ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ МЕЖДУНАРОДНЫМИ РОЗНИЧНЫМИ СЕТЯМИ (НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ AMAZON)
М.Ю. Абрамова, магистрант
Научный руководитель: Р.М. Шафиев, д-р экон наук, профессор Российская таможенная академия (Россия, г. Люберцы)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11499
Аннотация. Актуальность данного исследования состоит в изучении перспективных направлений развития доставки международными розничными сетями, предполагающее активное внедрение беспилотных летательных аппаратов в логистическую деятельность. В статье проанализирована эффективность нового способа доставки товара как для международной розничной компании, так и для потребителя. Автором рассмотрены проблемы массового использования беспилотных летательных аппаратов.
Ключевые слова: международные розничные сети, беспилотные летательные аппараты, логистика, электронная коммерция, дроны.
Рынок беспилотных летательных аппаратов (дронов) в настоящее время показывает большой скачок роста. Пришедшие из военно-промышленного комплекса беспи-лотники активно внедряются в бизнес и частную жизнь. Дроны уже используют для аэрофотосъемок, мониторинга сельскохозяйственных объектов, геодезических изысканий.
Согласно прогнозам компании ARK Invest, к 2020 году 32% беспилотников будут
заняты в сельском хозяйстве. Нефтегазовые компании и логистические сервисы также будут выступать крупными нанимателями. Коммерческие сферы применения дронов представлены на рисунке 1 [1].
Аналитики агентства Interact Analysis утверждают, что к 2022 году рынок коммерческих дронов вырастет в 10 раз, до 15 млрд.$. Сфера применения беспилотников будет расширяться.
Рис. 1. Сферы применения беспилотных летательных аппаратов [1]
Главными рынками использования дро-нов остаются США и Китай. Наибольшую
долю на рынке занимает компания DJI (табл. 1).
Таблица 1.Топ-10 производителей беспилотных летательных аппаратов [2]
Ранг Компании Модели дронов Расположение штаб-квартиры Год освоения рынка БЛА Доля рынка США
1. DJI Mavic, Phantom Шэньчжэнь, Китай 2006 76,8 %
2. Intel Shooting Star, Falcon 8 Калифорния, США 2015 3,7%
3. Yuneec H520, Thyphoon H Гонконг, Китай 2010 3,1%
4. Parrot Anafi, Bebop2 Париж, Франция 2009 2,2%
5. GoPro Karma Калифорния, США 2016 1,8%
6. 3DR Solo Калифорния, США 2009 1,5%
7. Holy Stone HS100,HS700 Тайбэй, Тайвань 2014 0,8%
8. Autel Robotics X-star Premium, EVO Вашингтон, США 2014 0,8%
9. SenseFly eBee Лозанна, Швейцария 2009 0,3%
10. Kespry Kespry Drone2 Калифорния, США 2013 0,3%
Сфера интернет - торговли в 2020 году претерпела изменения. Кризис, связанный с СОУГО-19, раскрыл потенциал не только электронной коммерции, но и доставки необходимых материалов прямо к порогу дома на дронах.
В наши дни интернет-компании начинают активно использовать беспилотные летательные аппараты в логистической деятельности для быстрого удовлетворения потребностей покупателей, сокращая время ожидания товара. Наиболее успеш-
но применяет новый формат доставки компания Amazon.
Amazon является самым популярным интернет - магазином в США по объемам электронных продаж. Согласно квартальным результатам компании пандемия ко-ронавируса и социальные ограничения помогли сегменту онлайн-ритейла выручить на 39% больше, чем в предыдущем году. На рисунке 2 представлен годовой доход Amazon и его конкурента Alibaba Group [3].
280,5
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
■ Amazon l Alibaba Group Рис. 2. Годовой доход Amazon и Alibaba Group [3]
В сфере интернет-торговли при выборе курьерской доставки первостепенное значение имеют сроки получения товара на
руки. Беспилотные летательные устройства призваны доставлять посылки в сжатые
сроки до определенного места, экономя трудовые ресурсы.
Так, компания Amazon запустила проект Amazon Prime Air, автоматизирующий доставку мелкоштучных товаров на «последней миле» (завершающем этапе доставки посылки конечному потребителю) при помощи небольших дронов, способных переносить грузы до конкретной точ-
Таким образом, на основе данных компании Ernst & Young можно сделать вывод о том, что при доставке одной посылки на небольшое расстояние преимущество дро-на по сравнению с наземным транспортом может составлять 37% по себестоимости и 60% по времени.
