Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ПРИМЕНЕНИЕМ AR-ТЕХНОЛОГИИ'

РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ПРИМЕНЕНИЕМ AR-ТЕХНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
156
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / AR-ТЕХНОЛОГИЯ / citizenship / patriotism / tolerance / foreign language / augmented reality / AR technology

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коннова Зоя Ивановна, Семенова Галина Владимировна

Рассматривается проблема развития гражданских и патриотических качеств студентов при обучении иностранному языку на современном этапе становления страны, когда происходящие процессы на политической, экономической, культурной и международной арене требуют актуализации, пересмотра процесса воспитания гражданственности молодого поколения в нашей стране. Описываются формы и методы работы по патриотическому и гражданскому воспитанию студентов в Тульском государственном университете. Представлены результаты анкетирования студентов по определению понятия «патриотизм».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CITIZENSHIP AND PATRIOTISM AMONG UNIVERSITY STUDENTS WHEN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE USING AR TECHNOLOGY

The article deals with the problem of the development of civic and patriotic qualities of students in teaching a foreign language at the present stage of the country's formation, when the ongoing processes in the political, economic, cultural and international arena require updating, revision of the process of educating the citizenship of the younger generation in our country. The forms and methods of work on patriotic and civic education of students at Tula State University are described. The results of a survey of students on the definition of the concept of "patriotism" are presented.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ПРИМЕНЕНИЕМ AR-ТЕХНОЛОГИИ»

УДК 37.017.4 DOI: 10.24412/2071-6141-2022-4-86-97

РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА

У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ПРИМЕНЕНИЕМ AR-ТЕХНОЛОГИИ

З.И. Коннова, Г.В. Семенова

Рассматривается проблема развития гражданских и патриотических качеств студентов при обучении иностранному языку на современном этапе становления страны, когда происходящие процессы на политической, экономической, культурной и международной арене требуют актуализации, пересмотра процесса воспитания гражданственности молодого поколения в нашей стране. Описываются формы и методы работы по патриотическому и гражданскому воспитанию студентов в Тульском государственном университете. Представлены результаты анкетирования студентов по определению понятия «патриотизм».

Ключевые слова: гражданственность, патриотизм, толерантность, иностранный язык, дополненная реальность, AR-технология.

В «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 год» говорится о приоритетной задаче Российской Федерации в сфере воспитания молодежи. Государство заинтересовано в формировании личности с высокой нравственной позицией, которая разделяет российские традиционные духовные ценности, обладает современными навыками, способна к реализации своего потенциала в условиях сегодняшнего общества, готова мирно созидать и защищать Родину. [1]. Таким образом, усиливается внимание именно к политико-правовому, гражданскому, а также патриотическому воспитанию учащейся молодежи.

Современный гражданин - это человек, обладающий политической и высокой гуманистической правовой культурой, с высокой гражданской активностью. Понятие «гражданин» обогатилось в нашем государстве еще и опытом жизни в условиях рынка. Это предполагает обеспечение экономической самостоятельности, интеграции в сложившуюся систему общественных отношений, установление контактов с другими людьми, готовность к решению общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию, к неприятию агрессии, жестокости, насилия над личностью. С повышением уровня правовой культуры, гражданской сознательности граждан в большой степени связана стабилизация общественно-государственной жизни страны и ее развития [2].

Многие исследователи (Иваненков С.П., Николина В.В., Винокурова Н.Ф., Кузнецова Л.В., Зулхарнаева А.В. и др.) подчеркивают в своих пуб-

ликациях, что «проблема становления гражданственности, развития чувства национальной идентичности и патриотизма ещё более значимы в наши дни в связи с востребованностью морального и духовного оздоровления российского общества как основы устойчивого развития России, поскольку наилучшие замыслы социальных и политических реформ могут остаться бесплодными, если они не имеют опоры на соответствующие им гражданско-патриотические установки и ценности» [3].

