Научная статья на тему 'Развитие харизмы у сотрудников полиции'

Развитие харизмы у сотрудников полиции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
136
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
харизма / сотрудник полиции / формирование лидерских качеств / лидер / лидерство / личность.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Браженская Н. Е., Османов М. М.

Формирование положительного имиджа сотрудников органов внутренних дел является актуальным направлением деятельности полиции. Харизма позволяет повысить как эффективность полицейской деятельности, так и ее имидж. Целью исследования было изучение современных исследований, посвященных харизме и предлагаемые авторами пути ее развития. Также проведено исследование шестидесяти сотрудников полиции с использованием опросника MLQ «Многофакторный опросник лидерства», тематического апперцептивного теста (ТАТ) и авторской анкеты. Установлено, что харизма не является врожденным качеством личности, а может развиваться на протяжении жизни. При этом сотрудники полиции осознают важность наличия у себя данного качества и готовы получать информацию по ее развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие харизмы у сотрудников полиции»

О^ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ^D

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -6-240-244 БРАЖЕНСКАЯ Наталья Евгеньевна,

УДК 37 013 77 доцент кафедры психологии и педагогики

ББК74 3 ' Дальневосточного юридического института МВД России,

кандидат педагогических наук, доцент, e-mail: [email protected]

ОСМАНОВ Мухамед Мартинович

старший преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации сотрудников МВД (филиал) Краснодарского университета

МВД России, майор полиции, e-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ ХАРИЗМЫ У СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

Аннотация. Формирование положительного имиджа сотрудников органов внутренних дел является актуальным направлением деятельности полиции. Харизма позволяет повысить как эффективность полицейской деятельности, так и ее имидж. Целью исследования было изучение современных исследований, посвященных харизме и предлагаемые авторами пути ее развития. Также проведено исследование шестидесяти сотрудников полиции с использованием опросника MLQ «Многофакторный опросник лидерства», тематического апперцептивного теста (ТАТ) и авторской анкеты. Установлено, что харизма не является врожденным качеством личности, а может развиваться на протяжении жизни. При этом сотрудники полиции осознают важность наличия у себя данного качества и готовы получать информацию по ее развитию.

Ключевые слова: харизма, сотрудник полиции, формирование лидерских качеств, лидер, лидерство, личность.

BRAZHENSKAYA Nataliya Evgenievna,

Department of the Far East Interior Institute of Russia, associate professor of the Psychology and Pedagogy, the candidate of pedagogical Sciences, associate professor,

OSMANOV Mukhammad Martinovich,

Senior Lecturer of the Department of Law Enforcement Organization of the North Caucasus Institute for Advanced Training of the Ministry of Internal Affairs (branch) of the Krasnodar University of the Ministry

of Internal Affairs of Russia, Police Major

THE DEVELOPMENT OF CHARISMA AMONG POLICE OFFICERS

Annotation. The formation of a positive image of law enforcement officers is a topical area of police activity. Charisma increases both the effectiveness of policing and the police image. The purpose of the study was to study modern research data on charisma and the ways in which the authors proposed its development. Sixty police officers were also examined with the help of the MLQ questionnaire "Multifactor Leadership Questionnaire," a thematic apperceptive test (TAT) and an author's questionnaire. It has been established that charisma is not an innate quality of personality, but can develop throughout life. At the same time, police officers are aware of the importance of having this quality and are ready to get information on its development.

Key words: charisma, police officer, formation of leadership qualities, leader, leadership, personality.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

Уже десятилетие мы наблюдаем переход от негативного образа милиции к выстроенному положительному

имиджу правоохранительных органов, в основе которого лежит умение строить диалог с разными категориями граждан, способность увлечь собеседника важной информацией, убедительность. Изменения в сознании граждан, трансформация ценностных установок требует от современного сотрудника полиции наличия новых личностных качеств, одним из которых является харизма.

Она выполняет большую роль в установлении эффективных межличностных отношений. Харизматичность обычно ассоциируется с личной привлекательностью, способностью человека завоевывать расположение окружающих без особых усилий. Многие исследования утверждают, что харизматичные люди внушают больше доверия, вызывают преданность и более высокие результаты у своих последователей. Именно это требуется и от сотрудника полиции.

Дословно с греческого языка «харизма» переводится как «дар богов». Макс Вебер, немецкий социолог отмечал: «Харизмой называется необычное качество личности, благодаря которому ее оценивают как одаренную сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, не доступными другим людям» [1].

