Научная статья на тему 'Развитие гуманизма в истории философских и педагогических учений'

Развитие гуманизма в истории философских и педагогических учений Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
1132
75
Поделиться

Текст научной работы на тему «Развитие гуманизма в истории философских и педагогических учений»

ПЕДАГОГИКА

З.Г. Нигматов

РАЗВИТИЕ ГУМАНИЗМА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Для ответа на вопрос о зарождении гуманистических устремлений людей большое значение имеет изучение и анализ взаимоотношений человека и общества на различных этапах их развития. Философская концепция гуманизма предполагает при этом изучение человека прежде всего под углом зрения борьбы с силами природы, отрицательными явлениями, возникающими в процессе развития общества. Она требует также изучения вопросов формирования и эволюции подлинно гуманистических черт личности самого человека.

Прежде всего надо отметить, что нет четкости в определении исторического периода возникновения гуманизма даже у философов. Так, В.П. Волжин,

A.Х. Горфункель, П.Н. Федосеев относят его появление к эпохе Возрождения,

B. Келле рекомендует искать истоки гуманизма в народном творчестве с древнейших времен, М.И. Петросян утверждает, что гуманистические идеи были характерны для идеологии трудящихся масс в период рабовладельческого строя, а Г.М. Фомин доказывает, что гуманистические устремления людей возникли еще в доклассовом обществе [1].

Нам же представляется наиболее верной точка зрения тех ученых, которые считают, что гуманизм был присущ всему ходу развития человечества с его ранних этапов, будучи его неотъемлемой частью. Менялось общество, менялся человек, соответственно менялся и характер гуманизма.

Исторический процесс возникновения, формирования и развития гуманизма отражает процесс становления и эволюции человеческой цивилизации. Становление самого человека, выделение его из животного мира, обретение им идей гуманизации означали смену биологических факторов его поведения социальными. Это означает, что на следующем этапе эволюции человеческого общества начинали доминировать социальные факторы. Поведение людей все более строилось на удовлетворении социальных, собственно человеческих потребностей. Удовлетворение социальных потребностей в свою очередь означало завершение процесса становления человека вида homo sapiens - человека разумного.

Отдельные исследователи утверждают, что поскольку в первобытном обществе личность еще не выделилась, говорить о первобытном гуманизме нелепо. На наш же взгляд, это выглядит нелепым с точки зрения современного понимания гуманизма. А целесообразная деятельность человека во все времена была направлена на освобождение от различного рода противоречащих его свободному развитию зависимостей. И прежде чем гуманизм был осмыслен ве-

ликими мыслителями и интерпретирован в соответствии с уровнем развития и нуждами общества, он выступал в виде практической деятельности людей - в труде, который, по выражению Энгельса, и «создал человека». Идеалы гуманизма в конечном счете возникли как следствие стремления людей привести настоящую жизнь в соответствие с желаемым, с должным.

Изучение трудов видных философов, социологов, этнографов, педагогов, а также анализ многих исторических факторов, почерпнутых из различных источников, подтверждают, что гуманистические порывы, стремления, идеи зародились еще при родовом строе. Многие ученые обратили внимание на то, что именно в тот период впервые проявились настоящие человеческие черты, обусловленные родовой близостью. Уже в условиях родового строя человек начинал осознавать собственное отношение к природе, к другим людям, к самому себе.

В первобытном обществе, вследствие низкого уровня развития производительных сил, сложилось своеобразное равенство между людьми и свойственный ему первобытный коллективизм. Человек чувствовал органическую связь с родом, вне пределов которого он не мог существовать.

Все сказанное подтверждает мысль о зарождении гуманистических идей и чувств еще в доклассовом обществе. В этом плане заслуживает внимания и книга аргентинского философа Э. Агости «Возрожденный Тантал», в которой автор делает вывод, что «история гуманизма - это в конечном счете история человеческого общения» [2].

Вместе с тем, признавая правильной и вполне доказанной мысль о появлении идей гуманизма в родовом строе, следует всегда помнить об особенностях, сложности и противоречивости их развития. Полное равенство членов общества, отношения дружбы между ними, сотрудничества и взаимопомощи проявлялись лишь в пределах конкретного рода. Процесс становления и развития положительных свойств человека и общества проходил в условиях острой борьбы противоположных сил и тенденций. Поэтому при характеристике и оценке способов взаимоотношений между обществом и человеком в условиях первобытно-общинного строя общепринятый нами термин «гуманизм» может быть употреблен лишь с весьма большой степенью условности.

