Научная статья на тему 'Гуманистические идеи в системе образования Западной Европы в эпоху Возрождения, их роль в духовно-нравственном становлении учащихся'

Гуманистические идеи в системе образования Западной Европы в эпоху Возрождения, их роль в духовно-нравственном становлении учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2093
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗМ / НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьев Алексей Григорьевич, Васильева Любовь Егоровна, Кириллова Ольга Васильевна

В статье осуществлен историко-педагогический анализ внедрения в образование основных положений гуманистической педагогики, способствующей формированию у школьников духовно-нравственных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманистические идеи в системе образования Западной Европы в эпоху Возрождения, их роль в духовно-нравственном становлении учащихся»

УДК 378

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ,

ИХ РОЛЬ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ СТАНОВЛЕНИИ УЧАЩИХСЯ

HUMANISTIC IDEAS IN WESTERN EUROPE EDUCATION SYSTEM OF RENAISSANCE, THEIR ROLE IN THE DEVELOPMENT OF SPIRITUAL

AND MORAL FEATURES IN STUDENTS

А. Г. Соловьев1, Л. Е. Васильева2, О. В. Кириллова3 A. G. Solovyov1, L. E. Vasilyeva2, O. V. Kirillova3

1МБОУ «СОШ№ 1», г. Набережные Челны,

2ФГБОУВПО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия», г. Чебоксары

3ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова», г. Чебоксары

Аннотация. В статье осуществлен историко-педагогический анализ внедрения в образование основных положений гуманистической педагогики, способствующей формированию у школьников духовно-нравственных качеств.

Abstract. The article gives the historical and pedagogical analysis of introducing the main principles of humanistic pedagogics into the education. These principles contribute to the development of spiritual and moral features in students.

Ключевые слова: гуманизм, нравственное становление личности, педагогическое общение.

Keywords: humanism, moral development of a person, pedagogical association.

Актуальность исследуемой проблемы. Гуманизм как идейное движение формировался в эпоху Возрождения (XV-XVI вв.). В «Философском словаре» (1986) гуманизм (лат. humanus - человечный) определяется как совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, создание благоприятных условий для его жизнедеятельности [5]. Гуманизм провозглашал свободу человеческой личности, выступал против религиозного аскетизма, за право человека на наслаждение и удовлетворение земных потребностей. Гуманистами эпохи Возрождения были Петрарка, Данте, Боккаччо, Леонардо да Винчи, Эразм Роттердамский, Джордано Бруно, Ф. Рабле, М. Монтень, Н. Коперник,

В. Шекспир, Ф. Бэкон и др. Они сыграли важную роль в формировании у людей светского мировоззрения. За торжество гуманистических идеалов выступали сторонники так называемой гуманистической этики 20-х гг. ХХ века.

В эпоху Возрождения в 1492 г. была открыта Америка, в 1498 г. - водный путь в Индию вокруг Африки. Эти открытия, усиленное развитие мореходства значительно расширяли кругозор людей, обогащали знания и, в свою очередь, требовали поиска новых знаний в области астрономии, естествознания, математики, знания языков. По утверждению К. Маркса, «тогда не было почти ни одного крупного человека, который не совершил бы далекие путешествия, не говорил бы на четырех или пяти языках, не блистал бы в нескольких областях творчеств» [2, 476]. Буржуазия зарождалась под такими гуманистическими лозунгами, как свобода, равенство, братство, выступала против религиозной созерцательности, замкнутости, средневекового аскетизма, выдвинула культ здорового, активного, жизнерадостного человека.

В настоящее время формирование гуманистических принципов у учащихся общеобразовательных школ является важной задачей в достижении качественных показателей обучения и воспитания в современных условиях.

Материал и методика исследований. Были использованы историко-графический, ретроспективный, сравнительно-сопоставительный анализ, моделирование, проектирование; анкетирование, беседа, интервью, сбор и анализ научных фактов, наблюдение; изучение и обобщение передового педагогического опыта, архивных материалов и др.

Результаты исследований и их обсуждение. Дадим краткую характеристику отдельным гуманистическим школам Западной Европы. Потребности развивающихся производства и торговли, расцвет науки будили интерес к знаниям. Поэтому педагоги - гуманисты эпохи Возрождения - выдвигали идею формирования активной и самодеятельной личности, придавали большое значение умственному развитию, считали, что учение должно быть привлекательным для ребенка, учитывать его интересы и склонности, отвергали суровую дисциплину, телесные наказания, были сторонниками светской школы. Примером такой школы была школа итальянского гуманиста Витторино да Фельтрэ, открытая в 1424 г., названная «Домом радости» («Casa Giocosa»). Витторино прославился как «pater omnis humanitatis» (отец всякой гуманности) и как «первый школьный учитель нового типа». Помещением для школы служил загородный дворец, расположенный на берегу озера, среди полей и лесов. В школе обучалось 80 детей знати. Они изучали классические языки, произведения видных римских и греческих писателей (Вергилия, Цицерона, Гомера, Демосфена), первоначальные сведения естественно-научных дисциплин, большое внимание уделялось физическому развитию детей (закаливанию, верховой езде, фехтованию, стрельбе из лука, плаванию), красноречию, использовались новые методы обучения, учитывались индивидуальные особенности детей, не применялись телесные наказания.

