Научная статья на тему 'Харизма как ведущий аспект личности руководителя'

Харизма как ведущий аспект личности руководителя Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
889
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАРИЗМА / МИССИЯ / ЭНЕРГИЯ / ИНСТРУМЕНТЫ ЛИДЕРСТВА / ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ / ОБАЯНИЕ / РОЛИ РУКОВОДИТЕЛЯ / ВЫДАЮЩИЙСЯ РУКОВОДИТЕЛЬ / ХАРИЗМАТИЧНЫЙ ЛИДЕР / CHARISMA / MISSION / ENERGY / TOOLS / LEADERSHIP / SETTING GOALS / THE ROLE OF THE LEADER / AN OUTSTANDING LEADER / CHARISMATIC LEADER

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Горбунова Оксана Владимировна

Актуальность исследования и в тоже время проблема в менеджменте связана с односторонним представлением в источниках понятия харизматичной личности. Целью данного исследования является демонстрация разностороннего подхода к исследованию категории «харизма» в качестве ведущего аспекта личности управленца. В работе использованы методы сопоставительного анализа харизматических черт с обаянием, ролями руководителя и чертами выдающегося руководителя. В ходе применения комбинированного метода результатом исследования послужила разработка«харизматического калейдоскопа» в рамках основных элементов проявления харизмы. Ключевой вывод исследования заключается в необходимости при оценке степени проявления харизмы учета выполняемых руководителем ролей и известных инструментов системы лидерства. Результаты исследования могут найти применение при проведении лекций-семинаров на тему лидерства, а также послужить подспорьем в разработке упражнений для проведения тренингов.The relevance of the study and at the same time the problem in management is associated with a one-sided representation in the sources of the concept of charismatic personality. The purpose of this study is to demonstrate a comprehensive approach to the study of the category of "charisma" as a leading aspect of the personality of the Manager. Methods of comparative analysis of charismatic features with charm, roles of the head and features of the outstanding head are used in work. During the application of the combined method, the result of the study was the development of a "charismatic kaleidoscope" in the framework of the main elements of charisma. The key conclusion of the study is the need to assess the degree of charisma of accounting for the roles performed by the head and the known tools of the leadership system. The results of the study can be used in lectures and seminars on the topic of leadership, as well as to assist in the development of exercises for training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Харизма как ведущий аспект личности руководителя»

УДК 65

ХАРИЗМА КАК ВЕДУЩИЙ АСПЕКТ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ

Горбунова Оксана Владимировна, Автономная некоммерческая организация дополнительного образования «Центр деловой практики», г. Тюмень

E-mail: centrdelovojpraktiki@list.ru

Аннотация. Актуальность исследования и в тоже время проблема в менеджменте связана с односторонним представлением в источниках понятия харизматичной личности. Целью данного исследования является демонстрация разностороннего подхода к исследованию категории «харизма» в качестве ведущего аспекта личности управленца. В работе использованы методы сопоставительного анализа харизматических черт с обаянием, ролями руководителя и чертами выдающегося руководителя. В ходе применения комбинированного метода результатом исследования послужила разработка «харизматического калейдоскопа» в рамках основных элементов проявления харизмы. Ключевой вывод исследования заключается в необходимости при оценке степени проявления харизмы учета выполняемых руководителем ролей и известных инструментов системы лидерства. Результаты исследования могут найти применение при проведении лекций-семинаров на тему лидерства, а также послужить подспорьем в разработке упражнений для проведения тренингов.

Abstract. The relevance of the study and at the same time the problem in management is associated with a one-sided representation in the sources of the concept of charismatic personality. The purpose of this study is to demonstrate a comprehensive approach to the study of the category of "charisma" as a leading aspect of the personality of the Manager. Methods of comparative analysis of charismatic features with charm, roles of the head and features of the outstanding head are used in work. During the application of the combined method, the result of the study was the development of a "charismatic kaleidoscope" in the framework of the main elements of charisma. The key conclusion of the study is the need to assess the degree of charisma of accounting for the roles performed by the head and the known tools of the leadership system. The results of the study can be used in lectures and seminars on the topic of leadership, as well as to assist in the development of exercises for training.

