Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ И РОССИИ'

РАЗВИТИЕ ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ И РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
16
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государство / правовое государство / общество / гражданское общество / власть / state / rule of law / society / civil society / power

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колошинская Наталья Викторовна

В статье автором предложена попытка выявить и проанализировать эволюцию взглядов мыслителей и правоведов на ключевые концептуальные положения о государстве в различные исторические периоды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE IDEA OF THE LEGAL STATE IN THE MODERN WORLD AND RUSSIA

In the article, the author proposes an attempt to identify and analyze the evolution of the views of thinkers and jurists on key conceptual provisions about the state in various historical periods.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ И РОССИИ»

Развитие идеи правового государства .

УДК 339.543.4

РАЗВИТИЕ ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ И РОССИИ

Колошинская Наталья Викторовна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин, канд. юрид. наук, доцент, e-mail: nata_ivanova_75@mail.ru

В статье автором предложена попытка выявить и проанализировать эволюцию взглядов мыслителей и правоведов на ключевые концептуальные положения о государстве в различные исторические периоды

Ключевые слова: государство; правовое государство; общество; гражданское общество; власть

DEVELOPMENT OF THE IDEA OF THE LEGAL STATE IN THE MODERN WORLD AND RUSSIA

Koloshinskaya Natalya V.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Head of the Department of Humanitarian Disciplines, Candidate of Juridical Sciences, Docent, e-mail: nata_ivanova_75@mail.ru

In the article, the author proposes an attempt to identify and analyze the evolution of the views of thinkers and jurists on key conceptual provisions about the state in various historical periods

Keywords: state; rule of law; society; civil society; power

Для цитирования: Колошинская Н.В. Развитие идеи правового государства в современном мире и России // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной

академии. 2023. № 4 (88). С. 95-98.

Теория правового государства зародилась там же, где возникло понятие «гражданское общество», а именно в Древней Греции. Платон, Аристотель и Сократ первыми определили важнейший принцип правового государства - верховенство закона. По мнению этих философов власть можно считать справедливой, если она не только признает право, но и ограничивается им [1].

Позже их идеи развили такие мыслители как Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и другие. В период вспышек буржуазных революций Руссо вывел следующий принцип правового государства - уважение человеческого достоинства со стороны государства, и признавал примат гражданских прав над правами государства [2]. Тогда же философами Дж. Локком и Ш. Монтескье был сформулирован другой, не менее важный принцип - разделения властей на самостоятельные ветви, которые должны сдерживать и уравновешивать друг друга, не позволяя власти сосредоточится в одних руках [3].

Большой вклад в учение о правовом государстве внесли философы Нового времени. Так, в трудах К. Ясперса, И. Канта и Г. Гегеля обоснована стройная доктрина о правовом государстве. Сам же термин «Rechtstaat» - «правовое государство» -был введен в оборот Робертом фон Молем в 1832 г. [4].

Можно выделить следующие признаки правового государства, а именно: верховенство права и закона; признание неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина; разделение властей на законодательную, судебную и исполнительную; существование развитого гражданского об-

щества; взаимную ответственность гражданина и государства; государственный контроль за соблюдением законодательства; соответствие внутреннего законодательства принципам международного права; независимую судебную власть; прямое действие конституции.

В последнее время называют и другие признаки правового государства. Среди них: антимонопольную политику, установление суверенной государственной власти, разделение функции социума и государства и др.

Для более глубокого понимания проблемы взаимодействия государства и общества крайне важно еще раз как бы «сверить» содержательные аспекты функций государства. Термин «функции» в общем смысле понимается как внешнее проявление сущности того или иного предмета или явления. Функции государства присущи государству как таковому, и их содержание обусловлено сущностью государства. Юрист А.Л. Бредихин предложил рассматривать такие функции в зависимости от аспектов понимания государства, деля их на три вида: базовые, типовые и специфические [5, с. 17]. Применяя историко-правовой подход при анализе всех этих видов функций государства, автор приходит к заключению, что важнейшая политическая функция государства, включающая в себя управление обществом, «...со-храняетсвоюзначимостьвгосударствахлюбыхистори-ческих периодов и типов» [5, с. 20]. Вследствие этого автор работы данный аспект этой функции отнес не к типовым и специфическим функциям государства, а к базовым, основополагающим.

