Научная статья на тему 'Развитие грамотности чтения младших школьников через создание синергетических условий на уроке'

Развитие грамотности чтения младших школьников через создание синергетических условий на уроке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ГРАМОТНОСТЬ ЧТЕНИЯ / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УРОКА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / САМОРАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серкина Е.В.

Автор, рассматривая актуальность формирования читательской компетенции младших школьников, в качестве эффективного средства развития навыков грамотного чтения предлагает создание синергетических условий на уроке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие грамотности чтения младших школьников через создание синергетических условий на уроке»

160

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

ятию знаний, решение заданий контрольных работ, участие в конкурсах и олимпиадах, отношение каждого кадета к выполнению домашних заданий, склонность к чтению, начитанность, информированность позволяет определить рост их познавательной самостоятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование во внеучебной деятельности познавательной беседы способствует эффективному развитию коммуникативных универсальных учебных действий кадет. Считаю, что использование таких методов коммуникативного общения приносит детям удовлетворение, что, способствует совершенствованию у них личностных качеств - стремления получить знания, а главное - желания учиться и получать от этого радость.

Список литературы:

1. Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетентности детей: дис. ... канд. пед. наук. / Е.М. Алифанова. - Волгоград, 2001.

2. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г. - М.: Academia, 2002.

3. Микрюкова С.М. Педагогические условия организации коммуникативной досуговой деятельности детей: автореф. дис. - Ижевск, 2006. - 19 с.

4. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед.вузов и пед. колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

5. Смолкин А.М. Методы активного обучения: науч.-метод. пособие / А.М. Смолкин. - М.: Высшая школа, 1991. - 176 с. - 200 экз. - ISBN.

6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2т. - М.: НИИ школьных технологий, 2006.

РАЗВИТИЕ ГРАМОТНОСТИ ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА УРОКЕ

© Серкина Е.В.*

Средняя общеобразовательная школа № 15, г. Якутск

Автор, рассматривая актуальность формирования читательской компетенции младших школьников, в качестве эффективного средства развития навыков грамотного чтения предлагает создание синергетических условий на уроке.

Ключевые слова читательская компетентность, грамотность чтения, синергетические условия, технологические основы урока, педагогическое сотрудничество, саморазвитие школьника.

Учитель начальных классов.

Теория и методика обучения и воспитания

161

Навыки грамотного чтения являются фундаментом для всего последующего обучения школьника, способного самостоятельно добывать знания. Этот предмет закладывает основу формирования учебной деятельности -систему учебно-познавательных мотивов, умение ставить, принимать и реализовывать учебные цели, решать учебные и учебно-практические задачи, планировать, контролировать, оценивать учебные действия, их результат. Грамотное чтение является основой саморазвития личности, т.к. грамотно читающий человек понимает текст (информацию), размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Грамотность чтения помогает не только для успешного усвоения русского языка и литературы, но и является гарантией успеха изучения любых других предметов школьной программы.

Способность человека к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества, определяется как грамотность чтения. Овладение умением грамотного чтения и осмысления текстов выдвигается на первый план среди всех других способностей обучающихся к моменту окончания школы, определяющих уровень функциональной грамотности.

Грамотность чтения связана с понятием «читательская компетентность», этот анализ представлен в работах, в которых рассматриваются понятия «идеальный читатель», «компетентный читатель», «развитая читательская деятельность», «продуктивное чтение» (М.М. Бахтин, А.А. Брудный, Г.И. Богин, В.А. Бородина, П.Я. Гальперин, Т.Г. Галактионова, ГГ. Граник, Л.П. Доб-лаев, В.В. Знаков, В.А. Левин, А.А. Леонтьев, ГН. Кудина и З.Н. Новлянская, В.Б. Носкова, Н.Н. Светловская, Н.Н. Сметанникова и др.).

Развитие грамотности чтения обусловлено необходимостью решения проблем, связанных со смысловой стороной чтения учащихся начальных классов, острой необходимостью формирования навыков работы с информацией, формирования аналитического мышления при условии уменьшения объема репродуктивной деятельности учащихся, основанной на автоматическом запоминании.

Овладение технологией грамотного чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приёмами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, например умения извлекать информацию из текста.

