Научная статья на тему 'Некоторые аспекты современного российского законодательства противодействия коррупции'

Некоторые аспекты современного российского законодательства противодействия коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
86
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / КОРРУПЦИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПРОГРАММА / RUSSIAN LEGAL SYSTEM / CORRUPTION / LEGISLATIVE PROCESS / ANTI-CORRUPTION PROGRAMME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колошинская Н. В.

В статье рассматриваются некоторые аспекты современного Российского законодательства, регулирующие систему противодействия коррупции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Колошинская Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CERTAIN ASPECTS OF MODERN RUSSIAN LEGISLATION ON COUNTERING CORRUPTION

The article examines some aspects of the modern Russian legislation that regulates an anti-corruption system

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты современного российского законодательства противодействия коррупции»

W С

s

л

S О X X

w

SS w

Рн

со

0

и <

1 t* s s

X

w

£ Рн

С

и s

Рн

Si

УДК 930.2

некоторые аспекты современного российского

законодательства противодействия коррупции

Колошинская Наталья Викторовна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, заведующий кафедрой теории права и гуманитарных дисциплин, к.ю.н., доцент, e-mail: nata_ivanova_75@mail.ru

В статье рассматриваются некоторые аспекты современного Российского законодательства, регулирующие систему противодействия коррупции

Ключевые слова: российская правовая система; коррупция; законодательный процесс; антикоррупционная программа

CERTAIN ASPECTS OF MODERN RUSSIAN LEGISLATION ON COUNTERING CORRUPTION

Koloshinskaia Natalia V.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Head of Department of Legal Theory and Humanitarian Disciplines, PhD, Docent, e-mail: nata_ivanova_75@mail.ru

The article examines some aspects of the modern Russian legislation that regulates an anti-corruption system

Keywords: Russian legal system; corruption; legislative process; anti-corruption programme

Для цитирования: Колошинская Н.В. Некоторые аспекты современного российского законодательства противодействия коррупции // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. № 3 (67). С. 90№ ~_92.

Масштабность коррупции в различных структурах органов государственной власти современной России и в частных секторах вызывает в обществе негативное отношение к данному противоправному деянию.

Необходимо отметить, что криминологическая характеристика коррупции на внутригосударственном уровне, ее причинно-следственные связи, меры предупреждения коррупционной преступности № ~_ все это имеет тесную взаимосвязь с системой современного российского законодательства противодействия коррупции.

Начало процесса реформирования российской правовой системы в направлении международных и, в частности, европейских стандартов в области защиты прав и свобод человека, развития правового статуса человека и гражданина в России, пришедшееся на 90-е гг. XX в., связывается, в том числе и с процессом вступления страны в Совет Европы. В 1992 г. Б.Н. Ельцин № первый Президент РФ подписал Указ от 04.04.1992 № 361 (с изм. от 16.11.1992) «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы», в котором были закреплены антикоррупционные меры, запрещавшие государственным служащим заниматься, например, предпринимательской деятельностью [1, с. 29]. В последующем был принят Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31.07.1995 № 119-ФЗ, который немного расширил ограничения для государственных служащих [2]. В частности, государственным служащим было запрещено, например, получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственных служащих. В 2003 г. был подписан Президентом РФ Указ «О Совете при

Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией» от 24.11.2003 № 1384 [3, ст. 4657]. Следующий Указ Президента РФ от 19.05.2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции» был подписан в 2008 г. [4]. В том же 2008 г. был принят Федеральный закон № 273 «О противодействии коррупции» от 25.12.2008, действующий по настоящее время [5].

Многолетний законодательный процесс послужил началом вступления в силу антикоррупционных законов, связанных с нормативным закреплением положений о профилактике, предупреждении и противодействии коррупции.

Хотелось бы отметить, что общие признаки преступлений коррупционной направленности раскрываются в ведомственном указании Генеральной прокуратуры РФ № 387-11 и МВД РФ «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса РФ (УК РФ), используемых при формировании статистической отчетности» от 11.09.2013 г. (доп. № от 01.02.2016 г. № 65/11/1 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности»). Законодателем РФ установлено, что к коррупционным преступлениям относят следующие составы преступлений: п. «а», «б» ч. 2 ст. 141, а также ст.ст. 170, 183, 184, 202, 204, 210, 285.1, 285.2, 286, 289, 309 УК РФ [6].

В апреле 2014 г. Президент России утвердил Национальный план противодействия коррупции на 2014№ ~_2015 гг. Согласно этому Плану в России была создана автоматизированная система мониторинга деклараций. Кроме того, Банк России наладил систему сбора информации о том, есть ли у госслужащих высших категорий иностранные счета или вложения в финансовые инструменты за границей.

Некоторые аспекты современного российского

Например, в Санкт-Петербурге комитетом по вопросам законности, правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга был издан Приказ от 28.12.2015 г. № 559-П «О Плане мероприятий по противодействию коррупции в Комитете по вопросам законности, правопорядка и безопасности на 2016№ ~_2017 годы» за подписью председателя комитета Л.П. Богданова [7].

Данный приказ был принят в целях реализации п. 3 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26.11.2015 № 1097 «О Плане мероприятий по противодействию коррупции в Санкт-Петербурге на 2016№ ~_2017 годы» и подкреплен Методическими рекомендациями по разработке планов мероприятий по противодействию коррупции (антикоррупционных программ) в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга и других государственных органах Санкт-Петербурга на 2016№ ~_2017 годы, утвержденными распоряжением Администрации Губернатора Санкт-Петербурга от 15.12.2015г. № 53-ра.

