УДК 621.311
Ж. Ю. Кургаева
РАЗВИТИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫХ И ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ
ТЕХНОЛОГИЙ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА КАЗАНЬ)
Ключевые слова: энергосбережение, энергоэффективные технологии, энергосервис, энергоаудит, узел климатического регулирования, система Smart Grid, муниципальное хозяйство.
В статье рассматривается внедрение в муниципальное хозяйство города Казани перспективных энергосберегающих технологий (энергосервис, энергоаудит, узел климатического регулирования, система Smart Grid и др.).
Key words: energy-efficiency techniques, energy servis, energy audit, the node of climate regulation (Climate control technology),
Smart Grid-system, etc.
In article the introduction of the most promising energy saving technologies of the municipal economics in the city of Kazan (energy servis, energy audit, the node of climate regulation, Smart Grid-system, etc.) are being analysed.
Важнейшей задачей местного
самоуправления является рациональное и эффективное управление муниципальными учреждениями в части рационального использования материальных и нематериальных активов - природных и экономических ресурсов, материально-технической базы, человеческого капитала и др.
Среди задач рационального и эффективного управления муниципальными учреждениями важным является управление рациональным потреблением коммунальных ресурсов и их составной части - электроэнергии.
Принятый в 2009 г. Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ставит конкретные задачи по энергоресурсосбережению перед муниципальными органами управления, для выполнения которых разрабатываются и реализуются программы энергосбережения в бюджетной сфере.
Энергетический сектор должен содействовать воспроизводству человеческого капитала через развитие энергетической инфраструктуры и предоставление энергетических товаров и услуг по социально доступным ценам, обеспечение устойчивого воспроизводства высококвалифицированных кадров и роста качества жизни населения, в т. ч. занятых в энергетическом и смежных секторах. Также он должен способствовать переходу к новой модели пространственного развития, опирающейся на сбалансированное развитие энергетической и транспортной инфраструктуры.
В настоящее время в Казани есть одна энергосервисная компания (ЭСКО) - Казанский энергосервисный центр, который пытается привлечь инвестиции, кредиты, проектные организации, поставщиков оборудования, строителей, монтажников, квалифицированных юристов и т.д.
Федеральный закон № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» четко определяет перечень мероприятий, осуществляемых в рамках капи-
тального ремонта жилых домов: это ремонт внутри-домовых инженерных систем, утепление и ремонт фасадов, кровель, установка общедомовых приборов учета и узлов управления, ремонт и замена лифтового оборудования. [4]
В период с 2008 по 2013 г. в Казани было отремонтировано 725 кровель, 719 систем водоснабжения, 722 системы водоотведения, 286 подъездов, 718 систем отопления, заменено 1500 лифтов и отремонтировано 706 систем электроснабжения. Свои условия улучшили жители 1392 домов, капитализация средств в ремонт составила 8,4 млрд руб. Благодаря реализованным мероприятиям удалось решить 70% проблем, возникающих в сфере жилого фонда, в т. ч. и снять социальную напряженность. [10]
В рамках реализации программ капитального ремонта на Казанский энергосервисный центр была возложена обязанность контролировать включение энергосберегающих мероприятий в программу капитального ремонта.
Казанский энергосервисный центр не только проводит энергоаудиты и устанавливает энергосберегающее оборудование, но и в дальнейшем осуществляет его обслуживание совместно с управляющими компаниями, отслеживая эффективность работы и получаемый экономический эффект.
