Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ И ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ'

РАЗВИТИЕ И ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
добрососедские отношения / Центральная Азия / свободные экономические зоны / кластерная система / приграничные территории / Узбекистан / Таджикистан / Казахстан / Кыргызстан / межрегиональное сотрудничество / таможенное регулирование / good-neighborly relations / Central Asia / free economic zones / cluster system / border territories / Uzbekistan / Tajikistan / Kazakhstan / Kyrgyzstan / interregional cooperation / customs regulation
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ И ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ»

Федяшева Г. Ч.-Б.

к.э.н., с.н.с., руководитель группы Института прогнозирования и макроэкономических исследований при

Министерстве экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан

РАЗВИТИЕ И ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Ключевые слова: добрососедские отношения, Центральная Азия, свободные экономические зоны, кластерная система, приграничные территории, Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Кыргызстан, межрегиональное сотрудничество, таможенное регулирование.

Keywords: good-neighborly relations, Central Asia, free economic zones, cluster system, border territories, Uzbekistan, Tajikistan, Kazakhstan, Kyrgyzstan, interregional cooperation, customs regulation.

Развитию добрососедских отношений в регионе Узбекистан уделяет первостепенное внимание. В послании лидера страны Олий Мажлису (парламенту) особое место уделено именно вопросам сотрудничества между странами региона. Более того, президент назвал приоритетом внешней политики Узбекистана вопросы укрепления доверия и стратегического партнерства, отношений добрососедства. При этом было отмечено, что в сложных условиях пандемии стало очевидно, насколько актуальным являются взаимодействие и взаимопомощь стран региона1.

Развитие взаимопонимания и добрососедства в большей мере достигается путем совместного решения задач экономического и социального характера, реализации взаимовыгодных проектов, повышающих эффективность использования потенциала регионов за счет кооперации и внедрения современных инновационных форм организации производства в виде свободных экономических зон.

Мировая практика показывает, что такие институты, как свободные экономические зоны, кластеры - наиболее эффективная форма реализации проектов по выпуску конкурентоспособной продукции. По оценкам мировых консалтинговых агентств, в настоящее время около половины всей производимой продукции разрабатывается и производится в таких образованиях, как индустриальные парки или свободные экономические зоны2.

Широкое развитие в мире получила организация производства товаров и услуг на межрегиональном уровне в рамках международных свободных экономических зон и кластеров. Межрегиональные свободные экономические зоны и кластеры являются весьма распространенным и эффективным механизмом взаимодействия во многих развитых странах мира. Большинство таких образований создается между регионами двух и более стран, чаще всего на приграничных территориях.

Успех функционирования международных свободных экономических зон и кластеров во многом зависит от уровня их развития в странах, создающих эти структуры.

В Узбекистане на начало 2021 года действовало 18 специальных экономических зон, участниками которых являлись 526 предприятий. Предприятиями-участниками СЭЗ было произведено 538 видов промышленной продукции на сумму 12,3 трлн. сумов, экспорт продукции составил 1,8 трлн. сумов или рост в 155,7% по отношению к аналогичному показателю 2019 года, несмотря на негативные экономические последствия пандемии. За счет освоения инвестиций (около 4 трлн. сумов) введены в строй и получили статус участника СЭЗ 186 новых предприятий3.

Специальные экономические зоны республики выпускают широкий круг промышленной продукции, в том числе резиновые и пластмассовые изделия (16,6% от общего объема), металлургическую продукцию (14,9%), готовые металлические изделия (14%), продукты питания (12,7%), компьютеры и оптическую продукцию (9,7%), текстильные изделия (7,1%) и др.

В Таджикистане сегодня действуют пять свободных экономических зон: СЭЗ «Сугд», СЭЗ «Ишкошим», СЭЗ «Пяндж», СЭЗ «Дангара», СЭЗ «Куляб». Участниками этих зон являются около 60 отечественных и зарубежных компаний, в которых работают 1072 человек. Из общего числа зарегистрированных в СЭЗ субъектов производством и предоставлением услуг занимаются 22 из них. В частности, 11 предприятий производят продукцию в СЭЗ «Сугд», девять - в СЭЗ «Дангара» и два - в свободной экономической зоне «Пяндж».