Распространённое мнение о врожденности харизмы в современной науке вызывает споры и существует ряд способов, помогающих развить в себе это качество. Одна из позиций советует для этого действовать мужественно, не стремиться нравиться кому-то, верить в свою победу, уметь включать режим «доминирования» в зависимости от обстоятельств [9]. При этом невозможно быть харизматичным всегда и для всех людей [5], но можно научиться привлекать большую аудиторию и быть более убедительным. Джефф Хейден выделяет 10 важных качеств харизматичных личностей, которые можно постараться развить у себя. Так, чтобы быть более харизматичным, стоит больше слушать, а не говорить, не демонстрировать свою значимость, правильно подбирать слова и не обсуждать чужие провалы [6].

Руководители с низким уровнем харизмы слабы в стратегии, но не испытывают проблем с тактикой. Лидеры с высокой харизмой хорошо разбираются в стратегии, но испытывают слабость в тактике и в деталях. А вот лидеры с умеренной харизмой, как правило, демонстрируют оптимальное сочетание навыков, как для стратегических, так и для тактических аспектов работы.

Харизма - это способность человека притягивать к себе других людей, привлекать к себе внимание. Существует легенда: когда Моисей

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

начал водить людей по пустыне, Господь наделил его харизмой и обратно ее с земли не забрал. Это всего лишь легенда, но из нее следует, что харизмой обладает каждый человек.

Харизматичный человек должен обладать пятью основополагающими качествами и характеристиками.

1. Идея. У него должна быть какая-то идея. При этом не обязательно нестандартная.

2. Реализация. Харизматичный человек воплощает свои идеи в жизнь.

3. Стабильность. Тот, кто имеет харизматичные идеи, не только действует в соответствии с ними, но и не изменяет им. Придерживается одной точки зрения по важным для себя вопросам, и люди знают, чего от него ожидать. Он всегда ведет себя определенным образом и зачастую, создав единожды имидж, не изменяет его всю жизнь.

4. Вера в идею.

5. Влияние. Харизматичный человек влияет на других людей и меняет их. В связи с этим нужно сказать о харизме и лидерстве. Эти два понятия часто путают. Лидер - это человек, который меняет поведение других людей для достижения целей группы. И лидерство - не черта характера, а модель поведения. А харизматичный человек меняет других людей, даже без их согласия.

Оливия Фокс Кабейн автор книги «The Charisma Myth: How Anyone Can Master the Art and Science of Personal Magnetism» не только оспаривает мысль о врожденности харизмы, но и доказывает, что это навык, который можно развить [4], как, например, умение конструктивно реагировать на критику. По ее мнению, любой человек может стать харизматиком — разумеется, если захочет.

Кабейн убеждена: в случае врожденности харизмы люди бы могли оказывать влияние на окружающих без остановки, независимо от контекста ситуаций [4]. Классический пример: как-то Мэрилин Монро поспорила, что сможет незамеченной пройти по вокзалу в разгар дня — и выиграла спор. Никто не обращал на нее внимания, пока она, по словам очевидцев, не «взбила локоны, расправила плечи, пошла своей знаменитой походкой и улыбнулась» — и люди сразу же ее узнали.

Если бы харизма была неотъемлемым качеством, никто не смог бы так легко ее использовать в случае необходимости.

Можно предсказать исход переговоров с точностью до 87%, анализируя только мимику, жесты и позу собеседников и не слыша слов. Мы не можем полностью контролировать свое невербальное поведение, но оно отражает наше внутреннее, ментальное состояние, которое мы контролировать можем и даже должны — особенно если хотим произвести впечатление на собесед-

ника. Неуверенность в своих силах, неудовлетворенность от сравнения себя с другими, самоедство и прочие дискомфортные состояния напрямую влияют на психологический настрой, а значит, и на посылаемые нами невербальные сигналы, и на восприятие нас окружающими.

Получается замкнутый круг: мысли вызывают определенные эмоции; любые эмоции имеют телесное проявление; физические ощущения в свою очередь могут навести на ту или иную мысль. Но отсюда следует, что к своим тревогам, внутренним препятствиям, комплексам можно подступиться как со стороны разума, так и со стороны тела или эмоций и что, совладав с чем-то одним, можно осилить и другое. Проще начать с невербальных сигналов. Например, для того чтобы почувствовать себя увереннее, иногда достаточно расправить плечи, поднять подбородок и ослабить узел галстука — уровень гормонов стресса начнет снижаться, и вы действительно почувствуете себя в своей тарелке. Легче всего мозг понимает, затем верит, а с наибольшими энергозатратами перестает верить. Поэтому, если тело посылает мозгу сигналы, что все хорошо, мозг склонен ему поверить и «перенастроиться». Когда человек держится уверенно, у него появляется больше настоящей уверенности в себе — и наоборот.

Сотрудник полиции является представителем власти, в профессиональные обязанности которого входит как требования о прекращении противоправных действий, так и взаимодействие с гражданами с целью проверки документов. Все эти действия требуют наличия у сотрудников полиции харизмы, которая вызывает желание сотрудничать, слушать его рекомендации.

