Научная статья на тему 'Развитие идей духовно-нравственного воспитания в работах немецких философов конца XVIII – начала XIX века'

Развитие идей духовно-нравственного воспитания в работах немецких философов конца XVIII – начала XIX века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
254
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НЕМЕЦКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ / MORAL / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / GERMAN PEDAGOGICAL INHERITANCE / METHODS OF TEACHING AND EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ревуцкая С. А.

В статье освещены основные идеи духовно-нравственного воспитания в работах известных немецких философов ХVІІІ-ХІХ в.: И.К. Канта, Г. В.Ф. Гегеля, И.Г. Фихте. Проанализировано их педагогические концепции мыслителей и основные их подходы к духовно-нравственному воспитанию молодого поколения. Акцентировано внимание на христианской основе немецкого педагогического наследия. Подчеркнуто важность немецкого педагогического опыта духовно-нравственного воспитания детей для теории и практики духовно-нравственного воспитания в Украине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие идей духовно-нравственного воспитания в работах немецких философов конца XVIII – начала XIX века»

Ревуцкая С.А. ©

Аспирант, кафедра педагогики, Ровенский Международный экономико-гуманитарный университет

имени академика Степана Демьянчука

РАЗВИТИЕ ИДЕЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В РАБОТАХ НЕМЕЦКИХ ФИЛОСОФОВ КОНЦА XVIII - НАЧАЛА XIX ВЕКА

Аннотация

В статье освещены основные идеи духовно-нравственного воспитания в работах известных немецких философов XVIII-XIX в.: И.К. Канта, Г. В.Ф. Гегеля, И.Г. Фихте. Проанализировано их педагогические концепции мыслителей и основные их подходы к духовно-нравственному воспитанию молодого поколения. Акцентировано внимание на христианской основе немецкого педагогического наследия. Подчеркнуто важность немецкого педагогического опыта духовно-нравственного воспитания детей для теории и практики духовно-нравственного воспитания в Украине.

Ключевые слова: мораль, духовно-нравственное воспитание, немецкое педагогическое наследие, методы обучения и воспитания.

Keywords: moral, spiritual and moral education, German pedagogical inheritance, methods of teaching and education.

Характерными чертами современности стали кризис человечности и дефицит духовности. С целью их преодоления необходимы глубокие изменения в сознании и поведении человека, способствующие духовному росту индивида, наполнению его стремлений новым, благородным содержанием. В связи с этим во всём мире идет поиск путей расширения гуманитарной культуры подрастающих поколений и возрождения духовности и духовных сил. В достижении этой цели большую роль играет духовно-нравственное воспитание. Современное образование ориентировано на воспитание человека гуманного, толерантного, способного найти компромисс во взаимоотношениях с окружающими его людьми. Таким образом, становится совершенно очевидным: чтобы ответить на вопросы времени и потребности общества, педагогика призвана разработать новые идеи и эффективные методы воспитания на базе заново осмысленной системы духовных ценностей и нравственных норм. Именно по этой причине в условиях поиска новых ценностно-ориентационных оснований для воспитания молодогопоколения Украины является необходимым исследование зарубежного педагогического опыта, в частности Германии, и возможности его применения в современных условиях. Интересным в этой связи является опыт духовно-нравственного воспитания немецких философов-классиков конца XVIII в. - XIX века: И. Канта (1724-1804), Г. В.Ф. Гегеля (1770-1831), И. Г. Фихте (1762-1814).

К общим основополагающим идеям их педагогических систем следует отнести: идею развивающейся личности; идею воспитания индивида в процессе приобщения его к культуре; идею самосовершенствования, самовоспитания и самообразования, посредством трудовой деятельности; идею о воспитании человека как существа социального и неповторимого; идею формирования творческой личности.

