Научная статья на тему 'Проблема снижения успеваемости школьников в 12-14-летнем возрасте'

Проблема снижения успеваемости школьников в 12-14-летнем возрасте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
14581
570
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы образования
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛЬНАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / САМООБРАЗОВАНИЕ / SCHOOL ACADEMIC ACHIEVEMENTS / INFORMATION SKILLS / READING SKILLS / SELF-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косарева Юлия Дмитриевна, Быкова Елена Михайловна

Педагогические наблюдения и анализ результатов обучения последних лет свидетельствуют о том, что в середине основной школы (в 7-м и особенно в 8-м классе) отмечается резкое снижение успеваемости. Установлено, что результаты обучения напрямую связаны со сформированностью информационной компетентности учащихся. Отсутствие навыка извлечения необходимой информации из различных видов источников или учебной самостоятельности снижает уровень готовности ученика к самообразованию. Те же закономерности обнаруживаются в результатах тестов PIRLS и PISA в целом по России. Рассматриваются направления работы по формированию информационной компетентности учащихся в рамках реализации школьного образовательного проекта «Обучение на всю жизнь». Сформулированы условия работы с текстом, которые позволят повысить результаты обучения 12-14-летних школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of academic achievement decrease in 1214 year olds Pedagogical observations and an analysis of data on the recent academic achievements show that by the middle of the basic school course (in the seventh and in particular in the eighth year) the academic achievement drastically decreases. It is shown that the learning results are directly connected with the development of information skills in students. The lack of ability to extract necessary information from various types of sources and the lack of academic independence decrease the preparedness of a student to self educate. The same tendencies show in the PIRLS and PISA results nationwide. There are discussed possible measures to improve information skills in students, as a part of implementation of the «Lifelong learning» school education project. The article proposes ways of work with texts that would allow to improve the learning results of 12-14 year old students.

Текст научной работы на тему «Проблема снижения успеваемости школьников в 12-14-летнем возрасте»

Ю.Д. Косарева, Е.М. Быкова

ПРОБЛЕМА СНИЖЕНИЯ УСПЕВАЕМОСТИ

школьников

в 12-14-ЛЕТНЕМ ВОЗРАСТЕ

Педагогические наблюдения и анализ результатов обучения последних лет свидетельствуют о том, что в середине основной школы (в 7-м и особенно в 8-м классе) отмечается резкое снижение успеваемости. Установлено, что результаты обучения напрямую связаны со сформированностью информационной компетентности учащихся. Отсутствие навыка извлечения необходимой информации из различных видов источников или учебной самостоятельности снижает уровень готовности ученика к самообразованию. Те же закономерности обнаруживаются в результатах тестов PIRLS и PISA в целом по России. Рассматриваются направления работы по формированию информационной компетентности учащихся в рамках реализации школьного образовательного проекта «Обучение на всю жизнь». Сформулированы условия работы с текстом, которые позволят повысить результаты обучения 12-14-летних школьников.

Ключевые слова: школьная успеваемость, информационная компетентность, читательская компетентность, самообразование.

Современному человеку приходится поспевать за быстрыми изменениями социально-экономических условий, и преимущество получают те, кому удается идти на шаг впереди этих изменений. В такой ситуации от человека требуются не просто знания, а постоянное их пополнение и совершенствование. От сформирован-ности способности познавать во многом зависит успешность человека в жизни.

Концепция модернизации российского образования до 2010 г. определяет цели общего образования на современном этапе. От школы требуется давать не только информацию, но и способы работы с ней, переходить от информационного обучения к деятельностному, формировать целостную систему универсальных умений и навыков, а также навык самостоятельной деятельности и личную ответственность обучающихся, т. е.

Статья поступила в редакцию в июле 2009 г.

Аннотация

1. Чтение как средство обучения и развития

265

Работы конкурсантов 2009 г.

ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.

Ключевые компетентности определяются как «результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором (меню) способов деятельности по отношению к определенному предмету воздействия». Выделяют три ключевые компетентности: компетентность разрешения проблем, информационную и коммуникативную компетентности [6].

В данной работе мы будем говорить только об информационной компетентности, включающей готовность к самообразованию и готовность к использованию информационных ресурсов.

Стандарты нового поколения, которые сейчас разрабатываются, предполагают программу формирования универсальных учебных действий, которая должна регулировать различные аспекты метапредметных умений — способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

2003-2012 гг. в соответствии с резолюцией № 56/116 Генеральной Ассамблеи ООН от 19 декабря 2001 г. объявлены десятилетием грамотности. В докладе генерального секретаря ООН подчеркивается, что в сегодняшнем стремительно меняющемся информационном обществе, в котором активно распространяются новые и все более сложные коммуникационные технологии, требования в отношении грамотности постоянно растут.