Субъекты свободных экономических зон Таджикистана в 2020 году произвели продукцию на сумму свыше 199,7 млн. сомони ($17,6 млн. по официальному курсу НБТ). Импорт продукции (в основном оборудования) за этот

1 Глава государства выступил с традиционным посланием национальному парламенту. - http://www.uzinform.com/ru/news/ 20201229/50782.Ыт1

2 ЕЭК предлагает формировать межрегиональные промышленные кластеры в рамках ЕАЭС. - ww.eurasiancommission. org/ru/nae/news/Pages/14-02-2019-1.aspx

3 Деятельность организаций, входящих в специальную экономическую зону, малую промышленную зону, технопарки и кластеры Республики Узбекистан в январе-декабре 2020 года. - Ташкент: Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике, 2021.

период составил свыше $7,2 млн., а показатели экспорта продукции субъектами СЭЗ сложились в сумме $561,5 тыс. Всего товарооборот составил более $7,8 млн., что на 3,5% меньше показателя аналогичного периода 2019 года1.

Перспективы развития свободных экономических зон в Таджикистане связываются с реализацией проекта, осуществляемого с 2019 года Ассоциацией развития кластеров и технопарков России, которая была привлечена Программой развития Организации Объединенных Наций (Программа развития ООН, ПРООН) для развития потенциала СЭЗ Республики Таджикистан.

Цель проекта заключается в усилении потенциала свободных экономических зон Республики Таджикистан посредством реализации кластерного подхода и наращивания потенциала СЭЗ в привлечении инвестиций, которые могут быть использованы для обеспечения роста устойчивого развития и для оказания помощи в создании новых рабочих мест. Важным направлением дальнейшего развития СЭЗ и кластеров в республике является стимулирование международного сотрудничества.

В 13 действующих специальных экономических зонах Казахстана реализуется 292 проекта, инвестиции в проекты составили более 4,3 трлн. тенге, а валовый объем произведенной продукции в 2020 году - 3,8 трлн. тенге. Первая СЭЗ - «Астана - новый город», была создана в 2002 году.

Вместе с тем, правительство отмечает что, «несмотря на достигнутые показатели, СЭЗ еще не раскрыли свой потенциал в полной мере»2. Сейчас правительство занимается разработкой новых подходов к развитию СЭЗ и законодательства по срокам, условиям льгот, приоритетным видам деятельности и ответственности сторон.

В Казахстане практикуется подход, в соответствии с которым СЭЗ специализируются на одной или нескольких смежных отраслях: где-то в приоритете металлургические проекты, где-то - химические, а где-то - транспортно-логистические. Список видов деятельности нормативно ограничивается. Однако в начале текущего года Мининдуст-рии фактически предложило отказаться от отраслевой специализации зон, открывая доступ для всех отраслей и секторов обрабатывающей промышленности.

С 2021 года обновлен перечень приоритетных видов деятельности по некоторым СЭЗ. Так, СЭЗ «Морпорт Ак-тау» добавлены обработка данных, размещение приложений (прикладных программ) и связанная с этим деятельность; деятельность веб-порталов; аквакультура. СЭЗ «Парк инновационных технологий» теперь будет реализовывать проекты по производству электроэнергии солнечными электростанциями. Целый ряд металлургической и машиностроительной продукции будет производиться в СЭЗ «Оцтуспк», начиная от литья и строительных металлических конструкций и их частей до электродвигателей, генераторов и трансформаторов, электрораспределительной и регулирующей аппаратуры3.

Предполагается разрабатывать дорожные карты по развитию каждой отдельной СЭЗ. Проблему со строительством инфраструктуры планируется решать с помощью механизма ГЧП, что позволит снизить бюджетную нагрузку и обеспечить более эффективное управление со стороны бизнес-структур. Кроме того, частные компании привлекут для возведения готовых производственных помещений на территории СЭЗ, чтобы повысить привлекательность для будущих инвесторов и нарастить скорость реализации проектов.