Человека того далекого первобытного общества нельзя представлять гуманистом в современном смысле слова. Гуманизм родового строя выступал в форме непосредственно практического, чувственно обыденного сознания. Высокие свойства и лучшие черты человека находились еще в зачаточном состоянии, а наряду с возникшими положительными качествами имели место дикость, косность.

В то же время преобладание прогрессивных устремлений и положительных черт у человека над отрицательными определило поступательный характер их развития. Ни суровые обычаи и традиции, ни вражда племен, ни религиозные верования не смогли остановить поступательный ход истории и помешать возникновению положительных свойств человека, жизнеутверждающего

оптимизма, человеколюбивых идей и чувств доброты и дружбы, взаимопомощи и стремления к счастью и всестороннему развитию индивидуума.

Возникновение положительных свойств и черт человека в обществе было своеобразным проявлением отношений сотрудничества между людьми и взаимной помощи, равноправия, добровольного и всеобщего участия в управлении общественными делами, глубокого уважения к старшим и друг другу, сложившихся на основе общественной собственности родового строя. Проявление этих свойств и черт было исторической необходимостью на этапе становления человеческого общества, когда оно коренным образом и навсегда отделилось от животного мира.

Развитие положительных свойств человека представляло особо сложный процесс преодоления противоречий. В ходе исторического развития изменялось содержание таких понятий, как дружба, благожелательность, доброта, уважение к женщине, чувство собственного достоинства, взаимопомощь и другие. Изменение содержания этих понятий было обусловлено глубокими преобразованиями и изменениями во взаимоотношениях между людьми. Например, если раньше при матриархате женщина пользовалась всеобщим вниманием и заботой со стороны мужчин, то при переходе к патриархату она постепенно теряла свое высокое положение.

Каждый следующий этап в развитии человеческого общества представлял собой и более высокую ступень активности человека в преобразовании им окружающей природы для своих целей, в своих интересах. Будучи частью природы, человек вместе с тем становится общественным существом, носителем социальных связей, отношений. Этот процесс являлся воплощением гуманистических функций человека, который обуславливал возникновение потребности в расширении сферы морального фактора.

В эпоху средневековья идеи гуманизма были неразрывно связаны с отрицанием суровых порядков, существовавших в обществе. В этом отрицании заключались зародыши утверждения будущих новых отношений, нового подхода к человеку. Гуманистические тенденции вступали в борьбу с христианским аскетизмом. Критика аскетизма более отчетливо выявилась у странствующих поэтов-вагантов, воспевавших плотскую любовь, земные радости, за что церковь обвиняла их в «безумстве» и «бесстыдстве». Все это было только преддверием той уничтожающей критики аскетизма, которая стала могучим средством борьбы с христианством в эпоху Возрождения.

Эпоха Возрождения знаменует собой начало третьего, самого значительного этапа в развитии гуманизма. Вместе с тем необходимо отметить, что гуманистические идеи эпохи Возрождения возникли не на пустом месте, а явились следствием использования богатейшего опыта предшествующих этапов развития гуманизма. При характеристике существенных черт гуманизма эпохи Возрождения исследователи указывают на его глубокую идейную связь с гуманизмом античности. Анаголь Франс, в частности, писал: «Это вновь обретенный дух античности, это - воскрешенная античная словесность и науки. И как животворны, как жизнеспособны греческие и римские шедевры! Они восстают из

тлена, и человеческая мысль мгновенно разрывает их саваны. Из таких раскиданных по всему свету обломков, пролежавших под спудом более тысячи лет, вдруг выбивается вечный источник обновления».

Сохраняя несомненную преемственность с гуманистическими идеями прошлого, гуманизм Возрождения тем не менее представлял собой качественно новый этап в его развитии. Он создал достаточно целостную концепцию человека. Прежде разрозненные гуманистические идеи и традиции были приведены в стройную систему мировоззренческих взглядов. Гуманизм эпохи Возрождения - не механическое соединение ранее существовавших идей, а критическая переработка накопленного мыслительного материала в соответствии с потребностями текущих событий, с задачами острой политической борьбы. Практически это было новой концепцией человека зарождающейся буржуазной эпохи.

В противоположность церковной идеологии, где в центре стоял бог, гуманисты провозгласили центром мира человека.

Гуманисты эпохи Возрождения совершили коренную ломку в методологии познания человека. Они восстановили и утвердили господство разумных начал, основанных на осмыслении природы человека. После тысячелетнего господства мистики, схоластики и аскетизма гуманисты по существу заново открывали человека, стремились с позиции разума постичь его с различных сторон. Они положили начало отношению к человеку как к высшей ценности, впервые выдвинули идею о гармоничных взаимоотношениях между людьми. В условиях подлинно человеческой жизни, утверждал итальянский гуманист Лоренцо Балла, «каждый будет радоваться не менее чужой, чем своей радости».