Опираясь на различные подходы к этой проблеме, можно сформулировать «гражданственность как интегративное единство качеств и свойств личности, определяющих ее социальную направленность» [4, с. 62]. Она предполагает готовность к соблюдению частных социально значимых интересов, целей в соответствии с имеющимися в обществе государственными устоями, личными потребностями и возможностями, принятыми в обществе нравственными и моральными нормами.

Показателями сформированности гражданственности студентов, по мнению Сахаповой Ф.Х., Евграфовой О.Г., Салимзановой Д.А., являются «гражданское сознание, гражданские чувства, гражданское поведение, гражданская активность, которые выражаются в активном участии в общественной жизни страны, города, института, осознании прав и обязанностей, гражданской позиции, которая характеризует мировоззренческие взгляды личности, ее убеждения, отношение к обществу и государству, людям и социально-политическим явлениям» [5, с. 63].

Остановимся на процессе гражданского воспитания в студенческие годы. Начало учебы в вузе - это пора, когда происходят сложные психологические и социальные перемены, повышается мыслительная активность у молодежи. В это время расширяется круг социального общения, возникают проблемы, которые рождаются в студенческой среде, и требуется найти правильные ответы для их решения. Зачастую приходится чаще самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за формирование гражданской позиции в процессе воспитания.

Проблема патриотического воспитания особенно важна для формирования мировоззрения именно студентов, изучающих иностранный язык. Специфика обучения такова, что, изучая иностранный язык, другие страны, обычаи, традиции иных народов, имея возможность посетить любую страну и свободно, неформально там общаться и не имея достаточно сформированных патриотических ценностей и убеждений, студент невольно сравнивает жизнь в развитых странах с нашей российской действительностью. Признавая великое прошлое Родины, молодые люди хотят жить сегодня, а не в прошлом и не для построения такого же великого будущего. И по окончании обучения идут работать туда, где более высокая заработная плата, уезжая из города, региона, страны [6].

Мы провели социологическое исследование, чтобы понять, как студенты определяют патриотизм. Анкета состоит из пяти основных разделов с суждениями, вопросами и незаконченными предложениям, на которые были предложены несколько разных ответов. Результаты обрабатывались и интерпретировались с помощью метода контент-анализа (по частоте встречаемости ответов). По количественному показателю вычислялось процентное соотношение. Время проведения 20 минут. Целями анкетирования были: определение актуальности вопросов, связанных с патриотизмом, в системе ценностных ориентаций студентов и определение градации личностных качеств, входящих в понятие «патриот».

В исследовании приняли участие всего 98 студентов бакалавриата и специалитета первого и второго курсов очной формы обучения института горного дела и строительства и политехнического института ТулГУ весной 2022 года. Был проведен анализ ответов респондентов и получены следующие результаты.

I. На вопрос: «Считаете ли вы себя патриотом?» были получены ответы:

1. Да - 64 чел. (65,31 %).

2. Нет - 9 чел. (9,18 %).

3. Частично - 22 чел. (22,45 %).

4. Не знаю - 3 чел. (3,06 %).

II. На вопрос: «Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств», были отмечены следующие ответы:

1. Образовательное учреждение - 34 чел. (34,6 %).

2. Семья - 42 чел. (42,8 %).

3. Друзья и знакомые - 8 чел. (8,1 %).

4. СМИ -5 чел. (5,1 %)

5. Органы власти - 2 чел. (2 %)

6. Другое -7 чел. (7,1 %) (Саморазвитие; мировая государственная литература; глубокий самоанализ; родители родителей; поездка в другую страну; дедушка, Родина).

Анализ ответов показал, что наибольшее влияние оказывают образовательное учреждение, семья, друзья и знакомые, меньшее влияние - СМИ и органы власти.

III. На вопрос: «Как вы для себя определяете понятие патриотизм», студенты при ответе выбрали следующие высказывания:

1. Любить и дорожить своей Родиной, страной - 49 чел. (50 %)

2. Любить народ - 22 чел. (22,4 %).

3. Чувство долга перед Родиной, самопожертвование ради нее, должны любить и ценить - 21 чел. (21,4 %).

