Правовое регулирование использования беспилотных летательных аппаратов в Российской Федерации: текущее состояние и перспективы развития
Полетыкин Дмитрий Алексеевич,
аспирант, Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина, кафедра гражданского права
E-mail: [email protected]
Статья посвящена анализу законодательства Российской Федерации, регулирующего использование беспилотных летательных аппаратов. Выявлен применяемый в Российской Федерации подход при осуществлении законодательного регулирования использования беспилотных летательных аппаратов, с учетом существующих подходов к нормативному регулированию использования беспилотных летательных аппаратов. В рамках статьи рассмотрены нормативные правовые акты различного уровня, начиная от международных договоров и основного закона и заканчивая подзаконными нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. Между тем, автором статьи особое внимание уделено положениям воздушного законодательства в отношении беспилотных летательных аппаратов, а также нормам публично-правового характера в гражданском законодательстве, устанавливающим гражданско-правовой режим беспилотников, как объектов гражданских субъективных прав. Выявлено отсутствие терминологического единообразия в отношении беспилотных летательных аппаратов, указано на необходимость дополнения легального термина «беспилотное воздушное судно» указанием на возможность совершения полета в автономном режиме с целью преодоления возможных пробелов в правовом регулировании. В результате проведенного исследования выявлены тенденции единства и дифференциации правового регулирования, выявлен комплексный характер правового регулирования использования беспилотных летательных аппаратов, охарактеризовано место и значение специального правового регулирования в области использования беспилотников. Дана оценка перспективам дальнейшего развития законодательного регулирования в области беспилотных летательных аппаратов, в частности оценена целесообразность принятия единого специального нормативного акта, комплексно регламентирующего разные аспекты общественных отношений с использованием беспилотных летательных аппаратов.
Ключевые слова: беспилотный летательный аппарат, беспилотное воздушное судно, дроны, единство, дифференциация правового регулирования, комплексное правовое регулирование, специальное правовое регулирование.
В рамках правового регулирования отношений с использованием беспилотных летательных аппаратов (далее - БЛА) можно выделить три подхода. Первый подход заключается в распространении к отношениям с беспилотными летательными аппаратами норм, посвященных регулированию в области традиционной пилотируемой авиации. Сторонники второго подхода настаивают на том, что использование беспилотников должно регулироваться отдельно от классической пилотируемой авиации. В данном случае необходимость специального регулирования использования беспилот-ников обусловлена их широким использованием в морском, морском нефтегазовом, природном, горнодобывающем секторах, где традиционная авиация не применима, а также отсутствием опыта в авиационной индустрии у многих производителей БЛА [17, с.8]. Третий подход к осуществлению правового регулирования использования беспилотников отличается совместным регулированием нормами традиционного авиационного законодательства и нормами специальных нормативных правовых актов, посвященных исключительно БЛА. Национальное регулирование беспилотников в различных странах отличает разграничение вопросов по уровням власти, что обусловлено государственным устройством стран.
В странах-лидерах разработки и внедрения БЛА - США, Китай, Япония, Швеция, Канада, Сингапур, Германия, Италия, Франция, Великобритания применяется комбинированная модель правового регулирования, сочетающая в себе первый и третий подходы к регулированию БЛА: в основной нормативный правовой акт по вопросам использования воздушного пространства (закон об авиации, правила гражданской авиации, авиационные правила) включены общие правила о порядке использования БЛА (терминология, классификация, назначение), а отдельные вопросы, связанные с регистрацией (учетом), согласованием плана (графика) полета, получением разрешения (сертификата летной эксплуатации), регулируются специальным документом (циркуляр, стандарт, регламент).
В Российской Федерации реализована модель правового регулирования БЛА, сходная с моделями, применяемыми в США, Китае, Японии, Швеции, Канаде, Сингапуре (объединяет первый и третий подход к осуществлению правового регулирования БЛА). Был принят Федеральный закон от 30.12.2015 № 462-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации
5 -а
сз ж
<
в части использования беспилотных воздушных судов» [18]. Специальные нормы, посвященные БЛА, содержатся в российском авиационном законодательстве наряду с нормами, посвященными традиционной пилотируемой авиации. По ряду вопросов, например, по порядку регистрации и учета БЛА, были приняты соответствующие подзаконные нормативные акты.
Под источниками правового регулирования отношений с использованием беспилотных летательных аппаратов понимается система внешних форм, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие определение статуса БЛА и отношения участников общественных отношений, связанных с использованием беспилотных летательных аппаратов. Важно не только использование, но и однозначное понятие БЛА.
Источниками правового регулирования отношений с использованием беспилотных летательных аппаратов являются нормативные акты разного уровня.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ [13], п. 1 ст. 7 Гражданского кодекса РФ [3]. Установлен приоритет международного договора Российской Федерации над Воздушным кодексом РФ [1] (ст. 3 Воздушного кодекса РФ). Российская Федерация является участником Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 7 декабря 1944 года). Конвенция применяется только к гражданским воздушным судам и не применяется государственным воздушным судам (пункт «а» статьи 3 Конвенции).
Стоит отдельно упомянуть про обычаи, которые хотя и не содержат норм права, но могут содержать правила поведения, применяемые при выполнении полетов операторами БЛА. Вместе с тем, в результате проведенного исследования в национальном законодательстве не выявлено указания на правовые обычаи, применяемых в том числе для регулирования отношений с использованием беспилотных летательных аппаратов. Между тем, Конвенция о международной гражданской авиации содержит указание на рекомендуемую практику (статья 37 Конвенции).
В соответствии со ст. 71 и 72 Конституции РФ часть отношений, связанных с использованием воздушного пространства, находятся в ведении России (определение статуса и защита воздушного пространства РФ; федеральные транспорт, пути сообщения; деятельность в космосе и др.), некоторые отношения находятся в совместном ведении России и субъектов Федерации (природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение эко-— логической безопасности, защита прав и свобод 2 человека и гражданина). Таким образом, правовое Я регулирование отношений с участием БЛА в об° ласти использования воздушного пространства ав и авиационной деятельности осуществляется пре-
имущественно на федеральном уровне. В то же время беспилотники, в отличие от пилотируемых воздушных судов, часто применяются в маловысотном воздушном пространстве, в различных областях промышленности, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых. При использовании беспилотников возникает возможность вторжения в частную жизнь лиц без их согласия, например, как в случае пролета беспилотника непосредственно над недвижимым имуществом (например, над жилым участком) без согласия собственника, а также возможность причинения ущерба окружающей среде. Поэтому в данных случаях допускается совместное регулирование отношений, связанных с использованием беспилотных летательных аппаратов, со стороны Российской Федерации и ее субъектов.