В Кыргызстане из пяти СЭЗ страны (Бишкек, Нарын, Каракол, Маймак и Лейлек) только две - Бишкек и Нарын -ведут какую-либо деятельность, и только Бишкек считается относительно успешной СЭЗ.

За последние годы СЭЗ Бишкек успешно создала 3700 рабочих мест, ей также удалось привлечь несколько новых резидентов в 2015 и 2016 годах. В 2016 году в СЭЗ пришли три крупных инвестора. Крупнейший из них - New Tech LL - производитель солнечных батарей, открытый немецким концерном Schmidt. Фабрика начала свою работу в 2016 году в тестовом режиме. Планируется, что 100% продукции компании будут экспортироваться в Германию.

Еще один крупный инвестор, Stalker Ltd., начал производство светодиодных ламп. Это предприятие ориентировано на рынок ЕАЭС. Третий крупный инвестор внедрил американскую технологию производства подгузников. В ближайшем будущем работу в СЭЗ должна начать компания, производящая отопительные радиаторы, и три других новых проекта, что должно создать дополнительно 600 рабочих мест4.

Постановлением Президента Узбекистана утверждено Соглашение о создании Узбекско-киргизского фонда развития, подписанное в марте этого года в Ташкенте правительствами Узбекистана и Кыргызстана. Создаваемый фонд будет являться международной организацией, с уставным капиталом в 50 млн. долларов, который вносится Узбекистаном с последующим доведением уставного капитала до 200 млн. долларов.

Фонд будет финансировать проекты в приоритетных секторах экономики Кыргызстана путем предоставления займов, участия в капитале и использования иных финансовых инструментов в отношениях с хозяйствующими субъектами Кыргызстана5.

Странами Средней Азии значительное внимание уделяется развитию кластерной системы. Кластерное развитие в той или иной степени присутствует в государственной повестке развития всех стран. Это действительно имеет ме-

1 Объем производства продукции СЭЗ Таджикистана снизился на 3,5%. - http://avesta.tj/2021/01/22/obem-proizvodstva-produktsii-sez-tadzhikistana-snizilsya-na-3-5/

2 В Казахстане лишь в шести из 13 СЭЗ построили инфраструктуру. - https://kursiv.kz/news/biznes/2021-03/v-kazakhstane-lish-v-shesti-iz-13-sez-postroili-infrastrukturu

3 Перечень приоритетных видов деятельности СЭЗ в 2021 году. - cdb.kz: https://cdb.kz/sistema/novosti/perechen_prioritetnykh_ vidov_deyatelnosti_sez_v_2021_godu/

4 Диагностическое исследование свободных экономических зон и индустриальных парков Кыргызской Республики. Asian Development Bank. 2018. - https://www.carecprogram.org/uploads/2018-diagnostic-study-ecozones-kgz-ru.pdf

5 Президент утвердил соглашение о создании Узбекско-кыргызского фонда развития. - https://news.mail.ru/economics/ 48635980/

сто, так как кластерное развитие за последние годы стало неотъемлемой составляющей любой национальной стратегии по повышению конкурентоспособности.

Президент Узбекистана отметил, что «кластер» - это современный новый подход для экономики страны, который создаст прочный фундамент для развития всей сферы. Так как кластерная экономика привлекает все больше внимания во всем мире»1.

Для развития торгово-экономического сотрудничества между Республикой Узбекистан и граничащими с ней странами, в частности Республикой Таджикистан, Казахстан и Кыргызстан следует создавать на приграничных территориях трансграничные межрегиональные свободные экономические зоны и кластеры.

В рамках двухсторонних договоренностей со странами центрально-азиатского региона в настоящее время осуществляются проработки проектов по созданию приграничных экспортных, логистических, производственных зон. Так, министерствами и ведомствами Узбекистана разработаны предложения для обсуждения в ходе третьей Консультативной встречи глав государств Центральной Азии.