В гуманистической идеологии этого периода провозглашалось величие человеческой личности, глубокая вера в возможности человека, в его неограниченные способности, силу и красоту. Художники, писатели, философы, скульпторы стремились показать живой мир нового человека, его физическое и психологическое совершенство, его умение бороться за утверждение подлинно человеческих идеалов. Они демонстрировали возможности в художественной форме постичь человека во всем богатстве его проявлений.

Такими цельными, выдающимися людьми своего времени были Петрарка, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан, Рабле, Данте, Бруно, Галилей, Монтень, Коперник, Шекспир, Сервантес и многие другие представители науки и культуры. Среди гуманистов находились даже те, которые выступили против сословного деления общества: личные качества человека, его творческая активность, истинное вдохновение, а не родословность происхождения составляют величайшее достоинство человека. Итальянский гуманист Ф. Петрарка писал: «Достоинство не утрачивается от низкого происхождения человека, лишь бы он заслужил его своей жизнью. И действительно, если добродетель дает истинное благородство, я не вижу, что может помешать кому-то ни было стать благородным».

Таким образом, эпоха Возрождения сыграла громадную прогрессивную

роль. Она оказала такое большое влияние на развитие идей о человеке, что получила специальное название гуманизма.

Тенденция демократического гуманизма в XIX веке была обобщена социалистическим содержанием, что весьма ярко выразилось в сочинениях соци-алистов-утопистов. От счастливого острова «Утопия» Т. Мора и «Города солнца» Т. Кампанеллы к «Письмам женевского обитателя к современникам» Сен-Симона, далее от коммунистической колонии «Новая Германия» Р. Оуэна к «Что делать?» Н. Чернышевского - таков длинный и трудный путь развития утопического гуманизма. В работах социалистов-утопистов обосновывается необходимость уничтожения буржуазного общества и перехода к новому строю, свободному от всякой эксплуатации.

Несмотря на то, что многие представления социалистов-утопистов о будущем строе были несбыточными, их заслуга состояла в том, что они смогли теоретически глубоко представить взаимоотношения между человеком и обществом. В то же время они не сознавали объективной закономерности возникновения нового общества и по-прежнему обращались к миру чувств человека, апеллируя к его нравственным идеалам.

Новое понимание всего круга вопросов, связанных с гуманистической проблематикой, обосновали основоположники марксизма. Гуманизму они придали революционно-политический характер.

В трудах социалистов-утопистов они обнаружили абстрактно-гуманистический подход к проблеме человека, согласно которому развитие личности рассматривалось лишь с позиции духовного самоусовершенствования, а гуманизм - как умозрительная категория, продукт чистого сознания. Будучи частью общего революционного учения о преобразовании мира, марксистско-ленинская теория гуманизма исходит из необходимости революционной борьбы за полное утверждение таких экономических и социально-политических отношений, которые ликвидировали бы социальный антагонизм и эксплуатацию человека человеком.

Последователи различных разновидностей гуманизма на Западе организуют многочисленные «гуманистические союзы» и общества: «Американская гуманистическая ассоциация», «Британский этический союз», «Лига гуманистов Бельгии», «Лига гуманистов Голландии», гуманистические общества во Франции, Германии, Норвегии и др. Создан даже «Международный гуманистический и этический союз».

Все они проводят многочисленные съезды, симпозиумы, издают специальные журналы, стремятся внедрить в сознание людей гуманистические идеи: «гуманистический психоанализ», «философия свободы», «христианско-персо-налистский гуманизм», «психоматематический гуманизм», «гуманный социализм» и пр.

Среди представителей западных гуманистических обществ имеется немало интеллигенции, искренне ищущей ответа на волнующие проблемы современности. Так, книга общественного деятеля, организатора и президента Римского клуба Аурелио-Печчеи «Человеческие качества» представляет собой рас-

сказ талантливого, образованного и либерально мыслящего интеллигента Запада.

Представители современного буржуазного гуманизма делают упор на просвещение. Доказательством тому служат протоколы лондонского «Международного и этического союза», в которых записано: «Гуманистическое движение является просветительным, участники которого стараются своим влиянием на людей изменить их взгляды, цели и способности».

Раскрытие этапов сложного и противоречивого процесса развития гуманизма и изменчивости его содержания в зависимости от общественно-экономических формаций предполагает и рассмотрение вопросов сегодняшнего состояния его реализации в нашем обществе и определения путей существенного углубления гуманистического потенциала человека в условиях нового политического мышления.

