_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_
9. Шестакова Н.А., Мурнева М.И. Профессионально-ориентированный перевод как один из приемов формирования иноязычной компетенции. /Перевод в меняющемся мире: материалы международной научно-практической конференции, г. Саранск, 19-20 марта 2015 г. - М.: Издательский центр «Азбуковник», 2015. - С.576- 579.
© Щербакова О.В., Абрамова А.В., Купряшкина М.В., 2017
УДК 004:348.146
Е.В. Ющик
канд.техн.наук, доцент
Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет («Дальрыбвтуз»)
г. Владивосток, РФ
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ КОМПЬЮТЕРНОГО
КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Аннотация
В представленной статье рассматриваются методы анализа заданий в тестовой форме используемых в СДО Дальрыбвтуза, в которую встроен модуль статистических расчетов, основанный на теории педагогических измерений, что позволяет судить об эффективности тестовых заданий.
Ключевые слова
Moodle, СДО, тестовые задания, тест, тестовые результаты, дистрактор, анализ вопроса, модуль статистики, анализ результатов тестирования.
Постоянное развитие технической базы «Дальрыбвтуза» приводит к возможности использовать новые технологии в образовательном процессе, что позволяет организовывать учебный процесс на качественно новом уровне, значительно расширяя формы и методы его организации. В первую очередь это относится к увеличению возможности индивидуального подхода к студентам с более низким начальным уровнем информационно - коммуникационной компетентности [1]. В процессе вузовского обучения происходит целенаправленная подготовка студентов в области применения информационно-коммуникационных технологий [2].
Для преподавателя в этих условиях важным вопросам является создание банка эффективных тестовых заданий. Теория педагогических измерений и классическая (статистическая), и математическая (Itemresponse Theory, IRT), и Rasch Measurement (RM) предлагают достаточно большой набор критериев качества [3]. В системе управления обучением Moodle, на основе которой построена информационно-образовательная среда Дальрыбвтуза, есть встроенная статистика результатов выполнения тестов. Большинство преподавателей и студентов уже знакомы с её основными особенностями и возможностями.
После проведения апробации сформированных тестов преподаватель с правами владельца теста использует вкладку Результаты (Пункт Анализ вопросов) (рис.1).
Просмотр Переоценить Оценивание вручную Анализ вопросов
Рисунок 1 - Пункты вкладки Результаты
Результаты теста можно просмотреть непосредственно на сайте, но для проведения численного анализа эти данные удобнее скачать в виде таблицы Excel, построить диаграммы, графики
В течение семестра студентам Мореходного института Дальрыбвтуза предлагались тестовые задания по отдельным темам дисциплины «Вычислительная техника и сети в отрасли». Процедуру проверки
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_
эффективности тестовых заданий рассмотрим на примере файла результатов тестирования студентов по теме «Поисковые системы Интернет».
В файле, загруженном с СДО результатами тестирования (рис. 2), анализируем данные в столбцах Индекс дифференциации (ИД) и Коэффициент дифференциации (КД). На основании отсутствия отрицательных значений делаем вывод о достаточно правильном составлении заданий в тестовой форме.
А Б С DE F G Н I J К L М
Отчет по анализу вопросов
Тип Название Текст Текст В.М ВМ вопрос - вопроМ ответ!'
21221 пндШсЬ! ро!5к001 Символ,^
?
21247 mullichi poisk027
Частичная Число % от-
оценка i ответов ветов
(1,00) 47/76 (62%)
(0,00) 9/76 (12%)
(0,00) 3/76 (4%)
(0;00) 13/76 (17%)
(1,00) 40/76 (53%)
(0,00) 5/76 (7%)
Кол-во Индекс Ср.квад Индекс Коэфф. В. - легкое" р. отк1 - диффе^1 диффе!"
