Е.Н. КАМЕНСКАЯ (Таганрог)
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА: ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА
Рассматриваются современные проблемы гендерного воспитания. Представлена педагогическая теория гендерного подхода, включающая задачи, методологические основы, понятия, принципы, методы, закономерности и условия практической реализации.
Создаваемая в настоящее время педагогическая теория гендерного подхода основана на человекоцентрированной картине мира, идеях личностно ориентированного, культурологического образования. Гендерное воспитание в контексте культуры, национально-культурной идентификации, гуманизации воспитания имеет своей целью воспитание человека культуры, гражданина, нравственной личности, способного к максимальной самореализации и раскрытию своих способностей. Гендерное воспитание исходит из положений о целостном понимании ребенка как телесного и духовного существа, о врожденных и приобретенных проявлениях мужского и женского поведения, о закономерностях психосексуального развития мужского и женского пола на различных возрастных этапах школьного возраста, о ребенке как субъекте, способном к гендерному самопознанию, самостроительству, самореализации, развитию своей неповторимой гендерной индивидуальности. В проблематику исследований по гендерному подходу обычно включают изучение влияния взаимодействий родителей, сверстников, педагогов на особенности становления гендерной идентичности мальчиков и девочек; выявление и описание возрастных особенностей формирования гендерной идентичности; обоснование гендерного компонента в содержании образовательных программ, учебных пособий и урока; изучение гендерных педагогических мифологем, стереотипов и установок, объяснение их природы, исторической изменчивости, социальной обусловленности и разработка методов их эффективной реконструкции; анализ роли учебно-воспитательной среды школы в процессе ген-
дерной идентификации девочек и мальчиков; создание модели гендерного воспитания; изучение гендерных особенностей субъектов педагогического взаимодействия и составление педагогических рекомендаций по работе с мальчиками и девочками, направленных на развитие их гендерной индивидуальности и т. д.
Ориентация воспитания на гендерные проблемы детей предполагает поддержку гендерного развития личности, педагогическую поддержку индивидуальности, создание культуросообразной среды гендерного воспитания, проектирование личностно ориентированных стратегий гендерного воспитания, т.е. такое содержание воспитания, которое включает развитие здоровой и целостной индивидуальности мальчиков и девочек, юношей и девушек через воспитание у них адекватного осознания своих физиологических и психологических индивидуальных женских или мужских особенностей, умений и навыков гендерного поведения, адекватного гендерным нормам и соответствующего требованиям общества, реализующего культуру взаимоотношений полов, умений устанавливать оптимальные взаимоотношения с представителями своего и противоположного пола, выступать субъектом гендерных взаимоотношений.
Таким образом, гендерное воспитание предполагает целенаправленную педагогическую деятельность, ориентированную на контекст самой жизни ребенка, его взаимоотношений со взрослыми и сверстниками как своего, так и противоположного пола. Педагог, осуществляющий гендерное воспитание детей, стремится поддержать развитие гендерного сознания, изменить в лучшую сторону общее развитие, воспитанность мальчиков и девочек, юношей и девушек, развивать потенциал мужской или женской индивидуальности, направлять на овладение гендерными ролями и культурой взаимоотношений полов, соответствующих ожиданиям общества, а также формировать осознанное стремление ребенка к гендерному самопознанию, самостроительству, самореализации и развитию своей неповторимой гендерной индивидуальности.
Проведенное исследование позволяет заключить, что педагогическая теория гендерного подхода - это методологическая
© Каменская Е.Н., 2007
ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы гендерного самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
Фундаментальным положением педагогической теории гендерного подхода является представление о том, что почти все традиционно считающиеся «естественными» различия между полами имеют под собой не только биологические, но и социальные основания. Считающиеся «естественными» различия в основном конструируются под воздействием социальных институтов, передающих традиционные представления о ролях мужчин и женщин в обществе. В традиционной культуре представления о маскулинности и феми-нинности резко дифференцированы и сконструированы по принципу бинарной оппозиции. Педагогическая теория гендерного подхода является методологией анализа гендерных характеристик личности и педагогических аспектов межполовых отношений, которая дает возможность отойти от точки зрения о предопределенности мужских и женских характеристик, ролей, статусов и жесткой фиксированно-сти гендерных моделей поведения, она показывает личностные пути развития и самореализации, не ограниченные традиционными гендерными стереотипами.