Одним из крупнейших представителей первой точки зрения является известный философ И. Кант (1724-1804), который является родоначальником немецкой классической философии на грани эпох Просвещения и Романтизма. В трактате «О педагогике» (1803), который неразрывно связан с другими трудами учёного «Критика чистого разума» (1781), «Основоположения к метафизике нравов» (1785), мыслитель систематизирует свои философско-педагогические взгляды и говорит о роли педагогики в духовно-нравственном становлении личности. Свои ранние взгляды по нравственному вопросу И. Кант изложил в работе докритического периода «Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога» (1763 год). И. Кант полагает, что Бог - абсолютно необходимая сущность, и что искренне верить в Бога - значит быть добрым и вообще истинно нравственным. В философии И. Канта нравственное соединено с идеей божественного. Церковь, исходя из идеала веры, есть всеобщее и необходимое нравственное соединение всех людей и

© Ревуцкая С.А., 2013 г.

представляет собою царство Божие на земле. Стремление же к господству нравственного миропорядка в земной и чувственной жизни есть высшее благо.

Цель воспитания, по И. Канту, заключается в совершенствовании человека, в раскрытии его природной сути. Разум рождается вместе с ребенком, и задача образования заключается в том, чтобы развить его и дать стимул к самосовершенствованию [2]. В человечестве, как указывает Кант, заключено много задатков, и наша задача - пропорционально развивать природные способности и раскрывать свойства человека из самых зародышей, делая так, чтобы человек достиг своего назначения. Обращая внимание на то, что в человеке уже заложены от природы ростки доброты, мыслитель во избежание зла предлагает подчинять собственные эгоистические желания существующим нормам. Таким образом, Кант приходит к заключению, что человек способен к саморазвитию и самосовершенствованию, а, следовательно, и к самовоспитанию.

Воспитание учёный делит на следующие составные части: дисциплинирование, согласно И. Канту - это есть укрощение дикости, физическое воспитание, привитие цивилизованности, т.е. приобщение индивида к обществу путём формирования определённых манер поведения, чувства, культивирование, т.е. развитие умственных способностей и выработка необходимых навыков, нравственное воспитание.

Физическое воспитание основывается на упражнении и дисциплине. Дисциплина, с точки зрения И. Канта, подталкивает человека всегда контролировать свое поведение. Дисциплина, или выдержка, по мнению ученого выводит человека из животного состояния. Следует отметить, что воспитание души Кант тоже причисляет к физическому, так как она имеет развитие подобное развитию тела.

К основным задачам нравственного воспитания мыслитель относил формирование нравственного характера, который базируется на внутренних принципах. Каждый человек сам творит свои принципы. Принципы должны выходить из самого человека. При моральной культуре должно стараться привить детям понятие о том, что хорошо и что плохо. Ведущим принципом воспитания И. Кант считал идею долга, подразумевающего обязанности по отношению к самому себе и по отношению к другим. Главными чертами нравственного характера, по мнению И. Канта, являются послушание, правдивость, общительность, трудолюбие, умеренность, самообладание.

Примечательно, что в формировании культуры души ребенка большое внимание Кант уделял трудолюбию. Школьное обучение должно научить детей работать. Конечный результат трудовой деятельности должен всецело поглощать как внимание ребенка, так и взрослого человека. Интересна мысль философа о наказаниях как средствах воспитания, которые он делит на физические и нравственные. Первые влекут за собой ограничения или наложение наказаний, вторые включают в себя моральные средства воздействия - раскаяние, лишение расположения взрослых, порицания и др. И. Кант призывал к разумному использованию наказаний, считая, что всё должно быть в меру.

Таким образом, педагогическая система И. Канта основывается на физическом и нравственном воспитании. Отдавая в процессе духовно-нравственного становления личности предпочтение самовоспитанию, философ утверждал, что человек является творцом своего собственного характера. Принципиальная новизна его этико-нормативной программы, как отмечают исследователи Н.Е. Воробьёв и А.Ю. Шачина, состоит в том, что вместо сопоставления разных эмпирических мотивов поведения, она ориентирует на долг как единственный моральный мотив, который обнаруживает себя независимо от всех прочих мотивов.

