ектов Российской Федерации и их юридическая природа // Бизнес в законе. 2014. N° 5. С. 119-121.
8. Официальный сайт Конституционного Суда Республики Татарстан. URL: http:// ks.tatarstan.ru/rus/soglashenia.htm?page=1.
9. Сапун В.А. Юридическая конструкция как
правовое средство юридической техники // Юридическая техника. 2013. № 7-2. С. 676-679.
10. Скопцова Е.А. Правовое положение конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2005. 30 с.
БАГАУТДИНОВА Лилиана Ильшатовна - кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры таможенного дела. Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Казань. E-mail: liliana018@mail.ru.
BAGAUTDINOVA, Liliana Ilshatovna - Candidate of Legal Sciences, Senior Lecturer of the Department of Customs Affairs. Kazan Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Kazan. E-mail: liliana018@mail.ru.
УДК 342.8
РАЗВИТИЕ И ПРАВОВАЯ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИИ, НЕКОТОРЫХ
ГОСУДАРСТВ ЕВРОПЫ И АМЕРИКАНСКОГО КОНТИНЕНТА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.
Г.Т. Бицоев
Анализируется законодательное регулирование порядка формирования и деятельности избирательных органов России, Франции, Италии, Соединенных Штатов Америки и Бразилии во второй половине XIX - начале XX в. Прослеживается постепенная эволюция систем органов, задействованных в организации и проведении выборов в рассматриваемых государствах на протяжении второй половины XIX - начала XX в. Выявляются основные тенденции, характерные для развития избирательных органов всех рассматриваемых государств на данном историческом этапе.
Ключевые слова: выборы; избирательные органы; избирательное законодательство; организация и проведение выборов; Россия; Франция; Италия; Соединенные Штаты Америки; Бразилия.
G.T. Bitsoev. DEVELOPMENT AND LEGAL INSTITUTIONALIZATION OF THE ELECTORAL BODIES OF RUSSIA, SOME STATES OF EUROPE AND THE AMERICAN CONTINENT IN THE SECOND HALF OF THE XIX - EARLY XX CENTURIES
The article examines legislative regulation of the procedure of formation and activities of electoral bodies of Russia, France, Italy, United States of America and Brazil in the second half of XIX - early XX centuries. The article shows the gradual evolution of systems of bodies involved in the organization and conduct of elections in these countries during the second half of XIX - early XX centuries. The article identifies the main trends in the development of electoral bodies of all of the mentioned countries at this historical stage.
Keywords: elections; electoral bodies; electoral legislation; organization and conduct of elections; Russia; France; Italy; United States of America; Brazil.
Выборы в большинстве периодов истории человечества играли очень важную роль в общественном развитии, государственном и политическом строительстве, разрешении различных социальных конфликтов и противоречий. Соответственно, большое внимание уделялось учреждениям, занимавшимся организацией, подготовкой и непосредственным проведением выборов, так как от качества работы таких учреждений в итоге зависел (и зависит) окон-
чательный результат выборов. В данной статье мы проанализируем развитие избирательных органов России, некоторых государств Европы, крупнейших государств Американского континента в период второй половины XIX - начала XX в. с целью выяснения основных тенденций, характерных для развития избирательных органов соответствующих государств на данном историческом этапе, а также для освещения отдельных особенностей, присущих избиратель-
ным органам некоторых из рассматриваемых государств.
В период второй половины XIX - начала XX в. в России происходили существенные изменения в регулировании избирательных правоотношений, что было обусловлено отменой крепостного права в 1861 г., учреждением института выборных мировых судей, а также реформой земского и городского самоуправления. В 1864 и 1870 гг. были введены в действие два нормативных акта, коренным образом менявших систему местного управления - Положение о губернских и уездных земских учреждениях и Городовое положение, в соответствии с которыми образовывались уездные земские и городские представительные и исполнительные органы власти (уездные земские собрания и уездные земские управы; городские думы и городские управы) для «заведывания делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам» [9]. Определяющее значение вследствие данного обстоятельства начала играть правовая регламентация: а) избирательных отношений в целом; б) деятельности органов, занимавшихся организацией и проведением выборов вышеуказанных органов власти в частности.
Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1864 г. установило двухстепенную систему выборов депутатов уездных земских собраний. На первом этапе выборов проводились собрания избирателей по сословиям - отдельно у дворян и духовенства и отдельно у крестьян. На этих собраниях осуществлялось избрание выборщиков, которые на втором этапе выборов окончательно формировали депутатский корпус уездных земских собраний. Организацией и проведением выборов депутатов уездных земских собраний от дворянства и духовенства занимались уездные предводители дворянства. В отношении крестьянского сословия данные полномочия осуществляли мировые судьи, которые к тому же рассматривали и разрешали избирательные споры [9].
В Положении о губернских и уездных земских учреждениях 1864 г. впервые четко выделялась стадия назначения выборов. Реализация указанного полномочия возлагалась на министра внутренних дел.
В 1890 г. было принято новое Положение о губернских и уездных земских учреждениях, детализировавшее некоторые аспекты избирательного процесса. В частности, устанавливалась обязанность уездных земских управ составлять и постоянно обновлять списки избирателей соответствующих уездов. Кроме того, избирателям предоставлялось право сообщать
в управы о неточностях и ошибках в списках избирателей, а также требовать их исправления. Вышестоящей инстанцией по отношению к уездным земским управам стало «губернское по земским делам присутствие, рассматривавшее по поручению губернатора жалобы, связанные как с неточностями в списках избирателей, так и в целом с производством выборов».
Городовые положения 1870 и 1892 гг. вводили прямые выборы гласных городской думы. Избирателями и кандидатами являлись горожане, достигшие 25-летнего возраста [9].
Выборы гласных городской думы проводились через каждые четыре года посредством голосования в избирательных собраниях. Конкретная дата голосования и, соответственно, созыва избирательных собраний определялась по Городовому положению 1870 г. городскими думами, а по Городовому положению 1892 г. - городскими управами с утверждения губернатора [9]. Председательствовал на избирательных собраниях городской голова, которому помогали в осуществлении различных избирательных процедур, в частности в сборе голосов и их подсчете, лица, назначавшиеся избирательными собраниями из числа присутствовавших избирателей.
Голосование было тайным и производилось посредством баллотировки шарами. После сбора и подсчета всех голосов городской голова составлял выборный лист (аналог протокола об итогах голосования), в котором указывалось: 1) количество голосов, поданных за каждого кандидата; 2) фамилии избранных лиц. Затем следовала отправка выборного листа в городскую управу для составления общего списка избранных гласных, который в последующем публиковался управой в местных печатных изданиях [9].
Приведенные положения нормативных актов показывают, что полномочия по организации и проведению выборов членов представительных органов местного уровня находились в России во второй половине XIX - начале XX в. в ведении административных органов, выражавших политическую власть дворянства. Данные органы, кроме того, рассматривали и разрешали большинство избирательных споров, возникавших в ходе организации и проведения указанных выборов.
В начале XX в. после первой русской революции 1905-1907 гг. произошли существенные изменения в государственном устройстве Российской империи. Был, в частности, создан общегосударственный парламент, состоявший из двух палат: верхней - Государственного Совета и нижней - Государственной Думы. Выбо-
ры депутатов Государственной Думы проводились в соответствии с Положением о выборах в Государственную Думу от 6 августа 1905 г. Именно данным нормативным актом впервые в истории России был введен институт избирательных комиссий, которые, как гласит п. 38 Положения, «образовывались для проведения выборов в каждом избирательном участке в городах в составе председателя и двух членов, приглашаемых городским головою или лицом, его заменяющим, из числа лиц, имеющих право на участие в выборах» [11]. Избирательные комиссии являлись «официальными органами; они проводили подсчет поданных голосов, определяли избранных уполномоченных; информация об итогах выборов публиковалась ими по установленной форме» [10, с. 17].