Вопрос этот большой и сложный, требующий специального социологического, философского, психологического исследования. В соответствии с предметом педагогического исследования мы отмечаем следующее.

Во времена строительства социализма откровенной стала пропаганда жестких форм поведения как якобы необходимых для проявления классовой принципиальности и требовательности. Образ «железной карающей руки» был превращен в символ социализма, а проявления таких социальных чувств, как доброта, милосердие, сострадание, человеколюбие, клеймились как потеря «классового чутья», как проявления «политического либерализма», примиренчества.

А в послевоенные годы психология насилия проявила себя не только в репрессивной практике сталинского режима, но и в широком распространении административно-бюрократических методов построения социализма, в хозяйственно-экономической, социально-политической и даже духовно-нравственной жизни, в культуре, образовании и воспитании. Практическое противоречие между гуманистическими целями, идеалами социализма и чуждыми ему средствами и методами строительства привело к девальвации высочайших гуманистических ценностей, выработанных человечеством.

Волна обновления, поднявшаяся в конце 80-х - начале 90-х годов почти во всем мире, все более ощутимо показывает настоятельную необходимость гуманистических перемен. В основе их лежит кризис сталинской модели общественного устройства, который углублялся на протяжении десятилетий. Разрабатываются теоретические основы нового облика гуманизма, в соответствии с которым о реальном экономическом и социальном прогрессе стали судить по тому, как удалось обеспечить рост благосостояния людей, привести к расцвету экономику, технику, науку, культуру и образование. Движение именно в этом направлении и отвечает принципу гуманизма. Таким образом, можно заключить, что проблемы гуманизма волновали общественную мысль всегда. А сегодня они актуализировались в связи с тем, чтобы в переходную любую общественную практику, политическое событие, научное открытие, новую теорию и т.д. мы оценивали в зависимости от того, как они соотносятся с проблемами

человеческого бытия, принципами социальной справедливости и прогресса, насколько соответствуют насущным потребностям людей. Теперь речь уже идет о кардинальных вопросах дальнейшего существования человека. В силу подобной обусловленности научно обоснованный гуманизм становится категорическим требованием новой эпохи. Как утверждают современные ученые-философы, если появление человека привело к возникновению гуманизма, то в наши дни исчезновение гуманизма угрожало бы самому существованию человека.

Советские ученые-педагоги и учителя общеобразовательных школ, стоявшие на гуманистических позициях в вопросах воспитания, разрабатывали такие его принципы и методы, которые обеспечивали бы полное и свободное развитие личности каждого ребенка. Развитие сознательности, активности детей, создание возможностей для их творческой деятельности, умение педагогов вовремя прийти на помощь им, а не подавление их личности - вот те требования, которые предъявлялись истинными педагогами-гуманисгами к организаторам детской и школьной жизни в послевоенные 40-е и 50-е годы.

Чрезвычайно остро стоял вопрос об оказании немедленной помощи осиротевшим детям, потому что война, породившая голод и разруху, увеличила и число обездоленных детей. Требовались невероятные усилия, чтобы создать этим детям нормальные условия жизни, накормить, одеть, дать возможность учиться, другими словами, нужно было вернуть детям детство, оградить их от нищеты, преступности, болезней.

Педагогами этого периода постепенно разрабатывалась целостная система гуманистических приемов работы с детьми, учитывающая их слабое здоровье, особенности развития, интересы и наклонности. Послевоенная педагогика выдвинула принцип доброжелательного отношения к детям. Большое место отводилось и индивидуализации как чрезвычайно важному принципу, способствующему утверждению гуманного отношения к ребенку, максимальному учету возрастных и индивидуальных особенностей каждого ученика. Индивидуальный подход пронизывал не только учебную деятельность, но и воспитательный процесс. Принцип индивидуализации обусловливал организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы внешние факторы гуманного воздействия на ученика способствовали развитию его внутренних побудительных стимулов к систематическому сознательному совершенствованию добрых поступков, формированию гуманного поведения.