Н.А. Даньшина, анализируя основные тенденции изменений функции контроля государства

над жизнью и деятельностью современного гражданского общества, считает, что все эти тенденции связаны, прежде всего, с самим общественным развитием, с ожиданиями власти и с усилением публичных начал управления [6, с. 43]. Сравнивая, в частности, функционирование современного государства с административным учреждением, Н.А. Даньшина приходит к выводу о том, что сегодня реально происходит обособление государства от общества, что, по сути, представляет собой процесс превращения организма в организацию со всеми вытекающими последствиями. По ее мнению, любые правоотношения рано или поздно приобретают характер и смысл административных отношений. «Там же, где государство обосабливается в государственный аппарат и постепенно подменяется им, административно-правовые отношения приобретают характер полицейских» [6, с. 43]. Это происходит еще и потому, что не только отдельные члены гражданского общества неспособны самостоятельно противостоять внутренним и внешним угрозам, но и нередко само общество не в состоянии обеспечить действенное сопротивление насилию. При такой динамике можно реально наблюдать самостоятельную «передачу» (изменение) концепта свободы, суверенности личности, сознательный консенсус индивида с государством, передачу ему фактически всех своих личных и гражданских прав.

Отметим, что правовое государство, равно как и гражданское общество, динамично развивающееся явление. В результате общественного прогресса оно обретает новые принципы, обновляется его содержание и в результате преобразуется в государство, соответствующее уровню развития общественных отношений. Однако верховенство права остается неизменным фундаментом правового государства.

Одной из важных проблем гражданского общества по-прежнему остается саморегуляция общественных отношений в сфере правоохранительной деятельности. Здесь много неисследованных сегментов или, если угодно, неверных по существу интерпретаций. Доктор юридических наук К.Е. Сигалов пытался в свое время обосновать положение о том, что борьба с уголовной преступностью, например, и форма ее организации в виде особых отрядов граждан (ОСОДМИЛ, ДНД и др.) для защиты общества от общественной трансгрессивности является атрибутивным свойством гражданского общества, а не исключительным «изобретением» государства [7, с. 49].

Самоорганизация граждан является одним из важнейших факторов трансформации народа в более цивилизованную форму - гражданское общество. Профессор Л.Ю. Грудцына во многих своих работах не раз подмечала то обстоятельство, что в современной России в полной мере проявляются реальные проблемы «роста»

институтов гражданского общества. Проще говоря, их приходиться «создавать». Между тем по мысли Людмилы Юрьевны формирование государством институтов гражданского общества является косвенной формой публично-правового регулирования гражданско-правовых отношений в России [8, с. 57]. По ее оценке сам факт такого (пусть и искусственного) создания институтов гражданского общества в нашей стране можно было бы характеризовать скорее как позитивный, нежели негативный. «Ведь суть подобных действий, - пишет она, - состоит в осознанном самоограничении властью самой себя, а это непростой волевой шаг для любой власти, даже в полицейском государстве» [8, с. 58].

Не менее актуальным является вопрос и об основных компонентах национальной безопасности, о силах и средствах ее обеспечения и защиты государства, общества и личности [9, с. 12]. Стратегия национальной безопасности определяется как «состояние защищенности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз...» [9, с. 17].

Идея создания правового государство много лет разрабатывалась как зарубежными, так и отечественными учеными и юристами. Свидетельством могут послужить многочисленные работы российских правоведов, среди которых «Лекции по общему государственному праву» Ф.А. Кистяковского (1912), «Власть и право. Проблемы правового государства» С.А. Котляревс-кого (1915), «Очерки философии права» И.В. Михайловского (1914) и множество других трудов. Популярность идей правового государства в России того времени также подтверждают многие публикации иностранных авторов, переведенные на русский язык. Идеи права, гуманизма и справедливости долгое время формировали правовое сознание российских граждан, в особенности интеллигенции. Поэтому «встречающиеся иногда в научной и учебной юридической литературе утверждения о том, что "право в России никогда не имело достаточной самоценности" и что "гражданам России свойственно было искать высшую справедливость в монархе, верховном правителе и т.д.", являются спорными, неточными, весьма дискуссионными» [10, с. 129].

По мнению М.Н. Марченко, подобные высказывания слишком обобщены и некорректны, поскольку в истории нашей страны много примеров, способных опровергнуть это мнение. Например, крестьянские восстания С. Разина и Е. Пугачева, выступление декабристов, многократные покушения на Александра II и убийство семьи Николая II наглядно показывают, что во все времена, на всех ступенях развития существовали те, кто не искал «высшую справедливость в монархе».

Первые попытки воплотить в жизнь теории правового государства относятся к началу XX века. К ним относятся попытка Временного

Развитие идеи правового государства

правительства закрепить принципы конституционализма. Однако после захвата власти большевиками сама идея верховенства закона была объявлена «врагом революции». Но спустя почти полвека, в период перестройки, наконец произошло признание идей правового государства.