Всеобщая организация и контроль за проведением выборов депутатов Государственной Думы были возложены на отдел особого делопроизводства департамента полиции, который структурно входил в Министерство внутренних дел. Кроме того, согласно п. 23 Положения «общий надзор за правильным производством выборов возлагается, под руководством министра внутренних дел, на губернаторов или градоначальников, по принадлежности» [11].
После революционных событий февраля 1917 г. и падения монархии пришедшее к власти Временное правительство в рамках подготовки к выборам в Учредительное собрание приняло соответствующее Положение [8], которым организация и проведение указанных выборов возлагались на систему избирательных комиссий (действовали на непостоянной основе) во главе с Всероссийской комиссией по делам о выборах в Учредительное собрание. Ей были подчинены окружные, столичные, уездные, городские и участковые комиссии (ст. 11) [11].
Представляет интерес статус Всероссийской комиссии. Она была полномочна осуществлять «общее наблюдение за ходом выборов и обсуждение мер, необходимых для ускорения этих выборов; выработку утверждаемых Временным правительством общих инструкций в дополнение и развитие Положения о выборах; ...координацию деятельности системы избирательных комиссий с иными органами, на которые Временным правительством были возложены функции, связанные с выборами (органы МВД, Особое присутствие Правительствующего сената)» [10, с. 20, 23]. Данная комиссия обладала также правом законодательной инициативы [8].
Считаем возможным согласиться с высказанным в научной литературе мнением о том, что избирательные комиссии в данный период
российской истории, несмотря на свое официальное подчинение органам исполнительной власти, по факту были довольно независимы от них, а Всероссийская комиссия по делам о выборах в Учредительное собрание к тому же имела статус государственного органа [10]. Важно отметить, что избирательные комиссии советского и современного российского периодов сохранили многие черты, характерные для избирательных комиссий, сформированных для проведения выборов в Учредительное собрание.
Во Франции во второй половине XIX - начале XX в. происходило эволюционное поступательное развитие и совершенствование избирательного законодательства. В 1875 г. были приняты конституционные законы (24 и 25 февраля, 16 июля), составившие вместе Конституцию Франции, которая установила всеобщее прямое избирательное право при тайном голосовании на выборах членов Палаты депутатов; избрание членов Сената тайным голосованием коллегий выборщиков, сформированных в департаментах и колониях; избрание Президента обеими палатами Парламента на их совместном заседании (ст. 1, 2 закона от 25 февраля 1875 г., ст. 1 закона от 24 февраля 1875 г.) [5].
Право голосовать на выборах членов Палаты депутатов имели граждане Франции мужского пола, не лишенные гражданских и политических прав, достигшие 21-летнего возраста и непрерывно проживавшие на территории общины, в которой они намеревались голосовать, не менее 6 месяцев перед выборами. Списки избирателей составлялись, обновлялись и публиковались в каждой общине специальной общинной комиссией, состоявшей из мэра города или иного населенного пункта, делегата от префекта и делегата от общинного совета. Жалобы на действия и решения данной комиссии подавались мировому судье, чье решение могло быть обжаловано в суде кассационной инстанции [12].
Все избирательные округа делились на участки, в каждом из которых создавалось избирательное бюро, осуществлявшее основные полномочия по организации и проведению выборов на соответствующей территории. В состав бюро входили мэр или его заместитель в качестве председателя; четыре члена бюро, назначавшиеся или из общественных советников, или из самых старших и самых молодых избирателей; секретарь бюро, выбранный из числа избирателей, присутствовавших при открытии голосования.
После окончания процедуры голосования избирательные бюро осуществляли подсчет
голосов и определяли итоги голосования, оглашавшиеся присутствовавшим избирателям. Далее результаты голосования по всем участкам отправлялись в избирательные комиссии департаментов, производившие общий подсчет голосов и окончательное установление результатов выборов по соответствующим избирательным округам [12].
Жалобы, касавшиеся конкретных действий и решений, принятых избирательными бюро и избирательными комиссиями, разрешались мировыми судьями и вышестоящими органами судебной власти. Жалобы относительно правильности общего порядка проведения выборов либо правомерности избрания отдельных лиц в качестве депутатов разрешались вновь избранной Палатой депутатов, чье решение являлось окончательным.