Ключевые слова: харизма, миссия, энергия, инструменты лидерства, постановка целей, обаяние, роли руководителя, выдающийся руководитель, харизматичный лидер.

Key words: charisma, mission, energy, tools, leadership, setting goals, charisma, the role of the leader, an outstanding leader, a charismatic leader.

Человек, у которого нет харизмы, присоединяется к группе и говорит: «А вот и я». Человек, у которого она есть, присоединяется к группе и говорит: «А вот и вы».

Джон Максвелл

Многие из нас слышали о харизме, но и о том, что ей можно научиться. Руководитель, обладающий харизмой, автоматически становится харизматичным лидером. Обязательно ли им быть? И почему харизма выступает главной стороной личности руководителя? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Суть харизмы можно понять, характеризуя ее составляющие, наличие которых в полном комплекте для харизматичного лидера является обязательным (рис. 1).

Миссия дает осознать свое предназначение, в которое нужно поверить. Это своеобразный идейный мир конкретного человека. Иначе, как можно увлечь за своими идеями, если самому в них не верить? Именно она задает направление деятельности, которая осуществляется через достижение поставленных целей, ориентированных на реализацию миссии.

Энергия необходима для придания сил при каждом выполненном шаге в рамках реализации великой цели. Через осознание миссии руководитель может обрести эмоциональную энергию. Физическую же - через занятия спортом, йогой, к примеру. На рис. 2 представлены источники энергии и здоровья.

Энергия (физическая и духовная)

Инструменты лидерства

Рис. 1 Составляющие, отражающие суть харизмы

Дыхание

Вера

Отды

Движение

Очищение

Питание

Вода

Рис. 2 Источники здоровья и получения энергии

Отдых служит для восстановления сил. Вера нужна для управления подсознанием. Пища необходима в целях восполнения затрат тела. Водные процедуры являются самыми легкими, но в тоже время одними из самых мощных источников повышения энергии. Очищающие мероприятия - для обновления тела, повышения и обретения им легкости. Движение - источник не только физической, но и психической энергии, а дыхательные техники открывают путь к медитации, повышению интуиции и осознанности действий.

Накопление энергии необходимо руководителю для того, чтобы он смог делиться ею с подчиненными, заряжая их своими идеями, своей миссией, которую он осознал, в которую он искренне поверил.

Инструменты же лидерства помогают реализовывать продуманные шаги (легкость в общении, стиль, собственные «фишки» и т.п., а самое главное -позитивный настрой и уверенность в себе в разных ситуациях, уверенность в своих идеях, умение и желание учиться, заниматься развитием и себя, и окружающих).

В дополнение отметим, что по данным исследования информационного потока во время общения, проведенных в 80-х гг., выявлено, что невербальные каналы (мимика, жесты) занимают порядка 55% всего потока информации. Остальное приходится на значение слов и интонацию, тембр голоса (рис. 3). Поэтому значение харизмы высоко.

Почему инструменты лидерства? Потому, что они выступают средствами достижения небольших целей во имя исполнения мечты. А лидерство имеет в этом вопросе значение оттого, что при принятии решений другие смотрят, ориентируются на лидера, прислушиваются к нему. Именно его голос является решающим. И для того, чтобы приобрести харизму, требуется быть целеустремленным, готовым внести свою «лепту» в решение проблем человечества, быть энергичным, чтобы лень не смогла остановить, и стать лидером. Или стоит вначале приобрести харизму, что, в конечном итоге, автоматически сделает ее носителя лидером целенаправленным и целеустремленным, собранным и устойчивым?

Зро/„

55%

О Невербальные каналы □ Интонация и тембр голоса ■ Значение слов

Рис. 3 Восприятие отдельных составляющих информационного потока

Чтобы разобраться в постановке цели, необходимо осознать, чего хотим, выбрать из набора желаний всего одно на ближайшие 4-7 недель, временно забыв про остальные намерения для реализации той самой одной цели. За таким руководителем подчиненные обязательно пойдут.