На регулирование отношений, возникающих в области использования воздушного пространства с применением беспилотных летательных аппаратов, а также отношений, возникающих в области авиационной деятельности при использовании беспилотных летательных аппаратов, направлена система национальных нормативных правовых актов. В совокупности они образуют воздушное законодательство (ст. 2 Воздушного кодекса Российской Федерации).
Основным источником правового регулирования БЛА на уровне федерального законодательства Российской Федерации является Воздушный кодекс РФ. В нем содержатся как специальные нормы в отношении БЛА, так и общие нормы, посвященные пилотируемым воздушным судам, которые распространяют свое действие на БЛА. Имеются нормы, которые отсылают правоприменителей к подзаконным нормативным правовым актам в области авиации, содержащим административно-правовые нормы, иному отраслевому законодательству.
Подзаконные нормативные правовые акты в области авиации также содержат как общие нормы в отношении пилотируемой авиации, которые распространяют свое действие на БЛА, так и специальные нормы в отношении беспилотных летательных аппаратов. В ином отраслевом законодательстве преобладают общие нормы, распространяющие свое действие на отношения с использованием беспилотных летательных аппаратов. Специальные нормы в отношении беспилотных летательных аппаратов в ином отраслевом законодательстве практически отсутствуют, за исключением норм, регулирующих порядок регистрации беспилотных гражданских судов.
Прежде всего, в результате внесения изменений в Федеральный закон от 30.12.2015 № 462-ФЗ в Воздушном кодексе РФ появилось понятие беспилотного воздушного судна (ст. 32). Вводя понятие в воздушное законодательство понятие беспилотного воздушного судна, законодатель тем самым явно относит беспилотные летательные аппараты к воздушным судам со всеми вытекающими нормативными требованиями о наличии лицен-
зии у пилота БЛА, регистрации и т.п. Между тем, данное в кодексе определение беспилотного воздушного судна не учитывает возможность работы БЛА в автономном режиме, без какого-либо вмешательства внешнего пилота в управление. Законодательное определение беспилотного воздушного судна предполагает управление и контроль в полете со стороны пилота, находящегося вне борта. Можно сделать вывод о том, что в существующей национальной нормативной правовой базе отсутствует определение беспилотных летательных аппаратов, способных выполнять задачи полностью в автономном режиме. В то же время ГОСТ Р 57258-2016 [6] (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.11.2016 г. № 1674-ст, имеет силу подзаконного нормативного акта (акт федерального органа исполнительной власти) указывает, что наряду с термином «беспилотное воздушное судно» также используется термин «беспилотный летательный аппарат». В данном национальном стандарте введено также понятие автономного воздушного судна - беспилотного воздушного судна, выполнение полетного задания которого не предусматривает вмешательство пилота в управление полетом. В некоторых нормативных правовых актах, в частности в приказе Минтруда России от 25.10.2018 № 664н «Об утверждении профессионального стандарта «Летчик-наблюдатель» [7], понятия «беспилотные летательные аппараты» и «беспилотные авиационные системы» используются как синонимы. Термин беспилотный (воздушный) летательный аппарат содержится также в постановлении Правительства Российской Федерации от 19.07.2022 № 1299 «Об утверждении списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль» [8]. Беспилотный (воздушный) летательный аппарат в указанном нормативном акте определяется как любой летательный аппарат, способный взлетать и поддерживать контролируемый полет и аэронавигацию без какого-либо присутствия человека на борту. Для преодоления возможной проблемы отсутствия регулирования использования автономных беспилотных летательных аппаратов в воздушном пространстве Российской Федерации представляется целесообразным дополнить содержание законодательного определения «беспилотного воздушного судна» указанием на возможность автономного режима выполнения полета. Исследователями было отмечено, что в мировой практике также не сложился единообразный терминологический аппарат в отношении БЛА [5, с. 132]. Исследователями отмечается, что использование термина «беспилотное воздушное судно» преследует цель согласования обозначения БЛА с уже устоявшимися терминами воздушного законодательства. Также обращалось внимание на то, что приведенные определения являются слишком широкими, что позволяет отнести
к беспилотным летательным аппаратам в том числе управляемые ракеты, торпеды, бомбы, которые по своей природе являются средствами вооружения и к беспилотникам отношения не имеют [30, с. 105]. Между тем, баллистические и крылатые ракеты, торпеды, похожие по своим техническим характеристикам на БЛА, отличаются от БЛА назначением и производными отсюда особенностями функционирования - являются средствами доставки боевого заряда, которые после достижения цели уничтожаются [30, с. 105]. При этом в научных публикациях было предложено осуществить унификацию терминологии в отношении беспилотных летательных аппаратов в различных отраслях законодательства, допускалась возможность введения термина «беспилотный летательный аппарат» в гражданское законодательство, в частности, в нормы Гражданского кодекса РФ об источниках повышенной опасности [10, с. 99-100].
В Воздушном кодексе РФ и иных нормативных актах воздушного законодательства наблюдается дифференциация нормативного регулирования использования отдельных типов беспилотных летательных аппаратов. В основу дифференциации нормативного регулирования положены технические характеристики (определенный диапазон значений максимальной взлетной массы) и назначения (видов) беспилотных летательных аппаратов (гражданские, государственные, экспериментальные БЛА (ст. 20 Воздушного кодекса РФ). Стоит отметить, что высказано мнение о недостаточности классификации беспилотных летательных аппаратов, предусмотренной Воздушным кодексом РФ, предлагалось использовать предложенную международной ассоциацией «UVS International» классификацию беспилотных летательных аппаратов, так как она в полной мере отражает технико-технологические характеристики БЛА, что имеет существенное значение для правовой регламентации их использования в различных целях. «Отсутствие законодательно закрепленной классификации БПВС порождает на практике существенные проблемы и недопонимание отличительных особенностей типов БПВС, а также различий БПВС и других летательных аппаратов, что не способствует их надлежащей правовой регламентации» [30, с. 105].