Приверженец воспитания посредством культуры философ Г. В.Ф. Гегель (1770-1831) считал, что процесс духовно-нравственного становления личности происходит в процессе усвоения ею культурных ценностей общества. Г.В. Ф. Гегель уделяет большое значение религиозному обучению. Религию, как школьный предмет, мыслитель приравнивает к философии, считая, что она оказывает также влияние на формирование светлых образов и является источником познания. Сущность религии, с точки зрения философа, заключена в любви.

Воспитание Г. В. Ф. Гегель рассматривает как искусство, посредством которого формируется нравственная личность. Нравственность - это грань, отличающая человека от животного, поэтому воспитание играет значимую роль в нравственном самоопределении человека. Педагогика, по мнению Г. В.Ф. Гегеля, есть искусство делать людей нравственными; она рассматривает человека как природное существо и указывает путь к его перерождению, к превращению его первой природы во вторую, духовную, так, чтобы эта духовная сторона превратилась у него в привычку [5, 116]. Совершенно очевидно, что назначение педагопки, по Г. В.Ф. Гегелю, заключается в воспитании человеческого духа. Духовное развитие личности представляет для учёного большой интерес, так как является, с его точки зрения, фундаментальным и общественно необходимым. Именно по этой

причине воспитание мыслитель причислял к государственным задачам, считая государство высшей формой организации жизни людей, в которой возможно наиболее полное проявление нравственных поступков индивида. Главная цель воспитания - развить в человеке чувство общего, способствующее стремлению «жить сообразно с нравами своей страны» [5, 116]. Воспитание, согласно философу, должно быть гармоничным, т.е. охватывать развитие души и тела одновременно. Совершенствуясь духовно, человек должен заботиться и о своём теле. Поэтому Г. В.Ф. Гегель уделяет большое внимание физическому воспитанию, считая, что привычки вырабатываются у человека путем упражнений. Воспитание учёный делит на три части: нравственное воспитание; практические упражнения; обучение.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание по Г. В.Ф. Гегелю есть процесс многоплановый, в результате которого человек становится человеком. Решающую роль в духовно-нравственном формировании личности, с точки зрения фшософа, играет культура и социальная среда.

Вопросами воспитания свободной, нравственно-активной личности занимался другой немецкий философ Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814), один из представителей немецкой классической философии и основателей группы направлений в философии, известной как субъективный идеализм, которая развилась из теоретических и этических работ Иммануила Канта. И.Г. Фихте часто воспринимается как фигура, чьи философские идеи послужили мостом между идеями Канта и Гегеля. Основной задачей воспитания И. Г. Фихте являлось формирование у питомцев твёрдой, без колебаний ко всему доброму воли, основанной на любви. Любовь к добру должна выражаться через способность человека создавать светлые образы, образы идеального порядка. Человек, имеющий способность к сотворению прекрасных образов, находит им соответствующую реализацию. Следовательно, воспитание по И. Г. Фихте направлено на развитие у ребёнка творческого воображения для проектирования добрых идеалов [1]. При этом учёный подчёркивает необходимость самостоятельного создания идеальных образов. Собственные образы пробуждают в детях глубокое сочувствие и являются способом выражения духовной сути питомцев. Таким образом, цель духовно-нравственного воспитания заключается в развитии ума, чувства и воли, которая устремляется к сотворению добра.

Особое внимание мыслитель уделяет условиям формирования личности. Ребёнок по своей природе добр, он уважает тех, в ком видит проявление добра и справедливости, и в первую очередь, это, конечно, его родители. Вместе с тем, на становление личности ребёнка большое влияние оказывает окружающая среда, воздействие которой не всегда расценивается как положительное. Поэтому Фихте был убеждён, что детей нужно воспитывать в особых образовательных учреждениях - педагогических общинах, отдалённых от человеческого общества. В общине воспитываются как мальчики, так и девочки. В целях устранения личного своекорыстия, что выражает суть нравственного и национально-патриотического воспитания, воспитание в общине базируется на следующих принципах: соблюдение установленного порядка; связь обучения с общественно-полезной работой и физическим трудом; подготовка воспитанников к жизни.

