Научная статья на тему 'Теоретический конструкт харизмы как базового элемента поведенческой модели трансформационного лидерства в современном менеджменте'

Теоретический конструкт харизмы как базового элемента поведенческой модели трансформационного лидерства в современном менеджменте Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
289
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАРИЗМА / ТРАНСФОРМАЦИОННОЕ ЛИДЕРСТВО / ИНДИКАТОРЫ / УПРАВЛЕНИЕ / МОДЕЛЬ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ПАТТЕРНЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Федоров В.М., Михалев О.В.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью развития теоретических взглядов на особенности харизматического влияния в рамках модели трансформационного лидерства Б. Басса. В статье анализируются основные дескрипторы и элементы измерения харизмы как ключевого компонента бихевиористской модели трансформационного лидерства Б. Басса. Трансформационное лидерство подразумевает, что лидер проявляет индивидуальное участие и обладает харизматическим влиянием. Эффективные трансформационные лидеры стремятся к развитию общего видения целей, миссии среди членов команды, к убедительной и точной передаче важности изменений, развивают и усиливают доверие, а также вдохновляют своих последователей с помощью личной харизмы. В работе выделяются и описываются характерные особенности, свойства и индикаторы харизмы трансформационного лидера в рамках концепции Б. Басса. Обоснована точка зрения на харизму как измеряемую характеристику трансформационного лидера, включающего в себя определенный набор социально-психологических и управленческих атрибутов. На основе проведенного анализа авторы систематизировали харизматические качества лидеров и сформировали комплекс поведенческих стратегий, свойственных харизматичному трансформационному лидеру. Теоретической и методологической основой исследования явились положения и категориальный аппарат теории трансформационного лидерства в менеджменте. В процессе исследования использовались общенаучные методы исследования: содержательный анализ концепции трансформационного лидерства, формально-логический и системно-структурный методы исследования, методы научного абстрагирования и критического анализа. Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования обеспечиваются его теоретической проработанностью и методологической обоснованностью, логикой постановки исследовательских задач и последовательностью их решения. Результаты исследования имеют важное теоретическое значение для развития важнейшего раздела менеджмента теории трансформационного лидерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретический конструкт харизмы как базового элемента поведенческой модели трансформационного лидерства в современном менеджменте»

УДК 332.146, ББК 65.050.9(4Рос) © В. М. Федоров, О. В. Михалев

В. М. Федоров, О. В. Михалев ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТ ХАРИЗМЫ КАК БАЗОВОГО ЭЛЕМЕНТА ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ТРАНСФОРМАЦИОННОГО ЛИДЕРСТВА В СОВРЕМЕННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ

Актуальность исследования обусловлена необходимостью развития теоретических взглядов на особенности харизматического влияния в рамках модели трансформационного лидерства Б. Басса. В статье анализируются основные дескрипторы и элементы измерения харизмы как ключевого компонента бихевиористской модели трансформационного лидерства Б. Басса. Трансформационное лидерство подразумевает, что лидер проявляет индивидуальное участие и обладает харизматическим влиянием. Эффективные трансформационные лидеры стремятся к развитию общего видения целей, миссии среди членов команды, к убедительной и точной передаче важности изменений, развивают и усиливают доверие, а также вдохновляют своих последователей с помощью личной харизмы. В работе выделяются и описываются характерные особенности, свойства и индикаторы харизмы трансформационного лидера в рамках концепции Б. Басса. Обоснована точка зрения на харизму как измеряемую характеристику трансформационного лидера, включающего в себя определенный набор социально-психологических и управленческих атрибутов. На основе проведенного анализа авторы систематизировали харизматические качества лидеров и сформировали комплекс поведенческих стратегий, свойственных харизматичному трансформационному лидеру. Теоретической и методологической основой исследования явились положения и категориальный аппарат теории трансформационного лидерства в менеджменте. В процессе исследования использовались общенаучные методы исследования: содержательный анализ концепции трансформационного лидерства, формально-логический и системно-структурный методы исследования, методы научного абстрагирования и критического анализа. Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования обеспечиваются его теоретической проработанностью и методологической обоснованностью, логикой постановки исследовательских задач и последовательностью их решения. Результаты исследования имеют важное теоретическое значение для развития важнейшего раздела менеджмента - теории трансформационного лидерства.