В отличие от элементарной грамотности как способности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия функциональная грамотность — это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться к ней и успешно в ней действовать [7]. Функциональная грамотность рассматривается как определенный уровень образованности учащихся, показывающий степень овладения ключевыми компетенциями, позволяющий успешно приспосабливаться к меняющемуся миру и эффективно реализовать себя в различных видах деятельности. Набор осваиваемых способов деятельности должен быть социально востребован, он может быть актуален в течение какого-то времени, а затем будет корректироваться в связи с изменением социально-экономической ситуации.

В требованиях к уровню подготовки выпускников начальной, основной и старшей школы Государственных образовательных стандартов перечислены умения и навыки, которые учащиеся должны приобрести в результате изучения того или иного предмета. Что же касается культуры учебного труда — умения работать с текстом учебника, с дополнительной литературой, навыков самоконтроля и т. д., — то они остались за пределами программ школы.

Чтение практически не рассматривается как основное средство обучения и развития. Цели в области обучения чтению и развития

266

Ю. Д. Косарева, Е. М. Быкова

Проблема снижения успеваемости школьников в 12-14-летнем возрасте

читательской компетентности сужены до технических навыков работы с текстом. Такие умения, как восстановление контекста, связывание воедино всех элементов информации, соотнесение прочитанного со знаниями из других областей и собственным опытом, критическое осмысление текстов, пока отсутствуют в образовательных стандартах.

Школы не оснащены необходимыми учебными пособиями, оборудованием, помещениями, несмотря на имеющиеся в стране наработки в области современных технологий и подходов к обучению чтению. Педагоги не имеют достаточной квалификации для их использования.

Отсутствие системы оценки уровня читательской компетентности обучающихся на различных этапах образовательного процесса не позволяет достоверно судить о наиболее проблемных его точках и координировать усилия преподавателей разных предметов для совершенствования навыков чтения.

Вместе с этим меняются характеристики детского чтения: статус, длительность, способ работы с печатным текстом, круг чтения подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения. Молодое поколение сегодня активно и легко осваивает новые информационные технологии. У современного подростка есть большие возможности выбора способа получения информации. Это различные средства массовой коммуникации, мультимедиа и Интернет.

Именно поэтому можно говорить о недостаточной читательской активности и невысоком уровне читательской компетентности обучающихся, причинами которых являются:

• слабая освоенность современного информационного поля учениками;

• недостаточная организация обучения работе с письменными текстами, информационными потоками;

• недостаток современного методического обеспечения обучения чтению;

• неудовлетворительная подготовка преподавательских кадров, их неспособность обеспечить учащимся необходимый уровень читательской компетентности;

• слабость социокультурных стимулов к чтению.

Мы предполагаем, что затруднения в формировании учебноинформационного навыка могут быть вызваны следующими факторами:

• недостаточное развитие навыков анализа, синтеза, обобщения информации, построения выводов;

• неумение организовать собственную читательскую активность, использовать полученную информацию для решения своих задач, обнаруживать недостатки в собственной работе с текстами и исправлять их;

• неумение четко выразить мысль, связно построить высказывание.

267

Работы конкурсантов 2009 г.

Средства по преодолению затруднений в работе с текстами могут быть следующие:

• беседы в форме вопросов и ответов, пробуждающие в учащихся любопытство, интерес, удивление;

• предоставление учащимся права самостоятельного выбора цели и планирования чтения с последующим обсуждением, детализацией, определением ожиданий;

• обсуждение прочитанного, во время которого учащиеся овладевают умением сравнивать цели, с которыми они приступали к чтению, и результаты, полученные после прочтения выбранной ими самими литературы.

Непременным участником развития навыков работы с источниками информации и формирования читательской компетентности обучающихся должна стать семья.

2. Снижение успеваемости в 12-14-летнем возрасте

Одним из результатов перестройки конца прошлого века стал многократно увеличившийся поток самой разнообразной информации. Ученые подсчитали, что объем накопленных сведений к моменту, когда ребенок, родившийся сегодня, окончит институт, возрастет в 4 раза, а когда ему будет 50 лет — в 32 раза! И прежде чем обрушивать на ученика лавину информации, необходимо научить его эффективным приемам работы с ней. В данном случае успех зависит не только от работоспособности, но и от сообразительности, быстроты реакции, глубины восприятия, понимания прочитанного, так как «отложенная в сторону» информация может оказаться главной для выбора оптимального решения поставленной задачи или проблемы.

При переходе от начальной школы к средней происходит качественное изменение учебной деятельности. в начальной школе ученик обучался чтению, в средней школе он читает для обучения. От учащихся требуется самостоятельность в организации своего обучения. Самообразование определяется как приобретение новых знаний, идей и опыта с помощью информационных или художественных текстов.