4. Вера и преданность Родине - 8 чел. (8,1 %)

^.На вопрос: «По каким признакам определяется понятие патриотизм», ответы распределились следующим образом:

1. Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу - 16 чел. (16,3 %).

2. Непримиримость к представителям других наций и народов - 0 чел. (0 %).

3. Интернационализм, готовность к сотрудничеству... - 5 чел. (5,1 %)

4. Бескорыстная любовь к своей Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения - 37 чел. (37,7 %).

5. Любовь к родному дому, городу. - 26 чел. (26,5 %).

6. Стремление трудиться для процветания Родины. - 12 чел. (12,2 %)

7. Не актуально для современной молодежи - 2 чел. (2 %).

8. Патриотизм как романтический бред, литературная выдумка - 0 чел. (0 %).

Таким образом, согласно проведенному анкетированию, наибольшее значение придается таким составляющим, как: любовь к родному дому, национальное самосознание, бескорыстная любовь и самопожертвование.

V. На вопрос о том, какими качествами должен обладать патриот, ответы были следующие:

1. Уверенность в себе большая часть респондентов поставили во главе - 59 человек. (60, 2%).

2. Воля и честность были вторыми по значимости в 51 случае. (52 %).

3. Активную жизненную позицию, умение осуществлять самоконтроль, смелость, чуткость поставили на третье место 46 чел. (46,9 %).

4. Больше половины студентов отметили значимость здоровья, любви, наличия друзей, образованности, свободы, счастливой семейной жизни, воспитанности, жизнерадостности, исполнительности, независимости, ответственности, терпимости.

5. Понятия обеспеченности, общественного признания, продуктивной жизни, развлечения, аккуратности, высоких жизненных запросов, непримиримости к другим не были названы в характеристике патриотизма.

Анализ результатов анкетирования позволяет заметить, что актуальность вопросов, связанных с патриотизмом, в системе ценностных ориен-таций студентов достаточно высока, и проведенный опрос выявил значимые понятия для личностного роста студентов, помог созданию диалогичной среды и более четкому осознанию глубинных и поверхностных мыслей будущих специалистов.

В своем социологическом исследовании мы определили отличительные особенности гражданского и патриотического воспитания обучаемых средствами иностранного языка. Иностранный язык имеет огромный воспитательный потенциал для формирования у молодежи гражданственности и патриотизма. Проанализировав ряд научных работ, мы смогли вы-

делить качества, которые должны быть присущи гражданину и патриоту. Любить свою Родину - это первостепенная характеристика. Однако в состав понятия «патриотизм» входят много компонентов, одно из которых толерантность.

В настоящее время перед системой образования встает проблема воспитания нового поколения социально активных членов общества, ответственных за обеспечение безопасности России, за укрепление государства, за стабильные толерантные взаимоотношения внутри полиэтнического государства и вне его, что напрямую зависит от целенаправленной работы по патриотическому воспитанию молодежи, призванной играть ключевую роль в судьбе каждого гражданина и всей страны в целом [7].

Изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи их народов способствует формированию культуры межнационального общения.

Следует отметить, что иностранный язык имеет большие возможности для формирования чувства гражданственности и патриотизма. Прежде всего, они отражены в содержании учебного материала, в частности, в тематике дидактических материалов, на которых строится учебный процесс: тематические тексты, задания по темам, тексты для чтения, тексты для аудирования, видеофильмы, видеолекции, всероссийский диктант, тематические олимпиады.

Формой такой работы является обсуждение на иностранном языке прочитанных текстов, просмотренных фильмов, написанного диктанта, выполненных тематических олимпиад, проведение дискуссий после просмотра лекций. Своими вопросами и заданиями преподаватель ориентирует студентов на выражение основной идеи, высказывание своего собственного мнения, аргументирование своей точки зрения. Большой воспитательный эффект достигается, когда преподаватель предлагает развить идеи, заложенные в тексте, привести дополнительную информацию, сформулировать все за и против, найти преимущества и недостатки, придумать свой путь выхода из ситуации, свой сюжет развития событий. Краеведческий материал помогает формировать чувство любви к родному краю, сознательное отношение к окружающей действительности, усиливает чувство патриотизма и гражданственности. Погружение в реалии другой страны и более глубокое изучение ее нравов и обычаев воспитывает толерантное отношение к окружающему миру, к людям с другими ценностями и традициями.