Борьба за повышение эффективности работы по гуманистическому воспитанию школьников требовала развертывания деятельности по созданию соответствующих учебников и учебных пособий по педагогике, четкого определения задач по формированию гуманистической морали. Задачи формирования у подрастающего поколения гуманистической идейности, бодрости, уверенности в своих силах, уважительного отношения к труду и любви к людям труда, рассматривались в первых послевоенных учебниках по педагогике и учебных пособиях

В начале 50-х годов стали появляться работы, более или менее конкретно освещавшие педагогический аспект проблемы гуманизма. Так, И.М. Духовный в «Очерках по педагогике», рассматривая вопрос «О социалистическом гума-

низме как составной части советской нравственности», отмечал, что с формированием коллективных связей личности, товарищества, дружбы неразрывно связано и «воспитание любви к человеку, внимательного, чуткого к нему отношения», что «воспитание гуманизма включает и борьбу с эгоизмом». Автор попытался показать основные пути воспитания этих качеств в условиях школы и семьи. И.М. Духовный попытался определить те качества, которыми должна обладать гуманная личность, наметить пути воспитания этих качеств у учащейся молодежи. Однако этот раздел книги не полностью раскрыл проблему педагогического аспекта гуманизма, ибо в нем не дан механизм процесса формирования у школьников гуманистических чувств, представлений, убеждений и навыков поведения. В целом проблема воспитания гуманности у подрастающего поколения не получила своего полного освещения. Она рассматривалась лишь с точки зрения формирования социалистического мировоззрения [3].

Проблеме гуманистического воспитания молодого поколения была посвящена четвертая глава книги Н.И. Болдырева «Воспитание коммунистической морали у школьников». В ней рассматриваются такие вопросы, как сущность социалистического гуманизма и его особенности, задачи, содержание и формы воспитания социалистической гуманности у школьников. Автор довольно обстоятельно раскрыл содержание понятия «социалистический гуманизм». Он отмечал, что в социалистическом гуманизме находят отражение новые отношения между советскими людьми, в нем проявляется глубокое уважение и внимание к людям, кадрам - «строителям коммунистического общества». Советские дети, указывал он, проникнутые чувством социалистического гуманизма, с большим уважением и любовью относятся к своим родителям, стремятся оказать помощь своим товарищам. Далее автор подчеркивал, что социалистический гуманизм включает в себя чувство ненависти к эксплуататорам, к врагам мира и демократии, к империалистической реакции, готовящей, якобы, новую войну против миролюбивых народов. Вместе с тем, дав такую емкую характеристику социалистического гуманизма, Н.И. Болдырев определил его просто как неотъемлемый элемент (подчеркнуто нами. - З.Н.) коммунистической нравственности, сузив тем самым его смысл и мировое, общечеловеческое значение.

Автор сделал попытку дать и систему воспитания гуманности у молодого поколения. Под «воспитанием в духе социалистического гуманизма» он понимал воспитание у учащихся чувства человечности, чуткого, внимательного и заботливого отношения к людям, а также формирование ненависти к врагам социализма, мира и демократии.

Он подчеркивал, что советская школа должна воспитывать эти чувства и качества в тесном сотрудничестве с семьей и общественностью. Но в одной только главе книги Н.И. Болдырев, естественно, не смог показать всю сложную систему и методику воспитания гуманности у школьников. Поэтому выводы его и педагогические рекомендации носят идеологический (социалистический) характер [4].

К числу работ, наиболее полно раскрывающих цели и задачи воспитания подрастающего поколения на принципах гуманизма, можно отнести книгу С.Ф. Збандуто «Некоторые вопросы воспитания социалистического гуманизма в

3 Я-439

65

школе». Автор раскрыл основные черты социалистического гуманизма, объективные условия его формирования (советский социалистический строй, социалистические общественные отношения), возможности и средства советской школы в формировании у учащихся гуманистических качеств. В книге подробно рассмотрены вопросы о единстве учебного и воспитательного процессов, о роли комсомольской и пионерской организаций, семьи и учителя в воспитании гуманности у детей. Автор предлагал рассматривать содержание гуманистического воспитания как двуединую противоположность: уважение и любовь к человеку труда и классовую ненависть к капиталистам, эксплуататорам. Но С.Ф. Збандуто, как и Н.И. Болдырев, к сожалению, не показал конкретных путей реализации своих идей, сделал только общие выводы.

Однако, работы И.М. Духовного, Н.И. Болдырева и С.Ф. Збандуто все же сыграли значительную роль в раскрытии педагогического аспекта гуманизма. Их ценность заключается в том, что они явились первыми в советской педагогической литературе работами, наиболее глубоко освещавшими вопрос воспитания молодого поколения на принципах гуманизма.

