Научная статья на тему 'Гражданское общество в Российской Федерации: организационно-правовые проблемы формирования и развития'

Гражданское общество в Российской Федерации: организационно-правовые проблемы формирования и развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
491
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ПРИЗНАКИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ДЕМОКРАТИЯ / ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / CIVIL SOCIETY / RULE-OF-LAW STATE / STATE / SIGNS OF A CIVIL SOCIETY / CITIZENS / HUMAN RIGHTS / PUBLIC ASSOCIATIONS / DEMOCRACY / LEGAL AWARENESS / LEGAL CULTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куянова А. В., Юрицин А. Е.

В статье представлена попытка анализа актуальных организационно-правовых проблем формирования и развития институтов гражданского общества в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civil Society in the Russian Federation: Organizing Law Problems of Formation and Development

An attempt to analyze the actual organizing law problems of formation and development of the civil society institutes in the Russian Federation is presented in the article.

Текст научной работы на тему «Гражданское общество в Российской Федерации: организационно-правовые проблемы формирования и развития»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

УДК 340(470+571) ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ Civil Society in the Russian Federation: Organizing Law Problems

of Formation and Development

А. В. Куянова - старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Омской академии МВД России, кандидат юридических наук;

А. Е. Юрицин - старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Омской академии МВД России, кандидат юридических наук

A. V. Kuyanova - Assistant Professor of the Department of the Administrative Law and Administrative Activity of the Interior Bodies of the RF Omsk Interior Ministry Academy, Candidate of Law Sciences;

A. F. Yuritsin - Assistant Professor of the Department of the Administrative Law and Administrative Activity of the Interior Bodies of the RF Omsk Interior Ministry Academy, Candidate of Law Sciences

Аннотация. В статье представлена попытка анализа актуальных организационно-правовых проблем формирования и развития институтов гражданского общества в Российской Федерации.

An attempt to analyze the actual organizing law problems of formation and development of the civil society institutes in the Russian Federation is presented in the article.

Ключевые слова: гражданское общество, правовое государство, признаки гражданского общества, права человека, общественные объединения, демократия, правовое сознание, правовая культура.

Civil society, rule-of-law state, state, signs of a civil society, citizens, human rights, public associations, democracy, legal awareness, legal culture.

4

Теория и история государства и права

Становление гражданского общества в Российской Федерации неразрывно связано с утверждением правового государства. Гражданское общество, особым образом сопряженное в своем развитии с такими явлениями, как гражданин, государство, право, политика [2, с. 6], возможно лишь в условиях демократического политического режима, поэтому в условиях тоталитарных и авторитарных режимов оно не может нормально функционировать.

В идеале гражданское общество - это «общество, в котором государство и общество образуют две четко разделенные между собой сферы, причем государство имеет чисто инструментальный характер, контролируя индивидуальные интересы в их экстремальных проявлениях, оно само находится под контролем институтов, имеющих базу» [4, с. 214]. Развитое гражданское общество способствует пробуждению самосознания своих членов, является фундаментальным условием подлинного народовластия. Его основной задачей является наиболее полное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей человека, развитие социальной активности субъектов. Не случайно в послании Президента РФ отмечено, что «мы должны поддержать растущее стремление граждан, представителей общественных и профессиональных объединений, политических партий, предпринимательского класса участвовать в жизни страны» [12].

По нашему мнению, наиболее существенными признаками гражданского общества являются: самоуправляемость; плюрализм и свободно формирующееся общественное мнение; гарантированное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ и действующем законодательстве; осуществление жизнедеятельности в гражданском обществе на принципе координации; конкуренция образующих его структур и различных групп людей; информированность, реальное осуществление права человека на информацию.

Современная Россия находится на начальном этапе становления гражданского общества, что проявляется в достаточно слабом развитии его важнейших институтов: политических партий и общественных объединений, независимых от государства средств массовой информации, частной собственности, рыночной экономики, отсутствием у многих граждан социальной ответственности и т. д.

Построить развитое гражданское общество невозможно без признания свободы в качестве важнейшей абсолютной ценности в жизни каждого человека. Только свободное государство может обеспечить безопасность и благосостояние своих граждан. В свою очередь свобода не может сохраниться в том обществе, которое не стремится к справедливости. Такое общество неизбежно стремится к расколу между теми, чья свобода материально подкреплена (они находятся в абсолютном меньшинстве), и теми, для кого она является синонимом крайне низкого уровня жизни (их значительное большинство). Следствием этого раскола могут стать либо социальные потрясения, либо политическая и экономическая диктатура немногочисленного привилегированного класса.

