Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ'

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
25
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
беспилотный летательный аппарат / транспортный дрон / складской дрон / транспортно-логистические системы / unmanned aerial vehicle / transport drone / warehouse drone / transport and logistics systems

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.И. Болотова, Е.В. Белякова

Рассмотрены перспективы развития транспортно-логистических систем с использованием беспилотных летательных аппаратов, а также проблемы и преимущества их внедрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF USING AN UNMANNED AIRCRAFT FOR THE DEVELOPMENT OF TRANSPORT AND LOGISTICS SYSTEMS

The article presents the prospects for the development of transport and logistics systems using unmanned aerial vehicles, as well as the problems and advantages of their implementation.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ»

УДК 658.7

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

А. И. Болотова Научный руководитель - Е. В. Белякова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: a_bolotova98@mail.ru

Рассмотрены перспективы развития транспортно-логистических систем с использованием беспилотных летательных аппаратов, а также проблемы и преимущества их внедрения.

Ключевые слова: беспилотный летательный аппарат, транспортный дрон, складской дрон, транспортно-логистические системы.

POSSIBILITIES OF USING AN UNMANNED AIRCRAFT FOR THE DEVELOPMENT OF TRANSPORT AND LOGISTICS SYSTEMS

A. I. Bolotova Scientific Supervisor - E. V. Belyakova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: a_bolotova98@mail.ru

The article presents the prospects for the development of transport and logistics systems using unmanned aerial vehicles, as well as the problems and advantages of their implementation.

Keywords: unmanned aerial vehicle, transport drone, warehouse drone, transport and logistics systems.

На сегодняшний день беспилотные летательные аппараты (БПЛА) используются в различных сферах человеческой деятельности.По итогам 2018 года аналитики оценили глобальный рынок БПЛА в 14,1 млрд долл. За пять лет он может увеличиться более чем в три раза, до 43 млрд долл. [1]. В настоящее время появляются новые разработки, формируются требования к системам БПЛА, расширяется сфера их применения, в том числе и в логистике.

Первые беспилотные аппараты или дроны появились с изобретением радио. Действовавший прототип дрона связывают с именем Николы Теслы. Его устройство не могло летать, но плавало в бассейне и выполняло различные команды. Именно с этого момента в обществе заинтересовались беспилотными аппаратами. Особую популярность данное изобретение получило в военной сфере и заняло этот рынок на долгие годы. Во время Первой мировой войны активно велись разработки летающих дронов, но в боевых действиях они не участвовали. Первый полноценный беспилотный летательный аппарат был создан в 1935 г. на базе биплана Queen Bee [2]. В современном мире БПЛА начали развиваться и в гражданской сфере.В последнее десятилетие спрос на беспилотники стремительно растет.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2020. Том 3

Одним из актуальных направлений использования БПЛА является развитиетранспортно-логистических систем.Первыми в этой области стали бизнес-гиганты Google и Amazon, когда в 2017 году объявили о своих планах начать использование беспилотных летательных аппаратов в логистике для доставки мелких посылок [5]. В современных условиях развитие транспортно-логистических систем ориентировано на индивидуальный подход к каждому отдельному потребителю. Дроны, в свою очередь, могут помочь в достижении этих целей, осуществляя индивидуальную доставку даже в отдаленные местности. Следует отметить, что использование БПЛА, благодаря своей узкой и специализированной направленности, позволяет решать и государственные задачи. Беспилотники используют при некоммерческих доставках лекарств в труднодоступные территории, в МЧС для спасения людей путем доставки спасательных элементов, в оборонно-промышленном комплексе, являющимся самым активным пользователем БПЛА, и др. На сегодняшний деньв логистической сфере наиболее перспективным является развитие транспортных дронов, осуществляющих доставку «последней мили» (этап доставки от офиса или распределительного центра логистического оператора до конечного получателя), и складских дронов.

Транспортные дроны - это летательные устройства, которые могут перемещать грузы. Сегодня средний беспилотник 4-го поколения способен поднять и удержать предмет весом до 5 кг в течение одного десятиминутного полета. При этом максимальное известное время полета дрона на сегодняшний день составляет около 30 минут, а максимальная скорость — приблизительно 40 км/ч. Преимущество такой доставки заключается в ее низкой стоимости. Сооснователь компании KivaSystems, занимающейся разработкой БПЛА, оценил стоимость доставки дронами груза не более 2 кг «на последней миле», которая составляет $0,1. Для сравнения: наземная доставка аналогичного по параметрам груза составляет от $2 до $8 [4]. Несмотря на преимущества такой системы доставки, ее реализация затруднена по ряду причин. В первую очередь, это небольшой вес и маленькие габариты посылок, которые могут перемещать дроны. Специалисты в данной сфере заинтересованы в разработке более мощного БПЛА, который бы смог выдержать гораздо больший груз. Также проблемой для таких дронов является сильное влияние погодных условий. Помимо этого, в городах дронам мешают повсеместно установленные различные устройства передачи данных, а именно Wi-Fi, который влияет на их перемещения и способен вызывать сбои в маршруте.Сложность вызывает и отсутствие площадок для размещения дронов.

