Научная статья на тему 'О формировании национальных ценностей в условиях образовательного учреждения'

О формировании национальных ценностей в условиях образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
437
57
Поделиться
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / НАРОДНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ ЭТНОС / ЭТНОКУЛЬТУРА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Хубиева Зарият Магометовна

От ориентации системы образования на этническую культуру как интегративный социальный и личностный феномен во многом зависит сохранение ценностей этнической культуры, принятие объектом образовательного процесса общечеловеческих ценностей.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Хубиева Зарият Магометовна,

On the formation of national values in educational institutions

Preservation of ethnic culture of values and adoption of human values depends largely on the orientation of the educational system on the ethnic culture as an integrative social and personal phenomenon.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «О формировании национальных ценностей в условиях образовательного учреждения»

УДК 376.7 ББК 74.6 Х-98

Хубиева Зарият Магометовна, кандидат педагогических наук, кафедры педагогики и педтехнологий факультета педагогики и методики начального образования Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева, т.:8(928)0304595.

О ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

(рецензирована)

От ориентации системы образования на этническую культуру как интегративный социальный и личностный феномен во многом зависит сохранение ценностей этнической культуры, принятие объектом образовательного процесса общечеловеческих ценностей.

Ключевые слова: формирование, народность, воспитание этнос, этнокультура, национальные ценности.

Khubieva Zariyat Magometovna, Candidate of Pedagogy, Department of Pedagogy and Educational Technologies of the Faculty of Pedagogy and Methodology of Primary Education of Karachay-Cherkessia State University named after U.D. Aliev, tel.: 8 (928) 0304595.

ON THE FORMATION OF NATIONAL VALUES IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

(reviewed)

Preservation of ethnic culture of values and adoption of human values depends largely on the orientation of the educational system on the ethnic culture as an integrative social and personal phenomenon.

Keywords: formation, nationality, education, ethnicity, ethnic culture, national values.

Культурное становление личности - это сложный многоуровневый процесс, в течение которого создаются, меняются, принимаются, отвергаются и аккумулируются национальные ценности. В условиях глобализации мирового пространства и жизни в информационном обществе образование становится все более многоязычным и поликультурным. В этих условиях образовательный процесс уже не мыслится вне культурного контекста.

Помощь в самоидентификации личности обучающегося в культурном пространстве

- одна из приоритетных задач педагогики на современном этапе, причем самоидентификация не сводится только лишь к освоению предметного богатства окружающей действительности и усвоению национальных ценностей, а представляет сложный процесс становления личности и преобразования характера человеческого бытия.

Национальные ценности в современных условиях рассматриваются как уникальное явление, ведущее к истокам культуры народа, по существу, к истокам духовности. Являясь социокультурно-историческим феноменом, национальные ценности вобрали в себя мудрость поколений, многогранность культуры и оригинальные традиции. Они представляют собой осознаваемое коллективное представление о желаемом идеале и обладают потенциалом регулирования отношений и деятельности личности, культивирования привлекательных личностных качеств и свойств. Кроме того, ценности поддерживают жизнедеятельность общества и выступают фактором его развития и совершенствования. Формирование национальных ценностей, возрождение интереса к своеобразию и самобытности отечественной культуры и образования имеет свои фундаментальные основы и позитивные предпосылки.

Педагогическое учение К.Д. Ушинского строится на осмыслении и понимании тезиса о народности. «Есть только одна общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что называется народностью ... Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным» [5, с. 252]. Как важнейший принцип педагогического учения народность представляет собой реализацию социально-философского видения К.Д. Ушинским этой идеи, заключающей в себе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

стремление русского народа сохранить свою духовную, культурную и государственную целостность. По мнению педагога, ориентация на народность в деле воспитания, безусловно, содействует самоосознанию народа в качестве «исторической личности», что является гарантией его духовного здоровья и единства.

В начале XX века сложилось понимание общечеловеческого и национального в отношении к ценностям общества и организации народной школы. Такие выдающиеся ученые-педагоги предреволюционной поры, как П.Ф. Каптерев, М.М. Рубинштейн убедительно показали генетическую связь этих двух характеристик социальных явлений. Национальное, по мнению П.Ф. Каптерева, есть нечто особенное, индивидуальное, но не застывшее, а изменяющееся с переменами в экономическом, политическом, общественном устройстве жизни. Национальное создается: историей, климатом, страной, мощной силой наследственности и пр.; выражается в физическом и психическом типе личности, самостоятельности мировоззрения, оригинальном взгляде на жизнь, особых ценностных ориенти- рах. «Национальность - утверждает П.Ф. Каптерев, - есть ни что иное, как свой собственный способ, своя особая манера мыслить, чувствовать и действовать» [2, с. 12].