Для успешного продолжения образования после завершения обязательной ступени школы выпускники должны не только обладать необходимой системой знаний и умений, но и быть заинтересованными в получении дальнейшего образования, а также уметь организовывать собственное обучение.

Отношение к чтению является одним из важных результатов обучения. Исследование PISA-2006 показало, что отношение к чтению значительно отличается у учащихся в разных странах. В России положительное отношение к чтению обнаружено менее чем у 50 % школьников. Только 42 % учащихся согласились с высказыванием, что чтение — одно из их любимых занятий. При этом позитивная установка по отношению к чтению и достаточно большие объемы прочитанного вовсе не гарантируют его качества: сложные задачи, нестандартные решения, самостоятельная рефлексия не даются

268

Ю. Д. Косарева, Е. М. Быкова

Проблема снижения успеваемости школьников в 12-14-летнем возрасте

российским школьникам. 31% 15-летних подростков, судя по их ответам на опросник PISA, не всегда дочитывают книгу до конца. 57 % учащихся читают только для того, чтобы получить нужную им информацию. 13 % 15-летних указали, что они никогда не читают художественную литературу по собственному желанию [3].

В возрасте от 10 до 15 лет происходит становление умения учиться самостоятельно. Сравнение данных тестов PIRLS (10-летние школьники) и PISA (15-летние школьники) показало, что с возрастом результаты российских школьников ухудшаются: в 2001 г. 4 % четвероклассников имели низкий уровень читательской грамотности, в 2006 г. у 35 % учеников 9-10-х классов диагностирован низкий уровень читательской грамотности, т. е. неготовность к учебной самостоятельности (рис. 1).

Рис. 1 Низкий уровень читательской

грамотности российских школьников

Таким образом, привычка и интерес к чтению, частота обра-

щения к печатной информации сокращаются при переходе от начальной школы к средней. Нет механизмов поддержания интереса к чтению, механизмов его постоянного повышения. Без такого интереса и самостоятельности невозможно никакое реальное качество чтения и обучения в целом. Данные опроса школьников, проведенного в 2006 г. Левада-Центром [2], подтверждают: к 9-му классу интенсивность чтения снижается, у школьников формируется устойчивое отношение к чтению как к принудительному и скучному занятию, которое им не нужно.

Результаты международных и российских исследований подтверждаются и данными школьного мониторинга качества образования. Мы с сожалением констатируем, что успеваемость наших учеников снижается. Например, в 3 классе все нынешние десятиклассники успевали по школьной программе, а доля учащихся, которые имели за год только оценки 4 и 5, составляла 88 %. По окончании 7-го класса в этой же группе учащихся доля успевающих на 4 и 5 уменьшилась в 2 раза, до 44 % (рис. 2).

269

Работы конкурсантов 2009 г.

Рис. 2 Динамика успешности обучения

10 классы 2009 год

7 классы 2006 год

3 классы 2003 год

0% 20% 40% 60% 80% 100%

Анализ усвоения программы и успешности промежуточной аттестации обучающихся в нашей школе за последние годы (рис. 3, 4) показывает падение успеваемости особенно в 7-х и 8-х классах.

Рис. 3 Результаты обучения 2006/2007 учебный год

5 классы 6 классы 7 классы 8 классы

Рис. 4 Результаты обучения 2007/2008 учебного года

5 классы 6 классы 7 классы 8 классы

Психологи объясняют снижение успеваемости в этот возрастной период несоответствием репродуктивных форм и методов учебной работы, характерных для традиционной системы обучения, возрастным возможностям подростка. Педагогический коллектив нашей школы поставил задачу изменить ситуацию.

270

Ю. Д. Косарева, Е. М. Быкова

Проблема снижения успеваемости школьников в 12-14-летнем возрасте

Учителя школы № 37 г. Ярославля опробовали различные технологии повышения качества образования. В частности, все учителя овладели технологией проектной деятельности и используют ее в работе. Самостоятельная деятельность учащихся организуется на разных этапах урока: на этапе актуализации знаний, как способ познания нового, для закрепления материала урока. Учителя прикладывают много усилий для создания учебно-методического комплекса, обеспечивающего деятельность каждого учащегося на разных этапах урока. Но несмотря на значительные затраты времени и сил на организацию учебного процесса, учителя не удовлетворены получаемыми результатами.

