УДК 658.7
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
А. И. Болотова Научный руководитель - Е. В. Белякова
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Рассмотрены перспективы развития транспортно-логистических систем с использованием беспилотных летательных аппаратов, а также проблемы и преимущества их внедрения.
Ключевые слова: беспилотный летательный аппарат, транспортный дрон, складской дрон, транспортно-логистические системы.
POSSIBILITIES OF USING AN UNMANNED AIRCRAFT FOR THE DEVELOPMENT OF TRANSPORT AND LOGISTICS SYSTEMS
A. I. Bolotova Scientific Supervisor - E. V. Belyakova
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
E-mail: [email protected]
The article presents the prospects for the development of transport and logistics systems using unmanned aerial vehicles, as well as the problems and advantages of their implementation.
Keywords: unmanned aerial vehicle, transport drone, warehouse drone, transport and logistics systems.
На сегодняшний день беспилотные летательные аппараты (БПЛА) используются в различных сферах человеческой деятельности.По итогам 2018 года аналитики оценили глобальный рынок БПЛА в 14,1 млрд долл. За пять лет он может увеличиться более чем в три раза, до 43 млрд долл. [1]. В настоящее время появляются новые разработки, формируются требования к системам БПЛА, расширяется сфера их применения, в том числе и в логистике.
Первые беспилотные аппараты или дроны появились с изобретением радио. Действовавший прототип дрона связывают с именем Николы Теслы. Его устройство не могло летать, но плавало в бассейне и выполняло различные команды. Именно с этого момента в обществе заинтересовались беспилотными аппаратами. Особую популярность данное изобретение получило в военной сфере и заняло этот рынок на долгие годы. Во время Первой мировой войны активно велись разработки летающих дронов, но в боевых действиях они не участвовали. Первый полноценный беспилотный летательный аппарат был создан в 1935 г. на базе биплана Queen Bee [2]. В современном мире БПЛА начали развиваться и в гражданской сфере.В последнее десятилетие спрос на беспилотники стремительно растет.
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2020. Том 3
Одним из актуальных направлений использования БПЛА является развитиетранспортно-логистических систем.Первыми в этой области стали бизнес-гиганты Google и Amazon, когда в 2017 году объявили о своих планах начать использование беспилотных летательных аппаратов в логистике для доставки мелких посылок [5]. В современных условиях развитие транспортно-логистических систем ориентировано на индивидуальный подход к каждому отдельному потребителю. Дроны, в свою очередь, могут помочь в достижении этих целей, осуществляя индивидуальную доставку даже в отдаленные местности. Следует отметить, что использование БПЛА, благодаря своей узкой и специализированной направленности, позволяет решать и государственные задачи. Беспилотники используют при некоммерческих доставках лекарств в труднодоступные территории, в МЧС для спасения людей путем доставки спасательных элементов, в оборонно-промышленном комплексе, являющимся самым активным пользователем БПЛА, и др. На сегодняшний деньв логистической сфере наиболее перспективным является развитие транспортных дронов, осуществляющих доставку «последней мили» (этап доставки от офиса или распределительного центра логистического оператора до конечного получателя), и складских дронов.
Транспортные дроны - это летательные устройства, которые могут перемещать грузы. Сегодня средний беспилотник 4-го поколения способен поднять и удержать предмет весом до 5 кг в течение одного десятиминутного полета. При этом максимальное известное время полета дрона на сегодняшний день составляет около 30 минут, а максимальная скорость — приблизительно 40 км/ч. Преимущество такой доставки заключается в ее низкой стоимости. Сооснователь компании KivaSystems, занимающейся разработкой БПЛА, оценил стоимость доставки дронами груза не более 2 кг «на последней миле», которая составляет $0,1. Для сравнения: наземная доставка аналогичного по параметрам груза составляет от $2 до $8 [4]. Несмотря на преимущества такой системы доставки, ее реализация затруднена по ряду причин. В первую очередь, это небольшой вес и маленькие габариты посылок, которые могут перемещать дроны. Специалисты в данной сфере заинтересованы в разработке более мощного БПЛА, который бы смог выдержать гораздо больший груз. Также проблемой для таких дронов является сильное влияние погодных условий. Помимо этого, в городах дронам мешают повсеместно установленные различные устройства передачи данных, а именно Wi-Fi, который влияет на их перемещения и способен вызывать сбои в маршруте.Сложность вызывает и отсутствие площадок для размещения дронов.