Формирование духовно-нравственной личности должно служить, с точки зрения учёного, национальным интересам. Нацию Фихте рассматривает как сокровищницу духовного опыта прошлых поколений и залог успешного развития в будущем. Нация, по Фихте есть, нечто вечное на земле, и каждый живущий на ней должен любить работать для своей нации. «Посвящать свою жизнь роду; посвящать свою жизнь идеям; ибо идеи объемлют род, как таковой, и его жизнь; и сообразно с этим разумная и, следовательно, справедливая, хорошая и истинная жизнь состоит в том, чтобы забывать себя в идеях и не искать и не знать иного наслаждения, кроме наслаждения идеями и принесения им в жертву всех остальных житейских наслаждений» [4, 394]. То, что создано с любовью, остаётся вечным. Вера в свой народ, любовь к своей нации являются для мыслителя источником всего великого. Познание общечеловеческой культуры осуществляется через творчество, историю и культуру наций. Культура с точки зрения учёного играет ведущую роль в совершенствовании личности. Система нового образования направлена на создание нравственно-деятельного человека, для которого интересы своей нации и своего народа превыше собственных. Нравственное воспитание совпадает у Фихте с национальным воспитанием.

В качестве подготовительной ступеньки для нравственного воспитания философ рассматривает духовно-умственное развитие ребёнка, т. е. обучение. Процесс обучения строится на внутренней самодеятельности учащихся, а не на основе скучного материала и механического запоминания. «Великий основной закон, не знающий исключения духовной природы человека, заключается в том, что человек непосредственно стремится к умственной деятельности» [6, 621]. В обучении для учащихся важно познание своих собственных возможностей и их предела. Критикуя

старую систему воспитания и образования, Фихте отказывается от внешних побудительных средств, применяемых в обучении, а именно: обещаний, поощрений и наказаний. По мнению Фихте, главный и единственный мотив, побуждающий к духовной деятельности - это любовь к этой деятельности, любовь к познанию её законов «ради самого познания» [3, 44].

Таким образом, важной задачей воспитания философы считали формирование нравственно-активной личности с учетом накопленных знаний других научных дисциплин. Все их усилия были направлены на побуждение человека к самодеятельности, саморазвитию, самоформированию и самосовершенствованию. Ценные в научно-познавательном и практическом смысле педагогические идеи и концепции философов-классиков Германии конца XVIII - XIX века будут служить определенным фундаментом для духовно-нравственного воспитания молодого поколения Украины.

Литература

1. Бим-Бад Б. М. Речи к немецкой нации / Б. М. Бим-Бад, И. Г. Фихте. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: // www.bim-bad.ru

2. М. А. Минаков - Историко-философский контекст Кантового учения о вере разума // Мультиверсум: Философский альманах: Зборник научных работ. - Киев, 1999. - № 9. - 182 с.

3. И. Г Фихте - Назначение человека [Текст] / И. Г. Фихте, пер. с нем. - СПб.: изд. Д. И. Жуковского, 1905. -133 с.

4. И. Г. Фихте - Сочинения: В 2 т. - Т. 2. [Текст] / И. Г. Фихте. - СПб.: Мифрил, 1993. - 798 с.

5. Хрестоматия по истории педагогики [Текст]: Для вузов, в 2-х т. - 4.1/ Сост. проф. Г. Л. Вейсбург, Н. А. Желваков, С. А. Фрумов. - М. : Учпедгиз, 1940. - 687 с.

6. Хрестоматия по истории педагогики. Античный мир. Средние века. Начало нового времени. В 3 т. - Т. 1 [Текст] / Сост. И. Ф. Свадковский. - М., 1934. - 639 с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.