Французский гуманизм стал развиваться с конца XV века, имел ряд особенностей по сравнению с итальянским гуманизмом, ибо экономические, политические и историкокультурные условия во Франции и Северной Италии были различными, влияние традиций классической древности было слабее, чем в Италии. В связи с этим в педагогике французского гуманизма наряду с увлечением классической культурой сильнее выступал интерес к естествознанию, математике, физике, ботанике, анатомии. Наиболее яркое отражение педагогика французского гуманизма получила в сочинениях выдающихся писа-телей-гуманистов XVI века Франсуа Рабле («Гаргантюа и Пантагрюэль») и Мишель Монтеня («Опыты»).

Ф. Рабле был горячим сторонником реального образования, большое значение придавал предрасположению ученика к занятиям, считал, что они должны быть интересными и привлекательными для учащихся. В его педагогических взглядах мы видим полное выражение гуманистических, прогрессивных требований в области обучения и воспитания: основательная постановка физического воспитания, мягкая дисциплина, привлекательность обучения, учет интересов учащихся, широкое умственное образование, новые методы обучения, эстетическое воспитание (игра на различных музыкальных инструментах, наглядность, беседы, экскурсии).

Мишель Монтень - выдающийся писатель-гуманист. В своих «Опытах» («Ье8 е8-заЬ») [3], изданных в 1580 г., высказал отношение к целому ряду вопросов воспитания и обучения. Монтень как гуманист выступал против схоластической зубрежки, высоко ценил идеалы и методы воспитания в классической Греции. По мнению Монтеня, нужно воспитывать тело и душу не отдельно, а вместе, целиком; физическое воспитание должно приучать воспитанника к выносливости, закаливать его и таким образом развивать в нем «душевное величие и крепость духа»; на первый план необходимо выдвинуть нравственное воспитание, которое создается не нравственными сентенциями, а примером и нравственными упражнениями.

Гуманизм в Германии не получил такого развития, как в Северной Италии или во Франции, что объясняется ее экономическим отставанием по сравнению с названными государствами.

Из представителей гуманизма Г ермании следует отметить Эразма Роттердамского и Мартена Лютера. В своем памфлете «Похвала глупости» Роттердамский дал жесткую критику схоластической школе, ее палочной дисциплине и грубым учителям.

Гуманизм Мартена Лютера в области образования выражается в том, что он говорил об обязательном обучении мальчиков и девочек, о необходимости специальной подготовки учителей, резко критиковал католические монастырские школы, где монахи держали юношей, «как птиц в клетке, не позволяя им ни видеться с людьми, ни слышать живое мирское слово», тогда как «юношам нужно не только все слышать и видеть, но и приобретать собственный опыт, различные знания ... Тираническая монашеская неволя крайне вредна молодым людям: им в такой же степени нужны радость и забавы, как еда и питье; этим также обуславливается их здоровье».

Ближайшим сотрудником Лютера по педагогическому сопровождению реформы школы был один из крупнейших германских гуманистов, большой знаток греческого языка, энциклопедически образованный, профессор Виттенбергского университета Филипп Меланхтон, создатель и преобразователь протестантских университетов в Лейпциге, Тюбингене, Гейдельберге, Франкфурте, Кенигсберге, Иене. Все это принесло Ме-ланхтону славу крупнейшего педагогического авторитета, титул Magister Оегшашае (наставник Германии). Он составил саксонский школьный план («Евангельский церковный и школьный порядок»), предлагал делить детей в школах на классы. По его мнению, в первом классе дети должны обучаться чтению, религии и пению; во втором классе - грамматике, пению, Закону Божьему; в третьем классе, кроме вышеназванных учебных дисциплин, добавлялись произведения римских поэтов и прозаиков (Овидия, Вергилия, Цицерона). Продолжительность учебных занятий составляла 4 часа: до и после обеда - по 2 часа.

Гуманизм, бывший ранее протестом против средневекового аскетизма и консерватизма, являвшийся в течение Х1У-ХУ вв. стремлением к жизнерадостности, к свободе человеческой личности, к всестороннему развитию и красоте, к середине XVI в. вырождается в сухое, формальное изучение древних языков. Произведения греческих и латинских авторов мало-помалу стали изучаться не столько со стороны содержания, сколько лишь со стороны формы. На первый план выдвинулась латинская риторика.

К концу XVIII века Россия добилась значительных успехов в области науки, техники, культуры и образования, стала страной с многомиллионным населением, великой евроазиатской державой. Во второй половине XIX века в России ускоренно развивались наука, культура, экономика, осуществлялись духовное раскрепощение народа, укрепление его национального самосознания, менталитета, осознания своей истории, самобытности, традиций, национальная идея русского народа становилась идеей всего общества, где преобладали две концепции: естественно-научная Н. Г. Чернышевского и религиознофилософская В. С. Соловьева. Основу философии В. С. Соловьева составляла гуманность, борьба за духовность в человеке, за высшие идеалы личности и общества [4].

