и ее судьба. Где же воспитывать эту позицию, это внутреннее стремление к порядочности как не в школе и вузе, на хороших примерах и правильно расставленных ориентирах?
1. Герасимов, Н. и др. Большая нефть Тимано-Печоры. - Сывтывкар, 2009. - 384 с.
2. Ергин, Д. Добыча. Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть / пер. с англ. - М.: Изд-во «Аль-пина Паблишер», 2013.
3. Мельников, Н.П., Ишлинский, А.Ю. В. Г. Шухов - выдающийся инженер и ученый. - М.: Наука, 1984. -96 с.
4. Наумова, Л.В. Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания // Сборник научных статей III научно-образовательного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа. - Вып. № 1. -Салехард, 2013.
5. Нефтепровод «Дружба»: ОАО «Магистральные нефтепроводы «Дружба»: дайджест / информационно -библиографический отдел; ГБУК «Брянская областная научная универсальная библиотека им. Ф.И. Тютчева». -Брянск, 2014. - 256 с.
6. Тетельмин, В.В. Нефть в семи проекциях. - М.: САЙНС-ПРЕСС, 2004.-256 с.
УДК 37.014.2
И.А. Старосветская, Т. В. Климова
РАЗВИТИЕ ИДЕЙ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ XIX-XX вв.
В статье рассмотрены педагогические мысли К.Д. Ушинского, Н.И. Иль-минского, П.Ф. Каптерева. А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, приведен сравнительный анализ идей поликультурного образования в истории отечественной педагогики XIX - XX вв.
Ключевые слова: поликультурное образование, народное воспитание, идея народности, интернациональное воспитание, межкультурное образование.
THE DEVELOPMENT OF THE IDEAS OF MULTICULTURAL EDUCATION IN THE HISTORY OF RUSSIAN PEDAGOGICS OF THE XIX-XX CENTURIES
This article describes the pedagogical theories of such scientists as K.D. Ushin-sky, N.I. Ilmenskogo, P.F. Kapterev. A.S. Makarenko, V.A. Sukhomlinsky. The following is a comparative analysis of the ideas of multicultural education in the history of Russian pedagogics XIX - XX centuries.
Key words: multicultural education, national education, idea of nationality, international education, intercultural education.
Развитие миграционных отношений и изменение политического строя в России обусловили появление многочисленных идей о мирном существовании наций на одной территории, т.е. о развитии межкультурных взаимодействий. Это обусловило актуальность выбранной темы.
Выпуск 82, 2018
Вестник АмГУ
93
Для сравнения идей поликультурного образования в разные времена надо обратиться к истории, а именно - к идеям поликультурного образования мыслителей XIX - XX вв. Этой проблемой занималась такие ученые как К.Д. Ушинский, Н.И. Ильминский, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и многие другие.
В современной научной среде поликультурное образование рассматривается как процесс формирования человека, готового и способного к эффективному общению в многокультурной среде, обладающего чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований, убеждений.
В отечественной педагогической мысли этих идей придерживались такие известные ученые как К.Д. Ушинский, Н.И. Ильминский и П.Ф. Каптерев. Они придавали немалое значение исследованию педагогических взглядов и опыта народа, считая народную педагогику основой науки о воспитании.
В педагогическом учении К.Д. Ушинского есть мысль о преемственности и общности культур славянских народов. Воззрение относительно народности в педагогике К.Д. Ушинского является основным и универсальным. Найти в человеке внутреннюю духовную силу поможет только одно средство - обращение к народности, считал он. В основу своей педагогической концепции К.Д. Ушинский положил идею народности. По его мнению, «есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью» [4]. Под «народностью» Константин Дмитриевич Ушинский понимал самобытность, уникальность каждого народа, обусловленные его историческим развитием и природно-географическими условиями его жизни.
Важной чертой воспитания русского народа является, по мнению педагога, развитие у подрастающего поколения глубокой любви к Родине. Родной язык должен быть положен в основу всего обучения. Еще в начальной школе детей необходимо знакомить с русской историей, географией, природой.
