Научная статья на тему 'Развитие готовности родителей к доверительному общению с детьми дошкольного возраста в дополнительном образовании'

Развитие готовности родителей к доверительному общению с детьми дошкольного возраста в дополнительном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЗНАКИ / FEATURE / ФУНКЦИИ / FUNCTIONS / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ / CONFIDENTIAL COMMUNICATION OF PARENTS AND CHILDREN / ГОТОВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ К ДОВЕРИТЕЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ С ДОШКОЛЬНИКАМИ / PARENTS' READINESS FOR CONFIDENTIAL COMMUNICATION WITH PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савва Л.И.

В статье определена актуальность проблемы, уточнены признаки, содержание и функции доверительного общения родителей и детей, обоснованы педагогические условия, направленные на развитие готовности родителей к доверительному общению с дошкольниками в дополнительном образовании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савва Л.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Parents' Readiness for Confidential Communication with Preschool Children in Complementary Education

The article deals with the actual problem. The author specifies the features, contents and functions of parents' confidential communication with children. The pedagogical conditions aimed at development of parents' readiness for confidential communication with preschool children in complementary education are also grounded in the article

Текст научной работы на тему «Развитие готовности родителей к доверительному общению с детьми дошкольного возраста в дополнительном образовании»

УДК 378.14 ББК Ч411

Савва Любовь Ивановна

доктор педагогических наук, профессор кафедра педагогики Магнитогорский государственный университет, г. Магнитогорск Savva Lyubov Ivanovna Doctor of Pedagogics, Professor Chair of Pedagogy Magnitogorsk State University Magnitogorsk

Развитие готовности родителей к доверительному общению с детьми дошкольного возраста в дополнительном образовании

Development of Parents' Readiness for Confidential Communication with Preschool Children in Complementary Education

В статье определена актуальность проблемы, уточнены признаки, содержание и функции доверительного общения родителей и детей, обоснованы педагогические условия, направленные на развитие готовности родителей к доверительному общению с дошкольниками в дополнительном образовании.

The article defines the topicality of the problem. The author specifies the features, contents and functions of the parents' confidential communication with children. The pedagogical conditions aimed at the development of parents ' readiness for confidential communication with pre-school children in complementary education are grounded in the research work as well.

Ключевые слова: признаки, функции, педагогические условия, доверительное общение родителей и детей, готовность родителей к доверительному общению с дошкольниками.

Key words: features, functions, pedagogical conditions, confidential communication of parents and children, parents' readiness for confidential communication with pre-school children.

Проблема эффективных детско-родительских отношений - одна из сложных и противоречивых проблем современной педагогической науки. С одной стороны, она отражает заинтересованность ученых в нахождении путей методичного построения этих отношений, а с другой стороны, показывает, что не всякая семья готова справиться с субъективными и объективными факторами, определяющими детско-родительские отношения, и грамотно, на доверительной основе их выстроить. Заметим, что доверительное общение -

сама по себе малоизученная область в педагогической науке. Тем не менее, педагогика и смежные с ней науки располагают определенными наработками в данном вопросе. Теоретический анализ психологической и педагогической литературы [3, 4] позволил нам выявить и целостно представить признаки, содержание и функции доверительного общения родителей и детей дошкольного возраста как педагогической категории.

Нами определено, что основными признаками доверительного общения родителей и дошкольников выступают «социальный признак (наличие определенного расстояния между взрослым и ребенком, выраженного в социальных ролях или социальном статусе); психологический признак (присутствие особой эмоциональной или психологической близости родителей и детей, регулирующей их симпатию); биологический признак (присутствие непосредственной связи с физиологией ребенка); культурологический признак (существование отработанных духовных достижений в семье) и педагогический признак (создание условий для самореализации и развития ребенка в семье)» [5, с. 18].

В процессе исследования уточено, что доверительное общение родителей и детей в семье выполняет следующие функции - социальную, психологическую, психотерапевтическую и педагогическую. Первая функция направлена на установление оптимальной дистанции и устойчивой обратной связи взрослых и детей. Психологическая функция связана с установлением доверительных отношений и удовлетворением потребности ребенка в признании и принятии его родителями. Психотерапевтическая функция доверительного общения адресована на установление психологической близости родителей и детей. Педагогическая же функция направлена на воспитание, развитие и самореализацию ребенка в условиях благоприятной семейной среды общения [5].