В современной научной литературе взаимосвязь таких трех компонентов, как патриотизм, иностранный язык и обучающийся исследована в плане теории пока недостаточно, но не вызывает сомнения тот факт, что молодое поколение стало больше уделять внимание изучению иностранных языков. При изучении иностранного языка необходимо знакомство с

реалиями страны изучаемого языка. При этом понимание реалий другой страны происходит на фоне знаний о своей культуре, то есть на основе сравнения с реалиями своей страны.

Т.И. Шакирова в своем исследовании выделяет следующие примеры заданий, способствующих формированию толерантности, как патриотического качества:

• компаративный анализ учебного материала об институте семьи в России, США, Великобритании (тема «Семья»);

• компаративный анализ учебного материала о том, как люди живут в России, Великобритании, Австралии (тема «Место, где я живу»);

• иллюстрация/обсуждение пословицы "My home is my castle" («Мой дом - моя крепость») (тема «Место, где я живу»);

• компаративный анализ учебного материала о студенческой жизни в России, Великобритании, США, Канаде, Австралии (тема «Учеба в университете»);

• диалог о видах спорта, популярных в России (включая национальные виды спорта) и других странах (тема «Хобби. Спорт. Досуг»);

• написание сочинения (выражение мнения), расширяют ли путешествия наш кругозор, упоминая важность знания иностранного языка/языков (тема «Путешествие»);

• компаративный анализ праздников и традиций России и Великобритании, США, Канаде, Австралии (темы лингвострановедческого модуля);

• сравнение подачи новостей и информации разными СМИ в России, США, Канаде, Австралии (тема «СМИ»);

• знакомство с основами поведения при межкультурной коммуникации (тема «Межкультурное общение») [8, с. 81].

Значительное влияние на патриотическое воспитание в процессе обучения оказывает личность преподавателя. Следовательно, преподаватель во всех случаях общения со студентами должен выступать как патриот, быть примером толерантного поведения.

Как известно, качественное образование возможно только в условиях новой парадигмы, ориентированной на применение информационных и коммуникационных технологий. Оно также предполагает, «владение преподавателями вузов информационными образовательными технологиями и специальными техническими и информационными средствами для достижения педагогических целей. Такой преподаватель, применяя технологии электронного обучения, должен владеть специальным программным обеспечением, навыками работы в электронной среде, используя при обучении студентов современное оборудование (компьютерные глобальные сети, web-камеру, планшеты, смартфоны, симуляторы и т. п.)» [9].

Следует отметить, что цифровизация образования направлена на разработку и использование различного рода инноваций, повышение эффективности и оптимизации процесса обучения. «Использование современных образовательных технологий с применением электронных учебно-методических и тестовых ресурсов позволяет делать акцент на доминирующем познавательном стиле каждого индивидуума, побуждать его интерес к изучаемому материалу, развивать его коммуникативные способности и тем самым влиять на качество профессиональной языковой подготовки будущего специалиста» [10, с. 95]. «Значительные преимущества в использовании данных технологий заключаются не только в самостоятельном поиске обучающимися полезных данных в интернете, но и активном применении технологий виртуальной, дополненной и смешанной реальности при формировании иноязычной компетенции студентов неязыковых специальностей» [11, с. 35].

Дополненная реальность, по мнению многих исследователей предстает как «новая интерактивная технология, которая позволяет накладывать компьютерную графику или текстовую информацию на объекты реального времени. Это совмещение на экране двух изначально независимых пространств: мира реальных объектов вокруг человека и виртуального мира, созданного на компьютере» [12, с. 56].