Поскольку в подростковом возрасте учебная мотивация не являет ведущей, необходимо дать детям такой способ работы, который позволил бы сократить время, необходимое для выполнения домашнего задания, за счет плодотворной деятельности на уроке, чтобы ученик сказал себе: «Я это понимаю», а уже потом — «Мне это интересно». Необходимо найти такой вид деятельности, который замотивировал бы учеников и заставил их сознательно оставаться в поле учебной деятельности, снизил испытываемые затруднения. Школьная неуспешность в этом возрасте оказывает сильное влияние на эмоциональную сферу ребенка: растет агрессивность, причиной всех неуспехов оказывается школа, возникают конфликты с учителями. Эмоциональное состояние детей передается их родителям, которые, несмотря на все разъяснения особенностей этого возраста, причину снижения успеваемости видят в работе учителей и школы. Падает удовлетворенность работой школы, а иногда родители высказываются предельно категорично: «Школа не учит».

В ходе проблемно-целевого анализа динамики успеваемости учащихся была поставлена задача целенаправленного формирования общеучебных навыков, в первую очередь навыка, который является основой учения, — навыка работы с источниками информации. Для решения этой задачи был создан проект «Обучение на всю жизнь».

Психологические исследования показывают, у учащихся 6-10-х классов при росте информированности в различных областях знаний имеет место значительное отставание в овладении общеучебными умениями, такими как использование информации, т. е. результат обучения достигается за счет механического накопления знаний. В основу проекта «Обучение на всю жизнь» положено формирование навыка работы с информацией, текстом, развитие устной и письменной речи как основы становления функционально грамотного ученика.

Проект реализуется в школе № 37 г. Ярославля. Школа работает в две смены, число обучающихся — 740 человек, из них 43 % составляют мальчики, 57 % — девочки. На начальной и основной ступенях образования в каждой параллели по три класса-комплекта, на средней ступени — по два. Проект реализуется

3. Проект «Обучение на всю жизнь»

271

Работы конкурсантов 2009 г.

в 6-х, 7-х, а с 2009 г. — и в 8-х классах. Работа по проекту ведется два года. В первый год над формированием информационной компетентности работали только учителя русского языка и литературы. Объемы самостоятельной работы учащихся с текстами увеличивались по всем предметам, а навыки чтения осваивались преимущественно на литературных произведениях. В результате у учащихся не формировались в достаточной степени навыки обработки больших объемов специализированной информации. Во второй год реализации проекта в работу включились учителя истории и обществознания, географии, биологии, физики, химии. Уже первый опыт целенаправленной и совместной работы учителей разных предметов вызвал интерес как у их коллег, так и у учеников и их родителей.

На данном этапе проекта в качестве отправной точки исследования были взяты методики работы с текстом, предложенные О. А. Андреевым и Л. Н. Хромовым [1].

Для проверки понимания информации ученикам предлагалось прочитать тексты публицистического характера объемом 800 знаков (примерно 130 слов), а затем ответить на десять вопросов по тексту. Объем усвоенной информации определялся по числу правильных ответов. Вопросы были составлены таким образом, чтобы оценить действия ученика, обеспечивающие полноту понимания текста: они не допускали прямого воспроизведения текста, подразумевали сравнение, сопоставление или анализ информации. Эти вопросы позволяли определить концентрацию внимания, требующуюся для воспроизведения деталей текста.

Проверка техники чтения и понимания прочитанного у учащихся 6-10-х классов показала, что техника чтения соответствует возрастной норме и понимание текста по шкале продуктивности усвоения прочитанного (табл. 1) у большинства учеников удовлетворительное.

Таблица 1 Шкала оценки продуктивности

усвоения прочитанного

0-10 % Очень плохо

10-30% Плохо

30-50 % Удовлетворительно

50-70% Хорошо

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

70-90 % Очень хорошо

90-100% Отлично

Анализ уроков в начальной школе показывает, что реже всего учителя обучают детей стратегиям чтения: тому, как быстро просмотреть книгу или запомнить что-то наизусть, как контролировать себя при чтении и т. д. Основной деятельностью на уроках чтения является само чтение: дети складывают из букв слова, из слов предложения, доводя этот навык до автоматизма.

272

Ю. Д. Косарева, Е. М. Быкова

Проблема снижения успеваемости школьников в 12-14-летнем возрасте

Для целенаправленного формирования учебно-информационного навыка использовались следующие приемы:

• выделение проблемы, затронутой в тексте;

• извлечение из текста фактов и их усвоение;

• определение ключевых слов текста.

Между учителями и учениками была достигнута договоренность о том, что при подготовке к урокам истории, обществознания, биологии, географии, химии и физики учащиеся подчеркивают ключевые слова параграфов, которые были заданы для домашней работы (для удобства их можно выписывать в тетради), и слабым ученикам разрешается отвечать с опорой на свои записи.