В рамках дифференцированного подхода на гражданские беспилотные воздушные судна с максимальной взлетной массой свыше 30 кг приравнены к пилотируемой авиации и подлежат правовому регулированию, аналогичному для пилотируемой авиации. Правовое регулирование БЛА с максимальной взлетной массой свыше 30 кг предполагает соблюдение обязательных требований по сертификации (ст. 8 Воздушного кодекса р РФ, положения Федерального закона от 27.12.2002 ИД № 184-ФЗ «О техническом регулировании» [19], Ч
m
нормы Федеральных авиационных правил «Сер- К тификация авиационной техники, организаций раз- S работчиков и изготовителей. Часть 21» [25], полу- у чение лицензий на разработку, производство, ис- А
пытание и ремонт таких БЛА (подп. 7 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [20], административно-правовые нормы ведомственного акта - Постановления Правительства РФ от 28.03.2012 № 240 «О лицензировании разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее» [12], где определен порядок осуществления лицензирования и лицензионного контроля), установление требований к летной годности БЛА (ст. 35 Воздушного кодекса РФ, нормы административно-правовой принадлежности п. 1 Федеральных авиационных правил «Требования к летной годности гражданских воздушных судов. Форма и порядок оформления сертификата летной годности гражданского воздушного судна. Порядок приостановления действия и аннулирования сертификата летной годности гражданского воздушного судна» [26], государственную регистрацию гражданских БЛА с определенными техническими характеристиками и государственных БЛА без учета их технических характеристик (ст. 33 Воздушного кодекса РФ, положения Федерального закона от 14.03.2009 № 31-Ф3 «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними» [21], административно-правовые нормы Федеральных авиационных правил государственной регистрации государственных воздушных судов [27], определение правового статуса состава экипажа и командира БЛА (ст. ст. 56, 58.1 Воздушного кодекса РФ), разрешительный порядок использования воздушного пространства независимо от класса воздушного пространства, в котором выполняется полет (п. 52 Федеральных авиационных правил использования воздушного пространства Российской Федерации [28]. Между тем, для владельцев БЛА с максимальной взлетной массой от 30 кг предусмотрено исключение из общего разрешительного порядка полетов при выполнении ряда условий п. 52 (1) вышеуказанных Федеральных авиационных правил использования воздушного пространства.
Владельцы беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,15 кг до 30 кг освобождены от выполнения обязательных правил, установленных для гражданских БЛА с максимальной взлетной массой свыше 30 кг. Для владельцев таких БЛА - беспилотных летательных аппаратов любительского класса (дроны, квадрокоптеры, мультикоптеры) остается обязанность по их постановке на государственный учет. В публикациях высказывалось мнение отнесении беспилотников малой массы — в особый класс - «беспилотные летательные ап-2 параты», включающий дронов от 3 до 30 кг [16, Я с. 86]. Стоит упомянуть, что публикациях было вы° сказано предложение о введении более строгих ав правил в отношении беспилотных летательных ап-
паратов свыше с максимальной взлетной массой свыше 250 гр., предполагаемых к коммерческому использованию в силу их частного использования массового скопления людей, высоткой вероятности причинения вреда как имуществу, так и жизни и здоровью граждан, в частности, предлагалось дополнить воздушное законодательство нормой о страховании владельца квадрокоптера, используемого в коммерческих целях [4].
Для владельцев беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой ниже 0,15 кг требования, установленные для более мощных БЛА, не действуют.
На беспилотные государственные воздушные судна не распространяются вышеуказанные требования, за исключением требований о государственной регистрации воздушных судов (ст. 33 Воздушного кодекса РФ). На беспилотные государственные воздушные суда, используемые в коммерческих целях (для нерегулярных коммерческих перевозок пассажиров и грузов) распространяется действие Федерального закона от 14.03.2009 № 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними».
Наряду с нормами, являющимися свидетельством дифференцированного подхода к нормативному регулированию различных типов беспилотных летательных аппаратов, в воздушном законодательстве содержатся нормы, в которых реализуются единство подхода к правовому регулированию БЛА. Такими нормами выступают как общие нормы в отношении пилотируемой авиации, распространяющие свое действие на все типы БЛА, так и специальные нормы в отношении БЛА, которые обязательны для всех типов БЛА. К таким общеобязательным специальным нормам относятся публично-правовые положения п. 52 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации (с учетом исключения, предусмотренного п. 52(1) данных Правил), требования к документации, которая должна находиться на борту беспилотного воздушного судна (абз. 5 под. 1 п. 1 ст. 67 Воздушного кодекса РФ), норма об исключении возможности несанкционированного доступа посторонних лиц к беспилотным авиационным система (подп. 6 п. 2 ст. 84 Воздушного кодекса РФ), норма о возложении обязанности по организации и осуществлению поиска и спасания терпящих или потерпевших бедствие беспилотных воздушных судов на их владельцев (абз. 2 п. 1 ст. 88 Воздушного кодекса РФ).
Наряду с отраслевым регулированием использования беспилотных летательных аппаратов также можно утверждать о существовании комплексного регулирования отношений с использованием БЛА в силу содержащихся в воздушном законодательстве норм, содержащих отсылки к нормам иной отраслевой принадлежности.
Наглядным примером отсылочной нормы служит ст. 4 Воздушного кодекса РФ, в ней установлена ответственность за нарушение воздушного законодательства Российской Федерации.
