни.
Исключенный Ж.-Ж. Руссо и избирательно привлекаемый Л.Н. Толстым общественный фактор воспитания реабилитирован в современных педагогических концепциях. Свободное воспитание не должно исключать воздействия цивилизации, социума.
Однако это воздействие должно носить гуманистический характер и пониматься как подготовка человека к выполнению различных социальных ролей и одновременно развитие способности к саморазвитию и изменению своего бытия. До недавнего времени образование передавало молодежи системы норм и ориентиры социально приемлемого поведения, но не учитывало личностных смыслов учеников. Теперь же (и это закреплено в нормативных документах) социализация предусматривает усвоение общечеловеческих ценностей, приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Социализация происходит в процессе совместной деятельности и общения в определенной культурной среде.
Таким образом, современные ученые, развивая идеи свободного воспитания, подчеркивают гуманистический потенциал таких воспитательных факторов, как природа, культура, общество. Центром этой триады является свободная личность. Все объективные механизмы воспитания потеряют результативность при отсутствии внутренней работы, напряженных духовных исканий самого человека.
Он - не орудие, а инициатор и творец процесса собственного воспитания. По словам В.В. Серикова, личностно-ориентированное воспитание направлено на выработку у подрастающего поколения умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем, что требует обращения «вовнутрь себя», к своим истокам. Это - поиск личностью способов построения нравственной, подлинно человеческой жизни на сознательной основе, что сопряжено с ответами на вопросы: кто я? как я живу? зачем так поступаю? чего хочу от жизни, от себя, от других людей? Связь данных вопросов с толстовскими свидетельствует о преемственности идей и усвоении классических традиций педагогики [9].
Личностно-ориентированная педагогика видит свою цель в том, чтобы «посредством развития личности обеспечить саморазвитие общества», поскольку освоение человеком внешнего мира возможно прежде всего через освоение самого себя.
Мысль Л.Н. Толстого о приоритетности саморазвития и самосовершенствования личности качественно преобразована в современных педагогических концепциях поддержки самоорганизации личности. Под саморганизацией понимается «свойство любой системы к саморазвитию путем надстраивания, «выращивания» из себя новых, более жизнестойких структур» [4].
Поскольку целью личностно-ориентированного воспитания является личность рефлексирующая, не удовлетворяющаяся достигнутым, способная к постоянного духовному росту, к жизнетворчеству, для этого необходимо создание «Я-концепции» каждым учеником. Поскольку ребенок рассматривается как субъект воспитания, активный сотрудник педагога-воспитателя, «Я-концепция» занимает особое место в формировании личности подростка: главная задача подростка изучать и анализировать себя, определять направленность своего
оптимального развития и творить себя, максимально используя свой личный образ. Гуманистическая психология и педагогика показывают, что Я человека - единственная ценность, которую нельзя терять, потому что иначе можно потерять все. Целью свободного воспитания становятся нравственные позиции, ценности и жизненные установки человека, а он сам -главным субъектом формирования собственной воспитанности. Не внушенные извне, «чужие», «посторонние», а основанные на индивидуальности и личностном опыте мировоззренческие и нравственные позиции становятся точкой опоры в своем «Я», средством восприятия и объективного анализа окружающей действительности. В «Я-концепции» взаимодействуют три основных процесса: самопрограммирование своего духовного мира, самосовершенствование и самореализация в конкретных делах и поступках. «Я-концепция» выполняет ряд важнейших функций:
• ориентировка в самом себе, своих возможностях и способностях;
• свободный, самостоятельный выбор нравственных поведенческих эталонов;
• самореализация в деятельности и коммуникации;
• коррекция нравственных позиций, избавление от заблуждений, приобретение
новых жизненных установок;
• преодоление недостатков и заблуждений.
Таким образом, формирование «Я-концепции» неразрывно связано со стремлением личности к самосовершенствованию, к постоянному движению вперед, саморазвитию. Самосовершенствование в данном случае рассматривается как результат внутренней потребности, внутреннего побуждения личности, а не внешнего принуждения. Внутренняя свобода «вызревает в ребенке постепенно в противоречиях и сомнениях, в тяготах самоопределения, в борьбе за углубление знаний и расширение кругозора» [7].
Самостояние человека, его «Я-концепция» складывается, укрепляется на различных возрастных этапах. Формирования «Я» человека несовместимо с механическими способами воздействия на личность, которые использовались при формирующем подходе к воспитанию. Подлинное самораскрытие и самопрезентация личности возможны только как следствие свободного воспитания, стимулирующего внутренне развитие человека, его духовный рост.
Мы проследили эволюцию представления о свободном воспитании через изменение содержательного наполнения одного из его ведущих принципов - принципа природосообраз-ности, который в настоящий момент воспринимается как одно из ведущих средств достиже-нияподлинной свободы личности и трактуется как гармония объективной (социальной, культурной, естественной) природы и уникального внутреннего мира личности. Принцип приро-досообразности в концепциях личностно-ориентированного воспитания дополняется принципами культуросообразности, гуманистической социализации, самоорганизации личности, творящей мир через сотворение себя.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975.
2. Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. - Ростов-на-Дону, 1995.
3. Бондаревская Е. В. Личностно-ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. - Ростов-на-Дону, 1997.
4. Бондаревская Е. В. Научно-теоретические основы личностно-ориентированного образования Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии. - Ростов-на-Дону, 1995
5. Газман О. С. Гуманизм и свобода // Гуманизация воспитания в современных условиях. - М., 1990.
6. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. Вып. 6. - М., 1996.
7. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. - М., 1995.
В. Ребенок в мире культуры // Под общ. ред. д.п.н., проф. Чумичевой P.M. - Став-
рополь, 199В.
9. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Вол-
гоград, 1994
Рецензент: Скуратовская М. Л. профессор, доктор педагогических наук ЮФУ