Таким образом, гендерный подход характеризуется ориентацией на смягчение различий между полами, поощрением видов деятельности, соответствующих интересам личности, обоснованием нецелесообразности раздельного по полу воспитания и обучения, возможностью отступления от традиционных патриархатных моделей устройства общества и т.д. Основные выводы педагогической теории гендерного подхода в том, чтобы обеспечить воспитание представителей обоего пола, направленное на стимулирование к самореализации женской (мужской) индивидуальности, обоснование гендерного воспитания как культуросообразной среды для формирования культуры взаимоотношений девочек (девушек) и мальчиков (юношей) как граждан, нравственных личностей, способных к самореализации.
Опираясь на методологию анализа теоретических моделей в педагогике, разра-
ботанную Е.Н. Степановым и Л.М. Лузиной, можно выделить три составляющие педагогической теории гендерного подхода (см. схему на с. 40).
Первая составляющая - основные понятия педагогической теории гендерного подхода. Мы объединили их в следующие блоки:
• 1-й блок объединяет понятия, раскрывающие содержание гендерного подхода в педагогике - пол, гендер, маскулинность, фемининность, гендерная идентичность, гендерная роль, гендерная идеология, сексизм, равенство полов, гендерное воспитание, гендерные идеалы, гендерная культура, гендерное равновесие;
• 2-й блок включает понятия, характеризующие гендерное взаимодействие участников воспитательного процесса, -субъект, субъектность, личность, выбор, педагогическая поддержка;
• 3-й блок-понятия, необходимые для характеристики базовых гендерных воспитательных процессов, - гендерное развитие, гендерная социализация, гендерная идентификация, взаимоотношения полов;
• 4-й блок включает понятия, характеризующие результаты гендерного воспитания - гендерная индивидуальность, гендерная самоактуализация, гендерная самореализация, гендерное самовыражение, культура взаимоотношений полов.
Вторая составляющая- принципы педагогической теории гендерного подхода. Проведенное исследование показало, что гендерный подход в педагогике строится на фундаменте междисциплинарного, личностно ориентированного и культурологического подходов. Поэтому мы выделили принципы гендерного подхода, опираясь на ценностные ориентации перечисленных подходов, и построили их иерархию: 1) общие принципы гендерного подхода, выделенные на основе личностно ориентированного и культурологического подходов (Е.В. Бондаревская, А.В. Мудрик, О.С. Газман, Н.Е. Щуркова и др.), - принципы природосообразности, культур о со о бр азно сти, индивидуально -ЛИЧНОСТНОГО подхода, ценностно "СМЫСЛОВОЙ направленности, самоактуализации, выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки и 2) специфические принципы гендерного подхода, выделенные на основе междисциплинарного подхода -принципы эгалитаризма, формирования
Структура педагогической теории гендерного подхода
т
Методы
• диалоговые методы: анализ конкретных гендерных ситуаций; групповые дискуссии по гендерным проблемам
• игровые методы: гендерные игры
• педагогическая поддержка
• методы создания ситуации выбора
гендерной идентичности, гендерного равновесия.
Третья (технологическая) составляющая гендерного подхода включает в себя наиболее адекватные данной ориентации способы педагогической деятельности. Технологический арсенал педагогической теории гендерного подхода составляют 1) диалоговые методы: анализ конкретных гендерных ситуаций, групповые дискуссии по гендерным проблемам;
2) игровые методы: гендерные игры;
3) педагогическая поддержка; 4) методы создания ситуации выбора. Используя данные методы, необходимо учитывать возрастные особенности детей.
В ходе опытно-экспериментальной работы были подтверждены закономерности и условия практической реализации педагогической теории гендерного подхода.
Закономерности педагогического процесса, реализующего идеи гендерного подхода, следующие:
• Закономерность гендерного равновесия состава группы (вытекает из принципа гендерного равновесия), суть которой состоит в том, что если гендерный состав группы сбалансирован (примерно равное количество мальчиков и девочек), то гендерные характеристики проявляются менее ярко, чем в группе, где представителей одного пола значительно больше, чем представителей другого.
• Закономерность формирования гендерной идентичности (вытекает из принципа формирования гендерной идентичности) состоит в том, что если у мальчиков и девочек формируются идеалы своего и противоположного пола, то это способствует адекватному оцениванию представителей обоих полов и культуре взаимоотношений между полами.
