Научная статья на тему 'Развитие графики в республике Мордовия'

Развитие графики в республике Мордовия Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
182
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ГРАФИКА / ОБРАЗ / ТЕХНИКА / АКВАРЕЛЬ / ОФОРТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Беляева Е.Ю.

В статье прослеживается развитие графики в Республике Мордовия как вида изобразительного искусства. Анализируется творчество ведущих мастеров графики Л.С. Трембачевской-Шаниной, М.С. Шанина и В.М. Шанина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие графики в республике Мордовия»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 75/76

Е.Ю. Беляева

Студентка ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева» г. Саранск, Российская Федерация

РАЗВИТИЕ ГРАФИКИ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

Аннотация

В статье прослеживается развитие графики в Республике Мордовия как вида изобразительного искусства. Анализируется творчество ведущих мастеров графики Л.С. Трембачевской-Шаниной, М.С. Шанина и В.М. Шанина.

Ключевые слова

Изобразительное искусство, графика, образ, техника, акварель, офорт.

В Республике Мордовия графика как вид изобразительного искусства получила развитие в ХХ веке. В первой половине столетия в основном была представлена в газетах «Красная Мордовия», «Мокшень правда», «Эрзянь правда» работами Г. Барановой, Н. Ерушевой, П. Касьяновой, П. Учватовой, А. Фомичевой. Работы этих художников отличались высоким уровнем мастерства.

Во второй половине ХХ века этот вид искусства в республике связан с именами Л.С. Трембачевской-Шаниной, М.С. Шанина и В.М. Шанина.

Работы Любови Сильвестровны Трембачевской-Шаниной полны лиричности и овеяны романтикой: «Натюрморт с Нефертити», «Театральная площадь» и др. Она первая в Мордовии создает серии графических листов: «Будни Мордовии» и «Люди и пейзажи Мордовии». Особо привлекает внимание серия офортов «Агенты «Искры», посвященная Н. Бабушкину, Н. Бауману, Е. Стасовой своей строгостью формы и лаконичностью летописи мужественных характеров.

Среди графических серий Марата Семеновича Шанина выделяются «На Каме» и «Сельские красавицы», наделенные тонким лиризмом и теплой доброй усмешкой. Серии «Вечер на полевом стане», «Летняя ночь», «Перед выходом на сцену» стали символическим образом молодости, свежести, душевного здоровья мордовского народа. В конце ХХ века он создает работы, посвященные Емельяну Пугачеву, а также мордовским женщинам. Они впечатляют отточенной техникой офорта и глубиной проникновения в образ.

Дело Л.С. Трембачевской-Шаниной и М.С. Шанина продолжил их сын - Владимир Маратович Шанин. Его талант художника некоторое время развивался рядом с родителями, большими мастерами графики, но вскоре он сформировался в самостоятельного автора и утвердился в собственном мировоззрении, приобрел оригинальность и неподражаемость.

Свои работы В.М. Шанин создает в русле современных достижений изобразительного искусства. Он всегда тонко понимает возможность различных техник, графическую выразительность штриха, линии, пятна, тональности акварели, туши, гуаши. Ход мысли, образный строй его сложен, раскрепощен в выборе

выразительных средств, часто использует метафоры, символы, аллегории, словно балансируя между реальностью и беспредельным миром: «Падение звезды Полынь» (1987), «Армения», «Комета Галлея», «Покаяние» (1989).

Шанин - художник богатейшей фантазии. Он уверен, что «искусство - вечный процесс постижения, где конечный и окончательный результат исключен» [3, с. 7]. Увлечен библейской мифологией, на основе которой создает работы глубокого философского и нравственно-религиозного содержания. Смысл их ассоциативен и метаморфичен, что ярко отображено в резцовой гравюре и офортах «Архангел Михаил», «Моление о чаше», «Христос в пустыне» (1992), «Летящий ангел», «Христос в доме у Марфы» (1993).