Также необходимо учесть критерии, которым должна соответствовать поставленная цель: конкретности (измеримости во времени и готовности результата), осязаемости (подробно описывающей результат через восприятие чувств), независимости (зависимости только от субъекта цели с продумыванием всех возможных неожиданностей), экологичности («жертвенности» со стороны субъекта цели) и стать истинной ценностью (высокой значимости) (рис. 4) [1].

Харизма является особым даром влияния на людей и ведения их за собой. В переводе с греческого означает "милость", "благодать", "божественный дар".

Осязаемость

Конкретность

Ценность

Рис. 4 Алгоритм постановки цели - К.О.Н.Э.Ц.

И. Пинтосевичем, выступающим автором книг и уникальных тренинговых программ по самосовершенствованию, предложен свой способ обретения «божественного дара», имеющий название «Алгоритм достижения». Данный способ заключается в нахождении успешных людей, добившихся немалого, исследовании их стратегий мышления и действий, затем - в разработке собственной стратегии обучения и действий на основе приобретенных «практических» знаний о моделях стратегического мышления [1].

Руководитель, обладающий харизмой, приобретает авторитет не только в официальном плане из-за занимаемой должности, но и становится обладателем личной (референтной) власти [2]. Такой руководитель вызывает доверие и привлекателен для сотрудников. Так, почему же не научиться харизме, если это возможно? Ведь такой подход способен укрепить власть руководителя, за которым сотрудники всегда будут идти и ценностям которого будут верны. Именно такой руководитель точно знает, куда, в каком направлении движется компания, почему выбрано данное направление, и, самое главное, способен с уверенностью заявить об этом своим подчиненным. В этом и проявляется принцип «А вот и вы!».

Почему харизматичный руководитель так притягателен для подчиненных? Потому что он обаятелен. Обаяние человеку придают несколько «штрихов» (привычек). Проведем небольшое исследование.

В одном специальном журнале для руководителей приведены «тайны» обаяния [3]. Как эти «тайны» связаны с харизмой? (см Табл. 1). Представим результаты сопоставительного анализа по данному вопросу.

Таблица 1

Взаимосвязь обаяния и харизмы

Составляющие хариз-матичного характера Привычки обаятельных людей

Задают вопросы Искренни в меру и не сплетники Привлечь внимание — не для них Используют позитивный язык тела, улыбаются Производят сильное впечатление при знакомстве Умело сочетают энтузиазм и юмор

Великая цель

Энергия

Уверенность

Легкость в общении

Таким образом, уверенность и легкость в общении, являющиеся ведущими инструментами лидерства с точки зрения харизмы, и делают в наибольшей степени человека обаятельным (искренен, интересуется другими, имеет позитивную мимику, жесты и всегда производит сильное впечатление при знакомстве). И снова работает принцип «А вот и вы!».

Теперь разберемся, каждый ли руководитель способен стать харизматичным в зависимости от выполняемых им ролей в компании. В табл. 2

отражены, по мнению практиков, главные роли, выполняемые руководителем [4]. В таблице покажем результаты проведенного сопоставительного анализа.

Итак, миссия требует от руководителя быть стратегом, вводить инновации и заботиться о передаче своих полномочий в случае ухода. Чтобы вдохновлять нужных людей для реализации своих целей, нужна энергия. Инструменты лидерства помогут при выполнении повседневных задач, наставничестве и при взаимодействии компании с внешним миром.

Таблица 2

Составляющие хариз-матичного характера Роли руководителя в копании

Исполнитель (решает задачи сегодняшнего дня) Стратег (заботится о перспективах компании) Энерджайзер (вдохновляет персонал на достижение целей) Ментор (наставник) (обеспечивает обучение и развитие персонала) Новатор (обновл яет компанию) Посол (обеспечива ет связь компании с внешним миром) Хозяин (занимае тся поиском преемника)

Великая цель

Энергия

Инструменты лидерства

Выполняемые руководителем роли и элементы харизмы Целью следующего исследования послужило установление взаимосвязи черт выдающихся руководителей с чертами харизматичного лидера, чтобы определить, обязательно ли выдающийся руководитель - руководитель, обладающий харизмой (табл. 3) [4].