В данное время в России идут активные попытки воплотить в жизнь идеи правового государства. Безусловно, нужно понимать, что это не однодневный процесс, а долгий и трудный путь, для прохождения которого понадобится провести немало реформ, возродить идеи незыблемости прав и свобод гражданина и, конечно, способствовать построению развитого гражданского общества. Следует отметить, для построения такого государства необходим органический синтез власти и гражданского общества. Развитие и совершенствование права, законодательства и правовой системы в целом - одна из главнейших задач на пути формирования правового государства.

Если говорить о нашей стране, то в последние годы принято очень много нормативно-правовых актов, способствующих повышению демократичности, верховенству закона и реальной гаранти-рованности прав и свобод человека. Все же следует понимать, что одних законов недостаточно для построения правового государства. В повседневной, реальной жизни эти законы могут ежедневно нарушаться. В России известны случаи неуважения к закону, к правам человека, к правосудию. При всем при том, что же необходимо для построения реального правового государства? Вот ряд мер, предложенных современными политологами, занимающимися проблемами правового государства:

- повышение культуры граждан, в т. ч. правовой;

- создание мощной экономической базы;

- обеспечение высокого уровня жизни граждан;

- поддержание стабильного политического курса;

- четкая и профессиональная работа государственного аппарата и правоохранительных органов.

Современные понятия о правовом государстве подразумевают существование гражданского общества, политических партий и политического плюрализма. В таком государстве не может быть официальной идеологии или господства одной партии.

В связи с этим один из путей построения правового государства - развитие важнейшего звена между индивидом и государством - гражданского общества. Образование - фундамент развития личности. По уровню образования можно оценить перспективу развития конкретного общества, поэтому уровень образования и уровень культуры населения можно выделить как важную предпосылку формирования правового государства.

Не менее важен уровень правовой культуры. Главными препятствиями на пути общества к построению правового государства являются -правовой нигилизм, недоверие между государством и гражданами, широко известное явление абсентеизма.

Соблюдение Конституции и законов, взаимоуважение между гражданами и государственными органами - незаменимые черты правового государства. Можно выделить и другие черты правового государства на современном этапе его развития. Среди них: независимое и уважаемое правосудие, надежная охрана общественного порядка и национальной безопасности, развитая экономика.

Президент РФ В.В. Путин в статье «Россия на рубеже тысячелетия» называет следующие пути формирования демократического правового федеративного государства: повышение профессионализма, дисциплины и ответственности госслужащих; антикоррупционная борьба; новая кадровая политика государства, основанная на отборе лучших специалистов; создание таких условий, которые будут максимально способствовать развитию здорового гражданского общества; активная борьба с преступностью [11].

К сожалению, не было выделено таких важных аспектов, как соблюдение прав и свобод гражданина и человека, способствование экономической самостоятельности регионов, достижение мира и стабильности в национальных вопросах.

Важнейшей задачей формирования правового государства в России называется утверждение принципов верховенства права в межнациональных отношениях, в построении многонационального государства, основанного на формах федерализма. Такой многонациональной стране, как Россия, жизненно необходимы мирные взаимоотношения между людьми разных национальностей.

Есть твердая уверенность, что в скором времени Россия придет к развитому правовому государству и демократическому обществу и сможет быть достойным примером для мировой цивилизации.

Библиографический список:

1. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. М.: Инфра-М, 1996. 400 с.

2. Венгеров А.Б. Теория государства и права. 9-е изд., стер. Москва: Изд-во Омега-Л, 2013. 607 с.

3. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учебник для вузов. М., Москва: Изд. группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. 539 с.

4. Воротилин Е.А. Идеи правового государства в истории политической мысли // Политология. Курс лекций. М., 1997. 245 с.

5. Бредихин А.Л. О функциях государства // История государства и права. 2013. № 22. С. 17-20.

6. Данышина Н.А. Тенденции изменений в сфере государственного контроля над жизнью и деятельностью общества // История государства и права.

2012. № 1. С. 43-46.

7. Сигалов К.Е. Полиция и механизм действия гражданского общества // История государства и права.

2013. № 24. С. 49-54.

8. Грудцына Л.Ю. Народ, гражданское общество и

конституция // Государство и право. 2014. № 1. С. 57-58.

9. Воронцов С.А. Спецслужбы России: Учебник. Изд-во 3-е, доп. и перер. Ростов н/Д, 2012. 443 с.

10. Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Правоведение: Учебник. М., 2004. 416 с.

11. Путин В.В. Россия на рубеже тысячелетия // Российская газета. 30.12.1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.