Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ БЕСПИЛОТНОГО ТРАНСПОРТА В ЛОГИСТИКЕ'

ПЕРСПЕКТИВЫ БЕСПИЛОТНОГО ТРАНСПОРТА В ЛОГИСТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
логистика / беспилотный транспорт / беспилотные летательные аппараты / распределительный центр / logistics / unmanned transport / unmanned aerial vehicles / distribution center

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д.С. Борисов, Е.В. Белякова

Показаны перспективы использования беспилотных летательных аппаратов в транспортной логистике и складской деятельности. Рассмотрен опыт их внедрения в российских и зарубежных компаниях. Выявлены преимущества беспилотных летательных аппаратов и факторы, сдерживающие их применение в хозяйственной деятельности российских компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF UNMANNED TRANSPORT IN LOGISTICS

The possibility of using the technology of unmanned aerial vehicles is shown. The experience of implementation in Russian and foreign companies is considered. The advantages of unmanned aerial vehicles and the factors constraining their implementation are revealed.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ БЕСПИЛОТНОГО ТРАНСПОРТА В ЛОГИСТИКЕ»

Секция

«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ЛОГИСТИКЕ И УПРАВЛЕНИИ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК»

УДК 656

ПЕРСПЕКТИВЫ БЕСПИЛОТНОГО ТРАНСПОРТА В ЛОГИСТИКЕ

Д. С. Борисов Научный руководитель - Е. В. Белякова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: timoti0414@yandex.ru

Показаны перспективы использования беспилотных летательных аппаратов в транспортной логистике и складской деятельности. Рассмотрен опыт их внедрения в российских и зарубежных компаниях. Выявлены преимущества беспилотных летательных аппаратов и факторы, сдерживающие их применение в хозяйственной деятельности российских компаний.

Ключевые слова: логистика, беспилотный транспорт, беспилотные летательные аппараты, распределительный центр.

PROSPECTS OF UNMANNED TRANSPORT IN LOGISTICS

D. S. Borisov Scientific supervisor - E. V. Belyakova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: timoti0414@yandex.ru

The possibility of using the technology of unmanned aerial vehicles is shown. The experience of implementation in Russian and foreign companies is considered. The advantages of unmanned aerial vehicles and the factors constraining their implementation are revealed.

Keywords: logistics, unmanned transport, unmanned aerial vehicles, distribution center.

Индустрия логистики переживает стремительную цифровую трансформацию, направленную на оптимизацию всех звеньев деятельности и снижения затрат. Используемых инноваций, способствующих этому, в логистике множество. Например, беспилотные летательные аппараты, «умные» склады и ряд других уже используются крупными логистическими компаниями не только за рубежом, но и в России.

Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) сочетают в себе функции и конструкции самолета и беспилотного вертолета. Впервые начали использоваться в военном и оборонном секторе, выполняя функции наблюдения. В настоящее время активно используются и в гражданской сфере для тушения пожаров, фото и видеосъемки, развлечений и др.

Особое место БПЛА занимают в развитии логистики. Исследователи из Оксфорда уверены, что в самом недалеком будущем до 80% рабочих мест в логистике займут роботы, а

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 3

к 2030-2040 годам беспилотные дроны-грузовики будут забирать грузы с полностью автоматизированных «умных» складов и доставлять в разгрузочные хабы, откуда смогут продолжить путь к адресатам с помощью летающих беспилотников-курьеров [1].

Основная проблема, с которой сталкивается большинство логистических компаний -«доставка последней мили». Это завершающий этап доставки до покупателя, на который уходит до 60% от всех затрат на логистику [2]. Однако, используя дроны или беспилотный транспорт, компании смогут не только снизить большую часть затрат, но и расширить диапазон своих доставок, например, в места, где находятся в плохом состоянии или практически отсутствуют автодороги.

Amazon первая компания, которая апробировала беспилотный летательный транспорт в своей деятельности в качестве доставки небольших посылок в сельские местности Великобритании. Помимо этого, Amazon успешно предоставляет услугу Prime air, в рамках которой был создан парк с дронами, доставляющими посылки клиентам в течении 30 минут, что в 4 раза быстрее, чем действующий самый быстрый способ доставки Amazon Prime Now.

На российском рынке тоже есть примеры использования дронов при доставке грузов. Так в 2017 году беспилотный аппарат компании «Газпром-нефть» пролетел 40 км и доставил груз весом 4,5 кг на удаленное месторождение [3].

Беспилотные летательные аппараты способствуют снижению затрат, связанных с оплатой труда сотрудников, с расходом топлива и др. Для БПЛА требуется значительно меньше топливных ресурсов, что неразрывно связано с решением экологической проблемы путем снижения выбросов в атмосферу.