Административно-правовые и уголовно-правовые составы правонарушений предусмотрены соответствующим отраслевым законодательством. Уголовный кодекс РФ [31] предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта (статья 263 УК Рф), нарушение правил использования воздушного пространства (статья 271.1 УК РФ). Указанные положения распространяются в том числе на события преступлений, совершенных с использованием беспилотных летательных аппаратов. Кодекс об административных правонарушениях РФ [7] содержит составы административных правонарушений на воздушном транспорте: нарушение правил использования воздушного пространства (статья 11.4 КоАП РФ), нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов (статья 11.5 КоАП РФ). Действие указанных норм распространяется и на события административных правонарушений, совершенных с использованием беспилотных летательных аппаратов.
Вместе с тем, в УК РФ и КоАП РФ отсутствуют специальные нормы о беспилотных летательных аппаратах.
Примером комплексного правового регулирования отношений с использованием беспилотных летательных аппаратов являются положения, наделяющие правом пресекать нахождение беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в установленных законом случаях органы государственной охраны (п. 10.4 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1996 № 57-ФЗ «О государственной охране») [22], войска национальной гвардии (п. 33 ст. 9 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации») [23], органы внешней разведки Российской Федерации (ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.01.1996 № 5-ФЗ «О внешней разведке») [24].
Для настоящего исследования особый интерес представляют правила о государственной регистрации беспилотных летательных аппаратов, оказывающие влияние на частно-правовые аспекты отношений с использованием БЛА, на установление оборотоспособности различных типов БЛА, устанавливающие гражданско-правовой режим БЛА.
Глава V Воздушного кодекса распространяет требования о государственной регистрации воздушных судов в том числе на беспилотные воздушные судна (ст. 33 Воздушного кодекса РФ). Предусмотрен различный порядок государственной регистрации, а также государственного учета для отдельных видов гражданской авиации, в том числе беспилотных воздушных судов (гражданской, государственной и экспериментальной). Положения Воздушного кодекса РФ о регистрации судов конкретизируются в требованиях статьи 131 Гражданского кодекса РФ закрепляют обязанность участников гражданского оборота по совершению регистрационных действий в отношении прав и ограничений на недвижимые вещи, в том числе на беспи-
лотные воздушные судна. С учетом положений статьи 33 Воздушного кодекса РФ, статьи 131 ГК РФ, требования государственной регистрации права собственности, ограничение этих прав, их возникновение, их переход и прекращение в отношении прав и ограничений на недвижимые вещи распространяется на беспилотные воздушные суда гражданской авиации с максимальной взлетной массой свыше 30 килограммов, на государственные беспилотные воздушные суда (при этом законодательство не устанавливает каких-либо дополнительных технических характеристик для регистрации государственных беспилотных воздушных судов).
Порядок регистрации, особенности регистрации отдельных видов прав, на беспилотные гражданские судна с максимальной взлетной массой более 30 килограммов, на беспилотные государственные воздушные суда, которые используются в коммерческих целях (для нерегулярных коммерческих перевозок пассажиров и грузов) устанавливаются Федеральным законом от 14.03.2009 № 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними». Сделка с воздушным судном или право на него считаются зарегистрированными, а правовые последствия - наступившими со дня внесения записи о такой сделке или таком праве в Единый государственный реестр прав на воздушные судна (п. 8 ст. 13 Федерального закона).
На беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,15 килограмма до 30 килограммов распространяется гражданско-правовой режим движимого имущества (п. 2 ст. 130 Гражданского кодекса РФ), регистрация прав на них не требуется, но предусмотрена обязанность их государственного учета. Полномочиями по государственному учету наделено Федеральное агентство воздушного транспорта (п. 5.4.19 (1) Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта). Вместе с тем государственный учет в системе учета данных о беспилотных воздушных судах как вид технической регистрации не влияет на возникновение, изменение и прекращение вещных прав на такую категорию беспилотных летательных аппаратов. При совершении сделок с гражданскими беспилотными воздушными судами с максимальной взлетной массой до 0,15 килограммов, на них также распространяется режим движимого имущества, государственной регистрации и государственному учету они не подлежат.
Таким образом, с учетом степени урегулирован-ности Российская Федерация относится к группе стран, где предусмотрена эксплуатация беспилотных летательных аппаратов исключительно после прохождения процедуры их государственной регистрации и (или) лицензирования, к данной группе стран относятся также Канада, Великобритания, страны Европейского Союза [6, с. 57].
В научных публикациях, посвященных правовому регулированию БЛА, предлагалось отнести
5 -о
сз ж
■с
беспилотные летательные аппараты к вещам с целью более четкого установления их гражданско-правового режима. При этом по мнению исследователей, не следует указывать беспилотные летательные аппараты в норме об объектах гражданских прав (ст. 128 ГК Рф), целесообразно определить место беспилотных летательных аппаратов в классификации объектов гражданских прав в обобщении судебной практики по делам, связанным с беспилотными летательными аппаратами [10, с. 99].
Является дискуссионным вопрос о распространении общих правил учета гражданских беспилотных воздушных судов на детские радиоуправляемые игрушки и авиамодели, которые соответствуют признакам, установленным Правилами государственного учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,15 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации. Как федеральное законодательство, так и нормативные правовые акты не содержат специальных норм в отношении радиоуправляемых игрушек и авиамоделей. Кроме того, в заключении Минэкономразвития России об оценке регулирующего воздействия на проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации» [15] предлагалось указать на случаи регистрации БЛА законным представителем несовершенного владельца (до 14 лет), также предлагалось отменить или ввести упрощенную регистрацию авиамоделей массой до 5 кг через Федерацию авиамодельного спорта в целях минимизации нагрузки на спортсменов авиамодельного спорта.
Порядок государственной регистрации государственных воздушных судов (в том числе беспилотных) установлен Федеральными авиационными правилами государственной регистрации государственных воздушных судов (утверждены Приказом Министра обороны РФ от 28.11.2002 № 460). БЛА государственной авиации подлежат пономерному учету (пункт 3 Правил). Полномочия по государственной регистрации государственных беспилотных воздушных судов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляются Главным командованием Военно-воздушных сил (Управление технической эксплуатации и войскового ремонта авиационной техники и вооружения Военно-воздушных сил). Государственную регистрацию государственных воздушных судов федеральных органов исполнительной власти и организаций — проводят федеральные органы исполнительной 2 власти, осуществляющие организацию деятель-Я ности и оперативное управление деятельностью ° подведомственной им государственной авиации 1 (п. 5 Правил).