Каждый народ имеет свои идеалы, идущие из глубинных основ народной жизни. Они возникают и развиваются из народного быта, языка, религии, истории, образуя замкнутое органическое целое. Если же появляется осознание недостатков национальных идеалов и желание их совершенствования, то, как считает П.Ф. Каптерев, «народное нужно сочетать с инородным, со всенародным и общечеловеческим» [3, с. 57]. Очевидно, что П.Ф. Каптерев видит основу общечеловеческого прогресса в гармонии национального и общечеловеческого. Во-первых, он убежден в том, что между народами больше сходного, чем различного; во-вторых, считает, что культура одного народа является продолжением культуры другого. В-третьих, различия между нациями - это источник движения. И, наконец, если попытаться уйти только к единому, общечеловеческому, это значит, что исчезнут краски, оттенки, живые жизненные струи. Только народы, вместе взятые, дают полноту жизни, науке, искусству, религии.

Несколько иначе строит соотношение национального и общечеловеческого М.М. Рубинштейн, для которого национальное - это фундамент, начало пути к общечеловеческому идеалу и ценностям. Намечая перспективную социальнопедагогическую стратегию, автор убедительно доказывает, что народность должна выступать в качестве пути, а общечеловеческое в качестве цели любого воспитания. Он пишет: «Истинно народное и есть тот путь, который мы должны признать особенно ценным, как путь к общечеловеческому идеалу и ценностям» и далее: «Идеал

сверхнародный, осуществляемый народными путями, это идеал истинной свободы и культуры» [4, с. 38].

Таким образом, М.М. Рубинштейн утверждает, что только национальные ценности наполняют общечеловеческие духовным содержанием, а общечеловеческие, освобождая личность от филистерского мировосприятия, лжепатриотического ханжества, развивают в ней стремление быть «проводником общечеловечности».

Он считает, что для любого народа важно выступать в роли «носителя и созидателя» общечеловеческих ценностей и, в частности, Россия может гордиться, что является проводником «общечеловечности» через литературу, искусство, науку.

В становлении личности важнейшими условиями являются: природа (природные задатки, наследственность), воспитательная система (воспитательная среда, педагогическое воздействие), социальные и национальные ценности. В этой системе ценностей человек реализует себя через деятельность в соответствии со своими ценностными представлениями. Национальные ценности являются компонентом национальной среды, однако это не означает их автоматического воздействия на личность, для того чтобы среда воздействовала, необходимо активное общение с ценностями культуры. Проблему присвоения национальных ценностей надо решать целой системой педагогических мер, среди которых создание культурной среды, как важнейшего фактора воспитания, в противном случае этнос будет пребывать в бескультурной среде.

Образование и воспитание являются важнейшими компонентами культуры, которые

развиваются у каждого народа своими самобытными путями. Воспитание - это, прежде всего «вбирание» в себя каждой личностью духовной культуры родного этноса, его национального духа, бытия. Духовные ценности народа, его традиции в течение многих веков всегда играли решающую роль в социализации личности. Именно в процессе воспитания человек усваивает культурные навыки, приобщается к определенному этносу, осознает свое место в мире.

Возрождение этнокультурных ценностей и обновление народно-педагоги-ческих традиций воспитания по силам только обществу, имеющему развитое национальное самосознание, когда общество понимает направление целей, перспектив своего развития. Одной из таких форм возрождения национальных ценностей является этнопедагогизация образовательного процесса.

Проблема этнопедагогизации образования в современном мире важна для сохранения культурных традиций не только малочисленных народов, но и больших этносов, каким является русский этнос. Эффективность включения этнопедагогического содержания в профессиональную подготовку студентов зависит от соответствия целей и средств, их согласованности, систематичности их влияния, чёткости и последовательности требований, которые предъявляются к будущему педагогу. Профессиональная подготовка должна органически сочетать индивидуальные, национальные, общероссийские и мировые культурно-образовательные потребности и интересы.

По нашему мнению, основными задачи этнопедагогизации учебно-воспи-тательного процесса в условиях образовательного учреждения являются:

- глубокое и всестороннее овладение студентами культурой своего собственного народа, что является непременным условием интеграции в другие культуры;

- формирование у студентов представления о многообразии культур в России и мире, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для социализации личности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;

- воспитание в духе мира, толерантности, гуманного межнационального общения;

- формирование и сохранение национально-культурных традиций и ценностей в процессе этнической социализации личности.