• Закономерность гендерного равновесия преподавательского состава (вытекает из принципа гендерного равновесия) состоит в том, что мужчины-педагоги ока-
I
Основные понятия
пол
гендер
маскулинность фемининность гендерная идентичность гендерная роль гендерная идеология сексизм
равенство полов гендерное воспитание гендерные идеалы гендерная культура гендерное равновесие
субъект
субъектность
личность
выбор
педагогическая поддержка
гендерное развитие гендерная социализация гендерная идентификация взаимоотношения полов
гендерная индивидуальность гендерная самоактуализация гендерная самореализация
гендерное самовыражение культура взаимоотношения полов
________________4_________________
Принципы
• принцип эгалитаризма
• принцип формирования гендерной идентичности
• принцип гендерного равновесия
• принцип природосообразности
• принцип культуросообразности
• принцип субъектности
• принцип ценностно-смысловой направленности
• принцип самоактуализации
• принцип выбора
• принцип творчества и успеха
• принцип доверия и поддержки
зывают благоприятное влияние на формирование гендерной идентичности не только у мальчиков, но и у девочек.
• Закономерность формирования гендерного поведения (вытекает из принципа эгалитаризма) состоит в том, что формирование моделей мужского и женского поведения с учетом эгалитарных позиций способствует лучшей адаптации и самореализации воспитанников.
• Закономерность формирования гендерных характеристик обучаемых (вытекает из принципа формирования гендерной идентичности) состоит в том, что присутствие мальчиков и девочек в одной группе больше способствует формированию у мальчиков мужских качеств, а у девочек - женских, чем в однополых группах.
Условия практической реализации педагогической теории гендерного подхода были выделены с учетом трех уровней:
1) макроуровень - возможность отступления от традиционных патриархатных моделей устройства общества; привлечение в школу педагогов-мужчин; совместное обучение и воспитание мальчиков и девочек;
2) мезоуровень - развитие гендерной компетентности педагога, включающей гендерную компетентность в педагогической деятельности, педагогическом общении и личностно-индивидуальную гендерную компетентность;
3) микроуровень - учет гендерных особенностей как обучаемых, так и обучающих; развитие гендерного самосознания воспитанников; отношение к ребенку как к субъекту жизни, способному к культурному гендерному саморазвитию; поощрение видов деятельности, соответствующих интересам личности; выявление скрытых возможностей мальчиков (юношей) и девочек (девушек) и стимулирование учащихся к самосовершенствованию гендерной индивидуальности.
Итак, проведенное исследование показало важность гендерного измерения личности, индивидуальности человека, востребованность гендерных знаний в образовательной практике и результативность использования наших рекомендаций в образовательной практике.
Литература
Бондаревская, Е.В. Воспитание как встреча с личностью: избр. пед. тр.: в 2 т. / Е.В. Бондаревская. Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 2006.
Введение в гендерные исследования: учеб. пособие / под ред. И.В. Костиковой. М., 2005.
Вдовюк, В. Гендерные исследования в педагогике / В. Вдовюк, С. Рыков // Высш. образование в России. 2001. №4.
Исаев, Д.Н. Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты / Д.Н. Исаев, В.Е. Каган. Л., 1988.
Келли, Г. Развитие гендера и социальные подходы к нему / Г. Келли // Основы современной сексологии. СПб., 2000.
Столярчук, Л.И. Полоролевая социализация школьников: теория и практика воспитания / Л.И. Столярчук. Волгоград, 1999.
А.В. КАЛАЧЕВ (Волгоград)
О СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЯ «ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Предпринимается попытка восстановить традиционное для русской культуры понимание термина «демократизация образования». Анализируется сложившееся в последние годы отождествление демократических и либеральных ценностей в сфере образовании. Подчеркивается роль демократизации образования в решении важных вопросов социального неравенства в российском образовании.
Среди основных направлений реформирования отечественного образования чаще других называют его демократизацию. Процесс этот у нас идет с большими трудностями, и одна из причин - отсутствие единства в понимании того, что такое демократизация образования.
Известный американский философ, социолог и педагог Дж. Дьюи в книге «Общество и его проблемы» обратил внимание на то, что не всегда учитывается различие между демократией как социальной идеей и политической демократией как системой правления. «Понятие демократии, - писал он,-шире и полнее, чем любое из его воплощений в конкретном
© Калачев А.В., 2007