Научная статья на тему 'Развитие гуманитарной культуры студентов в процессе преподавания математики'

Развитие гуманитарной культуры студентов в процессе преподавания математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТ-МАТЕМАТИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цыренова В. Б.

В данной статье рассматриваются вопросы развития гуманитарной культуры студентов средствами математики в вузе. Определены возможности организации обучения студентов математике, способствующей развитию компонентов гуманитарной культуры. Сформулированы исходные концептуальные положения, рассматриваемые нами при создании модели обучения студентов математике, способствующей развитию компонентов гуманитарной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие гуманитарной культуры студентов в процессе преподавания математики»

УДК 378.016:51

бБк 74.580.2:22 В.Б. Цыренова

Развитие гуманитарной культуры студентов в процессе преподавания математики

В данной статье рассматриваются вопросы развития гуманитарной культуры студентов средствами математики в вузе. Определены возможности организации обучения студентов математике, способствующей развитию компонентов гуманитарной культуры. Сформулированы исходные концептуальные положения, рассматриваемые нами при создании модели обучения студентов математике, способствующей развитию компонентов гуманитарной культуры.

Ключевые слова: математическое образование, гуманитарная культура, студент-математик.

V.B. Tsyrenova

Development of the humanitarian culture of students in the process of the mathematics teaching

The questions of the development of humanitarian culture of students by means of mathematics at universities are considered. The potential for the organization of students’ training in mathematics promoting the development of the components of humanitarian culture is determined.

Key words: mathematical education, humanitarian culture, student-mathematician.

Самоценность человека, его внутренние резервы и потенциал, учет запросов и потребностей личности лежат в основе гуманистических тенденций в образовании и призваны радикально изменить суть всего педагогического процесса - очеловечить его. Новая педагогическая парадигма характеризуется гуманитарной направленностью, в основе которой находится ориентация на познание природы человека общества с позиции «человековедческой».

Гуманитарная направленность обучения не означает увеличения доли традиционно гуманитарных дисциплин в учебных планах, а является процессом, который «охватывает всю науку и культуру, транслируемую через образование, обеспечивая адекватность сложности, системности, универсальности внутреннего мира человека - сложности, системности, универсальности его внешнего бытия в динамике» [2, с.22]. По мнению Н.И. Элиасберг, усиление гуманитарности в образовательных областях, рассматривающих человека как целостность и главный предмет познания, проявляется в человековедении (обращении к внутреннему миру человека), в человекосозидании (пробуждении человеческого в человеке), в культуротворчестве (создании условий для положительной интеграции ученика в современное общество и культуру) [5].

С.И. Гессен пишет, что в отношениях образования и культуры имеет место точное соответствие: «Цели образования не что иное как культурные ценности» [4,с.36]. Образование как культурный процесс помогает вхождению в культуру и самоопределению в ней, адаптации к условиям постоянно меняющегося социума, развитию собственной субъективности и творческого потенциала.

Понятие «гуманитарная культура» появилось в российской педагогике в 1990-е г. и трактовалось как определенный набор знаний, умений и навыков в гуманитарной области. В дальнейшем определение расширяется и включает целенаправленную деятельность в науке, морали, общении, искусстве, самосовершенствовании.

Основы гуманитарной культуры и пути ее развития рассматривались в работах Т.Г. Браже, Е.Б. Горловой, М.С. Кагана, В. Л. Кургузова, И.Б. Котовой, И.Я. Неволиной, Н.Г. Сикорской, В. А. Сласте-нина, Л.П. Шеиной, Н.И. Элиасберг и др. Многие авторы гуманитарную культуру изучают в тесной связи с общей культурой личности, считают ее формирование необходимым условием гуманизации образования и не ограничивают ее гуманитарными знаниями.

В.Л. Кургузов определяет гуманитарную культуру как «особого рода систему позитивных культурных смыслов, гуманистических ориентаций, способов, действий и их результатов с пониманием человека как высшего критерия общественного развития» [7,с.107]. Автор считает, что гуманитарная культура - это мировоззрение и мироощущение свободного и разумного человека, человека самостоятельного, твердо стоящего на фундаменте человечности, стремящегося максимальным образом обогатить человечность своего внутреннего мира своими поступками и поведением в мультире-альном пространстве личности, социума и природы [там же, с.503]

Н.И. Элиасберг, соединяя толкование слов «гуманизм», «гуманитарный» с понятием «культура», осмысляет сущностное значение понятия «гуманитарная культура» и определяет ее как «познание, освоение и развитие духовного, (т.е. нематериального) мира человека, тех присущих лишь человеку специфических свойств, которые отличают его от других живых существ, пробуждение и возвышение человеческого в человеке», как «культуру человековедения и человекосозидания» [5, с.8].