Во второй половине XIX в. произошло объединение Италии в единое государство, вследствие чего, после долгого перерыва, обусловленного раздробленностью страны и существованием на ее территории множества мелких государств, продолжилось развитие избирательных отношений. Была сформирована выборная Палата депутатов - одна из палат парламента Италии.
Выборы членов указанной палаты были прямыми, вводился принцип тайного голосования при помощи бюллетеней. Активное избирательное право предоставлялось гражданам с 21 года, а пассивное - с 30 лет (ст. 40 Конституции Италии) [6].
Списки избирателей составлялись и ежегодно обновлялись общинными собраниями -органами местного самоуправления. Регистрация граждан в качестве избирателей носила заявительный характер. Принятые от граждан заявления о регистрации рассматривались, и общинное собрание принимало по ним решения, которые могли быть обжалованы в общинный совет. Данный орган в 10-дневный срок после получения жалоб также принимал по ним решения - о включении граждан в список избирателей или об их исключении из соответствующего списка, о чем сообщал заявителям.
Третьей инстанцией обжалования была провинциальная избирательная комиссия (ст. 31, 32 закона от 24 сентября 1882 г.) [4], которая после получения заявлений и приложенных к ним документов рассматривала их и выносила решения, сообщавшиеся заинтересованным сторонам в течение пяти дней после опубликования списков избирателей.
В дальнейшем решение провинциальной избирательной комиссии могло быть обжаловано в апелляционном суде, разрешавшем со-
ответствующие жалобы в порядке упрощенного производства. Окончательное решение по данной категории дел принимал суд кассационной инстанции (ст. 39, 41) [4].
Организацией и проведением выборов членов Палаты депутатов на избирательных участках занимались избирательные бюро. Причем была установлена норма о необходимости формирования на каждом избирательном участке сразу двух избирательных бюро - постоянного и временного [12].
В состав временного избирательного бюро входили: судьи апелляционного суда; судьи первой инстанции; претор; бургомистр; два общинных советника; два самых молодых из присутствовавших избирателей в качестве счетчиков голосов. Временное бюро назначало секретаря, имевшего совещательный голос (ст. 52) [4].
Постоянное избирательное бюро формировалось из числа самих избирателей соответствующего участка посредством их голосования. Избиратель, получавший большинство голосов, становился председателем бюро, иные претенденты в порядке убывания количества полученных ими голосов заполняли вакансии счетчиков (ст. 60, 61) [4]. В случае если к 10 часам утра в день голосования собиралось менее необходимого количества избирателей для формирования постоянного бюро (менее 20 человек), то его полномочия переходили к временному бюро (ст. 53) [4].
После голосования, подсчета голосов избирателей и составления итоговых протоколов на всех избирательных участках собиралось центральное бюро соответствующего избирательного округа, состоявшее из председателей и секретарей участковых бюро. Оно рассматривало протоколы об итогах голосования со всех участков, окончательно подсчитывало все голоса избирателей и принимало одно из следующих решений: 1) о провозглашении имени избранного депутата; 2) о признании голосования на территории избирательного округа несостоявшимся и назначении повторного голосования (ст. 77) [4]. Второе из указанных решений принималось по причине недостаточного количества голосов, полученных кандидатами в депутаты.
Особенностью избирательной системы Италии второй половины XIX - начала XX в., отличавшей ее от избирательных систем того же периода в иных рассматриваемых нами странах, являлось придание очень широких юрисдикционных полномочий Палате депутатов в целом и ее поверочной комиссии в частности. Данные органы могли решать как
споры, касавшиеся нарушений на отдельных участках, так и дела, связанные с оспариванием общих результатов выборов в целом по стране [12].