AR-технология дает возможность обучаемым работать с различными объектами, двигать их, уменьшать или увеличивать, изучать со всех сторон, развивая таким образом пространственное мышление студентов и позволяя исследовать выбранный предмет полнее и глубже. Данная технология усиливает интерес к изучаемой дисциплине и вносит неоценимый вклад в процесс вовлечения обучаемых в образовательный процесс, что крайне необходимо сегодня для студентов поколения цифрового пространства [13].

В качестве материалов при внедрении технологии дополненной реальности в процесс обучения студентов неязыковых специальностей в Тульском государственном университете использовались различные приложения с элементами AR, которые позволяют развивать и воспитывать у студентов патриотизм и толерантность, изучая историю своей страны и стран изучаемого языка на иностранном языке. Инновационные технологии погружают студентов в чужеродную для них среду, знакомят с чужой религией, мироощущениями, историей и культурой, правилами поведения и укладом жизни.

Одной из таких инновационных технологий стало бесплатное мобильное приложение «ARTEFACT» - интерактивный гид по выставкам, позволяющий взглянуть по-новому на искусство. Это платформа для создания интерактивных гидов с технологией дополненной реальности, разработанная Министерством культуры РФ. Есть англоязычное описание

выставок и коллекций, двуязычные аудиогиды, музейные экспонаты с легкостью распознаются системой. Платформа предоставляет доступ к редким музейным собраниям предметов быта и раритетного оружия, коллекционным книгам, археологическим находкам и произведениям знаменитых художников. Приложение дает возможность познакомиться с мастерами ювелирного искусства и хранителями традиций народных промыслов. Биографические выставочные проекты рассказывают об известных деятелях культуры, истории, искусства. Использование на занятиях по иностранному языку данного приложения помогает ближе знакомиться с историей страны, проникать в культуру и быт, узнавать обычаи и традиции, что помогает студентам воспитывать патриотические чувства.

В последние годы также реализуется проект «Виртуальная лаборатория дополненной реальности «Моя профессия». Во Дворце школьников в Астане компания AR Production создала первый в мире музей, все экспонаты которого являются виртуальными. Он включает 30 интерактивных проектов (22 из них - проекты на стыке технологий дополненной и виртуальной реальности). В музее также подготовлены 104 обучающих и развлекательных проекта с использованием проецируемой дополненной реальности. Таким образом, в игровом формате обучаемый имеет возможность ближе узнать крупнейшие отрасли промышленности, самостоятельно поэтапно возвести здание или изучить сплавы, смешивая их компоненты в плавильном котле. Данный проект наглядно продемонстрировал, что в образовании использование визуализации материала позволяет глубже вовлекать обучающихся в образовательный процесс. Посетители могут прогуляться в интерактивном научном парке, информационном центре по атомной энергетике, зимнем саду, планетарии, познакомиться с образовательными кружками и программами и т.д. [14].

Подобные приложения с элементами дополненной реальности созданы и в странах дальнего зарубежья. Появилась возможность знакомить студентов с историей стран изучаемого языка в интерактивном формате. Приложение Expeditions предлагает 100 туров с дополненной реальностью. В их создании, помимо Google Arts & Culture, участвовали специалисты Смитсоновского института и издатели учебной литературы. Expeditions позволяет побывать в горах, под водой и даже в открытом космосе. Преподаватели имеют возможность дополнять программу занятия 3D-моделями или проводить виртуальные экскурсии по городам мира и их достопримечательностям. Изучая историю и современность зарубежных стран, студенты ближе узнают культуру и быт других народов, что положительно влияет на формирование толерантного отношения к их представителям.

Соприкосновение и познание культур и ментальностей происходит не только в рамках аудиторных мероприятий, но и за их пределами. На кафедре иностранных языков ТулГУ организована работа по выпуску тема-

тических газет на иностранных языках (в т.ч., посвященных дню защитника Отечества, празднованию Дня Победы, Дня России, Дня народного единства и т.д.). Для воспитания патриотизма у студентов преподаватели организуют посещение музея Памяти и Славы ветеранов боевых действий Тульской области, Тульского государственного музея оружия с проведением экскурсий на иностранных языках. Ежегодно проводятся заседания в клубе любителей иностранных языков в формате круглых столов, посвященные празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне; был проведен конкурс «Великая Отечественная Война, которая затронула мою семью», а также олимпиада на английском языке, посвященная Дню Победы. На кафедре организовывался просмотр фильмов духовно-нравственной и патриотической направленности на иностранном языке.