Наряду с вышеуказанными нормами, в совокупности образующих общее регулирование отношений с использованием БЛА, в Российской Федерации существуют нормы специального регулирования БЛА. Нормы специального регулирования действуют на ограниченной территории, воздействуют на ограниченный круг субъектов и вводятся на определенный срок. Наличие подобных норм обусловлено развитием технологий БЛА, активным применением цифровых инновационных технологий в БЛА, препятствиями развитию указанных технологий со стороны актов общего регулирования.
Воздушный кодекс РФ предусматривает возможность установления специального регулирования в области воздушного законодательства Федеральным Законом от 31.07.2020 года № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» [29]. Специальное регулирование, установленное программой экспериментального правового режима (актом Правительства РФ) может изменять или исключать действие положений Воздушного кодекса, устанавливающих требования обязательной сертификации (подп. 2.1. п. 1 ст. 8, ст. 37 Воздушного кодекса РФ), лицензирование деятельности в области авиации (ст. 9 Воздушного кодекса РФ), допуска к эксплуатации (ст. 36 Воздушного кодекса РФ), обязательных периодических и предварительных осмотров специалистов авиационного персонала, требований, предъявляемых к командиру воздушного судна (в том числе беспилотного) (статья 57 Воздушного кодекса РФ), допуска к полету воздушного судна (статья 66 Воздушного кодекса РФ), требований к документации на борту беспилотного воздушного судна (статья 67 Воздушного кодекса РФ).
Федеральный закон от 31.07.2020 года № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» предусматривает установление экспериментальных правовых режимов, могущих изменять или исключать действие положений Воздушного кодекса РФ, в том числе по направлениям разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций, связанных с проектированием, производством и эксплуатацией беспилотных воздушных судов (подп. 2 ч. 2 ст. 1 ФЗ). Продолжительность специального временного регулирования определяется программой экспериментального правового режима (вводится Постановлением Правительства РФ) и устанавливается на срок не более 3 лет (п. 1 ст. 7 ФЗ). Введение экспериментального правового режима направлено в том числе на совершение общего регулирования по результатам реализации экспериментального правового режима (п. 6 ст. 7 ФЗ). Положения специального временного правового регулирования могут исключать или изменять действие положений федерального закона в случае, если это прямо предусмотрено соответствующим федеральным законом. Порядок прекращения действия специального временного правового регулирования (экспериментального правового ре-
жима), в том числе возможность установления переходного периода при переходе от специального регулирования к общему регулированию устанавливается Правительством РФ (п. 4 ст. 17 ФЗ). В настоящее время программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации БАС действуют в республике Башкортостан, в Томской области, в Камчатском крае, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Чукотском Автономном округе и Ямало-Ненецком Автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком Автономном округе.
Если обобщить всю совокупность рассмотренных в настоящей источников правового регулирования использования беспилотных летательных аппаратов, то можно сделать следующие выводы.
Во-первых, содержащиеся в таких источниках нормы относятся к публичному праву, направлены на регулирование общественных отношений, связанных с использованием воздушного пространства, сертификационной деятельностью, лицензированием, авиационной безопасностью, проектированием, производством и эксплуатацией беспилотных летательных аппаратов; вместе с тем непосредственно процесс проектирования, производства и эксплуатации опосредуется гражданско-правовыми нормами, содержащимися в положениях конкретных договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.
Во-вторых, Воздушный кодекс и иные нормативные акты в области воздушного законодательства осуществляют дифференцированное регулирование БЛА отдельных типов в зависимости от технических характеристик БЛА и назначения применения БЛА. Вместе с тем проявляется и единство в правовом регулировании БЛА.
В-третьих, развитие правового регулирования в области применения беспилотных летательных аппаратов осуществляется путем принятия специальных правовых норм в отношении беспилотных летательных аппаратов в рамках отраслевого законодательства в области авиации и распространения общих норм авиационного законодательства на отношения с использованием беспилотных летательных аппаратов. Между тем, ввиду отсылочного характера отдельных норм Воздушного кодекса (норма об ответственности за нарушение воздушного законодательства (ст. 4), положения о государственной регистрации воздушных судов, в том числе, беспилотных (ст. 33), можно сделать вывод о комплексном правовом регулировании отношений с использованием БЛА как со стороны авиационного законодательства, так и со стороны законодательства иной отраслевой принадлежности - гражданского, уголовного, законодательства об административных правонарушениях.
В-четверых, в силу разобщенности норм (нахождения норм, посвященных БЛА в нормативных правовых актах разной силы, исходящих от различных субъектов правотворчества, обладающих различной отраслевой принадлежностью), нали-
чия областей применения БЛА, где исключено применение пилотируемой авиации, возникает мысль о целесообразности разработки и принятия специального нормативного акта по БЛА. Предложения по разработке и принятию единого специального нормативного акта по БЛА неоднократно были озвучены. Предлагалась инициировать разработку подзаконного нормативного правового акта, в котором бы регулировались комплексно все аспекты правомерного использования беспилотного летательного аппарата - от его регистрации до предоставления планов полета при помощи дистанционных способов взаимодействия предпринимателей и других владельцев данной техники с контролирующими органами [10, с. 100]. Макухин А.А. высказал идею о законодательном регулировании правового статуса беспилотников на основе единого нормативно-правового акта - федеральных авиационных правил использования воздушных судов [9, с. 5]. В публикациях были выявлены положительные моменты, так и недостатки, могущие появиться с принятием специального нормативного акта в отношении БЛА. С одной стороны принятие акта облегчит использование БЛА потребителями, в том числе гражданами, вместе с тем БЛА являются одной из разновидностей имущества и было бы нецелесообразно принимать отдельные нормативные акты для каждого вида имущества [11, с. 106]. Предлагалось разработать отдельный нормативно-правовой акт, основанный на пандектной системе. Общая часть закрепляла бы понятие беспилотного летательного аппарата как источника повышенной опасности, предмет, принципы, круг субъектов, которые могут входить в состав экипажа такого судна. Особенная часть должна содержать основные правила использования как самих беспилотников, так и воздушного пространства, лицензирование, ответственность за нарушение законодательства в сфере использования таких аппаратов [6, с. 34]. Автор настоящей статьи считает принятие единого нормативного акта в форме федеральных авиационных правил не в полной мере отвечающим комплексному характеру регулирования отношений с использованием БЛА. Автор полагает, что прежде всего нуждается в уточнении концептуальный подход к принятию единого нормативного акта в отношении БЛА, необходимо задаться вопросом, стоит ли менять сложившийся подход к правовому регулированию БЛА в Российской Федерации (в настоящий момент нормы, регулирующие БЛА, в подавляющем большинстве случаев содержатся в авиационном законодательстве, нормы в отношении пилотируемой авиации распространяются также на БЛа), усматривает непреодолимым отсылочный характер отдельных норм предполагаемого специального нормативного акта - р норм об уголовно-правовой и административной- Д правовой ответственности ввиду недопустимости Ч
т
содержания данных норм в ином отраслевом за- К конодательстве, а также полагает непреодолимым ё отсылочный характер норм о БЛА государствен- у ного назначения в целях обеспечения обороны А
см
О)
страны и безопасности государства. Так или иначе, в принятие единого нормативного акта в отношении беспилотных летательных аппаратов в полной мере не обеспечит исчерпывающего регулирования в отношении БЛА и не обеспечит в полной мере удобства для «бытового» правоприменения обывателей, неюристов.
