урожая.
Итак, сельское хозяйство на современном этапе переживает новый подъем. Развитие новых технологий позволяет увеличить производительность, снизить себестоимость производства, а также улучшить качество продукции. В современном сельском хозяйстве можно выделить несколько направлений развития технологий и использования инноваций3: o Технологии обработки почвы
o Технологии производства сельскохозяйственных машин и оборудования
o Технологии выращивания и содержания скота o Технологии осушения и орошения почвы o Технологии сбора и сохранения продукции o Технологии транспортировки и реализации продукции
Использованные источники:
1. Иванов В.А. Методологические основы инновационного развития агропромышленного комплекса // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2013
2. Оглоблин Е., Санду И. Научно-технический прогресс в сельском хозяйстве //АПК: Экономика, управление. - 2011. - № 2
3. Жирнов, А.В. Проблемы развития материально-технической базы сельскохозяйственных организаций / А.В. Жирнов, Ю.А. Лапшин, Г.В. Лапшина //Экономика и социум. 2014. № 3-1(12).С. 643-646.
4. Лапшин, Ю.А. Состояние машинно-тракторного парка Приволжского региона и перспективы его развития / Ю.А. Лапшин, Г.В.Лапшина А.В, Жирнов, //Международный научный журнал. - 2014.-№6. С.32-36
5. Лапшина, Г.В. Инновационная деятельность как фактор развития АПК региона (на материалах Ульяновской области) / Г.В. Лапшина, С.В. Грицков //Международный научный журнал. - 2010. - №2. - С. 17-22.
Зинич Л.В., к. э. н.
доцент
ФГБОУВПО ОмГАУим. П.А. Столыпина
Россия, г. Омск
РАЗВИТИЕ ХОЗЯЙСТВ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ Аннотация: Статья посвящена проблемам взаимодействия хозяйств населения в границах территории микрокластера
Ключевые слова: хозяйства населения, взаимодействия,
государственная поддержка, микрокластер
Основной сдерживающий организационный аспект развития сельских территорий - проблема взаимоотношений. В настоящее время отсутствует единый координирующий орган, который бы инициировал и организовывал процесс взаимодействия между всеми участниками, был центром информационных ресурсов по проектам, программам и направлениям функционирования, поддерживал эффективный поток коммуникаций органов власти с субъектами отношений. Более того, имеющаяся нормативная база не в полной мере отвечает современным требованиям -законодательством не предусмотрено создание единой комплексной системы государственного регулирования регионального развития, охватывающей всю вертикаль власти, в связи с этим просто необходимы организационно-правовые меры общенационального масштаба.
Однако отсутствие подобных мер не должно тормозить процесс развития сельских территорий. Решение существующих проблем возможно путем развития взаимоотношений личных подсобных хозяйств населения с участниками рынка в рамках кластерной политики [1].
Это соответствует принятому оптимистичному сценарию, предложенному в «Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года», «Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года». В основе проводимой политики развития сектора личных подсобных хозяйств находятся гибкая и системная государственная поддержка, привлечение в сельское хозяйство внутренних и внешних инвесторов, содействие эффективному внедрению достижений научно-технического прогресса.
Выделение кластеров предполагает создание новых отраслевых и межотраслевых объединений при условии осуществления активной государственной поддержки. Ключевая роль в принятии решений о создании и развитии кластера принадлежит непосредственно самим участникам. Объединение усилий хозяйств населений с субъектами агропродовольственного рынка позволит реализовать имеющийся потенциал и осуществить интеграцию в рынок. При этом совместные инициативы субъектов сильны из-за наличия заинтересованных сторон, использования ресурсосберегающих технологий, координации и согласованности усилий.
Исследования показывают, что бедность и нищета стали постоянными спутниками многих сельских жителей. Поэтому развитие ЛПХ является необходимостью не только среди селян, но также и среди горожан (рис. 1).
Рисунок 1 - Основные предпосылки к дальнейшему развитию личных подсобных хозяйств при низкой государственной поддержке села
При обобщении основных социально-экономических показателей развития села за последние 15 лет наблюдается быстрая переориентация многих тысяч семей на самообеспечение и производство товарной сельскохозяйственной продукции; тем самым удается избежать социального взрыва не только на селе, но и в городе.