В конце 50-х годов в форме лекций для студентов университетов издается учебное пособие по педагогике под названием «Основные вопросы педагогики» (1957), составителями которого были известные педагоги Н.А. Константинов, А.Л. Савич, М.Т. Смирнов. Это пособие интересно для нас тем, что его 22-я лекция посвящена теме «Воспитание коммунистического отношения к людям», в которой рассматриваются такие вопросы, как «буржуазный и социалистический гуманизм», «дружба». Авторы лекций раскрыли не только содержание буржуазного и социалистического гуманизма, но и вопросы воспитания гуманистических взаимоотношений учащихся в школе, в семье, чувства дружбы и товарищества между мужчиной и женщиной, а средством воспитания этих качеств они назвали организованный и дружный школьный коллектив.

Раскрывая развитие концепции гуманизма в педагогической литературе, нельзя не остановиться на работах В.А. Сухомлинского. Воплощением народных идей гуманистического воспитания детей в жизнь можно считать тот педагогический опыт, который был накоплен коллективом Павлышской школы в 50-е и 60-е годы и был обобщен ее руководителем - В.А. Сухомлинским. Его целостная и стройная воспитательная система была направлена, прежде всего, на формирование у школьников качеств гуманной личности. Главное - воспитание человечности, так он определил основное кредо своей системы воспитания

[5].

Правда, добро и красота - это те основные средства, которые, по мнению

В.А. Сухомлинского, должны быть на вооружении у учителя при воспитании им советского школьника-гуманиста. Еще в 60-е годы он писал: «Мы стремимся утвердить в сознании и чувствах каждого ребенка важный нравственный идеал: мое личное достоинство заключается в том, чтобы делать людям добро и не делать зла. Учи ребенка с малых лет соизмерять свои поступки, свое поведение с интересами других людей, опираться на них разумом и сердцем, в этом сущность нравственного воспитания личности, которую готовим к полноценной, богатой духовной жизни».

Начальной школой гражданского становления личности ребенка и подростка, утверждал ученый и педагог-практик В.А. Сухомлинский, являются упражнения по оказанию помощи слабым и беззащитным, привитию чувств любви и уважения к отцу и матери, товарищам, учителям, любви ко всему живому. В книге «Рождение гражданина» он указывал: «Воспитание доброго сердца - с этого начинается коллективизм во взаимоотношениях между людьми». В работах В. А. Сухомлинского убедительно доказывается, что чуткость, доброта, сердечность должны воспитываться одновременно с такими качествами, как непримиримость к врагам Отчизны, к проявлениям бесчеловечности. Он писал: «Уроки благородной ненависти недоступны тому, кто не зиает уроков доброты, сердечности, чуткости. Потому что мужество - это высшая человеческая доброта, а ненависть к врагам - настоящая человечность».

В теории и опыте работы по гуманистическому воспитанию В.А. Сухомлинского особое место отводится эмоциональной насыщенности всех форм и видов работы. Важнейшим принципом его деятельности является органическое соединение различных средств и форм работы: природы и творчества, труда и книги, природы и книги, труда и красоты, что позволяло развивать эмоциональную и волевую сферы личности учащихся.

Таким образом, в трудах В.А. Сухомлинского - «Воспитание личности в советской школе», «Рождение гражданина», «Павлышская средняя школа», «Сердце отдаю детям», «Как воспитать настоящего человека», «Родина в сердце», «Методика воспитания коллектива» и других, - представлена стройная система воспитания подрастающего поколения на принципах гуманизма и демократии.

В учебниках и учебных пособиях по педагогике, вышедших в 60-е годы, при раскрытии содержания нравственного воспитания в школе в определенной мере уделяется внимание и принципу гуманизма. Но только в одном из них имеется специальный параграф под названием «Воспитание коллективизма и социшгастического гуманизма». В нем, в частности, подчеркивается: «Социалистический гуманизм - это важнейшая черта революционной идеологии, один из принципов коммунистической морали». На наш взгляд, гуманизм - не черта революционной идеологии, а действительно принцип, но принцип не только коммунистической, а общечеловеческой морали.

В последующих учебниках 70-х и 80-х годов, с нашей точки зрения, не уделяется достаточного внимания проблеме воспитания молодого поколения на принципах гуманизма. В учебном пособии для студентов педагогических институтов «Педагогика школы» (По ред. Г. И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1977), курсе лекций для студентов университетов и педагогических институтов «Педагогика» И.Ф. Харламова (Минск: Изд-во БГУ им. В.И. Ленина, 1979), учебном пособии для студентов педагогических училищ «Педагогика» (Под ред. С.П. Баранова и др. - М.: Просвещение, 1981), учебном пособии для студентов педагогических институтов «Педагогика» (Подред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983) и других данной проблеме отводится лишь два-три абзаца, а то и всего несколько фраз, называя ее при этом «важнейшей», «ценнейшей», «ос-

новиой». Лишь в единственном учебнике «Педагогика», автором которого является Т.А. Ильина (Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1984), теме «Воспитание гуманного отношения к людям» отводится целый параграф.