Реализация этой технологии обеспечивается методическим аппаратом учебников в части текстов, в которых размещены подсказки для организации

162

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

беседы учителя с учениками, нацеленной на полное понимание текста. Однако мы приходим к выводу о том, что осознанное применение учителем технологии грамотного чтения позволяет добиться более высоких результатов.

Технология грамотного чтения понимается нами как совокупность способов и средств поиска информации в различных текстах для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. Технология грамотного чтения направлена на решение аналитических, информационных, интерпретационных и позиционных задач. Аналитические (конструирую-щие)_задачи представляют некое информационное поле (набор фактов, более или менее упорядоченный), которое задано в виде текста является неполное, неисчерпывающее описание / представление ситуации, мозаичность, фрагментарность с наличием информационных лакун и / или с информационной избыточностью (шумом). Информационные задачи направлены на поиск точной информации в тексте, запрос на определенную информацию возникает в конкретной ситуации. Задачи интерпретационного характера строятся на деловых текстах (инструкция, памятка, объявление, договор и т.п.). Позиционные задачи предполагают определение позиции автора, реконструкцию аргументов, на которые он опирается и определение собственной позиции, ее аргументацию.

Способность понимать различные письменные тексты, рефлексировать на содержание текстов, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное, излагать свои мысли о прочитанном развивается через специально организованную работу на уроке.

Особенность применения технологии грамотного чтения заключается в сочетании опыта учебной программы и использования современного материала: методического, наглядного, технического, энциклопедического, а также в формировании ведущих компетенций личности учащихся начальных классов: 1) коммуникативной (умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым); 2) информационной (умение работать со всеми видами информации); 3) автономизационной (навыки саморазвития); 4) социальной (умение жить и работать с другими людьми).

Освоение технологии грамотного чтения позволит ученику быть способным к эффективному самостоятельному проектированию собственного будущего, постановке и достижению профессиональных и жизненных целей, оперативному, адекватному реагированию на возникающие жизненные ситуации, масштабному и вариативному мышлению, способности брать на себя ответственность за решение возникающих проблем в сфере профессиональной деятельности и собственной жизнедеятельности.

Эффективность работы по развитию грамотности чтения на уроках в начальной школы, на наш взгляд, зависит от многих условий: мотивационных, организационных, содержательных. Комплекс перечисленных условий может быть создан через синергетический подход к организации урока.

Теория и методика обучения и воспитания

163

Основными принципами синергетического подхода к организации урока являются субъективность, дополнительность, открытость, диалогичность.

Субъектность, как обязательное условие развития, инициируется внешними воздействиями через специально организованную деятельность учителя. Ученик становится субъектом образования, включаясь в совместную с учителем работу по преобразованию содержания изучаемого материала, присутствующего в фактах, предметах, явлениях, символах, моделях, научных коллизиях - во всем, что изучается не только для количественного накопления знаний, но и для придания им качественных, т.е. личностных смыслов.

Критерии открытости и дополнительности ориентируют учителя на стимулирование у школьников отношения к изучаемому материалу на основе собственного понимания, духовного и эмоционального, субъектного опыта учеников. Диалогичность содержания образования определяет необходимость преобразования учебного материала в основу для диалога. Диалогичность основана на множестве смыслов, высказываемых участниками учебного общения при условии субъект-субъектных отношений, основным предметом которых выступает совместное обсуждение чего-либо при совместной направленности на разрешение проблемы. Показателями диалогичности являются установка на партнерство в общении, признание прав партнера на собственную точку зрения и её защиту, умение слушать и слышать партнера, готовность взглянуть на предмет общения с позиций партнёра, способность к сочувствию и сопереживанию.

Синергетические условия, реализуемые на уроке, составляют технологическую основу урока, представляющую поэтапные организационные действия учителя.

На первом этапе создается ситуация неустойчивости и нелинейности через постановку проблемы, задачи, которая не может быть решена имеющимися способами. Тем самым педагог вызывает мотивацию деятельности ученика акцентирует его внимание на новом аспекте изучаемой проблемы и т.д. Неопределенность ситуации приводит ученика в смущение, некий внутренний интеллектуальный и эмоциональный дискомфорт, что рождает потребность найти ответ, определиться, выяснить. Как результат, у школьников возникает потребность к решению учебной задачи, стимул к поисковой работе. Следующей задачей целевой установкой педагога становится структурирование деятельности, рост упорядоченности, приведение системы к устойчивому развитию через организацию единого темпа. На данном этапе учащиеся погружаются в поисковый режим, педагог ориентирует учащихся в работе с информационным полем, организует диалоговое взаимодействие участников познавательного процесса, которое происходит в логике синергетической парадигмы мышления: диссипативные системы (неустойчивые, в данном случае, это ученик в состоянии смущения) обмениваются с окружающей средой энергией, информацией, начинают развиваться и самоорганизовываться.

