Научная статья на тему 'Актуальны проблемы формирования современного подхода в обучении искусству графики'

Актуальны проблемы формирования современного подхода в обучении искусству графики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАФИКА / ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДОВ / ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ульянова Н. Б.

В статье анализируется значение графического искусства в процессе обучения в вузе. Подчеркивается роль графики в организации обучения, а также внедрение методов образного моделирования, планирования рационализации, формирующих компетенции будущих художников-графиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальны проблемы формирования современного подхода в обучении искусству графики»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

исполненного укора и вопроса, обращенного одновременно и к конкретному персонажу, и к некоему внеличностному началу - судьбе.

Шанин глубоко осмысливает философские и художественные учения Востока и Запада. Увлечен философией Н. Бердяева, Е. Блаватской, Н. Рериха, постигает наследие русского авангарда - В. Кандинского, К. Малевича, П. Филонова, а также стремится овладеть идеями и техническими приемами мастеров стиля модерн, в частности, М. Врубеля, В. Серова. Его влечет идея изображения подлинной сути вещей, скрытой за видимой оболочкой, что хорошо прослеживается в графических сериях «Люди» (1986), «Десять заповедей» (1989) и в листах, выполненных в смешанной авторской технике. В ее основе лежат различные эмульсии масел и тушь, которые позволяют вложить в работу больше информации, часто символического характера: «Падшие Ангелы» (1992), «Кузница Вулкана» (1993), «Рождение Венеры» (1994), «Благая весть», «Восхождение Монады» (1995), «Дольмен» (1998), «Летать или ползать» (1999), «Тряпичная кукла» (2008), «Сказки Шахерезады» (2012), серия «Генезис» (2012) и мн. др. Художник передает свои представления

об основах бытия, о гармонии человека и мироздания, о духовности и целомудрии. Прослеживается гротескная трактовка образов.

Особое внимание мастера привлекают красивые и сложные по цветовым отношениям произведения, составляющие фрактальную графику: «Северный пейзаж» (2001), «Долина гейзеров», «Полдень», «Чернолесье» (2002), «Пробуждение», «Река» (2004). В этих работах часто встречается изображение деревьев, движущими ветвями как живые существа, заполняющие порой все пространство листа. Мотив этот относится к архаической культуре и связан с деревом жизни.

Художник часто обращается к вечной теме женской красоты и материнства. Для него самая большая тайна во Вселенной - женщина. Именно ей он посвящает многочисленные графические листы: это прочтение мифологического образа римской богини любви и красоты через призму современности («Венера» (1988), «Венера - Модерн» (1994)); это женщина как начало всех начал («Сотворение» (1993)); женщина крупным планом («Женский портрет» (1985)) и мн др.

Сегодня В.М. Шанин не перестает удивлять новыми открытиями. Много работает в уникальной авторской технике, увлекается живописью, фотографией и компьютерной графикой. Затрагивает самые важные стороны человеческого существа - любовь и страдание, жизнь и смерть, долг и совесть. В них раскрывается как глубокий мыслитель, воплощающий в художественных образах свое понимание мироустройства, по-своему отвечающий на вечные вопросы бытия.

Список использованной литературы:

1. Косинец Н.А., Шибакова Н.И. Изобразительное искусство Мордовии. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1984. - 192 с.

2. Прокаева О.Н. История искусства: учеб. пособие. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2014. - 168 с.

3. Шанин В.М. Графика: гравюры, офорты, уникальная графика, фрактальные пейзажи, акварели. - Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2012. - 136 с.

© Беляева Е.Ю., 2017

УДК: 7.07

Н.Б. Ульянова, кандидат педагогических наук профессор кафедры «Дизайн и прикладное искусство» МГУТУ им. К.Г. Разумовского

член Союза художников МСХ г. Москва, Российская Федерация

АКТУАЛЬНЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИСКУССТВУ ГРАФИКИ

Аннотация

В статье анализируется значение графического искусства в процессе обучения в вузе. Подчеркивается

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

роль графики в организации обучения, а также внедрение методов образного моделирования, планирования рационализации, формирующих компетенции будущих художников-графиков.

Ключевые слова Графика, формирование методов, творчество.