Ключевые слова: харизма, трансформационное лидерство, индикаторы, управление, модель,

поведенческие стратегии, личностные качества, паттерны.

В настоящее время стало закономерным возрастание значимости индивидуаль- | ного лидирующего начала в управлении ] и формировании профессиональной ментальности организации. Одним из современных положений ли- ( дерства, наиболее полно отражающих механизмы и ] средства влияния продуктивного лидерства на эффек- < тивность управленческой деятельности, являетсякон-цепция трансформационного лидерства.

Дж. Бернс впервые ввел понятие трансформационного лидерства как процесса, в котором лидеры и последователи помогают друг другу, чтобы перейти к более высоким уровням морального духа и мотивации [21]. Б. Басс продолжил работу Дж. Бернса детально исследуя и объясняя социально- ] экономические и психологические механизмы, лежащие в основе инновационной трансформационной парадигмы и предложил следующую поведенческую модель, где дескрипторамивыступают: индивидуаль- ; ный подход, интеллектуальная стимуляция, вдохновляющая мотивация и идеализированное влияние [19]. < При этом идеализированное влияние возможноис- ] ключительно лидером, обладающим особыми способностями и поведенческими паттернами, то есть харизмой.В качестве основных элементов измерения харизмы Б. Басс выделяет:формирование плана или образа будущего (цель, задачи проекта, результаты и ожидания, вокруг которых объединяются сторонники лидера); чувство призванности; чувство собственного достоинства (сознание личной силы, обучение по- ; добным способностям других и развитие у них талан-

тов); доверие и уважение со стороны подчиненных (как следствие ответственности, последовательности, надежности и настойчивости лидера) [18].

Считается, что люди, наделенные харизмой, одухотворены, словно на них снизошло некое откровение, благодать.Специалист в области лексикологии, семантики и стилистики Л.П. Крысин определяет харизму как особую одаренность, уникальность личности в умственном и духовном отношении [10]. Следует отметить, что концепт «харизма» использовался еще в античные времена в древнегреческой мифологии для определения дара вызывать к себе интерес со стороны окружающих людей. При этом хари-тами называли древнегреческих богинь красоты, грации и изящества. В христианстве данный термин означает «дар Бога». В церковнославянских и русских переводах новозаветных и иных текстов харизма обычно передается словом «благодать». Немецкий ученый М. Вебер ввел понятие харизмы в активный научный оборот, под которым он понимал некоторое свойство личности, признаваемое выдающимся, вследствие чего она оценивается, как одаренная необычными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и качествами, не доступными другим людям [2]. М. Вебер полагал, что не имеет особого значения, из чего складывается и в чем сутьхаризмы лидера самой по себе. Главное и важное, отмечал он, что харизма проявляется и складывается толькопри наличии соответствующей соци-ально-психологическойнеобходимости и потребности. Харизма лидера - это итог и эффект от слияния

масс и индивидуальных лидерских начал, подтвер-ждениесогласия и монолитности их идей, устремлений и интересов.Способности людей, наделенных этим свойством, расцениваются окружающими как нечто сверхъестественное и даже сверхчеловеческое, недоступное «простым смертным». Ж. Блондель, С. Московичи, П. Штомпка, Дж. Л. Ландарм и другие исследователи выявляют направленность поведения трансформационного лидера, ее отличительные признаки и механизмы проявления харизмы. Г. Лебон, анализируя данный феномен, указывает: харизма-«это род господства какой-нибудь идеи или дела над умом индивида. Это господство парализует критические способности индивида и наполняет его душу удивлением и почтением. Это чувство необъяснимо, оно принадлежит к тому же порядку, к какому принадлежит очарование, овладевающее замагнетизиро-ванным субъектом» [11, с. 198]. Как отмечает Дж. Конгер, харизма - это особое умениепоставить перед необходимостью ординарных личностейсовер-шать сверхординарное в случае неблагоприятных обстоятельств. При этом харизма - вовсе не комплекс качеств исключительности, сверхъестественности только лишь узкого круга индивидов. Она свойственна в большей степени тем трансформационным лидерам, которые точно и конкретно представляют себе конечную цель крупных событий, «заражая» остальных своим видением решения проблемы, несмотря на то, что она зачастую не всегда приводит к положительным результатам [22].