В США во второй половине XIX - начале XX в. организацией и проведением выборов всех уровней (федеральных, региональных, муниципальных) занимались органы местного самоуправления и органы исполнительной власти штатов. Специальных федеральных или региональных органов, уполномоченных в сфере избирательных правоотношений, не было. При этом, в силу существования в США заявительного порядка реализации активного избирательного права, на муниципальном уровне существовали специальные регистрационные комиссии, занимавшиеся регистрацией граждан в качестве избирателей и составлением избирательных списков. Данные комиссии формировались органами местного самоуправления на паритетной основе из представителей Демократической и Республиканской партий. Юрисдикционными полномочиями, в зависимости от уровня выборов, обладали федеральные суды и суды штатов [13].
Характерной чертой данного периода являлась существенная демократизация избирательного законодательства, причиной чего служило, в частности, принятие после Гражданской войны 1861-1865 гг. XIII, XIV и XV поправок к Конституции США, способствовавших общественной интеграции бывших рабов, распространению на них гражданских и политических прав, а также введению единого возрастного ценза для реализации активного избирательного права на всей территории страны.
Так, принятая в 1868 г. XIV поправка (раздел 2) гарантировала всем гражданам США мужского пола, достигшим 21 года, за исключением участвовавших в мятеже против США или совершивших иное преступление, право голоса «при проведении выборов выборщиков Президента и Вице-президента Соединенных Штатов, представителей в Конгрессе, должностных лиц исполнительной или судебной власти штата либо членов легислатуры штата» [7]. В случае отказа или ограничения граждан в реализации данного права каким-либо штатом «норма представительства от этого штата (в Палате представителей Конгресса США - прим. авт. Г. Б.) должна быть уменьшена в той пропорции, в которой число таких граждан мужского пола соотносится с общим числом граждан мужского пола этого штата, достигших двадцати одного года» [7, с. 44]. Введение данной поправки хотя и не означало прямого вмешательства федерального законодателя в сферу исключительной
компетенции штатов по регулированию избирательных правоотношений, но тем не менее способствовало установлению эффективного механизма, стимулировавшего штаты увеличивать количество избирателей.
Принятие в 1870 г. XV поправки являлось важным шагом в решении проблемы наделения бывших рабов правом голоса. Было закреплено, что «право голоса граждан Соединенных Штатов не должно оспариваться или ограничиваться Соединенными Штатами или каким-либо штатом по признаку расы, цвета кожи либо выполнения ранее подневольной работы» [7, с. 44]. Важно, однако, отметить, что избирательное законодательство южных штатов не было полностью приведено в соответствие с XIV и XV поправками вплоть до начала XX в. Решения судов также способствовали дискриминации граждан по расовому признаку. Кроме того, в начале ХХ в. во многих южных штатах были приняты поправки в избирательное законодательство, касавшиеся имущественных, образовательных и иных цензов, приведшие к снижению политической активности чернокожего населения данных территорий практически до нулевой отметки [13]. И только с принятием в 50-60-х гг. ХХ в. специального федерального законодательства можно, в основном, говорить о решении проблемы дискриминации небелых избирателей.
Во второй половине XIX - начале XX в. в Бразилии принимается несколько избирательных законов, каждый из которых очень подробно регламентировал осуществление отдельных избирательных процедур. При этом они были приняты в русле общей тенденции, характерной в рассматриваемом периоде для избирательного законодательства стран Западной Европы и США - постепенного, эволюционного движения к всеобщему, равному и прямому избирательному праву.
Наиболее важными новшествами избирательного закона № 2675 от 1875 г. по сравнению с избирательным законодательством первой половины XIX в. являлись передача полномочий по рассмотрению и разрешению избирательных споров от избирательных (регистрационных) комиссий и общенационального законодательного органа (Палаты депутатов Генеральной Ассамблеи Бразилии) судам общей юрисдикции, а также введение регистрационных сертификатов избирателей, что позволило значительно сократить количество избирательных правонарушений (ст. 1, 2) [1].
Закон № 3029 от 1881 г. отменял косвенные выборы членов Палаты депутатов, передавал полномочия по регистрации граждан в качестве избирателей муниципальным судьям. Указан-
102
Вестник Российского университета кооперации. 2017. № 2(28)
ные судьи после официального опубликования избирательных списков выдавали также избирателям регистрационные сертификаты [2].