Таблица 3

Сопоставительный анализ черт выдающегося руководителя и харизматичного лидера

Черты хариз-матичного лидера Черты выдающегося руководителя

Осознает важность дела Постоянно развивается Желает стать мастером дела Связывает самореализацию с успехом компании Строит управ-ленческ ую компанию Формирует систему «распредел енного лидерства» Считает саморазвитие частью должностных обязанностей

Имеет великую цель

Энергичен

Уверен в себе и в своих идеях

Позитивен

Таким образом, осознав свою миссию, руководитель осознает ее важность. Для саморазвития необходим запас энергии. Убежденность в собственных идеях и уверенность в себе позволяет связывать самореализацию с успехом компании. А позитивный настрой гарантирует создание эффективной команды, которая и реализует все задуманное.

Ранее было оговорено, что харизматичный руководитель ведет за собой

подчиненных, да и сами подчиненные не против идти за его идеями. Д. Новак, являющийся автором программы в области мотивации и вовлечения сотрудников, выделил 5 составляющих успеха по умению вести за собой людей [6]. Они заключаются в собственной уникальности (быть верным себе, но при этом быть притягательным), искать новые знания (новатор), а полученными знаниями делиться с окружающими (распространение идей), раскрывать потенциал людей (активное подключение к решениям задач) и не останавливаться на достигнутом (постоянное самосовершенствование). И эти составляющие, как видим, тоже «отражение» харизмы. Инструменты лидерства, как составляющая харизмы, включают и уникальность, и генерацию идей, и наставничество. Постоянное самосовершенствование нуждается в энергии, являющейся также компонентом харизмы.

Итак, на основе проведенного исследования по сопоставимости черт харизматичного руководителя с чертами обаятельных людей и выдающегося руководителя, а также выполняемыми им ролями, представим, так называемый, «харизматичный калейдоскоп» для руководителя (рис. 5).

В заключение отметим, что необходимо помнить: сильный характер и обаяние, отражающие суть харизмы, не только могут быть достоинством руководителя, но и недостатком в силу того, что коллеги, порой, боясь личности своего начальника, могут доводить до него далеко не все факты. Об этом пишет автор книги «От хорошего к великому» Д. Коллинз. В этом вопросе главное -«золотая середина».

Рис. 5 «Харизматичный калейдоскоп» для руководителя

Таким образом, исследование отражает характеристику харизматичной личности руководителя путем соизмерения данной категории менеджмента с выполняемыми ролями руководителя и инструментами лидерства.

Список использованных источников:

1. Пинтосевич, И. Влияй! 7 заповедей лидера / И. Пинтосевич. - М.: Эксмо, 2013. - 288 с.

2. Авторитет руководителя: 5 оснований власти // Генеральный директор: персональный журнал руководителя. - URL: https://www.gd.ru/artides/2875-avtoritet-rukovoditelya (дата обращения: 26.02.2018)

3. Как нравиться окружающим: 11 тайн обаяния // Генеральный директор: персональный журнал руководителя. - URL: https://www.gd.ru/artides/4084-kak-nravitsya-okrujayushchim (дата обращения: 10.01.2018)

4. 6 ролей, которые руководитель играет каждый день // Генеральный директор: персональный журнал руководителя. - URL: https://www.gd.ru/ articles/8860-qqq-16-m10-18-10-2016-roli-rukovoditelya (дата обращения: 03.03.2018)

5. Умение вести людей за собой: 5 составляющих успеха // Генеральный директор: персональный журнал руководителя. - URL: https://www.gd.ru/ articles/4252-umenie-vesti-lyudey-za-soboy (дата обращения: 17.01.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.