При таком понимании остается нерешенной проблема с выявлением, определением индикаторов, свойств, которые формируют феномен харизмы трансформационного лидера.

По мнению Д. Антонакиса, харизма есть совокупность таких свойств как: талант ритора, авторитетность и артистизм [17]. К.Клейн и Р.Хаус отмечают, что к харизматическим свойствам лидера необходимо отнести: просоциальную настойчивость, уверенность в себе, потребность в социальном воздействии, моральную убежденность в нравственном воздействии власти [23]. Л.В. Карташова, Т.В. Никонова и Т.О. Соломанидина определяют харизматические качества лидера как ореол особеннойважности, феноменальности и незаурядности: полная абсолютная убежденность в собственных суждениях и возможностях; способность видеть грядущие изменения гораздо лучше, чем остальные;верность идее, умение рисковать и брать на себя ответственность; иррациональное поведение, не соответствующее общепринятым нормам; способностьадекватно оцениватьреаль-ное положение дел и находить ресурсы, необходимые для достижения цели [7]. Н.П. Романова выделяет следующие дескрипторыхаризматичных трансформационных лидеров: уверенность в своих силах и душевное равновесие; коммуникабельность и умение устанавливать долговременные и прочные межличностные отношения; личное обаяние; положительное восприятие жизни [13]. Н.Б. Энкельманном выделены следующие характеристики харизматичной личности: субъективное магнетически привлекательноевлияние; душевный подъем, испытываемый от разрешенияак-

туальных проблем; отождествление себя с исполняе-мойдеятельностью; твердые убеждения и отсутствие сомнений; способность сосредотачиватьсяна ключевых направлениях; контактность и умение устанавливать долгосрочные межличностные взаимоотношения; наличие системы внешней и внутренней мотивации; умение находить к сотрудникаминдивидуальный подход; способность к системному целеполаганию; притягательность, инициатива и активность; способность к принятию эффективных управленческих решений; позитивное мировосприятие [16]. Е.В. Сидоренко полагает, что к базиснымобразующим харизмы относятся: психосексуальная притягательность; умственные способности выше среднего уровня; общественная значимость личности; наличие богатого жизненного и профессионального опыта [14]. Сущностная сторона харизматичного лидера, считает С.Н. Зинев, формируетсяна основе сочетаниянепо-вторимых внутриличностныхсвойств (удачливости, целеустремленности, конгруэнтности, духовности и представительской внешности) и внеличностных характеристик (наличие последователей) [5]. Н.В. Дмитриева и Н.В. Буравцова считают, что к характеристикам харизмы следует отнести: значительную уверенность в истинности собственных идей; уверенность в себе; энергичность и увлеченность; хорошие риторическиезнания и умения [4, с. 140]. По мнению М. Кете де Врис [8], О Ф. Кабейн [6], Т. Брэч [20], Н.В. Дмитриева и Н.В. Буравцова [1], трансформационные лидеры, обладающие харизматичностью, в различных критических ситуациях проявляют ряд определенных поведенческих особенностей: 1) демонстрируют выдержку и спокойствие; 2) постоянно подчеркивают самые высокие ожидания относительно развития будущих событий и своей роли в их формировании; 3) показываютвнешней среде способность к прогностике событий в будущем. Феномен харизмы имеет место в малых и больших группах, где встречается персонификация идеалов в процессе объединения, сближения и сплочения. Харизматичные трансформационные лидеры обладают притягательной силой, без особого труда увлекают за собой других и находят последователей. Суммируя все свойства харизмы трансформационного лидера, А. Сосланд выводит ее стержневую характеристику -трансгрессивность, вследствие которой формируется особенное энергетическое поле, притягивающее всех, кто имел хотя бы незначительнуюсвязь с харизматической личностью [15].

Таким образом, основными качествами хариз-матичного трансформационного лидера являются: уверенность в себе, своих силах; сила воли; целеустремленность и настойчивость; готовность идти на контакт; открытость; ораторские навыки; умение вдохновлять и мотивировать; глубокая индивидуальность.

В качестве основных детерминант возникновения харизмы чаще всего называют: социально-психологическую ситуацию, в которой осуществляется её деятельность, жизнь; наличие высокого уровня харизматических способностей или, так называемой, харизматической одаренности,

которые дают личности возможность выделиться; наивысший уровень профессионального мастерства в той или иной области. И. Шиффер высказал также мысль о бойцовской позиции харизмы, о том, что личность, которая претендует на особое влияние, в каждую минуту прибывает в состоянии борьбы. Такая бойцовская позиция, готовность к драке в любой момент, - это то, по его мнению, что делает лидера харизматичным [12].