В каждом избирательном округе формировалась избирательная комиссия, занимавшаяся приемом и подсчетом голосов избирателей, а также осуществлявшая большинство иных полномочий по организации и проведению выборов. В состав избирательной комиссии входили три мировых судьи и два избирателя, выбранные из числа участников голосования четырьмя мировыми судьями (§ 6 ст. 15) [2].
После завершения приема и подсчета голосов избирателей избирательная комиссия составляла протокол о результатах голосования, подписывавшийся ее членами и присутствовавшими избирателями (§ 20 ст. 15) [2].
Законодательство установило возможность для любого избирателя соответствующего избирательного округа подавать протесты на решения и акты, принятые избирательной комиссией в ходе организации и проведения выборов. Комиссия заверяла данные протесты и направляла их вместе с другими протестами и копией протокола о результатах голосования Председателю Сената, в Палату депутатов, в провинциальную легислатуру и в муниципалитет. В дальнейшем рассмотрением протестов и иных спорных вопросов в сфере выборов занимались суды общей юрисдикции (§ 18 ст. 15) [2].
Самой важной новеллой следующего избирательного закона № 3139 от 1916 г. была передача большей части полномочий по организации и проведению выборов судебной власти (ст. 3-12) [3]. Роль судебной власти как главной системы, обеспечивавшей надлежащую реализацию избирательного процесса, стала отправной точкой для создания в 1932 г. избирательной юстиции, до настоящего времени занимающей ведущие позиции в осуществлении организационных и юрисдикционных полномочий в сфере выборов.
Таким образом, подводя итог анализу развития избирательных органов России, Франции, Италии, США и Бразилии в период второй половины XIX - начала XX в., важно отметить, что в России, Франции и Италии в данный период были созданы системы самостоятельных избирательных органов, специализировавшихся на организации и проведении выборов. Причем действовали такие органы только на временной основе - в периоды проведения выборов.
Во Франции была создана двухзвенная система избирательных органов. Элементами такой системы были участковые избирательные бюро и избирательные бюро департаментов (округов).
В Италии сформировалась трехзвенная система избирательных органов - участковые бюро, избирательные бюро округов, провинциальные избирательные комиссии.
В Бразилии в данный период избирательные органы - избирательные комиссии - существовали только на уровне избирательных округов. Главная особенность бразильской системы заключалась в наличии больших полномочий по организации и проведению выборов у органов и должностных лиц судебной власти, причем по мере приближения ХХ в. наблюдается тенденция к передаче судам все большего числа полномочий в указанной сфере. В конечном итоге данная тенденция привела к созданию в 1932 г. избирательной юстиции, до настоящего времени занимающей ведущее положение в осуществлении организационных и юрисдик-ционных полномочий в сфере выборов.
В России до 1905 г. избирательных органов в чистом виде не существовало. Организацией выборов, проводившихся исключительно на уровне городов и сел, занимались должностные лица органов исполнительной власти и местного самоуправления. Принятие в 1905 г. Положения о выборах в Государственную Думу привело к созданию института избирательных комиссий, формировавшихся только на уровне городов и большинством полномочий по организации и проведению указанных выборов не обладавших. После Февральской революции 1917 г. в рамках подготовки к выборам в Учредительное Собрание была сформирована полноценная система избирательных комиссий, включавшая в себя 6 звеньев - участковые, городские, уездные, столичные, окружные комиссии и Всероссийскую комиссию по делам о выборах в Учредительное собрание. Такая система комиссий с небольшими изменениями существовала в дальнейшем в советский период российской истории и существует в настоящее время в современной России.
В США избирательными органами в чистом виде в данный исторический период были только регистрационные комиссии, осуществлявшие полномочия по регистрации граждан в качестве избирателей и составлению соответствующих избирательных списков. Иные полномочия по организации и проведению выборов всех уровней были прерогативой органов исполнительной власти штатов и органов местного самоуправления.