Содержание готовности к доверительному общению родителей и детей дошкольного возраста мы представляем через характеристику его составляющих компонентов: мотивационно-ценностного (потребности и цели родителей в общении с ребенком); эмоционально-чувственного (ценности и

модели взаимодействия с ребенком, действенная эмпатия, любовь к детям); когнитивного (знания родителей о доверительном семейном общении); поведенческого (коммуникативные умения родителей в выстраивании доверительного общения с ребенком).

Анализ научной литературы, опыт работы автора, а также анализ результатов практических наблюдений позволил нам сформулировать следующий вывод: эффективное развитие готовности родителей к доверительному общению с ребенком старшего и среднего дошкольного возраста в системе дополнительного образования связано с организацией специальной школы для родителей, где реализуются следующие педагогические условия: 1) осознание и целенаправленное применение взрослыми основных механизмов, обеспечивающих формирование межличностного пространства в семье; 2) адекватное понимание родителями мотивов ребенка для точной оценки его поступков и прогнозирования поведения в семье; 3) развитие у родителей рефлексивных умений в построении речевых и невербальных сообщений с целью поддержания с детьми оптимального уровня психологической близости.

Введение первого условия связано с тем, что доверительное общение родителей с дошкольником можно изменять, влияя на понимание механизмов их межличностного взаимодействия, которое можно успешно описать, используя термины пространства. В связи с этим мы проанализировали взгляды ученых на понятие «межличностное пространство» [2], уточнили, что оно является видом социального пространства, сущностными характеристиками которого выступают отношения между составляющими его субъектами.

Межличностное взаимодействие родителя и ребенка определено нами как формирование межличностного пространства семьи, направленного на организацию в определенном порядке всех элементов взаимодействия: 1) выбор позиции по отношению к другому, пристройку к позициям друг друга; 2) четкое определение пространственных и временных границ ситуации взаимодействия, за пределами которых выбранная позиция родителей

становится неуместной; 3) оформление занятой позиции посредством использования вербальных и невербальных средств коммуникации.

В нашем случае пространственные характеристики межличностного взаимодействия родителей и детей старшего и среднего дошкольного возраста включают вертикальные и горизонтальные составляющие. Первая находит свое выражение в представлениях о взаимном расположении родителя и ребенка в процессе общения в виде возможных вариантом: пристройка к дошкольнику сверху, пристройка к нему наравне, пристройка снизу, отстраненная от ребенка позиция. Горизонтальная составляющая проявляет себя в использовании родителями межличностных преград, стоящих на пути сближения с ребенком, и выборе той или иной межличностной дистанции. Такими преградами могут быть внешние физические барьеры, психологические преграды, «закрытость» той или иной стороны личности родителя или ребенка в семье.

В связи с этим для обеспечения формирования психологически комфортного межличностного пространства в семье родителям необходимо четко осознавать те основные механизмы, с помощью которых оно строится. К таким механизмам ученые относят взаимопонимание, координацию и согласование [3].

Взаимопонимание связано, в первую очередь, с когнитивными процессами. Оно обеспечивает формирование общего смыслового поля родителя и ребенка дошкольного возраста, объединение интересов взрослых и детей, выработку сходного видения задач в конкретной ситуации. Такой механизм межличностного взаимодействия обеспечивает членам семьи осведомленность о привычках друг друга, взглядах на мир, об отношении к тем или иным жизненным событиям. Следующий механизм межличностного взаимодействия - координация. В нашем случае он связан с инструментальными процессами, включающими умения и навыки родителей, поиском необходимых коммуникативных средств, которые соответствуют намерениям и возможностям родителей и детей для построения доверительного общения. Результатом координации является их совместимость в действиях и согласованность в операциях. Согласование, как третий механизм

взаимодействия, касается в основном мотивационной стороны семейного общения и направлено на достижение относительного согласия в целях и намерениях участников, что задает основной тон межличностным отношениям родителей и детей, определяет их эмоциональную окраску.

Взятые в совокупности взаимопонимание, координация и согласование направлены на построение эффективного взаимодействия, в ходе которого происходит постоянный процесс «отлаживания» интересов каждого из его участников и интересов формирующейся общности. Это создает пространство взаимодействия, имеющее вертикальные, горизонтальные, территориальные и временные измерения. Это пространство в свою очередь влияет на характер психологического контакта между родителями и дошкольниками.

Заметим, что на занятиях в «Школе для родителей» взрослые не только узнают о назначении механизмов взаимодействия, но и осознают, что именно родители должны выступать координаторами этого процесса, целенаправленно подбирая и выбирая необходимые механизмы для конкретной ситуации с дошкольником. Кроме этого родители на примере своего правильного выбора обучает ребенка, как поступать в том или ином случае.