С 2009 г. по настоящее время функционирует специальная линия «Нет коррупции!». Она представляет собой электронный почтовый ящик на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети Интернет и специально выделенную телефонную линию.

Следует отметить, что в ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» указано, что коррупция проявляется в злоупотреблении служебным положением, даче взятки, получении взятки, злоупотреблении полномочиями, коммерческом подкупе [5].

К российскому законодательству относится достаточно большой перечень нормативно-правовых актов, регулирующих отношения антикоррупционного характера, в частности, это: Конституция РФ; УК РФ от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 23.04.2018, с изм. от 25.04.2018); Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.05.2018); Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; Федеральный закон от 08.03.2006 № 40-ФЗ «О ратификации конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции»; Федеральный закон от 25.07.2006 № 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию»; Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»; Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»; Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»; Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»; Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской

Федерации»; Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; Указ Президента РФ от 11.04.2014 № 226 «О национальном плане противодействия коррупции на 2014№ ~_2015 годы»; Указ Президента РФ от 18.12.2008 № 1799 «О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции», касающихся взаимной правовой помощи»; Указ Президента РФ от 18.12.2008 № 1800 «О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, касающихся международного сотрудничества»; Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 560 «О представлении гражданами, претендующими на замещение руководящих должностей в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, лицами, замещающими руководящие должности в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»; Указ Президента РФ № 364 от 15.07.2015 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции»; Указ Президента РФ от 25.02.2011 № 233 «О некоторых вопросах организации деятельности президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции»; Указ Президента РФ от 08.03.2015 года № 120 «О некоторых вопросах противодействия коррупции»; Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и другие.

Несмотря на большое количество вышеперечисленных законодательных актов в сфере противодействия коррупции следует отметить ряд недостатков, таких как противоречивость норм; неполноту и отсутствие санкций как за нарушение, так и неисполнение законов; неоднозначное толкование норм, позволяющих толковать нормы антикоррупционной направленности по своему усмотрению; некомпетентность лиц, занимающихся правотворчеством по противодействию коррупции и так далее.

Каждое государство избирает различные способы, меры и средства направленные на пресечение правонарушений, связанных с коррупцией.

В целях противодействия коррупции как на международном, так и на национальном уровне изданы различные нормативно-правовые акты, регулирующие противоправные деяния в этой сфере. Так, в частности в России, в 30 главе УК РФ отмечены особенности преступлений коррупционной направленности в рамках ст.ст. 285№ ~_293, в которых, указывается на значимость подобного рода преступлений № злоупотребление, превышение должностными полномочиями, в том числе получение, дача взятки и другое [6].

Юриспруденция на современном этапе

91

Безусловно, комплексный анализ наиболее важных теоретических проблем и форм проявления коррупции в современном международном и российском обществе выявляет подобного рода проблемы, возникающие в обществе в целом.

Согласно исследованиям Института социологии РАН, причинами коррупции являются жадность и аморальность чиновников и бизнесменов № 70,1 %, неэффективность государства и несовершенство законов № 63,3, низкий уровень правовой культуры № 37,2, «клановость» и семейственность в системе государственной службы № 33,9, правовая неграмотность государственных служащих № 13,7, затруднились ответить № 4,2, %, в то время как 1,1 % респондентов назвали иные причины [7, с. 26].

Как утверждает Генеральный прокурор России, только 10 % чиновников не берут взяток и не замешаны в коррупции [8, с. 22].

Подводя итог, можно отметить, что к общим причинам коррупции относят: политические, идеологические, организационные, экономические, психологические.

На международном уровне Российская Федерация, совместно с международно-правовыми группами государств, противоборствующих коррупции, принимает участие в конференциях государств № участников Конвенции ООН против коррупции, в том числе и совместно с Организацией экономического сотрудничества и развития.

Суть этих межгосударственных инициатив выражается в том, что в использовании мер профилактики коррупции в различных сферах, страны-участницы делают акцент на недопущение проявления криминальных форм, которые пагубно влияют как на экономическую составляющую государства, так и на мировую политику в целом.

Борьба с коррупцией является приоритетным направлением правоохранительной деятельности как на международном, так и на внутригосударственном уровне, а сама система современного международного и российского законодательства способствует противодействию коррупции.

Библиографический список:

1. Поляков М.М. Полномочия прокуратуры по противодействию коррупции в Российской Федерации: административно-правовые аспекты: монография / М.М. Поляков, Д.К. Нечевин; под ред. И.М. Мацке-вича. М.: Проспект. 2015. 144 с.

2. Федеральный закон от 31.07.1995 № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации». URL: http://base.garant.ru/10103884/

3. Указ Президента РФ от 24.11.2003 № 1384 «О Совете при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией» // Собрание законодательства РФ. 01.12.2003. № 48. Ст. 4657.

4. Указ Президента РФ от 19.05.2008 № 815 (ред. от 14.02.2014) «О мерах по противодействию коррупции» // Российская газета. 2008. 22 мая.

5. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «О противодействии коррупции» // Российская газета. 2008. 30 декабря.

6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изм. от 25.04.2018).

7. Волков В.Ф. Коррупция и ее особенности в институтах таможенного администрирования: учебное пособие / В.Ф. Волков; под общей ред В.В. Макрусева. СПб. ИЦ «Интермедия». 2015. 248 с.

8. Моисеев В.В., Прокуратов В.Н. Противодействие коррупции в современной России / В.В. Моисеев, В.Н. Прокуратов. Орел: АГИИТ. 2014. 427 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.