Графический дизайн - вид проектно-художественной деятельности, связанный с разработкой систем визуальной коммуникации и информации на функциональных, рациональных началах. Занятия графическим искусством, а так же набросками и рисованием с натуры развивают творческие способности, грамотно и успешно формируют процесс дизайнерских решений в творческих проектах. В своей работе графический дизайнер и художник пользуется всем арсеналом проектных средств: от технического конструирования, компоновки - композиционного формообразования, стилеобразования; от функционального анализа - до организационных, концептуальных моделей. Однако все эти средства подчинены выявлению общекультурного, художественно-образного понимания дизайнером и художником всего комплекса проблем предметного мира и мира коммуникации. Во всех видах искусства содержатся элементы планирования и организации, структуры, последовательности действий, характеризующие дизайн. Однако знание графического искусства может способствовать не только осознанию культурного пространства, но и внедрению методов образного моделирования, планирования, рационализации в область деятельности профессии графического дизайнера. Дизайнерские разработки базируются на ряде принципиальных методов - функциональном анализе, компоновке, создании графическо-композиционной структуры, стилизации и т.д. Цель дизайна, а так же и искусства - удовлетворение разнообразных потребностей человека, включая потребность в культурной идентификации, эффективной организации предметной и информационной среды жизнедеятельности на основе художественно-образных моделей. Зарождение дизайна как самостоятельной профессиональной деятельности связано с развитием массового производства. Но история его многогранна и тесно связана с историей изобразительного искусства. Она включает факты из области архитектуры, графики, живописи, скульптуры, основ композиции, теории знаковых систем, культурологии, проблем коммуникации, рекламы и маркетинга. История дизайна, так же как и история видов изобразительного искусства, имеет свои внутренние виды. Однако, несмотря на узкую специализацию и свои проблемы, есть то, что их объединяет, а именно проектная культура. В истории дизайна чаще обращаются к конкретным личностям, поскольку художественная культура развивается благодаря авторским творческим концепциям. История графического дизайна как вида проектно-художественной деятельности разворачивается во взаимодействии не только с научно-технической, но и с визуальной, художественной культурой, поэтому она обязательно отражает влияние новаций и изобретений не только в технике, но и в художественном творчестве. Графический дизайн - это одновременно инструмент культурного строительства и фактор, активно формирующий культуру. Программа обучения графическому дизайну должна быть нацелена на воспитание художника, соединив важные дисциплины, составляющие ядро современной графики. В основе такой программы лежит понимание целостности искусства. Программа, умело соединяющая теоретические и практические знания в области графического дизайна и рекламы, знакомит с важнейшими задачами и законами изобразительной грамоты.

Преподавание дисциплин имеет практическую направленность, такое обучение обеспечивается тематикой практических работ и содержанием заданий самостоятельной работы студентов. Студент должен приобрести основные знания и практические навыки в области графического дизайна и рекламы, разработки художественных и текстовых элементов, фирменного стиля, печатного мастерства. Особое внимание должно уделяться общепрофессиональным дисциплинам: рисунку, живописи, основам композиции. У изобразительного искусства существуют свои законы, свои правила, свой язык и термины, и обучающийся просто обязан овладеть языком изобразительного искусства. Важное значение имеет обучение компьютерной графике и фотоискусству. Цели и задачи каждой профессиональной программы -сформировать культурного и грамотного специалиста. Традиции графического мастерства сформировались в современном образовании давно, они основаны на классическом образовании и обучении изобразительной грамоте. Но в современном мире понятие графического искусства тесным образом связано с новыми

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

технологиями и техническими средствами. Знание современных компьютерных программ, умение сочетать академическое художественное образование ссовременными графическими технологиями, залог успеха художника-графика. Как стать узнаваемым и грамотным специалистом среди множества имен и конкурентов, завоевать авторитет, научиться формировать свой стиль и художественный образ. Основным составляющим компонента успеха - является хорошее профессиональное образование. Обучение искусству графики составляет систему единства дисциплин, работающих в основных направлениях: академические (общепрофессиональные) дисциплины, и специальные. Все указанное выше формируется вокруг основного ядра процесса обучения - курса проектирования, в котором осваиваются конкретные методики профессионального и творческого мышления. В процессе обучения выполнение проектного задания опирается на художественную подготовку, культуру восприятия и понимания конкретных творческих задач, на искусствоведческие знания, навыки работы в материале, техническую подготовку в области компьютерных технологий, а также комплекс знаний и умений в области графического мастерства.

