Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ И ВНЕДРЕНИЕ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ'

РАЗВИТИЕ И ВНЕДРЕНИЕ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
беспилотный летательный аппарат / беспилотный дрон / гражданская авиация / unmanned aerial vehicle / unmanned drone / civil aviation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мнишко М.В., Соколов О.А.

В ходе работы была изучена нормативно-правовая база с целью внедрения беспилотных летательных аппаратов, были рассмотрено применения беспилотных летательных аппаратов в гражданской авиации в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF UNMANNED AERIAL VEHICLES IN CIVIL AVIATION

In the course of the work, the regulatory framework for the introduction of unmanned aerial vehicles was studied, the use of unmanned aerial vehicles in civil aviation was considered at the present time.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ И ВНЕДРЕНИЕ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»

УДК 629.735 Мнишко М.В., Соколов О.А.

Мнишко М.В.

студент

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации им. главного маршала авиации А.А. Новикова (г. Санкт-Петербург, Россия)

Научный руководитель: Соколов О.А.

кандидат технических наук, доцент кафедры систем автоматизированного управления Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации им. главного маршала авиации А.А. Новикова (г. Санкт-Петербург, Россия)

РАЗВИТИЕ И ВНЕДРЕНИЕ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Аннотация: в ходе работы была изучена нормативно-правовая база с целью внедрения беспилотных летательных аппаратов, были рассмотрено применения беспилотных летательных аппаратов в гражданской авиации в настоящее время.

Ключевые слова: беспилотный летательный аппарат, беспилотный дрон, гражданская авиация.

Сейчас во всем мире идет четвертая промышленная революция. Её суть в том, что материальный мир соединяется с виртуальным, в результате чего рождаются новые кибер-физические системы, объединённые в одну цифровую экосистему. Экономика переходит к новому технологическому укладу, основу которого во многом составляют технологии искусственного интеллекта, облачных вычислений и робототехнические системы, главная цель

использования которых - освобождение человека от скучного рутинного труда, повышение качества жизни, новый уровень организации производства.

Инструментарий, который будет пронизывать все отраслевые блоки в ближайшие 10 лет - это искусственный интеллект. А беспилотные технологии, развивающиеся с помощью этого инструментария - наиболее перспективная сфера в транспортной отрасли. Сегодня над технологиями автономного вождения работают крупные технологические компании Мира. Ведется такие работы и в России, в которой исторически сложилась сильная школа искусственного интеллекта, одна из лучших в мире.

Основным документам, регламентирующим в Российской Федерации внедрение беспилотных технологий на транспорте является Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27ноября 2021 года №3363-р.

Стратегию планируется реализовать в три этапа. Первый ограничен 2024 годом, второй - 2030-м, третий - 2035-м. Реализация стратегии позволит обеспечить в России новый уровень качества транспортных услуг, который, в том числе, будет достигаться внедрением беспилотных технологий на транспорте.

Стратегия предполагает увеличение доли воздушных беспилотных средств для перевозок в направлении удалённых и труднодоступных территорий и перевод существенной доли доставки в рамках онлайн-торговли на дроны и роботов-курьеров.

Во исполнение Транспортной стратегии Российской Федерации Министерством транспорта Российской Федерации подготовлен проект паспорта федерального проекта «Инфраструктура беспилотных и подключение транспортных средств».

Федеральный проект предполагает в том числе развитие автоматизированного воздушного транспорта — например, создание специальных зон для беспилотных самолетов.

Надо отметить, что авиационный транспорт наиболее подготовлен для внедрения беспилотных технологий, система автоматического управления воздушными судами без участия человека, в промышленном варианте существуют с 1947 года. При этом они включают в себя как взлет, так и посадку воздушного судна в беспилотном режиме.

Ярким примером этого является полет орбитального корабля ракетоплана многоразовой транспортной космической системы (МТКС), созданный в рамках программы «Энергия — Буран».

Космический полёт «Буран» совершил 15 ноября 1988 года в автоматическом режиме, без экипажа на борту. Ряд технических решений, полученных при создании «Бурана», был использован в российской и зарубежной ракетно-космической беспилотной технике в космической и авиационных отраслях.

Дроны помогают следить за состоянием оборудования. IT-лаборатория Singularis разработала систему «Farm Manager», которая с помощью дронов и нейросети мониторит состояние ветряков. Проверка одной фермы ветрогенераторов вручную занимала неделю, а сейчас занимает до 1 дня.

А «Почта России» планирует начать коммерческую доставку грузов беспилотниками. До конца 2024 г. в Почте России готовят к запуску 7 маршрутов на Ямале и 21 маршрут на Чукотке.

Внедрение беспилотных технологий на транспорте приведет к значимым социально-экономическим эффектам:

В первую очередь, снизится себестоимость перевозок за счет сокращения расходов на топливо и страхование, а также увеличения скорости транспортировки.

Во-вторых, уменьшится аварийность и повысится экологичность перевозок, а кроме того, в будущем снизятся затраты на строительство и эксплуатацию дорог.

В-третьих, если развитием инфраструктуры, особенно на начальном этапе становления беспилотной технологии, будет заниматься государство, то, когда

она будет создана, станет фундаментом, на котором частные компании будут развивать этот сектор экономики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 года №3363-р;

2. Федеральный проект «Инфраструктура беспилотных и подключение транспортных средств»;

3. Правительство России, официальный сайт URL: http://government.ru/docs/43948/ (дата обращения: 12.03.24)

Mnishko M. V., Sokolov O.A.

Mnishko M.V.

St. Petersburg State University of Civil Aviation (St. Petersburg, Russia)

Scientific advisor: Sokolov O.A.

St. Petersburg State University of Civil Aviation (St. Petersburg, Russia)

DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF UNMANNED AERIAL VEHICLES IN CIVIL AVIATION

Abstract: in the course of the work, the regulatory framework for the introduction of unmanned aerial vehicles was studied, the use of unmanned aerial vehicles in civil aviation was considered at the present time.

Keywords: unmanned aerial vehicle, unmanned drone, civil aviation. - 620 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.