Центром был реализован ряд энергосервисных контрактов: в жилых домах более чем на 20 млн. заемных средств были установлены узлы погодного регулирования. В течение трех лет эти средства вернулись обратно за счет полученной экономии: при этом 60% средств возвращалось Центру, а 40% - жителям, в результате чего оплата по счетам за отопление у них уменьшилась. [5]
На сегодняшний день весь жилой фонд Казани рассчитываются с энергетиками по приборам учета, из них около 80% диспетчеризировано. Энергоаудит бюджетной сферы (детских садов и школ) также доведен до 100%, а энергоаудит жилой сферы выполнен на 30%. В прошлом году Центр совместно с теплосетевой кампанией реализовал пилотный проект по переходу с центральных тепловых пунктов на индивидуальные. Результаты проекта оказались положительными: снижение стоимости горячей
воды, повышение качества подаваемого в здания ресурса и уменьшение количества жалоб от жителей. [3]
Не менее важным является применение инновационных решений в многоквартирных домах. Если приборы учета собственники помещений могут установить сами, то внедрить энергосберегающие технологии высокой степени эффективности им не под силу. К таким технологиям могут быть отнесены:
1) Модернизация тепловых узлов и пофасадное регулирование;
2) Применение новых светопрозрачных конструкций;
3) Автоматизация и диспетчеризация систем;
4) Подключение к системе Smart Grid;
5) Применение систем рекуперации воздуха;
6) Применение тепловых насосов;
7) Внедрение систем учета потребления тепла. [11]
Автоматизация ЖКХ является актуальной задачей при экономии тепловой энергии для Управляющих компаний в сфере ЖКХ.
Существующие элеваторные тепловые узлы ввода в жилых и гражданских зданиях, которые в основном использовались в ходе массового индустриального строительства 1970-80-х гг. исключают индивидуальное регулирование и приборный учет отпуска теплоты в зданиях в зависимости от температуры наружного воздуха. Кроме того, такие узлы учета исключают возможность программированного уменьшения отпуска теплоты в период временного отсутствия людей в зданиях, или в ночной период. В период увеличения температуры наружного воздуха в здания поступает избыточное количество теплоты (особенно в период срезки температурного графика, когда качественное регулирование отпуска теплоты с котельной становится невозможным). Регулирование отпуска теплоты в такие периоды года (а их продолжительность составляет 50-60% времени отопительного сезона) необходимо осуществлять в самих зданиях. Однако единственным способом уменьшения теплопоступлений в этот период времени является лишь дополнительная вентиляция помещений путем открывания окон и форточек.
Исходя из вышеизложенного, местная власть планирует до 2016 г. полностью оснастить все жилые дома города узлами погодного регулирования, сформирована соответствующая программа. Но система погодного регулирования отопления оправдывает себя только в случае, если в доме уже установлен теплосчетчик (узел учета тепловой энергии).
Узел погодного регулирования состоит из КЗР (клапан запорно-регулирующий), насоса циркуляции внутреннего контура, обратного клапана, датчиков температуры, электрического шкафа управления (с программным контроллером), запорно-регулирующий арматуры, фильтров, и др. Характеристики комплектующих для погодного регулятора подбираются опытным проектировщиком, исходя из конкретного объекта. Здесь учитываются тепловые нагрузки, скорость потока, гидравлическое сопротивление, перепад и многое другое. Насос подбира-
ется для каждого конкретного объекта, путем проведения энергоаудита. [9]
Регулирование отпуска теплоты в зданиях в зависимости от температуры внешнего воздуха дает возможность получить годовую экономию до 1720% тепловой энергии. Если учесть, что многоквартирный дом (управляющая компания, ЖСК, ТСЖ) платят за отопление в отопительный сезон около 1 миллиона рублей в месяц, то экономия на 20% окупает всю систему за один месяц.
Сейчас жилой фонд города Казани на 25% оснащен узлами погодного регулирования: в городе установлено порядка 1100 узлов. Для стопроцентного оснащения осталось установить еще порядка 3000 узлов. В результате установки данного оборудования потребление тепловой энергии за отопительный сезон 2012-2013 гг. снизилось более чем на 560 тыс. Гкал., что составило 673 млн. руб. [9]
Что касается такой инновационной энергосберегающей технологии, как система Smart Grid, то на Западе это понятие связывают с интеграцией возобновляемых источников энергии с электроэнергетическими системами и формированием активных и адаптивных свойств распределительных сетей (например, самодиагностика и самовосстановление). Кроме того, акцент делается на устройствах учета, соединенных в единую информационную сеть и позволяющих оптимизировать расход энергии в разное время суток.
Россия, в отличие от Запада, взяла за основу расширенное толкование понятия «умная» применительно к сети. Это, в частности, объясняется тем, что в нашей стране уровень изношенности объектов электроэнергетики достаточно высок. Влияние этого фактора усиливается на фоне объявленной руководством страны всеобщей модернизации и внедрения инноваций.