Показателем зрелости гражданского общества является наличие класса собственников. Чем большее число людей является собственниками, тем крепче гражданское общество, меньше сфера господства государства. Эти лица наименее зависят от государства, так как финансово самостоятельны и независимы. Материальный фундамент гражданского общества составляет мелкий и средний бизнес, который в развитых государствах составляет до 70-80 % экономики. Его представители в основном образуют так называемый средний класс, который лишь в незначительной степени зависит от государства. Экономической организацией гражданского общества являются цивилизованные рыночные отношения, которые невозможны без развития индивидуальной предпринимательской деятельности, направленной на получение доходов.

В современной России, где бюджетная сфера весьма значительна, единственным источником материального существования является заработная плата, поэтому говорить о массовости гражданских отношений можно весьма условно. По некоторым оценкам, доля среднего класса в России составляет не более 8-10 % всего населения.

В условиях современной России предприятия малого и среднего бизнеса зачастую поглощаются крупными, которые нередко связаны с государственным аппаратом или финансовопромышленными группами. Поэтому они часто не выдерживают налогового и финансового давления со стороны государственной власти. Следствием выступает уничтожение конкуренции в секторе малой экономики, а также утвержде-

5

Вестник Омской юридической академии. 2014. № 3 (24)

ние монополизма в области экономической и политической власти. Свобода предпринимательства в Российской Федерации зачастую только декларируется, а не осуществляется властью реально из-за диктата коррумпированного чиновничьего аппарата.

Наиболее острой в настоящее время в социальной сфере является проблема массовой бедности - происходит консервация крайне низкого уровня материального существования почти 1/6 населения страны. В то же время аксиоматично, что только экономически свободные граждане способны обеспечить эффективный, независимый, реальный контроль в сфере государственного управления.

Цивилизованное распределение национального дохода между гражданами России должно быть приоритетом государственной политики. В Российской Федерации соотношение зарплаты 10 % высокооплачиваемых слоев к зарплате остального населения в 1992 г. составляло 16:1, в 1993 г. - 26:1, в 1995 г. - 29:1. Для сравнения, в разных странах это соотношение составляет от 5:1 до 8:1, а в Швеции - 4:1.

Об имущественном неравенстве среди населения говорит тот факт, что 1 % населения владеет 71 % всех наличных денежных средств в стране [11, с. 5]. А ведь еще Г. В. Ф. Гегель отмечал, что в тех случаях, когда образуется пропасть между несметными богатствами на одном полюсе общества и нищетой на другом, жизнь многих людей оказывается ниже необходимого уровня существования. Это, в свою очередь, ведет к утрате ощущения возможности обеспечивать свое существование собственным трудом и порождает паразитизм и социальное иждивенчество [3, с. 234].

Эффективность процесса формирования политической основы гражданского общества в нашей стране заметно снижается в связи с наличием таких негативных явлений в общественной жизни, как правовой нигилизм, низкий уровень правового сознания и правовой культуры; значительные масштабы коррупции, которая поразила наше государство; недоверие граждан и общества в целом к государственной власти и др.

Эксперты Института психологии РАН, оценив изменения психологического облика россиян с 1981 по 2011 г., пришли к выводу, что за последние 30 лет россияне стали конфликтнее, злее. По количеству убийств Россия почти в 4 раза превосходит США и примерно в 10 раз -

страны Западной Европы [6, с. 5]. Представляется, что одним из факторов, который привел наше общество в такое состояние, являются идеологические недоработки государства. Необходимо осознать, что компетентные органы государства должны ставить прочный заслон пропаганды насилия, злобы, агрессии в средствах массовой информации и на телевидении.

Гражданское общество всегда общество демократическое. Трудности становления демократии в нашей стране во многом обусловлены «отсутствием политической культуры демократического (гражданского) типа, ибо и нашим политикам, и рядовым гражданам, и институтам во многом соответствуют императивы недемократической политической культуры, корни которой уходят в прошлое» [10, с. 18].

Существующее в Российской Федерации законодательство, детализируя основы конституционного строя Российской Федерации и конституционные (политические) права, свободы личности, существенно снижает механизмы их реализации. Ярким примером тому является принятие в июне 2012 г. Федерального закона «Об ответственности на митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании» [9]. Очевидно, что финансовые рычаги, предусматривающие значительные штрафы, препятствуют реализации не только политических прав и свобод граждан России на проведение митингов, демонстраций, шествий и пикетирования, но и сдерживают процесс демократизации политической жизни общества в лице граждан и их объединений.