Хотелось бы отметить, что к особым инструментам развития гражданственности, патриотизма и толерантности в иноязычной среде относятся «занятия в студенческом клубе любителей иностранных языков «Лингва», который успешно функционирует на кафедре иностранных языков ТулГУ на протяжении многих лет. Его цель - формировать у студентов лингвокультурную компетенцию, воспитывать патриотизм и толерантность посредством знакомства с национальными обычаями своего и других народов, изучения родной и иностранной литературы и материалов сети Интернет, онлайн-общения в социальных сетях, встреч с зарубежными гостями. Тематика заседаний клуба «Лингва» современна, злободневна, интересна, разнообразна. Члены клуба общаются также с зарубежными друзьями через сеть Интернет, что позволяет им ближе и подробнее знакомиться с укладом жизни и привычками жителей страны изучаемого языка, а также передавать им знания о культуре и истории своей родины» [15].

В работу клуба входит также организация вечеров с чаепитием по разнообразной тематике, связанной с отечественными и зарубежными традициями, обычаями и праздниками. Именно соционормативный опыт культуры страны изучаемого языка, знание языков общения, используемых народной культурой этой страны, опыт межличностного общения в различных сферах, опыт восприятия искусства и являются основными источниками приобретения межкультурной коммуникативной компетентности, которая способствует успешному воспитанию гражданственности, патриотизма и толерантности будущего специалиста.

Ценностные отношения, установки и ориентации, цели, мотивации являются внутренними регуляторами поведения студента, которые ведут к гражданской социализации и патриотизму. Для этой цели на занятиях по иностранному языку преподаватели кафедры особое внимание обращают на такие темы, как "Знакомство на международной конференции", "Профессия", "Семья", "Я - гражданин своей страны", "Права, обязанности и льготы студента", "Учеба в вузе", "Моя будущая специальность", "Моя Ро-

дина" и т.д. с применением AR-технологии. Работа над этими темами обеспечивает духовно-нравственное становление подрастающего поколения, осуществляет их подготовку к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору общечеловеческих ценностей. На занятиях по иностранному языку студенты знакомятся также с творчеством отечественных и зарубежных ученых, великих деятелей культуры, при этом особое внимание обращается на их гражданскую позицию, на гражданское мировоззрение, на патриотизм, как важнейшей духовно - нравственной и социальной ценности.

Обращение к аутентичным текстам патриотического и гражданского содержания дает также ценный материал для формирования мировоззрения, размышлений, дискуссий, выводов. Однако патриотический компонент наиболее полно раскрывается именно в случае сравнения двух систем, поэтому опора на родную культуру, на тексты о традициях и обычаях родной страны, позволяет воспитывать чувство национальной гордости и патриотизма. Следовательно, наполнение ценностных сторон содержания предмета «иностранный язык» заключается в формировании у студентов общечеловеческих и общегражданских ценностных ориентаций, вооружении студентов умениями культурного ведения диалога и дискуссии, формировании устойчивой системы привычного ответственного гражданского и патриотического сознания, умении отстаивать свои убеждения, развитии модели поведения, мотиваций и установок.

Проведенное исследование позволяет нам сделать вывод о том, что AR-технология является интересным и эффективным инструментом воспитания чувств патриотизма и гражданственности у студентов при обучении иностранному языку в вузе. Мобильные приложения с элементами дополненной реальности, которые позволяют проникнуть в культурный мир родной страны и стран изучаемого языка, привлекают обучаемых своей новизной, вовлекая их в иноязычный образовательный процесс и параллельно в процесс формирования гражданской позиции и патриотического сознания.