Анализ психолого-педагогических исследований позволяют нам прийти к выводу, что в российском образовании существуют три направления, в которых развиваются поликультурные идеи:

- изучение национальных культур, своих и чужих, с обсуждением проблем национального возрождения и национальной самобытности;

- организация межкультурного диалога в различных его вариантах;

- приобщение к демократическим, гуманистическим общечеловеческим и этнокультурным ценностям в том виде, в каком они понимаются сторонниками поликультурного образования.

Все три направления развития поликультурных идей имеют одну общую цель -содействовать этнокультурной социализации личности, охраняя при этом национальную самобытность и уникальность каждой культуры, нации, этноса.

Эффективность включения этнопедагогического содержания в профессиональную подготовку студентов зависит от соответствия целей и средств, их согласованности, систематичности их влияния, чёткости и последовательности требований, которые предъявляются к будущему специалисту в области этнопедагогики и этнопсихологии. Профессиональная подготовка должна органически сочетать индивидуальные, национальные, общероссийские и мировые культурно-образовательные потребности и интересы.

В этнокультурном развитии студенты, обучающиеся по национальной системе с включением этнокультурных компонентов, отличаются от других когнитивной сложностью этнического сознания (самосознания), адаптивностью реального поведения в окружающем этнокультурном мире.

Особое значение в учебно-воспитательной системе ВУЗа приобретает задача формирования национального самосознания студентов, в процессе решения которой и воспитывается осознанное, эмоционально-ценностное отношение к истории и культуре народа, а сама личность становится носителем и продолжателем этой культуры. Развитие национального самосознания личности студента следует рассматривать как специфический и необходимый результат ее самореализации. В этом случае процесс этнического самоопределения личности в гуманистической парадигме носит не только адаптационный, но и зависимый от собственной активности субъекта характер.

В современных учебных планах содержание образования реализуется через федеральный и региональный компоненты. Федеральный компонент стандарта содержания образования определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры. Особенности учебных программ вузов по гуманитарным дисциплинам способствуют формированию этнических традиций и ценностей.

Формирование поликультурной компетенции проходит несколько фаз, которые требуют длительной психологической подготовки и внутреннего настроя, так как педагогу приходится преодолевать собственные стереотипы, воспитывать в себе некий образец отношения к представителям иных культур.

Мы выделяем следующие стадии формирования поликультурной компетенции:

- Осознание культурного разнообразия. Являясь продуктом определенной культуры с ее ценностями, приоритетами, мировосприятием, каждый индивид имеет свою собственную ментальную парадигму, сквозь призму которой он воспринимает мир. Задача педагога - осознать многообразие культур и «встроиться в радугу» культурных парадигм учащихся,создавая коммуникационную матрицу в аудитории в режиме обратной связи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Самостоятельная подготовка. Преподавание в поликультурной среде требует длительной самостоятельной подготовки. Во-первых, необходимо формировать психологическую установку положительного отношения к многонациональной среде. Во-вторых, самостоятельная подготовка педагога должна включать изучение систем межличностных отношений, морально-психологической атмосферы в многонациональном коллективе, накопление знаний о культурных, этнических и религиозных особенностях обучающихся, а также индивидуальные характеристики каждого из них.

- Эмпатия. Способность распознавать, улавливать чувства и потребности своих учащихся, обусловленные их культурными особенностями. Эмпатия является одной из главных характеристик компетентного педагога.

Стратегическим направлением для этого является научное обеспечение всех звеньев образования, ориентированных на последовательное развитие личности, ее самоопределение, самоориентацию в условиях многоязычного и поликультурного пространства, приобщение ее к достижениям мировой и национальной культуры; на возрождение в обществе гуманистических общечеловеческих ценностей, добра, человеческого достоинства, гражданственности, патриотизма и коллективизма.

Литература:

1. Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1986.

2. Каптерев П.Ф. Национальность и наука в организации народной школы // Народная школа. 1987. №6-7.

3. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс. СПб., 1905.

4. Рубинштейн М.М. Война и идеал воспитания. М., 1916.

5. Ушинский К.Д. Собр. соч.: в 11 т. Л., 1948. Т. 2.

References:

1. Vodovozov V.I. Selected pedagogical works. M.: 1986.

2. Kapterev P. F. Nationality and science in the organization of public school // Folk School. 1987. № 6-7.

3. Kapterev P. F. The pedagogical process. SPb., 1905.

4. Rubinstein M. M. The war and the ideal of education. M., 1916.

5. Ushinsky K.D. Collected Works: in 11 v. L., 1948. V. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.