В работах на библейскую тематику прослеживается специфика: Шанин выбирает только те сюжеты, которые окрашены трагическим звучанием. Лист «Христос в доме у Марфы» исполнен строгой и эпической торжественности. Эмоциональная насыщенность образов передается ритмически выверенной композиционной структурой, которой подчиняются игра света и тени, безмолвный язык жестов. Художник мастерски пользуется красноречием жеста активного и драматичного, полного глубокого трагизма, порою

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

исполненного укора и вопроса, обращенного одновременно и к конкретному персонажу, и к некоему внеличностному началу - судьбе.

Шанин глубоко осмысливает философские и художественные учения Востока и Запада. Увлечен философией Н. Бердяева, Е. Блаватской, Н. Рериха, постигает наследие русского авангарда - В. Кандинского, К. Малевича, П. Филонова, а также стремится овладеть идеями и техническими приемами мастеров стиля модерн, в частности, М. Врубеля, В. Серова. Его влечет идея изображения подлинной сути вещей, скрытой за видимой оболочкой, что хорошо прослеживается в графических сериях «Люди» (1986), «Десять заповедей» (1989) и в листах, выполненных в смешанной авторской технике. В ее основе лежат различные эмульсии масел и тушь, которые позволяют вложить в работу больше информации, часто символического характера: «Падшие Ангелы» (1992), «Кузница Вулкана» (1993), «Рождение Венеры» (1994), «Благая весть», «Восхождение Монады» (1995), «Дольмен» (1998), «Летать или ползать» (1999), «Тряпичная кукла» (2008), «Сказки Шахерезады» (2012), серия «Генезис» (2012) и мн. др. Художник передает свои представления

об основах бытия, о гармонии человека и мироздания, о духовности и целомудрии. Прослеживается гротескная трактовка образов.

Особое внимание мастера привлекают красивые и сложные по цветовым отношениям произведения, составляющие фрактальную графику: «Северный пейзаж» (2001), «Долина гейзеров», «Полдень», «Чернолесье» (2002), «Пробуждение», «Река» (2004). В этих работах часто встречается изображение деревьев, движущими ветвями как живые существа, заполняющие порой все пространство листа. Мотив этот относится к архаической культуре и связан с деревом жизни.

Художник часто обращается к вечной теме женской красоты и материнства. Для него самая большая тайна во Вселенной - женщина. Именно ей он посвящает многочисленные графические листы: это прочтение мифологического образа римской богини любви и красоты через призму современности («Венера» (1988), «Венера - Модерн» (1994)); это женщина как начало всех начал («Сотворение» (1993)); женщина крупным планом («Женский портрет» (1985)) и мн др.

Сегодня В.М. Шанин не перестает удивлять новыми открытиями. Много работает в уникальной авторской технике, увлекается живописью, фотографией и компьютерной графикой. Затрагивает самые важные стороны человеческого существа - любовь и страдание, жизнь и смерть, долг и совесть. В них раскрывается как глубокий мыслитель, воплощающий в художественных образах свое понимание мироустройства, по-своему отвечающий на вечные вопросы бытия.

Список использованной литературы:

1. Косинец Н.А., Шибакова Н.И. Изобразительное искусство Мордовии. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1984. - 192 с.

2. Прокаева О.Н. История искусства: учеб. пособие. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2014. - 168 с.

3. Шанин В.М. Графика: гравюры, офорты, уникальная графика, фрактальные пейзажи, акварели. - Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2012. - 136 с.

© Беляева Е.Ю., 2017

УДК: 7.07

Н.Б. Ульянова, кандидат педагогических наук профессор кафедры «Дизайн и прикладное искусство» МГУТУ им. К.Г. Разумовского

член Союза художников МСХ г. Москва, Российская Федерация

АКТУАЛЬНЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИСКУССТВУ ГРАФИКИ

Аннотация

В статье анализируется значение графического искусства в процессе обучения в вузе. Подчеркивается

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.