Список литературы

1. Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года // Российская газета. Федеральный выпуск № 122(6693). 8 июня 2015г. URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 18.11.2022).

2. Сахапова Ф.Х. Гражданское воспитание студентов технического вуза средствами иностранного языка: диссертация канд. пед. наук. Казан. гос.пед.университет, Казань, 2004. URL: https ://www. dissercat. com

/content/grazhdamkoe-vospitame-studentov-tekhnicheskogo-vuza-sredstvami-inostrannogoyazyka (дата обращения: 18.11.2022).

3.Николина В.В., Винокурова Н.Ф., Зулхарнаева А.В. Гражданское воспитание учащихся как условие становления устойчивого развития // Современные проблемы науки и образования. 2016. №6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25762 (дата обращения: 18.11.2022).

4. Сахапова Ф. Х., Евграфова О. Г., Салимзанова Д. А. Формирование гражданских качеств студентов в современных условиях средствами иностранного языка // Человек и современное общество в социальном, правовом, экономическом ракурсах: Монография. - Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская Ирина Игоревна), 2020. С. 59-73.

5. Там же.

6. Макеева В. Н. Обучение иностранному языку как средство патриотического воспитания студенческой молодежи (на примере факультета иностранных языков) // Самоопределение личности. Новые подходы и технологии: Материалы II Международной научно -практической конференции, посвященной памяти профессора А.Д. Сазонова, Курган, 25 февраля 2005 года. Курган: Курганский государственный университет, 2005. С. 159-160.

7.Шакирова Т. И. Формирование толерантности как патриотического качества в процессе обучения иностранному языку в вузе // Вестник Калужского университета. 2015. № 2. С. 78-81.

8. Там же.

9.Таран В.Н. Анализ компетенций профессорско -преподавательского состава при подготовке IT-специалистов // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2016. Т. 12 (№4). С. 20-24.

10. Гладкова О.Д., Коннова З.И. К вопросу об информатизации языкового образования как дидактической основы профессиональной иноязычной подготовки специалистов // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. Тула: ТулГУ, 2015. №1. С. 92-98.

11. Коннова З.И., Семенова Г.В. Обучение иностранному языку студентов-медиков в рамках технологии виртуальной реальности // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2020. Т.6. №2. С. 34-41. DOI: 10.18413/2313-8971-2020-6-2-0-4.

12. Коннова З.И., Семенова Г.В. Технологии дополненной и виртуальной реальностей: инновации в обучении иностранным языкам в вузе // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2021. Т.7. №3. С. 53-67. DOI: 10.18413/2313-8971-2021-7-3-0-5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Там же.

14. Коннова З.И., Семенова Г.В. Проблемы социализации в процессе иноязычного обучения студентов неязыковых специальностей // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2020. № 3. С. 51-62.

15. Семенова Г. В. Опыт применения технологий дополненной и виртуальной реальностей в образовательном процессе // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2022. № 1. С. 57-63.

Коннова Зоя Ивановна, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой, konnova71z@,gmail.com, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Семенова Галина Владимировна, канд. пед. наук, доц., galinasem27.03@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

DEVELOPMENT OF CITIZENSHIP AND PATRIOTISM AMONG UNIVERSITY STUDENTS WHEN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE USING AR TECHNOLOGY

Z.I. Konnova, G.V. Semenova

The article deals with the problem of the development of civic and patriotic qualities of students in teaching a foreign language at the present stage of the country's formation, when the ongoing processes in the political, economic, cultural and international arena require updating, revision of the process of educating the citizenship of the younger generation in our country. The forms and methods of work on patriotic and civic education of students at Tula State University are described. The results of a survey of students on the definition of the concept of "patriotism" are presented.

Keywords: citizenship, patriotism, tolerance, foreign language, augmented reality, AR technology.

Konnova Zoya Ivanovna, doctor of pedagogical sciences, professor, head of department, konnova71z@gmail.com, Russia, Tula, Tula State University,

Semenova Galina Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, galinasem27.03@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.