Еще одной важной проблемой, которая нуждается в разрешении, является необходимость ограничения государственной власти со стороны гражданского общества. О важности контроля народа за должностными лицами и правителями государства упоминает в своих работах Аристотель, считавший его одним из условий политической стабильности и процветания государства [1, с. 547-548]. По справедливому мнению Ш. Монтескье, «всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела» [8, с. 289]. Поэтому в идеале власть всегда должна иметь определенный барьер, который позволяет ограничить ее произвол. Таким эффективным барьером является развитое гражданское общество. Известно, что «в большинстве случаев ограничение власти

6

Теория и история государства и права

правом дается дорогой ценой упорной борьбы различных элементов общества между собой» [7, с. 204].

Гражданское общество призвано стать одним из важнейших рычагов в системе сдержек и противовесов, ограничивающих стремление политической власти к абсолютному господству. Оно должно защитить граждан и их объединения от незаконного вмешательства государственной власти. Для выполнения этой задачи у него есть много средств: участие граждан в избирательных кампаниях и референдумах, акциях протеста или поддержки и др. В то же время широкое вовлечение граждан в решение дел государства должно сопровождаться предварительным обучением населения правилам поведения в гражданском обществе, пропагандой гражданской ответственности за совершение тех или иных социально значимых деяний.

В России развитие гражданского общества следует проводить одновременно с укреплением институтов государственной власти, ослабление которых, равно как и недооценка организующего государственного начала, чревато негативными последствиями. Но если государственная власть не работает на интересы общественного развития, концентрирует свою деятельность в основ-

ном на обслуживании отдельных привилегированных групп, чиновничьего аппарата, она создает условия для конфликта интересов общества и власти.

Формирование гражданского общества в России необходимо поощрять. Однако его развитие «должно быть не стихийное, а поэтапное и четко регулируемое государством с передачей общественным организациям соответствующих все больших полномочий в управлении государством по мере развития у населения правового и политического самосознания и ответственности за страну и за ее будущее» [5, с. 49]. Являясь высшей формой самореализации индивидов, гражданское общество стремится к совершенству в фарватере экономического, политического развития государства, роста культуры, самосознания и благосостояния граждан. Без развитого гражданского общества в Российской Федерации невозможно построение правового демократического государства, поскольку только свободные, ответственные, инициативные и неравнодушные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого общежития, направленные на достижение социальной справедливости и общественного компромисса.

Библиографический список

1. Аристотель. Политика : сочинения : в 4 т. / пер. с др.-греч. ; общ. ред. А. И. Доватура. - М. : Мысль, 1983. - Т. 4. -830 с.

2. Бессонова, В. В. Гражданское общество: к вопросу об историко-философском созревании дефиниции / В. В. Бессонова // Гос. власть и мест. самоуправление. - 2013. - № 3. - С. 6-9.

3. Гегель, Г. Ф. В. Философия права / Г. Ф. В. Гегель. - М. : Мысль, 1990. - 524 с.

4. Геллнер, Э. Условия свободы / Э. Геллнер. - М., 1955.

5. Грудцына, Л. Ю. Развитие гражданского общества в аспекте конвергенции частноправовых и публично-правовых начал российского права / Л. Ю. Грудцына // Адм. и муницип. право. - 2013. - № 5. - С. 44-49.

6. Злые - от отчаяния. Мнение Н. Губенко // Аргументы и факты. - 2013. - 18 дек.

7. Коркунов, Н. М. Лекции по общей теории права / Н. М. Коркунов. - 2-е изд. - СПб., 1914.

8. Монтескье, Ш. О духе законов / Ш. Монтескье ; под общ. ред. М. П. Баскина // Избр. произведения : в 2 т. - М. : Госполитиздат, 1955. - С. 159-734.

9. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» : федер. закон от 8 июня 2012 г. № 65-ФЗ // Рос. газ. - 2012. - 9 июня.

10. Петрова, С. В. Гражданская культура как имманентная характеристика современного общества / С. В. Петрова, Л. И. Шустова // Общество и право. - 2006. - № 2. - С. 18-23.

11. Повод для гордости // Аргументы и факты. - 2013. - 18 дек.

12. Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию // Рос. газ. - 2013. - 13 дек.

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.