Многие распределительные центры сталкиваются с проблемами снижения эффективности своей деятельности из-за влияния человеческого фактора, например, наблюдается рост временных затрат при отслеживании состояния запасов, поиске нужных товаров, оценке состояния поддонов и т.п. Компания PepsiCo в 2019 году решила вышеперечисленные проблемы при помощи дронов UVL Robotics [4].

Данные, собранные беспилотными летательными аппаратами, могут анализироваться при помощи искусственного интеллекта для более быстрых и автоматизированных оперативных решений. Можно отметить, что существующее программное обеспечение для БПЛА легко настраивается, масштабируется и интегрируется с существующими системами управления складом и может быть расширено до частых и общедоступных облаков для совместной работы с несколькими сторонами, например, между поставщиками 3PL и их клиентами.

К достоинствам беспилотного транспорта следует также отнести повышение безопасности дорожного движения. При идеальной работе автоматических систем вся цепочка беспилотного транспорта двигается по заданной траектории, не нарушая заданные перед отправкой параметры.

Беспилотные летательные аппараты востребованы и на рынке морских перевозок. Датская компания Maersk успешно использовала технологию беспилотных аппаратов для снабжения крупных судов топливом и продовольствием. В перспективах существует возможность доставки запчастей на корабли или других жизненно важных товаров, осмотр корпуса корабля [5].

Следует отметить, что, при достаточно оптимистичных перспективах внедрения и успешных кейсах беспилотного транспорта, существует ряд факторов, затормаживающих процесс их использования в деятельности компаний.

В первую очередь, высокая стоимость технологий. Не каждая компания может осуществить полное обновления своих автопарков и складов.

Во-вторых, существует вероятность сокращения штата сотрудников компании после внедрения беспилотного транспорта, что ведет к социальной напряженности в коллективе. Беспилотный транспорт не требует наличия одного сотрудника на один дрон. Оператор,

Секция «Актуальные проблемы в логистике и управлении цепями поставок»

регулирующий работу, может контролировать и собирать информацию с десяти и более беспилотных аппаратов.

Также существуют ограничения в функциях и конструкции самих беспилотных летательных аппаратов в виде грузоподъемности, времени автономной работы и стабильности полета при неблагоприятных погодных условиях (дождь, сильный ветер, снегопад).

Среди основных факторов, сдерживающих развитие беспилотного транспорта в регулярной деятельности предприятий как в России, так и за рубежом, это законодательство. Существует ряд законопроектов, которые ограничивают полеты беспилотных аппаратов в воздушном пространстве. Например, в США масса аппарата с грузом не должна превышать 25 кг, а высота полета не выше 152 метров. Кроме того, запрещается использовать БПЛА возле аэропортов и в темное время суток, а также устройство должно быть в пределах видимости людей, управляющих и отвечающих за него. Изменять существующие ограничения в ближайшее время законодательство не планирует.

Оценивая ситуацию в целом, пока в законодательство стран вносятся правки, создателям беспилотного транспорта требуется довести имеющиеся технологии до совершенства. Например, адаптация роботов или беспилотных летательных аппаратов к местам общего пользования. В их функциональные возможности должны входить такие функции, как реагирование на изменяющийся поток движения, включая людей, взаимодействие с другим транспортом, соблюдение правил дорожного движения.

Будущее, где в деятельности предприятий используются беспилотные летательные аппараты повсеместно, кажется очень перспективным, благодаря снижению как временных, так и финансовых затрат, повышения качества обслуживания клиентов и др. В итоге конечная прибыль компаний растет, удовлетворенность потребителей привлекает большее количество новых клиентов.

Библиографические ссылки

1. Как беспилотные грузовики повлияют на логистику и грузоперевозки [Электронный ресурс]. URL: https://perevozka24.ru/pages/kak-bespilotnye-gruzoviki-povliyayut-na-logistiku-i-gruzoperevozki_ (дата обращения 20.12.2021)

2. Последняя миля в логистике, транспорте и e-commerce [Электронный ресурс]. URL: https://bespilot.com/news/541-last-mile (дата обращения: 19.12.2021

3. Снабжение: роботы и дроны на страже логистических цепочек [Электронный ресурс]. URL: http://digital-russia.rbc.ru/articles/snabzhenie-roboty-i-drony-na-strazhe-logisticheskikh-tsepochek/ (дата обращения: 19.12.2021)

4. Инвентаризация складских помещений [Электронный ресурс]. URL: https://www.uvl.io/ru/inventory (дата обращения 20.12.2021)

5. The Use of Drones in Logistics [Электронный ресурс]. URL: https://reutersevents.com/supplychain/logistics/use-drones-logistics (дата обращения 18.12.2021)

© Борисов Д. С., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.