Как считает О.Ф. Кабейн: «харизма заставляет других людей любить вас, доверять вам и подражать. Она поможет определить, рассматривают ли вас как сторонника или как лидера, принимаются ли ваши идеи и насколько эффективно реализуются ваши планы. Как бы то ни было, харизма способна заставить «вертеться этот мир» - она способствует тому, что у людей возникает желание сделать то, что от них хотите вы. Она дает конкурентное преимущество в привлечении и сохранении наиболее ценных талантов. Она вызывает у людей желание работать с вами, вашей командой и вашей компанией. Исследования показывают, что люди, ведомые харизматичными лидерами, работают лучше, считают свою работу более значимой и испытывают больше доверия к своим лидерам, чем те, которые трудятся в командах эффективных, но не столь харизматичных лидеров» [6, с. 9].

Трансформационный лидер, обладающий качествами харизматичности, способен чувствовать окружающий мир, видеть свое место в этом мире, изменятся вместе с меняющимся миром, при этом оставаясь собой и реализуя собственный потенциал. Таким образом, развитие харизматичности имеет большое значение в вопросах самоопределения личности, достижения ею целостности, а значит в вопросе становления идентичности.

По мнению А.С. Криворучко, харизма настолько же врожденная вещь, как, например, фигура человека, данная природой, но ее можно корректировать. Поэтому, харизму точно также можно наработать в течение жизни, если поставить перед собой цель. Для этого необходимо: 1) выработать индивидуальную стратегию постоянного самосовершенствования и саморазвития, другими словами свой персональный "рецепт" развития харизмы; 2) выработать уверенное поведение; 3) использовать приемы ораторского искусства; 4) наличие чувства юмора [9]. Новаторский взгляд прослеживается в научных идеях Н.П. Романовой, которая считает, что харизматические трансформационные лидеры являются ключевыми фигурами инновационного процесса [13]. По мнению бизнес-тренера РадиславаГандапаса, харизма необходима трансформационному лидеру, особенно

во времена кризисные, когда ему трудно принять решение, когда нужно действовать вопреки своим личным целям и интересам [3].

Наши исследования показывают, что харизма-тичные трансформационные лидеры в совершенстве владеют следующим комплексом поведенческих стратегий:

Ораторские способности (люди, стремящиеся вдохновить, говорят охотно, по делу, всегда грамотно, ярко и порой очень эмоционально. Причем создается впечатление, что во время речи на них нисходит именно «благодать», настолько они проникаются собственными идеями);

Внешний облик (люди с харизмой чаще всего далеки от совершенства, но они никогда и не стремятся выглядеть идеально);

Язык тела (харизматичные трансформационные лидеры имеют богатую выразительную мимику; полны энергии, отлично умеют задействовать все ресурсы, чтобы оказать влияние на окружающих);

Эмоциональная и социальная чувствительность (легко ориентируются в окружающей обстановке, «угадывают» настроения других людей и без труда «заражают» их своим).

Из всего вышесказанного следует заключить, что харизма легитимизирует власть, уменьшаетне-одобрительность и критичность в оценке руководителя и его действий (просчеты и ошибки лидера могут оцениваться даже как положительные). Кроме того, харизма трансформационного лидера позволяет принимать управленческие решения и стремиться к их выполнениюпри отсутствии объяснений и интерпре-тацийзначимостии необходимости этого действия. Особо подчеркнем, что эффект харизмы теряет силу в случае, когда трансформационный лидер перестает быть на уровне требований времени, его слова расходятся с делами, положительных результатов его руководство не приносит. Таким образом, с одной стороны, харизма является личностнымкачествомтранс-формационного лидера, на основании которого он считается одаренным необычайной силой, недоступной для рядового члена организации. С другой стороны - харизма основывается в большей степени на убеждениях и представлениях коллектива, чем на личных умениях и таланте человека, хотя они и играют не последнюю роль.Флер обаяния, окутывающий наделенного харизмойлидера, проистекает из его внутренней непоколебимой уверенности в том, что он занимается значимым и важным делом. Именно эта вера в себя и есть фундамент, на котором зиждется харизма трансформационного лидера.