На рубеже XIX и ХХ вв. во всем мире, в том числе и России, выявилось несоответствие состояния школьного образования новым общественно-экономическим условиям, что привело к возникновению различных реформаторских педагогических течений. Несмотря на наличие различных подходов к совершенствованию школьного образования, педагоги-реформаторы были едины в том, что школа должна заботиться об интеллектуальном развитии детей, основой воспитания в ней должны быть гуманистические идеалы. В реализацию этих идеалов большой вклад внесли такие отечественные мыслители, педагоги и психологи, как К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко,

С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, В. А. Сухомлинский, В. С. Соловьев, Н. Ф. Бердяев, Ю. А. Самарин, В. Н. Садовский, В. П. Острогорский, А. Я. Герд, Н. А. Корф, В. И. Водовозов, Н. А. Левицкий, Каюм Насыри, Рашид Эфендеев, Абай Кунанбаев, Ахмед Дониш, П. Ф. Лесгафт, М. А. Данилов, М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер и др.

В конце ХХ и в первом десятилетии XXI века в системе образования в стране произошли заметные изменения: отход от традиционного единообразия; дифференциация образовательной сети, обновление содержания образования, особенно в области гуманитарных дисциплин; создание новых типов учебных заведений; внедрение профильного обучения в старших классах разноуровневых программ, государственных стандартов образования.

В национальном докладе России «Политика в области образования и новые информационные технологии» на втором Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» сделана попытка определения новой образовательной парадигмы, среди приоритетов которой названы гуманитарность, фундаментальность, целостность и ориентация на развитие личности. Учебный процесс, основанный на этих приоритетах, требует новой креативной педагогической технологии, ориентированной на развитие творческого потенциала личности, формирование ее научного мировоззрения, основанного на системном мышлении и системно-последовательной деятельности.

Гуманность отечественного образования сегодня выражается в его приоритетах: удовлетворении этнокультурных и языковых образовательных и духовных потребностей народов России; формировании социальной активности, социальной зрелости школьников; воспитании у них ответственности за происходящее в школе и вне ее; включении их

в систему человеческих отношений в социуме; создании в каждой школе воспитательной системы гуманистической ориентации, где царит атмосфера жажды знаний, атмосфера творческого поиска и др. Гуманистическое начало в школе выражается в том, чтобы сделать детей одухотворенными. Так, директор одной из московских школ В. А. Караков-ский считает, что школа по типу отношений в ней должна быть «ближе к семье, нежели парламенту» [1, 31]. В ряде школ одним из системообразующих факторов является клубная работа. Так, директор другой школы Г. П. Поспелова пишет: «Через сферу клуба идет в школе процесс гуманизации и гуманитаризации обучения и воспитания. Авторитетность уступает место демократическому стилю отношений. Исчезает деление на учеников и зрителей: все участники и все творцы. Многообразие объединений клубного типа создает ту воспитательную микросреду, в которой школьники не теряют своего лица, а развиваются разносторонне, в соответствии со своими склонностями и интересами» [1, 26].

Директор Сахновской школы А. А. Захаренко важнейшей идеей в воспитательной системе считает идею «средового подхода», сущность которой в том, что воспитательные цели определяются исходя из особенностей и потребностей социальной среды. Эти потребности вытекают из того, что школа должна воспитывать грамотную, творческую, интеллигентную личность. Естественно, системообразующим фактором здесь является созидательный, творческий, социально значимый труд. В школе работает краеведческий музей. На аллее Памяти высажено 216 кустов из роз (столько жителей села погибло в Великую Отечественную войну), под каждым кустом табличка с именами не только солдат, но и ребят - хранителей памяти о них [1, 61]. Таких примеров можно привести много. Г. П. Чернова, министр образования и молодежной политики Чувашской Республики (2000-2010 гг.) в книге «Школы - обладатели грантов Президента Российской Федерации», подводя итоги работы за 2006-2008 гг. по реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Чувашской Республике, отмечает, что в последние годы в обществе заметно усилилось внимание и требовательность к образованию. Это обусловлено возрастающими запросами родителей, учащихся, студентов к развитию человеческого потенциала. Эта гуманистическая направленность проекта, прежде всего, выражается в том, что каждый школьник может свободно выбирать школу, образовательную программу, педагога, форму обучения.

Резюме. Гуманистические идеи эпохи Возрождения и их реализация в современных условиях порождают новые подходы к системе образования и оказывают благотворное влияние на духовно-нравственное становление учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воспитательная система школы. Проблемы и поиски / сост. Н. Л. Селиванова. - М. : Знание, 1989. - 80 с.

2. Маркс, К. Сочинения. Т. XIV / К. Маркс, Ф. Энгельс. - М. : Государственное издательство политической литературы, 1931. - 927 с.

3. Монтень, М. Опыты / М. Монтень. - М. : Педагогика, 1998. - 382 с.

4. Соловьев, А. Г. Методы исторического анализа в трудах К. Д. Ушинского и П. Ф. Каптерева / А. Г. Соловьев // Межвуз. сб. науч. трудов. - М., 2005. - С. 77-79.

5. Философский словарь. - М. : Политиздат, 1986. - 588 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.