Важным признается рассмотрение вопросов о реализации крупномасштабных проектов в рамках производственной кооперации предприятий сопредельных стран в сфере промышленности и строительства, налаживании сотрудничества с предпринимателями сопредельных стран путем организации и проведения на регулярной основе межрегиональных бизнес-форумов, кооперационных бирж в формате «В2В» с участием руководителей регионов стран ЦА. Предлагается разработка стратегии активного включения стран Центральной Азии в региональную систему цепочек добавленной стоимости в результате создания производственных кластеров и формирования возможностей для промышленной кооперации.

Налаживанию и укреплению межрегиональных экономических связей будет способствовать разработка и принятие программы сотрудничества стран Центральной Азии в сфере создания и управления свободными экономическими зонами, что придаст новый импульс притоку инвестиций в перспективные проекты, развитию инновационных конкурентоспособных отраслей, расширению взаимной торговли со странами региона. Программа должна предусматривать разработку рекомендаций по унификации правил и механизмов создания и управления СЭЗ, возможность информационного обеспечения в онлайн режиме на базе связывающей страны Интернет-платформы. Данные рекомендации необходимы для создания и управления СЭЗ на основе накопленного положительного опыта странами региона, широкого привлечения инвестиций, эффективной реализации проектов, налаживания более тесных деловых связей между СЭЗ стран Центральной Азии.

Для повышения межнационального взаимодействия с национальными производителями товаров и услуг, создания трансграничных межрегиональных кластеров необходима совместная разработка Стратегии развития приграничных территорий Республики Узбекистан, Республики Таджикистан, Казахстана и Кыргызстана. Реализация региональных проектов по формированию промышленных и транспортно-логистических кластеров позволит объединить усилия предприятий по встраиванию в международные цепочки добавленной стоимости и поможет выйти с готовой продукцией на рынки третьих стран.

Преимуществами межрегиональной политики кластеризации можно считать:

1) наличие возможности для объединения различных ресурсов частников кластера с целью достижения общего результата;

2) возможность перехода от конкурентных отношений между участниками кластера к сотрудничеству и взаимопомощи;

3) способность быстро и гибко реагировать на изменения конъюнктуры рынка, за счет того, что конечный потребитель также входит в состав кластера;

4) возможность контролировать перепроизводство и за счет этого сдерживать инфляционные процессы в экономике;

5) быстрая и гибкая переквалификация людей, занятых в кластере, на смежные профессии и направления деятельности;

6) возможность использовать только реально существующие и в достаточном количестве ресурсы в производстве. При недостатке какого-то ресурса имеется возможность безболезненного перехода на более эффективное производство;

7) за счет сотрудничества с научными центрами имеется возможность активно внедрять информационные технологии.

Необходимо разработать и принять нормативно-правовые документы по организации в Узбекистане экспортно-производственных зон (ЭПЗ) как наиболее ориентированных на встраивание отечественного производства в глобальные цепочки добавленной стоимости, как важного звена в реализации принципов открытости экономики, либерализации и активизации внешнеэкономической деятельности. Так, расширению и углублению сотрудничества между Республикой Узбекистан и Киргизской Республикой будет способствовать разработка и реализация проекта создания экспортно-производственной зоны на базе проекта киргизско-узбекского совместного индустриально-торгового-логистического центра на территории Кадамжайского района Баткенской области.

Взаимовыгодное сотрудничество будет развиваться благодаря разработке и реализации проекта создания Зоны свободной торговли на базе проекта киргизско-узбекского совместного торгово-логистического центра на территории Ала-Букинского района Джалал-Абадсской области Кыргызской республики на границе с 4 районами (Янги-Курганский, Касансайский, Чустский, Папский) Наманганской области Узбекистана.

1 https://centra1asia.news/6506-v-uzbekistane-nachato-stroite1stvo-tashkent-farma-parka.htm1

1175

Следует организовать создание крупных торговых комплексов в приграничных районах республики на примере трансграничной торговли в международном торговом центре "Термез".