Так, для России «умные» сети - это, прежде всего, одновременное и обязательно инновационное преобразование всех субъектов электроэнергетики. Суть проекта заключается в следующем: под интеллектуальной сетью в России понимается комплекс электрооборудования (воздушные линии передачи, трансформаторы, выключатели и т.д.), подключенный к генерирующим источникам и потребителям. При этом используются новые принципы, технологии передачи и управления процессом. Таким образом, предполагается объединение на технологическом уровне электрических сетей, потребителей и производителей электроэнергии в единую автоматизированную систему. Система с активно-адаптивной сетью будет обладать новыми свойствами - самодиагностикой и самовосстановлением (например, в случае обледенения проводов).[1] В автоматическом режиме она способна выявить самые «слабые» участки сети и изменять ее работу для предотвращения возникновения технологических нарушений. Внедрение в городе Казани «умных» электрических сетей позволит резервировать мощности на случай нештатных ситуаций в энергосистеме, а также накапливать избыток электроэнергии, используя его в часы пиковых нагрузок.
Еще одним перспективным направлением муниципальной политики по энергосбережению является составление энергетических паспортов зданий различного назначения.
С помощью качественно составленного энергетического паспорта любой руководитель сможет планировать как капитальный, так и текущий ремонт.
Казанский энергосервисный центр проводит энергоаудит и тепловизионную съемку жилых домов не только после, но и до капитального ремонта. Благодаря этому удается увидеть места, через которые уходит тепло, т.е. на что нужно обратить особое внимание. Это помогает, в том числе и проектировщикам, которые не закладывают лишние материалы на «непроблемные» места.
Центр продолжает проводить энергоаудит зданий после капитального ремонта, тем самым, контролируя качество выполнения подрядными организациями ремонта фасадов, кровель, утепления подъездов, установку оконных блоков и дверей.
В то же время специалисты выделяют целый ряд годами не решаемых проблем, число которых только увеличивается с ростом тарифов на энергоресурсы, ограничений по инвестициям на энергосбережение. [6]
К основным проблемам относятся следующие:
1) В ст. 19 ФЗ-261 недостаточно полно приводятся требования к энергосервисному контракту. Постановление Правительства РФ от 18.08.2010 года №636 предусматривает только один вариант финансирования энергосервиса - в виде процента от достигнутого показателя экономии. Постановлением Правительства РФ от 01.10.2013 года №859 внесены изменения в терминологию, касающуюся ЭСК, и в способы определения размера экономии энергоресурсов в результате выполнения ЭСК. Однако до практического применения этих способов пока еще очень далеко. [7]
2) Требуется разработка и утверждение ряда конкретных методик определения объема потребления энергоресурсов в натуральном выражении и, главное, методик определения эффекта от внедрения энергосберегающих мероприятий как на стадии разработки программ энергосбережения, так и после их практической реализации (фактического эффекта).
Отсутствует методология учета факторов, влияющих на величину потенциального энергосберегающего и экономического эффекта. А от этой методологии, ее прозрачности и понятности для всех участников ЭСК, решающим образом зависит успешность выполнения ЭСК, доказательная база выполнения или не выполнения контракта и его условий всеми участвующими сторонами. Одним из главных факторов, влияющих на экономический эффект от реализации энергосберегающих мероприятий и сроки окупаемости затрат на их внедрение является величина тарифов на энергоресурсы, особенно на долгосрочную перспективу 5-10 лет. Именно такой срок требуется для внедрения капиталоемких энергосберегающих мероприятий.
Политизированное изменение тарифов в долгосрочной перспективе может нивелировать эффект от внедрения энергосберегающих мероприятий, что создает серьезные финансовые риски и для ЭСКО и для кредитных организаций.
3) Из-за неопределенности решения вопросов по п.п. 1-3 до сих пор не сформулированы гарантии прав ЭСКО, заказчика услуг по энергосбережению и инвесторов при реализации ЭСК.
4) Отсутствуют официально утвержденные льготы на кредитование для субъектов энергосервисной деятельности.
5) Отсутствует рынок мощности, которая может быть высвобождена в результате реализации энергосберегающих проектов.
