Научная статья на тему 'Формирование гражданской позиции у студентов в процессе изучения дисциплины "история нефтегазовой отрасли"'

Формирование гражданской позиции у студентов в процессе изучения дисциплины "история нефтегазовой отрасли" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕГАЗОВАЯ ОТРАСЛЬ / ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мельникова Майя Александровна

В статье показаны возможности гражданско-патриотического воспитания молодого поколения через личностное отношение преподавателя к излагаемому материалу и предлагаемую тематику студенческих рефератов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование гражданской позиции у студентов в процессе изучения дисциплины "история нефтегазовой отрасли"»

Психология. Педагогика

УДК 378: 665.6/. 7

М.А. Мельникова

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ»

В статье показаны возможности гражданско-патриотического воспитания молодого поколения через личностное отношение преподавателя к излагаемому материалу и предлагаемую тематику студенческих рефератов.

Ключевые слова: нефтегазовая отрасль, химическая технология, гражданская позиция, темы рефератов.

FORMATION OF A CIVIC POSITION IN THE PROCESS OF STUDYING THE DISCIPLINE «HISTORY OF THE OIL AND GAS INDUSTRY»

The article shows the possibilities of forming a civil-patriotic education of the younger generation through the personal attitude of the teacher to the material presented and the proposed topic of student essays.

Key words: oil and gas industry, chemical technology, civil position, topics of abstracts.

Нефтегазовая отрасль (НГО) представляет собой совокупность предприятий и организаций, обеспечивающих разведку, строительство скважин, добычу, транспортировку, переработку и реализацию нефти, газа и продуктов их переработки.

На амурскую землю нефтегазовая отрасль пришла с газопроводом «Сила Сибири» и газоперерабатывающим заводом (ГПЗ), закладка фундамента которого состоялась летом 2017 г. в присутствии Президента РФ В.В. Путина и председателя правления ПАО «Газпром» А.Б. Миллера. Предполагается, что на ГПЗ после окончания его строительства будет работать до трех тысяч человек. Это будет крупнейший в России и второй по объемам газопереработки завод в мире. Первые технологические линии ГПЗ будут введены в мае 2021 г. Амурский ГПЗ является неотъемлемым элементом технологической цепочки, которая связывает центры добычи в Иркутской области и Якутии через газопровод «Сила Сибири».

Для работы на Амурском ГПЗ - современном наукоемком производстве нефтегазовой отрасли - потребуются специалисты, готовые обеспечить бесперебойное функционирование сложных технологических систем, готовые выполнять как научно-исследовательские, так и проектно-конструктор-ские работы.

В 2016 г. Амурский государственный университет открыл прием на новое для университета направление подготовки - «Химическая технология». За четыре года обучения будущие бакалавры,

Выпуск 82, 2018

Вестник АмГУ

91

безусловно, приобретут знания в области химии, химической технологии, освоят процессы и работу аппаратов химической технологии, систем управления химико-технологическими процессами, а также многое другое. Университет выпустит специалистов, владеющих не только узкопрофессиональными знаниями, но и знаниями в области экономики, экологии, стандартизации и сертификации. Но прежде всего у молодого специалиста должен появиться стержень - его гражданская позиция, которую формируют в рамках университетской программы такие дисциплины как «История», «Социология», «История нефтегазовой отрасли».

Объект изучения дисциплины «История нефтегазовой отрасли» - это история познания и использования человеком нефти и газа. Ее можно начинать со времен фараонов и первых китайских династий; можно пытаться объять историю добычи и переработки нефти и газа в мировых масштабах (так или иначе множество стран участвовало в этом процессе); можно говорить о роли нефти и газа в экономике и политике; можно показать опасность нефтегазового производства с точки зрения экологии и рассмотреть историю катастроф, связанных с добычей и переработкой нефти и газа.

Материал практически неисчерпаем. Конечно, время, предназначенное для проведения занятий, ограниченно. Поэтому для реализации рекомендованной в стандарте компетенции «Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции» выбраны два пути.

Первый путь - подача лекционного материала не просто в виде перечисления событий, но и с оценкой этих событий. Эмоциональное отношение преподавателя «заражает» студентов, вовлекает их в более глубокое осмысление услышанного, желание прочитать дополнительно рекомендованную литературу.

Второй путь - воспитание гражданской позиции через студенческие рефераты.