Изучение развития принципа гуманизма в педагогике не будет глубоким, если не обратиться к анализу специальных диссертационных исследований, посвященных данной проблеме. Одной из первых попыток изучения вопроса гуманистического воспитания учащихся была диссертация А.С. Ефимова «Воспитание социалистического гуманизма в школе» (Самарканд, 1939). В его исследовании основное внимание обращается на раскрытие гуманизма науки и искусства эпохи Возрождения. В диссертации показываются наиболее эффективные, с точки зрения автора, педагогические условия воспитания у учащихся социалистической гуманности. А.С. Ефимов изучил воспитательные возможности ученического коллектива и сделал попытку показать пути его использования в формировании у детей гуманистических качеств. Однако эта диссертация написана в назидательном тоне; главным образом она отвечает на вопрос ЧТО (надо делать), а не КАК (надо делать).

В начале 50-х годов появляются еще две диссертации - Л.И. Позденковой и А.Д. Митрофановой. В исследовании Л.И. Позденковой «Социалистический гуманизм и социалистический оптимизм педагогической системы А.С. Макаренко» (М., 1950) раскрывается, как это видно из названия, содержание гуманистических принципов замечательного советского педагога, ученого и писателя

А.С. Макаренко. Диссертационное исследование АД. Митрофановой «Воспитание советского гуманизма у учащихся 5-7-х классов школы» (М., 1953) является лишь обобщением лучшего опыта в работе школы и в жизни семьи по воспитанию гуманности у учащихся. В диссертации не раскрыты специфика и динамика развития этого качества у подростков, хотя автором выбран именно подростковый возраст - учащиеся 5-7-х классов.

Затем в силу ряда внутриполитических противоречивых причин наступил 10-летний перерыв: с 1954 по 1966 гг. не было защищено ни одной диссертации, а с 1956 по 1965 год не было опубликовано ни одной научно-педагоги-ческой работы, посвященной проблеме гуманизма. Однако, это не означает, что в 60-е годы никто над ней не работал.

15-17 ноября 1966 года кафедра педагогики Московского областного педагогического института им. Н.К. Крупской провела межвузовскую конференцию по проблеме «Воспитание учащихся в духе коммунистического гуманизма», в которой приняли участие представители 26 педагогических и научно-исследовательских институтов Российской Федерации, Украины, Белоруссии, Узбекистана, Грузии, учительство Москвы и Московской области и др.

На конференции её участниками был поднят ряд важных научных, методических и организационных вопросов: разработка научно-теоретических основ проблемы, методика ее исследования, составление руководства для учителей по «Воспитанию учащихся в духе коммунистического гуманизма», издание научных сборников и монографий. В связи с решением научной конференции и

одобрением ГУВУЗа Министерства просвещения РСФСР при Московском областном педагогическом институте им. Н.К. Крупсусой была создана проблемная лаборатория по гуманистическому воспитанию молодежи. Решением этой же конференции труды первой научной конференции были изданы специальным сборником.

В 1968 году состоялась вторая межвузовская конференция по данной проблеме, которая выявила, что исследованием концепции гуманизма в педагогике занимается значительное количество научных работников, разрабатывающих научно-теоретические основы проблемы и методику ее исследования. Конференция показала также, что работа ученых идет в направлении углубленного рассмотрения вопросов, связанных с принципом гуманизма. Материалы второй конференции составили содержание следующего сборника научных трудов по рассматриваемой проблеме.

В результате деятельности проблемной лаборатории при кафедре педагогики МОПИ им. Н.К. Крупской во второй половине 60-х - начале 70-х годов было защищено более двух десятков кандидатских диссертаций. Это неплохой показатель того, как хорошо и продуктивно работали педагогические вузы страны и особенно лаборатория по гуманизму (так она называлась вкратце) при МОПИ им. Н.К. Крупской.

Анализируя эти исследования, можно сказать следующее. Для диссертаций 50-х годов свойственно обращение особого внимания к идеологической и социально-политической стороне проблемы. Поэтому они способствовали развитию общих вопросов гуманистического воспитания детей. Исследователи же 60-х и начала 70-х годов, руководствуясь достижениями марксистско-ленинской философии, этики, психологии, рассматривали содержание и особенности процесса воспитания социалистической гуманности у детей разных возрастов (дошкольников, младших школьников, подростков, старшеклассников), делали попытки показать взаимосвязь гуманности с другими нравственными качествами личности.