В-пятых, в связи с необходимостью тестирования новых технологий, применяемых в том числе в беспилотных летательных аппаратах предусмотрена возможность установления временного специального правового регулирования в отношении разработки, создания, использования беспилотных летательных аппаратов, оснащенных технологиями роботехники, в связи с необходимостью внедрения таких технологий, продолжительность специального временного регулирования устанавливается на срок не более 3 лет Правительством РФ (п. 1 ст. 7 ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах) и обусловлено выполнением участниками эксперимента установленных количественных показателей эффективности и результативности временного регулирования по применению новых технологий при использовании БЛА - количество полетов БЛА для выполнения определенных видов работ, количество пользователей услуг, оказанных с использованием БЛА, количество новых рабочих мест в рамках экспериментального правового режима, количество допущенных беспилотных авиационных систем (БАС), количество подготовленных специалистов по эксплуатации БАС, объем инвестиций, произведенных пользователями БАС, количество населенных пунктов обслуживаемых с использованием БАС. С учетом взаимосвязанных положений о цели совершенствования общего регулирования по результатам реализации экспериментального правового режима, об исключении или изменении специальным нормативным правовым регулированием положений общего регулирования только лишь в случаях, предусмотренных актами общего регулирования, о переходе от специального к общему регулированию при прекращении экспериментального правового режима (ст. 3, п. 3 ст. 5, п. 4 ст. 17 ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации») можно сделать вывод о том, что регулирование отношений после прекращения экспериментальных правовых режимов в отношении БЛА переходит к общему регулированию, устанавливаемому соответствующим отраслевым (авиационным) законодательством, при этом в результате возможно дополнение отраслевого законодательства новыми специальными нормами в отношении БЛА.
Наконец, требуется разработать нормы, содержащие правила, которые дополнят правовое регулирование беспилотных летательных аппаратов как объектов гражданских прав, в том числе, нормы, устанавливающие оборотоспособность отдельных типов гражданских беспилотных летательных аппаратов при совершении гражданско-правовых сделок - договоров купли-продажи, по-
ставки, аренды БЛА. В настоящее время вопрос оборотоспособности БЛА подлежит комплексному регулированию со стороны авиационного и гражданского законодательства, ввиду возможности содержания гражданско-правовых норм в ином отраслевом законодательстве. Автор допускает возможность принятия акта, комплексно регулирующего вопросы регистрации и учета гражданских БЛА разных типов (в зависимости от технических характеристик) для удобства правоприменителей. Вместе с тем нормы об оборотоспособ-ности БЛА государственного назначения не требуют дополнительной разработки ввиду отнесения государственных БЛА к объектам с ограниченной оборотоспособностью. Также требуют дополнения нормы, устанавливающие гражданско-правовую ответственность субъектов, владеющих, пользующихся БЛА, при причинении ими вреда жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица. Особой разработки требуют правила о возмещении вреда, причиненного при выполнении полета автономным беспилотным летательным аппаратом. В настоящее время данные отношения регулируются положениями об общих основаниях ответственности за причинение вреда, об ответственности за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих (ст. 1064, ст. 1079 ГК РФ), данная точка зрения находит отклик в научных публикациях [30, с. 106]. В научных публикациях исследователи пришли к выводу о необходимости разрешения вопроса о том, кто несет ответственность за причинение вреда в том случае, если беспилотный летательный аппарат упадет на землю и повредит или уничтожит чужое имушество; БЛА нанесет вред здоровью, БЛА станет причиной смерти человека [10, с. 99]. Наряду с изменением норм о гражданско-правовой ответственности за вред, связанной с повышенной опасностью для окружающих предлагается введение обязательного страхования ответственности владельцев беспилотных летательных аппаратов, в том числе для владельцев небольших БЛА, поскольку даже падение небольшого летательного устройства с высоты может привести к тяжелым последствиям, например, смерти человека, находящегося в этот момент под траекторией полета [10, с. 99].
Литература
1. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N60^3 // Собрание законодательства РФ. № 12. Ст. 1383. 1997.
2. ГОСТ Р 57258-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы беспилотные авиационные. Термины и определения: утв. и введен в действие Приказом Росстан-дарта от 10 ноября 2016 Ж674-ст // Стандар-тинформ. М. 2018.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N51-
ФЗ // Собрание законодательства РФ. № 32. Ст. 3301. 1994.
4. Громова Е.А. Правовые аспекты регистрации и использования беспилотных летательных аппаратов в России и за рубежом // Право и экономика. 2019.№ 7.
5. Грищенко Г.А. Правовое регулирование беспилотных летательных аппаратов: российский подход и мировая практика // Вестник университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2019. № 12. С. 129-136.