Библиографический список

1. Буравцова, Н.В., Дмитриева, Н.В. Развитие личностной харизматичности посредством социально-психологического тренинга [Текст]/ Н.В. Буравцова, Н.В. Дмитриева // Социосфера, 2014. - № 1. - С. 180-184.

2. Вебер, М. Харизматическое господство [Текст] / М. Вебер // Социологические исследования. - 1988. -№ 5. - С. 139-147.

3. Гандопас, Р. Харизма лидера в бизнесе [Электронный ресурс] / Р. Гандопас. - Режим доступа : www.oratorica.ru., свободный.

4. Дмитриева, Н. В. Психологические концепции харизматической личности [Текст] / Н.В. Дмитриева, Н.В. Буравцова // Мир науки, культуры, образования. - № 4 (41). - С. 137-140.

5. Зинев, С.Н. Феномен харизматической личности: основные теоретические концепции [Текст] / С.Н. Зинев // Актуальные проблемы гуманитарных наук: материалы Межвузовской научно-практич. конф. -Ставрополь: Изд-во ИДНК, 2003. - С. 169-175.

6. Кабейн, О.Ф. Харизма: Как влиять, убеждать и вдохновлять[Текст] / О.Ф. Кабейн. - М.: Альпина Паблишер, 2014. - 307 с.

7. Карташова, Л. В. Организационное поведение [Текст] / Л.В. Карташова, Т.В. Никонова, Т.О. Солома-нидина. - М., 2001. - 220 с.

8. Кете де Врис М. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта[Текст]. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. - 311 с.

9. Криворучко, А.С. Харизма преподавателя как основа его профессионального успеха[Текст] / А.С. Криворучко // Экономика развития. - 2011. - № 1 (57). - С. 103-105.

10. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов[Текст]. - М.: Эксмо, 2006. - 944 с.

11. Лебон Г. Психология народов и масс [Текст]. - СПб, 1995. - 311 с.

12. Ломова, Н.В. Теоретический конструкт харизмы как социально-психологический феномен: исследовательские концепты [Текст] / Н.В. Ломова // Вестн. МГУКИ. - 2014. - № 6 (62). - С. 87-91.

13. Романова, Н. П. Харизма как экстраординарное свойство лидера: общие представления [Текст] / Н.П. Романова // Вестн. ЧитГУ 2011. - № 8. - С. 118-124.

14. Сидоренко Е. В. Тренинг влияния и противостояния влиянию[Текст]. - СПб.: Речь, 2004. - 256 с.

15. Сосланд, А. Фундаментальная структура психотерапевтического метода, или как создать свою школу в психотерапии[Текст]. - М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2013. - 368 с.

16. Энкельманн, Н. Харизма. Личностные качества достижения успеха в профессиональной и личной жизни[Текст] / пер. с нем. - М., 2005. - 262 с.

17. Antonakis John, FenleyMarika, Liechti Sue. Learning Charisma // Harvard Business Review. - June 2012. -Vol. 90. Issue 6. - pp. 127-130.

18. Bass B.M. Bass and Stogdill's handbook of leadership: theory, research, and managerial applications. - N.Y.,

1990.

19. Bass B.M. Transformational leadership: Industrial, military, and educational impact. Mahwah, NJ: Erlbaum.

1998.

20. Brach T. Radical Acceptance: Embracing Your Life with the Heart of a Buddha. - New York: Bantam, 2004.

21. Burns, J.M. (1978) Leadership. New York. Harper&Row. 1978.

22. Conger J. A. The charismatic leader Beyond the Mystique of Leader. - New York, 1962. - pp. 18-25.

23. Klein Katherine J., House Robert J. On fire: charismatic leadership and levels of analysis // Leadership Quarterly. - N.Y., 1995. - pp. 183-198.

Сведения об авторах:

Федоров Виктор Михайлович - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и сервиса ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет» (644050, Российская Федерация, г. Омск, пр. Мира, 11), e-mail: viktor702460@mail.ru.

Михалев Олег Владимирович - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики, менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (644099, Российская Федерация, г. Омск, Набережная им. Тухачевского, д. 14), e-mail: mihalev22@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 08.05.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.