В настоящее время происходит изменение целей образования и критериев эффективности. Главной целью становится развитие творческого потенциала личности, реализация уникальных человеческих возможностей, подготовка к постоянным изменениям. Таким образом, процесс обучения необходимо ориентировать на развитие личности и индивидуальности, формирование знаний и умений. Личностное развитие и сформированные профессиональные знания позволяют говорить о реализации потенциальных возможностей в профессиональной деятельности и профессиональной компетентности. Список использованной литературы:

1. Вартанова Л.К. Формирование профессионализма в графическом дизайне // В сборнике: Личность как объект психологического и педагогического воздействия. Сборник статей международной научно-практической конференции. Пермь, 2016. С. 54-58.

2. Смирнова М.А. Графическое преобразование рисунка растения и животного методом стилизации//Теоретические и методические проблемы развития современного образования. Москва, 2016. С. 484-488.

3. Юсупова Р.Х Изучение творчества А.А. Дайнеки и методов художественного изображения // Вестник научных конференций. Тамбов, 2016. № 1-4 (5). С. 120-124.

© Ульянова Н.Б., 2017

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9.075

A.r. Aльгожинa, С.О. Бурленова, Г.А. Капашева

Старшие преподаватели, КарГУ им. Е.А. Букетова

г. Караганда, Казахстан

ИССЛЕДОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТАХ

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования идентичности личности. Выявлена взаимосвязь между характеристиками идентичности и особенностями конфликтного взаимодействия.

Ключевые cловa Идентичность. Личность. Конфликт. «Я-образ». Стратегия.

Социальная идентичность - это результат процесса социальной идентификации, под которым понимается процесс определения себя через членство в социальной группе [1, с. 178]. С точки зрения Эриксона, только часть идентичности осознаваема, часть находится в области в предсознания, а по большей части она расположена в бессознательном, [2, с. 264]. Выделяют три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивную, деструктивную и конформистскую. Модели поведения отражают установки участников конфликта на его динамику и способ разрешения [3, с. 112].

В исследовании приняли участие 25 юношей и 25 девушек, в возрасте от 18-22 лет. Для изучения содержательных характеристик идентичности личности была использована методика Куна «Кто Я?». По результатам исследования, было выявлено, что юноши и девушки описывают себя с учебно-профессиональной ролевой позиции и семейной принадлежности, это объясняется тем, что они продолжают жить в семье, учатся в вузе и являются членами семьи. Выявлены достоверные различия по шкалам: Физическое я» и «Материальное я. То есть, у юношей и девушек доминируют одинаковые характеристики идентичности - социальное я, коммуникативное я и рефлексивное я. Таким образом, «Я-образ» большинства опрошенных оказался достаточно позитивным. Превалирующими компонентами структуры «Я-образа» являются: семейный статус, оценочное отношение к себе, профессиональный статус, «ассоциации», что в основном характеризуют эмоциональную сферу человека, моральные и эмоциональные качества. Пол, возраст, национальность, религиозная принадлежность, гражданство, в «Я-образе» представлены в очень незначительной степени. Моральные и эмоциональные качества превосходят интеллектуальные, социально-психологические, волевые и деловые качества.

В ходе исследования особенности конфликтного взаимодействия были изучены с помощью методики Томаса «Стратегии поведения личности в конфликтной ситуации». По результатам исследования у большинства юношей преобладающей стратегией является соперничество, то есть те люди, которые выбирает данную стратегию поведения, прежде всего, исходят из оценки личных интересов в конфликте как высоких, а интересов своего соперника - как низких. Соперничество выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Наименее предпочитаемой формой поведения в конфликте является стратегия «Избегание». Данным лицам характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. У большинства девушек преобладающей стратегией является компромисс. Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Стратегия компромисса не портит межличностные отношения. Более того, она способствует их положительному развитию. Наименее предпочитаемой формой поведения в конфликте является «Избегание».

Анализ статистически достоверных различий между результатами юношей и девушек выявил что, юноши в отличие от девушек способны к проявлению соперничества в конфликтных ситуациях, а девушки более склонны к стратегии компромисса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.