6. Зарапина Л.В., Белокопытова Н.Ю. Правовое регулирование полетов беспилотных летательных аппаратов: перспективы, новации, проблемы // Юридический вестник Кубанского государственного университета. 2021. № 4 (13). С. 29-37.
7. Кодекс об административных правонарушениях РФ: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. Ж95-ФЗ // Собрание законодательства РФ. № 1. Ст. 1. 2001.
8. Конституция Российской Федерации // Российская газета. № 12. № 237 (853). 1997.
9. Макухин А.А. Законодательное регулирование правового статуса беспилотных летательных аппаратов // Научный вестник Крыма. 2017. № 1. С. 1-6.
10. Мотасова Д.Д. О перспективных направлениях развития гражданско-правового регулирования использования беспилотных летательных аппаратов // Право и государство: теория и практика. 2019. № 10 (178). С. 98-100.
11. Мотасова Д.Д. Особенности гражданско-правового регулирования в сфере использования беспилотных летательных аппаратов и перспективы его совершенствования // Право и государство: теория и практика. 2020. № 2 (182). С. 103-106.
12. Постановление Правительства РФ от 28 марта 2012 г. N240 «О лицензировании разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее» // Собрание законодательства РФ. № 14. Ст. 1643. 2012.
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июля 2022 г. N1299 «Об утверждении списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль» // Собрание законодательства РФ. N30. Ст. 5630. 2022.
14. Приказ Минтруда России от 25 октября 2018 г. N664н «Об утверждении профессионального стандарта «Летчик-наблюдатель» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 2018.
15. Проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении поряд-
ка учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации: проект постановления Правительства Российской Федерации» // http://regulation.gov.ru.
16. Смирнов А.В. Использование беспилотных летательных аппаратов: к вопросу о правилах полета // Актуальные проблемы пенитенциарной науки и практики. 2017. № 2 (8). С. 86-88.
17. Тарр А.А., Тарр Дж.-А., Томпсон М., Эллис Дж. Право и политика в области беспилотных летательных аппаратов Глобальное развитие, риски, регулирование и страхование. Нью-Йорк.: Рутледж. 2022. 483 с.
18. Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N462-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов» // Собрание законодательства РФ. № 1. Ст. 82. 2016.
19. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N184-ФЗ «О техническом регулировании» // Собрание законодательства РФ. № 52. Ст. 5140. 2002.
20. Федеральный закон от 04.05.2011 N99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ. № 19. Ст. 2716. 2011.
21. Федеральный закон от 14 марта 2009 N31-Ф3 «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними» // Собрание законодательства РФ. № 11. Ст. 1260. 2009.
22. Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» // Собрание законодательства РФ. № 22. Ст. 2594. 1996.
23. Федеральный закон от 03 июля 2016 N226-Ф3 «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. № 27 (Часть I). ст. 4159. 2016.
24. Федеральный закон от 10 января 1996 N5-Ф3 «О внешней разведке» // Собрание законодательства РФ. № 3. ст. 143. 1996.
25. Федеральные авиационные правила «Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21», утв. Приказом Минтранса России от 17 июня 2019 г. № 184 // официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 2019.
26. Федеральные авиационные правила «Требования к летной годности гражданских воздушных судов. Форма и порядок оформления сертификата летной годности гражданского воздушного судна. Порядок приостановления действия и аннулирования сертификата летной годности гражданского воздушного судна», утв. Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 ноября 2020 г. № 519 // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru. 2021.
5 -о
сз ж
■с
27. Федеральные авиационные правила государственной регистрации государственных воздушных судов, утв. Приказом Министра обороны РФ от 28.11.2002 № 460 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. № 20.
28. Федеральные авиационные правила использования воздушного пространства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2010 г. № 138 // Собрание законодательства РФ. № 14. Ст. 1649. 2010.
29. Федеральный Закон от 31 июля 2020 г. N258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. № 31. Ст. 5017. 2020.
30. Фокин М.С., Рязанов Н.С. Актуальные проблемы уголовно-правовой регламентации противоправного использования беспилотных мобильных средств // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 1 (86). С. 103-110.
31. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 г. N63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. № 25. Ст. 2954. 1996.
LEGAL REGULATION OF RELATIONS WITH THE USE OF UNMANNED AERIAL VEHICLES IN THE RUSSIAN FEDERATION: CURRENT STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT.
Poletykin D.A.
Kutafin Moscow State Law University
The article is devoted to the analysis of the legislation of the Russian Federation regulating relations with the use of unmanned aerial vehicles. The approach applied in the Russian Federation in the implementation of legislative regulation of the use of unmanned aerial vehicles is revealed, taking into account the existing approaches to the normative regulation of the use of unmanned aerial vehicles. The article considers normative legal acts of different levels, starting from international treaties and the main law and ending with subordinate normative legal acts of federal executive bodies. Meanwhile, the author of the article pays special attention to the provisions of air legislation in relation to drones, as well as norms of public-law nature in the civil legislation, establishing the civil legal regime of drones as objects of civil subjective rights. The lack of terminological uniformity in relation to drones is revealed, it is pointed out the need to supplement the legal term "unmanned aircraft" with an indication of the possibility of flight in autonomous mode in order to overcome possible gaps in legal regulation. As a result of the conducted research the tendencies of unity and differentiation of legal regulation have been revealed, the complex nature of legal regulation of the use of drones has been revealed, the place and significance of special legal regulation in the field of drone use has been characterized. The prospects for further development of legislative regulation in the field of drones are assessed, in particular, the expediency of adopting a single special normative act, comprehensively regulating different aspects of social relations with the use of drones is evaluated.
Keywords: unmanned aircraft, unmanned aircraft, drones, unity, differentiation of legal regulation, complex legal regulation, special legal regulation.
References
EE
2 1. Air Code of the Russian Federation of March 19, 1997 N60-FZ //
со Collection of Legislation of the Russian Federation. № 12. Art.
о 1383. 1997. см
O) 2. GOST R57258-2016. National Standard of the Russian Feder-
z ation. Unmanned aircraft systems. Terms and definitions, ap-
proved and put into effect by the Order of Rosstandart of November 10, 2016 N1674-st // Standardinform. M. 2018.