6) Не урегулированы порядок перехода права собственности к Заказчику на установленное в результате ЭСК энергосберегающее оборудование и требования к заказчику по эксплуатации этого оборудования в соответствии с условиями ЭСК. Недостаточна обеспеченность большого числа потенциальных заказчиков энергосервисных услуг приборами учета энергоресурсов. [2]
Это создает существенные трудности с получением достоверных данных как о фактических топливно-энергетического балансах так и об эффекте от энергосбережения.
7) По-прежнему отсутствует мотивация заказчика в энергосбережении, его информированность о мерах по энергосбережению, передовом отечественном и зарубежном опыте.
8) До сих пор отсутствует государственная информационная система (ГИС) по перспективной технике и технологиям энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
9) Отсутствуют типовые программы энергетического обследования для различных объектов, а также дифференцированные формы энергопаспортов, учитывающие отраслевую специфику этих объектов.
10) Существующие энергоаудиторские и вновь созданные энергосервисные компании не располагают квалифицированным персоналом для комплексного выполнения ЭСК (энергосервисных контрактов) «под ключ», для грамотного юридического составления и сопровождения энергосервисных контрактов. В вузах отсутствуют специальные программы подготовки энергоаудиторов, а существующая 72-часовая подготовка явно недостаточна даже для проведения компетентного энергообследования, не говоря уже о компетентном энергосервисе. Не проводится стажировка энергоаудиторов на рабочем месте после их теоретической подготовки. В результате аттестуются энергоаудиторы, не имеющие практических навыков проведения энергообследования, в первую очередь, инструментального и т.д.
Очень важную роль в устранении этой проблемы на сегодняшний день играет Казанский национальный исследовательский университет, который начал осуществлять подготовку специалистов в области энергоресурсосберегающих технологий. [8]
Кроме того, на сегодняшний день границы управляемости правоотношениями при заключении
договоров на проведение энергоаудита нормативно и законодательно пока не установлены: правила проведения энергоаудита носят ведомственный характер (установлены Министерством энергетики России) и не зарегистрированы в Минюсте. При этом по этим правилам уже работают частные энергоаудиторские компании. Похожие проблемы возникают и при определении стоимости проведения энергетического обследования. Ведь практика показывает, что отсутствие ориентиров в тарифном регулировании в этой сфере приводит к тому, что под видом энергетического обследования энергоаудитор, в лучшем случае, может провести поверхностный осмотр здания.
Отсутствие адекватной стоимостной оценки энергетического обследования, зачастую закладываемой до начала проведения работ, является одной из главных проблем этой сферы. Если в результате проведений энергоаудитором мероприятий по повышению энергоэффективности ресурсоснабжаю-щая организация будет иметь конкретный экономический эффект в натуральном и денежном выражении, то энергоаудитор при существующей на данный момент системе расчета и оплаты своих услуг получает определенное заранее денежное вознаграждение.
Однако состояние энергогенерирующих, энергопередающих или энергопринимающих мощностей и активов ресурсоснабжающей организации, особенно в сфере коммунального хозяйства, зачастую таково, что проводимые мероприятия направлены на проведение ремонтных работ с привлечением необходимых для этого инвестиций. Инвестиционные программы же, с точки зрения энергоэффективности, будут иметь весьма незначительный экономический эффект, в ввиду того, что мероприятия в рамках утвержденной инвестиционной программы могут растянуться на очень большой срок (от 3 лет и более), и экономия энергоресурсов или увеличение производительности силового оборудования не покроет единовременных расходов для ресурсоснаб-жающей организации. В этом случае энергоаудит может превратиться в фиксацию существующих проблем и рекомендации ресурсоснабжающей организации провести определенные мероприятия, без какого-либо вмешательства в сферу реконструкции, модернизации и т. п.
Существуют и другие проблемы: и сложность разработки и согласования методики измерения и расчета энергосберегающего эффекта, и сложность отделения эффекта энергосберегающего мероприятия от внешних факторов.