Целью проведенного исследования было определение уровня показателей харизмы у сотрудников отделов внутренних дел.

В исследовании приняли участие 60 сотрудников органов внутренних дел в возрасте от 30 до 45 лет, имеющие стаж службы пять и более лет и проходящие повышение квалификации на базе Дальневосточного юридического института МВД России. В реализации исследования был применен системный подход, который предполагает, что харизма рассматривается как сложное многоуровневое образование. Она включает в себя следующие компоненты: поведенческий, когнитивный, аффективный, мотивационный.

Поведенческий компонент харизмы связан с активной деятельностью, напористостью, отсутствием страха принятия решений, умением действовать энергично и ответственно в любых ситуациях.

Когнитивный компонент харизмы позволяет определять в деле главное и перспективу, просчи-

тывать свои действия для достижения поставленных целей, заряжать своими идеями людей вокруг.

Аффективный компонент относится к внутренним самоощущениям, позитивным жизненным и профессиональным настроем, умениями понимать потребности окружающих людей и находить с ними общий язык.

Мотивационный компонент связан с само-мотивацией и увлечением окружающих своими идеями, проектами, постановкой целей для всех участников общего дела и умением требовать выполнения поставленных задач.

В исследовании по определению уровня развития компонентных составляющих харизмы у сотрудников внутренних дел были использованы следующая диагностические методики Тематический апперцептивный тест (ТАТ) — проективная психодиагностическая методика, разработанная 1930 годах в Гарварде Генри Мюрреем и Кристианой Морган и MLQ, «Многофакторный опросник лидерства», также для определения понимания термина «харизма» и возможностей ее использования в профессиональной деятельности, была применена авторская анкета, состоявшая из 20 вопросов.

Структура MLQ представляет собой 12 подшкал, которые измеряют три стиля лидерства (трансформационный, транзакционный и не тран-закционный) и последствия лидерства.

Трансформационное лидерство оценивается по таким характеристикам как личностное и поведенческое идейное влияние, вдохновляющее мотивирование, интеллектуальное стимулирование и реализация индивидуального подхода. Данный тип лидерства также еще называется хариз-матичным лидерством. Для него характерно внутренняя сильная мотивация. Поставленные цели связаны опираются на высокие уровни моральных принципов и мотивации. Среди 59 опрошенных такой тип лидерства преобладает только у 6.

Транзакционное лидерство оценивается по таким направлениям как управление по отклонениям (пассивное и активное). Данный тип лидерства основывается на мотивирующем и управляющем воздействии. Оценка и вознаграждение сотрудников происходит пропорционально достигнутых результатов. Как правило, данные результаты связаны с материальными ценностями и извлечения выгоды. Среди опрашиваемых подобный тип лидерства отмечается преобладающим у 44 человек.

Не-транзакционное лидерство оценивается по критерию невмешательства. Данный тип лидерства является самым неэффективным. Для такого лидера абсолютно не важна обратная связь, он не пытается мотивировать подчиненных,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

понимать или удовлетворять их потребности. Такой тип лидерства отмечен у 10 человек.

Обратим внимание на то, что при определении типа лидерства можно утверждать о преобладании того или иного типа. Редко можно встретить в чистом виде тот или иной тип лидерства. Чаще всего лидер может использовать подходы и способы управления как с помощью трансформаций, так и с помощью транзакций. Все зависит от конкретной ситуации и поставленных целей лидера.

Второй диагностической методикой стала проективная методика ТАТ (Тематический апперцепционный тест), разработанная Ш. Мюрреем. В состав данной методики входит 6 изображений. В результате применения данной диагностики можно определить один из видов мотивации:

достижения;

власти;

аффилиации (потребности в любви, привязанности, принадлежности группе).

Результаты были оценены по определенным схемам обработки, которые разработаны для 17 показателей. Потребности, по которым определяется вид мотивация личности следующие: в самоуничижении, в достижении (показатель 9 из 10), в аффилиации (показатель 9 из 10), в агрессии, в автономии, в противодействии (показатель 9 из 10), в защите (максимальный показатель), в уважении, в доминировании, в эксгибиции, в избегании ущерба (максимальный показатель), в избегании позора, в опеке, в порядке (минимальный показатель), в игре (показатель равен единице), в отвержении (показатель 9 из 10), в чувственных впечатлениях (показатель равен единице), в сексе (минимальный показатель), в поддержке, в понимании (показатель 9 из 10), в нарциссизме, в социальности (социофилии) (минимальный показатель).

Авторская анкета состояла из 20 вопросов и была направлена на исследование понимания сотрудниками полиции термина «харизма» и возможностей ее использования в профессиональной деятельности.