Деятельность учителя на этапах подготовки и проведения урока заключалась в следующем:

• определять характер деятельности обучающегося:

ознакомление,

воспроизведение,

осмысление,

применение;

• планировать инструктаж для успешного выполнения заданий учеником;

• подбирать задания для выработки умений;

• планировать творческие задания для учащихся по предметным предпочтениям:

индивидуальные по предложению учителя, индивидуальные по самостоятельному выбору ученика;

• проводить контроль знаний:

устный опрос с использованием выписанных дома ключевых слов или (для слабых учащихся) смысловых рядов, письменный контроль знаний с использованием измененных или нестандартных заданий для применения умений на основании проработанного текста;

• при изучении нового материала:

показывать последовательность действий, сообщать критерии оценки успешности работы, сообщать, что должно быть достигнуто в результате работы; тренировать и закреплять умение через систему самостоятельных заданий;

• организовать взаимо- и самоконтроль за применением умений:

устные сообщения, тихий опрос, опрос на магнитофон, тест и т. д.

На уроках и при подготовке домашних заданий использовались следующие формы работы:

• изложение текстов различными способами;

• формулирование проблемных вопросов;

• качественное и количественное описание объектов;

273

Работы конкурсантов 2009 г.

• составление текста на основании таблиц, схем, графика;

• создание модели изучаемого объекта;

• поиск информации в источниках.

Работа продолжалась три недели, затем был сделан повторный замер техники чтения и понимания прочитанного для возможной корректировки работы, после еще трех недель работы осуществлялся контрольный замер. Для второго и третьего замеров выбирались тексты объемом 1200 и 1800 знаков художественного и научного стилей.

С целью выявления затруднений в работе с текстом учащимся была предложена следующая анкета.__________________________

Да Нет

1. Я читаю быстро, но плохо запоминаю прочитанное

2. Я читаю очень внимательно и хорошо помню прочитанное, но у меня никогда не хватает времени дочитать до конца

3. Во время чтения мне трудно отличить, что для меня главное, а что нет

4. Как только я заканчиваю чтение, я тут же начинаю учить что-нибудь еще, а потом оказывается, что я усвоил прочитанное недостаточно хорошо

Оказалось, что в 6-х и 7-х классах наибольшие трудности вызывает различение главного и неглавного в тексте (рис. 5).

Рис. 5 Во время чтения мне трудно отличить,

что для меня главное, а что — нет

60%

58%

56%

54%

52%

50%

48%

6 классы 7 классы

Для того чтобы без затруднений определять главное в тексте, его смысл, учащимся необходимо научиться выделять ключевые слова, которые несут основную смысловую нагрузку. Ученик должен усвоить, что нет необходимости читать весь текст целиком для того, чтобы его понять. Техника выделения ключевых слов чрезвычайно проста: из первичного документа (книги, статьи, параграфа и т. п.) выбирается несколько (обычно от 5 до 15) слов, которые передают основное содержание документа. При

274

Ю. Д. Косарева, Е. М. Быкова

Проблема снижения успеваемости школьников в 12-14-летнем возрасте

кажущейся простоте для учащихся эта задача оказалась сложной, поэтому им было предложено выбирать не более 20 % от числа составляющих данный текст слов.

Работа с ключевыми словами выбрана нами потому, что она способствует развитию познавательных процессов учащихся: концентрации внимания, развитию памяти, мышления, а также помогает ученику быстрее усвоить главное и развивает устную речь. Выделив ключевые слова параграфа, запомнив их или записав в тетради, ученик выходит отвечать без страха что-то забыть, успешно строит свое высказывание по сформулированному учителем вопросу.

На рис. 6 представлены результаты первого (входного) и последнего на данном этапе работы (контрольного) замеров продуктивности усвоения прочитанного для одного из 6-х классов школы.

Рис. 6 6-й класс, понимание прочитанного

1-й замер А контрольный замер!

Проведенные диагностические замеры понимания прочитанного по методике, рекомендованной О.А. Андреевым и Л. Н. Хромовым, подтвердили правильность педагогических наблюдений:

• работа с текстом для многих учащихся является проблемой;

• цель, которая ставится учителями при организации самостоятельной работы, не достигается по причине низкой результативности работы учащихся с текстом;

• необходима смена видов и форм работы с текстом на разных этапах уроков и внеурочной деятельности;

• при планировании работы с текстом необходимо учитывать уровень познавательных процессов и ведущие виды мотивации как отдельных школьников, так и класса в целом.

275

Работы конкурсантов 2009 г.

4. Чтение в структуре интересов современного подростка

Снижение интереса к чтению — это общемировая тенденция, обусловленная бурным развитием электронных сМи и индустрии развлечений, которые теснят чтение и как престижный источник получения информации, и как приятную форму досуга.

По данным российских исследований, доля постоянно читающих печатные издания (книги, журналы, газеты) за последние шесть лет заметно сократилась (рис. 7). Время, которое прежде уделялось чтению, теперь перераспределяется в пользу телевидения (в среднем 3-4 часа в день, 5-6 часов по выходным) [4].