76 02 0 4 890 0.974 0.801
76
53 0 5026 0 795
0 724
Рисунок 2 - Фрагмент файла загруженного с СДО результатами тестирования
Важность количественных характеристик сложности тестовых заданий состоит в том, что для того, чтобы эти задания обладали способностью дифференцировать испытуемых по уровню их подготовки, их сложность должна соответствовать уровню подготовки испытуемых. Тест в целом должен включать в себя задания различной сложности - от легких до трудных.
Другой характеристикой, которую позволяют вычислять встроенные в систему МооШе средства анализа тестовых заданий, является дисперсия (вариация) результатов тестовых заданий [5].
В этой же таблице, полученной по результатам тестирования в МооШе проведем анализ для улучшения внутренней структуры тестовых заданий в закрытой форме (выбор одного или нескольких правильных ответов из множества предлагаемых). Проведя предварительную обработку файла, фильтруем данные по полю Модуль (< 5%) (рис. 3).
А в с □ Е F й н I J К L М N О
1 Отчёт по анализу вопросов
2
3 B.iЛ Тип в.-: Название вопрос ' Текст Текст Bonpoi ~ ответу Частичная оценка т Число ответо ' % ответов т Кол-во Индекс В. " легкое " Ср.квад Индекс р. otkj - диффе!л Коэфф. диффе!л Число - Модул|_^
6 / (0,00) 3/76 (4%) -0,04 4%
85 * (0,00) 3/76 (4%) -0,04 4%
116 индексы (0,00) 2/76 (3%) -0;03 3%
Рисунок 3 - Фрагмент окна с результатом фильтрации по полю Модуль
Очевидно, что дистрактор, который выбирается редко или совсем не выбирается испытуемыми, является неэффективным и, следовательно, должен быть изменен или удален из списка дистракторов задания.
В результате проделанной работы были выявлены три дистрактора, которые выбирались менее чем в 5% случаях. Для возможности дальнейшей работы полученные строки были выделены цветом. Что позволило после отмены фильтрации легко определиться с названием вопроса и номером дистрактора (рис.4).
Я Нф jiiilNalj
J] LI 4lK№ 1 ШМТО1 Н от- kor-в UrtqtfE Cp'tup В ЛГТ«™ DIFTi £Рфф+р
Aj Ныилн» Т+г:т Т«т-С j Тип Б к-к<1 вияром arwr> Чюнчн К0»фф Числе W
4 :ijz! и*»»: г*" |1 К T KSJIW SKI -QU
Я :0»i pttj -ÖlS
£ род iw WVi 4DC л
* 13 301 rirvi JQ1T ГРЧ
Рисунок 4 - Фрагмент окна с выбранным дистрактором
По результатам анализа были внесены изменения в базу данных вопросов в тестовой форме, что повысило эффективность тестовых заданий и позволило в дальнейшем использовать её для формирования тестов при проведения итогового контроля по курсу «Вычислительная техника и сети в отрасли». Использование результатов оценивания в текущем контроле позволяет студенту увидеть свой уровень, сделать соответствующий вывод о необходимости обратить внимание на тот или иной аспект процесса обучения и пройти процедуру оценивания заново [3].
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_
Список использованной литературы:
1. Ющик Е.В. Повышение уровня информационно- коммуникационной компетенции студентов рыбохозяйственного вуза. «Рыбное хозяйство», №4, 2013. М.: ФГБУ ЦУРЭН. с. 10-11
2. Ющик Е.В. Формирование информационно -коммуникационной компетентности бакалавра по направлению «Технология транспортных процессов». «Теоретические и практические вопросы психологии и педагогики». Сб.статей Междунар. науч.-практ. конф. 10 декабря 2015. Часть 2, Челябинск, Аэтерна, 2015.-340с, с. 326-328
3. Аванесов В.С. Проблема эффективности педагогических измерений //Педагогические Измерения, N4, 2008. - с.3-24
4. Ющик Е.В. Ющик М.А. Контрольно-оценочные средства для анализа освоения дисциплины «Вычислительная техника и сети в отрасли». Международный научный журнал «Символ науки» №10/2016, часть 2, Уфа: «Омега-сайнс». - 2016. -с.190, с. 185-187
5. Российское образование [Электронный ресурс]. http://www.edu.ru/moodle/help.php?module=quiz&file =itemanalysis. html
© Ющик Е.В., 2017
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
УДК 75/76
Е.Ю. Беляева
Студентка ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева» г. Саранск, Российская Федерация
РАЗВИТИЕ ГРАФИКИ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ
Аннотация
В статье прослеживается развитие графики в Республике Мордовия как вида изобразительного искусства. Анализируется творчество ведущих мастеров графики Л.С. Трембачевской-Шаниной, М.С. Шанина и В.М. Шанина.