Так, 75% опрошенных слышали что-то о харизме, но описать примерное содержание термина смогли только 50%. При этом необходимость наличия данного качества для выполнения своих профессиональных действия признают 20%, а 75% готовы к ее развитию в случае, если бы мероприятия по ее развитию были эффективны, а не носили формальный характер. То есть сотрудники готовы уделять внимание своему личностному и профессиональному развитию при условии действенности предлагаемых методик.

Таким образом, нами установлено, что среди сотрудников полиции преобладает транзакцион-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

ное лидерство, однако они готовы совершенствовать свои знания и умения, что перейти к харизматическому лидерству.

Харизма может рассматриваться в качестве центрального конструкта профессиогенеза, как психологическое новообразование, гарантирующее качество и успешность выполнения профессиональной деятельности в субъект-субъектных отношениях. Ее природа имеет деятельностное основание и проявляется в ситуациях решения профессиональных задач, направленных на достижение целей деятельности органов внутренних дел.

Список литературы:

[1] Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения. М., 1990. - С. 132.

[2] Гениндоржиева Д. Б. Концепция «харизмы» Макса Вебера / Д. Б. Гениндоржиева // Вестник Бурятского государственного университета. - УланУдэ: Изд-во Бурятского госуниверситета. 2013. - Вып. 5. - С. 131-135.

[3] Ильюк Е.В. Харизматичность как особое качество руководителя правоохранительного органа // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2018. № 1. - С. 18 - 22.

[4] Кабейн О.Ф. Харизма: как влиять, убеждать и вдохновлять. - М.: Альпина Паблишер, 2013. - С. 47.

[5] Ломова Н.В. Теоретический анализ понятия харизмы как социально-психологического явления. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. №5. С. 77.

[6] Хайден Д. 10 правил самых харизматич-ных людей. [Электронный ресурс]. - режим доступа - иг1: https://ideanomics.ru/articles/182. (дата обращения 31.04.2021)

[7] Хобракова Д. Б. Особенности становления харизматического лидера в современном обществе // Социально-культурные процессы в условиях интеграции и дезинтеграции: материалы всероссийской научной конференции с международным участием. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2017. - С. 214-218.

[8] Цырендоржиева Д. Ш. Харизма учителя как фактор успешности педагогической деятельности / Д. Ш. Цырендоржиева, Д. Б. Хобракова // Учитель в системе современного антропологического знания: материалы XIII международной научно-практической конференции. - Ставрополь, 2017. - С. 48- 54

[9] Шапиро М. Г. Харизма - операционализа-ция и измерение. // Социальные исследования. 2016. № 2. С. 45.

Spisok literatury:

[1] Veber M. Politika kak prizvanie i professiya // Izbrannye proizvedeniya. M., 1990. - S. 132.

[2] Genindorzhieva D.B. Koncepciya «harizmy» Maksa Vebera / D.B. Genindorzhieva // Vestnik Bury-atskogo gosudarstvennogo universiteta. - UlanUde: Izd-vo Buryatskogo gosuniversiteta. 2013. - Vyp. 5. - S. 131-135.

[3] Il'yuk E.V. Harizmatichnost' kak osoboe kachestvo rukovoditelya pravoohranitel'nogo organa // Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2018. № 1. - S. 18 - 22.

[4] Kabejn O.F. Harizma: kak vliyat', ubezhdat' i vdohnovlyat'. - M.: Al'pina Pablisher, 2013. -S. 47.

[5] Lomova N.V. Teoreticheskij analiz ponyatiya harizmy kak social'no-psihologicheskogo yavleniya. // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2014. №5. S. 77.

[6] Hajden D. 10 pravil samyh harizmatichnyh lyudej. [Elektronnyj resurs]. - rezhim dostupa -url: https://ideanomics.ru/articles/182. (data obrash-cheniya 31.04.2021)

[7] Hobrakova D.B. Osobennosti stanovleniya harizmaticheskogo lidera v sovremennom obsh-chestve // Social'no-kul'turnye processy v usloviyah integracii i dezintegracii: materialy vserossijskoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. - Ulan-Ude: Izd-vo Buryatskogo gosuniversiteta, 2017. - S. 214-218.

[8] Cyrendorzhieva D. SH. Harizma uchitelya kak faktor uspeshnosti pedagogicheskoj deyatel'nosti / D.Sh. Cyrendorzhieva, D. B. Hobrakova // Uchitel' v sisteme sovremennogo antropologicheskogo znaniya: materialy XIII mezhdunarodnoj nauch-no-prakticheskoj konferencii. - Stavropol', 2017. - S. 48- 54

[9] Shapiro M. G. Harizma - operacionalizaciya i izmerenie. // Social'nye issledovaniya. 2016. № 2. S. 45.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.