Применение дронов для доставки грузов столкнулось с большим количеством сложностей: от грузоподъемности до общественного неприятия. Государственное регулирование, разрешение на полеты, зависимость от погоды, проблема загруженности воздушного пространства и ограниченное время полета пока «тормозят» эксплуатацию дронов в логистической цепочке. Основной потенциал беспилотных летательных средств заключается в срочной доставке одиночных посылок. Так как беспилотные устройства могут оперативно поставлять грузы в труднодоступные зоны, актуально использовать их при доставке лекарств и в качестве летающих дефибрилляторов [5].
В 2020 году Amazon получила разрешение Федеральной авиационной администрации США на коммерческую доставку дронами товаров. Для этого компании присвоили статус авиаперевозчика. Пока ритейлер тестирует систему в нескольких городах с наиболее благоприятными условиями, не заявляя о массовых коммерче-
ки в течение 30 минут. В США стоимость отправки двухкилограммовой посылки в радиусе 10 км наземным транспортом составляет от 2 до 8$, тогда как аналогичная доставка груза дроном составит всего 10 центов [4].
В таблице 2 представлена сравнительная характеристика параметров доставки грузовой машины и дрона [5].
ских доставках. Amazon использует дрон собственной разработки: беспилотник -гексакоптер МК27 с функцией вертикального взлета и посадки. Дрон может поднимать груз весом 2,5 кг и перевозить их на расстояние 12 км. Такие посылки составляют от 75 до 90% всех интернет-заказов [6].
Путь от тестирования до полноценного внедрения аэрокурьеров может растянуться надолго, так как остаются недоработанными правила полетов беспилотников над населенными пунктами, ответственность владельцев дронов, конфиденциальность частной жизни при использовании на летательных устройствах камер.
Таким образом, в сфере массового применения беспилотных летательных аппаратов есть проблемы законодательного регулирования, безопасности эксплуатации дронов и координации полетов. Несмотря на такие ограничения, потенциал использования беспилотных летательных аппаратов в обозримом будущем высок. Компания Amazon как один из инноваторов в сфере «умной» логистики уже запатентовала склады - «ульи» с многоуровневыми парковками для беспилотников. Аналитики Deutsche Bank прогнозируют, что через десять лет дроны смогут снизить себестоимость единицы продукции каждого товара Amazon в 1,5 раза.
Таблица 2. Сравнительная характеристика развозки грузов наземным транспортом и
беспилотным летательным аппаратом [5]
Основные параметры: Грузовая машина Грузовой дрон
Грузоподъемность, кг 4 000 5
Расстояние на одном заряде/ заправке, км 200 10
Время готовности, мин 60 7
Погода Любая Ветер до 10 м/с, t до -5 С
Зависимость от дорог и трафика да нет
Библиографический список
1. Исследование рынка дронов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://blog.dti.team/issledovanie-rynka-dronov (дата обращения: 20.12.20 г.)
2. Производитель дронов DJI - лидер на рынке США. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://russiandrone.ru/publications/ (дата обращения- 21.12.20 г.)
3. Глобальное развитие e-Commerce. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.shopolog.ru (дата обращения: 25.12.20 г.)
4. Нам сверху видно все. Отчет PwC о коммерческом применении беспилотных летательных аппаратов в мире. - [Электронный ресурс]. - доступа: https://www.pwc.ru/ru/publications (дата обращения: 19.12.20 г.)
5. Развитие рынка беспилотных летательных аппаратов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ey.com/ru_ru/news/2020/05/ey-uav-survey-18052020 (дата обращения: 22.12.20 г.)
6. «Безумно дорого и малореалистично». Эксперты о доставке дронами от Amazon. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru (дата обращения: 28.12.20 г.)
7. Епифанов И.Н. Проблематика использования беспилотных летательных аппаратов (дронов) в логистике // Наука, образование и культура. - 2016. - №6 (9). - С. 17-19.
PROSPECTS FOR THE USE OF PILOTLESS AERIAL DEVICES BY INTERNATIONAL RETAILERS (ON THE EXAMPLE OF AMAZON)
M.Y. Abramova, Graduate Student
Supervisor: R.M. Shafiev, Doctor of Economic Sciences, Professor Russian Customs Academy (Russia, Lyubertsy)
Abstract. The relevance of this research is to study the perspective directions of development of delivery by international retailers, suggesting the active introduction of unmanned aerial vehicles in the logistics business. The article analyzes the effectiveness of a new method of delivering goods for both an international retail company and a consumer and the author studied the problems of mass use of drones.
Keywords: international retail chains, unmanned aerial vehicles, logistics, e-commerce, drones.