НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 1(6) 2017
УДК 347.823
Макухин Александр Александрович, старший преподаватель кафедры предпринимательского и экологического права юридического факультета Таврической академии (структурное подразделение) ФГАОУ ВО « КФУ им. В.И. Вернадского»
e-mail: [email protected]
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
Аннотация: в статье анализируются особенности законодательного регулирования правового статуса нового для российского законодательства объекта - беспилотных летательных аппаратов. Особое внимание уделяется регламентирующим правовой статус беспилотных летательных аппаратов поправкам в Воздушный кодекс РФ, вступившим в силу в 2016 году.
Ключевые слова: использование воздушного пространства, беспилотный летательный аппарат, правовой статус беспилотного летательного аппарата, законодательное регулирование.
Aleksandr Makukhin, Senior Lecturer, Department of Business and Environmental Law, Law faculty, Vernadsky CFU
e-mail:[email protected]
LEGISLATIVE REGULATION OF LEGAL STATUS OF PILOTLESS
VEHICLE
The article concerns peculiarities of legislative regulation of legal status of pilotless vehicle. This is new for Russian legislation. The author gives the primary
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 1(6) 2017 attention to amendments of 2016, regulating a part of Russian Air Law about status of pilotless vehicle.
Keywords: use of airspace, pilotless vehicle, legal status of pilotless vehicle, legislative regulation.
Беспилотные летательные аппараты (далее - беспилотники), представляющие собой летательные аппараты многоразового использования без экипажа, оснащенные двигателями, поднимающиеся в воздух за счет аэродинамических сил, действующие в автономном режиме по программе или управляемые дистанционно операторами и способные нести боевую нагрузку летального или нелетального воздействия, а также аппаратуру разведки и мониторинга земной поверхности и водной среды [4, с. 130], в последние годы стали быстро развивающимся направлением авиационной техники, в связи с чем актуальной становится проблема законодательного регулирования правового статуса беспилотников.
Правовые основы использования воздушного пространства РФ и деятельности в области авиации, а также общий порядок выполнения полетов гражданской, государственной и экспериментальной авиации в воздушном пространстве РФ устанавливаются рядом нормативно-правовых актов, ключевым из которых является Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (далее - Воздушный кодекс РФ) [2]. Стоит заметить, что нормы, регламентирующие правовой статус беспилотников появились в Воздушном кодексе РФ сравнительно недавно, когда был принят и вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2015 № 462-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов» (так называемый «закон о беспилотниках») [9].
Законодатель, устанавливая основы правового статуса беспилотников, в п. 5 ст. 32 Воздушного кодекса РФ определяет беспилотник как «...воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна» [2]. Ограничив таким образом круг объектов,
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 1(6) 2017 относящихся к беспилотникам, законодатель устанавливает требование их государственной регистрации, отмечая в п. 1 ст. 33 Воздушного кодекса РФ, что государственной регистрации подлежат беспилотники, максимальная взлетная масса которых превышает 30 килограммов, однако порядок регистрации беспилотников на данный момент законодателем не установлен. При этом вполне очевидно, что законодатель «вывел» из-под действия правил о государственной регистрации, например, авиамодели, тем самым ответив на мнения об угрозе «закона о беспилотниках» российскому авиамоделированию [3] и перспективному рыночному сектору [4]. Тем не менее, беспилотники, максимальная взлетная масса которых составляет менее 30 килограммов, с 5 июля 2017 года будут подлежать учету, порядок которого установит Правительство Российской Федерации [10].
Кроме того, законодатель в Воздушном кодексе РФ устанавливает и основы правового статуса экипажа беспилотников. Так, в соответствии с п. 1.1. ст. 56 Воздушного кодекса РФ, экипаж беспилотника «...состоит из одного либо нескольких внешних пилотов, одного из которых владелец беспилотного воздушного судна назначает командиром такого воздушного судна» [2]. Особым образом законодатель устанавливает основы правового статуса командира беспилотника, который, в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 57 Воздушного кодекса РФ, осуществляет руководство работой экипажа и отвечает за безопасное выполнение полета, а также, в соответствии со ст. 58.1 Воздушного кодекса РФ, обладает рядом прав, аналогичным правам капитана пилотируемого воздушного судна, с учетом технических особенностей беспилотника.