Следующее 10-летие (1975-1985 гг.) исследования концепции гуманизма в педагогике характеризуются поисками наиболее эффективных методов воспитания социалистической гуманности у учащихся в условиях школы, школы-интерната, семьи, историко-педагогическим изучением гуманистической направленности советской школы в целом. Несмотря на то, что в этот период влияние лаборатории по гуманизму при МОПИ им. Н.К. Крупской уже ослабевает, общий интерес к данной проблеме не снижается, хотя теряется целостное рассмотрение этой сложной и многогранной проблемы, поэтому то в одном регионе страны, то в другом появляются разного плана и направленности диссертации.

В 80-90-е годы появляются не только диссертационные исследования, но и монографии, учебные пособия, посвященные проблемам гуманизации и гуманитаризации образования. Ученые выступают со статьями в журналах, в которых вполне обоснованно утверждается мысль о том, что правильное понима-

ние принципа гуманизма имеет важное методологическое значение как для теории воспитания, так и для определения целей, содержания, форм и методов организации всего учебно-воспитательного процесса в школе.

В последние десятилетия из-за известных издержек в политическом и социально-экономическом развитии страны усложнились и задачи гуманистического воспитания. Об этом свидетельствуют труды современных ученых-педа-гогов Ю.П. Азарова, Ш.А. Амонашвили, О.С. Богдановой, З.И. Васильевой, И. А. Гмурмана, JLIO. Гордина, И.С. Марьенко, Э.И. Моносзона, В.И. Петровой, З.И. Равкина, Г.Н. Филонова, которые, исследуя проблемы формирования научного мировоззрения, обучения и воспитания личности, большое внимание уделяют и вопросам формирования гуманистических качеств у школьников. Большинство из этих ученых отмечает, что проблема гуманистического воспитания детей «нуждается в дальнейшей разработке», в частности, таких вопросов, как особенности воспитания гуманизма у детей разных возрастов, способы руководства становлением гуманных отношений в детских коллективах, между воспитателем и воспитанниками, родителями и детьми и другие.

Из всего перечня исследований 60—90-х годов на уровне докторской диссертации выполнены лишь три работы: Вейт М.А. «Формирование гуманных отношений в коллективе учащихся общеобразовательной школы (1987 г.), Гавриловен К.В. «Теория и методика воспитания гуманного отношения у школьников (1989 г.), Нигматов З.Г. «Принцип гуманизма и его развитие в истории советской школы» (1990 г.).

Как отмечает доктор педагогических наук, профессор Н.М. Загузов, «только с 1989 года начинается систематическая разработка основных направлений гуманистической педагогики. Начинает увеличиваться количество защит докторских диссертаций». В последнее десятилетие XX века защитили докторские диссертации по гуманистической проблематике Е.Н. Шиянов, Н.Д. Соколова,

В.П. Бездухов, М.И. Мухин, Р.А. Валеева, Е.В. Васильев, М.Н. Берулава [6].

На наш взгляд, в современных условиях все большего возрастания роли человеческого фактора в совершенствовании социально-педагогического пространства принцип гуманизма должен занимать свое достойное место во всех учебниках и учебных пособиях по педагогике.

Главная задача теперь состоит в том, чтобы привести в соответствие с сущностью и гуманистической природой человека все взаимоотношения. От того, насколько успешно и основательно будет решена эта задача, более всего зависит будущее всего человечества. Сколько бы ни было у нас прежде ошибок, совершенно ясно одно: только через совершенствование человеческого общества пролегает путь к воспитанию гуманности как нравственного идеала, к утверждению гуманизма как принципа мировоззрения.

Литература

[1] Волжин В.П. Гуманизм и социализм. М. 1955, Горфункель АХ. Гуманизм и натурфилософия Итальянского возрождения. М. 1977; Петросян М.И. Гуманизм: Опыт философско-этического и социалистического исследования проблемы. М. 1964; Фомин Г.М. Социалистический гуманизм и основные закономерности его развития. Тюмень, 1968.

[2] Агости Э.П. Возрожденный Тантал. М. 1969.

[3] Духовный И.М. Очерки по педагогике. М. 1951.

[4] Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: вопросы теории. М. 1979.

[5] Сухомлинский В.А. Как воспитывать настоящего человека: советы воспитателям. Минск. 1978; Его же. Мудрая власть коллектива: методика воспитания школьного коллектива. М. 1975; Его же. Родительская педагогика. М. 1978 и др.

[6] Берулава М.Н. Гуманизация образования: проблемы и перспективы. Бийск. 1995; Шиянов Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: Автореф. дисс. докт. пед. наук. М. 1991.