164

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Деятельность преподавателя осуществляется в рамках оптимального, разумного ограничения свободы выбора и носит управляющий характер.

В процессе нахождения решения на поставленные вопросы, на пути «движения к истине» педагог занимает позицию «аттрактора», он регулирует деятельность учащихся посредством «мягкого управления» через ориентацию в жизненном опыте учащихся, отходит от традиционного сообщения искомого решения, объясняет противоречивые ответы учащихся, анализирует причины ошибок и заблуждений школьников, формируя критическое осмысление учащимися учебного материала. Педагог в качестве фасилитатора вдохновляет ученика даже в случае его ошибочной позиции. Такая педагогическая стратегия обеспечивает максимальные условия для самораскрытия учащихся. Учащиеся становятся открытыми для обучения и активно включаются во взаимоотношения и сотрудничество с другими участниками образовательного процесса, получают возможность для анализа своей деятельности и реализации собственного потенциала. Интеллектуальная и эмоциональная активность учащихся достигает наивысшей степени напряженности, резонансному возбуждению, итогом которого при умелом управлении педагога становится открытие, нахождение ответов на поставленные учебные задачи.

В дальнейшем осуществляется перевод обучающихся на новый уровень развития: они получают новые знания, самоутверждаются, анализируют ошибки. В процессе организации осмысления учащимися всего действия, своего состояния как его результата, своего места в общем энергетическом процессе. Педагогическая задача при этом состоит в том, чтобы помочь школьнику осознать происходящие в его психике процессы, вызвать их мотивацию, научить осознанно управлять ими, ставить цели своего развития, т.е. подвести к самосовершенствованию.

Таким образом, синергетический урок можно определить как высокоэффективный урок, на котором созданы все условия для того, чтобы каждый ученик получал ускорение, исходящее от совместной познавательной деятельности, в результате чего происходит переход ученика на новый уровень интеллектуального развития, становятся возможными процессы порождения знаний самим учеником, его активное продуктивное творчество. Обучение становится интерактивным, а образование заключается в открытии себя или сотрудничество с самим собой и с другими людьми. Главное - происходит овладение учащимися способами пополнения знаний и быстротой ориентации в разветвленной системе знаний, способами самообразования.

Использование методологии синергетики в развитии навыков грамотного чтения позволяет строить обучение как интерактивный процесс, стимулирующий активность ученика. Учащиеся самостоятельно пытаются найти ответы на ряд вопросов и проблем, поставленных перед ними, осмыслить их, сделать выводы, обобщения. При этом стимулируются их познавательные и творческие способности, преодолевается хаос и превращается в поле для системной деятельности.

Теория и методика обучения и воспитания

165

Список литературы:

1. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности / Под ред. А.А. Леонтьева // Образовательная программа - Школа 2100, Педагогика здравого смысла.

2. Загоруля Т.Б. К вопросу инноваций в образовании: педагогическая синергетика и постсинергетика // Проблемы образования, науки и культуры -2010. - № 3 (78).

3. Князева Е.Н, Курдюмов СП. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. - М.: Наука, 1994. - С. 280-289.

4. Ковалева Г.С., Красновский Э.А. Новый взгляд на грамотность. - М.: Логос, 2004. - 347 с.

5. Опережающее обучение и пути его реализации в школе. - Якутск: Изд-во ИРО и ПК, 2012. -116 с.

6. Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения: Пособие для учителя [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://umr.rcokoit.ru/dld/metodsupport/frrozhdest.pdf.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ КАК ЦЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

© Скрябина Н.Е.*

Средняя общеобразовательная школа № 15, г. Якутск

Автор рассматривает универсальные учебные действия как цели образовательного процесса в начальной школе, что легло в основу разработки модели выпускника.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, образовательные цели, модель выпускника начальной школы.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями: 1) формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию; 2) формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин; 3) универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.

Отбор и структурирование содержания образования, выбор методов, определение форм обучения должно учитывать цели формирования кон-

Учитель начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.