Рис. 7

7-й класс, понимание прочитанного [4]

1-й замер —контрольный замер

Общеизвестен факт, что 5-7-е классы являются критическим периодом с точки зрения приобщения к чтению. Дети не совсем бегло читают, объем домашних заданий резко возрастает, времени на самостоятельное чтение художественной литературы остается меньше. с другой стороны, если ребенок не становится читателем к 12-13 годам, то он, скорее всего, не станет им никогда.

Проведенные в 2008 г. в нашей школе исследования свидетельствуют об уменьшении значимости чтения в жизни школьников. Они читают менее регулярно и тратят на чтение меньше времени по сравнению с тем, как обстояло дело в прошлом. До 40 % учащихся 6-7-х классов не читают книг ради удовольствия. Доля учеников, читающих книги «просто так», снизилась по сравнению с 2000 г. (табл. 2). Наблюдается стагнация навыков чтения.

Таблица 2 Доля учащихся, читающих книги для

удовольствия (не связанные с учебными занятиями), %

2000 г. 2009 г.

5-е классы 94 83

6-е классы 81 60

7-е классы 93 83

276

Ю. Д. Косарева, Е. М. Быкова

Проблема снижения успеваемости школьников в 12-14-летнем возрасте

Чтение не является популярным среди учащихся подросткового возраста. Отказ от чтения никак не связан с их загруженностью выполнением домашних заданий или с получением дополнительного образования. Учащихся, которые читают летом для удовольствия, всего 37 % (рис. 8).

Рис. 8

читаю для удовольствия читают каждый день для удовольствия читают дополнительную лит-ру читают летом художественную лит-ру. читают летом для удовольствия используют медиа при чтении

0% 20% 40% 60% 80% 100%

Даже когда подростки читают, постоянную конкуренцию чтению составляют медиасредства:

• 85,1 % учащихся 6-х классов и 82,3 % учащихся 7-х классов школы пользуются медиасредствами при чтении;

• в течение 30 % времени, затраченного на чтение, школьники совмещают чтение с прослушиванием музыки, просмотром телепередач, компьютерными играми.

отсутствие концентрации внимания приводит к менее глубокому пониманию текста.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Причины несформированности читательской грамотности школьников 12-14 лет мы видим в следующем:

• не полностью сформирован навык беглого чтения;

• отсутствует привычка к регулярному чтению.

Сложившаяся ситуация во многом обусловлена несоответствием методик обучения чтению современным требованиям работы с письменной информацией; невниманием к разработке и использованию новых стратегий и технологий чтения в соотнесении с его целями, а также низким уровнем обучения чтению и работе с письменными источниками информации на начальной и средней ступенях системы образования.

Сегодняшние семи- и восьмиклассники значительно отличаются от учеников этого же возраста десять лет назад. В частности, приходится констатировать снижение работоспособности учащихся. Так, десять лет назад при наполняемости класса 30-35 человек в течение восьми минут устного счета на уроке математики большинство учащихся справлялись с 18-20 примерами. Сейчас

5. Сравнительный анализ развития когнитивной сферы

277

Работы конкурсантов 2009 г.

учеников 6-х классов 2003/2004 и 2008/2009 учебных годов

6. Значение семейного окружения для приобщения подростков к чтению

за то же время при наполняемости не более 25 человек большинство учащихся выполняют 8-12 примеров устного счета. На уроке химии при индивидуальном продвижении ученики могли решить четыре расчетные задачи, сейчас справляются с двумя.

Ученикам требуется больше времени, чтобы научиться, чтобы сформировались навыки интеллектуальной деятельности. Особенно остро эти проблемы проявляются в подростковый период начиная с 6-7-го класса.

По данным диагностики, проведенной в нашей школе, уровень невербального (врожденного) интеллекта нынешних учащихся приблизительно такой же, как и пять лет назад (рис. 9). Уровень вербального интеллекта (уровень обученности) учеников в исследуемых классах значительно снизился. Численность учеников со средним уровнем вербального интеллекта уменьшилась в 2 раза, а число учеников с низким уровнем интеллекта увеличилось в 4 раза (рис. 10).

В качестве возможных причин снижения показателей вербального интеллекта учащихся мы рассматриваем:

• несформированность учебной мотивации;

• несформированность произвольной регуляции деятельности;

• недостаточный уровень развития познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления);

• особенности эмоционально-личностной сферы (негативные переживания, заниженная самооценка, тревога и страх).

нет родителей, которые не хотели бы, чтобы их дети много и хорошо читали, грамотно и понятно писали. Однако родители не готовы подключаться к работе по формированию у детей интереса к чтению и брать на себя некоторую долю ответственности за результат.