Налаживание межрегиональных связей требует совершенствования и реформирования деятельности таможенных, санитарных, карантинных, ветеринарных и других служб, осуществляющих контроль на таможенных постах на основе зарубежного опыта.

В последние годы проделана значительная работа по развитию таможенной деятельности. Допущен ввоз на территорию Узбекистана товаров, в отношении которых требуется наличие сертификата соответствия, санитарно-эпидемиологического заключения, экологического сертификата, выданных компетентными органами в установленном порядке. Это действует только в случае одобрения их выдачи в таможенной информационной системе «Единое окно».

Предусмотрено, что выпуск для свободного обращения товаров, на которые ранее была подана первоначальная таможенная декларация, осуществляется в течение трех часов с момента оформления таможенной декларации груза, за исключением случаев, когда автоматизированной системой управления рисками обнаружены рисковые ситуации.

Вместе с тем, следует наладить систему, при которой контроль грузов осуществляется до их прибытия на границу или после выведения продукции в свободный оборот внутри страны. Такая практика введена во многих странах. В Узбекистане же в 2019 году из 416 тысяч деклараций лишь 344 были оформлены до прибытия груза на границу.

Следует упростить процедуру переработки товара на таможенной территории Узбекистана. Операции по переработке товаров на таможенной территории должны включать в себя производство товаров и их обработку, в том числе монтаж, сборку или подгонку под другие товары, а также их ремонт. Это позволит осуществить максимальную загрузку узбекских промышленных и перерабатывающих мощностей, увеличить экспорт готовой продукции и услуг, расширить внутреннее производство, привлечь иностранные инвестиции, а также увеличить поступления налоговых отчислений в госбюджет.

Переработку товаров на таможенной территории следует осуществлять с идентификацией ввезенного товара в продуктах его переработки, определением нормы выхода продуктов переработки, а также исключением попадания товаров под запреты и ограничения.

За последние три года количество товаров, пересекающих границу с соседними странами, выросло в два раза, количество транспортных средств — почти в три раза.

Предстоит осуществить дальнейшее совершенствование таможенных процедур при оформлении товаров и транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию Узбекистана, значительно сократить время прохождения грузов через пограничные пункты.

Следует отметить, что до сих пор не организована должным образом работа по распределению грузопотока, из-за чего на таможенных постах возникают длинные очереди. Необходимо внедрить систему «одной остановки» при проверке грузов на пунктах пересечения границы с сопредельными государствами.

Решению этого вопроса способствует также введение в строй ситуационного центра для дистанционного контроля за работой таможенных постов и оснащение пограничных постов современными технологиями. Создание центра снизит издержки как предпринимателей, так и государственного бюджета.

В настоящее время ввоз и вывоз 1,8 тысячи товаров контролируют сразу три ведомства, из-за чего оформление импортно-экспортной документации занимает несколько недель. Задачи перспективного развития взаимной торговли с сопредельными странами требуют совершенствования системы администрирования на таможне.

Необходимо минимизировать человеческий фактор и активнее использовать цифровые технологии, что способствует искоренению коррупции и незаконного оборота товаров. Движение импортируемой продукции от границы до конечного потребителя должно контролироваться таможенными и налоговыми органами через единую электронную систему. Например, таможенные декларации связываются с электронными счет-фактурами и онлайн-кассами.

Ведомства внешнеторгового контроля на регулярной основе должны обмениваться опытом с зарубежными коллегами, организовать в Узбекистане испытательные лаборатории и наладить отправку товаров вместе с разрешениями, которые соответствуют требованиям других стран.

Следует укреплять сотрудничество таможенных служб стран Центральной Азии, организовывать проведение двусторонних встреч, утверждение протоколов и техусловий об обмене информацией. Необходима реализация соглашений между таможенными органами приграничных государств ЦА о порядке взаимного предоставления печатей и штампов таможенных органов на транспортные и коммерческие документы, применение технологической инструкции сотрудничества между таможенными органами и перевозчиками на железнодорожном транспорте по осуществлению таможенного контроля грузов, перевозимых железнодорожным транспортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.