В решении продовольственной программы уже в настоящее время личные подсобные хозяйства производят 53% валовой продукции от общего объема производства. Преимущества данной формы хозяйствования заключаются в чрезвычайно простой организации сельскохозяйственного производства - такой тип хозяйств легко создать, если имеются определенный стартовый капитал и желание этим заниматься, сочетая с работой в общественном производстве.
Основным каналом реализации продукции ЛПХ до последнего времени была продажа ее общественным хозяйствам, которые в настоящее время стали закупать меньше. Решение данной проблемы возможно только на основе интеграции и кооперации личных подсобных хозяйств и коллективных предприятий.
Владельцам хозяйств населения трудно действовать в одиночку, они нуждаются в помощи со стороны сельскохозяйственных предприятий, сельской администрации; большое значение имеет кооперация с фермерскими хозяйствами и другими личными подсобными хозяйствами. Необходимые формы поддержки выделены в таблице 2.
Таблица 2 - Формы поддержки, в которых нуждаются владельцы ЛПХ при ведении своего хозяйства
Варианты ответов Объекты исследования
Обработка земли, уход за посевами и уборка урожая 69
Обеспечение молодняком скота и птицы 56
Содержание, пастьба скота 26
Ветеринарное обслуживание животных 13
Обеспечение кормами 30
Реализация, сбыт продукции 73
Переработка и хранение продукции 13
Кредитно-финансовая взаимопомощь 17
Обеспечение топливом 17
Строительные работы 7
Повышение плодородия земельных участков 10
Борьба с экологическими нарушениями окружающей среды 4
В иерархии факторов, сдерживающих развитие ЛПХ, по результатам проведенного нами анкетирования, наиболее важное место занимают:
1. Недостаток материальных средств, сложности с получением кредита.
2. Нехватка времени, усталость от основной работы, плохое здоровье.
3. Отсутствие средств механизации
4. Недостаток земли в личном пользовании, истощенность земель.
5. Нехватка кормов, высокие цены на них.
6. Недостаток рабочих рук.
7. Недостаточное ветеринарное обслуживание.
8. Отсутствие помощи государства, заинтересованности сельскохозяйственного предприятия.
9. Высокая себестоимость производства и низкие закупочные цены на продукцию ЛПХ, трудности со сбытом.
10. Нестабильная экономическая обстановка в стране, нерешенность вопроса о продаже земли.
11. Воровство.
Личные подсобные хозяйства в процессе функционирования взаимодействуют с различными организациями в сфере снабжения производственного процесса и реализации продукции. Данная система взаимоотношений недостаточно налажена, нет развитой рыночной инфраструктуры, которая позволяла бы снизить издержки личных подсобных хозяйств в агропромышленном комплексе и быть
конкурентоспособным на рынке.
Учитывая специфику функционирования личных подсобных хозяйств, выделим основной спектр проблем сложившихся взаимоотношений хозяйств населения в границах территории микрокластера (рис.2).
— Административные оарьеры
Н н и и —► Сложности сбыта произведенной продукции хозяйств населения; организации закупок сельскохозяйственной продукции
- Недостаточный уровень кооперации и интеграции личные подсобных хозяйств с сельскохозяйственными и другиын предприятиями
о Н
Неразвитая система мониторинга функционирования инфраструктуры, обслуживающей личные подсобные хозяйства
S ы п W - Низкая доступность финансовых ресурс об дтя хозяйств населения
О Й Диспаритет цен. Низкие закупочные цены на продукцию хозяйств населения
Нехватка средств малой механизации и сельскохозяйственной техники. Высокая трудоемкость производства продукции в ЛПХ
Рисунок 2 - Проблемные области системы взаимоотношений личных подсобных хозяйств населения По мере развития отношений необходимо развивать взаимодействие рыночных субъектов, стремиться к интеграции усилий и ресурсов. Основным направлением политики стимулирования развития малых форм хозяйствования в сложившихся условиях должно стать формирование и развитие институтов, способных гарантировать комплексное взаимодействие всех рыночных субъектов, обеспечить структурное объединение экономики и науки, развитие инфраструктуры, стимулирование инновационных процессов.
Использованные источники:
1. Зинич Л. СЕЛЬСКИЕ ПОДВОРЬЯ. Ведение хозяйства. Отношения с партнерами в составе микрокластера: монография / Л. Зинич, В. Стукач ; Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing. 2012. - 165 с.