История НГО России - не только новые месторождения, сводки о добытых объемах нефти и газа, провалы и взлеты цен на углеводородное сырье, это еще и люди, творившие и творящие эту историю, своим самоотверженным трудом создающие богатство России.

Аспект формирования гражданской позиции и патриотизма учитывался при выборе тем рефератов. Приведу несколько примеров.

Тема реферата «Вклад В.Г. Шухова в развитие нефтяного дела России». Первый абзац введения студенческого реферата начинается фразой: «История развития техники и технологии подарила миру несколько десятков имен «инженеров от Бога». Среди них В.Г. Шухов - первый инженер Российской империи». Студент, написавший эти строки, не может ни проникнуться чувством гордости за свою страну. А сколько подобных Шухову имен! Это и Д.И. Менделеев, и купец и рудознатец из Архангельской области Ф.С. Прядунов, и инженер-заводчик В.И. Рагозин. Каждой из них может стать «героем» реферата и объектом гордости соотечественника.

Большое воспитательное значение имеют темы роли нефти и газа в Великой Отечественной войне. Раскрывая эти темы в рефератах, невозможно не затронуть вопросы, связанные с самоотверженным патриотическим трудом рабочих и инженеров нефтяных промыслов Майкопа, Грозного, Баку, героическим подвигом бойцов Советской армии, преградивших путь фашистам к нефти Баку и Грозного.

В рефератах на темы «История строительства нефтепровода «Дружба», «История освоения Самотлора» и других невозможно формально описать прокладку трубопровода или бурение нефтяной скважины. Это эпохальные события в жизни нашей страны.

Когда-то в детстве каждый из нас услышал или прочитал фразу: «В жизни всегда есть место подвигу». В нефтегазовой отрасли есть место подвигу в первую очередь. Подвиг совершают люди, граждане своего государства. И от их гражданской позиции зависит благосостояние страны. А иногда

и ее судьба. Где же воспитывать эту позицию, это внутреннее стремление к порядочности как не в школе и вузе, на хороших примерах и правильно расставленных ориентирах?

1. Герасимов, Н. и др. Большая нефть Тимано-Печоры. - Сывтывкар, 2009. - 384 с.

2. Ергин, Д. Добыча. Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть / пер. с англ. - М.: Изд-во «Аль-пина Паблишер», 2013.

3. Мельников, Н.П., Ишлинский, А.Ю. В. Г. Шухов - выдающийся инженер и ученый. - М.: Наука, 1984. -96 с.

4. Наумова, Л.В. Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания // Сборник научных статей III научно-образовательного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа. - Вып. № 1. -Салехард, 2013.

5. Нефтепровод «Дружба»: ОАО «Магистральные нефтепроводы «Дружба»: дайджест / информационно -библиографический отдел; ГБУК «Брянская областная научная универсальная библиотека им. Ф.И. Тютчева». -Брянск, 2014. - 256 с.

6. Тетельмин, В.В. Нефть в семи проекциях. - М.: САЙНС-ПРЕСС, 2004.-256 с.

УДК 37.014.2

И.А. Старосветская, Т. В. Климова

РАЗВИТИЕ ИДЕЙ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ XIX-XX вв.

В статье рассмотрены педагогические мысли К.Д. Ушинского, Н.И. Иль-минского, П.Ф. Каптерева. А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, приведен сравнительный анализ идей поликультурного образования в истории отечественной педагогики XIX - XX вв.

Ключевые слова: поликультурное образование, народное воспитание, идея народности, интернациональное воспитание, межкультурное образование.

THE DEVELOPMENT OF THE IDEAS OF MULTICULTURAL EDUCATION IN THE HISTORY OF RUSSIAN PEDAGOGICS OF THE XIX-XX CENTURIES

This article describes the pedagogical theories of such scientists as K.D. Ushin-sky, N.I. Ilmenskogo, P.F. Kapterev. A.S. Makarenko, V.A. Sukhomlinsky. The following is a comparative analysis of the ideas of multicultural education in the history of Russian pedagogics XIX - XX centuries.

Key words: multicultural education, national education, idea of nationality, international education, intercultural education.

Развитие миграционных отношений и изменение политического строя в России обусловили появление многочисленных идей о мирном существовании наций на одной территории, т.е. о развитии межкультурных взаимодействий. Это обусловило актуальность выбранной темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.