Занятия родителей с ребенком, их собственные установки по отношению к чтению, их образовательный уровень и другие составляющие семейного образовательного потенциала оказывают существенное влияние на достижения ребенка в чтении. Об этом свидетельствуют данные PIRLS-2006 [8]. Однако современные родители, как показывают результаты опроса россиян, проведенного Левада-Центром, недооценивают свою роль в воспитании функционально грамотного ребенка. в ответах респондентов Левада-Центра на вопрос «Обсуждаете ли Вы с кем-либо то, что прочитали, или самое интересное из прочитанного, и если да, то с кем чаще всего?» нас интересовало только взаимодействие «родитель — ребенок». Возраст родителей школьников лежит в пределах от 28 до 50 лет. Следовательно, только от 8 до 21 % опрошенных (от 160 до 420 человек из 2000 опрошенных) обсуждают с детьми прочитанное, приобщая их к чтению (табл. 3).

Наша школа проводит ежегодные родительские собрания, посвященные роли чтения и грамотности, отслеживает качество чтения каждого ребенка. Родители же должны посещать вместе

278

Ю. Д. Косарева, Е. М. Быкова

Проблема снижения успеваемости школьников в 12-14-летнем возрасте

Рис. 9

Уровень невербального интеллекта

Рис. 10

Уровень вербального интеллекта

с ребенком библиотеки и книжные магазины, покупать им книги, помогать их выбирать. По данным ученых, минимально необходимое время, которое родители должны читать вслух маленьким детям, составляет 20 минут ежедневно. Когда дети научатся читать, то родители читают вместе с ними попеременно, слушают чтение ребенка вслух, обсуждают прочитанное. Причем речь идет не о чтении текста учебника, а о чтении внеклассном, самостоятельном, иногда совместно выбранного литературного произведения.

В начальной школе родители тесно взаимодействуют с учителем, со школой, так как в этом возрасте существует тесный контакт «родитель — ребенок». А в подростковом возрасте этот контакт ослабевает в силу изменения приоритетов и интересов школьников, поэтому родители перекладывают всю ответственность, в том числе и за результаты обучения, на школу. Семья, как правило, уже

279

Работы конкурсантов 2009 г.

Таблица 3 Обсуждаете ли вы с кем-либо то, что прочитали,

или самое интересное из прочитанного, и если да, то с кем чаще всего? (в % к соответствующей группе по строке) [2]

С детьми

Пол

Мужской 7

Женский 16

Возраст

25-39 лет 8

40-54 года 21

55 лет и старше 13

Образование

Высшее 16

Среднее, среднее специальное 13

Размер домашней библиотеки

До 100 книг или нет библиотеки 9

От 100 до 500 книг 17

Свыше 500 книг 21

не может обеспечить своим детям базу для приобщения к читательской культуре. И в обыденной внешкольной жизни у подростков отсутствуют стимулы для приобщения к серьезному чтению. Предъявляя высокие требования к результатам обучения ребенка, родители не учитывают личностные изменения, происходящие в подростковом возрасте, нарастание объема и сложности изучаемого материала. Поэтому наша школа ведет постоянную работу с родителями учеников с целью включить их в совместную с учителями деятельность по формированию у школьников навыков работы с текстом и сглаживания проблем во взаимодействии учитель — родитель, учитель — ученик, родители — ребенок.

На собраниях родителей учащихся 6-х и 7-х классов их познакомили с проектом «Обучение на всю жизнь», с результатами работы учителей по проекту, обсудили план совместной работы школы и родителей. 50 % родителей подписали соглашение о совместной работе учителей и родителей по развитию у школьников навыка работы с текстом и понимания прочитанного (рис. 11).

В соглашении прописано, что целью совместной работы является повышение результатов обучения как следствие развития умения работать с текстом. В нем оговорена ответственность учителя и ответственность родителей, которые «создают дома условия для того, чтобы ежедневно в одно и то же время дети 30-40 минут работали с текстами, т. е. прочитали текст и выполнили задание в следующей последовательности: первые десять текстов — подчеркнуть ключевые слова, следующие десять текстов — подчеркнуть ключевые слова и выписать смысловые ряды».

Тексты для домашней работы родители могли выбирать самостоятельно или использовать те, которые предложены на сайте школы. По их запросам родителям по электронной почте присылались

280

Ю. Д. Косарева, Е. М. Быкова

Проблема снижения успеваемости школьников в 12-14-летнем возрасте

Рис. 11 Родительское собрание в 7-х классах

присутствовали на подписали

собрании Соглашение

текст и вопросы к нему для проверки эффективности работы по формированию навыка чтения и понимания прочитанного.

Совместно с родителями в школе организовывались внеклассные мероприятия, способствующие развитию навыков работы с различными источниками информации и достижению социально необходимого уровня читательской компетентности:

• научно-практические конференции;

• презентации учебной, научно-популярной, художественной и научной литературы;

• конкурсы читателей и фестивали книги;

• литературные и книжные марафоны;

• проекты, связывающие книжно-литературное и реальное жизненное пространство.