Т.Г. Браже определяет критерии функциональной грамотности в области гуманитарной культуры так: это «запас знаний и умение пользоваться ими применительно к объектам духовной культуры», а также такая «освоенность человеком этих знаний, умений, ценностей, которая становится чертой его личности, определяет его поведение, стиль общения с людьми, отношение к отдельному человеку, обществу, человечеству в целом». [1, с. 35]. Следствием развития гуманитарной культуры личности следует считать такие интегральные характеристики культуры личности, как культура знания, убеждений, эмоций, речи, поведения и открытость к развитию своего творческого потенциала.

Сопрягая гуманитарную направленность процесса образования с культурой, можно утверждать, что гуманитарная культура личности является ценностью гуманистического образования, а развитие гуманитарной культуры учащихся - сущностной задачей инновационных изменений в современных учебных заведениях.

В культуре, по мнению Б.С. Гершунского, «как в высшем проявлении человеческой образованности в самом полном виде выражается человеческая индивидуальность» [3,с.74|. Таким образом, уровень результативности образования на определенных этапах развития учащегося может считаться уровнем сформированности в процессе воспитания гуманитарной культуры. Гуманистический потенциал образования, ядром которого является гуманитарная культура личности, может стать своеобразным ответом на «вызовы XXI века» [3].

В современных исследованиях гуманитарная культура трактуется как социальнопсихологическое образование в структуре личности, состоящее из аксиологического (ценностно ориентированного), когнитивного (познавательного), коммуникативного и самодетерминирующего (деятельностно-практического) элементов. Изучение компонентов гуманитарной культуры, их соотношения, взаимосвязей и поиски путей ее развития остаются актуальными проблемами современной педагогической науки.

Образование современного человека невозможно без математической подготовки на достаточно высоком научно-методическом уровне как в школе, так и вузе. Для студентов математика становится профессионально значимым предметом в связи с общенаучными и прагматическими аспектами обучения математике. Вместе с тем решающее значение имеет формирующий аспект: потенциал математики как учебного предмета в формировании человека, его культуры. Положение курса математики в образовательном процессе основывается на специфике математического метода, на высоком гуманитарном потенциале математической науки, который, в свою очередь, предоставляет возможности гуманитарной ориентации обучения математике как предмету общего образования, направленности этого предмета на развитие мышления. Именно гуманитарная направленность курса в значительной степени и определяет современные цели обучения математике, среди которых развитие мышления приобретает приоритетное значение. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование. Математике принадлежит ведущая роль в формировании алгоритмического мышления, в развитии творческой и прикладной стороны мышления. Ознакомление обучающихся с математикой как определенным методом миропознания, формирование понимания диалектической взаимосвязи математики и действительности, представление о предмете и методе математики, о математической модели познания вносят свой вклад в формирование общей культуры человека.

Следует особо выделить культурообразующий потенциал математики помимо собственно математической подготовки. Приняв за основу значение владения математическими знаниями в развитии личности, мы решаем задачу организации обучения студентов математике, способствующей развитию компонентов гуманитарной культуры. При создании такой модели обучения исходными принимаются следующие концептуальные положения:

• математические знания создают новые возможности для воспитания и развития гуманитарной культуры (познавательный, деятельностно-практический компоненты);

• математическая культура является частью общей человеческой культуры;

• математика дает удобные и плодотворные способы описания самых разнообразных явлений реального мира и тем самым действительно выполняет в этом смысле функцию языка;

• математика направлена на развитие мышления;

• широкие возможности математики для творческой самореализации личности;

• математика учит пониманию истины, развивает способности человека получать новые результаты;

• изучение математики (формулировки определений и теорем, доказательства теорем) - фактор развития речи учащихся, культуры диалога важных компонентов гуманитарной культуры;

• в процессе изучения математических дисциплин у студентов формируются и развиваются представления о совокупности материальных и духовных ценностей человека и способах организации жизнедеятельности человека.

Проблема сохранения человеческого в человеке может быть решена при условии внутренней работы человека над сверхличностными духовными задачами в процессе социализации. Не просто овладеть математикой, а максимально использовать возможности математики в развитии гуманитарной культуры - достаточно трудная задача.