Второе условие, обеспечивающего готовность родителей к доверительному общению, направлено на адекватное понимание родителями мотивов своего ребенка для точной оценки его поступков и прогнозирования поведения. Понимание рассматривается нами как накопление, систематизация вербализованных знаний о других людях и оперирование ими с целью достижения максимального соответствия суждений, оценок, представлений о человеке по его объективно существующим чертам, свойствам, мотивам [5].

Поэтому понимание позволяет адекватно оценивать поступки детей и прогнозировать своё поведение и поведение дошкольника. Однако чаще всего мотивы действий ребенка внешне не выражены, поэтому от родителей требуются повышенная наблюдательность и внимание к ребенку и его занятиям. Понять мотивы дошкольника помогают родителям беседы с детьми, анализ результатов деятельности детей , оценка эмоционального состояния ребенка. Указанные методы могут помочь взрослому и предсказать поведение

ребенка в определенной ситуации, поскольку с их помощью выявляются наиболее устойчивые и доминирующие потребности, интересы, личностные диспозиции.

На занятиях в «Школе для родителей» взрослые осознают тот факт, что мотивы ребенка могут быть глубоко скрыты. Поэтому оптимальная родительская позиция должна отвечать трем главным требованиям: адекватности, гибкости и прогностичности.

Адекватность позиции взрослого основывается на реальной точной оценке особенностей своего ребенка, на умении увидеть, понять и уважать его индивидуальность. Гибкость родительской позиции рассматривается нами как способность взрослого изменить предложенный стиль общения, способ воздействия на ребенка по мере его взросления в связи с различными ситуациями в семье [5]. «Закостенелая», инфантильная позиция родителей может привести к возникновению барьеров общения, вспышкам непослушания дошкольника, бунта и протеста ребенка в ответ на любые требования взрослых. Прогностичность позиции выражается в ориентации родителя на «зону ближайшего развития» ребенка в общении и на задачи завтрашнего дня. Она состоит в опережающей инициативе взрослого, в изменении общего подхода к дошкольнику с учетом его индивидуальности и перспектив развития.

Третье условие обращено на овладение родителями рефлексивными умениями в построении речевых и невербальных сообщений (или высказываний), направленных на поддержание оптимального уровня психологической близости с дошкольником. Выбор его связан с тем, что основу доверительного общения родителей и детей дошкольного возраста составляет, прежде всего, процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между родителями и детьми при помощи языка и невербальных средств.

В этой связи родителям необходимо осознанно, целенаправленно и активно выстраивать и анализировать как вербальные, так и невербальные формы общения с детьми старшего и среднего дошкольного возраста. Для этого родителям необходимо владеть рефлексивными умениями в построении

своих речевых и невербальных высказываний, способствующих поддержанию оптимального уровня психологической близости с ребенком, их эмоциональному пониманию.

Для того чтобы общение родителей с дошкольниками было максимально позитивным, доверительным и бесконфликтным, родителям необходимо соблюдать ряд правил при построении своих речевых сообщений, а именно: говорить на языке ребенка, подчеркивать его значимость и общность их интересов, проявлять интерес к его проблемам; не давать излишнюю информация, которая вводит ребенка в заблуждение, сбивает с толку; высказывание должно по возможности быть правдивым; стараться не отклоняться от темы; избегать непонятных выражений, неоднозначности, ненужного многословия и др.

Невербальное общение родителей и детей также подчиняется определенным предписаниям, к которым могут быть отнесены следующие правила: использование определенных и узнаваемых невербальных знаков; перевод своих чувств и намерений в невербальные средства («кодирование»); оказание педагогической поддержки ребенку в интерпретации невербальных знаков («декодирование») взрослого и др.

Мы полагаем, что, рассмотренные нами педагогические условия, с одной стороны, являются относительно самостоятельными, а с другой, они взаимосвязаны и дополняют друг друга, влияя на получение положительного результат, так как составляют единый комплекс. Проведенное нами исследование показало, что введение данного комплекса педагогических условий в «Школе для родителей», созданной в учреждении дополнительного образования, заметно повысило уровень знаний, умений и навыков взрослых в поле изучаемой проблемы и обеспечило их переход на более высокий, качественно отличный уровень готовности к доверительному общению с о своими детьми дошкольного возраста.

Библиографический список

1. Арутюнян М.Ю. Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодежи.- Вильнюс, 1988.-167 с.

2. Данюшенков В.С., Иванова Н.В. Современные представления о социальном пространстве // Педагогика - 2004. - № 9. - С. 28-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.