Гораздо большее распространение БПЛА получили в США и Европе. Что касается России, то доставка дронами здесь пока не пользуется спросом и носит разовый характер. Впервые доставку товара посредством дрона использовала компания «ДоДо Пицца» в 2014 г., после чего была оштрафована за незаконное использование воздушного пространства. Исходя из этого, другие компании не решились повторить такой опыт. Попытки делала и «Почта России», но при первом же запуске их дрон разбился о ближайшую стену .На данном этапе минимальный спрос на такой вид доставки существует в Москве и Санкт-Петербурге, что обусловлено как техническим интересом потребителей, так и высокой, по сравнению с другими городами, стоимостью доставки. По мнению специалистов, доставка дронами грузов или мелких посылок недостаточно проработана и не будет востребована в массовом проявлении еще около 5 лет [2].

Более реальными и эффективными в использовании являются складские дроны [3]. Они могут считывать QR- коды или другую маркировку с товаров на складских стеллажах. Внедрение таких дронов в складскую систему позволит увеличить скорость и точность учета товаров, позволит сократить затраты на персонал и оптимизировать использование площади для хранения. Использовать дроны можно будет для инвентаризации, проверки наличия повреждений, неправильного расположения грузов и внутренней безопасности склада, для перемещения малогабаритного груза, а также для охраны склада, т.к. они могут быть оснащены всевозможными сенсорами, громкоговорителями, камерами и мощными

прожекторами даже при небольшой массе. Однако внедрение складских дронов требует определенных затрат и, что еще важнее, создания регламентов их работы. В России, с учетом низкого спроса, на сегодняшний день это находится в стадии разработки.

В настоящее время БПЛА активно используются для совершенствования картографии. Это способствует развитию более точной GPS - навигации, которая необходима при построении маршрутов и доставке грузов наземным транспортом. Помимо дронов развитию транспортно-логистических систем в будущем может послужить создание грузовых самолетов-беспилотников. Они позволят автоматизировать логистическую систему и сократить затраты на обслуживание.

Подводя итог, можно выделить ряд преимуществ использования дронов для развития транспортно-логистических систем: сравнительно низкие затраты при транспортировке грузов; соответствие требованиям «зеленой логистике»; возможность доставки в труднодоступные районы; совершенствование работы склада, в том числе их учет; возможность развития GPS- навигации.

Однако в России внедрение БПЛА затруднено, что вызвано следующими факторами:

- ограничения на использование воздушного пространствасо стороны законодательства, лицензирование делает процедуру внедрения дронов трудозатратной;

- в связи с увеличением плотности населения возникают трудности со стороны конфиденциальности и безопасности, что мешает распространению БПЛА;

- внедрение дронов также требует дополнительных вложений и наличия эффективной системы их работы, которая на данный момент отсутствует;

- зависимость БПЛА от природных условий, а также угроза причинения вреда птицам при перелетах;

- при перемещении дронов по городу возникает риск сбоев из-за магнитных помех;

- отсутствие системы приема груза, безопасности его доставки, а именно подверженность вандализму и риск кражи.

Несмотря на все недостатки и трудности беспилотные летательные аппараты в будущем помогут решить множество проблем в логистических системах. Технологии продолжают развиваться, увеличивается мощность и функционал БПЛА, что позволит использовать дроны и другие транспортные средства совместно. Благодаря этому появится возможность создать эффективную транспортно-логистическую систему с минимальными затратами и с максимальной ориентацией на качество и скорость обслуживания потребителя, не забывая при этом и про экологическую составляющую.

Библиографические ссылки

1. Дроны - это взгляд в будущее логистического сектора? [Электронный ресурс]. URL: https://mai.ru/cloud/2019/3-12/pdf/Cloud.pdf (дата обращения 20.03.2020).

2. Применение дронов в логистике: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] //Журнал практической логистики. 2019.№ 11. URL: https://sitmag.ru/article/24444-primenenie-dronov-v-logistike-problemy-i-perspektiv (дата обращения 20.03.2020).

3. Соловцов, А. Дроны в логистике [Электронный ресурс] / А. Соловцов. URL: https://fleetguru.eu/ru/hi-tech/25-03-2019_droni-v-logistike (дата обращения 20.03.2020).

4. Епифанов, П. Н. Проблематика использования беспилотных летательных аппаратов (дронов) в логистике [Электронный ресурс] / Епифанов П. Н. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/problematika-ispolzovaniya-bespilotnyh-letatelnyh-apparatov-dronov-v-logistike (дата обращения 21.03.2020).

5. Дроны и будущее логистики [Электронный ресурс]. URL: https://asstra.ru/novosty/ novosti-kompanii/2017/07/drony-i-budushhee-logistiki/ (дата обращения 21.03.2020).

© Болотова А. П., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.