Доминирующую роль в осуществлении юрисдикционных полномочий в сфере выборов в данный исторический период стали играть в рассматриваемых государствах органы судебной власти. При этом указанные полномочия могли осуществлять либо только органы су-
дебной власти (США, Бразилия), либо органы судебной и законодательной властей (Франция, Италия), либо органы судебной власти, а также органы исполнительной власти и местного самоуправления (Россия). Причем в России, в отличие от иных рассматриваемых государств, большинство избирательных споров разрешали органы исполнительной власти и местного самоуправления, а не суды, что объясняется вековыми традициями административного порядка разрешения спорных ситуаций.
Список литературы
1. Избирательный закон № 2675 от 1875 г. // Официальный сайт Высшего избирательного суда Бразилии. URL: http://www.tse.jus.br/eleitor/ glossario/termos/lei-do-terco (дата обращения: 28.02.2017).
2. Избирательный закон № 3029 от 1881 г. // Официальный сайт Палаты депутатов Национального конгресса Бразилии. URL: http://www2. camara.leg.br/legin/fed/decret/1824-1899/decreto-3029-9-janeiro (дата обращения: 28.02.2017).
3. Избирательный закон № 3139 от 1916 г. // Официальный сайт Палаты депутатов Национального конгресса Бразилии. URL: http://www2. camara.leg.br/legin/fed/lei/1910-1919/lei-3139-2-agosto (дата обращения: 28.02.2017).
4. Избирательный закон от 24.09.1882 г. // Официальный сайт Университета Флоренции. URL: http://www.sba.unifi.it/CMpro-v-p-581.html (дата обращения: 25.02.2017).
5. Конституционные законы Франции 1875 г. // Официальный сайт Конституционного Совета Французской Республики. URL: http://www. conseil-constitutionnel.fr/conseil-constitutionnel/ francais (дата обращения: 24.02.2017).
6. Конституция Италии 1848 г. (Альбертин-ский статут) // Официальный сайт Президен-
та Итальянской Республики. URL: http://www. quirinale.it/qrnw/costituzione/pdf/Statutoalbertino. pdf (дата обращения: 25.02.2017).
7. Конституция Соединенных Штатов 1787 г. Статьи в дополнение и изменение Конституции / пер. с англ. В.И. Лафитского // Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты / сост. В.И. Лафитский; под ред. О.А. Жидкова. М.: Прогресс, Универс, 1993. С. 29-49.
8. Положение о выборах в Учредительное собрание (с приложением Наказа, расписания числа членов Учредительного собрания и постановления Временного правительства) // Собрание узаконений и распоряжений Правительства, издаваемое при Правительствующем Сенате. Пг., 1917. № 251, ст. 1802.
9. Веденеев Ю.А., Зайцев И.В., Луговой В.В. Институт выборов в истории России: Источники, свидетельства современников. Взгляды исследователей XIX - начала ХХ в.: Хрестоматия. М.: Норма, 2001. 784 с.
10. Иванченко А.В. Избирательные комиссии в Российской Федерации: история, теория, практика. М.: Весь Мир, 1996. 304 с.
11. Российское законодательство Х-ХХ веков: в 9 т. Законодательство эпохи буржуазно-демократической революции / отв. ред.: О.И. Чистяков. М.: Юридическая литература, 1994. Т. 9. 352 с.
12. Системы избирательного права Западной Европы и Северо-Американских Соединенных Штатов. К реформе государственного строя России. Вып. 1 / под ред. проф. М.Н. Соболева. СПб.: Изд. Н. Глаголева, 1905. 372 с.
13. Charles Seymour, Donald Paige Frary. How the World Votes: The Story of Democratic Development in Elections. Springfield: C.A. Nichols Company, 1918. Vol. 1. 410 р.
БИЦОЕВ Георгий Тамерланович - аспирант. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Россия. Москва. Е-mail: bitsoev1@ mail.ru.
BITSOEV, Georgy Tamerlanovich - Graduate Student. Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Russia. Moscow. E-mail: bitsoev1@mail.ru.
УДК 342.951:342.72
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
Ж.С. Васильева, В.А. Медведев
Рассмотрены основные тенденции развития законодательства Российской Федерации в области персональных данных. Приведены сведения Роскомнадзора о состоянии защищенности