Ключевые слова
Изобразительное искусство, графика, образ, техника, акварель, офорт.
В Республике Мордовия графика как вид изобразительного искусства получила развитие в ХХ веке. В первой половине столетия в основном была представлена в газетах «Красная Мордовия», «Мокшень правда», «Эрзянь правда» работами Г. Барановой, Н. Ерушевой, П. Касьяновой, П. Учватовой, А. Фомичевой. Работы этих художников отличались высоким уровнем мастерства.
Во второй половине ХХ века этот вид искусства в республике связан с именами Л.С. Трембачевской-Шаниной, М.С. Шанина и В.М. Шанина.
Работы Любови Сильвестровны Трембачевской-Шаниной полны лиричности и овеяны романтикой: «Натюрморт с Нефертити», «Театральная площадь» и др. Она первая в Мордовии создает серии графических листов: «Будни Мордовии» и «Люди и пейзажи Мордовии». Особо привлекает внимание серия офортов «Агенты «Искры», посвященная Н. Бабушкину, Н. Бауману, Е. Стасовой своей строгостью формы и лаконичностью летописи мужественных характеров.
Среди графических серий Марата Семеновича Шанина выделяются «На Каме» и «Сельские красавицы», наделенные тонким лиризмом и теплой доброй усмешкой. Серии «Вечер на полевом стане», «Летняя ночь», «Перед выходом на сцену» стали символическим образом молодости, свежести, душевного здоровья мордовского народа. В конце ХХ века он создает работы, посвященные Емельяну Пугачеву, а также мордовским женщинам. Они впечатляют отточенной техникой офорта и глубиной проникновения в образ.
Дело Л.С. Трембачевской-Шаниной и М.С. Шанина продолжил их сын - Владимир Маратович Шанин. Его талант художника некоторое время развивался рядом с родителями, большими мастерами графики, но вскоре он сформировался в самостоятельного автора и утвердился в собственном мировоззрении, приобрел оригинальность и неподражаемость.
Свои работы В.М. Шанин создает в русле современных достижений изобразительного искусства. Он всегда тонко понимает возможность различных техник, графическую выразительность штриха, линии, пятна, тональности акварели, туши, гуаши. Ход мысли, образный строй его сложен, раскрепощен в выборе
выразительных средств, часто использует метафоры, символы, аллегории, словно балансируя между реальностью и беспредельным миром: «Падение звезды Полынь» (1987), «Армения», «Комета Галлея», «Покаяние» (1989).
Шанин - художник богатейшей фантазии. Он уверен, что «искусство - вечный процесс постижения, где конечный и окончательный результат исключен» [3, с. 7]. Увлечен библейской мифологией, на основе которой создает работы глубокого философского и нравственно-религиозного содержания. Смысл их ассоциативен и метаморфичен, что ярко отображено в резцовой гравюре и офортах «Архангел Михаил», «Моление о чаше», «Христос в пустыне» (1992), «Летящий ангел», «Христос в доме у Марфы» (1993).
В работах на библейскую тематику прослеживается специфика: Шанин выбирает только те сюжеты, которые окрашены трагическим звучанием. Лист «Христос в доме у Марфы» исполнен строгой и эпической торжественности. Эмоциональная насыщенность образов передается ритмически выверенной композиционной структурой, которой подчиняются игра света и тени, безмолвный язык жестов. Художник мастерски пользуется красноречием жеста активного и драматичного, полного глубокого трагизма, порою