Гораздо большее распространение БПЛА получили в США и Европе. Что касается России, то доставка дронами здесь пока не пользуется спросом и носит разовый характер. Впервые доставку товара посредством дрона использовала компания «ДоДо Пицца» в 2014 г., после чего была оштрафована за незаконное использование воздушного пространства. Исходя из этого, другие компании не решились повторить такой опыт. Попытки делала и «Почта России», но при первом же запуске их дрон разбился о ближайшую стену .На данном этапе минимальный спрос на такой вид доставки существует в Москве и Санкт-Петербурге, что обусловлено как техническим интересом потребителей, так и высокой, по сравнению с другими городами, стоимостью доставки. По мнению специалистов, доставка дронами грузов или мелких посылок недостаточно проработана и не будет востребована в массовом проявлении еще около 5 лет [2].
Более реальными и эффективными в использовании являются складские дроны [3]. Они могут считывать QR- коды или другую маркировку с товаров на складских стеллажах. Внедрение таких дронов в складскую систему позволит увеличить скорость и точность учета товаров, позволит сократить затраты на персонал и оптимизировать использование площади для хранения. Использовать дроны можно будет для инвентаризации, проверки наличия повреждений, неправильного расположения грузов и внутренней безопасности склада, для перемещения малогабаритного груза, а также для охраны склада, т.к. они могут быть оснащены всевозможными сенсорами, громкоговорителями, камерами и мощными
прожекторами даже при небольшой массе. Однако внедрение складских дронов требует определенных затрат и, что еще важнее, создания регламентов их работы. В России, с учетом низкого спроса, на сегодняшний день это находится в стадии разработки.
В настоящее время БПЛА активно используются для совершенствования картографии. Это способствует развитию более точной GPS - навигации, которая необходима при построении маршрутов и доставке грузов наземным транспортом. Помимо дронов развитию транспортно-логистических систем в будущем может послужить создание грузовых самолетов-беспилотников. Они позволят автоматизировать логистическую систему и сократить затраты на обслуживание.
Подводя итог, можно выделить ряд преимуществ использования дронов для развития транспортно-логистических систем: сравнительно низкие затраты при транспортировке грузов; соответствие требованиям «зеленой логистике»; возможность доставки в труднодоступные районы; совершенствование работы склада, в том числе их учет; возможность развития GPS- навигации.
Однако в России внедрение БПЛА затруднено, что вызвано следующими факторами:
- ограничения на использование воздушного пространствасо стороны законодательства, лицензирование делает процедуру внедрения дронов трудозатратной;
- в связи с увеличением плотности населения возникают трудности со стороны конфиденциальности и безопасности, что мешает распространению БПЛА;
- внедрение дронов также требует дополнительных вложений и наличия эффективной системы их работы, которая на данный момент отсутствует;
- зависимость БПЛА от природных условий, а также угроза причинения вреда птицам при перелетах;
- при перемещении дронов по городу возникает риск сбоев из-за магнитных помех;
- отсутствие системы приема груза, безопасности его доставки, а именно подверженность вандализму и риск кражи.
Несмотря на все недостатки и трудности беспилотные летательные аппараты в будущем помогут решить множество проблем в логистических системах. Технологии продолжают развиваться, увеличивается мощность и функционал БПЛА, что позволит использовать дроны и другие транспортные средства совместно. Благодаря этому появится возможность создать эффективную транспортно-логистическую систему с минимальными затратами и с максимальной ориентацией на качество и скорость обслуживания потребителя, не забывая при этом и про экологическую составляющую.
Библиографические ссылки
1. Дроны - это взгляд в будущее логистического сектора? [Электронный ресурс]. URL: https://mai.ru/cloud/2019/3-12/pdf/Cloud.pdf (дата обращения 20.03.2020).
2. Применение дронов в логистике: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] //Журнал практической логистики. 2019.№ 11. URL: https://sitmag.ru/article/24444-primenenie-dronov-v-logistike-problemy-i-perspektiv (дата обращения 20.03.2020).
3. Соловцов, А. Дроны в логистике [Электронный ресурс] / А. Соловцов. URL: https://fleetguru.eu/ru/hi-tech/25-03-2019_droni-v-logistike (дата обращения 20.03.2020).
4. Епифанов, П. Н. Проблематика использования беспилотных летательных аппаратов (дронов) в логистике [Электронный ресурс] / Епифанов П. Н. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/problematika-ispolzovaniya-bespilotnyh-letatelnyh-apparatov-dronov-v-logistike (дата обращения 21.03.2020).
5. Дроны и будущее логистики [Электронный ресурс]. URL: https://asstra.ru/novosty/ novosti-kompanii/2017/07/drony-i-budushhee-logistiki/ (дата обращения 21.03.2020).
© Болотова А. П., 2020