Основанное на народности обучение обязано показывать эту любовь к Родине независимо от ситуации - всегда и повседневно. Подобный подход призван развить у обучающихся чувство гордости за свой народ, воспитать у них чувство долга перед Отечеством, приучить их ставить общие интересы выше личных.
Большую известность в 60-90-е гг. XIX в. приобрели в России миссионерские школы, во главе с духовным лидером, народным просветителем Николаем Ивановичем Ильминским.
Он основал новую систему образования детей российских «инородцев», которая была направлена не просто на формирование у них основ грамоты и письма, но и на привлечение их к православной культуре для сохранения единства Российской империи. Концепция Н.И. Ильминского базировалась на признании этнокультурной ценности народной школы, где присутствуют региональный и общероссийский уровни, национально-народные ценности вместе с родным языком обучения и православная культура как объединяющий народы фактор [3].
Важное научное значение для понимания роли поликультурного воспитания в становлении подрастающего поколения представляют идеи Петра Федоровича Каптерева о взаимосвязи в педагогике национального и общечеловеческого.
Овладение языком предков он рассматривал как приобщение не только к знаниям, но и к духовным ценностям нации, призывая таким образом формировать в детях чувство включенности в общечеловеческое. Он считал, что важно донести до обучающихся мысль о том, что родной народ не является единственным носителем подлинной культуры. И для более глубокого понимания своего народа нужно обратиться к национальным эталонам многих других народов. В воспитании, по мне-
нию П.Ф. Каптерева, «народное нужно сочетать с инородным, со всенародным и общечеловеческим» [3].
В советской педагогике носителями таких идей были известные ученые А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский.
Антон Семенович Макаренко выделял проблему языка. Он, например, считал закономерным и интенсивным обмен языковыми ценностями между русским и украинским народами. А.С. Макаренко придавал большое значение взаимному обогащению духовной культуры народов. Он призывал также пристально изучать не только совместный педагогический опыт народа, но и чутко прислушиваться к голосу одаренных педагогов из среды трудового народа [1].
Всестороннее развитие идеи классиков педагогики о родном языке приобрели в трудах В.А. Сухомлинского. По его мнению, принцип народности в образовании «глубоко гуманистичен и интернационален». Подрастающее поколение нужно воспитывать в духе дружбы народов. Цель реализации принципа народности - пробуждение у детей родственных чувств ко всем народам нашей страны, налаживание духовного взаимодействия своих воспитанников с детьми трудящихся «инородцев».
Россия всегда была многонациональным государством. Не зря поэтому многие педагоги прошлого указывали на идеи межкультурного взаимодействия и были едины в суждении, что все люди на планете должны жить в мире друг с другом, несмотря на принадлежность к какой-либо религии, расе и т.п.
Так, у К.Д. Ушинского есть мысль о преемственности и общности культур славянских народов. П.Ф. Каптерев призывал развивать в ребенке чувство принадлежности ко всему человечеству через обращение к другим народам. Н.И. Ильминский высказывал мысль о приобщении к основам православной религиозной культуры как условии сохранения и развития единства российского государства.
Революция 1917-го года породила новые идеи поликультурного образования. Так, А.С. Макаренко главным во взаимодействии воспитанников считал проявления уважения и гуманизма. В.С. Су-хомлинский утверждал, что детей надо воспитывать в духе дружбы народов и пробуждать у них братские чувства к народам нашей огромной Родины.
Таким образом, российские педагогические воззрения XIX-XX вв. о многокультурном образовании имеют общие идеи. Суть этих идей сводится к воспитанию подрастающих поколений в любви к Отечеству через уважение других народов. Однако в XIX в. мыслители делали акцент на развитии самобытности России, понимании ее уникальности, а в XX в. большое внимание уделялось интернациональности воспитания.
1. Волков, Н.Г. Этнопедагогика: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2013. - 168 с.
2. Султанова, К.И. Концепции этнокультурного образования в отечественной педагогике во второй половине XIX - начале XX вв. // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. - Абакан, 2014. - С. 250-260.
3. Каптерев, П.Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. А.М. Арсеньева, сост. П. А. Лебедев. -М.: Педагогика, 1982. — 703 с.
4. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. - Т. 1 / сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990. -416 с.