Выделение гуманитарного потенциала в содержании высшего математического образования подразумевает необходимость деятельностного подхода как научной методологии и формирования у учащихся представлений о:

• предмете и методе математики, ее ведущих идеях и понятиях, связи с другими науками и практикой (математическое моделирование), математическом языке;

• процессе познания в математике, математике как методе познания природы и общества;

• специфике творческой математической деятельности;

• методах научного познания (как общих - эвристических и логических, так и частных, специфических);

• истории математики как части общечеловеческой культуры [6].

При решении проблемы развития гуманитарной культуры в процессе обучения математике нами используются прикладная направленность курса математики; историзм; объекты, процессы, явления, отношения и ситуации реальной действительности и соответствующие им математически формализуемые предметные модели; содержательная и методологическая связи курса математики с практикой, а также межпредметные связи математики с другими учебными дисциплинами.

В процессе формирования у студентов гуманитарной культуры происходит выделение соответствующих единиц «базисных общекультурных» знаний, навыков и умений, что немало способствует фун-даментализации образования. На этой основе формируются представления о совокупности материальных и духовных ценностей, осуществляется нравственное и эстетическое воспитание студентов, развитие их творческих способностей, формирование научного гуманистического мировоззрения, реализуется гуманитарный потенциал в содержании высшего математического образования и т.д.

В восприятии математики нужно учитывать в первую очередь ее основную специфику — логическую основу, не пренебрегая при этом интуитивно-образным мышлением. Если логическое мышление устанавливает иерархию, соподчиненность явлений, то образная мысль не навязывается извне предметами мира, а органически вытекает из их сопоставления, их взаимодействия. Образ содержит единство мысли и чувства, рационального и эмоционального, позволяет комплексно воздействовать на структуру компонентов личности. Не навык понимания и усвоения готового доказательства математических утверждений, а включение студента в качестве активного участника доказательства, получения «новых» результатов - вот основа педагогической деятельности по развитию гуманитарной культуры учащихся.

Литература

1. Браже Т.Г. Учитель как носитель гуманитарной культуры: традиции российского учительства и современность // Гуманитарная культура учителя. СПб: Изд-во СПбГУПМ, 1996.

2. Воронцова В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога. Псков: Изд-во ПОИПКРО, 1997.

3. Гершунский Б.С. Готово ли современное образование ответить на вызов XXI века? // Педагогика. 2001. № 10.

4. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995.

5. Гуманитарная культура учителя: сб. статей / сост. Н.И. Элиасберг / под ред. В.Г. Воронцовой. СПб.: Изд-во СПбГУПМ, 2002.

6. Егорченко И.В. Фундаментализация математического образования: аспекты, особенности трактовок, направления реализации // Сибирский педагогический журнал. Новосибирск, 2006. № 3. С. 11-19.

7. Кургузов В.Л. Гуманитарная культура (теоретическое обоснование феномена и проблемы функционирования в техническом вузе). Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2000. 556с.

Literature

1. Brazhe T.G. A teacher as a bearer of humanitarian culture: Traditions of Russian teachers and the present time // Humanitarian culture of the teacher. SPb., 1996.

2. Vorontsova V.G. Humanitarian acsiological bases of after diploma education of the teacher. Pskov: POIPKRO, 1997.

3. Gershunskiy B.S. Is modern education ready to ansver the challenge of the 21th century? // Pedagogika. 2001. №10.

4. Gessen S.I. Bases of pedagogy. Introduction in applied philosophy. M.: Shcola-press, 1995.

5. Humanitarian culture of the teacher: col. of art. / comp. by N.I. Eliasberg / ed. by V.G. Vorontsovoy. SPb., 2002.

6. Egorchenko I.V. Fundamentalization of mathematical education: aspects, peculiarities of definitions, directions of realisation // Sibirskiy pedagogicheskiy jurnal. Novosibirsk, 2006. - №3. - P. 11-19.

7. Kurguzov V.L. Humanitarian culture (theoretical basis of a phenomenon and the problems of functioning in technical higher educational institution). Ulan-Ude: VSGTU, 2000. 556 p.

Цыренова Валентина Бабасановна, доктор педагогических наук, доцент, кафедра геометрии, Бурятский государственный университет.

Tsyrenova Valentina Babasanovna, dr. of pedagogical sci., reader, department of geometry, Buryat State University

670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, e-mail: v.ts@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.