3. Civil Code of the Russian Federation (Part One) of November 30, 1994 N51-FZ, adopted by the State Duma on October 21, 1994 // Collection of Legislation of the Russian Federation. № 32. Art. 3301. 1994.
4. Gromova E.A. Legal aspects of registration and use of drones in Russia and abroad // Law and Economics. 2019. № 7.
5. Grishchenko G.A. Legal regulation of drones: Russian approach and world practice // Kutafin Moscow State Law (Moscow State Law Academy) Bulletin. 2019. № 12. C. 129-136.
6. Zarapina L.V., Belokopytova N.Y. Legal regulation of flights of unmanned aerial vehicles: prospects, innovations, problems // Legal Bulletin of Kuban State University. 2021. № 4 (13). P. 2937.
7. Code of Administrative Offenses of the Russian Federation of December 30, 2001 N195-FZ // Collection of Legislation of the Russian Federation. № 1. Art. 1. 2001.
8. Constitution of the Russian Federation // Rossiyskaya Gazeta. № 12. № 237 (853). 1997.
9. Makukhin A.A. Legislative regulation of the legal status of unmanned aerial vehicles // Scientific Bulletin of Crimea. 2017. № 1. P. 1-6.
10. Motasova D.D. On promising directions of development of civil and legal regulation of the use of drones // Law and State: Theory and Practice. 2019. № 10 (178). P. 98-100.
11. Motasova D.D. Peculiarities of civil-law regulation in the use of drones and prospects for its improvement // Law and State: Theory and Practice. 2020. № 2 (182). P. 103-106.
12. Resolution of the Government of the Russian Federation of March 28, 2012 No. 240 on licensing the development, production, testing and repair of aviation equipment, except for unmanned aircraft systems and (or) their elements, including unmanned civil aircraft with a maximum takeoff weight of 30 kilograms and less // Collection of Legislation of the Russian Federation. № 14. Art. 1643. 2012.
13. Resolution of the Government of the Russian Federation of July 19, 2022 N1299 on approval of the list of dual-use goods and technologies that can be used in the development of weapons and military equipment and in respect of which export control is exercised // Collection of Legislation of the Russian Federation. N30. Art. 5630. 2022.
14. Order of the Russian Ministry of Labor of October 25, 2018 N664n on approval of the professional standard "Pilot Observer" // Official Internet portal of legal information http://www.pra-vo.gov.ru. 2018.
15. Draft Decree of the Government of the Russian Federation on approval of the Procedure for Accounting for Unmanned Civil Aircraft with a Maximum Takeoff Weight of 0.25 kilograms to 30 kilograms, Imported into the Russian Federation or Manufactured in the Russian Federation // http://regulation.gov.ru.
16. Smirnov A.V. The use of unmanned aerial vehicles: to the question of flight rules // Actual problems of penitentiary science and practice. 2017. № 2 (8). p. 86-88.
17. Tarr A.A., Tarr J.-A., Thompson M., Ellis J. Drone Law and Policy Global Development, Risks, Regulation and Insurance. New York: Routledge. 2022. 483 p.
18. Federal Law of December 30, 2015 N462-FZ on amendments to the Air Code of the Russian Federation regarding the use of unmanned aircraft // Collection of Legislation of the Russian Federation. № 1. Art. 82. 2016.
19. Federal Law of December 27, 2002 N184-FZ on technical regulation // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2002 // Collection of Legislation of the Russian Federation. № 52. Art. 5140. 2002.
20. Federal Law of 04.05.2011 N99-FZ on licensing of certain types of activities // Collection of Legislation of the Russian Federation. № 19. Art. 2716. 2011.
21. Federal Law of March 14, 2009 N31-FZ on state registration of rights to aircraft and transactions with them // Collection of Legislation of the Russian Federation. № 11. Art. 1260. 2009.
22. Federal Law of May 27, 1996 № 57-FZ on State Protection // Collection of Legislation of the Russian Federation. No. 22. art. 2594. 1996.
23. Federal Law of July 03, 2016 N226-FZ on the National Guard Troops of the Russian Federation // Collection of Legislation of the Russian Federation. No. 27 (Part I). art. 4159. 2016.
24. Federal Law of January 10, 1996 N5-FZ on foreign intelligence // Collection of Legislation of the Russian Federation. No. 3. art. 143. 1996.
25. Federal Aviation Regulations «Certification of aviation equipment, organizations of developers and manufacturers. Part 21» approved by Order of the Ministry of Transport of Russia dated June 17, 2019 № 184 // official Internet portal of legal information http://www.pravo.gov.ru. 2019.
26. Federal Aviation Regulations «Requirements for the Airworthiness of Civil Aircraft. Form and procedure for issuing a civil aircraft airworthiness certificate. Procedure for suspension and revocation of a civil aircraft airworthiness certificate» approved by the Order of the Ministry of Transport of the Russian Federation dated November 27, 2020 № 519 // Official Internet portal of legal information http://pravo.gov.ru. 2021.
27. Federal Aviation Rules for State Registration of State Aircraft approved by Order of the Minister of Defense of the Russian
Federation dated 28.11.2002 No. 460 // Bulletin of normative acts of federal executive bodies. 2003. № 20.
28. Federal Aviation Rules for the Use of Airspace of the Russian Federation approved by Resolution of the Government of the Russian Federation of March 11, 2010 № 138 // Collection of Legislation of the Russian Federation. № 14. St. 1649. 2010.
29. Federal Law of July 31, 2020 N258-FZ on experimental legal regimes in the field of digital innovation in the Russian Federation // Collection of Legislation of the Russian Federation. № 31. Art. 5017. 2020.
30. Fokin M.S., Ryazanov N.S. Actual problems of criminal-legal regulation of the unlawful use of unmanned mobile vehicles // Actual problems of Russian law. 2018. № 1 (86). P. 103-110.
31. Criminal Code of the Russian Federation: Federal Law of June 13, 1996 N63-FZ // Collection of Legislation of the Russian Federation. № 25. Art. 2954. 1996.