Учащимся необходимы консультанты, помогающие работать с текстами: отбирать, оценивать, перерабатывать содержащуюся в них информацию. Школьные библиотеки должны стать важной составляющей образовательного процесса, источником информационных ресурсов, местом, где учащиеся и преподаватели вместе работают с литературой, где можно получить необходимые консультации по работе с информацией — печатной, электронной, содержащейся в мультимедиа, электронных базах данных, в Интернете. Их следует превратить в культурную среду для осуществления непрерывного образования. Их функцией должно стать вовлечение учащихся в процесс самостоятельного овладения знаниями [5].

Разумеется, работа над проектом «Обучение на всю жизнь» в школе не завершена. Положительными результатами реализации проекта мы считаем:

1) повышение успеваемости с 49 % в 6-м классе (2007/2008 учебный год) до 72 % у этих же школьников в 7-м классе (2008/2009 учебный год);

2) использование способов работы с печатным текстом, которые помогают учащимся выделять главное, правильно понимать и анализировать информацию;

7. Результаты и перспективы проекта «Обучение на всю жизнь»

281

Работы конкурсантов 2009 г.

3) совместную работу учителей разных предметов по совершенствованию навыков чтения у школьников;

4) взаимодействие школы и семьи в развитии читательской компетентности у подростков.

Перспективы своей работы мы видим:

• в налаживании взаимодействия с социальными институтами (вузами, библиотеками, информационными центрами и т. д.) и проведении на их базе обучающих семинаров и тренингов, например «Чтение и новые информационные технологии», «Методики обучения эффективному чтению», «Поддержка и популяризация чтения»;

• в разработке широкого набора методик организации деятельности учащихся на уроке, разнообразных по содержанию и направленности, способных выступать в качестве тренажеров информационной компетентности.

Для повышения качества образования в целом и улучшения успеваемости 12-14-летних подростков в частности необходимо создать условия для организации обучения школьников работе с различными источниками информации в образовательном пространстве школы:

• включать в организацию уроков виды деятельности, ориентированные на формирование у учащихся навыков работы с текстами из разных областей знания, различными по стилю и жанру, таким образом, чтобы они в рамках каждой учебной дисциплины дополняли друг друга;

• обеспечить школы необходимым инструментарием:

теоретическим (учебные и справочные пособия, словари, энциклопедии),

практическим (сборники упражнений, практических заданий, практикумов, обучающих игр и т. п.), методическим (методические рекомендации по построению уроков, практических занятий, домашних заданий, контрольных работ, зачетов),

• средствами диагностики и контроля динамики читательской компетентности — общей и по отдельным учебным дисциплинам (тесты, контрольные задания; качественные и количественные критерии оценки их выполнения);

• организовать специальную подготовку педагогов, основными компонентами которой должны стать:

приемы эффективного поиска источников информации, способы работы с источниками информации, навыки понимания, интерпретации и анализа текстов, умение строить и представлять письменные тексты разных стилей и жанров;

организовать взаимодействие с родителями: мотивировать родителей к совместной с учителями деятельности по формированию у школьников навыков рабо-

282

Ю. Д. Косарева, Е. М. Быкова

Проблема снижения успеваемости школьников в 12-14-летнем возрасте

ты с различными источниками информации и читательской компетентности,

представлять всем родителям результаты продвижения обучающихся: уровень и динамику развития учебноинформационного навыка, познавательных процессов, помогать родителям в организации домашней учебной работы для школьников, поощрять и поддерживать родителей.

1. Андреев О. А., Хромов Л. Н. Учитесь быстро читать. М.: Просвеще- Литература

ние, 1991. ______________

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Дубин Б. В., Зоркая Н. А. Чтение в России — 2008. Тенденции и проблемы. М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2008.

3. Карпенко О., Бершадская М., Вознесенская Ю. Международное исследование PISA и проблемы развития высшего образования //

Вестник общественного мнения. 2007. № 5.

4. Кузьмин. Е.И Читать или не читать... Зачем России Национальная программа поддержки чтения? // Вестник ЮНЕСКО. 2007. Июнь.

5. Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. М.: МЦБС, 2008.

6. Фишман И. С. Тесты внешней оценки уровня сформированно-сти ключевых компетенций учащихся. Методическое пособие для руководителей и педагогов общеобразовательных учреждений.

Самара, 2005.

7. Энциклопедия /сост.А. А. Грицанов,В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин,

Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. Минск: Книжный дом, 2003.

8. Результаты исследований PIRL-2001, PISA-2006. URL: www. centeroko.ru/Proekti.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.