Помимо Воздушного кодекса РФ, правовой статус беспилотников регламентируется и другими нормативно-правовыми актами. В частности, Федеральные правила использования воздушного пространства, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138, также закрепляют легальное определение беспилотника, в п. 2 трактуя его как «.летательный аппарат, выполняющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 1(6) 2017 полете автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов» [5]. Также данный нормативно-правовой акт устанавливает требования к использованию беспилотниками воздушного пространства РФ - в соответствии с п. 52 Федеральных правил использования воздушного пространства, такое использование осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства.
В свою очередь, Федеральные авиационные правила полетов в воздушном пространстве РФ, утвержденные Приказом Минобороны РФ, Минтранса РФ и Российского авиационно-космического агентства от 31.03.2002 № 136/42/51, примечательны тем, что устанавливают общий порядок выполнения полетов пилотируемыми воздушными судами гражданской, государственной и экспериментальной авиации в воздушном пространстве РФ, отмечая при этом, что полеты дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов и непилотируемых летательных аппаратов выполняются по правилам, устанавливаемым специально уполномоченным органом в области обороны » [7].
Вполне очевидно, что до принятия «закона о беспилотниках» российское воздушное законодательство было направлено на нужды военных и гражданских организаций, в связи с чем закон относил беспилотники к воздушным суднам со всеми вытекающими нормативными требованиями, включая необходимость лицензии у пилота и т.д. » [1, с. 208]. Принятие «закона о беспилотниках» несколько изменило ситуацию с неопределенностью правового статуса беспилотников, однако не прояснило ее до конца. Так, в различных нормативно-правовых актах содержатся различные определения беспилотников, отсутствуют нормы, касающиеся порядка регистрации беспилотников, и т.д., то есть законодательное регулирование правового статуса беспилотников далеко не совершенно.
Тем не менее, законодатель, понимая целесообразность развития беспилотной авиации, находится в процессе создания нормативно-правовой
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 1(6) 2017 базы, которая в полной мере регламентировала бы правовой статус беспилотников. Создание такой нормативно-правовой базы происходит путем внесения соответствующих изменений в Воздушный кодекс РФ, Федеральные правила использования воздушного пространства и т.д. в соответствии «.с принципами обеспечения безопасности воздушного движения и безопасности пассажиров в воздушном пространстве и на поверхности земли» [8, с. 299]. По нашему же мнению, целесообразно не вносить соответствующие изменения в воздушное законодательство, а разработать отдельный документ, который объединил бы нормы, касающиеся правового статуса беспилотников. Таким документом могли бы стать Федеральные авиационные правила использования беспилотных воздушных судов.
Таким образом, законодательное регулирование правового статуса беспилотников в РФ находится в стадии становления. Создание соответствующей нормативно-правовой базы осуществляется путем внесения изменений в существующие нормативно-правовые акты, что усложняет воздушное законодательство и, соответственно, правоприменительную практику. По нашему мнению, законодательное регулирование правового статуса беспилотников должно осуществляться на основе единого нормативно-правового акта, которым могли бы стать Федеральные авиационные правила использования беспилотных воздушных судов. Такой подход к решению проблемы установления правового статуса беспилотников наиболее соответствует интенсивному развитию беспилотной авиации.
Список литературы:
1. Винокурова В.В. Административно-правовое регулирование использование беспилотных летательных аппаратов в Российской Федерации /
B.В. Винокурова, А.В. Вытовтов, В.В. Шумилин // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2015. № 1.
C. 207-212.
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 1(6) 2017
2. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 12. Ст. 1383.
3. Закон о беспилотниках ставит под угрозу авиамоделирование. [Электронный ресурс]. - URL: https://regnum.ru/news/polit/2111217.html (дата обращения: 25.11.2016).
4. Карякин В.В. Беспилотные летательные аппараты - новая реальность войны // Проблемы национальной стратегии. 2015. № 3. С. 130-145.
5. Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» (ред. от 12.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 14. Ст. 1649.
6. Появились правила регистрации беспилотников в России. [Электронный ресурс]. -URL:https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2016/02/01/626197-poyavilis-pravila-registratsii-bespilotnikov-rossii (дата обращения: 25.11.2016).
7. Приказ Минобороны РФ, Минтранса РФ и Российского авиационно-космического агентства от 31.03.2002 № 136/42/51 «Об утверждении Федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве Российской Федерации» // Российская газета. 2002. № 149-150.
8. Рябов Д.А., Фарафонтова Е.Л. Правовой статус беспилотных летательных аппаратов в мировой практике и в Российской Федерации // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2013. Т. 2. № 9. С. 298-299.
9. Федеральный закон от 30.12.2015 № 462-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1. Ст. 82.
10. Федеральный закон от 03.07.2016 № 291-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 27. Ст. 4224.