Следующая сложность - привлечение средств в энергосервис. Энергоаудит можно проводить, не имея больших оборотных средств. А энергосервис - затратное мероприятие, требующее больших денег. Возникает вопрос, где брать финансовые ресурсы? Банки пока с большой осторожностью относятся к энергосбережению. Интерес оно у них вызывает, но масштабного движения банковского капитала в эту сторону нет. Поэтому возникают трудности доступа к источникам финансирования энергосервисного договора с минимальной кре-
дитной процентной ставкой. Осторожность в принятии банками кредитных решений обусловлена высокими финансовыми рисками, которые возникают в связи с недостаточной развитостью российского законодательства в сфере энергоэффективности.
В настоящее время отсутствуют возможности по привлечению долгосрочных займов, в том числе по причинам низкой капитализации энергосервисных компаний в РФ. Кроме того, энергосервисный договор не признается банками в виде потенциального залога. Отсутствуют финансовые и страховые продукты, разработанные специально под энергосервисный контракт.
Как правило, технические риски объединены с экономическими и финансовыми. Это усложняет условия привлечения кредитных ресурсов.
Следует также отметить, отсутствие системы обучения по стандарту ИСО 50001 (Энергоменеджмент на предприятии) и отсутствие методологических основ для интеграции вопросов обеспечения энергоэффективности в общую концепцию менеджмента организации.
Кроме того, нет ясности по двум позициям. Первая - продекларировано, что в результате энергосервисных мероприятий получается экономия, но, как делить эту экономию, методик и указаний нет, тем более, что сейчас первые эшелоны - это бюджетные учреждения и предприятия.
И второй момент - возникает проблема гарантий возврата вложенных денег. Сама энергосервисная компания вряд ли может гарантировать. Любая программа по энергосбережению требует некоторого срока окупаемости. Надо уберечься от иллюзии, что за год такая технология окупится. Серьезным технологиям потребуется 3-6 лет и более. Например, модернизация теплового хозяйства, утепление зданий - срок окупаемости составляет не менее 4-5 лет.
В целом, можно констатировать, что муниципальная политика в области энергосбережения и повышения энергоэффективности является необходимым условием для обеспечения экономического роста, повышения конкурентоспособности, энергетической и экологической безопасности региона и страны.
Литература
1. Идиатуллина А.М., Смоленцев Р.А. Управление энергоэффективностью и энергосбережением в сфере городского наружного освещения, на материалах города Казань, Вестник КНИТУ, 18, 283, (2014).
2. Мавликеев М. О. Энергетическая стратегия 2030 / М. О. Мавликеев. - М.: Энергия, 2012. - С. 72.
3. Михалевич А. А. Энергетика. Состояние, проблемы, перспективы: монография / А. А. Михалевич, М. В. Мясникович. - С. 54.
4. О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/12154776/ (дата обращения: 10.10.2014)
5. Павловский Е. А. Мероприятия по обеспечению энергосбережения и энергоэффективности, Энергетика, 12, с.10, (2011).
6. Печников А. А. Энергетика России: стратегии, перспективы / А. А. Печников. - М.: Инфра-М, 2011. - С. 55.
7. Родионов В. Г. Энергетика. Проблемы настоящего и возможности будущего / В. Г. Родионов. - М.: ЭНАС, 2010. - С. 41.
8. Романова Г.В. О перспективных направлениях подготовки специалистов в области энергоресурсосберегающих технологий, Вестник КНИТУ, 24, 205, (2012).
9. Система погодного (климатического) регулирования многоквартирных многоэтажных домов (ЖКХ). - [Элек-
тронный ресурс] М1р://80Ут1егУ0(1-
vnt.ru/avtomatizirovannye-teplovye-punkty/sistema-pogodnogo-klimaticheskogo-regulirovaniya-mnogokvartirnyx-mnogoetazhnyx-domov-zhkx.html
10. Трошин В. А. Состояние энергетического комплекса МО г. Казань / В. А. Трошин. - Казань, 2012. - С. 98.
11. Шинкевич А.И., Кудрявцева С.С. Повышение инновационной активности в сфере энеросбережения на основе концепции открытых инноваций, Вестник КНИТУ, 15, 497, (2014)
© Ж. Ю. Кургаева - канд. ист. наук, доц. каф. государственного, муниципального управления и социологии КНИТУ, [email protected].
© Z. Kurgaeva - candidate of History, associate professor department of public, municipal management and sociology, KNRTU, [email protected].